Д Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов:
"Г)Т~1 Т Т~ГТ I 1 Л ""Г1 изучение эффект ивност и процесса в вузах МВД России //
I Ц_| О У J | Г) X ± Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5, №2:37-51
УДК 378 DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-1-0-4
Ерошенков Н.В.
Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России
Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, ул. Горького, 71, Белгород, 308024, Россия, nic_bui@mail.ru
Статья поступила 05 мая 2019; Принята 04 июня 2019 г.;
Опубликована 30 июня 2019 г.
Аннотация. Новый виток развития в профессиональной подготовке курсантов вузов МВД России связан с появлением федерального закона «О полиции», возросшей потребностью общества в нравственной составляющей этой подготовки. В России накоплено достаточное количество исследований, посвященных нравственной проблематике применительно к правоохранительной деятельности. Системных исследований, охватывающих различные аспекты профессионально-нравственной подготовки курсантов в ведомственных вузах с учетом требований Федеральный государственных образовательных стандартов и других актуальных нормативных документов недостаточно. Целью исследования является изучение роли, заинтересованности, эффективности реализуемой в настоящее время в вузах МВД России профессионально-нравственной подготовки по мнению курсантов и преподавателей. Исследование осуществлялось в соответствии с целевым, содержательным и технологическим критериями процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов на основе контент-анализа, наблюдения, анкетирования, самооценки, опроса, интервью, экспертной оценки на базе Белгородского и Орловского юридических институтов. В результате была выявлена значимость и системность осуществляемой профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузах МВД России, возрастание осознания курсантами ее необходимости от курса к курсу, значительная роль воспитывающей среды вуза и отдела морально-психологической подготовки в ее эффективности, а также приоритет индивидуально-личностных форм взаимодействия при ее реализации. Ключевые слова: профессионально-нравственная подготовка; профессиональная нравственность; подготовка курсантов; вузы МВД России; полиция; будущие офицеры.
Информация для цитирования: Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т.5, №2. С. 37-51. БОТ: 10.18413/2313-8971-2019-5-2-0-4
Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России// Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5, №2:37-51
N.V. Eroshenkov
Professional and moral training of cadets: a study of the effectiveness of the process in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, 71, Gorky Str., Belgorod, 308024, Russia, ic_bui@mail.ru
Received on May 05, 2019; Accepted on June 04, 2019; Published on June30, 2019
Abstract. A new round of development in the professional training of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is associated with the emergence of the Federal Law "On Police", the increased public need for the moral component of this training. Russia has accumulated a sufficient amount of research on moral issues in relation to law enforcement. Systemic studies covering various aspects of professional and moral training of cadets in ministerial universities, taking into account the requirements of the Federal State educational standards and other relevant regulatory documents, is not enough. The research is aimed at studying the role, involvement, and effectiveness of the professional and moral training currently being implemented in high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia based on the opinion of cadets and teachers. The study was carried out in accordance with the target, substantive and technological criteria of the process of professional and moral training of cadets on the basis of content analysis, observation, questioning, self-assessment, survey, interview, expert assessment based on Belgorod and Oryol legal institutions. As a result, the study has revealed the significance and consistency of the professional and moral training of cadets in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the increasing awareness of cadets of its necessity from course to course, the significant role of the educational environment of the university and the moral and psychological training in its effectiveness, as well as the priority of individual personality forms of interaction in its implementation.
Key words: professional and moral training; professional morality; training of cadets; universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia; police; future officers. Information for citation: N.V. Eroshenkov (2019) "Professional and moral training of cadets: a study of the effectiveness of the process in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 5 (2), C. 37-51, DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-2-0-4
ВВЕДЕНИЕ
Вводная часть. Нынешнее десятилетие характеризуется появлением ряда актуальных федеральных законов (ФЗ), национальных проектов, нормативных документов в различных областях, как в области образования (ФЗ «Об образовании в Россий-
ской Федерации»1, Национальный проект «Образование»2 и др.), так и в области орга-
1Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2019). URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 03 мая 2019 г.)
