законом о бюджете области в редакции, действующей на день выплаты [16].
Таким образом, иски в адрес казны, в принципе, предусмотрены российским
законодательством, прежде всего для юридических лиц, которые так или иначе пострадали от вызванных различными причинами действий представителей администраций разных уровней. Коррупция нередко вообще не артикулируется, но вчинение такого рода исков закон не исключает, запрещая в известных случаях применение эстоппеля и допуская реституцию.
Проблемой при этом остается вопрос о тех, кто потерпел имущественный ущерб от вымогательства взятки. Пока действует примечание к ст. 291 УК РФ и нет возможности переквалифицировать соответствующие ситуации, судьба людей, пострадавших от вымогательства должностных лиц, остается вне поля зрения позитивного права и полностью зависит от усмотрения конкретного судьи и наличия соответствующей строки в бюджете.
Список литературы:
1. Илюшина М.Н. Недействительность сделок как гражданско-правовое последствие коррупционных правонарушений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 12.
2. http ://gkodeksrf. ru/ch-1 .rzd-1/podrzd-4/gl-9/prg-2/st-169 -gk-rf
3. https://www.fjc.gov/history/timeline/fletcher-v-peck
4. Foreign Corrupt Practices Act (FCPA); US Sarbanes - Oxley Act on 30 July 2002. URL: https://www.congress.gov/bill/107th-congress/senate-bill/2673.
5. Репинский Г.К. Несколько слов по поводу нападок на взяточничество// Юридический
вестник, издаваемый Николаем Калачовым. Выпуск второй. Спб. 1860-1861.
6. Кавалиоти С. Обратное истребование взятки (из практики Правительствующего сената) // Вестник Гражданского права. Петроград. 1915. № 1.
7. п. 10.2 комментария к ст. 290 УК РФ о требовании взятки под угрозой.
8. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ETS N 174. URL:http://base.garant.ru/4089549/. 23.03.2018. Оригинал на английском: httpsз://www.coe.mt/m/web/conventюns/fuП-Иst/-/conventions/rms/090000168007í3f6
9. Корякин В.М. Некоторые вопросы недействительности сделок в сфере государственных закупок в свете положений Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию //Вестник МИТЭП.2014. № 3 (16).
10. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2008 г. № 22 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень ВАС РФ. 2008. № 5.
11. Тютрюмов И.М. Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями русских юристов. Книга вторая. М. Статут. 2004.
12. Определение Верховного Суда РФ от 31.07.2007 № 48-007-46сп
13. http://www.gk-rf.ru/statia179
14. Судебная практика. 1928. № 7.
15. Закон РСФСР от 28.03.1927 «О реквизиции и конфискации имущества» // СУ РСФСР. 1927. № 38. Ст. 248.
16. https://dogovor-urist.ru/судебная_практика/дело/309-эс16-4733/
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В _СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.6.70.565 Мухитдинова Фирюза Абдурашидовна
доктор юридических наук, профессор Ташкентского государственного юридического университета
Хайитов Шерзод Рахматуллаевич
Преподаватель
Ташкентского государственного юридического университета
Mukhitdinova Firyuza Abdurashidovna
doctor of Law,
Professor of the Tashkent State University of Law.
Khayitov Sherzod
rakhmatullaevich-lecturer-Tashkent state law University
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривеается современные проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях. Изучены зарубежный опыт а также исторические истоки духовно-нравственные учения мыслителей Востока. Проанализированы государственная молодежная политика в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи Республики Узбекистан.
ANNOTATION
The article deals with modern problems of spiritual and moral education of young people in modern conditions. Foreign experience and historical sources of spiritual and moral teachings of Eastern thinkers are studied. The article analyzes the state youth policy in the sphere of civil-Patriotic and spiritual-moral education of the youth of the Republic of Uzbekistan.
Ключевые слова: молодежь, реформа, духовность,пагриотизм, нравственность, политика
Keywords: youth, reform, spirituality, patriotism, morality, politics
Идея совершенной, всесторонне развитой личности выражает постоянное стремление человека к овладению сокровищами как национальной, так и общечеловеческой мировой культуры, к духовно-нравственному и физическому совершенству. Эта идея вдохновляет на непрерывное развитие духовности и просветительства. Нет будущего у народов и наций, не нацеленных на свое совершенствование, не заботящихся о подрастающем поколении.
