Т.А. Макаренко, канд. пед. наук, С. В. Панина, канд. пед. наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова,
г. Якутск, Россия, psv1148@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Социально-экономические преобразования, происходящие в Российской Федерации, демократизация и гуманизация усилили интерес общества к проблеме самореализации и самоактуализации личности, где профессиональная деятельность занимает особое место. В этих условиях возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которое, в свою очередь, напрямую зависит от успешности профессионального самоопределения выпускников учебных заведений. Анализ рынка труда свидетельствует о наличии серьезных проблем в системе профориентации молодежи. Наблюдается явное несоответствие между потребностями рынка труда, с одной стороны, и мотивацией работников - с другой. В связи с этим, необходимо грамотное психолого-педагогическое сопровождение формирования профессионального самоопределения учащейся молодежи. Факторами эффективного формирования профессионального самоопределения выступают формы профильного обучения, методы внеучебной деятельности, социальное партнерство субъектов профессиональной ориентации, образовательная среда учебного заведения. Методом исследования стал опрос 464 учащихся школ Республики Саха (Якутия). Анкета, по которой осуществлялся опрос, содержала вопросы, связанные с источниками получения информации о профессиях; факторами, влияющими на выбор профессии; жизненными и профессиональными планами обучающихся; мотивацией к выбранной профессии. Ключевые слова: региональный подход, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, учащаяся молодежь, профориентационные методы и технологии.
В настоящее время в российской образовательной и кадровой политике происходит ряд процессов, которые, с одной стороны, резко увеличивают ресурсные возможности для распространения новых профори-ентационных технологий в контексте роста интереса к кадровому обеспечению, с другой - редуцируют смыслы педагогического сопровождения становления субъекта профессионального самоопределения.
На сегодняшний день отмечается повышенное внимание к организации целенаправленной профессиональной ориентации молодежи. Она трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития
человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах1.
Современный работодатель стремится войти в завтрашний день, имея в своем арсенале не только современные технологии, но и подготовленных, мотивированных, активных работников. В связи с этим, важным шагом в обозначении профессиональной ориентации молодежи как значимого направления государственной политики в области образования стала разработка комплекса мер по проведению профориентационной работы с учащимися общеобразовательных организаций. Соответственно, актуальной сейчас становится задача определения «вертикального» (государственного) и «горизонтального» (личностного, родительского, об-
щественного, производственного) запросов мики, внешней федеральной экономической
на профориентационную работу. политики, но также особенностей и тради-
В настоящее время Россия входит ций хозяйствования самого региона3:
в международное движение по внедрению — социально-экономических (приори-
регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста «WorldSkills International», осуществляется поиск подходов к реализации «Стратегии воспитания в Российской Феде- _
рации на период до 2025 года», использованию потенциала Закона РФ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» и, конечно же, активно ведутся дискуссии об обновлении содержания федеральных государственных образовательных стандартов.2
Анализ трансформации структуры профессиональной занятости населения Республики Саха (Якутия) (РС (Я)) с учетом динамики социально-экономических процессов и перспектив развития позволил выделить узловые проблемы региона и наметить приоритетные направления развития существующей региональной системы профориента-ционной работы.
В настоящее время трудовая деятельность человека в РС (Я) осуществляется в сложных условиях функционирования рынка труда северо-востока России, для которого характерно влияние не только факторов трансформирующейся рыночной эконо-- %
Современный работодатель стре мится войти в завтрашний день, имея в своем арсенале не только современные технологии, но и подготовленных, мотивированных, активных работников.
тетность алмазограниль-ной и золотодобывающей промышленности, модернизация горнодобывающей промышленности, развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей, развитие технологий по переработке промышленного и сельскохозяйственного сырья и др.);
— демографических и миграционных (внутрирегиональная миграция, переселение молодежи из сельских районов в город Якутск, значительное число трудовых мигрантов из ближнего зарубежья);
— региональных (суровые природно-климатические условия, большая территория, богатейшие природные запасы полезных ископаемых и сырья, сложные транспортировка и завоз основных продуктов жизнеобеспечения, поликультурная среда, малочисленность коренных народностей Севера).
Анализируя организацию профориента-ционной работы в учебных заведениях в регионе, отметим, что остаются не до конца решены следующие проблемы: несоответствие форм и методов профориентационной работы характеру и темпам изменения мира профессиональной деятельности; отсут-
Якутские
школьники
ствие комплексной и системной профори-ентационной работы; незнание педагогами современных технологий организации про-фориентационной работы со школьниками.
