ленных финансовых лимитов. Структура управления крупного банка предполагает автономизацию отдельных направлений деятельности, стандартизацию операций и вариантов принимаемых решений, а поэтому не может быстро и нестандартно реагировать.
Малые банки более гибки и в отношении минимальных размеров ссуд. В небольших банках минимальная сумма кредитов может быть и 5 тыс. руб., у крупных она редко опускается ниже 1 млн руб.
Подтверждением тому, что доходность от вложений в проекты малого бизнеса и их кредитования превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса, служит процентная ставка. Так, по кредитам для малых предприятий она более чем в 1,5 раза выше среднегодового показателя по кредитам для нефинансовых организаций в среднем по России. Банки, работающие в рамках специальных программ (как, например, программа ЕБРР) и получающие льготные кредиты для работы с малыми предприятиями, варьируют величину процентной ставки.
УДК 339.727.244 ББК 65.268.42
Т. А. Чепикова
Эффективный валютный контроль как преграда «бегству» капитала из страны
В статье анализируются причины массового оттока капитала из страны и роста внешнего долга. Рассматривается действующая система валютного регулирования и валютного контроля и причины, в связи с которыми она не может приостановить массовый отток капитала из страны. Предлагается в качестве меры по совершенствования действующей системы валютного регулирования и валютного контроля, в том числе в условиях экономического кризиса, ужесточение контроля за проведением валютных операций движения капитала.
Ключевые слова: валютный контроль, валютное регулирование, капитал, бегство капитала, экономический кризис.
Экономический кризис затронул и российскую экономику. Первые признаки серьезного финансового кризиса в российской банковской системе проявились в августе 2007 г. Сокращение экспортной выручки в результате падения мировых цен на нефть привело к относительному сжатию денежной массы. Отечественный корпоративный сектор не сформировался настолько, чтобы эффек-
V V п
тивно участвовать в мировой несырьевой торговле. В отличие от его конкурентов он не имеет государственной поддержки на внешних рынках.
Внешнеэкономический комплекс России во многом становится заложником зигзагов мировой конъюнктуры при гипертрофии его влияния на внутреннее экономическое и социальное развитие страны.
По мнению главы Минфина РФ А. Л. Кудрина, «внешняя конъюнктура для России не будет такой успешной (в 2009 г.), как это было после кризиса 1998 г., и неблагоприятный период может затянуться на 10-20-50 лет. Поэтому пришла пора задуматься о возрождении практики активного заимствования за рубежом. По оценке Центробанка, к 1 апреля 2009 г. мы остались должны иностранцам 453,5 млрд долларов, из которых всего 30,5 млрд долларов приходится на государство»1.
Исследования сотрудников института «Центр развития» ГУ ВШЭ Н. Акундинова, В. Миронова и других, показали, что в 2009 г. сохранится дефицит денежной массы в стране, так как банки активно, в том числе досрочно, погашают внешние долги. В отличие от банков предприятия почти не платят по внешним долгам: нефинансовый сектор реструктурирует практически все предстоящие плате -жи. Доступ к рынку капитала ограничен. Приток прямых иностранных инвестиций в страну в 2009 г. по сравнению с прошлым годом сократился более чем вдвое. Но несмотря на уменьшение ресурсной базы, предприятия реального сектора экономики продолжают наращивать валютные активы, используя для этого традиционные каналы вывода капитала. Если у предприятия имеются ликвидные активы, то для получения отсрочки по платежам оно зачастую выво -
1 А. Л. Кудрин, глава Минфина РФ (Изв., 2009, 15 апр.).
56
зит их за границу. Именно этим можно объяснить рекордный всплеск оттока капитала из страны, который, по расчетам сотрудников института, в 2009 г. составит 90-100 млрд долларов1.
Вышеназванные расчеты совпадают с прогнозами Всемирного банка, в которых также указывается предполагаемая сумма оттока капитала из страны в 2009 г. в размере около 100 млрд долларов.
Как сообщалось в пресс-релизе Банка России, чистый отток капитала из России в 2008 г. составил 129,9 долларов.
Прежний рекорд оттока капитала был установлен в 2000 г. и составил 24, 8 млрд долларов2.
Таким образом, за последние два года отток капитала из страны возрос почти в пять раз по сравнению с 2000 г.
