УДК 631.5.003
ключевые слова: трудовые ресурсы, региональный рынок труда муниципальная поддержка, инновации, сельские территории, Ростовская область, сельское хозяйство
А. П. Пахомов, А. А. Пахомова
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Проведен анализ современных проблем и обоснованы направления развития сельских трудовых ресурсов, особое внимание уделено женским трудовым ресурсам. Предлагаются практические рекомендации по совершенствованию управления трудовыми ресурсами и занятостью в сельском хозяйстве. Рассмотрены направления государственной и муниципальной поддержки обеспечения женской занятости в малом предпринимательстве, предложена методика расчета эффективности мер по обеспечению малого предпринимательства в сельской местности.
В настоящее время финансовый кризис усугубляет и без того сложное финансово-экономическое положение сельскохозяйственных предприятий, что приводит к значительному сокращению рабочих мест. Снижение эффективности агропромышленного производства, увеличение доли убыточных хозяйств, институциональные преобразования, не сопровождающиеся расширением сферы приложения труда на селе, негативно отражаются на использовании трудовых ресурсов, кроме того, деформация отраслевой структуры трудовых ресурсов в сельском хозяйстве резко ограничивает разнообразие сфер приложение труда, что провоцирует дальнейший отток квалифицированных кадров.
Отмеченные обстоятельства обострили проблему управления трудовыми ресурсами в сельском хозяйстве и тем самым усилили необходимость поиска новых путей ее решения в условиях рынка. Цель исследования заключается в разработке научно обоснованных предложений по инновационному управлению трудовыми ресурсами в сельскохозяйственных организациях в целом и женского труда в частности и обеспечению на этой основе повышения эффективности сельского хозяйства.
Проведенные исследования показали, что функционирование сельскохозяйственных предприятий и домашних хозяйств основывается на использовании факторов производства, таких как земля, капитал, труд, и получении от их использования соответствующих доходов.
Распределение трудовых ресурсов по видам занятости, и практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов и форм занятости, которые характеризуют степень эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.
Целенаправленное воздействие на рынок труда посредством создания механизмов, влияющих на спрос и предложение рабочей силы, можно обозначить термином «управление трудовыми ресурсами». Процесс этого вида управления может быт директивным и индикативным.
Сельские трудовые ресурсы в силу специфики сельской местности отличаются наименьшим уровнем заработной платы, падение потребности в рабочей силе в период финансового и экономического кризиса носит отрицательный характер, территориальная удаленность сельских населенных пунктов резко ограничивает мобильность и обусловливает ограниченные возможности по обеспечению соискателей рабочих мест необходимой информацией, затрудняет их профессиональную переподготовку.
Современное состояние использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве Ростовской области показывает, что стабильность социально-экономической ситуации на селе и динамика развития многих отраслей сельской экономики во многом зависят от женщин, которые составляют большинство населения и большую часть трудовых ресурсов России. Женщины составляют 53% населения России и 47% от общей численности занятых в экономике, из них в трудоспособном возрасте — 68%. Средний возраст занятых женщин — 38,8 года, мужчин — 39,2 года. При общем снижении доли женщин среди занятого населения отмечается увеличение численности женщин, занятых предпринимательской деятельностью.
Как показали расчеты, в отраслях с доминированием женского труда (отрасли животноводства и плодоводство) за исследуемый период предложение рабочих мест сокращалось более интенсивно по сравнению с отраслями с малой удельной занятостью женщин (зерновое
хозяйство), или даже возрастало (выращивание масличных культур). Так, количество женских рабочих мест в период 1990—2008 гг. при производстве зерновых культур сократилось с 6493 до 4921, плодов и ягод — с 6450 до 4083, скота и птицы на мясо — с 112196 до 42947, молока — с 59269 до 28339, яиц - с 11966 до 7291, шерсти -19951 до 3030 рабочих мест.
Такое развитие ситуации имело отрицательные социально-экономические последствия. Если в 1990 г. на сельское хозяйство приходилось 56,2% занятых работников, то в 2008 г. — только 24,5%. Из них наибольший удельный вес занимают женщины. При этом 47% безработных составляют женщины с высшим и средним профессиональным образованием.
