Научная статья на тему 'Православные часовни Пскова'

Православные часовни Пскова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
772
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православные часовни Пскова»

А. Н. Ефимов

Православные часовни Пскова

Издавна на Руси любимой и почитаемой темой храмового зодчества малой формы являлись часовни. От церквей часовни отличаются тем, что они не имеют алтаря, в них нет святого престола и антиминса и, следовательно, в них не совершается Божественная литур -гия. В них можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название). В раннем храмовом строительстве на Руси преобладали часовни клетского типа, крытые на два ската, и часовни шатрового типа. При патриархе Никоне стало распространенным строительство малых храмов в византийском стиле. Каменные часовни на Псковщине сооружали из кирпича, известняковой плиты или камней-валунов. В сельской местности часовни обычно рубили из дерева. Если они сгорали или ветшали, то их обычно возобновляли, стараясь вернуть те же формы. Иконы в часовнях обычно ставились на полки у восточной стены, иногда вешались и на боковых стенах. Реже устраивался настоящий иконостас, правда, с ограниченным набором икон, в таких часовнях в престольные праздники совершалось настоящее богослужение. Часовни, как и церкви, освящались в память о различных событиях из жизни Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых Апостолов, Святых угодников, Святых мучеников.

За долгие века своего существования часовни строили самых разных типов и конструкций. Одним из древнейших типов являются часовни на святых местах - при колодцах, почитаемых камнях, источниках. Часовня при камне-следовике, как правило, была посвящена тому святому, след которого, по поверьям, остался отпечатанным в валуне, - в праздник в ней проводился молебен. Часовни на кладбищах использовались исключительно для погребальных обрядов, здесь проводились молебны и панихиды по покойным. Некоторые кладбищенские часовни использовались только для помещения туда покойников на определенный срок, в других служили всего один раз в году -

Ефимов Алексей Николаевич - инженер-конструктор ЗАО «Электротехника», г. Псков

в Троицу, были и такие, которые ставили над склепами. В память избавления от какой-либо напасти - пожара, мора, неурожая, падежа скота и т.д. ставили обетные часовни, где обычно отмечали один-два праздника в году, призванные предотвратить подобное событие в будущем. Часовни возводили и на местах исчезнув -ших церквей и монастырей. Существовала и такая традиция - ставить часовни в память о различных знаменательных событиях. Среди многообразия видов часовен также выделяются голубцы (голбцы) и столобочки.

В Пскове первые часовни появились не позднее XII века. Об этом писал архитектор-реставратор Ю. П. Спегальский в своей книге "Псков": "На псковских керамических каменных плитах XVI века и резьбе по дереву того же времени часто встречаются изображения восьмигранных столпообразных каменных построек, завершающихся шатрами с главками. Это, несомненно, изображения существовавших тогда в Пскове часовен. Такая часовня, но не с луковичной, а с шатровой главкой нарисована на полях псковского церковного устава XII века. Этот рисунок говорит о большой древности построек подобного типа. Несколько иными были кладбищенские часовни над усыпальницами. Сохранившиеся остатки двух из них свидетельствуют о большом разнообразии этих миниатюрных сооружений". Сколько же часовен было в дореволюционном Пскове? По разным источникам можно подсчитать, что, например, в конце XVIII в. в Пскове было не менее 12 часовен. В 1861 г. граф М. Толстой описал в Пскове и его окрестностях только восемь самых известных малых храмов. Первые более полные сведения имеются в рукописи И. Ф. Годовикова "Краткое историческое обозрение г. Пскова и его достопамятностей...", написанной им в 1866 г. В пределах центральной части города и слобод Годовиков описал 16 часовен, три из которых находились в развалинах. В своем списке он даже указал часовню Скорбящей Божией Матери в притворе Варлаамовской церкви, которую Н. Ф. Окулич-Казарин посчитал лишь "особым отделением, устроенным в

виде часовни", и в тоже время Годовиков по неизвестным причинам не упомянул о других часовнях: "Неугасимая свеча", при Старо-Воз-несенском монастыре, на Мироносицком кладбище и при губернской земской больнице. В "Списке населенных мест по сведениям 187277 гг." указывается на существование в Пскове 17 православных часовен. Н. Ф. Окулич-Каза-рин в "Спутнике по древнему Пскову" описал 13 самых известных часовен.

Интенсивное закрытие часовен началось сразу после Октябрьской революции. Уже в 1918 г. началась кампания по закрытию домовых церквей и часовен при них. В 1924 г. закрыли сразу четыре малых храма, и тогда же Административный отдел ГИКа ходатайствовал о закрытии еще девяти из четырнадцати функционирующих православных часовен, однако вопрос этот остался открытым на некоторое время. К началу войны все они уже не действовали. Впоследствии какие-то часовни погибли в годы войны от бомбежек, другие были разобраны после войны, как не представлявшие по бытовавшему тогда мнению архитектурной и художественной ценности. Из самых древних часовен в Пскове благодаря реставраторам до наших дней сохранились три - "Неугасимая свеча" при церкви Николы со Усохи (XVI в.), часовня-усыпальница на Мироносицком кладбище (XVII вв.) и часовня Четырех Московских Святителей при Снетогорском монастыре (XVIII в.). Также уцелели больничная часовня и Анаста-сиевская часовня у Ольгинского моста. Новый этап строительства часовен начался в 1990-е гг

Ранее автор этой статьи уже публиковал материалы о некоторых часовнях Пскова, в основу которых легли архивные документы и рассказы старожилов. Сейчас некоторые опубликованные тогда сведения и высказанные предположения подтвердились, другие оказались неверными. Так выяснилось, что на планах Пскова 1889 г. и 1911 г. даны неправильные названия часовен у Красного Креста, у Сергиевских и Варлаамовских ворот. Много новых сведений удалось найти в последнее время, например, в клировых ведомостях псковоградских церквей и монастырей. Но даже сейчас еще есть "белые пятна" по этой теме. Автору этой статьи удалось найти в разных источниках упоминания о 31 православной часовне, которые существовали к 1917 г. в Пскове и его ближай-

ших окрестностях (в пределах современной городской черты). В описание не была включена находившаяся в ведении Псковской Епархии единоверческая часовня на Мироносицком кладбище, построенная в 1878 г. псковским купцом Иваном Егоровичем Дервиным. Она сохранилась до наших дней в руинированном состоянии.