Идея совершенной личности испокон веков была заветной мечтой нашего народа, органичной частью его духовности. Впитав философию Ислама, она значительно расширила свое содержание в произведениях великих мыслителей Востока: Абу Наср-аль-Фараби, Абу Рейхан Беруни, Абу Али Ибн Сина, Юсуф Хос-Хожиб, Ахмад Югнаки, Джалалиддин Давани, Алишер Навои и мн.др., которые внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки, культуры, просвещения.
Проблема духовно-нравственного развития личности, имеющая непреходящее значение, приобретает особую актуальность в переломные моменты истории. Сегодня становится очевидным тот факт, что никакие социально-экономические и политические преобразования в нашей стране не могут быть успешно осуществлены без учета духовного потенциала личности особенно молодежи которые составляют более 60 % населения Узбекистна и общества. В Законе Республики Узбекистан «Об образовании» (1997) и в «Национальная программа по подготовке кадров, принятый 7 февраля 2017 года, а также Указ Президента Республики Узбекистан от 22 января 2018 года № УП - 5308 «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах в 2020 год объявлен в Узбекистане Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики и в нем учтены ведущим принципом государственной образовательной политики выдвигается воспитание человека-гражданина, уважающего права и свободы других людей, формирование активной, творческой, критически мыслящей личности, способной приносить пользу обществу, что признается необходимым условием успешной реализации демократических реформ и гуманизации общественных процессов. Во время чтения Послания к Сенату и Законодательной палате Олий Мажлиса президент предложил объявить 2020 год Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики.
"Великие мыслители Востока говорили: "Самое большое богатство - разум и наука, самое большое наследство - хорошее воспитание, самая большая нищета - отсутствие знаний", - напомнил Шавкат Мирзиёев. - Стремление овладевать современными знаниями, быть просвещенными и обладать высокой культурой должно стать для всех нас жизненной потребностью".
Впервые в нашей стране будет внедрена система подготовки детей к школе с 6-летнего возраста. Из бюджета на эти цели выделяется 130 миллиардов сумов. В данном процессе будут участвовать и частные дошкольные образовательные учреждения.
В 2020 году за счет 1,7 триллиона сумов бюджетных ассигнований будет возведено 36 новых школ, капитально отремонтировано 211 школ. Предусматривается также создать 55 частных школ с доведением их общего числа до 141. Также указаны о том что, союзу молодежи Узбекистана следует разработать Концепцию «Молодежь Узбекистана- 2025» и определить практические меры по воспитанию духовно и физически развитого подрастающего поколения.
Никто не должен стоять в стороне в очень важной работе по обеспечению мира и спокойствия в нашей стране, глубокого утверждения в обществе принципа: «Береги своих детей, свой дом, свою Родину - как зеницу ока!»,-сказал глава государства.
Основным задачам Послания президента Узбекистана стал «Первостепенное значение имеет развитие духовно-нравственного мира наших людей, особенно молодежи.
Поэтому важнейшей задачей для нас является ее воспитание на основе идеи «От национального возрождения - к национальному прогрессу», в духе патриотизма, преданности Родине».
На повестке дня всегда должны стоять вопросы доведения до широкой общественности гуманистической сути исламской религии, провозглашающей ценности мира, дружбы и согласия, утверждения в нашей жизни благородной идеи «Просвещение - против невежества».
В этом году будут организованы международные научно-практические
конференции и другие мероприятия по тематике религиозной толерантности, а также посвященные жизни и научному наследию великого ученого-мухадиса Имама Бухари, выдающегося теолога Абу Мансура Мотуриди и продолжателя его дела Абу Муина Насафи.
Нам предстоит большая работа по реконструкции мемориального комплекса Имама Бухари в Самарканде на основе уникального
проекта. В то же время нам следует организовать на высоком уровне 700-летие со дня рождения великого мыслителя Бахоуддина Накшбанда. Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на имеющиеся исследования, вопросы духовно-нравственного развития личности средствами литературного образования до сих пор остаются недостаточно изученными, а специфические свойства учений и идей, обладающей мощным духовным и нравственным потенциалом, в процессе преподавания зачастую игнорируются, в то время как они могут и должны оказывать огромное влияние на формирующуюся личность.