Причину массового бегства капитала из страны многие экономисты видят в нестабильности макроэкономической политики государства, противоречивом характере денежно-кредитной политики, несовершенной системе налогообложения. Данная политика государства не позволяет хозяйственным субъектам принимать экономически обоснованные решения, что повышает риск инвестирования и не ставит своей целью стимулирование экономи -ческого роста и роста благосостояния населения.
Правительством РФ был разработан пакет антикризисных мер, направленных, прежде всего, на поддержку ликвидности банковского сектора, сохранение доверия физических лиц к национальным банкам, взят курс на постепенное ослабление рубля. Анализируя разработанные правительством антикризисные меры, многие экономисты считают, что они не обеспечат экономический рост, если не будет разработан механизм контроля за денежно-кредитной политикой банков. Кроме того, курс на постепенное ослабление рубля теоретически делает продукцию российских предприятий более конкурентной на мировом рынке, но в то же время может привести к долларизации экономики, исчерпанию валютных резервов, к отказу от инвестиций и «бегству капитала» из страны.
1 Вопр. экономики. - № 9. - 2009 - С. 76.
2 Валютное регулирование и валютный контроль. - № 4. - 2009. - С. 20.
57
Таким образом, анализируя причины принятия решения о «бегстве капитала» из страны, можно сказать, что они вызваны сочетанием следующих факторов: низким уровнем доходности инвестиций для инвесторов, экономическими рисками, вызванными нестабильностью макроэкономической политики и действующей системы налогообложения, а также конфиденциальностью.
Также «бегство капитала» порождается инфляцией, а само бегство ведет к нехватке денежных средств и тем самым увеличивает дефицит государственного бюджета и стимулирует инфляцию.
Расходясь во мнениях о наборе макроэкономических мер борьбы с бегством капитала, большинство экономистов сходятся в том, что такой метод, как валютный контроль, может ограничить размер оттока капитала из страны. Об этом свидетельствует опыт Бразилии и Чили, где введение жесткого валютного контроля позволило значительно уменьшить масштабы оттока капитала из этих стран.
Россия вынуждена решать проблемы выхода из кризиса при давлении внешнего долга и интенсивном вывозе капитала. В этих условиях ограничить бегство капитала из страны способна только эффективная система валютного контроля.
Российские предприятия получили право на самостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельности после принятия Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990.
Коренные преобразования в валютной политике страны, связанные с переходом страны на рыночные отношения, начались с принятия Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон № 3615-1).
Данный закон, по существу, стал правовой основой регулирования порядка проведения валютных операций при осуществлении внешнеэкономической деятельности российскими предприятиями, поскольку он определил принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения,
58
пользования и распоряжения валютными ценностями и ответственность за нарушения валютного законодательства.
В Законе № 3615-1 было определено, что цели и основные направления валютного контроля следующие:
• определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для их проведения лицензий и разрешений;
• проверка выполнения резидентами обязательств перед государством, связанных с обязательной продажей части валютной выручки на внутреннем рынке страны;
• проверка обоснованности платежей в иностранной валюте и полноты и объективности учета по валютным операциям.
В Законе № 3615-1 все валютные операции были разделены на две группы: текущие и связанные с движением капитала. К текущим валютным операциям были отнесены переводы в Российскую Фе -дерацию и из неё иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней (до 1999 г. срок осуществления текущих валютных операций составлял 180 дней).
К валютным операциям движения капитала относились операции по предоставлению и получению отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также предоставлению и получению финансовых кредитов, прямых инвестиций (вложений в уставный капитал предприятий), портфельных инвестиций (приобретение ценных бумаг).
В соответствии с ограничениями, установленными в законе № 3615-1, текущие валютные операции осуществлялись резиден-тами без ограничений, в то время, как на проведение валютных операций движения капитала требовалось наличие разрешения или лицензии, выдаваемого органом валютного регулирования - Центральным банком РФ.
