http://www. economy.gov. ru/minec/activitv/sections/smallBusiness/doc300000011 (дата обращения: 20.09.2012).
6. КуликовА. Малышам здесь не место //Российская бизнес-газета. 2009. № 705 (21), 9 июня. URL: http: //www. rg. ru/2009/06/09/malyj-biznes. html (дата обращения:
19.09.2012).
7. Малому бизнесу нужно больше преференций при участии в госзакупках. URL: http://allmedia. ru/newsitem. asp?id=859457 (дата обращения: 21.09.2012).
8. Путин В. В. Заседание Президиума Правительства Российской Федерации 30 декабря 2009. URL: http://premier. gov. ru/events/new s/882 7/ (дата обращения:
16.02.2013).
9. Пятый форум-выставка «Госзаказ-2009». 30.03.09. URL: http://www. cnews.ru/news/line/index.shtml?2009/03/30/342445 (дата обращения: 19.09.2012).
10. Смотрицкая И. И. Экономика государственных закупок. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 36.
11. ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2005. № 163, 28 июля.
12. Электронная площадка Сбербанка России. URL: http://www.opora-credit.ru/sber/ (дата обращения: 24. 02.2013).
МУРТУЗАЛИЕВА М. К.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СЕЛЬСКОМ
ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
В статье рассматривается комплекс мер финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства в селъском хозяйстве в России и Республике Дагестан. Предлагается формирование и развитие сельских кредитных потребительских кооперативов. Предложен ряд направлений совершенствования экономических отношений малых предприятий с источниками финансовых ресурсов. Обосновывается необходимость дополнения системы государственной поддержки предпринимательства в России многоуровневой и многокомпонентной системой кредитования сельскохозяйственных малых предприятий.
МЖТШАЫЕУА М. К.
PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF CREDITING OF SMALL BUSINESS IN THE AGRICULTURE OF THE
REPUBLIC OF DAGESTAN
The article considers the complex of measures of the financial and credit support of small business in the agriculture of Russia and the Republic of Dagestan. It is proposed the formation and development of rural consumer credit cooperatives. A number of directions of the improvement of economic relations of small enterprises with sources of financial resources. The necessity to Supplement the system of state
support of entrepreneurship in Russia multi-level and multi-component system of crediting of agricultural small enterprises.
Ключевые слова: система кредитования, сельское хозяйство, Республика Дагестана, малых предприятий, финансовая устойчивость, процентные платежи, государственные гарантии, финансово-кредитная поддержка, малое предпринимательство.
Keywords: system of crediting, agriculture, Republic of Dagestan, small enterprises, financial stability, interest payments, government guarantees, financial and credit support of small entrepreneurship.
В Российской Федерации и регионах сложилась ситуация, когда финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль, как при создании малых предприятий, так и на этапе их развития. Большая часть малых предприятий в сельском хозяйстве испытывает в настоящее время острую потребность в обновлении материально-технической базы, использовании индустриальных и интенсивных технологий. В связи с этим для развития таких предприятий необходимы долгосрочные и сравнительно недорогие кредитные ресурсы.
На данный момент кредитованием малых предприятий сельского хозяйства занимаются многие банки, но это лишь формально, фактически же их сотрудничество носит декларативный характер. Такое развитие данного процесса обусловлено несколькими причинами; одной из самых важных является то, что в банковской системе нет выделения среди заемщиков малых предприятий как отдельной группы клиентов, по отношению к которым осуществляется специальная кредитная политика.
Другой немаловажный момент заключается в том, что стоимость кредита выше, чем средний уровень рентабельности производства. По нашим данным, в Республике Дагестан ставки по рублевым кредитам с условием наличия залогового обеспечения составляют около 30 %. Это означает, что малым предприятиям невыгодно брать кредиты, так как ставки по кредитам выше, чем средний уровень рентабельности производства. По нашему мнению, валютная ставка выше 20 % годовых делает кредит бесполезным, от 14 % до 20 % — это балансирование на грани рентабельности, со ставкой 12-14 % предпринимательство чувствует себя спокойнее, но серьезное развитие невозможно.