Как нам известно что, духовность - устойчивое личностное интегральное качество субъекта, обеспечивающее целостность личности и её устремленность к духовному саморазвитию.Эти проблемы изучены учеными как М.А.Ахмедшаева, Ш.А.Сайдуллаев, Ф.А.Мухитдинова в статье «Политико -правовые учения Амира Тимура10, профессором Ф.А.Мухитдиновой уделены большое внимание на политико-правовые учения народов Востока11 а также еще многие научные статьи 12..
А что касается нравственности то нравственность — личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие,
дисциплинированность, коллективизм,
регулирующие индивидуальное поведение человека.
Наш народ воспитал великих мыслителей, внесших колоссальный вклад в развитие мировой цивилизации. Мы должны воспитать молодежь достойной наших великих предков, образованными и просвещенными личностями, сказал Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев . Каждая нация сильна не только своими богатствами, а в первую очередь высокой духовностью и культурой. В Узбекистане с первых дней независимости придается большое значение возрождению национальных ценностей, совершенствованию системы национального образования и воспитанию гармонично развитого поколения в духе патриотизма и любви к Родине. Возвращение к своим истокам, осознание глубины и величия культурного и духовного наследия наших великих предков, внесших огромный вклад в достижения мировой культуры, воспитание в каждом поколении бережного отношения к своему прошлому, благородным национальным и
10 Politico legal doktrines of Amir Temur and actualite of stading "The constitution of Timur". International Journal of Humanities and Social sciences. India. 2019, P.62-65.
Роль и место изучения Амира Тимура. eLIBRARY ID:22447679
11 http ://sersc. org/journals/index. php/ijast DOI: 10.18334/asia.1.2.37980
Новый этап реформирования подготовки юридических кадров в Республике Узбекистан
религиозным традициям и одновременно с этим ясное понимание необходимости освоения и приобщения к ценностям современной цивилизации и духовности - это конкретная почва, на которой строится наша политика воспитания подрастающего поколения, политической зрелости и активности населения.
восточные мыслители наоборот считали, что воспитанием детей в первую очередь должны заниматься родители. Поэтому они ведущую роль отводят семейному воспитанию. Взгляды, восточных мыслителей о воспитании и образовании, о роли семьи в семейной воспитании, формировались на мировоззрении Ислама, его ценностях. Общечеловеческие идеи в творчестве Восточных мыслителей созвучны с идеями исламской морали. Мухаммад ибн Муса аль Хоразми о воспитание ребёнка в семье писал так «Родители бывают двух видов: отец родитель, и отец воспитатель. Первый связан с физической жизнью, второй с духовной жизнью. Их взаимосвязь, и одновременность, имеют большое значение, в деле воспитания. Его следующие слова: «Я не видел лучше учителя, чем жизнь, лучше ученика, чем человек». Эти высказивания являются очень примерными. С его слов, с одной стороны мы, понимая, видим какую важную роль, играет социальная среда в воспитании ребёнка, с другой стороны, как в результате образования совершенствуется личность человека. Абу Райхон Беруни ставит проблему чистоты тела и духа. Если в семье существует чистота и дисциплина, то существует нравственная чистота. Эту мысль нельзя ограничить только чистотой тела, нужно совершать много действий. Эти действие означают совершать труд. Его мысли о душе и действии связаны идеей целостности чистоты человеческого тела и духа. Эта мысль взаимосвязи, в воспитании ребёнка физического здоровья и морально-нравственного богатства, созвучно с требованием сегодняшнего дня. Беруни требует от родителей оберегать своих детей. Это значит, что надо оберегать ребёнка от сильного волнения, злости, испуга, обиды, находить для него полезные вещи, отстранить из его жизни нелюбимые предметы. Различное отношение родителей к ребёнку приводит различному поведению ребёнка. Мыслитель научно обосновал, что воспитательные действия в поведении ребёнка приводит к здоровью тела и духа. Беруни показал, какое важнейшее влияние на воспитание ребёнка оказывает среда воспитания, её положение. Абу Али ибн Сино,
12 Mukhitdinova F.A., Agzamhodzhaeva S.S. . Идеи и учения к концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в Узбекистане (33-43) // . PDF архив. ; ():-. 10.31618/ESU.2413-9335.2019.8.61.72 Воспитание молодежи: история и развития, проблемы и пути решения... https://esa-conference.ru/
ведущий ученый Восточного Возрождения написал специальную книгу «Тадбир ал манозил», посвященную проблемам воспитания. Там отражены задачи родителей по воспитанию детей. В произведении отражены мысли о задачах, о долге родителей по воспитанию детей, их взаимоотношения, особенно показано, как своим трудолюбием родители прививают ребенку любовь к профессии, ремеслу. Нравственно-воспитательные произведения Юсуф Хос Хожиба,играют очень важную роль в области решения задач и проблем духовноморального развития. В данных произведениях были выдвинуты идеи о
духовном развитии личности, путём науки и образования. Например, его произведение «Кутадгу билиг» (Благодатное знание), в истории педагогики можно считать монументом всех произведений, написанных методом обучения морали. Именно в этот период учение Корана и Хадисов шло паралельно с изучением указанных в них поучений. В них выдвинуты вперёд такие основные качества мусульманства как: честность, добродетельность, помощь, приличие, правила общения, доброта и милосердие, мораль и другие, которые, оказали влияние на Восточную литературу, в образовательно моральные произведения.
