человеческой деятельности требует проявления минимального и максимального уровня их развития. Учитывая данное обстоятельство, профессиональный отбор средствами физической подготовки должен преследовать две цели. Во-первых, проведение его в интересах учебной дисциплины «Физическая культура (физическая подготовка)», во-вторых, обеспечение успешности профессионального обучения в образовательном учреждении системы МВД России. Кроме этого, экзамен по физической подготовке создает условия для реализации личностного подхода путем наблюдения за выбором способа деятельности в ситуациях, требующих напряжения функциональных систем организма человека (вопросы психологического отбора) [2].
Для определения прогноза развития в процессе профессиональной деятельности рекомендуется использовать данные о возрастных особенностях формирования физических способностей и их генетической (наследственной) обусловленности (В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, М.С. Бриль, В.М. Волков, В.П. Губа, В.П. Озеров, В.А. Плахтиенко, К.П. Сахновский, В.А. Соколкина, В.Б. Шварц, С.В. Хрущев и др.). Например, на момент поступления на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения МВД России у большинства кандидатов паспортный возраст лежит в границах от 17 до 23 лет, позволяющий спрогнозировать возможные темпы прироста многих физических способностей под влиянием систематической тренировки. Практика использования средств физического воспитания в системе отбора показывает, что результаты их выполнения несут и обширную неспецифическую информацию о проверяемом контингенте. Специально организованные физические испытания позволяют оценить развитие волевых качеств, координации движений, эмоциональной устойчивости, пространственного восприятия, быстроты в действиях и т.д. Не отрицается, а находит постоянное подтверждение положитель-
Библиографический список
ное влияние уровня физической подготовленности и физического развития поступающего контингента на успешность обучения в силу теории переноса и общности функционирования регуляторных систем. Сопоставление результатов вступительных экзаменов по теоретическим дисциплинам и экзамена по физической подготовке обнаруживает наличие положительных связей. Данный факт можно трактовать как проявление феномена общей одаренности человека, рассматривая его как комплекс психических и физических качеств человека, способствующих успешному овладению различными видами человеческой деятельности [3; 4; 5]. Для установления пригодности к определенному виду деятельности, помимо определения исходного уровня состояния физических способностей, необходимо иметь представления о темпах их прироста под воздействием тренировки. При этом необходимо учитывать характер предыдущих занятий (двигательный опыт), их длительность, повторяемость (регулярность), интенсивность и специфику. Путем повторных обследований можно установить динамику изменений тренированности, что дает возможность судить о темпах прироста физических способностей.
В заключении хочется отметить, что в научно-теоретическом обосновании совершенствования профессионального отбора сотрудников ОВД с применением средств физического воспитания должна лежать система спортивного отбора, учитывающая: теоретико-методологическую базу учения о способностях человека; диагностику способностей, основанную на изучение всех элементов структуры личности индивида; раннюю профессиональную ориентацию молодежи на профессиональную правоохранительную деятельность; критерии пригодности к профессии полицейского, уровень необходимых физических способностей (качеств и двигательных навыков), свойств личности и ее моти-вационно-ценностные ориентации.
1. Кашин, С.Н. Применение средств физического воспитания в системе профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003.
2. Земляной, А.И. Проблемные вопросы организации физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: материалы Всероссийской научно-практич. конф. / под ред. Д.В. Карабаш. - Краснодар, 2014.
3. Петренко, Д.А. Определение понятия профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров для органов внутренних дел России // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3(46).
4. Соловьев, Г.М. Наука и образование в контексте физической культуры и здоровьесберегающего пространства вуза / Г.М. Соловьев, Е.Н. Козюра, С.Н. Кашин // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 5(48).
5. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учеб. пособ. / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин. - М., 2014.
Bibliography
1. Kashin, S.N. Primenenie sredstv fizicheskogo vospitaniya v sisteme professionaljnogo otbora kandidatov na uchebu i sluzhbu v organih vnutrennikh del Rossii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Stavropolj, 2003.
2. Zemlyanoyj, A.I. Problemnihe voprosih organizacii fizicheskoyj podgotovki kursantov i slushateleyj vuzov MVD Rossii // Aktualjnihe voprosih sovershenstvovaniya specialjnoyj podgotovki kursantov i slushateleyj obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj sistemih MVD Rossii: materialih Vserossiyjskoyj nauchno-praktich. konf. / pod red. D.V. Karabash. - Krasnodar, 2014.
3. Petrenko, D.A. Opredelenie ponyatiya professionaljnoyj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskikh kadrov dlya organov vnutrennikh del Rossii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 3(46).
4. Solovjev, G.M. Nauka i obrazovanie v kontekste fizicheskoyj kuljturih i zdorovjesberegayuthego prostranstva vuza / G.M. Solovjev, E.N. Kozyura, S.N. Kashin // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 5(48).
5. Fizicheskaya kuljtura lichnosti (teoriya i tekhnologiya formirovaniya): ucheb. posob. / G.M. Solovjev, S.N. Kashin. - M., 2014.
Статья поступила в редакцию 13.11.14
УДК 378
Kozyreva I.V., Brykalova O.G., Kotaeva TV. MODERN APPROACHES TO GUIDANCE OF STUDENT CHORUS.
The article reveals the problems of the process of working with students' chorus. The author considers the choral singing in the context of the implementation of humanistic ideas facing the system of national education. The basic problems of the chorus leader while working with a chorus were discussed in the article, as well as the specifics of the leadership of student choir, considering the fact that the chorus members will lead the choruses in the process of their professional activity. The functions of choral singing in the context of its impact on the personality of each member of the chorus are viewed based on the analysis of the collected materials. The work shows that the improvement of the musical abilities of students include the following tasks of a teacher who is in charge of the chorus: learning a large singing repertoire, understanding of didactic principles of management of a chorus, understanding of inner connection between singers, accumulation of the experience of performing at concerts as a way of public demonstration of professional and artistic level of the development.