Все это отрицательно сказывалось на здоровье населения: анализ коэффициентов смертности показывает, что в период с 1990 по 2008 год смертность сельского населения по всем половозрастным группам возросла, наибольший рост коэффициентов смертности (в 1,4 раза) наблюдался в возрастных группах — 25—29, 30—34, 35—39, 50—54 года, то есть больше умирало молодое и трудоспособное население. Так, за период с января по август 2008 года в Ростовской области умерло 43482 чел. в то время как за аналогичный период 2007 года — 43202 чел., рождаемость за соответствующий период составила 29755 чел. и 28101 чел. В Ростовской области естественная убыль составила 13727 чел. Отрицательная динамика прослеживается и количестве зарегистрированных браков: по сравнению с 2007 годом в 2008 браков заключалось на 4% меньше, рост разводов составил 4,5%.
Таким образом, произошло снижение основных составляющих индекса человеческого развития (продолжительности жизни и доходов), что чревато ростом социально-экономических рисков, неблагоприятно сказывающемся на развитии экономики в целом. Для исправления этих негативных явлений целесообразна реализация специализированных программ по обеспечению женской занятости на сельских территориях.
Приоритетным для развития России, наряду с созданием инфрастуктуры поддержки инноваций, наукоемких технологий, образованием и охраной интеллектуальной собственности, в соответствии с мировыми тенденциями, выступает выработка экономических механизмов регулирования занятости сельских трудовых ресурсов с учетом интересов национальной продовольственной безопасности.
Проблемами сельского развития остаются: чрезвычайная дифференциация сельских территорий по среднедушевому объему инвестиций на одного жителя, низкий уровень активности сельских муниципальных образований в сфере внебюджетного финансирования их развития, отсутствие достаточных полномочий у органов муниципальной власти по распоряжению компонентами инвестиционного потенциала (земельными ресурсами и т. п.) и соответствующих организационных структур. Учитывая состав полномочий органов местного самоуправления и формирование глобального рынка капиталов, концептуальная модель организационно-экономического механизма внебюджетного финансирования устойчивого развития сельских территорий может быть построена на принципе индикативного управления инвестиционным процессом при помощи координации действий инвесторов по средством доверительного управления некоторой частью муниципальной, государственной и частной собственности, а также стимулирования инвестиционной активности малого и среднего бизнеса на фондовом и финансовых рынках.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» стало возможным финансирование информационно-консультативного центра, в 2007 г. в порядке эксперимента были созданы консультативные пункты на базе муниципальных образований как обобщенные подразделения. По своей организационно-правовой форме — некоммерческие организации, основными задачами которых является консультирование глав фермерских хозяйств, владельцев ЛПХ и др., оказание правовой помощи, сопровождение вопросов организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов, обучение и опытно- демонстрационная деятельность, оказание содействия в получении кредитов, дотаций, субсидий.
Новизна такой организации состоит в обеспечении взаимодействия с органами местного самоуправления в комплексном подходе к решению вопросов устойчивого развития территориальных образований и социально-экономической защищенности сельских жителей [1].
Мировая практика свидетельствует, что высокие технологии, новые средства коммуникации получают все большее распространение в сельской местности. Во многих странах в село перемещается и промышленное производство. В Китае почти половина экспорта производится в сельской местности. Это позволяет избежать
сверхконцентрации населения в городах и создавать более благоприятных условия жизни для людей [2].
Решение проблем женской занятости целесообразно в рамках программ, развития малого предпринимательства, реализуемых в ряде сельских территорий.
В соответствии с подобной программой, администрацией Октябрьского сельского района проводится работа по оказанию финансово-кредитной поддержки малому бизнесу за счет
средств местного бюджета и реинвестированных средств муниципального Фонда развития и поддержки предпринимательства. В результате проводимых мероприятий количество малых предприятий возросло до 307, объем налоговых поступлений субъектов малого предпринимательства увеличился на 13380,0 тыс. руб. В настоящее время численность работающих в малом бизнесе Октябрьском (сельском) районе Ростовской области составляет более 5000 человек.
