Научная статья на тему 'Динамика социально-трудовой сферы села в условиях мирового кризиса (по результатам мониторинга Ростовского регионального отделения Центра всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села)'

Динамика социально-трудовой сферы села в условиях мирового кризиса (по результатам мониторинга Ростовского регионального отделения Центра всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация / мониторинг / сельское население / агропредпринимательство / административные барьеры / аграрная политика / modernization / monitoring / rural population / farm business / administrative barriers / agricultural policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белокрылова Ольга Спиридоновна

Представлены результаты мониторинга социально-трудовой сферы села Ростовской области в сравнении с РФ и ЮФО. Оценено состояние и перспективы развития малого предпринимательства в Ростовской области на примере Зерноградского района, предложены меры по его стимулированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article there are submitted the results of monitoring of Rostov region social and labor sphere in comparison with Russian Federation and Southern Federal District, appraised the situation and prospects of Rostov region small business development by the example of Zernograd district, suggested measures to stimulate this development.

Текст научной работы на тему «Динамика социально-трудовой сферы села в условиях мирового кризиса (по результатам мониторинга Ростовского регионального отделения Центра всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села)»

__V _ ___

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОИ СФЕРЫ СЕЛА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА

(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА РОСТОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕНТРА ВСЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ СЕЛА)

БЕЛОКРЫЛОВА ОЛЬГА СПИРИДОНОВНА,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономической теории экономического факультета, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]

Представлены результаты мониторинга социально-трудовой сферы села Ростовской области в сравнении с РФ и ЮФО. Оценено состояние и перспективы развития малого предпринимательства в Ростовской области на примере Зерно-градского района, предложены меры по его стимулированию.

Ключевые слова: модернизация; мониторинг; сельское население; агропред-принимательство; административные барьеры; аграрная политика.

In the article there are submitted the results of monitoring of Rostov region social and labor sphere in comparison with Russian Federation and Southern Federal District, appraised the situation and prospects of Rostov region small business development by the example of Zernograd district, suggested measures to stimulate this development.

Keywords: modernization; monitoring; rural population; farm business; administrative barriers; agricultural policy.

Коды классификатора JEL:. J43, Q12, Q18.

о со

£ О

s. о

о

Ci

о

Главным рефреном государственной экономической политики последнего времени является модернизация. Причем, как подчеркивается в Программе <5 антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год, «кризис — не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны»1, в т.ч. и сельскохозяйственного производства. Но модернизировать ^ можно то, что сложилось, а сложившиеся тенденции выявляются в ходе их мо- о

I—I

ниторинга.

С 2000 г. в рамках сотрудничества с Всероссийским научно-исследовательским институтом экономики сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук подразделение кафедры экономической теории Южного федерального университета — Ростовское региональное от- о

деление Центра всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села

az

О

О

1 Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // Российская газе- <

та. — 2009. — 21 марта.

© О.С. Белокрылова, 2010

ZD О

(РРОЦВМ) осуществляет мониторинг социально-трудовой сферы Ростовской области. Эти исследования являются составной частью обследований социальной сферы аграрной России в целом. Общей особенностью мониторинга, проведенного в 2009 г., является докатившийся до России мировой финансово-экономический кризис, затронувший и национальную аграрную экономику. В целом в российской новейшей истории выделяются следующие этапы:

■ 1991-1998 гг. — становление основ рыночной экономики, сопровождавшееся масштабным экономическим спадом и нестабильностью2;

■ 1999-2002 гг. — восстановительный рост;

■ 2003-2005 гг. — начало инвестиционного, но преимущественно имитационного роста, поскольку инвестиции осуществлялись в основном в апробированные технологии;

■ 2006 г. — 1-е полугодие 2008 г. — модернизационный рост на основе государственных инвестиций в инфраструктуру, в частности, в рамках реализации приоритетных национальных проектов;

■ 2-е полугодие 2008 г. — финансово-экономический кризис.

В качестве основных закономерностей функционирования трансформационной экономики 1990-х гг. четко выделяются: становление рыночной много-субъектности экономики, трансформационный спад производства ВВП, ка-

о

0 тастрофическое снижение жизненного уровня большинства населения и глу-^ бокая поляризация по доходам, высокая инфляционность, рост безработицы, г экспортно-сырьевая направленность экономики, высокая дефицитность гос-^ бюджета, демонополизация экономики, высокий налоговый прессинг, моне-- тарное регулирование, инвестиционный кризис.