Основная задача, по мнению авторов, заключается в поиске новых форм, технологий и содержания профориентационной работы, а также в создании комплексной системы ее организации на межведомственной основе. Так, А.В. Мордовская отмечала, что профессиональная ориентация призвана создать необходимые условия для жизненного, личностного и профессионального самоопределения будущего специалиста и профессионализации работника, а также обеспечения рынка труда конкурентоспособными кадрами в соответствии с его запросами.4
В своих исследованиях Н.Ф. Родичев и С.Н. Чистякова указывают, что профори-ентационный механизм - совокупность действий, состояний и процессов, направленных на повышение качества подготовки обучающихся к профессиональной карьере, профессиональному самоопределению5.
Анализ теории профориентационной работы позволил определить значимые ориентиры для развития данного направления в РС (Я): системность в управлении профессиональной ориентацией, что означает организацию и координацию профориента-ционной деятельности всех субъектов профессионального самоопределения; активизация социального партнерства как форма взаимодействия равноправных участников профессионального са- =
моопределения личности; использование ин-формационно-коммуни-кационных технологий в профориентационной работе для предоставления широкого спектра информации школьникам для более правильного выбора профессии.
Одним из компонентов системы профес-
Считаем, что одной из эффективных форм социального партнерства в Республике Саха (Якутия) в рамках профориентации молодежи является работа летних лагерей отдыха и занятости детей, что подтверждает деятельность республиканского центра экологии, туризма и агротехнологиче-ского образования.
тации. Считаем, что одной из эффективных форм социального партнерства в РС (Я) в рамках профориентации молодежи является работа летних лагерей отдыха и занятости детей, что подтверждает деятельность республиканского центра экологии, туризма и агротехнологического образования. Активным средством профориентации молодежи служат общественные объединения, движения и некоммерческие организации. Например, одной из задач деятельности Молодежной ассамблеи народов Якутии и общественной молодежной организации РС (Я) «Наш XXI век» является содействие профориентации и трудоустройству молодых людей.
В 2017 году сборная школьников РС (Я) впервые приняла участие национальном чемпионате «Junior Skills» - так учащиеся продемонстрировали знания и умения в мобильной робототехнике, аэрокосмической инженерии, ЗЭ-прототипировании и инженерном дизайне CAD. В настоящее время разрабатывается дорожная карта «Junior Skills» в регионе, что позволит обновить систему дополнительного образования и активизировать профориентационную работу в Якутии. Отметим, что в III Национальном чемпионате «Junior Skills» якутские школьники стали бронзовыми призерами в компетенциях «Аэрокосмическая инженерия», «Мультимедийная журналистика» и «Лабораторный химический анализ», получили сертификаты в компетенциях «Кулинарное дело» и «Кровельные работы по металлу»6.
= Положительным является профориентаци-онный опыт деятельности подростковой биржи труда Якутской городской общественной молодежной организации «Подросток», где предлагается работа для несовершеннолетних во время летних школьных ка-
никул, что очень востребовано среди городской
сиональной ориентации учащейся молодежи учащейся молодежи.
является сотрудничество образовательных В условиях перехода российской эко-
организаций, ведомств, общественных ор- номики на инновационный путь развития
ганизаций и других субъектов профориен- существенно возрастает роль системы про-
фессионального образования в обеспечении новых рабочих мест квалифицированными кадрами, в стимулировании творческой активности молодёжи и в создании условий для её эффективной занятости. Существенным является факт активизации сотрудничества образовательных организаций РС (Я) с профессиональными сообществами: ассоциацией инженеров РС (Я), ассоциацией горнопромышленников «Союз-золото», Фондом развития малого предпринимательства РС (Я) и др. Данные организации созданы и функционируют с целью представительства и защиты интересов своих членов в системе социального партнерства, в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с органами государственной власти, органами местного самоуправления. Интенсивно в плане реализации профориентиро-ванной поддержки выступают сообщества в социальных сетях (например, сообщества рестораторов, дизайнеров, поваров, 1Т-специалистов и др.).
Анализ опыта сотрудничества организаций общего и профессионального образования Республики Саха (Якутия) в профориентации свидетельствует, что их взаимодействие ориентировано в основном на информирование о приемной кампании; проведение дней открытых дверей; предоставление услуг профдиагностики. Это говорит о заинтересованности учреждений системы профессионального образования прежде всего в привлечении и наборе абитуриентов, однако при этом явно недооцениваются интересы, склонности претендентов на профессиональное образование, а также реальные запросы рынка труда.