Основной целью поддержки малых предприятий в данном контексте является формирование группы банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, работающих с малыми предприятиями, а также создание условий для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на развитие малых предприятий, содействие вовлечению средств частных инвесторов в развитие малых предприятий. Государство должно поощрять банки к кредитованию малых предприятий, создавая им режим благоприятствования. Также требуется существенное снижение налогов, пересмотр нормативов ЦБ, создание эффективной судебной системы и т. п.
С позиции необходимости обеспечения финансовой устойчивости банков-кредиторов существующее возмещение части процентных платежей заемщикам, привлекающим кредиты по рыночным ставкам, за счет средств фондов государственной поддержки малых предприятий является наиболее эффективным способом решения проблемы удешевления кредитных ресурсов для малых предприятий. Но вот условия предоставления кредита должны быть
одинаковыми как для вновь образованных малых предприятий, так и для уже существующих. Однако процентные ставки кредитов по проектам уже действующих и расширяющихся малых предприятий должны быть немного выше.
Таким образом, механизм субсидирования процентной ставки по кредитам, выдаваемым малым предприятиям, то есть кредитование малых предприятий на льготных условиях с компенсацией разницы части процентных ставок за счет бюджетных средств, является одной из моделей эффективного сотрудничества банков и государственного аппарата и самих кредитополучателей. Например, для получения кредита в Дагестанском филиале «Россельхозбанка» главе малого предприятия, прежде всего, нужно письменно обратиться в банк. Главное требование к клиенту — обоснование гарантий возврата кредита. Процедура получения кредита занимает больше месяца. Это требование ЦБ РФ, и необходимо оно для того, чтобы удостовериться в платежеспособности клиента. Он не должен иметь долгов, обязан работать рентабельно и быть в состоянии предоставить залог.
В 2009 году развитие системы кредитования аграриев было заявлено как одна из главных целей национального проекта «Развитие АПК». Одним из направлений является стимулирование развития малых предприятий на селе. Ответственность за реализацию пилотных проектов возложена на ОАО «Россельхозбанк». Федеральные власти обещают сделать «крестьянские» кредиты более дешевыми и доступными, чем сейчас.
Но до сих пор крестьянам было трудно кредитоваться, им нечего предложить в залог. Банки не были уверены в ликвидности производственных комплексов, посевов, урожая, племенного скота. Кроме того, часто это имущество не оформлено должным образом. В результате у большинства хозяйств имущества много, а в залог дать нечего.
Сейчас проще всего получить кредит под залог новой техники. У РСХБ есть программа по приобретению оборудования под его же залог. Такой кредит можно взять для покупки оборудования любого производителя на срок до пяти лет и получить отсрочку по платежам до 12 месяцев. Соотношение собственных средств хозяйства и суммы кредита зависит от вида техники. Например, при покупке тракторов и комбайнов кредит может составить 90 % их стоимости, прицепной техники и доильного оборудования — 70 %, птицеводческого и зерноочистительного оборудования — только 60 %. Если у хозяйства нет оставшейся суммы, то банк пойдет ему навстречу. Например, могут выдать в кредит недостающие 10-40 % под любой ликвидный залог или отсрочить уплату этой суммы на год, к тому же хозяйство может заплатить аванс из средств региональных бюджетов или использовать комбинацию этих вариантов.
Одной из косвенных мер финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства в сельском хозяйстве для России сегодня становится предоставление государственных гарантий по кредитам коммерческих банков; данная мера обеспечивает разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями.
Предоставление государственных гарантий и поручительств по кредитам, запрашиваемым малыми предприятиями в коммерческих банках, значительно увеличивает количество проектов и программ, получающих государственную поддержку — в сравнении с прямым предоставлением ссуд из средств государственных и частных источников. Объем кредитных ресурсов, которые могут быть предоставлены коммерческими банками на финансирование
предпринимательских проектов при наличии обеспеченных гарантий, в среднем в 2-3 раза превышает объем средств, выделяемых государством по гарантийным программам.
