УДК 37
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА1
© 2014 С. Н. Чистякова1,А. Н. Ходусов2, Т. А. Антопольская3, С. В. Сарычев4
1докт. пед. наук, профессор, академик-секретарь отделения профессионального
образования Президиума РАО
2докт. пед. наук, профессор каф. педагогики Курского государственного
университета
e-mail: [email protected]
3докт. пед. наук, профессор каф. психологии Курского государственного
университета
4докт. психол. наук, профессор каф. психологии Курского государственного
университета
На теоретико-методологическом уровне обоснованы проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства.
Ключевые слова: проблемы, перспективы, развитие, профессиональная ориентация, сетевое социальное партнерство
Сегодня профессиональная ориентация учащейся молодёжи является важнейшей составляющей подготовки будущих квалифицированных кадров в условиях общего среднего и профессионального образования.
Профессиональной ориентация - это система взаимодействия личности и общества (различного на определенных этапах развития человека), направленного на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребностей общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должно стать сформированное профессиональное самоопределение.
Цель профессиональной ориентации, как отмечено в Федеральных государственных образовательных стандартах, - оказание помощи обучающимся в осознанном выборе будущей профессии; создание комплекса условий в осуществлении собственных жизненных планов; формирование отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Однако анализ результатов оценки состояния разработанности данной проблемы в практике свидетельствует о её серьёзных недостатках.
По данным Федеральной службы занятости России, молодые люди в возрасте 25-29 лет, среди которых выпускники вузов, средних специальных учебных заведений, а также вчерашние школьники, являются одной из наиболее уязвимых социальных групп из-за отсутствия достаточного профессионального и социального опыта и, в силу этого, менее конкурентоспособными.
Безработица среди молодёжи имеет свои особенности: высокий удельный вес по сравнению с другими возрастными группами (по статистике Минтруда России, более 30% зарегистрированных безработных в возрасте до 29 лет имеют вторичную
1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00426А
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
безработицу со сравнительно короткими сроками).
Сценарии развития демографической ситуации в России указывают на грядущее уменьшение численности трудоспособного населения, то есть на то, что обеспеченность экономики трудовыми ресурсами вряд ли будет удовлетворительной, при этом уже через десять-двадцать лет в России один работоспособный человек должен будет содержать двух неработоспособных: ребенка и пожилого человека.
По мнению ученых (педагогов и психологов, занимающихся данной проблемой), существующая «лакуна» между общим и профессиональным образованием, реализуемая через подготовку будущих выпускников к принятию решения о построении и реализации образовательно-профессионального маршрута, должна быть заполнена специальной работой в образовательных программах в условиях общего, профессионального и дополнительного образования.
В современном изменяющемся мире выбор профессии перестает быть однократным и статичным, совершаемым на определенном этапе профессионального становления, а превращается в непрерывный процесс, осуществляемый в течение всей жизни.
Многоаспектность, комплексность, сложность данной проблемы,
неудовлетворительное состояние её в практике свидетельствует, что она может успешно решаться только во взаимодействии различных социальных партнёров, заинтересованных в подготовке кадров высокой квалификации. Такими партнёрами должны быть, в первую очередь, система образования, государство, бизнес, служба занятости и другие общественные организации. Социальное партнёрство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности.
Одним из эффективных средств решения вопросов подготовки квалифицированных кадров является сетевое взаимодействие социальных партнёров.
В условиях сетевого взаимодействия партнёры действуют более эффективно и мобильно, так как сеть, объединяя субъектов - участников профориентационного процесса, позволяет своевременно и качественно осуществлять и фиксировать решение своих индивидуальных задач, при этом работать на общую цель.
В образовании, воспитании и развитии ребенка участвуют разные
образовательные учреждения: детские сады, общеобразовательные школы,
специализированные учреждения, учреждения начального профессионального
образования, учреждения дополнительного образования, которые составляют в регионе разноуровневую систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства. Поэтому наибольшую актуальность приобретают вопросы расширения возможностей общего образования за счет интеграции в системе образования, оптимального использования социально-экономического, кадрового, научно-методического, материально-
технического потенциала в интересах развития личности ребенка.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» среди условий, необходимых для повышения качества общего образования, акцентируется внимание на создании в системе профессиональной ориентации молодежи условий для психологической поддержки молодежи, оказания школьникам помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.
В условиях массового введения в отечественной школе предпрофильной подготовки и профильного обучения существенно обостряются противоречия между «старыми» и «новыми» целями и ценностями профориентационной работы.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.