2Национальный проект «Образование» от 24.12.2018. URL: https://strategy24.ru/rf/projects
Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России// Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5, №2:37-51
низации правоохранительной деятельности (ФЗ «О полиции»3, ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»4 и др.). Многие документы при содержательном их анализе рассматривают в качестве приоритета нравственный характер, морально-психологическое обеспечение профессиональной деятельности, реализуемой в области образования и поддержания правопорядка. В связи с этим особую значимость приобретает процесс профессиональной подготовки курсантов ведомственных вузов, ядром которой должна стать его нравственная составляющая, обеспечивающая формирование не только общекультурных, но и профессиональных компетенций по конкретным направлениям подготовки, отраженным в Федеральных государственных образовательных стандартах. В данном контексте речь идет о профессионально-нравственной подготовке курсантов в образовательной среде вуза МВД России как процессе формирования у курсантов профессиональной нравственности как интегрального личностного образования, обусловленного влиянием различных микросред вуза, и проявляющегося в профессионально-нравственном сознании, отношениях, чувствах и поведении курсантов (Ерошенков, 2014; Ерошенков, Исаев, 2015).
Краткое описание отражения проблематики исследования в науке. Вопросы нравственной подготовки курсантов вузов МВД России в той или иной степени рассматривали в своих трудах многие отечественные ученые (Барабанщиков А.В., Бородавко Л.Т., Долинский Н.И., Иваниц-
/project/view?category=education&slug=natsional-nyy-ршуек1-0Ьга70уатуе (дата обращения: 21 апреля 2019 г.)
3Федеральный закон «О полиции» (ред. От 03.12.2012) // Российская газета. 2011. №25. 08 Февраля.
4Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2011. №275. 07 декабря.
кий А.Т., Кикоть В.Я., Олейников В.С., Слепов В.Я, Хальзов В.И., Челпанов В.В. и др.). Анализ публикаций в периодических изданиях по интересующей нас проблематике, начиная с 2010 г., также подчеркивает актуальность изучения вопросов организации профессионально-нравственной подготовки курсантов: в области нравственного воспитания обучающихся в вузах силовых ведомств в процессе профессиональной подготовки (Ефремов, Солнцев, 2010), формирования у курсантов нравственно-волевых качеств (Лапшин, 2011), профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей вузов МВД России (Маю-ров, Миронов, 2012), формирования нравственных отношений курсантов вузов внутренних войск (Козлов, Федак, 2013), профессионально-нравственного воспитания как основы кадровой политики в МВД (Щеглов, 2014), профессионально-нравственного воспитания в образовательных организациях системы МВД России (Бялт, Трипутин, 2014), профессионально-нравственного воспитания курсантов к преодолению экстремальных ситуаций (Вла-сюк, Черниговский, 2014), формирования профессионально-нравственной позиции курсанта как образовательного результата подготовки в вузе МВД России (Черниговский, 2014), готовности курсантов к профессионально-нравственной самореализации (Рыбин, Рыбина, 2015) и др.
Примечательно, что наблюдается заинтересованность проблемами профессионально-нравственной подготовки будущих и действующих офицеров полиции и в зарубежной науке (Herbert, 1996; Morgan, Morgan, Foster, Kolbert, 2000; Sunshine, Tyler, 2003; Caldero, 2014; DeSchrijver, Maesschalck, 2015 и др.).
Цель исследования. В связи с выявленной социальной значимостью для государства, общества, науки профессионально-нравственного аспекта в деятельности офицеров полиции, целью статьи является изучение роли, заинтересованности, эффективности реализуемой в настоящее время в вузах МВД России профессионально-
Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России// Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5, №2:37-51
нравственной подготовки (ПНП) курсантов по мнению самих субъектов, участвующих в ее осуществлении.
Материалы и методы исследования.
Решение поставленной цели предполагало выбор инструментария, необходимого для проведения исследования. Для этого был использован комплекс диагностических
методик по определению эффективности процесса ПНП курсантов в деятельности преподавателей и сотрудников вуза МВД России в соответствии с целевым, содержательным и технологическим критериями (см. табл.), характеризующими его с позиций процесса.