Здесь следует отметить, что в рамках реализации Республиканской целевой программы развития малого предпринимательства, в целях создания благоприятных условий для обеспечения равного доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам коммерческих банков, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам малых предприятий перед их кредиторами в Дагестане сделаны значительные шаги. В том числе создано Государственное автономное учреждение «Фонд содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства», помогающее предпринимателям в приобретении кредитов в коммерческих банках. Фондом разработана программа предоставления поручительств при получении малыми предприятиями кредитов в коммерческих банках, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве на создание и осуществление его основной деятельности. Также благодаря фонду обеспечивается удовлетворение требований кредитора в случае неисполнения должником своих обязательств.
Согласно Республиканской целевой программе развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2009-2011 годы, ежегодно из республиканского бюджета автономному учреждению было выделено 20 млн руб., из федерального бюджета — в порядке софинансирования суммы в коэффициенте один к четырем.
Выделенные средства учреждение размещало на депозитные счета коммерческих банков в качестве гарантийного резерва, исходя из которого, фонд предоставляет поручительства малым предприятиям в размере 50 % суммы необходимого обеспечения. Сегодня у малых предприятий есть возможность обратиться в банк за кредитом в 1 млн рублей при наличии залога, обеспечивающего только 50 % обязательств перед банком, остальные средства в виде поручительства представляет фонд. На участие в программе фонда конкурсный отбор прошли три банка, с ними заключены соглашения о сотрудничестве. Это ООО «Эсидбанк», ОАО АКБ «Эльбин», Дагестанский филиал ОАО «Россельхозбанк».
Помимо этого, комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан предоставляются субсидии на покрытие процентных ставок по кредитам в размере учетной ставки рефинансирования Центробанка. То есть если клиент получает в коммерческом банке кредит, к примеру, под 30 %, реально ему придется оплачивать 18 %.
При выполнении рассмотренных мероприятий государство не подменяет банковскую систему, а выполняет по отношению к банкам стимулирующую роль, вовлекая их в партнерские отношения по поддержке малых предприятий.
При правильной организации функционирования банка и финансового менеджмента свободная ниша инфраструктуры поддержки малых предприятий будет выгодна финансовым коммерческим институтам и государству, собирающему налоги. Как следствие, здоровая конкурентная среда среди коммерческих банков республики будет побуждать их к использованию современных эффективных методов и механизмов кредитования во взаимодействии с другими (небанковскими кредитными) организациями. Последние в настоящее время играют немаловажную роль в развитии системы кредитования малых предприятий. Они, как правило, осуществляют депозитно-кредитные операции и специализируются на кредитовании отдельных видов
деятельности малых предприятий. К небанковским инвестиционным институтам относят кредитные союзы, общества взаимного кредитования, паевые инвестиционные фонды, лизинговые компании.
Согласно Концепции развития сельской кредитной кооперации, политика государства предполагает возможность влияния на этот процесс, прежде всего, с помощью действенного механизма государственного регулирования и государственной поддержки. Содержание этой деятельности конкретизируется тем, что в соответствии с федеральным законом государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение. При этом государственное регулирование деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов осуществляется органом исполнительной власти, который принимает нормативно-правовые акты в соответствии с требованиями действующего законодательства, включая ряд организационных норм и экономических нормативов.
На уровне сельского кредитного потребительского кооператива (СКПК) наиболее важным считается то, что сельские кредитные кооперативы (СКК) как особые финансовые организации требуют специальной системы внутреннего контроля и аудита своей деятельности, откуда вытекает необходимость создания специальных структур, осуществляющих функцию внутрисистемного контроля деятельности. Данная функция, на наш взгляд, позволяет непрерывно следить за состоянием кредитного кооператива, регистрировать его важнейшие характеристики, оценивать их, оперативно выявлять результаты воздействия различных процессов и факторов. Дистанционный мониторинг и проверка на месте — это способы, с помощью которых обеспечивается надзор за работой кооперативов. Мы считаем, что в области экономической и, в частности, финансово-кредитной поддержки требуется стимулировать развитие кредитной кооперации, причем не только опираясь на Россельхозбанк, но и открывая для кредитных кооперативов прямой доступ к бюджетным ресурсам.
