ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МЫСЛИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Кадирова Д.С.
Кадирова Дилдора Сабирджановна - преподаватель, кафедра истории Узбекистана, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье поднимается главная задача современной этики, заключающаяся в том, чтобы переосмыслить свой предмет, очертить, насколько это возможно, четкие границы свободной воли, выявить сферу действия морали, т.е. обосновать универсальные нравственные требования, обязательные для всех. В статье приводятся взгляды великих ученых-мыслителей Средней Азии, которые ставили перед собой столь жизненно важные задачи, как отыскание смысла жизни, исследование добра и зла, определение справедливости, сострадания и других явлений.
Ключевые слова: этические взгляды, духовная культура, Средняя Азия, Абдулла Авлоний, Абу Наср Фараби, ЮсуфХасХаджиб.
Сегодня много говорят о морали, о духовно-нравственном возрождении общества, но при этом недостаточно обращаются к этике, как науке о морали. Этика всегда пребывает в мире реальных людских отношений, которые никогда не обходились без моральных оснований. Вплоть до Х1Х века многие мыслители видели в морали самую большую ценность общества и по мере своих сил старались оправдать, защитить и проповедовать ее. Причем под моралью понимались определенные законы жизни, регулировавшие сферу индивидуально-ответственного поведения людей. Узбекская национальная культура в целом, в том числе и нравственная, имеет исторические корни, которые уходят вглубь веков. Естественно этическая мысль на протяжении веков вбирала в себя и отражала глубинную сущность общественных процессов, характерных для того или иного исторического этапа, так или иначе, реагировала на них. Уже в то далекое время появляются первые произведения, в которых нашла отражение нравственная культура общества. Это «Авеста» - крупный философско-религиозный памятник Центральной Азии, а также образцы устного народного творчества: «Алпомыш», «Кар - Оглы» и др. VIII в. характеризовался тем, что в этом регионе Востока получает распространение новая религия - ислам, ставшая на долгое время идейным знаменем империи - арабского халифата, в состав которого вошли территории Ближнего и Среднего Востока, а также Центральной Азии. Центральная Азия, находясь на древних караванных дорогах - Великим Шелковом пути между Китаем, Византией, Индией и северными народами, имела к этому времени хорошо развитое сельскохозяйственное производство, многоотраслевое ремесло, богатую духовную культуру. Положительные сдвиги в социально-экономической жизни общества повлияли на рост духовной культуры. Во второй половине VIII - начале IX вв. широко распространены светские знания. Именно в этот период была предпринята попытка классификации наук учеными того времени: аль-Хорезми, аль-Фараби, Кинди и др. В их трактатах перечисляются и классифицируются отрасли знаний в зависимости от их принадлежности к арабским и «не арабским» наукам. Показателем интенсивного подъема духовной жизни в период с ГХ-ХП вв. является огромное количество трактатов по различным отраслям науки. Это была эпоха великих ученых-энциклопедистов: Хорезми, Фараби, Ибн Сины, Беруни. Необходимо отметить, что для этого периода в целом характерно стремление к светскому просвещению, которое становится признаком образованности. В произведениях Хорезми, Фараби, Ибн Сины, а также других прогрессивных мыслителей средневекового Востока содержатся важные мысли о роли и значении
социальной среды в нравственном воспитании человека. Исходя из своих философских позиций, большое внимание они уделяли проблемам интеллектуального и нравственного воспитания, этики и логики. К этическим категориям особо обращено творчество Абдуллы Авлони. В книге «Цветущий край и мораль» в доступной форме дается определение этим категориям. «Совестью называется чувство самоанализа, воздействующее на наш дух и разум, ощущение могучей силы души. Каждый свой поступок, каждое действие, их вред или пользу мы оцениваем совестью. Совесть является критерием ума и мышления человека, на его основе человек измеряет свои недостатки, оценивает, исходя из этого критерия, поступки и действия других. Совесть является основной и источником хороших нравов, является чистым зеркалом, отражающим поступки и действия каждого человека, и тот, кто смотрит на это зеркало трезвым взглядом, старается исправить свои ошибки и недостатки, много работает над этим, и у него не остается времени для того, чтобы
«копаться» в чужих грехах и недостатках»....... Особо он выделял такой этический
принцип как справедливость. Справедливостью он называет честность в труде, правдивость в слове. Утверждает, что доброта, верность, правдивость, являющиеся корнями существования человечества и их параметр - справедливость. Он осуждал гнев, похоть, невежество, подлость, глупость, лень, высокомерие, вражду, клевету, сплетни, трусость, ненависть, раздор, алчность, насилие. Он утверждает, что самый плохой из плохих нравов - чувство вражды и мстительности, оно является таким качеством, которое вырастает на почве других неблаговидных поступков [1]. Из курса философии ярким представителем своего времени был Абу Наср Фараби (873-950гг.) Один из основателей прогрессивного общественно-философского направления на средневековом Востоке. Фараби считал, что высшей ступенью человеческой духовности является душа, разум и мышление [2]. Он полагал, что органы чувств, сердце и мозг даны человеку с рождения, а все остальное - знание интеллектуальные и нравственные свойства: черты характера, образование и т.д. приобретаются в процессе жизнедеятельности человека. Большое значение в формировании человека, его личности он придавал воспитанию, особенно духовному и нравственному. Фараби утверждал, что воспитание интеллектуальных и нравственных качеств может быть осуществлено двумя способами: в процессе добровольных действий личности, направленных на совершенствование, и принуждении силой, но цель остается одна -формирование личности [3]. Еще один из выдающихся мыслителей Центральной Азии является Юсуф Хас Хаджиб (Юсуф Баласагуни). Известен своей поэмой «Благодатное знание» («Кутадгу-билиг»), которая была написана в 1069-1070гг. В ней он изложил свои эстетические взгляды, поднимает этические проблемы своего времени, созвучные нашему времени. Он выступал, за науку и научные знания, призывал к просвещению, всеми силами боролся против невежества. В своем произведении он раскрывал суть и значение знаний в жизни. Он утверждал, что знания откроют широкую дорогу любому, кто стремиться к ним. В своих работах мыслитель поднимает вопросы этики. Это категории и принципы. Особо выделяет проблемы воспитания. Осуждает скупость, жадность. В то же время восхваляет щедрость. Мысли Восточных мыслителей, их взгляды обогащают много веков мировоззрение многих поколений. Они не утратили своего влияния и сегодня. И поэтому являются важнейшим средством воспитания подрастающего поколения.
Список литературы
1. Авлони А. Цветущий край и мораль. Пер. С. Максумова. Ташкент, 1917. С. 34-35.
2. Ал Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970. С. 5-6.
3. Фараби - крупнейший мыслитель средневековья. Ташкент, 1973. С. 3.