• Модернизационный этап развития российской экономики, характеризую-

щегося двойственностью результатов рыночно-трансформационных преобра-

1 зований: с одной стороны, высокая 9-летняя посткризисная динамика (только

о

^ в 2007 г. ВВП вырос на 8,6% при среднегодовом приросте глобального ВВП

£ на 4%), а с другой — глубокая и углубляющаяся дифференциация населения

^ по доходам, — поменял на противоположную направленность ряд переходных

^ закономерностей, хотя «общие цели модернизации... не отличаются от целей

^ трансформации в 1991 г.: демократическое развитие общества; приближение уровня благосостояния граждан к европейскому; реорганизация государства с

^ точки зрения эффективности его институтов» (Григорьев, 2008).

§ На предыдущих этапах реформирования экономики России задача модер-

-■л

^ низации перед ней, по сути, не вставала. Начиная с 2000 г., так называемый

3 «постдефолтный» период характеризовался существенным улучшением ма-

3 кроэкономической ситуации в стране: среднегодовые темпы прироста ВВП в

5 период 1999-2006 гг. составили 6,7%, объем промышленного производства по-

^ вышался в среднем на 6,1% в год, сельхозпроизводства — на 3,8%, инвестиций

=э в основной капитал — на 10,5%. Особенностью этого периода стало форми-

3 рование финансовых ресурсов государства на основе активного расширения сырьевого экспорта; инвестиции в нефтегазовую отрасль доминировали над

2 Нестабильность и даже цикличность производства многих отраслей подтверждены недавним эмпирическим исследованием с использованием спектрального анализа (Райская, Сергиенко, Френкель и Вовк, 2008).

всеми остальными, обрабатывающая промышленность развивалась в основном за счет введения простаивающих мощностей. В этой связи на рубеже 20042005 гг. проявилась острая необходимость смены парадигмы реформирования и перехода от краткосрочных программ макроэкономической стабилизации к более глубоким структурным реформам, предполагающим модернизацию на основе внедрения инноваций. В середине 2006 г. появилась потребность формирования новой модели модернизационного роста, основанного на инвестициях в инфраструктуру.

Однако мировой финансовый кризис 2008 г. вновь поставил на повестку дня проблему макроэкономической стабилизации, поскольку макроэкономические тенденции вновь поменяли свою направленность.

♦ Усилились процессы формирования олигополистических структур на отраслевых рынках — из 4838 тыс. организаций в экономике России функционировало на начало 2010 г: 26,6 тыс. крупных сельхозпредприятий, 121 тыс. бюджетополучателей, 1074 кредитных организаций и 3280 их филиалов (52 лицензии были отозваны в 2008 г., в 2009 г. — 47; в Ростовской области действуют 23 банка и 96 филиалов внерегиональных банков), 255,4 тыс. крестьянских хозяйств, 281,7 тыс. малых предприятий (без индивидуальных предпринимателей и микропредприятий) в соответствии с 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», 3,7 млн индивидуальных предпринимателей.

♦ Началось падение производства ВВП (в 2009 г. — на 7,8%), но производство сельскохозяйственной продукции в 2009 г. увеличилось на 1,2% по РФ, в Ростовской области — на 0,9%.

♦ Снижается жизненный уровень значительной части населения за счет роста безработицы и углубления дифференциации по доходам — слой малообеспеченных вырос с 43% до 51%, примерно 15-18% населения непросто пострадали, а очень сильно пострадали от кризиса (Добрынина, 2010). На фоне высокой позитивной динамики среднедушевых реальных располагаемых доходов (2000-2003 гг. — 150%, 2004 г. — 120,6 %, 2005 г. — 122,8 %, 2006 г. — 112,5%, 2007 г. — 113,3%) в 2008 г. их рост составил о 102,9%, в 2009 г. — 101,9%, но реальная зарплата упала на 3,5%.