В регионе имеется позитивный опыт социального партнерства школы, вуза, бизнеса и производства в профориентационном плане: функционирование фирменных классов в МОБУ СОШ № 5 имени Н О. Кривошап-кина города Якутска. Например, класс со-
временного зодчества (строительно-архитектурный класс), где преподаватели в сотрудничестве с Якутским домостроительным комбинатом и Инженерно-техническим институтом Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (СВФУ) помогают школьникам осваивать проектирование и изготовление макетов зданий и сооружений, разработку и защиту строительных и дизайнерских проектов; участвовать в выставках архитектурного дизайна. Учащиеся класса «Логика природы» (экологический класс) во взаимодействии с Центром экологического просвещения «Эйгэ» и Институтом естественных наук СВФУ изучают вопросы экологии; представляют свои исследовательские экологические проекты; участвуют в экологических экспедициях и акциях в защиту природы. Обучающиеся из индустриального класса при тесном сотрудничестве с Министерством промышленности и геологии РС (Я), Технологическим институтом СВФУ и ОАО «Сахатранснефтегаз» знакомятся с приоритетными отраслями промышленности; разрабатывают учебные исследовательские проекты и т.д. Также в школе работают математический, социально-гуманитарный, компьютерный и другие классы.
Результатом реализации такой модели сотрудничества является создание в старшей ступени школы механизма освоения образовательных программ, обеспечивающего вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса; раннее самоопределение обучающихся в будущей профессиональной деятельности; создание дуального образовательного поля.
С целью изучения жизненных планов и профессиональных намерений школьников, источников получения учащимися информации о профессиях, факторах, влияющих на выбор будущей профессии, были опрошены 464 учащихся 7-11-х классов общеобразовательных школ РС (Я). Наибольшее количество респондентов - учащи-
В рейтинге источников, повлиявших на выбор школьниками будущей профессии, первые позиции занимают родители и родственники - 36%, СМИ - 34%, Интернет -
32%, друзья и знакомые (27%), учителя (22%). В меньшей степени опрашиваемые отмечают книги (20%), профессиональные пробы (15%), занятия со специалистами служб занятости (5%).
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
еся 9-10-х классов, для которых актуальна проблема выбора профиля обучения и профессионального самоопределения. В основном, представлен возрастной состав 14-15 и 16-17 лет. Гендерный -
состав участников опроса таков: юноши - 135 человек, девушки - 329 человек, что обусловлено количественным превосходством девушек в составе обучающихся.
В качестве источника получения информации о профессиях учащиеся отметили СМИ, книги, Интернет, родителей или родственников, учителей, друзей и знакомых, специалистов, практическую деятельность. В рейтинге источников, повлиявших на выбор школьниками будущей профессии, первые позиции занимают родители и родственники - 36%, СМИ - 34%, Интернет - 32%. Далее (по мере убывания) друзья и знакомые (27%), учителя (22%). В меньшей степени опрашиваемые отмечают книги (20%), профессиональные пробы (15%), занятия со специалистами служб занятости (5%).
Большинство респондентов в качестве главного фактора, влияющего на выбор профессии, обозначили способности - 79,5%, на второй позиции - интересы - 71,9%; на третьей - советы родителей и родственников - 70,0%. Далее следуют советы друзей - 66,8%; состояние здоровья - 60,0%; участие в анкетировании и тестировании -65,7%; Интернет - 41,1%; средства массовой информации - 39,0%, консультации специалистов - 34,0%; советы учителей - 30,0%; книги - 26,0%.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что учащиеся обоих полов наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на выбор профессии, считают личностные особенности: способности и интересы. Не менее важными они считают советы родителей и родственников, друзей и знакомых. В ходе исследования мы отметили, что информационные источники (Интернет и СМИ), по мнению респондентов, также
В условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития существенно возрастает роль системы профессионального образования в обеспечении новых рабочих мест квалифицированными кадрами,
в стимулировании творческой активности молодёжи и в создании условий для её эффективной занятости.
оказывают существенное влияние на выбор профессии.