Таблица 1
Направления государственной и муниципальной поддержки обеспечения женской занятости в малом предпринимательстве в Азовском, Белокалитвинском, Октябрьском (с) районе Ростовской области
Направления государственной и муниципальной поддержки для субъектов малого предпринимательства Годовая сумма поддержки, тыс. руб. Прирост продаж товаров и услуг, млн руб.
Азовский Белокалитвинский Октябрьский Азовский Белокалитвинский Октябрьский
Муниципальные гарантии 33000 21000 22000 27,50 17,50 18,33
Субсидирование процентов по банковским кредитам 785 550 970 6,54 4,58 8,08
Дотации бизнес-инкубаторам 125 230 340 0,83 1,53 2,27
Налоговые кредиты 5300 2800 4500 26,50 14,00 22,50
Дотации детским садам и группам продленного дня в школах 3400 4600 3100 17,00 23,00 15,50
Всего бюджетных расходов 42610 29180 30910 78,38 60,62 66,68
Всего бюджетных расходов с учетом ликвидности 18450 13920 14610 78,38 60,62 66,68
Таблица 2
Эффективность реализации предложений по поддержке малого предпринимательства для обеспечения женской
занятости в сельском муниципальном районе, тыс. руб.
Составляющая кумулятивного бюджетного эффекта Районы
Азовский Белокалитвинский Октябрьский
Всего бюджетных расходов с учетом ликвидности 18450 13920 14610
Кумулятивный бюджетный эффект - всего 12261 8845 10059
Налоговые доходы бюджета 5487 4243 4668
Возврат налоговых инвестиционных кредитов (в расчете на год) 1590 840 1350
Оплата процентов за налоговые инвестиционные кредиты 318 168 270
Оплата гарантий Фонда развития района для субъектов малого предпринимательства 660 420 440
Социальный эффект
Трудоустроено женщин 369 278 292
Бюджетные расходы на 1 безраб. в год 11,4 11,4 11,4
Всего экономия расходов 4207 3174 3331
Срок окупаемости бюджетных средств 1,50 1,57 1,45
Для активизации этого направления и решения проблем женской занятости при разработке и реализации областной целевой программы развития малого предпринимательства на 2010— 2012 годы следует ввести практику предоставления гарантий субъектам малого бизнеса посредством залога муниципального имущества. Доверительное управление последним следует передавать муниципальным фондам местного развития.
Нами был рассчитан прогноз примерных объемов государственной и муниципальной поддержки обеспечения женской занятости на примере Азовского, Белокалитвинского, Октябрьского районов и, соответственно, возможного прироста продаж товаров и услуг с применением труда женщин-работниц (табл. 1).
Эффективность мер по обеспечению малого предпринимательства в сельской местности мы определяли на основе Методики расчета нормативов окупаемости инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке в АПК субъектов Российской Федерации (табл. 2).
Объем государственной и муниципальной поддержки определялся из возможностей соответствующих бюджетов и возможностей
формирования залоговых фондов муниципальных образований. Число рабочих мест определялось на основе показателей бизнес-планов инвестиционных проектов, представленных в Инвестиционной программе Ростовской области. При этом было учтено возможное развитие придорожной индустрии гостеприимства и сопутствующего ей агропромышленного производства для обеспечения продуктами питания клиентов этого вида бизнеса. Кроме того, нами была учтена возможная компенсация расходов женщин-работниц по содержанию объектов социальной инфраструктуры: детских садов и групп продленного дня в школах.
С учетом создания рабочих мест в малом несельскохозяйственном бизнесе, как показывают наши расчеты, проблема женской занятости на селе может быть решена.
Список литературы
1. Минуллина Н. В. Региональные особенности развития трудовых ресурсов на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. №5. с. 61-63
2. Зинченко А. А. Статистический анализ уровня и динамики производительности труда в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. №6. с. 7-11.