Научная статья на тему 'Современные православные часовни в архитектуре Дальнего Востока, России и исторические православные каноны'

Современные православные часовни в архитектуре Дальнего Востока, России и исторические православные каноны Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
458
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННЫЕ И КАМЕННЫЕ ЧАСОВНИ / ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Подойницына Элина Станиславовна

Статья посвящена часовням, построенным в период с 1990 г. по настоящее время на территории Дальнего Востока России. Часовни разделены на две большие группы по материалу строительства: деревянные и каменные. Рассматривается территориальное расположение сооружений. Проводится анализ объемно-пространственной композиции часовен. Сочетание формы плана с типом покрытия дает большое разнообразие композиционных решений. Строительство часовен ведется с соблюдением исторических православных канонов. Церковная архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых лет или их смешение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Orthodox Chapels in Architecture of the Russian Far East and Historical Orthodox Canons

The article tells about chapels built since 1990s in the Far East of Russia. Chapels are divided into two groups according to materials of construction: wood or stone. The author considers location of the chapels and their architectural composition. It can be noticed that in spite of the variability of forms and plans, the chapels were built according to historical Orthodox canons. Orthodox church architecture keeps one classical style in its clear form or in its mix with others. Key words: wooden chapel, stone chapel, architectural composition, architectural form, Orthodox architecture.

Текст научной работы на тему «Современные православные часовни в архитектуре Дальнего Востока, России и исторические православные каноны»

УДК 93/99:72 ББК Щ113(2)

Э.С. Подойницына, г. Хабаровск Научный руководитель: Н.П. Крадин

Современные православные часовни в архитектуре Дальнего Востока, России и исторические православные каноны

Аннотация

Статья посвящена часовням, построенным в период с 1990 г. по настоящее время на территории Дальнего Востока России. Часовни разделены на две большие группы по материалу строительства: деревянные и каменные. Рассматривается территориальное расположение сооружений. Проводится анализ объемно-пространственной композиции часовен. Сочетание формы плана с типом покрытия дает большое разнообразие композиционных решений. Строительство часовен ведется с соблюдением исторических православных канонов. Церковная архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых лет или их смешение.

Ключевые слова: деревянные и каменные часовни, объемно-пространственная композиция, православная архитектура.

Часовни — это молитвенные здания без алтаря. Они могут быть отдельно стоящими, пристроенными или встроенными, могут входить в состав храмового комплекса, здания или комплекса общественного назначения, располагаться самостоятельно на селитебной территории или в природной среде. Часовни также могут быть закрытыми и открытыми, одноэтажными и с цокольным этажом, выполняться из камня, кирпича, дерева, металла или бетона.

Большое число православных часовен построено за последние годы на территории Дальнего Востока России. Как показывает практика современного храмостроительства, церковная архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых лет или их смешение. Чаще всего архитекторы идут по пути стилизации образцов прошлого, не делая попыток переосмысления современного облика православного храма в русле традиции русского храмоздательства, не учитывая современные инженерно-технические, эстетические и прочие условия. Между тем сегодня любой исторический стиль должен подвергаться модернизации, адаптироваться к современности. Также следует учесть, что храм должен проектироваться исходя не из общеизвестных законов, а в соответствии с церковными канонами.

В основном строительство православных часовен велось в последние годы на территории Камчатского края (5 из 6 часовен были деревянными), а также на территории Анадырской, Владивостокской, Магаданской, Находкинской, Хабаровской и Якутской епархий. На территории Арсеньев-ской, Амурской и Южно-Сахалинской епархий не выявлено ни одной современной часовни.

Форма плана бывает, как правило, прямоугольная, восьмиугольная, круглая, но может быть и иной.

Форма кровельного покрытия может быть также различной: купольная, шатровая или скатная. Сочетание формы плана с типом покрытия дает большое разнообразие композиционных решений.

Все современные часовни (и храмы-часовни) разделены на несколько групп, согласно:

1. Материалу:

- дерево;

- камень.

2. Этажности (количеству ярусов):

- один этаж/ярус;

- два этажа/яруса.

3. Форме крыши:

- скатная (двух-, четырех-, восьми-, многоскатная);

- шатровая;

- крещатая бочка.

Часовни увенчаны главами луковичной формы (шлемовидная форма встретилась в единственном сооружении — в кладбищенской часовне Хабаровска).

Рассмотрим разнообразие объемно-планировочных решений часовен.

Деревянные двускатные одноярусные часовни представлены двумя сооружениями: часовня в честь Державной иконы Божией Матери (п. Чегдомын, 2000 г.) и часовня во имя преподобного Илии Муромского при пограничном отряде (г. Магадан, 2007 г.). Здания выполнены в виде деревянного сруба с пристроенным крыльцом.

Самая большая группа деревянных часовен с четырехскатным завершением: часовня во имя великомученика Димитрия Солунского (о-в Танфильева, 2005 г.), часовня в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (с. Возжаевка, 2010 г.), часовня Георгия Победоносца (с. Тунгор, 2011 г.), часовня во имя Всех Святых (г. Анадырь, 2011 г.). Кубоватые объемы сооружений венчаются небольшими главками. Часовня во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского (г. Биробиджан, 2011 г.) завершена почти пологой кровлей, на которую поставлен четверик с четырехскатным покрытием. Невысокая четырехскатная крыша часовни во имя Троицы (II Хамустахский наслег, 2008 г.) имела в основании щипцовые изломы.