Часовни в центральной части города

В пределах крепостных стен центральной части Пскова к 1917 г. существовали 12 часовен. Наибольшее количество часовен - пять -было приписано к главному псковскому храму

- Свято-Троицкому кафедральному собору. Об этом говорится в клировой ведомости Троицкого собора за 1914 г.: "К собору принадлежит

5 часовен, все каменные, 4 из них построены на протяжении так называемой Довмонтовой стены, пятая - на городской площади - построена в память Св. Праведного Николая Христа ради Юродивого в 1676 году на месте убиения в 1650 г девяти псковских граждан. Молебствия совершаются в дни празднества тех святых, во имя которых построены часовни. Когда и кем построены часовни неизвестно". Н. Ф. Окулич-Казарин в "Спутнике по древнему Пскову" посвятил описанию часовни над убиенными небольшую главу. О других часовнях Свято-Троицкого собора у него есть такие упоминания: "Пройдя Троицкие ворота, повернем налево по направлению к Троицкому мосту. Слева мы увидим остатки юго-восточной части Довмон-товой стены, а в них - две часовни: во имя Казанской Бож. Матери и св. Николая Чудотворца", и далее: "Выйдя обратно на Торговую площадь, направимся сначала к набережной. Здесь, на правой стороне, находится Власиевская часовня, выстроенная в 1827 году". К декабрю 1935 г., когда был закрыт Троицкий собор, ни одна из его часовен уже не действовала. О закрытии одной из них говорится в постановлении Псковского горсовета от 28 мая 1935 г.: "Вследствие отказа 20-ки Троицкого собора от использования в молитвенных целях часовни, просить Президиум Облисполкома об утверждении изъятия таковой и использования ее для организации ларька". Ни одна из часовен, ранее приписанных к Свято-Троицкому собору, не сохранилась до нашего времени.

***

1. Часовня св. Блаженного Николая над убиенными на Торговой площади. Из записи в клировой ведомости за 1914 г. выяснилось, что часовню св. Блаженного Николая над убиенными возвели в 1676 г., а не сразу после Псковского восстания, как считалось ранее. И. Ф. Годовиков объясняет причину постройки этой часовни: "1650 г., июля 12 во время бунта в Пскове были убиты несколько бояр, в память чего и в укоризну псковичам повелено было Государем и Великим Князем Алексеем Михайловичем убиенных погрести на месте убиения и над их телами воздвигнуть часовню с надписью о злодействе псковичей на вид потомства". В 1828 г. на месте пришедшей в ветхость часовни на Торговой площади была сооружена другая, каменная с надписью над дверьми:

об убиенных во время Псковского восстания. Эту часовню, завершенную двухскатной кровлей с фонариком и православным крестом наверху, можно увидеть на многих дореволюционных открытках. В 1922 г. Псковский губис-полком постановил: "Учитывая необходимость проведения в город товарной ветки, предложить Епархиальному Управлению перенести часовню с Советской площади в другое место. По вопросу о сносе часовни имеется договоренность с епископом Геннадием". Спустя два года, 13 августа 1924 г. газета "Псковский набат" сообщила: "Вчера преступлено к срытию часовни, построенной на Советской площади в честь убитых 9 помещиках во время восстания". Вывеску с надписью об убиенных помещиках, снятую с уничтоженной часовни, с 1925 г. экспонировали в музее Революции. Причиной сноса часовни св. Блаженного Николая стало не проведение товарной ветки, ведь ее так и не проложили, скорее всего, она мешала проведению парадов и демонстраций.

2. Часовня Преподобного Власия на Вла-сьевском спуске. Она была поставлена в конце Власьевского спуска в память о стоявшей здесь в древности Власьевской церкви. Окулич-Каза-рин в "Спутнике." указывает, что часовня была построена в 1827 г. У Годовикова есть запись, которая вносит ясность с датировкой часовни: "Власьевская каменная часовня на правом берегу реки Великой у бывших Власьевс-ких ворот. 1828 г. - основана вновь каменная на месте бывшей ветхой, что видно из надписи на

тумбе иконостаса старостою Троицкого собора купцом Лоховым". В плане была квадратная с четырехскатной кровлей, венчавшейся православным крестом с "яблоком". Мимо часовни Преподобного Власия верующие в Крещение отправлялись по спуску на Иордань. В 1924 г. в ходатайстве Адмотдела ГИКа о закрытии часовни "при спуске к пароходной пристани" говорилось: ". она находится на берегу реки, где совершенно религиозные лица не бывают, кроме крестьян, приезжающих на базар и закрытие часовни не принесет ущерба для совершения религиозных обрядов верующими". Правда, вопрос о ее закрытии временно остался открытым. Часовня пережила войну, ее, пустующую, видно на фотоснимке конца 1940-х гг. По воспоминаниям архитектора-реставратора М. И. Семенова, в 1950-е гг. в ней открыли лавку по продаже керосина. В 1956 г. начались работы по воссозданию Власьевской башни, а так как часовня стояла на фундаментах башни, то в том же году реставраторы ее разобрали.

3. Часовня Казанской Божией Матери у Архиерейского дома. Она находилась на спуске к Рыбницким воротам между торговым зданием и двухэтажным Архиерейским домом, возведенным в 1840 г. У Годовикова есть небольшая запись о ней: "Казанской иконы Богородицы каменная часовня возле Архиерейского дома к Рыбницким воротам... О времени основания этой часовни нет". Казанская часовня была построена после 1840 г., т.к. при строительстве Архиерейского дома о ее существовании не упоминается. Она видна на нескольких старых открытках, завершалась двухскатной кровлей и луковичной главкой. О судьбе этой часовни в советское время ничего не известно, в 1924 г. она еще действовала. Все постройки в той части, где стояла часовня, разрушены в годы войны. В 1972 г. здесь, на раскопанных остатках, была воссоздана башня над Святыми воротами.

4. Часовня Св. Николая Чудотворца у спуска в рыбные ряды. В рукописи Годовикова об этой часовне записано: "Св. Николая Чудотворца каменная часовня, вделанная в крепостной стене у Рыбницких ворот. Когда основана сведений не имеется". Ее изображение можно увидеть в четвертом выпуске альбома "Псков на старых открытках". Из-за того, что

часовня Николая Чудотворца примыкала к крепостной стене, скат ее кровли шел в сторону фасадной стены, над которой на фронтоне стояла луковичная главка. В 1924 г. часовня еще действовала, дальнейшая ее судьба неизвестна. Все постройки на углу Троицкого спуска и Рыбного ряда, примыкавшие к Довмонтовой стене, были разрушены в годы войны.

5. Часовня Святой Троицы у выходных Троицких ворот. До середины XIX в. между Приказными палатами и Архиерейским домом, известным под названием Тиунской палаты, существовали соборные ворота, древняя Троицкая часовня и остатки Довмонтовой стены. Их снесли при строительстве здесь здания Новой консистории, которое было завершено в 1853 г. В следующем 1854 г. между консисторией и Приказными палатами возвели новые каменные ворота, а слева от них - Троицкую часовню. Годовиков описывает ее в своей рукописи: "Св. Троицы каменная часовня с левой стороны ворот, при въезде с площади в Дов-монтовскую крепость. Устроена вместо бывшей здесь прежде ветхой". Часовня примыкала к восточной стене Приказных палат. Над единой с воротами южной фасадной стеной, где был вход в часовню, стоял православный крест. Она упоминается в списке функционирующих часовен, составленном в 1924 г. Административным отделом ГИКа. Как использовалась после закрытия, неизвестно. После войны в здании Приказных палат располагались облздрав-отдел и Дом народного творчества, которые, возможно, использовали помещение Троицкой часовни для своих нужд. В 1962 г. были разобраны ее односкатная кровля, северная и восточная стены. В 1965 г. выходные Троицкие ворота разобрали до основания.

