ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ
МОЛОДЕЖИ В СЕМЬЕ
Давронова Дилдора Саидовна
старший научный сотрутник-исследователь ТТГУ, г.Ташкент
АННОТАЦИЯ
В статье освещена проблема формирования идейно-политической культуры молодежи в семье. Рассмотрены конкретные примеры организации целостного педагогического процесса по данному направлению на основе использования инновационных подходов.
ABSTRACT
In the article the problem of formation of ideological and political culture of youth violence. The concrete examples of the Organization of complete pedagogical process in this area through the use of innovative approaches.
Ключевые слова: преемственность поколений, здоровая идеология, семейные ценности, традиции, духовная опора, узбекская семья.
Keywords:continuity of generations, healthy ideology, family values, traditions and spiritual support, uzbek family.
«Семья, - подчеркивал глава нашего государства И.А.Ка-римов,-это источник, дающий жизнь и обеспечивающий преемственность поколений, сохраняющий наши священные традиции и влияющий на гармоничное развитие будущие наследников...» [1] Эта мысль направлена на сохранение семьи, возвышение её ценности в нашем сознании, дальнейшее укрепление и заботу о семье. В воспитание население нашей страны особое место отводится идее национальной независимости. Один из самых важных социальных факторов идеологического воспитания- семья, потому что семья, будучи основой общества, является на протяжении многих веков его духовной опорой. Первоначальное понятие о национальной идеологии формируется в семейной среде, через наставление дедов, пример отцов, заботы и любовь матери.
Здоровая семейная среда служит источником формирование здоровой идеологии. Укрепление каждой семьи в обществе, обеспечение её благополучия, воспитание уважения к семье-таковы приоритетные цели национальной идеологии. С нашей точки зрения, ведущими задачами воспитания всесторонне развитой личности в семье следует считать установление в семье отношений, построенных на правовой, экономической, психологической, эстетической основе, с учетом идейно-политической культуры общества, этических норм. Семейное воспитание должно содействовать социализации молодежи, развитию самостоятельности и свободы мышления.
В условиях независимости Республики Узбекистан, обновления общества, коренного реформирования социально-экономических сфер жизни и перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают проблемы формирования крепкой семьи и совершенствования идейно-политической культуры молодежи в рамках семьи.
На протяжении многих столетий на Востоке вопросы создания семьи, роли и значения семьи в воспитании гармоничной личности занимали ведущее место в произведениях и учениях выдающихся мыслителей Востока. К ним относятся Юсуф Хос Хожиб, Кайковус, Жалолиддин Давоний, Мухаммад Содик Кошгарий, Абу Райхон Беруний, Абу Али ибн Сино, Амир Темур, Алишер Навои и др.
Известно, что духовно человека изначально формируется в семье. Особое место в формирование личности занимает
идейно-политическая культура молодежи. Развитие у подрастающего поколения личностных качеств непосредственно связано с национальным менталитетом и этическими нормами, формированием отношений к обществу, стране, миру. Семейная же среда считается основной движущей силой, направленной на продолжение дела и традиций предков, родителей, овладение трудовыми навыками и профессией.
Велика роль семьи и в формировании идеологии молодого поколения, овладении идеей национальной независимости. Об этом не раз упоминал Президент в своих произведениях и выступлениях. Первое «Семья,-основа общества. Наше общество тоже можно воспринимать как одну большую семью. И если в ней не будет взаимного уважения и строгого порядка, то все члены семьи не будут выполнять свой долг, перестанут заботиться друг о друге, а в такой атмосфере невозможно жить». Значит, чтобы семья была крепкой, нужны порядок и чувство ответственности. В крепкой и дружной семье проявляется духовное здоровье и высокая культура.
Второе «Семья. на протяжение многих веков являлась надежной духовной опорой человека, в семье закладываются демократические основы, формируются потребности и ценности » Принцип надежной духовной опоры является главной идеей семьи. Изучая и внедряя эту идею, члены семьи усваивают ценности и формируют потребности в соответствии с требованиями времени.