К деревянному срубу с запада пристроена паперть в часовнях: в честь Албазинской иконы Бо-жией Матери (с. Албазино), в честь Илии Муромского (г. Петропавловск-Камчатский, 2004 г.) и в селе Мейныпильгино (2010 г.).

Боковые притворы устроены в часовне в честь апостола Андрея Первозванного (г. Мирный, 2005 г.).

Деревянные двухэтажные часовни— в честь Воскресения Христова (с. Уэлен, 2003 г.) и святых Архангелов и Ангелов (г. Петропавловск-Камчатский, 2005 г.). Два кубических яруса покрыты четырехскатной крышей с небольшой главкой. Все четыре фасада одинаковы. Часовня в честь Воздвижения Креста Господня (о-в Котельный, на полярной станции «Санникова», 2009 г.). Здание построено в течение одного дня при содействии службы спасения МЧС Республики Саха-Якутия. Часовня возведена в традициях обыденных (возведенных за один день) храмов.

Группа каменных четырехскатных часовен представлена тремя сооружениями. Часовня в честь Воскресения Господня, г. Уссурийск, освящена в 1999 г. Все фасады, кроме восточного, имеют одинаковые входы-крыльца: бетонные козырьки на небольших колоннах. Скаты крыши прерываются полукружиями - люкарнами. Венчает часовню небольшой шатрик на четырех тонких столбиках.

Особенностью часовни (2007 г.) в селе Щебенчиха является способ ее строительства: материал, из которого выложена часовня — кирпичи печей заброшенных домов села. По отзывам строителя часовни А. Ковалева, постройка часовни — это первый шаг к возрождению деревни.

Часовня во имя Всех Святых (2010 г.) в Биробиджане расположена возле главного входа на центральное кладбище города. Четверик здания украшен декоративными лопатками и аркатурным поясом. Удачное цветовое сочетание: красно-кирпичные стены с белыми деталями, темно-зеленая черепица и козырек над входом, позолоченная главка.

В группу восьмискатных одноэтажных часовен входят два сооружения. Деревянная восьмиугольная в плане часовня в честь праведного воина Феодора Ушакова (о-в Монерон, бухта Чупрово) возведена в 2005 г. Часовня во имя Святителя Николая Чудотворца (пгт. Пластун) построена из кирпича в 2004 г. К восьмигранному объему пристроены притвор с запада и алтарь с востока.

Кирпичная часовня Святой Живоначальной Троицы в городе Елизово завершена крещатой кровлей. На плоскости фронтонов размещены световые проемы в форме креста.

Часовня в честь преподобного Серафима Саровского в Хабаровске возведена в псковском стиле в 1999 г. по проекту архитектора Д.Т. Бальчева. Кубический объем здания покрыт сложной многоскатной крышей. Плоскость стены западного фасада переходит в небольшую стенку-звонницу с двумя проемами (в одном — икона, в другом — колокол).

Небольшую группу составляют деревянные часовни с шатровым завершением. Квадратные в плане часовня в честь святого великомученика Георгия Победоносца (о-в Матуа, Курильские о-ва)

появилась в 2010 г. как продолжение деятельности Камчатско-Курильских экспедиций «Курилы: от истории к современности», программа включена в проект партии «Единая Россия» «Историческая память». Интересно объемное решение: небольшой четверик «накрыт» более широким четвериком со сквозными проемами с каждой стороны и завершен четырехскатным шатром.

На шатрах часовен появляются: во имя великомученика Пантелеймона Целителя в Курильске (2010 г.) — треугольные люкарны; в честь Преображения Господня в Анадыре (2011 г.) — треугольные фронтоны на широкой полице. Простой восьмигранный шатер с главкой венчает часовню в честь святых апостолов Петра и Павла в городе Свободный (2011 г.).

Двухъярусный (восьмерик на четверике) храм-часовня в селе Возжаевка (2010 г.) завершен шатром. Часовня в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в память о погибших моряках и рыбаках (г. Петропавловск-Камчатский) строится с 2008 г. Представляет собой крестовый объем, покрытый скатной крышей. Четыре главки украшают первый ярус. Далее — шатер (с главкой) на восьмерике.

Инициатором строительства часовни в честь святой равноапостольной великой княгини Ольги в поселке Бычиха был Хабаровский фонд культуры. Архитектор В. Васильев разработал проект часовни, отталкиваясь от эскиза студента ТОГУ. Здание восьмигранное двухъярусное с шатром. С северной стороны — небольшая пристройка, в которой расположены иконописные мастерские.

Каменные квадратные в плане часовни завершены шатром с маковкой: часовня во имя Державной иконы Божией Матери (г. Биробиджан, 2001 г.) и часовня в честь образа Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» (г. Якутск, 2010 г.). Храм-часовня Илии Пророка (пгт. Талакан, 2003 г.) на скатах шатра имеет крупные люкарны. К кубическому объему пристроены боковые приделы, притвор и апсида.