♦ Агфляция (ускоренный рост цен на продовольствие с 2007 г.) сменилась дезинфляцией и дефляцией: индекс потребительских цен в 2007 г. составил 112%, в 2008 г. — 113,3 %, в 2009 г. — 108,8%, в январе 2010 г. — 101,6%, (для сравнения: январь 2009 г. — 103,5%), в Ростовской ^ области 101%. °

♦ Начался рост безработицы (с конца 2008 г.: из 75,4 млн чел. экономиче- ^ ски активного населения России в начале 2010 г. занято в экономике 69,2 ¡~¡ млн, реальная безработица — 6,2 млн (8,2%), официально зарегистриро- Í вано 2,1 млн чел. безработных. В сельском хозяйстве Ростовской области § почти на 5% снизилась занятость в 2009 г. о

♦ Сократилось банковское кредитование экономики — в ходе кризиса объемы выдачи ипотечных кредитов упали примерно в десять раз, не- ^ возврат кредитов составляет 1 трлн руб. В Ростовской области на под- И держку АПК, в т.ч. и субсидирование процентной ставки, в 2009 г. было

о

о со

выделено 3,4 млрд руб. — на 12 % больше, чем в 2008 г. В 2010 г. по России в целом на 30% увеличен объем субсидирования процентных ставок по кредитам — до 80 млрд руб.

♦ Появился бюджетный дефицит — доходы бюджета в 2009 г. составили 6,713 трлн руб.; расходы — 9 845 млрд руб. (рост на 820,5 млрд руб., в основном за счет дефицита), дефицит федерального бюджета 7,7% ВВП (3 131 млрд руб.). Дефицит федерального бюджета в 2010 г. составит 6,8% ВВП, в 2011 г. будет снижен до 4%, в 2012 г. — до 3%, в 2013 г. — до 1% ВВП. Доходы госбюджета в 2010 г. сохранятся на уровне 2009 г. и составят 6,95 трлн руб., расходы — 9,9 трлн руб. Поскольку приоритетом бюджетных расходов 2010 г. является реформа пенсионной системы, то сокращение других расходов составило 25-30%.

Эти макроэкономические тенденции детерминируют снижение численности сельского населения. В 2009 г. она уменьшилась в 64 субъектах РФ (за 2006 г. — в 69), убыль имела место во всех федеральных округах, кроме Южного, где она увеличилась на 21 221 тыс. чел. (табл. 1). В Ростовской области численность сельского населения в 2009 г. сократилась на 2 692 чел. при снижении общей численности населения области на 14 702 чел. за счет снижения миграционной активности населения области: объем миграции (сумма прибытий и выбытий) составил 94 958 чел. и уменьшился по сравнению с 2008 г. на 25 271 чел. (на 21%)3.

Таблица 1

ж. о

£ О

О

си

о

о са

о

I—I

I— <

и

О

о <

Численность сельского населения по федеральным округам Российской Федерации (на начало года, тыс. чел.)

Федеральные округа 2000 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г., в % к

2000 г. 2007 г.

Российская Федерация — всего 39471 38443 38236 96,9 99,5

в том числе федеральные округа:

Центральный 7892 7242 7202 91,3 99,4

Северо-Западный 2557 2406 2384 93,2 99,1

Южный 9605 9807 9826 102,3 100,2

Приволжский 9327 9061 8948 95,9 98,7

Уральский 2447 2510 2501 102,2 99,6

Сибирский 5968 5738 5707 95,6 99,5

Дальневосточный 1675 1678 1669 99,6 99,5

Источник: Состояние социально-трудовой сферы сема и предложения по ее регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. — М.: ВНИИЭСХ, 2009.

По данным социологического опроса РРОЦВМ, состояние здоровья сельского населения не улучшается (табл. 2). 16,8% опрошенных указывают, что плохое состояние здоровья — одна из важнейших проблем села. 27,1% респондентов считают свое здоровье хорошим (2008 г. — 27,3%). Следовательно, 72,9% опрошенных оценивают свое здоровье как удовлетворительное, плохое и очень плохое. Однако из них 43% отметили, что имеют хронические заболевания.