Диагностические методики по определению эффективности процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов
Таблица
Table
Diagnostic methods for determining the effectiveness of the process of professional and moral
training of cadets
Критерии
Целевые ориентиры по показателям диагностики
Методы диагностики
«
О
П -
-
Ц
Выявление степени осознания значимости профессионально-нравственной подготовки курсантов; диагностирование меры достижения целей профессионально-нравственной подготовки курсантов
контент-анализ;
опрос: анкетирование, интервьюирование; самооценка;
экспертная оценка._
о. И
- -О
О Н и Н
Изучение степени оптимизации содержания образования в контексте профессионально-нравственной подготовки курсантов; выявление практико-ориентированности содержания профессионально-нравственной подготовки курсантов
контент-анализ;
опрос: анкетирование, интервьюирование; самооценка; экспертная оценка.
° а
ч о и
X н н
К
и -
V Н
U
Определение степени разнообразия применяемых форм профессионально-нравственной подготовки курсантов; выявление степени инновационности применяемых методов и средств ПНП курсантов
контент-анализ; наблюдение;
опрос: анкетирование, интервьюирование; самооценка;
экспертная оценка._
Всего в исследовании принял участие 731 респондент, из них 67 экспертов, 182 преподавателя и сотрудника Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина (БелЮИ МВД России) и Орловского юридического института МВД России (ОрЮИ МВД России), 482 курсанта из 22 взводов указанных вузов, что, в целом, обеспечивает репрезентативность выборки. Курсанты и взводы определялись методом случайной выборки, в исследовании участвовали представители 1-5 курсов обучения
различных направлений подготовки. Выбор преподавателей для участия в исследовании предполагал наличие представителей кафедр общекультурной и специальной направленности (в соотношении 30% к 70%), неаттестованные и аттестованные преподаватели (от лейтенанта до полковника), возраст преподавателей - от 25 до 65 лет, из которых 60% - мужчины, 40% -женщины; с опытом работы в вузе от 1 года до 22 лет. В качестве экспертов выступали наиболее опытные преподаватели и пред-
Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России// Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5, №2:37-51
s
с
ставители административного корпуса Бе-лЮИ МВД России, ОрЮИ МвД России, преподаватели кафедры педагогики Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»).
Контент-анализ в исследуемой области предполагал работу с документацией, в том числе: Концепцией воспитательной работы с курсантами, слушателями и студентами в МВД России, Положением о Книге почета БелЮИ МВД России; рабочими программами, учебно-методическими комплексами общепрофессиональных и специальных дисциплин, элективных курсов в БелЮИи ОрЮИМВД России, программами воспитательной работы с курсантами и слушателями на весь период обучения в указанных вузах; Комплексом мер по укреплению законности и служебной дисциплины среди сотрудников, курсантов, слушателей и студентов; инструкцией по организации и проведению индивидуальной профилактической и воспитательной работы в вузах; планами основных мероприятий отдела морально-психологического обеспечения на текущий год; методическими рекомендациями «Совершенствование индивидуальной воспитательной работы с курсантами и слушателями БелЮИ МВД России»; Положением о координационно-методическом совете по воспитательной работе и культуре БелЮИ МВД России и др. (Ерошенков, 2014).
Опрос курсантов, преподавателей и экспертов в виде анкетирования предполагал элементы оценки, самооценки, экспертной оценки. Разработанные анкеты включали по 8 вопросов, на 2 из которых можно было выбрать только 1 вариант ответа, на 6 - несколько вариантов (см. дополнитель-
ные файлы к статье: приложение 1, приложение 2.) Вопросы были созвучны в формулировках, учитывая специфику респондентов.
Результаты и их обсуждение.
Проведенный контент-анализ документации выявил:
1) отсутствие системности и согласованности в планировании и организации учебно-воспитательной работы профессионально-нравственной направленности с учетом разнообразных видов деятельности в различных микросредах вуза;
2) недостаточный уровень обеспечения психолого-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава и сотрудников вузов МВД России к реализации профессионально-нравственной подготовки;
3) недостаточное использование потенциала педагогики, современных инновационных образовательных технологий в рассматриваемом контексте.
Результаты проведенного анкетирования при ответе на вопрос о необходимости профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России подтвердили ее безусловную необходимость (рис. 1) и наше предположение об актуальности проводимого исследования.
Причем, как выяснилось, осознание степени необходимости реализации ПНП курсантов в вузах МВД России увеличивается в зависимости от курса обучения будущих офицеров (рис. 2).
Интересен тот факт, что в определении значимости ПНП в зависимости от стажа работы в вузе МВД России преподавателей и сотрудников, наблюдается некоторый разрыв (рис. 3).
Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России// Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5, №2:37-51
Рис. 1 Определение степени необходимости профессионально-нравственной
подготовки курсантов Fig. 1 Determining the need for professional and moral training of cadets
Рис. 2 Зависимость степени необходимости ПНП курсантов от курса обучения в вузе МВД России Fig. 2 Dependence of the need for professional and moral training of cadets on the course of study at the university of the Ministry of Interior of Russia
Рис. 3 Осознание степени необходимости ПНП курсантов в зависимости от стажа работы преподавателей и сотрудников в вузе МВД России Fig. 3 Awareness of the need for professional and moral training of cadets, depending on the length of service of teachers and staff at the Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России// Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5, №2:37-51
Из рисунка видно, что респонденты с опытом работы в вузе МВД России от 6 до 10 лет в меньшей степени (45%) по сравнению с другими категориями опрашиваемых (73%; 74%; 81%) осознают безусловную значимость профессионально-нравственной подготовки курсантов. Как выяснилось в ходе проведенного наблюдения, преподаватели с опытом работы более 5, но менее 10 лет работы в большей степени центрированы на самоутверждение в профессиональной сфере, четко следуют должностным обязанностям, требованиям преподавательской деятельности в вузе МВД России и ее результатам в виде конкретных приобретаемых курсантами узкопрофессиональных компетенций. Наблюдение также показало, что большинство преподавателей указанной категории (49%) полно-
стью не отвергают нравственный контент реализуемого учебно-воспитательного процесса, прибегая к нему ситуативно. Несомненно, радует то, что в ответах «молодых» и более опытных преподавателей и сотрудников наблюдается стабильность в определении высокой значимости рассматриваемой подготовки (73%, 74%, 81%, соответственно).
С целью выявления субъектов из числа структурных подразделений, участвующих в той или иной степени в реализации ПНП курсантов, респондентам был задан соответствующий вопрос: «Какие из структурных подразделений института МВД России участвуют в ПНП курсантов?». Результаты ответов курсантов, преподавателей и сотрудников представлены на рис. 4.
ю
20
руководство института отделение делопроизводства и режима учебный отдел адъюнктура
направление по работе с ветеранами кафедры факультеты отдел кадров инспекция по личному составу отдел моральнопсихологического.. научно-исследовательский отдел редакционно-издательский отдел отдел инф.-техн. обеспечения учебн...
с пеци ал ьная б ибл и отека библиотека комендантское отделение другой вариант ответа никакие подразделения
тТ
30
40
50 60 70 80 90 100
I I
Ж
78
■ 2d
□ 54
п 37
□ 67
I
п_,1
] 14
■ 13
24
10
: 22
J-3-
3 § Р24
□ 3'
1 ко
94
3 Л
■
У&
□ курсанты □ преподаватели и сотрудники Рис. 4 Участие структурных подразделений института МВД России в ПНП курсантов по мнению курсантов и преподавателей Fig. 4 Participation of structural subdivisions of the Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the professional and moral training of cadets in the opinion of cadets and teachers
Анализ ответов респондентов позволил установить определенные расхождения в ответах курсантов и преподавателей. Так,
по мнению курсантов наиболее значимыми подразделениями в ПНП курсантов (набравшими более 50% выборов) являются:
1) отдел морально-психологического обеспечения (93%);
2) факультеты (90%);
3) учебный отдел (89%) и кафедры (89%);
4) направление по работе с ветеранами (57%).
В ответах преподавателей и сотрудников по количеству выборов более 50% выстроилась следующая иерархия:
1) учебный отдел (98%) и отдел морально-психологического обеспечения (98%);
2) кафедры (94%);
3) факультеты (93%);
4) руководство института (78%);
5) направление по работе с ветеранами (67%);
6) адъюнктура (54%).
Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5, №2:37-51
Также при проведении исследования было выявлено, что 4% опрошенных курсантов (около 20 респондентов) и 2% преподавателей (4 преподавателя) отмечают, что никакие подразделения не ведут работу по профессионально-нравственной подготовке курсантов. Как выяснилось позже, приблизительно такой же процент курсантов, преподавателей и экспертов отмечают значимость при реализации данного процесса конкретных людей, значимых Других.
В связи с этим было проведено исследование, направленное на выявление значимых субъектов вуза МВД России, участвующих в реализации ПНП курсантов. Результаты представлены на рис. 5.