Осуществление валютной операции движения капитала при отсутствии соответствующего разрешения или лицензии считалось незаконной валютной операцией, и лица, виновные в осуществлении незаконной валютной операции, привлекались к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Также в соответствии с Законом № 3615-1 валютный контроль и привлечение к ответственности осуществлялось:
• за нарушение установленного порядка зачисления экспортной выручки (выручка подлежала обязательному зачислению на счета резидента, открытые в уполномоченном банке);
• за неисполнение резидентом обязанности, связанной с обязательной продажей части экспортной выручки на внутреннем рынке (процент продажи части экспортной выручки менялся от 75 % до 30 %);
• за невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств либо за невозврат перечисленных средств;
• за неуведомление налоговых органов об открытии счетов за рубежом;
• за несоблюдения порядка ведения учета и предоставления отчетности по валютным операциям.
Закон № 3615-1(с внесенными в него Федеральными законами изменениями и дополнениями) регулировал проведение валютных операций в стране до 18 июня 2004 г.
С 18 июня 2004 г. вступил в силу Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее Закон № 173-ФЗ).
В настоящее время внешнеэкономическая деятельность резидентов и нерезидентов на территории РФ регулируется валютным законодательством, состоящим из вышеназванного Закона № 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним федеральных законов (актов
валютного законодательства РФ) и нормативных правовых актов по
60
вопросам валютного регулирования, принятых органами валютного регулирования (актов органов валютного регулирования).
Вступивший в силу Закон № 173-ФЗ был направлен на либерализацию валютного законодательства РФ. Основной смысл Закона № 173-ФЗ сводился к принципу: разрешено все, что не запрещено законом. В Законе № 173-ФЗ вместо деления валютных операций на текущие валютных операций и операций движения капитала все ва -лютные операции рассматриваются как операции между участника -ми: резидентами и нерезидентами, нерезидентами и валютными операциями резидентов.
Контроль за соблюдением валютных операций, открытием счетов за рубежом в соответствии с действующим валютным законодательством РФ в пределах своих полномочий осуществляют органы и агенты валютного контроля.
Органы и агенты валютного контроля
ЦЦБ РФ
Рос-фин надзор
Уполномоченный банк
Внеш эконом банк
Таможенные органы
Налоговые органы
Орган валютного контроля - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее по тексту Росфиннадзор) - наделен Постановлением Правительство Российской Федерации от 08.04.2004 № 198 полномочиями применять установленные законодательством РФ меры ответственности к нарушителям валютного законодательст -ва и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, запрашивать у резидентов и нерезидентов документы и информацию, связанную с проведением валютных операций, и сообщать органу валютного контроля об установленных нарушениях.
Резиденты и нерезиденты при осуществлении валютных операций, открытии счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации с нарушением установленных действующим валютным законодательством РФ правил и ограничений могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), а за нарушения на сумму более 5 млн руб. руководители организаций могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии со ст. 193 УК РФ.
Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия и бездействия) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством РФ и актами валютного регулирования.
За нарушения резидентами, юридическими и физическими лицами, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования к ним могут быть применены меры административ -ной ответственности, установленные ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в отдельных случаях и к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 193 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) (таблица).
Резиденты - физические лица - могут быть привлечены к административной ответственности за проведение незаконной (запрещенной) валютной операции. Незаконной валютной операцией для резидентов - физических лиц является проведение расчетов с нерезидентами на территории РФ наличной валютой РФ или иностранной валютой при купле-продаже товаров. Незаконными (за-
прещенными) валютными операциями являются также получение резидентом, физическим лицом, наличной валюты РФ и иностранной валюты в дар от нерезидента или дарение, завещание нерезиденту наличной валюты РФ, получение наличной валюты РФ от нерезидента по праву наследования.
К числе незаконных валютных операций относится вывоз физи -ческими лицами, резидентами, с таможенной территории РФ иностранной валюты и (или) валюты РФ сверхустановленных валютным законодательством норм (норма вывоза валюты не должна превы -шать в эквиваленте 10 000 долларов США).