3 Распределение населения по полу и возрасту в разрезе городов и районов Ростовской области на 01.01.2008 г. Статистический сборник [Электронный ресурс]. — Ростов н/Д, 2010. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://rostov.gks.ru/default.aspx

Таблица 2

Самооценка сельским населением состояния своего здоровья, 2008 г. (в % к числу опрошенных)

Варианты ответов Всего в том числе в возрасте, лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16-30 31-59 (54) 60 (55) и старше

Очень хорошее 1,5 3,7 1,2 0,2

Хорошее 25,6 41,4 25,8 5,9

Удовлетворительное 55,5 47,4 60,6 44,4

Плохое 13,3 3,6 9,4 40,7

Очень плохое 2,0 1,1 0,8 7,7

Затрудняюсь ответить 2,1 2,7 2,1 1,1

Высока доля сельского населения (18,2%), пользующегося платными мед-слугами при низких доходах. Но в связи с отдаленностью и неэффективностью медпомощи 56% сельчан занимаются самолечением. Способы лечения дифференцируются в зависимости от величины населенного пункта и доступности медицинских услуг (табл. 3). Во всех поселениях преобладает обращение за бесплатной помощью в медицинские учреждения. По мере роста людности населенного пункта увеличивается доля прибегающих к платным медицинским услугам (18,5%).

Таблица 3

Распределение ответов сельских жителей на вопрос «Как вы обычно поступаете, когда заболеваете?» в зависимости от числа проживающих в населенном пункте, 2009 г.

Варианты ответов Все респонденты в том числе проживающие в поселениях с численностью жителей:

до 100 101-500 501-1000 свыше 1000

Обращаюсь в государственное медицинское учреждение за бесплатной медицинской помощью 64,3 66,7 69,0 64,0 62,5

Обращаюсь за платной медицинской помощью 16,4 7,1 15,0 13,8 18,5

Лечусь сам(а) 54,2 60,7 51,4 53,4 55,4

Обращаюсь к народным целителям 4,6 9,5 5,7 3,1 4,6

Ничего не делаю, все пускаю «на самотек» 8,1 16,0 9,4 9,9 6,8

В качестве позитивной тенденции следует особо выделить рост рождаемости на селе. Ее прирост в сельской местности был значительно выше (13,3%), чем в городской (8%). В результате соотношение коэффициентов рождаемости на селе и в городе повысилось до 118,5% (против 113% в 2008 г.), но еще не достигло уровня 2000 г. (табл. 4). За 2009 г. в РФ на селе родилось детей на 54,3 тыс. больше, чем в 2008 г. На фоне роста рождаемости на 391 ребенка за 2009 г. — в Ростовской области, преимущественно в сельской местности, повышение числа детей на селе увеличивает риски перехода сельских семей в группу бедных при рождении первого ребенка, на которого не распространяется действие закона о материнском капитале. Поэтому в депрессивных регионах, где смертность превышает рождаемость от 2 до 4 раз, необходимо распространить положение о предоставлении материнского капитала при рождении первого ребенка.

о со

£ О

£ О

О

си

о

о са

о

I—I

I— <

гэ и

ш (_>

I—I

О

о

ш

о <

Таблица 4

Коэффициент рождаемости населения

Годы Число родившихся на 1000 человек

село город село в % к городу

2000 г. 9,8 8,4 116,7

2005 г. 10,9 9,9 110,1

2009 г. 12,8 10,8 113,0

2009 г. в % к 2008 г. 113,3 108,0 118,5

Источник: Состояние социально-трудовой сферы сема и предложения по ее регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. — М.: ВНИИЭСХ, 2009.

о со

£ О

£ О

Продолжилась позитивная тенденция роста ожидаемой продолжительности жизни на селе у мужчин в 2009 г. (табл. 5). Этот показатель повысился на селе на 0,9 года, в городе — на 1,1 года. Среди сельских женщин он увеличился на 0,7 года. Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин сократился на селе с 13,2 до 13,0 года, в городе — с 12,7 до 12,2 (табл. 5). В целом за год продолжительность жизни повысилась на 0,9 года и на селе, и в городе.

Таблица 5

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)

Годы Сельское население Городское население

оба пола мужчины женщины оба пола мужчины женщины

2000 г. 64,2 58,0 71,6 65,7 59,4 72,4

2005 г. 63,4 57,2 71,1 66,0 59,5 72,9

2009 г. 65,6 59,6 72,6 68,2 62,1 74,3

о

Источник: Состояние социально-трудовой сферы сема и предложения по ее регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. — М.: ВНИИЭСХ, 2009.