Третье. Сохранение и обогащение семейных традиций, стремление никаким образом не запятнать честь семьи, имя дедов и отцов, укреплять авторитет своего рода -вот главная цель потомков и поколений. В формировании идеологии семьи эти принципы занимают ведущее место. Благодаря сохранению традиций предков в семье стараются воспитать у детей качества трудолюбия, гуманизма, чувство любви к Родине ив целом сформировать гармоничную личность. Поэтому каждая семья дорожит семейными традициями и авторитетом.
Четвертое. «Семья-очаг (или колыбель) воспитания. Самое главное , что дети воспринимают требования общества, проходя семейную школу жизни.» И в этом смысле семья действительно является «очагом воспитания» Воспитанные в нем дети становятся активными членами общества. Таким
образом можно утверждать, что семья является главной основой формирования идейно-политической культуры молодежи. В этом направлении у узбекской семьи накоплен свой положительный опыт. Основные грани этого опыта заключаются в следующем.
.узбекская семья имеет специфические направления национального воспитания;
.важное место в семейном воспитании занимает формирование гуманных качеств личности;
.узбекская семье представляет собой источник этических норм поведения человека;
.первоначальное мышление и умение выражать свои мысли закладываются в семье;
.в узбекской семье воспитывается социально активная личность.
Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов высоко оценивает роль семьи в построении гражданского общества: «В нашей стране понятие «Родина» для каждого человека начинается с семьи. Семья и идеология -неразделимые понятия. Если мы не поймем роли семьи в обществе, недооценим её воспитательно-нравственное значение, не будем подходить к семье с позиций национальных интересов, мы не создадим народной идеологии» утверждал Президент.
В последние годы в страну проникают вредные течения и идеи «ваххабизма» и «хизбут тахрир», которые отравляют сознание молодежи. Одна из причин, почему молодеж оказывается под влиянием вредоносных идей, заключается в том, что родители, выступая против этих течений, не могут объяснить их сущности и последствий своим детям. Поэтому вопросы идеологического воспитания особенно актуальны в каждом обществе. Если родители четко определяют для своих детей место в будущем обществе, то они будут стараться направлять их на правильный путь. Изменения в обществе в полной мере отражаются на семейной жизни, и в первую очередь- на воспитании детей. Расцвет и благополучие Родины-это и благополучие семьи, а значит дети должны быть готовы в будущем защищать свой дом, семью, Родину.
В процессе формирования идейно-политической культуры необходимо опираться на народную педагогику, в кото-
рой с давних времен накапливался и отражался опыт воспитания молодого поколения.
У узбекского народа, как и других народов, существует своя система воспитания, которая передается от поколения к поколению. Это целый комплекс методов, средств, приемов воспитания молодежи, пронизанных народной мудростью. Умения и навыки, традиции и обряды в сфере воспитания бережно сохраняются народом, лучшие образцы усваиваются и переходят в будущее. Семейное воспитание в народной педагогике опирается на следующие принципы:
-семья священна;
-отношения между членами семьи основаны на заботе и верности;
-воспитание детей осуществляется в семейной трудовой атмосфере;
-к родителям и старшим в семье проявляется уважение.
Усвоение данных принципов членами семьи происходит с самого раннего возраста в единстве с идеей любви к Родине. Детям внушается, что в узбекской семье проявляется забота о пожилых членах семьи, родственниках, больных, друг о друге. В семье поддерживается здоровый образ жизни, оберегается честь семьи, у детей воспитывается сдержанность в речи.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Каримов И.А. Озод ва обод Ватан, эркин ва фаровон хаёт-пировард максадимиз. 8-жилд. Т.: Узбекистан 2000.489-509 б.
2. Узбекистон Республикаси кадрлар таёрлаш миллий дастури //Баркамол авлод-Узбекистон тараккиётининг пой-девори.-Т.: Шарк нашриёт-матбаа-концерни, 1997. - 31- 61-бетлар.
3.Авесто. Тарихий-адабий ёдгорлик. Аскар Маркам тарж.-Т.: Шарк, 2001. - 400 б.