УДК 37.047
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Бетехтин Артем Васильевич.
Россия, Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», магистрант факультета психологии, [email protected].
Провоторова Наталия Олеговна.
Россия, Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», магистрант факультета психологии, [email protected].
Аннотация. В статье изложены причины и следствия системного кризиса института профессиональной ориентации школьников в России. Обозначаются перспективы применения интернет-технологий в процессе психолого-педагогической помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников. Подчеркивается необходимость совмещения
зарекомендовавших себя психолого-педагогических методов с инновационными онлайн-инструментами с целью более эффективного решения задач психолого-педагогического сопровождения в контексте профориентации старшеклассников.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение, интернет-технологии.
INTERNET TECHNOLOGY AS A TOOL FOR SOLUTION OF GOALS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN
Betehtin Artem Vasilievich.
Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, Postgraduate student of Psychology Faculty, [email protected].
Provotorova Nataliia Olegovna.
Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, Postgraduate student of Psychology Faculty, [email protected].
Abstract. The article describes systemic crisis' causes and consequences of the Institute of schoolchildren's professional orientation in Russia. The prospects of using Internet technologies in psychological and pedagogical assistance process in the professional self-determination of high school students are outlined. The necessity of combining proven psychological and pedagogical methods with innovative online tools in order to solve the problems of psychological and pedagogical support more effectively in the context of high school students' career guidance is emphasized.
Key words: professional orientation, psychological and pedagogical support, professional self-determination, Internet technologies.
Период середины 80-х - начала 90-х годов XX века считается этапом значительных успехов в развитии профориентационной работы в нашей стране, подкрепленной теоретической базой по психологии развития, психологии личности, психологии труда. Профориентационная практика успешно развивалась в формате школьной профориентации и в центрах занятости населения. Профориентация была направлена на формирование сознательного отношения учащихся к профессиональной деятельности через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей [4]. В это время профессиональная ориентация сложилась как социально-педагогическая система, включающая профессиональное просвещение, развитие интересов и склонностей школьников в различных видах деятельности, профессиональную консультацию, профессиональную адаптацию [7, с. 171-175].
В результате коренных экономических, социальных и политических преобразований в стране профориентация в школе была практически полностью демонтирована. Она существенно ослабла в службах занятости, частично мигрировала в коммерческие структуры. Е.Ю. и Н.С. Пряжниковы, С.Н. Чистякова и В.И. Сахарова оценивают эту трансформацию как негативное явление в связи с ограниченностью профориентационной работы в коммерческих службах тестированием [4; 7]. Следствием системного кризиса профессиональной ориентации школьников стало, в том числе качественное и количественное несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда РФ. Разочарование в выбранной профессии в процессе трудовой деятельности, отсутствие самореализации стали распространенным явлением среди молодых профессионалов.
В первое десятилетие XXI века профориентация так и не возродилась в рамках системного подхода, утраченного в середине 1990-х годов. Только в посление годы стало заметным оживление профориентационной деятельности в образовательных учреждениях. Вместе с тем, государственным и общественным институтам сегодня необходимо приложить немалые усилия, чтобы сделать систему профориентации по-настоящему эффективной. Для успешной профориентации современных старшеклассников необходимо совмещать уже проверенные временем научно обоснованные психолого-педагогические методы сопровождения профессионального самоопределения школьников с современными, в том числе инновационными информационными технологиями.
Задачи профориентационной работы: формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности; определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов; знакомство с содержанием и специфичесими особенностями профессиональных групп и конкретных профессий; проектирование послешкольного образовательно-профессионального маршрута [6, с. 116-120]. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся старших классов можно рассматривать в свете следующих задач: помощь в становлении
субъективности учащегося, развитие способности к самоанализу, самопониманию и самоопределению; формирование адаптационной готовности к смене формы деятельности; в осознании своих предпочтений, склонностей, способностей, психофизиологических и индивидуально-личностных особенностей [2, с. 70-77]. Доступность, производительность, мобильность современных интернет-технологий может оказать значительную помощь в решении всех поставленных задач.
В условиях перехода к информационному обществу появляются новые самые передовые средства производства, передачи и хранения информации. Следует отметить тот факт, что самые передовые средства производства впервые за всю историю человечества попали в руки широких слоев населения. Информационные технологии глубоко вплелись в повседневную жизнь людей XXI века. На сегодняшний день не представляется возможным отделить информационные технологии от общего социального контекста. Личность существует и формируется в пространстве информационных потоков, в ситуации с огромным количеством возможностей выбора. Более 95% современных школьников имеют мобильные устройства и гаджеты для выхода в интернет. У большинства старшеклассников имеется смартфон. Около 70% учащихся используют эти устройства и в процессе обучения (на уроках и пр.) [1, с. 58-62]. Таким образом, непрерывно нарастает степень кибернитизации, интеграции человека с искуственным интеллектом. Уже сегодня человек живет в так называемой дополненой реальности.