о

о са

о

I—I

I— <

и

О

о <

Сокращается численность молодежи, ухудшилась ее гендерная структура, ориентация ее на создание КФХ остается низкой. Сокращается на селе численность женщин в фертильных возрастах, что блокирует меры по стимулированию рождаемости. Снижается уровень их занятости.

Важнейшей проблемой сельской молодежи является недостаточная возможность получения качественного образования (25,5% респондентов), Рейтинг проблем села:

• низкая заработная плата (85,1% респондентов);

• бедность (34,4);

• алкоголизм (45,1%);

• безработица (47,7%);

• тяжелый физический труд (29,5%);

• пассивность, безынициативность (16,1%).

В случае потери работы 52,6% респондентов (в 2008 г. — 55,5%) ориентированы на трудоустройство в своем или соседнем селе; 33,6% мужчин и 30,1% женщин предпримут попытки устроиться в городе без перемены места жительства (в 2008 г., соответственно, 36,5 и 29,8%). Доля респондентов, которые в этой ситуации предполагают расширить ЛПХ, составила 17,0% (2008 г. — 18,8%). Доля опрошенных, которые не знают, что делать в случае потери работы, увеличилась с 8,3 до 9,4%. Изменилась структура причин, которые препятствуют организации фермерского хозяйства или другого собственного дела (табл. 6).

Таблица 6

Антимотивация фермерского хозяйствования

Основные причины, которые препятствуют организации фермерского хозяйства или другого собственного дела В % к числу опрошенных

2008 г. 2009 г.

Привык работать в коллективе и не хочу менять образ жизни 32,0 33,7

Нет достаточного капитала, а льготный кредит не получить 35,5 28,7

Мало земли 8,4 6,4

Боюсь рисковать, можно прогореть 23,1 18,8

Не хватает знаний 7,1 9,0

Нет здоровья, и годы уже не те 10,5 13,3

Не уверен, что дело захотят продолжить дети 10,3 6,5

Другое 4,2 13,0

о со

Рыночная модель поведения в наименьшей мере характерна для занятых в сельхозорганизациях (28,4%), а в наибольшей — для занятых в других секторах агроэкономики (43,8%). 1/5 молодежи настроена жить «по-советски», что тормозит экономический рост. Растут расходы на алкогольные напитки — с 36,8 до 42 руб. в месяц на каждого члена сельского домохозяйства за 2008 г., основной причиной пьянства 71,5% респондентов называют безработицу, бедность, состояние безысходности.

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» показала, что стимулирование малого агропредпримательства позволяет компенсировать низкий уровень мотивации сельского населения к развитию предпринимательской активности, что особенно важно в условиях кризиса

В силу этого развитие агропредпринимательства получило поддержку в государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», в Ростовской области — в Областной долгосрочной целевой программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 годы.

Мероприятия программы, помимо основных направлений Государственной программы, включают новые направления:

■ субсидии на возмещение части затрат на приобретение материалов искусственного осеменения;

■ на содержание племенного маточного поголовья КРС;

£ О

£ О

О

си

о

о са

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

I—I

I— <

гэ и

ш (_>

I—I

О

о

ш

о <

о со

£ О

£ О

О

си

о

о са

о

I—I

I— <

и

О

■ содержание быков-производителей;

■ за произведенное и сданное молоко на перерабатывающие предприятия области;

■ по выращиванию и реализации молодняка;

■ на покупку и установку оборудования для штрихкодирования, предпродажную подготовку продовольственной продукции, размещение рекламы.

Общее финансирование программы за счет областного бюджета за 3 года составит 1,3 млрд руб.

Поскольку малое предпринимательство локализируется на территории муниципалитета, то его развитие стимулируется принятием 19 ноября 2009 г. Областного закона № 326-ЗС «О развитии сельского хозяйства в Ростовской области», который вовлекает в реализацию аграрной политики наряду с двумя уровнями (федеральные и региональные органы исполнительной власти) третий уровень — органы местного самоуправления, разрабатывающие муниципальные программы в сфере сельского хозяйства. В малых формах хозяйствования по РФ ежегодно производится более 20% зерна и сахарной свеклы, 48% мяса, 56% молока и 80% овощей.

В условиях реализации вектора инновационного развития в Областном законе «О развитии сельского хозяйства в Ростовской области» законодательно закреплена поддержка разработок и внедрения новых технологий производства сельхозпродукции и создания условий инновационного развития сельскохозяйственного производства, что обеспечивают, прежде всего, малые инновационные предприятия. Пока параметры развития малого предпринимательства в аграрных районах Ростовской области, например, в Сальском районе, существенно ниже средних по области (табл. 7).