Рис. 5 Степень участия различных субъектов вуза МВД России в ПНП курсантов Fig. 5 The degree of participation of various subjects of the Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the professional and moral training of cadets
Исследование выявило явных лидеров в ответах студентов и преподавателей по количеству выборов. Так, в ответах курсантов наиболее значимыми сотрудниками (набравшими более 50% выборов) в реализации рассматриваемых задач являются:
1) сотрудники отдела морально-психологического обеспечения (83%);
2) курсовые офицеры (78%);
3) начальники подразделений (67%);
4) кураторы групп (64%);
5) преподаватели (52%).
Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России// Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5, №2:37-51
S
с
Мнение преподавателей по данному вопросу определило значимость практически всех субъектов, обозначенных в анкете, в диапазоне от 50% до 95%. Первые 3 позиции заняли:
1) сотрудники отдела морально-психологического обеспечения (95%);
2) курсовые офицеры (90%);
3) начальники подразделений (89%).
Отметим, что среди курсантов и преподавателей при такой поставке вопроса не было выбравших вариант ответа о том, что никто не занимается ПНП курсантов.
В задачи проведенного исследования входило также определение наиболее значимых для формирования профессиональной нравственности курсантов микросред вуза МВД России. Ранее проведенное исследование (Ерошенков, 2012) выявило, что образовательная среда вуза МВД России представлена несколькими микросредами,
взаимодополняющими друг друга: обучающей, развивающей, воспитывающей, социокультурной, исследовательской, информационной и практико-ориентированной.
Результаты анкетирования (рис. 6) показали, что наибольшее содействие в рассматриваемом нами процессе оказывают -обучающая, развивающая, воспитывающая и социокультурная микросреды вуза МВД России. В ответах преподавателей и сотрудников добавляется еще и практико-ориентированная микросреда. Менее задействованными в процессе ПНП курсантов являются, по мнению курсантов, - исследовательская (14%), информационная (8%) и практико-ориентированная (6%) микросреды. По мнению преподавателей и сотрудников, менее действенными микросредами являются - информационная (10%) и исследовательская (42%).
Рис. 6 Содействие различных микросред вуза МВД России
ПНП курсантов
Fig. 6 Contribution of various micro-environments of the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the professional and moral training of cadets
Мнения курсантов и преподавателей совпали в отнесении информационной микросреды вуза к наименее действенной в про-
цессе ПНП курсантов (8 и 10%%, соответственно). Такую ситуацию мы связываем с, возможно, неполным представлением харак-
Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России// Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5, №2:37-51
s
с
теристики данной микросреды (это информационное окружение курсантов, и ресурсы общей и специальной библиотек, и доступ к информационным базам и ресурсам, сети Интернет, мультимедийным источникам, и профессионально-нравственное просвещение, в том числе с помощью вузовских СМИ, телевидения и др.) (Мещерякова, 2011).
Также достаточное рассогласование в ответах курсантов и преподавателей было выявлено относительно исследовательской (14% к 42%, соответственно) и практико-ориентированной (6% к 56%, соответственно) микросред. Предположительно, такое положение с позиции курсантов можно свя-
зать с достаточно редким привлечением их к выполнению исследовательских проектов профессионально-нравственной тематики, а также первостепенным выполнением на практике служебных задач без учета их профессионально-нравственного наполнения. В любом случае, на наш взгляд, такая ситуация требует дополнительного изучения и проведения исследования.
Также нас интересовало, «Какие из видов подготовки в вузе МВД России наиболее влияют на эффективность ПНП курсантов?». Нами были получены следующие варианты ответов, представленные на рис. 7.
Рис. 7. Влияние различных видов подготовки курсантов, реализуемых в вузе МВД России, на ПНП курсантов Fig. 7. The influence of various types of training of cadets implemented at the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the professional and moral training of cadets
Наибольшее количество выборов в ответах курсантов и преподавателей получили собственно-профессиональная (65%, 78%, соответственно) и морально-психологическая (78%, 95%, соответственно) подготовки. Это, на наш взгляд, свидетельствует не только о их профессионально-нравственном содержании, но и о том, что этим видам подготовки уделяется большее внимание по отношению к остальным. Достаточное количество выборов относительно других видов подготовки в вузе МВД России подчеркивает целостность профессионально-нравственной подготовки как системного конструкта.