Большую группу составляют каменные двухъярусные часовни с шатровой крышей. Схожи по объемно-пространственной композиции часовни: в честь святого праведного воина Феодора Ушакова (г. Владивосток, 2002 г.), в честь Михаила Архангела (г. Елизово, 2004 г.) и храм-часовня в честь святого мученика-воина Виктора (о-в Большой Уссурийский, 1999 г.). Архитектурная композиция — четверик с полукруглой апсидой, на котором расположен восьмерик с шатровым верхом. Оконные проемы расположены в верхней зоне. Шатровое завершение восьмерика увенчано главкой луковичной формы.

Часовня Александра Невского (1997 г.) расположена у входа на кладбище города Петропавловск-Камчатский. Восьмиугольный план на отметке выше метра переходит в крестовый объем, завершенный перекрестием скатных крыш. На каждом фасаде образуются треугольные фронтоны с небольшими световыми проемами. Восьмерик покрыт шатром с маковкой на ножке.

Последняя группа — тип «крещатая бочка» с главкой на барабане-цилиндре— представлена часовнями: во имя иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» (сопка Июнь-Корань, ст. Волочаевка-1, 2012 г.) и во имя великомученика Георгия Победоносца (г. Магадан, 1995 г.).

Часовня Воскресения Христова расположена у входа на кладбище города Хабаровск. Единственная современная часовня, увенчанная шлемовидной главой. Это первый православный современный храм, построенный на территории Дальнего Востока России (в 1990 г.).

В современном церковном строительстве архитекторы используют разнообразные традиционные объемно-планировочные композиции. Типологический анализ храмовой архитектуры православных часовен Дальнего Востока России рубежа ХХ-ХХ1 вв. показал, что в настоящее время зодчими используется широкий диапазон объемно-планировочных композиций, которые веками вырабатывались архитектурной практикой.

В современном дальневосточном храмостроительстве в основном применяются следующие решения часовен: четырехскатное покрытие деревянных одноярусных часовен; шатровое покрытие каменных двухъярусных часовен. Также часто встречаются: четырехскатное покрытие каменных одноярусных часовен; шатровое покрытие деревянных и каменных одноярусных часовен; шатровое покрытие деревянных двухъярусных часовен; каменные одноярусные часовни типа «крещатая бочка». Объемно-планировочная композиция обычно проста: четверик, либо восьмерик на четверике.

Список использованных источников

1. Анадырская и Чукотская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://www.anadyr-eparhia.ru (дата обращения: 09.05.2014).

2. Биробиджанская и Кульдурская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс].

— URL: http://www.eparh.ru (дата обращения: 09.05.2014).

3. Благовещенская и Тындинская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://www.blaginform.ru (дата обращения: 09.05.2014).

4. Воскресенская К. Во имя Ольги / К. Воскресенская // Словесница Искусств. Региональный культурно-просветительский журнал. — 2007. — №2 (20). — С. 95-96.

5. Магаданская и Синегорская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://www.magadan-eparchy.ru (дата обращения: 09.05.2014).

6. Находкинская и Преображенская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс].

— URL: http://rpcne.ru/ (дата обращения: 09.05.2014).

7. Официальный сайт Русской Православной Церкви Московского Патриархата [Электронный ресурс]. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/345099 (дата обращения: 09.05.2014).

8. Петропавловская и Камчатская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс].

— URL: http://www.pravkamchatka.ru (дата обращения: 09.05.2014).

9. Полуостров Камчатка. Электронная летопись Камчатского края [Электронный ресурс]. — URL: http://poluostrov-kamchatka.ru/index_1.shtml72011/110413/07 (дата обращения: 09.05.2014).

10. Приамурская митрополия. Хабаровская и Приамурская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://pravostok.ru (дата обращения: 09.05.2014).

11. Приморская митрополия. Владивостокская и Приморская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://vladivostok.eparhia.ru (дата обращения: 09.05.2014).

12. СП 31-103-99. Свод правил по проектированию и строительству 31-103-99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. Утв. постановлением Госстроя РФ от 27 декабря 1999 г. (Разработан Ю.М. Кеслером и А.Н. Оболенским.). — М., 2000.

13. Якутская и Ленская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://eparhia.ya1.ru (дата обращения: 09.05.2014).

УДК 392.9 ББК 63.52

Л.О. Понедельченко, г. Новосибирск Научный руководитель: А.Ю. Майничева

Символика этнической культуры в городском пространстве (на примере Украинской национально-культурной автономии г. Новосибирска)

Аннотация

Совокупность используемых этносом символов обуславливает уникальность его этнической культуры. В данной статье речь пойдет о символизме в этнической культуре современных украинцев, проживающих в г. Новосибирске. Праздник в традиционной системе воспитания способствует формированию мировоззренческой позиции человека и осуществляет передачу культурных традиций от старшего поколения к младшему посредством научения правильному символическому восприятию окружающего мира. Именно поэтому говорить о символике этнической культуры, рациональнее в контексте праздников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.