Кроме того, по результатам анкетирования были определены приоритетные профессии среди старшеклассников. Так, выяснилось, что среди любимых учебных предметов юношей история (43,0%), информатика (31,2%), химия (31,0%), физика (27,0%), математика (26,0%), физическая культура (24,0%), английский язык (21,0%). У девушек любимыми школьными предметами являются литература (41,0%), история (33,0%), обществоведение (30,0%), английский язык (27,0%). Таким образом, юношей в большей степени интересуют точные науки и предметы естественнонаучного цикла, тогда как девушки отдают предпочтение предметам гуманитарного цикла.
Жизненные и профессиональные планы играют важную роль в самоопределении учащихся, осознанном выборе будущей профессии и места продолжения получения образования. Вследствие этого учащимся были заданы вопросы в отношении их жизненных планов, потребности в продолжении образования, выбора учреждения профессионального образования.
На вопрос о жизненных планах подавляющее большинство учащихся ответили, что после окончания школы будут учиться -371 человек (78,6%), работать - 32 человека (6,7%), собираются служить в армии 21 человек (4,5 %), не знают, что будут делать, 42 человека (8,9%) и 6 человек (1,3%) будут сидеть дома.
Как показали результаты опроса, большинство респондентов осуществили выбор места для продолжения образования и будущей профессии - 39,6% старшеклассников, 16,6 % учащихся затрудняются с выбором образовательного учреждения и будущей профессии (при этом учащиеся могут назвать предпочитаемые образовательные организации и профессии), 11,5% школь-
ников еще не задумывались о данной проблеме.
В качестве предпочитаемых профессиональных областей будущей трудовой деятельности школьники выделили экономику, медицину, менеджмент, информационные технологии, юриспруденцию, инженерию, финансы, лингвистику, психологию, связи с общественностью, рекламу, педагогику. При этом их пожелания, по большему счету, не соответствуют запросам регионального рынка труда, который нуждается в высококвалифицированных специалистах среднего звена технических специальностей (горное дело и добыча полезных ископаемых, геология, транспорт, строительство дорог и др.). Подавляющее большинство участников опроса ожидают от будущей профессии, что она будет интересной, приносить высокий доход, и надеются на свободный режим труда.
Таким образом, результаты проведенного опроса еще раз доказали, что в старшем школьном возрасте возрастает потребность личности в профессиональном самоопределении. В связи с этим, считаем, что организацию сопровождения и комплексной поддержки (как осуществление педагогической, психологической, медицинской, информационной помощи личности) в про-
цессе профессионального самоопределения обучающихся необходимо осуществлять в процессе профдиагностики, морально-эмоциональной поддержки выбора профессии, при планировании послешкольного профессионально-образовательного маршрута, профессиональной карьеры и др.
На наш взгляд, активной профориентаци-онной формой пропаганды технических специальностей среди учащихся республиканских школ станет открытие детского технопарка «Кванториум», который представляет собой площадку с высокотехнологичным оборудованием. Предполагается, что посещать его будут учащиеся 5-11-х классов из всех районов РС (Я). Там школьники будут проходить дополнительное обучение по следующим направлениям: 1Т-квантум, энерджиквантум, нейроквантум, робоквантум, аэороквантум, космоквантум, геоквантум и виртуальная дополненная реальность.
С марта 2017 года республиканские учреждения среднего профессиональная образования начали проводить среди старшеклассников практико-ориентированную игру «Город мастеров», которая также, по мнению авторов, окажет профориен-тационную поддержку школьникам. Игра включает в себя квесты, квест-экспедиции,
В качестве предпочитаемых профессиональных областей будущей трудовой деятельности школьники выделили экономику, медицину, менеджмент, информационные технологии, юриспруденцию, инженерию, финансы, лингвистику, психологию, связи с общественностью, рекламу, педагогику.
мастер-классы, выставки, профессиональные пробы и т.д.
На наш взгляд, в общеобразовательных организациях при организации профориен-тационной работы необходимо учитывать потребности и запросы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года, этнокультурные, культурно-исторические особенности региона; использовать возможности этново-спитания, традиций трудовой подготовки человека на Севере. В этом плане следует применять различные варианты профилей и направлений, сформировавшиеся модели дуального образования и сетевого социального взаимодействия, организации профессиональных проб и социальной практики.
В силу того, что решение задачи поддержки профессионального самоопределения является особенно важным для молодых людей, находящихся в процессе определения траектории своего будущего образовательного и профессионального маршрута, на первое место выдвигается новое качество управления профориентационной работой в структуре общеобразовательной организации.