Таблица 1
Меры ответственности, применяемые к резидентам, юридическим и физическим лицам, за нарушения валютного законодательства РФ
Вид нарушения и номер нарушенной статьи КоАП РФ Мера ответственности
юридических лиц физических лиц
Проведение незаконной (запрещенной) валютной операции (часть 1 ст. 15.25) Штраф на юридическое и должностное лицо в размере от 75 до 100 % суммы незаконной валютной операции Штраф на граждан в размере от 75 до 100 % суммы незаконной валютной операции
Неуведомление в установленный срок налогового органа по месту учета об открытии счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ) Штраф на юридическое лицо в размере от 50000 до 100000 руб., на должностное лицо в размере от 5000 до 10000 руб. Штраф на граждан в размере от 1000 до 1500 руб. (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ)
На банковский счет резидента в контрактные сроки не поступила от иностранного партнера (заказчика) иностранная валюта (валюта РФ) за переданные заказчику товары (выполненные работы, оказанные услуги) (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ) Если не получена сумма менее 5 млн руб. - штраф на юридическое и должностное лицо в размере от 75 до 100 % от суммы не зачисленных на счет резидента денежных средств. Если сумма незачисленных средств более 5 млн руб. должност-ное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ Не применяется
Иностранный партнер в установленный срок не вернул аванс (предоплату) за не ввезенный на территорию РФ товар (не выполненные работы, не оказанные услуги) (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ) Если сумма аван-са(предоплаты) не превышает 5 млн руб. - штраф на юридическое и должностное лицо в размере от 75 до 100 % от суммы не возвращенных денежных средств Если не возвращен аванс на сумму более 5 млн руб. уголовная ответственность (ст. 193 УК РФ) Не применяется
Резидентом нарушил единые правила оформления паспорта сделки, в установленные сроки не представил формы отчетности по валютным операциям, нарушил сроки хранения учетных и отчетных документов, паспортов сделок (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ) Штраф для юридических лиц в размере от 40000 до 50000 руб., для должностных лиц от 4000 до 5000 руб. Не применяется
К нарушению валютного законодательства относится также неуведомление в установленный срок налогового органа по месту учета об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ резиденты, физические лица, обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) счета или изменения реквизитов таких счетов.
Резиденты - юридические лица - подлежат более значительному валютному контролю со стороны органов и агентов валютного контроля.
Основные направления валютного контроля резидентов - юридических лиц - не претерпели значительных изменений в связи с вступлением в силу Закона № 173-ФЗ. Однако с даты вступления закона в силу до настоящего времени в него были внесены изменения и дополнения, направленные на либерализацию валютного контроля.
В значительной степени это коснулось контроля за проведением резидентами (юридическими лицами) незаконных (запрещенных) валютных операций, которыми в настоящее время признаются:
• расчеты юридических лиц (резидентов) с нерезидентами в наличной валюте РФ и иностранной валюте при купле-продаже товаров, не относящихся к розничной торговле и не связанных с оказанием физическим лицам (нерезидентам) на территории РФ транспортных, гостиничных и других подобных услуг, перечисленных в ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ;
• проведение юридическими лицами (резидентами) расчетов при осуществлении валютных операций с использованием счетов, открытых в банках за пределами территории РФ, с нарушением требований ч. 2 и ч. 4 ст. 14 Закона № 173-ФЗ (перечень валютных операций, осуществляемых без использования банковских счетов, ограничен расчетами розничной торговли, оплатой транспортных услуг и т. п.);
• операции, связанные с переводом на свои счета (вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, не предусмотренные ч. 4 и ч. 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ (ЦБ РФ установлен порядок про -ведения операций на счетах).
Таким образом, в настоящее время не осуществляется контроль за валютными операциями движения капитала.
До 1 июля 2006 г., в ст. 7 Закона № 173-ФЗ был приведен перечень валютных операций движения капитала, регулируемых Правительством РФ, к числу которых относились следующие валютные операции:
• расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа при экспорте определенных товаров, проведении строительных и подрядных работ за пределами территории Российской Федерации, осуществлении внешнеторговой деятельности;
• расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами, связанные с предоставлением коммерческих кредитов резидентами нерезидентам в виде предварительной оплаты при импорте товаров и т. д.
В вышеназванной статье Закона № 173-ФЗ содержалось требование о размерах и сроках резервирования суммы указанных выше
валютных операций на срок до исполнения нерезидентом взятых на себя обязательств.
В Законе № 173-ФЗ указывалось, что порядок резервирования устанавливается Правительством РФ. Однако Правительством РФ был разработан порядок резервирования только при проведении расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, в связи с чем в отношении других валютных операций движения капитала, регулируемых Правительством РФ, с даты вступления вышеназванного закона в силу валютный контроль не осуществлялся.