***

6. Часовня Михаила Архангела при Ми-хаило-Архангельской церкви. В 1812 г. усердием героя Отечественной войны с французами Александра Ивановича Маркова при Михаи-ло-Архангельской церкви была устроена одноименная часовня. О часовне и ее устроителе уже писал Н. Ф. Левин в своей статье "Тайна одной часовни". Однако до сих пор не удалось установить, где же именно она находилась. Разные источники по-разному называют место ее нахождения: "на площади, против Присутственных мест", "в одном из домов, принадлежащих

церкви", "при колокольне этой церкви". В кли-ровой ведомости Михаило-Архангельской церкви за 1900 г. указывается: " К зданиям сей церкви принадлежит два причтовых дома. Под одним из сих домов устроена часовня во имя Михаила Архангела. В ней продаются свечи". Все вышеизложенные описания говорят о том, что часовня находилась на первом этаже одного из причтовых домов, примыкавших к колокольне, скорее всего, левого. Однако у П. Г. Соболева в "Спутнике по Пскову и его окрестностям" есть такое описание: "Близ нея (колокольни. - А. Е.) стоит часовня с чтимою псковичами иконою "Утоли моя печали", перед которой постоянно горят сотни свечей". В клиро-вой ведомости Михаило-Архангельской церкви за 1841 г. тоже говорится о том, что часовня являлась отдельной постройкой: "Здания принадлежащие сей церкви суть каменная часовня, две лавки, два дома каменных и таковой же флигель". Также на одной из старых открыток в церковном дворе виднеется стройная луковичная главка, явно относящаяся не к церкви, а к другой постройке. В 1924 г. в ходатайстве Ад-мотдела ГИКа о закрытии часовни Михаила Архангела констатировалось: ". принимая во внимание, что она расположена в рядах жилых зданий, и во время ее посещения бывает большое скопление верующих, что влияет на движение публики по тротуару. означенная часовня может быть закрыта, помещение которой можно приспособить для продажи литературы издательством "Новая жизнь". Когда же закрыли часовню, в 1936 г. одновременно с церковью или раньше, об этом ничего неизвестно. В войну двухэтажные корпуса при колокольне горели и были разобраны в 1948 г. в связи с реставрацией ансамбля церкви Михаила Архангела с Городца.

7. Часовня "Неугасимая свеча”. Эта часовня над усыпальницей при церкви Николы со Усохи существует с древних времен. Архитектор-реставратор Ю. П. Спегальский датировал ее XVI в. Она вплотную примыкает к одной из боковых апсид церкви. Вот что писал о часовне граф М. Толстой в своем сочинении "Святыни и древности Пскова": "При этой церкви часовня, называемая Неугасимая свеча, от того, что в ней день и ночь теплится лампада пред древнейшею иконою Св. Николая, писанною на стене в углублении". О часовне также сооб-

щает клировая ведомость Николаевской со Усо-хи церкви за 1876 г.: " При сей церкви в часовне есть икона Святителя Николая почитаемая чудотворною, пред которою горит неугасимая свеча". В конце XVIII в. часовню сделали закрытой. В 1879 г. на пожертвованные деньги она была возобновлена, завершалась двухскатной кровлей и луковичной главкой, вход был с востока. В 1946 г. часовня "Неугасимая свеча" была реставрирована в древних формах по проекту Ю. П. Спегальского. Широкие открытые проемы часовни перекрыты двухскатной кровлей, сверху стоит луковичная главка, покрытая лемехом. Сейчас она сохраняется как памятник архитектуры при действующей церкви Николы со Усохи.

8. Часовня Святой Троицы при Покровской от Торга церкви. Эта часовня примыкала с западной стороны к южному приделу Нерукотворного Образа. Ее двухскатная кровля венчалась главой на граненом барабане. Клиро-вая ведомость Покровской церкви за 1914 г. о часовне гласит: "Приписных к сей церкви часовен одна. Часовня устроена с западной стороны при Покровской церкви в 1864 году". До 1856 г. Троицкая часовня находилась у Петровской башни, здесь на стене башни помещалась икона Святой Троицы, возле которой в память отражения поляков у Петровских ворот с незапамятных времен теплилась лампада. Причину ее переноса сообщает Годовиков: "Верхняя часть башни до половины обрушилась и сломала при ней находящуюся часовню, но образ Св. Троицы чудесно сохранился в развалинах, который при открытии тогда же был перенесен в церковь Покрова Богородицы, где и ныне хранится". В 1936 г. Покровскую церковь закрыли и использовали в разное время под склад "Псков-торга", клуб и контору линейно-технического узла, склад управления связи. В 1957 г. в связи с выпрямлением улицы К.Маркса Троицкую часовню и Образской придел разобрали.

9. Часовня Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца у Сергиевских ворот. Эту часовню соорудила основанная в 1861 г. община сестер милосердия святой Марии Магдалины. В 1866 г. часовни еще не существовало, т.к. о ней ничего не упоминает в своих записях И. Ф. Годовиков. В 1874 г. в ней соорудили новый иконостас. В 1885 г. Указом Консистории часовню приписали к Дмитриевской кладбищен-

ской церкви - об этом говорится в клировой ведомости за 1900 г., правда, она там названа часовней Марии Магдалины. Клировая ведомость Дмитриевской церкви за 1914 г. сообщает: "Приписных к сей церкви часовен одна - у Сергиевских ворот во имя св. Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца". Позже часовню приписали к Сергиевскому реальному училищу. 22 мая 1924 г. Псковский губиспол-ком постановил: "Ввиду принадлежности часовни к бывшему реальному училищу, ныне занимаемому школой II ступени, Сергиевскую часовню закрыть". В 1929 г. бывшую Сергиевскую часовню приспособили под трансформаторную будку, причем снесли ее шатровую кровлю с луковичной главкой и полукруглые и килевидные кокошники, завершавшие фасады. В таком виде здание часовни можно видеть на одном из фотоснимков 1930-х гг., оно пережило войну и по-прежнему служило трансформаторной подстанцией. При проведении в 195051 гг. работ по благоустройству Пролетарского бульвара здание снесли. Об этом есть упоминание в книге М. Л. Каган-Розенцвейга "Записки строителя": "Снесли трансформаторную подстанцию на углу улиц Октябрьской и Свердлова, около Ботанического сада, и участок крепостной стены Окольного города, сужавшие в этом месте улицу".