Образовательно-моральные произведения были написаны непосредственно на основе идей, выдвинутых в Хадисах, в частности труд Юсуфа Хос Хожиба «Кутадгу билиг» является этому примером, написанным на тюркском языке. Труд энциклопедически разностороннего ученого Джалалиддина Давани (1452-1502 гг.) «Этика Жалоли», сыграл большую роль в формировании педагогических и этических воззрений многих прогрессивных мыслителей Средней Азии - Юсуфа Карабаги, Абу Тахира Самарканди, Абдуллы Авлоний и мн.др. В этом фундаментальном труде Давани высказывает ценные мысли о воспитании подрастающего поколения, необходимости приобретения положительных качеств в ходе воспитания и обучения. В формировании нравственности человека им особое внимание отводилось среде, коллективу, окружающим людям, семье.
Особое место в сердцах людей Узбекистана принадлежит Алишеру Навои, чьи талантливые произведения уже более пятисот лет волнуют умы и сердца многих поколений. Алишер Навои отмечал, что смысл человеческой жизни состоит в
служении идеалам добра и справедливости, любви и дружбы, правды и красоты. Также, Абдулла Авлони считал, что человек существует для созидания, поэтому должен обладать знаниями. В своём труде «Туркий гулистон ёхуд ахлок («Цветущий край и мораль») придаёт огромное значение вопросам просвещения и образования. В своей книге "Туркий Гулистон ёхуд ахлок" Авлоний прежде чем перейти к вопросу " что такое хорошо и что такое плохо", останавливается на великой роли воспитания и подчёркивает, что детей нужно воспитывать, начиная с младенческого возраста. "Если у человека испорчен характер с детства, если он вырос невоспитанным лишённым моральных устоев, то нечего ждать от него", — пишет автор.
В заключении хотелось бы отметить, что наставления всех мыслителей Востока о поведении, воспитанности, честности являются программой для каждого подрастающего поколения.
Они призывают, если у самого человека есть красивые качества, он должен обучить их другим людям. Но для того чтобы, получить примерную нравственность, привычку у детей, требуется большая сила и громадный труд родителей. Эта появиться в результате воспитания. Поэтому эти взгляды поднимают одну важнейшую проблему в современной эпохе..
Список литературы
1.Мирзиёев Ш.М. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. 1111 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» // Собрание законодательства РУ, 2017. № 6.
2.М.Ахмедшаева, Ф.Мухитдинова, Ш.Сайдуллаев, ШДайитов Politico legal doktrines of Amir Temur and actualité of stading "The constitution of Timur". International Journal of Humanities and Social sciences. India. 2019, P.62-65
3.DOI: 10.18334/asia.1.2.37980. Новый этап реформирования подготовки юридических кадров в Республике Узбекистан
4. Mukhitdinova F.A., Agzamhodzhaeva S.S. . Идеи и учения к концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в Узбекистане (33-43) // . PDF архив. ; ():-. 10.31618/ESU.2413-9335.2019.8.61.72
5.Воспитание молодежи: история и развития, проблемы и пути решения... https://esa-conference.ru