В ст. 8 Закона № 173-ФЗ был приведен перечень валютных операций движения капитала, которые до 1 января 2007 г. регулировались Центральным банком РФ. К числу регулируемых Центральным банком РФ валютных операций движения капитала относились:
• расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов (получении кредитов и займов) резидентами нерезидентам (нерезидентами резидентам) в иностранной валюте и в валюте РФ;
• операции между резидентами и нерезидентами (нерезидентами и резидентами) с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценами бумагами);
• операции, между резидентами и нерезидентами (нерезидентами у резидентов), связанные с приобретением прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами).
В отношении проведения вышеназванных валютных операций движения капитала Центральным банком РФ было установлено требование об использовании специального счета и требование о резервировании.
Отмена контроля за проведением валютных операций движения капитала при нестабильной макроэкономической политике государства привела к значительному росту оттока капитала из страны за последние два года по сравнению с 2000 г. Заметным элементом
«убегающего» капитала является капитал, заработанный незаконными способами в результате осуществления резидентами юридически не оформленных видов деятельности.
На налоговые органы действующим валютным законодательст -вом возложен контроль за соблюдением резидентами (юридическими лицами) установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.
Объективную сторону состава данного административного пра -вонарушения составляет неуведомление в установленный законом срок (в течение одного месяца с даты открытия счета) налогового органа по месту учета юридического лица об открытии счета (вклада) или изменении реквизитов счетов в банке, находящемся за пределами территории РФ.
Кроме контроля за порядком открытия (закрытия) счета в банке за пределами территории РФ, на налоговые органы на основании ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ возложена обязанность осуществлять контроль за представлением резидентами отчетности по счетам, открытым в банках за пределами территории РФ.
Порядок представления резидентами (юридическими лицами) отчета установлен Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 «Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ» (далее Постановление № 819).
В соответствии с установленным порядкам резиденты (юридические лица) ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала представляют в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в двух экземплярах по форме, указанной в приложении к Постановлению № 819, и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее подтверждающие банковские документы) по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по
каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории РФ, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
Основными нарушениями, допускаемыми резидентами (юридическими лицами) при предоставлении отчетов о движении средств на счетах в банках, открытых за пределами территории РФ, являются:
• нарушение установленных сроков представления отчета;
• представление отчета без подтверждающих банковских документов либо ненадлежащим образом их оформленных;
• представление отчетов не по всем открытым в банках за пределами территории РФ счетам.
Ответственность за вышеназванное правонарушение установлена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Предмет нарушения связан с непред -ставлением (несвоевременным представлением) резидентом в налоговый орган отчета о движении денежных средств по счетам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, либо представление отчета без подтверждающих банковских документов или ненадлежащим образом их оформленных.
Важнейшим направлением валютного контроля, осуществляемым органами и агентами валютного контроля в отношении резидентов (юридических лиц), является контроль за выполнением ими обязанности, установленной в ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, связанной с получением ими на свои банковские счета в уполномоченных банках в срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом), иностранной валюты и валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные им информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту и валюту РФ, установлен в п. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ.
Пунктом 1 и 2 ч. 19 Закона № 173-ФЗ установлено, что при осу-
ществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не установлено Законом № 173-ФЗ, обязаны обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
При определении срока поступления выручки органы и агенты валютного контроля учитывают условия заключенного договора. Также учитывается, что не является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, получение денежных средств с нарушением контрактных сроков за товары, еще не переданные покупателю (авансов, предоплат).
Если договором не определен срок оплаты товара, покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после его передачи продавцом. В случае, если договором предусмотрена оплата товара после его передачи, но срок оплаты договором не определен в соответствии со ст. 314 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) обязательство по оплате должно быть исполнено в разумный срок.
При определении разумного срока оплаты товара, исходя из положений п. 1 ст. 810 ГК РФ, разумным сроком оплаты товара следует считать 30 дней, с момента возникновения обязательств по оплате товара. Аналогичный порядок применяется к договорам на импорт товаров.
Дополнительные соглашения к договорам, изменяющие сроки получения денежных средств за переданные товары, должны быть приняты до истечения договорных сроков, иначе они не учитываются в ходе проверок.