10. Часовня Знамения Пресвятой Богородицы у Красного Креста. В 1849 г. в приходе Ново-Успенской церкви на месте бывшего Знаменского женского монастыря была заново построена Знаменская часовня. По легенде именно здесь псковичи остановили прорвавшихся в пролом поляков, вследствие чего все это место было покрыто кровью, а часовня получила название "Красный Крест". Клировая ведомость Ново-Успенской церкви за 1900 г. сообщает, что Знаменская часовня ". построена в 1849 г. помещиком Ильей Назимовым. При часовне есть жилое помещение". Часовня была построена в виде ротонды, украшенной выступающими колоннами. Ее ступенчатая куполообразная кровля венчалась граненым барабаном, на котором стоял фонарик. В 1903 г. ее перестроили, но перестройка, скорее всего, коснулась примыкавшего с запада к часовне здания из красного кирпича, где находилось жилое помещение. В клировой ведомости той же церкви за 1914 г. сообщается: "Вблизи церкви

есть часовня во имя Знамения Пресвятой Богородицы, под названием "Красный Крест", построенная в 1849 г. помещиком Ильею Назимовым". 27 августа 1932 года Псковский горсовет вынес решение: ввиду того, что двадцатка помимо Знаменской часовни пользуется Успенской церковью, договор на часовню расторгнуть и передать артели "Труженик" под оборудование парикмахерской. После войны жилое помещение при часовне было приспособлено под общежитие рабочих реставрационной мастерской. В апреле 1957 г. Знаменскую часовню разобрали до основания.

11. Часовня Вознесения Господня при Старо-Вознесенском монастыре. Она находилась справа от Святых ворот, выходивших на Великолуцкую улицу. Упоминание о часовне есть в книге у архимандрита Иосифа: "По правую руку от Святых ворот построена каменная часовня в 1838 г. стараниями Агнии II". Более подробное сообщение о часовне есть в клиро-вой ведомости Старо-Вознесенского монастыря за 1915 г.: "У монастырских ворот находится на стороне каменная сторожка для сторожа, а на другой каменная часовня во имя Вознесения Господня, в которой по временам продаются свечи, служения в ней не бывает". В картотеке С. А. Цвылева есть еще одно упоминание о ней: "У монастырских ворот, выходящих на Советскую улицу, находится каменная сторожка, а на другой стороне - каменная часовня". На дореволюционной открытке с видом на Старо-Вознесенский монастырь можно хорошо рассмотреть часовню. Ее кровлю венчал православный крест с "яблоком". В 1920 г. на территории монастыря расположились управление и лагерь губернской ЧК, позже - отделы ГПУ-НКВД, а после войны - база "Главсахар-торга". В 1954 г. Святые ворота со сторожкой и часовней разобрали, а на их месте был выстроен многоэтажный жилой дом.

12. Часовня Страждущего Спасителя при Тюремном замке. До 1804 г. в Пскове в центре деревянного острога перед караульней находилась часовня. В 1804-1805 гг. было выстроено каменное здание тюрьмы с домовой Александро-Невской церковью. В 1873 г. слева от входа в тюремный замок на средства псковского вице-губернатора князя Александра Павловича Урусова была построена полукамен-ная часовня. Она упоминается в клировой ве-

домости домовой Александро-Невской церкви за 1900 г. В начале XX в. эту часовню упразднили, а вместо нее на территории Тюремного замка в 1910 г. выстроили другую - во имя Страждущего Спасителя. Клировая ведомость домовой Александро-Невской церкви за 1914 г. гласит об этом: "Приписанных к сей церкви часовен одна - в честь Страждущего Спасителя, построенная в 1910 г. на доброхотные пожертвования частных лиц". Домовая церковь и часовня при Тюремном замке были упразднены сразу после революции.

Запсковье

На Запсковье существовало три часовни. Ни одна из них не сохранилась до нашего времени. 28 мая 1935 г. на заседании Президиума Псковского горсовета было заслушано ходатайство церковной двадцатки церкви Козьмы и Дамиана с Примостья о приемке от нее часовни за ненадобностью. В связи с этим было принято постановление: " Вследствие отказа 20-ки Козьмо-Демьяновской церкви от использования для молитвенных целей часовни - просить облисполком об утверждении изъятия таковой и использование ее под складочное помещение". О какой именно часовне шла речь - при бывшей Ильинской общине или другой - доподлинно неизвестно.

13. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы у Варлаамовских ворот. В 1871 г. у Варлаамовских ворот на месте ранее стоявшей часовни с иконой Рождества Пресвятой Богородицы была построена другая. В клировой ведомости Варлаамовской церкви за 1910 г. записано: "Каменная часовня с особым иконостасом, построена в 1871 г. при церковном старосте Александре Яковлевиче Сафьянщикове вместо прежней старой деревянной часовни, находится в Варлаамовских воротах. Построена эта часовня в честь Рождества Пресвятой Богородицы и поэтому ежегодно накануне 8 сентября в этой часовне совершается всенощная и молебен с акафистом пред иконою Рождества Богородицы". Именно на этом месте в 1615 г. при отражении атак шведских войск пало много защитников Пскова. 9 июня 1935 г. Псковский горсовет вынес решение о закрытии часовни Рождества Богородицы при Варлаамов-

ской церкви. Как она использовалась после закрытия, неизвестно. Обезглавленную Богороди-це-Рождественскую часовню можно видеть на фотоснимке 1955 г. В 1956 г. рядом с часовней началось строительство многоэтажного жилого дома, и ее снесли.

14. Часовня Нерукотворного Образа при Образской церкви. Эта часовня находилась при Образской церкви, справа от Святых ворот. Завершалась четырехскатной кровлей и главкой. О ней в 1866 г. впервые упоминает Годовиков: "Часовня Нерукотворенного Образа у церкви сего имени на Запсковье, каменная". В клиро-вой ведомости Образской церкви за 1900 г. говорится: "При сей церкви находится часовня Спасо-Нерукотворного Образа, каменная, служение в ней не бывает, а с иконою сей часовни причт отправляет молебны в домах некоторых прихожан 16 августа. Когда, кем и по какому случаю построена она - неизвестно". В клиро-вых ведомостях также указано, что часовня в 1886 г. была заново оштукатурена. Закрыта од -новременно с церковью в 1931 г. На рисунке Е. Климова, выполненном в 1942 г., на месте часовни видны руины. После войны при воссоздании фрагмента церковной ограды часовню не восстановили.

15. Часовня при Ильинской общине сестер милосердия. В 1868 г. церковь Ильи Пророка была передана Епархиальной общине сестер милосердия, и тогда же купеческое и мещанское общества пожертвовали общине в вечное владение площадь около Ильинской церкви. На двух старых открытках около Ильинской церкви, в церковной ограде, рядом с входными воротами видна часовня. Ее четверик завершался шатровой кровлей и луковичной главкой. Единственное упоминание об этой часовне удалось найти в хранящемся в ГАПО деле "О разрешении Псковской общине сестер милосердия разграничить Постниковскую улицу для постройки деревянной ограды". На плане, прилагаемом к этому делу, указаны забор и ворота по Постниковской улице и Святые врата и часовня со стороны Сенной улицы. Из документов дела выяснилось, что деревянная ограда с воротами вокруг владений общины, разграничившая Постниковскую улицу, была устроена в 1868 г. с разрешения губернского начальства. Тогда же была построена и часовня. С 1873 г. по 1899 г. Ильинская церковь за

неимением средств была приписана к церкви Козьмы и Дамиана с Примостья, а потом вновь сделана самостоятельною. Ильинская церковь при местной общине сестер милосердия еще значится в списке действующих храмов в феврале 1922 г. Однако, по воспоминаниям старожилов, в 1924 г. церковь уже не действовала. Была ли часовня закрыта одновременно с церковью или ее приписали к Козьмо-Дамиановс-кой церкви, а также когда погибла она - об этом ничего неизвестно.