Таблица 7

Параметры развития малого предпринимательства в Зерноградском района

Наименование показателей Ед. изм. Микропредприятия за I кв. 2009 г. Малые предприятия (без микропредприятий) Средние предприятия за I кв. 2009 г. Темп роста (снижения) к I кв. 2008 г.

за I кв. 2009 г. Темп роста (снижения) к I кв. 2008 г.

Оборот млн руб. 158,9 269,9 114,9. 285,8 187,8

Инвестиции в основной капитал млн руб. — 0,1 3,6 0,2 12,7

Среднесписочная численность работников чел. 565 958 82,0 889 87,1

Фонд заработной платы млн руб. — 22,6 106,7 21 100,3

Среднемесячная заработная плата руб. — 7 855,9 130,2 7 867,1 115,0

о <

SWOT-анализ состояния и темпов динамики экономики Зерноградского района позволил выделить конкурентные преимущества и сдерживающие факторы развития малого предпринимательства (табл. 8).

Таблица 8

SWOT-aнaлиз конкурентных преимуществ Зерноградского района по развитию малого предпринимательства (МП)

Конкурентные преимущества Сдерживающие факторы развития МП

Достаточно высокий уровень платежеспособного спроса (8 795,1 руб. средняя заработная плата) Сильная конкуренция между фирмами на рынке, но некоторых отраслевых рынках сконцентрировались фирмы с доминирующей рыночной долей

Высокий научный потенциал в аграрной сфере (г. Зерноград рекомендован в качестве агронаукограда) Слаборазвитая транспортная инфраструктура: недостаточная протяженность автомобильных дорог для площади территории (плотность дорожного полотна 183,74 м/км2), отдаленность от морского порта (ближайший порт Ростова-на-Дону в 71 км и Азова в 100 км)

Высокая квалификация работников Низкий уровень прибыли МП на территории (в среднем 316 541,5 руб.)

Экономико-социологический опрос компании «Бренд Хаус» с непосредственным участием сотрудников кафедры экономической теории ЮФУ предпринимателей, работников районной администрации и представителей общественности позволил выявить наиболее востребованные ниши для малого предпринимательства (табл. 9).

Таблица 9

Наиболее востребованные направления деятельности малого предпринимательства

в Зерноградском районе

Администрация Примечания Предприниматели Примечания

Инновации для сельского хозяйства Большое количество ученых-аграриев Животноводство Район в основном растениеводческий, поэтому заниматься животноводством будет выгодно

Животноводство Строительство и ЖКХ Не хватает компаний, занимающихся ЖКХ

Растениеводство Выращивать редкие культуры (сорго)

В Зерноградском районе наиболее перспективными видами малого агро-предпринимательства являются:

• производство экологически чистых, органических сельскохозяйственных продуктов;

• производство сельскохозяйственных «домашних» продуктов;

• разведение домашних животных и птиц: куры, кролики, КРС, свиньи;

• выращивание пушных зверей;

• выращивание грибов в любых условиях (в т.ч. в городе), но в силу насыщенности рынка распространенными видами (шампиньоны и вешен-ки) целесообразно специализироваться на производстве белых грибов и трюфелей, первый урожай которых собирают через 10 лет;

• выращивание и переработка лечебных трав.

Однако для развития агропредпринимательства в регионе тестируются сдерживающие факторы:

о со

£ О

£ О

О

си

о

о са

о

I—I

I— <

гэ и

ш (_>

I—I

О

о

ш

о <

♦ административные барьеры по регистрации;

♦ не сформированная правовая основа для развития малого агропредпри-нимательства, его господдержки и защиты земельных прав граждан;

♦ дефицит финансово-кредитных ресурсов, неразвитость сельской кредитной кооперации;

♦ неотлаженность сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания, низкомеханизированные технологии и ручной труд;

♦ недоступность рыночной информации, консультационных услуг, повышения квалификации;

♦ отсутствие взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти с союзами, ассоциациями КФХ, ЛПХ.