Доминирование собственно профессиональной и морально-психологической подготовки в системе ПНП курсантов обусловило проведение исследования, направленного на более тщательное изучение роли их подвидов в реализации профессионально-нравственной подготовки курсантов в образовательной среде вуза МВД России. С этой целью курсантам, преподавателям и сотрудникам указанных вузов было предложено определить, какие из направлений в структуре указанных подготовок в большей степени влияют на эффективность профессионально-нравственной подготовки курсантов (рис. 8, 9).
Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России// Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5, №2:37-51
В ответах курсантов, % В ответах преподавателей н сотрудников, %
Рис. 8 Влияние отдельных видов собственно профессиональной подготовки на ПНП курсантов Fig. 8. The influence of certain types of professional training on the professional and moral training
of cadets
Рис. 9. Степень влияния отдельных видов морально-психологической подготовки на ПНП курсантов Fig. 9. The degree of influence of certain types of moral and psychological training on the professional and moral training of cadets
Среди лидеров отдельных видов подготовок оказались базовая (35%, 33%)и профильная (28%, 43%,) подготовки, как в ответах курсантов, так и в ответах преподавателей и сотрудников. Что касается выборов физической подготовки, то по ответам преподавателей и курсантов, она способствует укреплению морального здоровья курсантов; огневой - способствует формированию сдержанности, выдержки; служебной - способствует укреплению дисциплины курсантов.
Анализа полученных результатов при ответе на вопрос о значимости отдельных видов морально-психологической подготовки на профессионально-нравственную подготовку
курсантов показал, что наиболее значимыми курсанты определили психологическую (36%) и воспитательную (32%) деятельность, а наименее значимыми - работу по укреплению дисциплины и законности личного состава (4%). Ответы преподавателей и сотрудников показали приблизительно одинаково высокие результаты практически по всем направлениям морально-психологической подготовки, с некоторым преимуществом воспитательной деятельности (28%).
Также нас интересовало, какие из форм профессионально-нравственной подготовки курсантов в большей степени содействуют формированию у них професси-
Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5, №2:37-51
RESEARCH R
С
ональной нравственности. Результаты предо ю
ставлены на рис. 10.
20 3D
40
индивидуально-личностные
социально-коллективные
общественно-массовые
формы проведения учебных занятий
другие
—-
34
36
34
Da
24
mm
■
Курсанты Преподаватели и сотрудники
Рис. 10 Содействие различных форм взаимодействия курсантов, преподавателей и сотрудников эффективности ПНП курсантов Fig. 10 Contribution of various forms of interaction of cadets, teachers and staff to the effectiveness
of professional and moral training of cadets
В результате проведенного исследования мы выяснили ранги организационных форм, способствующих формированию профессиональной нравственности курсантов. Так, в ответах курсантов в тройку лидеров вошли:
1) индивидуально-личностные формы (34%);
2) формы проведения учебных занятий (24%);
3) социально-культурные формы (21%).
В ответах преподавателей и сотрудников были выявлены те же лидеры, но в другом соотношении:
1) индивидуально-личностные формы (36%);
2) социально-коллективные формы (34%);
3) формы проведения учебных занятий (16%).
Такое согласие в определении ведущих форм взаимодействия различных субъектов ПНП курсантов свидетельствует о их движении в одном направлении, о слаженности в выборе форм, методов и средств при организации процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов.
Ограничения исследования. Несмотря на получение достаточного эмпирического материала, проведенное исследование
имеет, на наш взгляд, несколько ограничений:
- выборка ограничилась проведением исследования только на базе двух ведомственных вузов;
- исследование носило достаточно кратковременный характер;
- после проведения исследования выяснились аспекты, требующие коррекции содержания анкеты для получения более достоверной информации, исключающей искажение в понимании сути вопросов.