№ 3 (31)
Чистякова С. Н., Ходусов А. Н., Антопольская Т. А., Сарычев С. В. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи
в условиях сетевого социального партнерства
Традиционными целями профориентационной работы в нашей стране были формирование социально одобряемой модели будущего участника трудовых отношений и помощь школьнику в выборе одного из типовых сценариев профессионального становления, преимущественно в условиях индустриальной экономики.
В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле и дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических и социокультурных условиях.
При этом целесообразно исходить из того, что широко применяемое слово «ориентация» в педагогической практике имеет два различных значения. С одной стороны, это специально организованное манипулятивное воздействие на подростка. С другой, ориентация трактуется как формируемая способность разбираться в сложившихся обстоятельствах, запрашивать и получать психолого-педагогическую и информационную помощь, поддержку (понимаемую как «СО-действие», «САМОпроцесс»).
Становление нового («постиндустриального», «информационного», «сетевого», «инновационного») типа культуры не может не отразиться на изменении методологических, теоретических, технологических приоритетов в образовании в целом и в педагогической поддержке профессионального самоопределения молодежи в частности (как важного условия согласования образовательной и кадровой политики).
Социально-педагогический идеал успешного обретения профессии также меняется в ходе парадигмального сдвига в образовании, обусловленного становлением постиндустриального общества. Педагогические технологии помощи школьнику в выборе способа и места профессиональной самореализации попадают в прямую зависимость от выраженности «постиндустриальных» изменений в стране и регионе.
В отечественной индустриальной культуре государство было единственным заказчиком образовательных услуг и рынка труда. В условиях трансформации индустриальной экономики в экономику постиндустриальную появилось
значительного количество других весомых и влиятельных заказчиков (учебные заведения профессионального образования, представители общественных организаций, производства, инновационной экономики, бизнеса, РК, СМИ и т.д.). Результат общего образования становится важным фактором экономического развития.
В настоящее время требуется разработка новых концептуальных подходов к организации процесса проектирования будущими выпускниками послешкольного образовательно-профессионального маршрута, выявлению новых технологий
педагогической поддержки подростка в жизненном и профессиональном самоопределении, а также реабилитации ряда ранее использовавшихся методических подходов к решению данной проблемы.
Наиболее актуальным для проведения научных исследований в данной области является разрешение противоречий, связанных:
□ с осознанием подростками себя в качестве субъектов профессионального самоопределения;
О с изменениями родительских установок, касающихся оказания подросткам профориентационной помощи;
О с невозможностью выполнения общеобразовательной школой ряда новых профориентационно значимых задач, связанных с профилизацией старшей школы;
□ с существенными деформациями в структуре подготовки кадров в
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
учреждениях профессионального образования.
В среде педагогов и родителей существуют искаженные представления о том, в какой мере нынешний подросток способен ощущать себя взрослым (или взрослеющим) человеком, способным стать субъектом выбора своего образовательного и профессионального маршрута. Значительная часть современных школьников отличается инфантилизмом, зависимостью от чужого мнения, чужой воли. Для многих подростков (и значительной части молодежи) характерно стремление занижать собственный психологический возраст по сравнению с реальным. Шестнадцатилетние считают, что их взрослость наступит примерно в 23 года, двадцатилетние - в 26 лет. С утверждением «я уже взрослый» согласны только 12,9 % юношей и 19,5 % девушек в возрасте семнадцати лет. Три четверти семнадцатилетних учащихся общеобразовательных школ считают, что выбор места их обучения и работы - дело родителей. Вместе с тем как педагоги, так и родители не имеют необходимых способов для преодоления этого инфантилизма, а сами подростки не владеют способами упорядочивания профориентационно значимой информации, несмотря на то что испытывают потребность в такой помощи.
При этом, как отмечает И.В. Дубровина, главным условием успешного профессионального самоопределения школьников является постепенное осознание и принятие растущим человеком особенностей своего психического развития, своей личности, своей индивидуальности [Дубровина 2010: 100]. Психологическое
образование представляется необходимым и естественным для нормального развития молодого человека и эффективности процесса его профессионального самоопределения. Введение в современную общеобразовательную школу психологии в качестве учебного предмета явилось бы важным направлением совершенствования системы образования и повышения уровня готовности выпускников школы к осознанному профессиональному самоопределению.
Значительной части современных родителей свойственен феномен
«программирования» своих детей на те цели, которых они сами не достигли в своей жизни, но считают их «правильными» и достойными для своего ребенка (в особенности - обладание формальными знаками высшего образования).
Профиль выбираемого вуза весьма часто соотносится родителем не с реальными способностями и интересами подростка, а с его достижениями в изучении «основ наук», с победами на предметных олимпиадах.