Политика, основанная на надзоре за деятельностью СКПК и принятии решений по его результатам, носит пассивный характер и не предусматривает стратегического планирования на основе изменяющихся условий окружающей среды и возможностей разработки новых финансовых инструментов и форм экономических отношений по поводу получения финансовых ресурсов малыми предприятиями. Об этом свидетельствуют и результаты последних лет по реализации Концепции развития сельской кредитной кооперации, а также оценки фактических условий развития СКК, сделанные самими малыми предприятиями и СКПК в ряде регионов. Более того, стало возможным создание в регионах откровенно коррупционных систем, в которых разворовываются и присваиваются государственные средства поддержки малых предприятий. До рядовых фермеров доходят только сотые доли льготных кредитов и средств, выделяемых из местного и федерального бюджетов. Основные суммы получают агрохолдинги, собственниками которых являются региональные чиновники и депутаты.
О негативных процессах в сельской кредитной кооперации свидетельствует резкое снижение темпов роста, а точнее, сокращение числа СКПК за последние годы в Ростовской и Волгоградской областях, считающихся лидерами развития
сельской кредитной кооперации, а также уменьшение количества займов, выданных Россельхозбанком, притом что сложность получения банковского кредита растет.
Обобщая результаты проведенных исследований, можно предложить ряд направлений совершенствования экономических отношений малых предприятий с источниками финансовых ресурсов.
В общем случае задача государства состоит в том, чтобы разработать такую систему обеспечения малых предприятий финансовыми ресурсами, такую вертикаль кредитования, которая позволила бы довести средства, пусть даже небольшие, буквально до каждого нуждающегося и кредитоспособного малого предприятия. Для этого необходимо выстроить многоуровневую, устойчивую и взаимосвязанную систему кредитования, которая включала бы в себя разнообразные финансовые институты: банки, кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования, некоммерческие фонды поддержки.
Задача государства заключается не в прямом выделении бюджетных денег, а в предоставлении гарантий финансовым институтам на основе разделения кредитных рисков. Государственные и муниципальные фонды поддержки малых предприятий должны привлекать средства с рынка капитала, а не из бюджета.
Важным дополнением системы государственной поддержки предпринимательства в России должна стать многоуровневая и многокомпонентная система кредитования малых предприятий. Совокупность разрозненных финансовых организаций, предлагающих малым предприятиям различные кредитные услуги, сможет рассматриваться как система только в том случае, если будут выстроены устойчивые экономические отношения между ее различными элементами — банками, кредитными кооперативами, лизинговыми компаниями и др., направленные на предоставление, а также аккумулирование, рациональное перераспределение и эффективное использование финансовых ресурсов.
Неприемлемым является подход, согласно которому государственные ресурсы, средства федеральных и региональных бюджетов или кредиты международных финансовых организаций рассматриваются в качестве единственного или главного источника реализации программ кредитования малых предприятий. Поэтому одним из важнейших качеств рассматриваемой системы кредитования малых предприятий должна стать «самодостаточность», способность привлекать ресурсы с рынка капиталов, аккумулировать сбережения и накопления граждан при минимально необходимом и максимально эффективном посредничестве государства. Представляется, что главными проводниками в данном случае могли бы выступать кредитные организации и участники рынка ценных бумаг.
Одними из направлений государственной поддержки сельской кредитной кооперации могли бы стать преобразование части бюджетных средств для аграрного сектора в долгосрочные беспроцентные кредиты и их страхование, а также предоставление государством стартовой помощи в виде долгосрочных кредитов. Такого рода государственное содействие развития финансовой среды сельской кредитной кооперации необходимо оказывать больше на местном уровне в рамках региональных программ развития, программ поддержки определенных секторов экономики.