Вклад в науку. Полученные результаты вносят вклад в уточнение роли и содержания профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузах МВД России, позволяют корректировать взаимодействие различных субъектов в ее реализации, выбирать более оптимальные для этих целей и задач организационные формы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования, мы пришли к выводу о том, что:
- современная система профессиональной подготовки в вузах МВД России осознает необходимость и значимость профессио-
Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России// Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5, №2:37-51
нально-нравственной подготовки курсантов, эта задача решается в большинстве случаев системно;
- осознание необходимости ПНП курсантов в вузах МВД России увеличивается у них к выпускным курсам обучения;
- наибольший вклад в формирование профессиональной нравственности курсантов, по мнению самих курсантов и преподавателей, вносят отдел морально-психологического обеспечения и его сотрудники, а также воспитывающая микросреда вуза МВД России;
- в формировании профессиональной нравственности курсантов в рамках собственно-профессиональной подготовки доминируют профильная и базовая правовая подготовка; в морально-психологической подготовке - воспитательная и психологическая;
- приоритетная роль в ПНП курсантов принадлежит индивидуально-личностным формам взаимодействия.
Список литературы
Алехин И.А., Низиков М.А. Духовность и нравственность русского офицера: история и современность // Мир образования - образование в мире. 2013. №. 4. С. 16-24.
Бялт В.С., Трипутин С.Н. Актуальные проблемы профессионально-нравственного воспитания в образовательных организациях системы МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. №. 2. С. 196-200.
Власюк И.В., Черниговский В.Н. Профессионально-нравственное воспитание в вузе МВД России в системе подготовки курсанта к преодолению экстремальных ситуаций // Современные проблемы науки и образования. 2014. №. 6. С. 791-791.
Ерошенков Н.В. Образовательная среда вуза МВД России в профессионально-нравственной подготовке будущего полицейского // Современные исследования социальных проблем. 2012. №. 11 (19). Режим доступа: https://cyberleшnka.ru/artide/v/obrazovatelnaya-sreda-vuza-mvd-rossн-v-professюnalno-nravstvennoy-podgotovke-buduschego-politseyskogo (дата обращения: 30 апреля 2019 г.).
Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов в образовательной среде вуза МВД России: Дис. ... канд. пед. Наук. Белгород: НИУ «БелГУ», 2014.
Ерошенков Н.В., Исаев И.Ф. Профессионально-нравственная подготовка курсантов в вузе МВД России. Белгород: БелЮИ МВД России, 2015.184 с.
Ефремов О.Ю., Солнцев В.О. Нравственное воспитание обучающихся в вузах силовых ведомств в процессе профессиональной подготовки // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. С. 5-1.
Козлов В.А., Федак Е.И. Историко-педагогический анализ формирования нравственных отношений курсантов вузов внутренних войск // Перспективы науки. 2013. №. 1. С. 40.
Лапшин В.Н. Формирование у курсантов юридических вузов нравственно-волевых качеств в процессе занятий по физической подготовке // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. №. 2-2.
Маюров Н.П., Миронов И.Л. К вопросу о профессионально-нравственном воспитании курсантов и слушателей вузов МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. Т. 56. № 4.
Мещерякова Е.И. Особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на профессионально-личностное становление курсантов // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 4. С. 172-175.
Рыбин Д.Н., Рыбина И.С. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности курсантов и слушателей вузов МВД России к профессионально-нравственной самореализации // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2015. №. 1. С. 135-137.
Черниговский В.Н. Профессионально-нравственная позиция курсанта как образовательный результат подготовки в вузе МВД России // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 6 (91).
Щеглов А.В. Профессионально-нравственное воспитание как основа кадровой политики в МВД // Государственная служба и кадры. 2014. № 1. С. 12-17.
Щеглов А.В. (2014). Профессионально-нравственное воспитание как основа кадровой
Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России// Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5, №2:37-51
политики в МВД. Государственная служба и кадры, (1), 12-17.
Caldero, M.A. (2014). Police ethics: The corruption of noble cause. Routledge.
De Schrijver, A. and Maesschalck, J. (2015). The development of moral reasoning skills in police recruits. Policing: An international journal of police strategies and management, 38(1), 102-116.
Herbert, S. (1996). Morality in Law Enoforcement: Chasing Bad Guys with the Los Angeles Police Department. Law and Soc'y Rev., 30, 799.
Morgan, B., Morgan, F., Foster, V. and Kolbert, J. (2000). Promoting the moral and conceptual development of law enforcement trainees: A deliberate psychological educational approach. Journal of moral education, 29(2), 203-218.