Педагоги общеобразовательных школ переносят идеалы единого,
универсального, предсказуемого знания (характерные для изучения «основ наук») на профориентационную проблему. При этом не достигается профориентационно значимый образовательный результат - формирование потребности в упорядочивании, систематизации информации о мире профессий и послешкольном образовании, моделирование подростком собственного диалога с трудовой и профессиональной культурой.
На достижение данного результата должно быть ориентировано профильное обучение на старшей ступени общего образования. Оно способствует оказанию подростку педагогической помощи в формировании у него способности увидеть привычный школьный предмет через призму социально востребованной человеческой деятельности (в первую очередь - профессиональной), а также в проектировании версий продолжения образования и послешкольного образовательно-
профессионального маршрута.
К сожалению, весьма часто идея профильного обучения сводится к повышению эффективности подготовки учащихся к преодолению экзаменационных барьеров. В этой ситуации профилизация редуцируется до привычного в последние десятилетия
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.
№ 3 (31)
Чистякова С. Н., Ходусов А. Н., Антопольская Т. А., Сарычев С. В. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи
в условиях сетевого социального партнерства
изучения отдельных предметов на углубленном уровне.
Работа школы по оказанию профориентационной помощи подросткам носит, как правило, диагностико-рекомендательный характер. При этом игнорируется
необходимость преодолеть отсутствие у подростка какого либо запроса на помощь в осмысливании послешкольного будущего, подготовить его к взаимодействию с потенциальными помощниками. Такую задачу мог бы выполнять тьютор. Однако позитивный опыт такого тьюторства в массовой российской школе практически не представлен.
На послешкольном этапе жизни подросток, как правило, сталкивается с выраженными деформациями, происходящими в профессиональном образовании, со снижением статуса и качества среднего и начального профессионального образования, а также с поляризацией высшего образования и девальвацией его качества (появление феномена «общего высшего образования»).
Запрос рынка труда на современного специалиста с каждым годом все больше расходится с существующими возможностями профессионального образования. Неудовлетворенный качеством подготовки специалистов в высшем и среднем профессиональном образовании, современный российский работодатель создает фактически альтернативную систему образования в стране. Уже две трети предприятий (65 %) вообще отказались от сотрудничества с вузами, а от сотрудничества с учреждениями среднего профессионального образования уклонились 71 %.
Значительная часть вузов превратились в места, где родители студентов оплачивают не столько получение их детьми высшего профессионального образования, сколько покупают формальные знаки образованности для своего ребенка, а также обеспечивают его «дозревание» до совершения повторного выбора направления профессионального образования, а юношей защищают от призыва в Вооруженные силы.
При этом в стране сохраняется перепроизводство носителей высшего образования по сравнению не только с текущими, но и с перспективными потребностями экономики страны. Важным условием социализации становится формальное наличие вузовского диплома.
Таким образом, можно утверждать, что имеется реальное неразрешенное противоречие между необходимостью поддержки профессионального самоопределения подростков в условиях индивидуализации образования, обеспечиваемой профилизацией старшей школы и исторически сложившейся практикой школьной и внешкольной профориентации, опирающейся на ценности и традиции невариативных педагогических процессов обеспечения социализации и детерминированного внешними обстоятельствами становления личности как участника общественных отношений.
Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:
как серию задач, которую ставит общество перед личностью (социологический подход);
как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе (социально-психологический подход);
как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (дифференциально-психологический подход).
С позиций последнего профессиональное самоопределение личности трактуется как «Я»-концепция индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
условиях.
Профессиональное самоопределение предполагает формирование субъекта конкретного вида труда, специальности и профессии, характеризуемых высокой мобильностью; предусматривает широкую ориентировку в мире профессионального труда, не ограничивая возможности личного развития и саморазвития.
Самоопределение личности в труде и профессии осуществляется в едином контексте жизненного, социального самоопределения.
Профессиональное самоопределение - это длительный процесс согласования внутриличностных потребностей и социально-профессиональных потребностей общества. Он охватывает весь жизненный и трудовой путь человека. При этом учёные считают, что профориентационную работу возможно осуществлять уже с детьми старшего дошкольного возраста, который характеризуется эмоционально-образным отношением к окружающему миру. В этот период у ребёнка формируется положительное отношение к людям труда, их занятиям, первоначальные умения в доступных им видах деятельности.
У младших школьников на этапе пропедевтическом необходимо актуализировать проблему добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни общества, развивать интерес к профессиональной деятельности родителей., других родственников, знакомых; включать детей в различные виды познавательной, игровой, трудовой деятельности, в том числе и на компьютерной основе.