Завеличье

На Завеличье было 7 часовен, из них к двум церквям - Паромо-Успенской и Николаевской Кожиной - было приписано по две часовни. Клировая ведомость Паромо-Успенской церкви за 1907 г. сообщает, что "при церкви две часовни: одна во имя Св. Благоверной Княгини Ольги Российской, а другая во имя Св. Препо-добномученицы Анастасии". В клировой ведомости Николаевской Кожиной церкви за 1900 г. записано: "В приходе две каменные часовни: одна во имя Александра Невского построена городом при городской богадельне в память мученической кончины Государя Императора Александра II, а вторая неизвестно когда построена серебряных и золотых дел мастером Матвеем Серебренниковым вместо старой деревянной".

***

16. Часовня Св. Благоверной Княгини Ольги Российской. Находилась на левом берегу реки Великой, близ церкви Успения Божией Матери с Пароменья, к которой она была приписана. Годовиков в своей рукописи указывает: "Когда основана ныне существующая каменная часовня, на месте бывшей ветхой деревянной, неизвестно. По архитектуре можно отнести к половине минувшего столетия. На месте ныне существующей каменной часовни с целебным источником, вытекающим из под нея, предание повествует: "что Благоверная Княгиня Ольга видела трисиятельное снисхождение лучей с неба, на место ныне существующего Троицкого собора и тогда же Благоверная пророчествовала сопровождавшим ея, что будет Храм во имя Св. Троицы и около его заселится большой и могущественный город, а в память видения водрузила дубовый крест у

источника, на поклонение Православным Христианам крест этот Псковичами был перенесен в созданный Ею же храм Св. Троицы, который в пожаре 1509 г. сгорел, а вместе с Собором и крест Св.Ольги. Псковичи место, где был водружен крест Святой оградили на память потомству часовнею". В 1891 г. Ольгинскую часовню капитально отремонтировали. Она завершалась четырехскатной кровлей со шпильком. Ее углы были декорированы колоннами. Постановлением Псковского горсовета от 9 июня 1935 г. Ольгинскую часовню закрыли. У нее срезали шпилек, такой она видна на фотоснимке 1956 г. По воспоминаниям старожилов, в 1962 г. Ольгинскую часовню снесли.

17. Часовня Анастасии Римлянки у Оль-гинского моста. В 1710 г. во время мора псковичи возвели обетную каменную Анастасиев-скую часовню. Об этой часовне есть упоминание в рукописи Годовикова: "Св. Преподобныя Мученицы Анастасии Римляныни, каменная часовня на Завеличье существует противу Ве-ликорецкого моста. 1710 г. - основана по обещанию псковичей во время мора 1 сентября". Ее четверик завершался четырехскатной кровлей и шпильком. Часовня была приписана к Успенской Пароменской церкви. В 1910 г., когда началось строительство Ольгинского моста, ее разобрали. С согласия духовенства над ней возвели надстройку высотой в десять метров до уровня земляной насыпи, сделанной для моста, и сверху как на фундамент поставили новую часовню с тем же наименованием. Заказчиком часовни являлось управление внутренних водных путей и шоссейных дорог. Проект строительства часовни в стилизованных формах древнепсковской архитектуры составил академик архитектуры А. В. Щусев. Закладка часовни состоялась 5 августа 1911 г. Роспись интерьера была выполнена по эскизам Н. К. Рериха. Решением Псковского губисполкома от 19 июня 1924 года Анастасиевскую часовню закрыли как "безприходную и не представляющую никакой исторической и художественной ценности", причем снесли ее главку. 1 августа 1924 года "Псковский набат" писал: " Губиспол-ком очистил часовню с моста Красной Армии. Предметы культа передаются в Пароменскую церковь, а в киоске будет продаваться литература и газеты". В 1970 г. при строительстве нового моста Красной Армии встал вопрос о сносе

Анастасиевской часовни. Благодаря усилиям научных работников в 1971 г. обезглавленная часовня была перенесена с высокого фундамента на берег реки Великой и реставрирована по проекту Н. С. Рахманиной. Четверик завершен луковичной главкой, декорирован угловыми лопатками и бегунцом. В настоящее время часовня пустует.

18. Часовня Александра Невского при городской богадельне. В 1882 г. городская дума решила приспособить под новую богадельню каменный двухэтажный дом на Ольгинской набережной, некогда принадлежавший Екатерине Нарбут, а также построить при нем отдельную часовню. За выполнение этих работ взялся купец первой гильдии Василий Николаевич Хмелинский. Торжественное освящение богадельни и часовни Александра Невского состоялось 15 августа 1883 года. Для этой часовни городская управа заказала в столице иконы не только Александра Невского, но и других, наиболее почитаемых в Пскове святых -княгини Ольги Российской, Всеволода-Г аври-ила, для которых в стене напротив главного входа в часовню была устроена особая ниша. Часовня была приписана к церкви Николая Чудотворца от Кожи. Рядом с богадельней находилась Конная площадь, которую после революции называли Красноармейской. Решением Псковского губисполкома от 19 июня 1924 года часовня "на Красноармейской площади" была закрыта как "безприходная и не представляющая никакой исторической и художественной ценности". Дальнейшая судьба ее неизвестна. После войны в здании бывшей городской богадельни располагалась протезная мастерская, а в 1980-х гг. его снесли при строительстве гостиницы "Интурист".

19. Часовня Михаила Архангела на Ми-рожской набережной. Эту часовню неизвестно когда построил ювелир Матвей Серебренников вместо стоявшей здесь старой деревянной. Она находилась на Мирожской набережной, напротив устья реки Мирожки и была приписана к церкви Николая Чудотворца от Кожи. О Михаило-Архангельской часовне говорится в клировой ведомости Николаевской Кожиной церкви за 1914 г.: "Приписных к сей церкви часовен две, каменные: одна во имя Св. Благоверного Великого князя Александра Невского при городской богадельне, другая - во имя Св.

Архангела Михаила и прочих бесплотных сил". По описанию старожилов, ее четверик завершался полусферическим куполом с декоративным фонариком. Известно, что в 1924 г. часовня еще действовала. Как использовалась после закрытия неизвестно. После войны в часовне Михаила Архангела жила женщина. Была снесена в конце 1950-х гг.