Необходимо при этом создать макроэкономические условия, обеспечивающие экономическую стабильность институтов
микрофинансирования путем повышения показателей возвратности и
оборачиваемости средств, увеличения их капитала, совершенствования кредитного портфеля, развития горизонтальных связей между организациями. Необходимо укреплять их кадровый потенциал, организовать обучение базовым аспектам ведения бизнеса и основам кооперативной и микрофинансовой деятельности. Увеличение среднего размера займов, снижение процентных ставок будет способствовать привлечению новых членов и повысит коэффициент использования кредитов.
Развитие кредитных кооперативов серьезно тормозит слабая информированность населения. Наиболее ярко это выражено в сельской местности. Потенциальные заемщики просто не имеют представления об этих структурах. При опросе руководителей 86 малых предприятий Республики Дагестан, проведенном нами в 2011 году, около 70 % респондентов признали, что им не знакомо понятие «кредитный кооператив».
В целях обеспечения разнообразия видов финансовых институтов, программ и форм кредитования малых предприятий следует рассмотреть:
❖ построение двухуровневой системы кредитных организаций, где задачи по рефинансированию и аккумулированию ресурсов отделены от непосредственного кредитования;
❖ создание банков-агентов с государственным участием по программе кредитования малых предприятий;
❖ становление многоуровневой системы кредитной кооперации, в которой кооперативы верхнего уровня по характеру и объему осуществляемых ими операций всё более сближаются с банками;
❖ запуск федеральной программы по развитию кредитной кооперации в среде малых и индивидуальных предпринимателей на основе инфраструктуры поддержки малых предприятий;
❖ предпосылки для более тесного взаимодействия банков и некредитных организаций, прежде всего, кредитных кооперативов;
❖ перспективы создания системы федерального и сети региональных фондов гарантирования кредитов, предоставляемых малым предприятиям, которые готовы выступать гарантами в частных программах кредитования;
❖ системы бюро кредитных историй, тесно интегрированных со всеми участниками системы кредитования.
Таким образом, для развития и успешной работы системы сельской кредитной кооперации нужно не только увеличение господдержки, но и освоение более гибких механизмов, обеспечивающих разнообразие формальных и неформальных финансовых инструментов и институтов, стимулирующих их адаптацию в АПК. Не меньшую роль в расширении доступа малых предприятий к финансовым рынкам может сыграть и государственная поддержка повышения квалификации руководителей, качества менеджмента СКК.
Мероприятия по реализации национального приоритетного проекта «Развитие АПК» предусматривают расширение доступности дешевых долгосрочных кредитных ресурсов для сельхозорганизаций. Но если вспомнить столыпинскую реформу, когда создавались ипотечные банки, предоставлялась возможность закладывать землю и получать кредиты на развитие хозяйств, то кончилось это тем, что практически все те, кто заложил землю, не смогли ее выкупить и разорились. Произошло это потому, что полученные деньги они потратили на реализацию традиционных затратных технологий, не позволяющих значительно повысить эффективность хозяйства и выйти на качественно новый уровень производства.
Для того чтобы описанное не повторилось, так как большинство руководителей за счет кредитных средств собираются «латать дыры», забывая простое правило: какая технология, таков и результат, — необходимо развивать сельскохозяйственные консалтинговые компании.
Сельскохозяйственная консалтинговая компания по заказу потребителей разрабатывает не бизнес-планы, а инвестиционно-технологические проекты. Отличие бизнес-плана от инвестиционно-технологического проекта в том, что последний, кроме финансово-экономической части, содержит и связанную с ней технологическую часть в виде методических рекомендаций по реализации проекта, например, «букварь» по реализации инновационных сберегающих технологий в животноводстве и кормопроизводстве, в 10 раз сокращающих потребности хозяйств в тракторах и сельскохозяйственных машинах, в 7-8 раз сокращающих расход дизельного топлива на производство кормов, в 2-3 раза снижающих себестоимость зерна, собственных грубых и сочных кормов, сокращающих затраты труда, электрической и тепловой энергии в животноводстве и поднимающих производство молока до высокорентабельного уровня.