У школьников V-VII классов на этапе поисково-зондирующем (он характерен стремлением детей быть взрослыми, самостоятельными) важно вызвать стремление к осознанию своих интересов, способностей, ценностей, связанных с осознанием себя в будущей, взрослой жизни.
Бесспорно, интересы подростков в этом возрасте изменчивы, подвижны, и не нужно ставить задачу ориентации их на конкретные профессии. Однако важно уже в этом возрасте актуализировать саму проблему выбора, связанную с продолжением образования и, возможно, с будущей профессиональной сферой. Этому способствуют встречи с интересными людьми, изучение их трудовых биографий, совместное со сверстниками, родителями посещение выставок, музеев, кружков, занятия в различных студиях и др. На этом возрастном этапе важно продолжить формирование нравственных ценностей труда, практический опыт включения в трудовые процессы.
У подростков VIII-IX классов в период развития их личностного самосознания необходимо сосредоточить внимание на формировании у них способности соотносить свои идеалы (жизненные, нравственные, профессиональные) с их реальными возможностями, запросами рынка труда, профессий, согласованных с рынком образовательных услуг. Для этого школьники овладевают знаниями, ключевыми компетентностями по научным, практическим основам профессионального
самоопределения. Этому способствуют специальные ориентационные курсы, предметные (школьные) курсы по выбору, различные производственные и социальные практики, совместная деятельность школы с системой начального, среднего и высшего профессионального образования. При этом ключевая позиция принадлежит родителям. Они мудро наблюдают, разумно советуют, способствуют приобретению социального и будущего профессионального опыта.
X-XI классы - этот период характерен уточнением старшеклассниками пути продолжения образования, получения соответствующей профессии. Условно этот период можно назвать периодом уточнения социально-профессионального статуса. Этот этап наиболее сложный и волнительный как для выпускника школы, так и родителей. Сложность его заключается в том, что нужно сделать как бы окончательный выбор. И если он будет ошибочным, то такая ошибка может повлиять на реальный ход
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.
№ 3 (31)
Чистякова С. Н., Ходусов А. Н., Антопольская Т. А., Сарычев С. В. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи
в условиях сетевого социального партнерства
жизни. Но это не совсем так, мудрость народная гласит, что человек на ошибках учится, причем, как правило, на собственных. И не нужно их считать роковыми. Ведь это тоже своего рода опыт. Однако ошибиться лучше в начале пути к профессии. А главное, не теряться, а знать, как выйти из этой ситуации на основе знаний, опыта, полученного в ходе предшествующей профориентационной работы. В X-XI классах, как правило, старшеклассники обучаются на конкретном профиле, изучают курсы по выбору. Именно в ходе обучения надо уже не выявлять, а уточнять, какой познавательный интерес устойчивый, к какой области знаний проявляются способности; необходимо сосредоточить внимание на контроле и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избираемой деятельности и самоподготовки к ней. Уточнение, углубление профессионального самоопределения в конкретной, Близкой или совсем другой сфере профессиональной деятельности может осуществляться и на других возрастных этапах в период обучения в системе профессионального образования, повышения квалификации, стажировки, самообразования. И это естественный процесс. Однако человек успешно будет совершать эти шаги, если будет владеть специальными профориентационными компетентностями, приобретенными в школьные годы:
К таким компетентностям относятся:
- испытывать потребность в выборе образовательной и профессиональной сферы, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самоопределения;
- ставить и конкретизировать соответствующие ближние и дальние цели; использовать внешние и внутренние ресурсы;
- приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов (макеты, профессиональные пробы, модели и др.);
- владеть способами деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющегося общества и рынка труда;
- запрашивать необходимую помощь специалистов.
Выявлены основные ограничители свободы выбора старшеклассниками направления продолжения образования, позволяющие выявить пути и средства, направленные на повышение качества профессиональной ориентации и ее основного результата - профессионального самоопределения:
- недостаток информации о возможных вариантах продолжения образования;
- недостаток информации о потребностях местного и регионального рынка труда в выпускниках учреждений профессионального образования;
- недостаточная успеваемость, неготовность к преодолению экзаменационного барьера;
- недостаточная готовность к обучению в учреждении профессионального образования (неумение слушать лекции, работать с Большими объемами учебной информации, выполнять и защищать проектные работы и т.д.);
- недостаточная готовность самостоятельно организовывать свою деятельность и принимать ответственность за нее;
- невозможность в процессе обучения в школе оценить свою готовность к обучению в учреждении профессионального образования;
- невозможность получить качественную консультацию специалиста в
области профессиональной ориентации (информационную, психологическую,
диагностическую, тренинговую помощь;
- невозможность обсуждения проблемы выбора профессии в школе с
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
учителями и сверстниками;
- трудности, возникающие при разговоре с родителями на эту тему;
- территориальная удалённость желаемого места продолжения
образования;
- ослабленное здоровье или повышенные требования интересующей профессии к особенностям организма;
- особенности местного и регионального рынка труда;
- недостаточный или заведомо низкий уровень подготовки в учреждениях профессионального образования;
- невозможность оплатить обучение (включая «серые» и «черные» затраты) в желаемом учреждении профессионального образования;
- другие жизненные обстоятельства.