Достаточно высокими, по мнению агропредпринимателей, являются также следующие группы административных барьеров:

♦ барьеры, связанные с допуском товаров на рынок, — сертификация, маркирование;

♦ барьеры входа предприятий на рынок — лицензирование, разрешение, регистрация;

♦ барьеры, связанные с текущей деятельностью, — инспекция контроль и надзор, делопроизводство, документооборот, соблюдение отчетности.

С целью снижения административных барьеров для развития агро-предпринимательства в сфере ветеринарного контроля в 2009 г. запущена на всей территории РФ информационно-аналитическая система для обеспечения государственных функций по выдаче разрешений на ввоз, вывоз, транзит и пограничный ветеринарный контроль грузов. Это позволит сокра-° тить количество оформляемых ветеринарных сопроводительных докумен-

тов в 8-10 раз. Объем финансовой нагрузки на бизнес при этом снизится на 700-900 млн руб. Эта работа будет продолжена в других сферах агроэкономи-ё ки — в семеноводстве, племенном животноводстве, мелиорации, обеспечении

плодородия почв, безопасности и качества зерна и продуктов его переработки.

Существенно тормозят развитие агропредпринимательства также следующие сдерживающие факторы:

■ недостаточное снабжение качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами;

■ дефицит агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, консультаций по бухучету, аудиту, эффективной организации производства;

■ недостаток сельхозтехники, оборудования и ремонта;

■ трудности ведения производства в случае болезни и/или временной нетрудоспособности;

■ недостаток мощностей для хранения, доработки, переработки;

£

О <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ц ■ непривлекательность условий труда и жизни на селе;

о

сокращение сельского населения.

Основными проблемами при организации своего дела в Ростовской области (по опросу предпринимателей в 2007-2008 гг.) выступают:

♦♦♦ дефицит квалифицированного персонала — 18,8%;

♦♦♦ отсутствие консультационной и информационной поддержки — 20,4%;

♦♦♦ бюрократические барьеры при выдаче свидетельств, лицензий, заключений — 15,7%;

♦♦♦ сложности в получении кредитных ресурсов — 15,1%.

Все эти барьеры, проблемы и факторы обостряют необходимость повышения степени участия органов местной власти в стимулировании формирования малого агропредпринимательства через:

• убеждение начинающих предпринимателей в кооперации;

• содействие самозанятости;

• информирование о ценах на сельхозпродукцию и оборудование;

• содействие заключению договоров на реализацию сельхозпродукции — содействие гражданам в исполнении взятых на себя обязательств в рамках программы самозанятости;

• информирование безработных о возможности организации самозанятости в области сельского хозяйства;

• профориентацию граждан, желающих организовать самозанятость,

• обучающие семинары по организации бизнеса;

• консультирование по организации дела и получения средств господдержки;

• помощь в регистрации ИП и составлении бизнес-плана.

В целом аграрная политика Ростовской области по развитию малого агро-

предпринимательства включает:

• развитие бизнес-образования с целью обучения начинающих, повышения квалификации работающих предпринимателей через создание системы центров обучения в течение жизни; распространение информационных материалов о МП;

• стимулирование существующих предприятий (крупных, средних, малых) к развитию бизнеса на территории области. °

Реализация этих направлений позволит тиражировать успешный опыт предпринимателей, которые смогут эффективно использовать выделяемые государством средства.

о са

ЛИТЕРАТУРА г

о

I—I

Григорьев Л. Модернизация и общество/ Л. Григорьев, В. Тамбовцев // Вопро- <

сы экономики. — 2008. — № 1. 3

ш

ДобрынинаЕ. Народ десятилетней выдержки / Е. Добрынина // Российская газета. — ^

2010. — 11 марта. о

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // 8

Российская газета. — 2009. — 21 марта. о

Райская Н. Исследование экономического цикла в плановой и переходной эконо- ^

о;

мике / Н. Райская, Я. Сергиенко, А. Френкель, О. Вовк // Экономист. — 2008. — № 8.

Распределение населения по полу и возрасту в разрезе городов и районов Ростовской области на 01.01.2008 г. Статистический сборник [Электронный ресурс]. — Ростов н/Д, 2010. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://rostov.gks.ru/ default.aspx, свободный.

Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. — М.: ВНИИЭСХ, 2009.

о со

£ О

£ О

О

си

о

о са

о

I—I

I— <

и

О

о <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.