Одна из устойчивых тенденций сегодняшнего дня - дистанционное (удаленное) обучение практически в любой области знаний, что обеспечивается появлением и развитием МООК-проектов (массовых открытых онлайн курсов), использующих как синхронные, так и асинхронные средства обучения. Разработано множество on-line платформ для дистанционного обучения с возможностями библиотеки текстовых файлов, аудио- и видеоматериалов, вебинарной площадки, системы тестирования, домашнего задания, ссылок на веб-ресурсы, чатами, форумами, блогами, обратной связью, организацией личных кабинетов ученика. Некоторые сервисы предлагают наряду с компьютерными ресурсами приложения для мобильных устройств.
Основное преимущество онлайн сервисов - быстрый и прямой способ коммуникации с пользователями: доступность, эффективность, высокая скорость отклика (оперативность), возможность доносить наиболее актуальную информацию о рынке труда и образования. Технологии персонализации позволяют оказывать точную (адресную, целевую) помощь пользователям в контексте профессионального самоопределения.
В настоящее время широко распространено онлайн-тестирование с последующими рекомендациями в выборе профессиональной области. Имеются образовательные порталы, предоставляющие информацию для старшеклассников и их родителей по вопросам поступления в учебные заведения; сайты вузов и средне-специальных учебных заведений; сайты-каталоги профессий.
Не смотря на то, что инструменты интернета начинают более активно задействоваться в профориентационной работе, далеко не весь спектр
возможностей онлайн-платформ используется в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения старшеклассников. На сегодняшний день наблюдается дефицит региональных информационных интернет-сайтов, как единых информационных порталов с текстовыми-, аудио-, и видеоматериалами о рынке труда в регионе, востребованности разных профессий и т.д. В профориентационной работе не достаточно развито такое направление, как геймификация - вовлечение в деятельность пользователей через игровые имитации обучения. Хотя геймифицированный образовательный курс имеет видеоигровую оболочку, он не является компьютерной игрой; реальность остается такой как она есть, а учащийся берет на себя роль, и действует исходя из выбранной роли, а не из личных побуждений [5, с. 14-18]. Вовлечение в деятельность через игровые процессы, дает возможность привлечь большую целевую аудиторию, моделировать свое будущее, используя онлайн-сервисы, игровые имитации для обучения.
В условиях стремительного развития науки и техники так же стремительно трансформируется рынок труда. Появляются новые профессии, другие теряют свою актуальность и умирают. Профориентация должна не только раскрывать качественное содержание профессий и помогать старшекласснику в самоопределении, но и предоставлять экспертные мнения, прогнозы востребованности профессии в ближайшей и среднесрочной перспективе. Иными словами, система профориентации должна в онлайн-формате выражать непрерывно меняющийся общественный и государственный спрос на профессионалов в той или иной области. Выгодоприобретателями развития системы профориентации в режиме онлайн становится как индивид, так и общество в целом. Человек делает более осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Общество и, в том числе его государственная надстройка, управляет рынком труда, удовлетворяет собственный спрос в специалистах необходимого для решения государственных задач профиля.
Профориентационное онлайн-направление по сравнению с отраслевыми интернет-образовательными программами находится в начале пути своего развития, что можно объяснить более сложными задачами профориентационной работы, как помощи в развитии и самоопределения личности. Важно учитывать, что сами по себе интернет-технологии не могут обеспечить успешного профессионального выбора старшеклассников. Их использование будет эффективным лишь в контексте психолого-педагогического сопровождения самоопределения подростков и молодых людей в непростом мире профессиональной деятельности. Таким образом, наиболее актуальной задачей развития профориентации старшеклассников является разработка комплексных профориентационных моделей с широким включением в них интернет-технологий.
Библиографический список: 1. Алтухов В.В., Шаповалова Д.Н. Профориентация в режиме онлайн: новые сервисы и инструменты // Профессиональное образование и рынок труда. - 2017. -№ 2. - С. 58-62.
2. Арендачук И.В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - Т. 5. - Вып. 1. - С. 70-77.
3. Профориентация для школьников по-новому // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://academy-prof.ru/blog/proforientacija-v-sovremennoj-shkole Дата обращения: 04.09. 2018.
4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М.: Академия, 2013. - 496 с.
5. Ходусов А.Н., Антопольская Т.А. Методологические основы организации и развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. -С. 14-18.
6. Чебанов К.А., Бурляева В.А., Гончарова Н.С. Формирование у учащихся школ системы знаний посредством профориентационной работы // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 11. - С. 116-120.
7. Чистякова С.Н., Сахарова В.И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи: страницы истории и современные тенденции // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 4 (28). - С. 171-175.