Исходя из анализа теории и практики проблемы социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников, были выделены следующие её функции: информационная, психологическая (коррекции и
реабилитации), ориентация на успех, правовая защита.
Информационная функция предусматривает обеспечение школьников достоверной и обновляемой информацией о состоянии рынка труда и образовательных услуг; о возможных способах выявления ими информационного дефицита и использовании для этих целей современных информационных технологий.
Психологическая - оказание помощи подросткам в актуализации проблемы переориентации их взглядов и позиций относительно готовности к профессиональному и жизненному выбору, в становлении их субъектной позиции в жизненном и профессиональном самоопределении.
Ориентация на успех - интерпретация результатов образовательной деятельности и жизненных выборов подростков с позиции соответствия индивидуально-педагогических особенностей школьника проектируемому
образовательно-профессиональному маршруту; акцентирование внимания на
возможностях школьника, а не только на ограничениях, поддержка и стимулирование его поисковой активности.
Правовая защита - обеспечение в доступной форме организационной, юридической информацией о способах восстановления правовой защищенности в различных ситуациях, связанных с продолжением образования, получением профессии, трудоустройством и оформлением трудовых отношений.
Содержание социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков предусматривает реализацию следующих основных этапов:
- изучение запроса учащихся на продолжение образования и избираемую ими профессиональную деятельность;
- оказание психологической, правовой, информационной консультативной помощи;
- создание условий для реализации подростками «пробы сил» и ее рефлексивного осмысления;
- конструирование версий продолжения образования и способов компенсации сопутствующих рисков;
- прогнозирование возможных ограничителей свободы выбора на этапах послешкольного образования и профессионального становления.
Важной составляющей социально-педагогической поддержки жизненного и профессионального самоопределения учащихся являются выявленные на основе функций формы и методы, которые возможно разделить на групповые и
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.
№ 3 (31)
Чистякова С. Н., Ходусов А. Н., Антопольская Т. А., Сарычев С. В. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи
в условиях сетевого социального партнерства
индивидуальные. К групповым относятся: научно-практические конференции; семинары, групповые консультации; социально-педагогические тренинги; родительский консилиум; круглый стол; педагогическая мастерская. Индивидуальными методами педагогической поддержки являются: диалог; активное слушание;
диагностика; терапевтическое воздействие; анализ кризисных ситуаций; логотерапия; психодрама.
Как к групповым, так и к индивидуальным относятся формы и методы, связанные с компьютерно-опосредованным взаимодействием подростков с
потенциальными защитниками и помощниками в ситуациях образовательнопрофессионального самоопределения.
Для этих целей необходимо создание специализированных элементов сетей образовательных учреждений (ресурсных центров), в том числе для ресурсов, ориентированных на профориентационно значимую работу. Также необходимо предусмотреть создание репозитариев (структурированных банков-хранилищ)
наиболее типичных сценариев оказания социально-педагогической поддержки в жизненном и профессиональном самоопределении подростков.
Таким образом, профессиональная ориентация, результатом которой является сформированное профессиональное самоопределение молодежи, включает: глобальную цель; функции; принципы; ресурсы; формы и методы. В своей совокупности реализация указанных компонентов способствуют выполнению важнейшей миссии -оказание помощи подросткам в определении своих жизненных и профессиональных перспектив.
Библиографический список
Дубровина И.В. Психологические аспекты проблемы профессиональной ориентации школьников // Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе. М.-Курск, 2010. С.100-103.
Взаимодействие субъектов социального партнерства в формировании образовательно-профессионального маршрута учащейся молодежи: сб. ст. / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М.-Курск, 2012. 265 с.
Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе: сб. ст. 3-й Всерос. науч.-практич. конф. / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М.-Курск, 2010. 328 с.
Научно-методические основы сетевого социального партнерства в
профессиональной ориентации учащейся молодежи: концепция и программа развития: науч.-методич. пособие / под ред. С.Н. Чистяковой, А.Н. Ходусова, Т.А. Антопольской. М.-Курск, 2012. 80 с.