20. Часовня на Мирожском монастырском кладбище. В 1799-1805 гг. вокруг Спасо-Мирожского монастыря была выстроена новая каменная ограда. До этого существовала другая ограда с каменными въездными Южными воротами, при которых были две часовни. Об этих двух часовнях, действовавших до постройки новой ограды, есть упоминание только у Годовикова: "Развалины бывших въездных Южных ворот и при них часовни Мирож-ского монастыря видны еще и поныне... Разрушение их, вероятно, последовало тогда, как границы монастыря сократились до настоящих, и они оставались без поправки за монастырскою оградою в поле". Часовня на Мирожском братском кладбище, которое располагалось к югу и к северу от Спасо-Преображенского собора, была выстроена в 1910-е гг. Ни в одном источнике часовня не упоминается, не сообщается о ней и в клировой ведомости Спасо-Мирожского монастыря за 1915 г., где есть описание монастырского кладбища. Однако она изображена на двух дореволюционных открытках, одна из которых датируется 1918 г. В плане была квадратная с четырехскатной кровлей, увенчанной луковичной главкой. Часовня закрыта одновременно с монастырем в 1922 г. В списке функционирующих часовен, составленном в 1924 г. Адмотделом ГИКа, она не числится, видимо, к этому времени часовню уже снесли.

21. Часовня при губернской земской больнице. В 1863 году на территории губернской земской больницы на Завеличье была построена деревянная часовня на каменном фундаменте по проекту архитектора А. А. Боде. В 1891 году больничную часовню перестроили из красного кирпича. Была приписана к домовой Скорбященской церкви при губернской земской больнице. В клировой ведомости Скор-бященской церкви за 1914 г. записано: "Приписных к сей церкви часовен две, каменные: при самой больнице с анатомическим отделением и при колонии душевнобольных в селе

Черняковичах также для отпевания". Название часовни неизвестно, но можно предположить, что она была освящена во имя Воскресения Христова, так как в описи имущества часовни за 1920 г. на первом месте значится икона Воскресения Христова в багетной раме. Распоряжением гу-бисполкома от 3 мая 1922 года часовня была закрыта одновременно со Скорбященской церковью. Она сохранилась до наших дней и используется под морг областной больницы. Два разновеликих объема здания перекрыты двухскатной кровлей. Ранее над двухэтажным объемом, где располагалось помещение для отпевания, стояла ныне не сохранившаяся луковичная главка.

22. Часовня-усыпальница на Мироно-сицком кладбище. Расположена у юго-западного угла Мироносицкой церкви, на кладбище. Судя по архитектурным формам, она была построена в XVII в. По мнению Ю. П. Спегальско-го, первоначально завершалась более крутой шатровой кровлей с луковичной главкой. Неизвестно когда были утрачены барабан с главкою, каменная ограда пред часовней. В 1955 г. часовня реставрирована по проекту Б. С. Скобельцына. К началу производства работ она наполовину своей высоты была засыпана землей и перекрыта четырехскатной кровлей. При реставрации небольшой кубический объем был завершен пирамидальной кровлей, увенчанной луковичной главкой. Углы часовни декорированы столбами, скругленными в средней части. Под часовней расположен склеп, вскрытый ранее кладоискателями. Внутри часовни на восточной стене две ниши, верхняя сохранила остатки фрески "Деисус", в нижней нише была погребальная надпись.

Слободы и ближайшие окрестности

В этой части описаны не только часовни, существовавшие в слободах и на окраинах Пскова, входящих до революции в состав городского управления, но и бывшие в ближайших окрестностях, в Логазовской и Псковоградской волостях Псковского уезда, которые ныне включены в городскую черту. Таких часовен описано девять.

23. Часовня Анастасии Великомученицы в Царе-Константиновской слободе. Первое

упоминание о часовне есть у Годовикова: "Царе-Константиновская бывшая каменная часовня, на правом берегу реки близ Царе-Кон-стантиновской слободы. Развалины ея еще видны и поныне... Когда основана и в воспоминание чего, сведений нет, как равно и когда уничтожена". У Окулич-Казарина в "Спутнике." есть другое описание часовни: "По дороге к церкви, на левой стороне, находится полукруглая плитяная развалина. Местное предание говорит, что здесь была часовня во имя св. Анастасии, сооруженная ранее самой церкви, и что св. Анастасия, явившись в сонном видении одному из слобожан, заповедала хранить остатки ее часовни: "не рушьте - произнесла она, - и не давайте рушить, а то вся слобода сгорит". Видимо, разрушение этой часовни последовало после того, как церковь св. Царя Константина в 1814 г. приписали сначала к Дмитриевской, а в 1836 г. - к церкви Иоанна Богослова. В 1911 г. часовня была восстановлена неизвестным благотворителем. В клировой ведомости Иоанно-Богословской церкви за 1914 г. сообщается, что к ней приписана часовня св. мученицы Анастасии в Царе-Константиновской слободе. В списке функционирующих часовен за 1924 г. Анастасиевская часовня в Красной слободе значится приписанной к приходской Царе-Кон-стантиновской церкви. Часовню закрыли одновременно с церковью 5 мая 1936 г. По описанию старожилов, она завершалась четырехскатной кровлей, увенчанной шпильком. После войны пустовала и была снесена к 1951 г. при прокладке отходящей от Красногорской улицы дороги.

24-25. Часовни при Арестантском Исправительном отделении. В 1873 г. на средства князя А. П. Урусова в Арестантском Исправительном отделении, известном под названием Каторжной тюрьмы, на Кахановском бульваре, справа от ворот поставили точно такую же часовню, как и в Тюремном замке. До 1901 г. она была приписана к домовой Александро-Не-вской церкви при Тюремном замке. В 1901 г. тщанием попечительства над Исправительным отделением здесь была построена своя домовая Успенская церковь с колокольней, которую в 1914 г. отремонтировали и вновь освятили. В клировой ведомости Успенской церкви за 1914 г. значится: "Приписных к сей церкви часовен две

- каменные - одна из них находится у главных

ворот здания и другая внутри его". Домовую церковь и часовни при Арестантском Исправительном отделении упразднили сразу после революции.

26. Часовня Александра Невского при паровозном депо. Упоминание о часовне содержится в статье Н. Ф. Левина " Прославление Александра Невского в дореволюционном Пскове": ". часовню во имя святого Александра Невского построили в воспоминание об императоре Александре II при паровозном депо станции Псков, находившемся за железнодорожными путями напротив здания вокзала. Наиболее торжественное богослужение проводилось там 29 августа, в канун праздника, установленного Святейшим Синодом в память о перенесении мощей из Владимира в столицу". В этот день служили панихиду по императору Александру II и Александру III и молебен святому благоверному князю Александру Невскому". Судьба часовни после революции неизвестна.

27. Часовня-склеп в имении Корытово.

