11. Зыбковец, В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921) / В.Ф. Зыбковец. - М.: Изд-во «Наука», 1975. - 205 с.
12. Крадин, Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество / Н.П. Крадин. - М.: Искусство, 1988. - 142 с.
13. Минерт, Л.К. Памятники архитектуры Бурятии / Л.К. Минерт. - Новосибирск: Наука, 1983. - 194 с.
14. Митыпова, Е.С. Православные храмы в Забайкалье (XVII - нач. XX в.) / Е.С. Ми-тыпова. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. - 103 с.
15. Памятники истории и культуры [Электронный ресурс]. Органы государственной власти Республики Бурятия: официальный портал. - Режим доступа: http://egov-buryatia.ru/attached_documents/monuments.htm.
16. Полный православный богословский энциклопедический словарь. - М.: Изд-во «Возрождение», 1992. - Т. 2. - 2464 стб.
17. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге 1901-1902. - СПб.: Типо-лит. Министерства путей сообщения; М.: Типо-лит. Товарищества И.Н. Кушнерев и К, 1902. - 396 с.
18. Свято-Троицкий Селенгинский монастырь. Историческая справка на памятник архитектуры. - [Электронный ресурс]. Эгрегор. Системный интегратор. - Режим доступа: http://www.egregor.ru/stsmccc.
19. Сойкин, П.П. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне / П.П. Сойкин. - СПб.: Воскресенье, 1994. - 732 с.
20. Степанов, Д. Русская Православная Церковь в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в последней трети XVII в. [Электронный ресурс]. Города и остроги земли сибирской. - Режим доступа: http://ostrog.ucoz.ru/publ/s/stepanov_d/russkaja_ pravoslavnaja_cerkov_v_vostochnoj_sibiri_i_na_dalnem_vostoke_v_poslednej_treti_ xvii_veka/122-1-0-287.
21. Токмаков, И. Историко-статистическое описание Свято Троицкого Селенгинского монастыря Забайкальской области / И. Токмаков. - М., 1895. - 39 с.
22. Шмулевич, М.М. Очерки истории Западного Забайкалья. XVII - середина XIX в. / М.М. Шмулевич. - Новосибирск: Изд-во «Наука», 1985. - 285 с.
23. Шмулевич, М.М. Троицко-Селенгинский монастырь / М.М. Шмулевич. - Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1982. - 63 с.
С.С. Журавлева, г. Новосибирск Научный руководитель: И.Л. Ростовцева, г. Новосибирск ТРАДИЦИИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА В ТИПОВЫХ ПРОЕКТАХ ХРАМОВ СИБИРИ (КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ В.)
Деревянное русское православное зодчество опиралось как на византийский канон,
так и на конструктивные особенности материала. Кроме прямоугольных планов, часто
использовались восьмигранные формы, позволявшие увеличить площадь помещения и
при необходимости развить прямоугольный план в крестообразный за счет пристроек.
В венчающих частях здания часто применялись четырехскатные покрытия с главками.
Восьмигранные формы покрывали шатры, увенчанные главкой, барабан которой тоже мог быть восьмигранным. Эти формы были перенесены русскими переселенцами на вновь осваиваемые сибирские земли .
XVI-XVП вв. - время первоначального освоения Сибири, когда, продвигаясь на восток, русские первопроходцы ставили деревянные остроги, а в них - первые деревянные храмы. Православные храмы этого периода должны были привлечь своим величием и красотой коренных сибирских жителей, как когда-то храм Софии Константинопольской поразил воображение посланцев князя Владимира, выбиравшего веру своему народу. Для русских переселенцев в Сибирь храмы были островком покинутой ими Руси православной.
В XVIII в. укреплялись и развивались возникшие ранее города, появлялись первые каменные постройки, но значение деревянной архитектуры не ослабевало. Деревянные храмы этого времени строились в традиции северорусского деревянного зодчества [2, с. 19].
В XIX в. начинается массовое добровольное переселение крестьян, вызванное малоземельем в средней полосе России. «Расселение происходило преимущественно вблизи рек и озер - основных путей сообщения и незаменимых элементов ландшафта в хозяйственной деятельности земледельца» [2, с. 38]. В каменной и деревянной храмовой архитектуре господствует стиль классицизм.
В конце XIX - начале XX столетий, с проведением в Сибирь железной дороги, поток переселенцев только усилился. Вдоль Великого Сибирского железнодорожного пути возникали новые населенные пункты, а быстрые темпы строительства не знали себе равных в предыдущих этапах освоения сибирских территорий. Остро вставал вопрос о строительстве новых православных храмов. Для убыстрения темпов строительства были разработаны типовые проекты храмов, в том числе и большого числа деревянных [1]. Среди типовых проектов встречаются простые клетские церкви с двухскатным (проекты № 17, 18, 20) и четырехскатным покрытиями, завершенные одной восьмигранной главкой на восьмигранном основании (№№ 3, 30), храмы, имеющие в плане крест (проекты № 11, 23). Встречаются проекты с ветвями креста, примыкающими к восьмерику, перекрытому невысоким шатром с восьмигранной главкой (№ 23), восьмигранные объемы с шатровыми завершениями (проекты № 4, 5, 9 и 11) (рис. 1).