Sunshine, J., and Tyler, T. (2003). Moral solidarity, identification with the community, and the importance of procedural justice: The police as prototypical representatives of a group's moral values. Social psychology quarterly, 66(2), 153.
References
Alekhin, I.A., and Nizikov, M.A. (2013), "Spirituality and morality of the Russian officer: history and modernity", Mir obrazovaniya - obra-zovanie v mire, (4), 16-24. (In Russian).
Byalt, V.S., and Triputin, S.N. (2014), "Current problems of professional and moral education in educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, (2), 196-200. (In Russian).
Vlasyuk, I.V., and Chernigovskiy, V.N. (2014), "Professional and moral education in high school of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the system of training cadets to overcome extreme situations", Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (6), 791-791. (In Russian).
Eroshenkov, N.V. (2012), "The educational environment of the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the professional and moral training of the future police officer", Sov-remennye issledovaniya sotsial'nykh problem, (11). Available at:
https://cyberleninka.ru/article/v7obrazovatelnaya-sreda-vuza-mvd-rossii-v-professionalno-nravstvennoy-podgotovke-buduschego-politseyskogo_(Accessed 30 April 2019)
Eroshenkov, N.V. (2014), "Professional and moral training of cadets in the educational environment of the university of the Ministry of Internal
Affairs of Russia:]: Dis. ... kand. ped. nauk. Belgorod, NIU «BelGU». (In Russian).
Eroshenkov, N.V. and Isaev, I.F. (2015), Pro-fessional'no-nravstvennaya podgotovka kursantov v vuze MVD Rossii [Professional and moral training of cadets in the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Belgorod: BelYuI MVD Rossii, 184. (In Russian).
Efremov, O.Yu., and Solntsev, V.O. (2010), "Moral education of cadets in higher education institutions of law enforcement agencies in the process of vocational training", Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademi inauk, 12(5-1). (In Russian).
Kozlov, V.A. and Fedak, E.I. (2013), "Historical and pedagogical analysis of the formation of moral relations of cadets of universities of internal troops", Perspektivy nauki, (1), 40. (In Russian).
Lapshin, V.N. (2011), "Formation of the moral and volitional qualities of law students in the process of physical training", Vestnik Chuvash-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta im. I.Ya. Yakovleva, (2-2). (In Russian).
Mayurov, N.P. and Mironov, I.L. (2012), "On the issue of professional and moral education of cadets and students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 56(4). (In Russian).
Meshcheryakova, E.I. (2011), "Features of the influence of the educational environment of a ministerial university on the professional and personal development of cadets", Vestnik Voronezh-skogo institutaMVD Rossii, (4). (In Russian).
Rybin, D.N. and Rybina, I.S. (2015), "Psychological and pedagogical aspects of the formation of readiness of cadets and students of high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia for professional and moral self-realization", Vestnik Bar-naul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, (1), 135-137. (In Russian).
Chernigovskiy, V.N. (2014), "Professional and moral position of cadets as an educational result of training at the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Izvestiya Volgograd-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta, 6, 91. (In Russian).
Shcheglov, A.V. (2014), "Professional and moral education as the basis of personnel policy in the Ministry of Internal Affairs", Gosudarstvennaya sluzhba i kadry, (1), 12-17. (In Russian).
Caldero, M.A. (2014), Police ethics: The corruption of noble cause. Routledge.
De Schrijver, A. and Maesschalck, J. (2015), The development of moral reasoning skills in police recruits. Policing: An international journal of police strategies and management, 38 (1), 102-116.
Herbert, S. (1996), Morality in Law Enforcement: Chasing Bad Guys with the Los Angeles Police Department. Law and Soc'y Rev., 30, 799.
Morgan, B., Morgan, F., Foster, V. and Kolbert, J. (2000), Promoting the moral and conceptual development of law enforcement trainees: A deliberate psychological educational approach. Journal of moral education, 29 (2), 203-218.
Sunshine, J. and Tyler, T. (2003), Moral solidarity, identification with the community, and the importance of procedural justice: The police as prototypical representatives of a group's moral values. Social psychology quarterly, 66 (2), 153.
Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.
Данные автора:
Ерошенков Николай Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности, Белгородский юридический институт МВД. России им. И.Д. Путилина.
About the author:
Nikolay V. Eroshenkov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Operational Investigation Activities, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin.
Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России// Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 5, №2:37-51