Ранее считалось, что домовая Спасо-Преоб-раженская церковь в имении Корытово была построена в 1810-е гг. Однако из клировой ведомости Корытовской церкви за 1812 г. выяснилось, что этот храм был возведен на позднее середины XVIII в.: "Церковь во имя Нерукотво-ренного Образа Христа Спасителя, деревянная на каменном фундаменте, твердая, построена псковским помещиком бригадиром Александром Родионовичем Кошелевым, но в котором году, по какой резолюции и по каким причинам о том сведений не имеется, дочь означенного Кошелева родная девица Матрона Александровна село то и с церковью продала гвардии генерал-порутчику Александру Дмитриевичу Ланскому, а от сего досталось по разделу в 1793 году сестре его родной капитанской жене вдове Анне Дмитриевне Рогозинской, и от сей продано в 1804 году псковскому помещику Федору Михайловичу Беклешову". В первой половине XIX в. владельцами имения Корытово стали Горожанские, которые впоследствии были похоронены около Спасо-Преображенс-кой церкви. Здесь же была выстроена часовня-склеп. В 1882 г. И. И. Василев в своем издании "Опыт статистическо-географического словаря Псковского уезда Псковской губернии" указал, что в селе Корытово Никитско-Покровско-

го прихода имеются деревянная церковь и каменная часовня. В описи имущества Корытов-ской церкви за 1920 г. упоминается, что при ней есть часовня-склеп. 18 июня 1920 г. Коры-товскую церковь упразднили и передали ее в ведение совхоза "Корытово". Дальнейшая судьба церкви и часовни неизвестна. Вероятно, они были разрушены в 1944 г. при освобождении Пскова войсками Красной Армии. Поселок Корытово в 1927 г. Был включен в черту Пскова. Ныне на Старо-Корытовской дороге видны остатки фундамента Спасо-Преображенской церкви.

28. Часовня Четырех Московских Святителей при Снетогорском монастыре. Предположительно была поставлена в XVIII в. на месте более ранней часовни. Находится на холме, у дороги, ведущей к Снетогорскому монастырю. Прежде здесь располагалось монастырское кладбище. Первоначально была приписана к Снетогорскому мужскому монастырю, а с 1805 г., как и сам монастырь, находилась в ведении загородного Архиерейского дома. В 1911 г. была отремонтирована. (В 1913 г. из часовни вывезена знаменитая икона псковского письма XV в. "Избранные святые", ныне хранящаяся в Третьяковской галерее). В плане восьмигранная, ее кровля увенчана луковичной главкой. Горела во время войны. В 1962 г. реставрирована по проекту В. П. Смирнова. После реставрации получила тесовую кровлю, а главка была покрыта лемехом. В 2002 г. повторно реставрирована по проекту В. Е. Никитина и приписана к действующему Снетогорскому женскому монастырю. Деревня Снятная Гора была включена в состав Пскова в 1976 г.

29. Часовня Владычнего Креста. Часовня находилась на старой Рижской дороге, которая шла от наплавного моста через реку Великую, мимо Никольской Каменоградской церкви и далее в сторону погоста Камно (отрезок этой дороги, совпадающий с направлением современной Красноармейской улицы, показан на планах Пскова 1889 г. и 1911 г.). Скорее всего, именно об этой часовне идет речь в "Отписке псковского воеводы князя Ивана Хилкова да дьяка Меркурия Крылова с приложением описания дорог из Пскова до Риги, Юрьева Ливонского, Колывани и Ивангородка", датированной 1656 г.: "А по той рижской дороге храм Николы Чюдотворца, словет Каменная ограда,

ото Пскова полверсты. По той же дороге часовня ото Пскова две версты". В XIX в. в продолжение Рижской улицы была построена новая Псково-Рижская (Лифляндская) дорога, прошедшая таким образом, что часовня Вла-дычнего креста осталась в стороне, слева от нее. Граф М. Толстой сообщает о часовне в своем сочинении: "Владычный крест, или молитвенный дом для встречи и сопровождения икон во время крестнаго хода из Печерскаго монастыря, находится в трех верстах от города близ Лифляндской дороги. Наименование его произошло вероятно от того, что здесь был водружен крест по распоряжению Владыки, т.е. Новгородскаго Архипастыря, к епархии котора-го до 1589 года принадлежал Псков". Другое описание местонахождения часовни есть у И. И. Василева: "На Завеличье, по старой ПсковоРижской дороге, в трех верстах от города находится часовня, именуемая Владычный крест. Происхождение названия не выяснено; в ней находится большое изображение Пскова времен осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 году". Часовня, возведенная в XVII в., позднее была перестроена. Ее четверик перекрывался четырехскатной кровлей, увенчанной луковичной главкой. Два раза в год мимо часовни проходил крестный ход из Псково-Печорского монастыря в Псков и обратно. 3 июня 1925 г Псковский губисполком постановил: "Часовню на Гнилковском поле под названием "Владычный крест", как не используемую верующими закрыть". Вскоре закрытую часовню передали в пользование располагавшегося рядом полка. Скорее всего, часовня погибла во время войны. Сейчас то место, где она стояла, находится на пустующей территории министерства обороны, в квартале, ограниченном улицами Ше-стака, Генерала Маргелова и Гаражным проездом. Здесь сохраняется часть старой ПсковоРижской дороги, вымощенной булыжником.

30. Часовня в деревне Крестки. Впервые упоминается в 1882 г. в издании "Опыт статистическо-географического словаря Псковского уезда Псковской губернии". В клировой ведомости Иоанно-Предтеченского монастыря, к которому была приписана часовня, за 1914 г. сообщается: "В приходе от церкви в дер. Крестках есть каменная часовня, когда, кем и по какому случаю устроена неизвестно. Богослужения в ней бывают в дни: Святой Троицы, Великому-

ченика Георгия (23 апреля) и мучеников Мины, Виктора и Викентия (11 ноября)". По описанию старожилов, в плане была квадратная, завершение неизвестно, утрачено еще до войны. Дер. Крестки вошла в черту Пскова в 1967 г. До 1983 г. справа от проезжей части улицы Старые Крестки сохранялись стены часовни. Ныне все дома на ул. Старые Крестки снесены, этот квартал застраивается под новый микрорайон За-величья.

31. Часовня при деревне Терехово. Была приписана к Никольской Любятовской церкви. Построена между 1910 и 1914 гг. Единственное упоминание о часовне есть в клировой ведомости Любятовской церкви за 1914 г.: "Приписанных к сей церкви часовен одна, деревянная при деревне Терехове, в Клепской местности". О судьбе часовни в советское время ничего неизвестно. По словам старожилов, раньше в Терехово праздновали престольный праздник Иоанна Богослова, при деревне было свое небольшое кладбище. Возможно, что на этом кладбище и стояла часовня. Поселок Терехово, находящийся на северной окраине Запсковья при речке Милевке, был передан в административное подчинение Пскова в 1961 г.