Наибольшее распространение в Сибири на протяжении всех этапов ее освоения русскими имели трапезные храмы, или храмы «кораблем». В числе типовых проектов трапезный тип храма также преобладает (проекты № 5, 9, 12, 19, 22, 31). «Корабль церкви ассоциировался с Ковчегом спасения, устремленным абсидами алтаря к востоку, к Солнцу Правды Христу. Многие русские православные церкви, в том числе и сибирские, имели трехчастную структуру, в которой сакральная ценность частей здания увеличивалась с приближением к алтарю. Притвор под колокольней, предназначенный для пребывания «оглашенных», центральный объем с подкупольным пространством, где находились «верные», алтарь, где совершалось таинство и находились священнослужители» [3].
Внешние формы храма «кораблем» варьировались (рис. 2). Центральный объем делался выше трапезной и алтарной абсиды и мог быть перекрыт четырехскатной двухъярусной кровлей с простой маленькой главкой на восьмигранном барабане, как в проекте №22. По этому проекту была построена церковь в с. Муратовка Ашинского района Челябинской области [4]. Трапезная перекрывалась обычной двускатной кровлей,
Рис. 1. Разновидности планов церквей по типовым проектам конца XIX в.
а восьмерик колокольни на притворе имел шатровое завершение. Силуэт колокольни значительно обогащался за счет слуховых окон и треугольных фронтончиков по сторонам граней колокольни.
Четырехскатная кровля кафоликона завершалась пятиглавием, где центральная глава венчала световой барабан, а четыре боковых главки были глухими, как в проекте №31, по которому были построены церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Шибково современного Искитимского района Новосибирской области, старообрядческая церковь в г. Томске, церковь Святой Живоначальной Троицы в с. Колбинка Молчановского уезда Томской губернии. В отличие от двух первых церквей, в церкви с. Колбинка все пять барабанов главок были сделаны глухими, без световых проемов.
Еще одна разновидность завершения кафоликона встречается в проекте №12. Куб центрального объема переходит в низкий восьмерик, все грани которого имеют треугольные фронтоны со скатными крышами. Над фронтонами, перпендикулярными диагоналям квадрата основного объема, располагаются глухие граненые главки, а центр композиции крыши решен в виде низкого шатра с главкой на глухом барабане посередине. Колокольня - восьмерик на четверике, перекрыта шатром. По этому проекту были построены церковь во имя Серафима Саровского с. Турнаево современного Болотнин-ского района и церковь с. Лебедево (Пеньково) Тогучинского район Новосибирской области.
К 1904 г. на Великом Сибирском пути было построено 214 церквей. Мы рассмотрели очень малую их часть, но даже эти примеры позволяют утверждать, что профессиональные архитекторы рубежа ХІХ-ХХ вв. в своих проектах использовали традиции русского деревянного зодчества, складывавшиеся веками, и тем самым утверждали преемственность традиций православия. «Конформизм и приверженность к традициям
Рис. 2. Варианты завершения основного объема трапезного храма в типовых проектах конца XIX в.
оказывались типичной чертой поведения человека, переносящего привычное и установленное в новые условия, что проявлялось в различных сферах его деятельности» [3].
В наше время возрождается жизнь русской православной церкви, обретаются утраченные святыни, создается много новых храмов. Дерево по-прежнему является надежным и дешевым материалом, позволяющим строить быстро, легко достраивать приделы и притворы к существующим объемам, а иногда и переносить постройки на новое место. Кроме того, деревянные храмы - это мостик традиций, соединяющий поколения строителей храмов с их предшественниками - древнерусскими зодчими.
Литература и источники
1. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях. Издание Святейшего Синода. - М.: Синодальная типография, 1899.
2. Баландин, С.Н. История архитектуры русских земледельческих поселений в Сибири (XVII -XX вв.): учебное пособие / С.Н. Баландин. - Новосибирск: Изд. НИСИ им В.В. Куйбышева, 1984. - 67 с.
3. Майничева, А.Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы [Электронный ресурс] // Сибирская заимка: сайт. - Режим доступа: http://zaimka. ru/culture/maynich8_p3.shtml.
4. Церковь с. Муратовка (Ашинский район Челябинской области) [Электронный ресурс] // Краеведческий портал Челябинской области: сайт. - Режим доступа: http:// www.kraeved74.ru/index.php?name=Photos&photo=469.
Н.П. журин, г. Новосибирск школы и церкви на великом сибирском железнодорожном пути (о деятельности фонда императора АЛЕКСАНДРА III)
В 19 день мая 1891 г. во Владивостоке Наследник Цесаревич, впоследствии Император Николай II, заложил первый камень в полотно начавшегося строительства Великого Сибирского железнодорожного пути. Название «Великий» было не преувеличением, а скорее осознанием небывалой по своей грандиозности задачи железнодорожного строительства. Строители дороги должны были совершить, казалось, невозможное -соединить в сложных климатических условиях непрерывным рельсовым путем Тихоокеанское побережье с воротами в Сибирь - Уралом (рис. 1, 2).
Однако нельзя забыть устроителей самого проекта и прежде всего Императора Российской Империи Александра III, который обратил свое внимание на нужды России, на ее Азиатскую часть - Сибирь и Дальний Восток. Высочайший рескрипт от 11 мая 1891 г. был вручен наследнику престола во Владивостоке и предписал ему объявить о начале осуществления грандиозного проекта. Впечатления, почерпнутые во время этого длительного путешествия по бескрайнем просторам Сибири, оказали огромное влияние на будущего Императора Николая II и сказались на принятии им многих решений, в том числе об утверждении специального фонда на сооружение церквей и