Финансово-экономическая часть инвестиционно-технологического проекта отвечает на вопросы, сколько и когда предприятие получит от банка кредитных ресурсов, сколько и когда будет возвращать.
Технологическая часть отвечает на вопросы, каким образом предприятие должно вести хозяйство, какие использовать технологии в молочном животноводстве и кормопроизводстве, что необходимо приобрести для реализации этих технологий, чтобы перестроить производство, перейти на более высокий уровень эффективности и валового производства, возвратить денежные средства в установленные сроки и продолжать рост. Одобрив выдачу кредита сельскохозяйственному предприятию под инвестиционно-технологический проект, руководство органов местного самоуправления будет уверено в использовании обозначенных проектом технологий и в том, что ожидаемые уровни продуктивности, урожайности, рентабельности будут достигнуты, бюджет получит новые налоговые поступления, население — рабочие места, заработную плату и отечественные экологически чистые продукты питания на прилавках магазинов.
Выдав кредит под инвестиционно-технологический проект, банк сможет контролировать целевое использование денежных средств, что будет являться гарантией безусловной возвратности кредитов. Получив инвестиционно-технологический проект, фермер будет иметь не только цель и задачи, но и подробнейшее описание путей их практической реализации.
Еще большую уверенность в достижении проектных показателей сможет иметь фермер, если заключит договор с консалтинговой компанией на профессиональное сельскохозяйственное консультирование в области молочного животноводства и кормопроизводства или на авторское сопровождение проекта до выхода на заданные показатели.
Таким образом, для совершенствования системы кредитования в число кредитуемых малых предприятий необходимо включать только хозяйства, имеющие инвестиционно-технологический проект, обеспечивающий целевое использование денежных средств, значительное повышение эффективности ведения хозяйства и возвратность кредитных ресурсов.
_Литература_
1. Абалкин А., Абалкина Т. Приоритеты и особенности региональной аграрной политики //Международный сельскохозяйственный журнал. — 2008. — № 3. — С. 24.
2. Гордеев А. В. О государственной программе развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы //Экономика сельского хозяйства. — 2007. — № 9.
3. Касл Э. Эффективное фермерское хозяйствование. — М: Агропромиздат, 2008. — 496 с.
4. Санду И. С. Формирование инновационной моделиразвития сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. — 2010. — № 11 — С. 72-76.
АМИРОВ Р. А.
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА
ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
В статье анализируется система показателей экономической эффективности применительно к аграрному сектору экономики региона и обосновывается комплексная система программно-целевых показателей определения народнохозяйственной эффективности аграрного сектора экономики.
АЫЖОУЯ'. А.
FEATURES OF ESTIMATION OF EFFICIENCY OF AGRARIAN SECTOR
OF ECONOMY OF THE REGION
The article analyses the system of indicators of economic efficiency for the agrarian sector of economy of the region and establishes an integrated system of performance-oriented indicators of economic efficiency of the agrarian sector of economy.
Ключевые слова: аграрный сектор экономики региона, производство поодукпии. оесуосный потенциал, экономическая эффективность. Key words: agrarian sector of economy of the region, output of products, resource potential, economic efficiency.
Система экономических показателей является методической базой для рационального управления агропромышленным производством, организации экономической работы, научно обоснованной оценки деятельности предприятий и отраслей аграрного сектора экономики. Методологии и методике определения круга экономических показателей и критерия эффективности агропромышленного комплекса на уровне народного хозяйства, областных (краевых) и районных агропромышленных объединений посвящено немало научных работ. Однако методика и систематизация комплекса программно-целевых показателей по определению народно-хозяйственной эффективности аграрного сектора экономики требуют дальнейшего совершенствования.
Актуальность этой работы усиливается тем, что в настоящее время в масштабе страны происходит формирование народно-хозяйственного аграрного сектора экономики, созданы и действуют различные формы агропромышленных объединений, сочетающие территориальный и отраслевой