***

Отдельно хотелось бы сказать о церкви-часовне на военно-гарнизонном кладбище, находившемся рядом с Мироносицким кладбищем. Она была построена как памятник героям Первой мировой войны. Впервые об этом храме написал в 1998 г. корреспондент газеты "Новости Пскова" О. Константинов, как о часовне, освященной, по словам толбицкого священника отца Бориса, во имя Воскресения Христова, и приписанной к церкви Александра Невского Омского полка. Однако для выяснения этого вопроса следует обратить внимание на заметку в "Псковских Епархиальных ведомостях" за 1915 г. о посещении Его Преосвященством приписной к Псковскому кафедральному собору Мироносицкой церкви, церкви военного ведомства и кладбищ при них: "24 июня сего года в 3 часа дня Его Преосвященство прибыл на кладбище при Мироносицкой церкви и проследовал в Александро-Невскую церковь на военном кладбище. После осмотра храма, святого престола и принадлежностей его Владыка проследовал к месту погребения воинов, почивших в местных госпиталях от ран,

полученных ими в настоящую великую отечественную войну." Как уже сказано в начале статьи, от церквей часовни отличаются тем, что в них нет святого престола и антиминса. Поэтому все-таки храм на военном кладбище являлся не приписной часовней, а гарнизонной церковью, освященной во имя Св. Благоверного Великого князя Александра Невского. Размеры воинской святыни по сравнению с большими церквями были, конечно, невелики, примерно 8х8 метров (см. план Пскова 1930 г.). Поэтому-то в ходатайстве заведующего окрфинотделом Лурье об изъятии чугунных крестов на запущенном военном кладбище, поданном в президиум псковского окрисполкома в декабре 1928 г., она названа часовней, находившейся к тому времени в полуразрушенном виде. Сейчас на месте развалин храма лежит перевернутый бетонный полусферический купол.

***

Сейчас в Пскове существуют 13 часовен, большинство из них были возведены в постсоветское время и являются действующими. В 1996 г. в память о погибших воинах Псковского гарнизона в мирное время была возведена часовня во имя иконы Державной Божией Матери у Дома офицеров (проект Л. И. Савельевой и В. И. Тонких). В 1997-98 гг. в ограде Царе-Кон-стантиновской церкви по инициативе ее настоятеля реставраторы возвели каменную часовню во имя Блаженной Ксении Петербургской. В 1998 г. возле церкви Александра Невского была поставлена часовня-голубец во имя иконы Божией Матери "Нечаянная радость". Она представляет собой металлическую конструкцию на "столбиках" с шатровым завершением и православным крестом наверху. Ее поставили в память о временной деревянной часовне, сооруженной и разобранной в 1995 г, когда завершалась реставрация Александро-Невской церкви, и работы производились внутри храма. До 2005 г. возле южного фасада Александ-ро-Невской церкви стояла деревянная часовенка, где устраивался Рождественский вертеп. В 2000 г. была освящена Ольгинская часовня (проект А. А. Красильникова), в 2003 г. - часовня Воскресения Христова на Привокзальной площади, посвященная отречению Николая II от престола (проект С. Н. Кондратьева) и внутренняя часовня во имя врача-целителя Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в городской клини-

ческой больнице, в 2004 г. - внутренняя Спасо-Преображенская часовня в производственно-интеграционных мастерских для инвалидов в Коры-тово. В 2002 г. на пересечении улиц Карла Маркса и Воровского, в металлическом павильоне открыли часовню во имя Казанской иконы Божией Матери в память о стоявшей здесь Казанской церкви. Она приписана к Свято-Троицкому собору. В том же году после завершения повторной рес-

таврации была освящена часовня Собора Московских Святителей при Снетогорском монастыре. В 2005 г. на территории частного домовладения (Нижне-Черехинская дорога, 30-а) с разрешения Владыки была освящена каменная домовая часовня с шатровой кровлей и луковичной главкой. Часовни "Неугасимая свеча", Мироно-сицкая и Анастасиевская у Ольгинского моста сохраняются как памятники архитектуры.

Р.8. Автор выражает искреннюю благодарность Натану Феликсовичу Левину, Анатолию Васильевичу Филимонову и Наталье Николаевне Новиковой за помощь в поиске архивных материалов.

Основные источники

1. ГАПО, ф. 39, пп. 1, дд. 1060, 1073, 1080, 1230, 1232, 1233, 1234, 1240, 1241, 1243 5831.

2. ГАПО, ф. 2, оп. 1, дд.24, 47; ф. 324, оп. 1, дд. 12б, 399.

3. ГАПО, ф. 590, оп. 1, дд. 1324, 1327, 1506; оп. 2, дд. 66, 85, 106.

4. Толстой М. Святыни и древности Пскова. М., 1861.

5. Иосиф, архимандрит. Старовознесенский женский монастырь в городе Пскове. СПб, 1862.

6. Годовиков И. Ф. Краткое историческое обозрение г. Пскова и его достопамятностей, с атласом рисунков. Псков, 1866. Рукопись.

7. Василев И.И. Опыт статистическо-географического словаря Псковского уезда Псковской губернии. Псков, 1882.

8. Список населенных мест по сведениям 1872-77 гг., ред. В.Зверинский. СПб., 1885.

9. Василев И.И. Археологический указатель Пскова и его окрестностей. СПб.,1898.

10. Соболев П.Г. Спутник по Пскову и его окрестностям, СПб.,1914.

11. Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.

12. Сборник Московского архива Министерства юстиции. М., 1914. Вып. 2. № 27.

13. Спегальский Ю.П. Псков. Л., 1963.

14. Левин Н.Ф. Тайна одной часовни // Псковские хроники. История края в документах и исследованиях. Вып. 2. Псков, 2002.

15. Левин Н.Ф. Прославление Александра Невского в дореволюционном Пскове // Александро-Невские чтения, № 24, 6 декабря 2001.

16. Константинов О. Взорванная память. В Пскове обнаружен памятник героям Первой мировой войны // Новости Пскова, 24 ноября 1998.

17. Каган-Розенцвейг М.Л. Записки строителя. Псков, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Часовни Казанской Божией Матери (слева) и Св. Николая Чудотворца (справа).

Знаменская часовня у Красного креста. Фото 1955 г.

Часовня Нерукотворного Образа при Образской церкви (справа от Святых ворот).

Часовня Рождества Пресвятой Богородицы у Варлаамовских ворот.

Часовня Вознесения Господня при Старо - Вознесенском монастыре (справа от Святых ворот).

Часовня при Ильинской общине сестер милосердия.

Часовня на Мирожском монастырском кладбище. Фото 1918 г.

Часовня Св. Благоверной княгини Ольги Российской.

Строительство часовни Блаженной Анастасиевская часовня у Великорецкого Ксении Петербургской около Царенаплавного моста. Константиновской церкви. Фото 1998 г.

Часовня на территории частного домовладения (Нижнее - Черехинская дорога, 30-а). Фото 2006 г.

Часовня около Александро - Невской церкви, где устраивался Рождественский вертеп (разобрана в 2005 г.). Фото 2000 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.