Реализация данных направлений в регионе позволит обеспечить сохранение и дальнейшее развитие человеческого капитала, трудового потенциала в Республике, кон-
солидацию профориентационных ресурсов северо-востока РФ, улучшить качество профессиональной подготовки кадров. ^
Литература:
1. Профессиональная ориентация учащейся молодёжи: теория и практика развития / Т.А. Анто-польская [и др.]; под общ. ред. Т.А. Антопольской. Курск: ИП Андрушко Е.Н., 2016. 226 с.
2. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Изменение проблемного поля поддержки профессионального самоопределения обучающихся // Непрерывность образования и профессиональная карьера учащейся молодежи: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов. М.: Экон-Информ, 2017. С. 5-9.
3. Системное управление профессиональной ориентацией в региональном образовательном пространстве / А.В. Мордовская [и др.]; отв. ред. С.В. Панина. Якутск: Издат. дом СВФУ, 2016. 176 с.
4. Мордовская А.В. Приоритетные направления развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия) // Наука и образование. 2012. № 2. С. 115-121.
5. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сахарова В.И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013 № 10. С. 23-29.
6. Юные якутяне [Электронный ресурс]: офиц. сайт Респ. ресурс. Центра. ЦЯЬ: http://www.sakhaedu.ru/ _щтогекЛк (дата обращения: 09.11.2017).
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS: REGIONAL ASPECT
T.A. Makarenko, Candidate of Pedagogy, S.V. Panina, Candidate of Pedagogy, Docent, Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia, psv1148@mail.ru
Social and economic reforms in the Russian Federation, democratization and humanization have strengthened the society's interest to the issue of self-realization and self-actualization, where professional activity holds a special position. In these conditions the requirements to specialists' training are rising which depend to successfulness of educational institution's graduates' professional self-determination. The labor market's analysis shows some serious problems in the system of youth's career guidance. There is a vivid discrepancy between the labor market's needs and employees ' motivation. Concerning this fact, it is necessary to provide correct psychological and pedagogical guidance for students' professional self-determination's formation. The factors for efficient formation of professional self-determination are forms of professional education, methods of out-of-class activity, social partnership with professional career guidance subjects and educative environment of educational institution. The research method is a survey among 464 pupils of the Sakha Republic (Yakutia). The survey contains questions connected with
getting sources of information concerning professions; the factors with influence of profession's choice; presence of life and professional plans; motivation to the chosen profession.
Key words: regional approach, career guidance, professional self-determination, students, career guidance methods and technologies.
References
1. Antopol'skaya T.A., Rodichev N.F., Sarychev S.V., Sergeev I.S., Hodusov A.N., CHistyakova S.N. Professional'naya orientaciya uchashchejsya molody-ozhi: teoriya i praktika razvitiya [Professional orientation of students: the theory and practice of development]. Monografiya. Kursk, Kursk. gos. un-t: IP An-drushko E.N., 2016. 226 s.
2. CHistyakova S.N., Rodichev N.F. Izmenenie problemnogo polya podderzhki professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya [Change the problem field support professional self-learners]. Zhurnal. Nepreryvnost' obrazovaniya i professional'naya kar'era uchashchejsya molodezhi: vchera, segodnya, zavtra. Sbornik materialov. M.: Izd-vo «EHkon- Inform», 2017. S. 5-9.
3. Mordovskaya A.V. i dr. Sistemnoe upravle-nie professional'noj orientaciej v regional'nom obrazovatel'nom prostranstve: monografiya [Sys-
tem management of professional orientation in the regional educational space]. Monografiya. YAkutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2016. 176 s.
4. Mordovskaya A.V. Prioritetnye napravleniya razvitiya professional'noj orientacii v Respublike Saha (YA-kutiya) [Priority directions of development of professional orientation in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Zhurnal. Nauka i obrazovanie. 2012. № 2. S. 115-121.
5. CHistyakova S.N., Rodichev N.F., Saharo-va V.I. Tendencii razvitiya professional'noj orientacii uchashchejsya molodezhi i vyzovy vremeni [Trends of development of professional orientation of students and the challenges of time]. Zhurnal. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2013. № 10. S. 23-29.
6. Oficial'nyj sajt Respublikanskij resursnyj centr «YUnye yakutyane» [Young yakutians]. URL: http:// www.sakhaedu.ru/juniorskills (accessed: 09.11.2017).