Не признаются административным правонарушением, предусмотренным ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, случаи неполучения резидентом денежных средств за переданные нерезиденту товары, связанные с их возвратом в контрактные сроки или в сроки, уста-
новленные в соглашении о возврате товаров.
Судебные органы, рассматривая обращения резидентов об оспаривании постановлений органов валютного контроля о назначении им административного наказания на основании ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, исходят из того, что в ходе административного производства орган валютного контроля должен доказать наличие в действиях резидента события и состава административного правонарушения. Так, в Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А44-6396/2005-13А от 05.06.2006 было признано незаконным и отменено постановление органа валютного контроля (Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Новгородской области) в связи с неполной оценкой обстоятельств, составляющих состав правонарушения, а именно: неучетом факта, что недопоступление выручки связано с отгрузкой забракованного товара по ранее оформленной грузовой таможенной декларации.
В отношении резидентов (юридических лиц), занимающихся импортом товаров (работ, услуг), в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ установлен контроль за выполнением ими обязанности в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом), по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, не выполненные работы, не оказанные услуги, не переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них).
За невыполнение резидентом обязанности по возврату в РФ коммерческого кредита, предоставленного резидентом нерезиденту в виде предварительной оплаты по внешнеторговому договору, установленной в п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, к резидентам (должностным и юридическим лицам) применяется административная ответственность, предусмотренная ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Одним из направлений валютного контроля является контроль за соблюдением резидентами установленного порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а
также соблюдения единых правил оформления паспорта сделки и установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделки. Административная ответственность за данные нарушения предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны в установленном порядке вести учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям, обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
В ст. 20 Закона № 173-ФЗ установлено, что в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям ЦБ РФ устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки (далее ПС) при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом. Паспорт сделки не оформляется в случаях, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США по курсу, установленному банком на дату заключения контракта. Таким образом, в отношении резидентов (юридических лиц), заключающих контракты с иностранными партнерами на суммы в эквиваленте менее 5000 долларов США, не осуществляется в полном объеме валютный контроль уполномоченных банков, как в отношении резидентов, заключающих контракты на большие суммы.
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления резидентами согласно ч. 4 ст. 5 Закона № 173-ФЗ устанавливает Центральный банк России.
Формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, в настоящее время являются справка о валютных операциях, о поступлении валюты Российской Федерации, о подтверждающих документах.
До 27.01.2008 к формам учета и отчетности по валютным операциям были отнесены только паспорт сделки и формы отчетов о движении денежных средств в банках, расположенных за предела-
71
ми территории РФ.
Таким образом, в настоящее время дело об административном правонарушении по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении резидентов возбуждается в следующих случаях:
• при нарушении единых правил оформления паспорта сделки;
• непредставление или представление с нарушением установленных сроков и установленного порядка отчета о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ;
• нарушения установленных сроков хранения учетных и отчет -ных документов и паспортов сделок.
Резиденты также могут быть привлечены к административной ответственности, установленной ст. 19.7 КоАП РФ, за непредставление или несвоевременное представление должностному лицу органа или агента валютного контроля сведений (информации) о проведении валютных операций, открытии счетов или представление сведений или информации в неполном объеме или в искаженном виде. При выявлении органами и агентами валютного контроля вышеназванного нарушения решение о привлечении резидента к ответственности принимает мировой судья.
Проведенный анализ действующей системы валютного регулирования и валютного контроля показал, что она не эффективна.
Либерализация валютного контроля, связанная с отменой ограничений на осуществление валютных операций движения капитала, а также ограниченный валютный контроль в отношении резидентов, заключающих контракты с иностранными партнерами на небольшие суммы, не привела к росту денежной массы в стране, что затрудняет выход её из экономического кризиса.
Для создания эффективной системы валютного контроля, способной стать заслоном «бегству» капитала из страны, необходимо ужесточить систему валютного регулирования и валютного контроля страны, для чего внести соответствующие изменения в валютное законодательство, связанные с вводом ограничений на осуществление валютных операций движения капитала и усилить контроль за резидентами, осуществляющими валютные операции по контрактам на сумму до 5000 долларов США на дату заключения.
72