Key words: humanistic ideas, choral singing, chorus leader, choral works, mastery.
И.В. Козырева, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВПО «Ставропольский гос. педагогический институт», г. Ставрополь; О.Г. Брыкалова, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВПО «Ставропольский гос. педагогический институт», г. Ставрополь; Т.В. Котаева, ст. преп. ГБОУ ВПО «Ставропольский гос. педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ РУКОВОДСТВА СТУДЕНЧЕСКИМ ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
В статье поднимаются проблемы, существующие в процессе работы со студенческим хоровым коллективом. Автор рассматривает хоровое пение в контексте реализации гуманистических идей, стоящих перед системой отечественного образования. Предложены основные задачи хормейстера в работе с хоровым коллективом, показана специфика руководства студенческим хоровым коллективом с учётом того, что участники хора сами со временем станут руководить хоровыми коллективами в процессе профессиональной деятельности. На основе анализа литературы рассматриваются функции хорового пения в контексте его воздействия на личность каждого участника хора. Статья представляет обобщение современных идей руководства современным хоровым коллективом, и отмечает основные задачи руководителя хорового коллектива: совершенствование музыкальных способностей, освоение широкого и разнообразного певческого репертуара, осознание дидактических принципов и способов управления певческим коллективом, постижение внутренних связей между певцами, накоплением опыта концертных выступлений как способа публичной демонстрации профессиональных качеств.
Ключевые слова: гуманистические идеи, хоровое пение, хормейстер, хоровое творчество, исполнительское мастерство.
За последнее десятилетие отечественная образовательная система претерпела ряд существенных изменений, связанных, прежде всего, с её гуманизацией. Анализ новейших педагогических исследований свидетельствует о переориентации современного музыкально-педагогического образования на новые ценности и цели. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъект-субъектных отношений, предполагающих обращение к внутреннему миру учащихся, студентов, учет их индивидуальных способностей и интересов в процессе реализации музыкального образования.
Хоровое пение - искусство уникальных возможностей в процессе реализации гуманистических идей. Оно является неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Для реализации гуманистических идей в процессе работы со студенческим хоровым коллективом хормейстеру необходимо стать организатором творческого сотрудничества между всеми его участниками. Основные задачи хормейстера в работе с хоровым коллективом можно объединить в 2 группы:
• приобщение исполнителей к апробированной обществом и разделяемой педагогом системе ценностей - этических, эстетических, сосредоточенных в исполняемых произведениях хорового искусства;
• формирование у певцов профессиональных вокально-хоровых навыков, необходимых для осуществления певческой деятельности, т.е. исполнения хорового произведения, а также навыков работы всех участников коллектива над музыкальным произведением [1, с. 68].
Особой сложностью в работе студенческого хора является его текучесть. Каждый год уходят из коллектива многие студенты, и каждый год приходит новое пополнение. В этой связи необходимо создавать определённые традиции в хоровом коллективе и формировать «ядро» - хористов, которые являлись бы носителями этих традиций и могли бы передать их новым поколениям хористов. Для хорового коллектива находящегося на высокой стадии развития, должна быть характерна хоровая культура. В педагогической формуле профессора Б.В. Баранова представлено определение хоровой культуры как совокупности трёх взаимосвязанных составляющих: хоровое творчество; хоровое исполнительство и хоровая педагогика [1, с. 45]. При этом под хоровым творчеством автор понимает создание репертуара; под хоровым исполнительством - реализацию репертуара; под хоровой педагогикой - совокупность методологий обучения творчеству и исполнительству.
Существенная роль в процессе организации деятельности хоровых коллективов отводится межличностным отношениям участников хора. При этом очень важно: отношение участников хора к руководителю; характер межличностных отношений; сходство эстетических потребностей, интересов, мотивов, устремле-
ний участников. Оптимизация управления хоровым коллективом связана с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение каждого хориста в системе коллективных отношений; разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации. Важнейшее условие оптимизации - интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов.
В студенческом хоровом коллективе, участники которого -будущие музыкальные руководители, необходимо реализовы-вать и задачи профессиональной подготовки, связанные с формированием умений и навыков пения в хоре:
• совершенствование музыкальных способностей (вокальных и слуховых), необходимых для осуществления исполнительской деятельности;
• освоение широкого и разнообразного певческого репертуара, включающего лучшие образцы хорового творчества (это обеспечивает расширение музыкального кругозора исполнителей, способствует постижению духовных ценностей и становлению художественного вкуса, освоение общечеловеческого потенциала);
• осознание дидактических принципов и способов управления певческим коллективом;
• постижение внутренних связей между певцами, овладение умениями делового взаимодействия, развитие чувства коллективизма;
• накоплением опыта концертных выступлений как способа публичной демонстрации профессионального и художественного уровня развитии.
В формировании будущего учителя музыки важной составляющей являются гуманитарная культура, индивидуальная культура личности, культура труда, культура общения и самоопределения [2]. Исполнительское мастерство может быть определено как созидание через творчество, и созидание своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Творческое начало, как способность создавать свое, новое, лучшее - формируется наиболее активно, когда исполнительская деятельность из «внешнего предмета» творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением «Я». Хоровое творчество может оказывать на его участников колоссальное воздействие. В идеале, это воздействие проявляется в процессе реализации следующих основных функций:
Эстетическая функция проявляется, когда участники хора ощущают красоту звучания музыкальных произведений.
Реализация геденистической функции происходит, когда участники хора получают наслаждение от исполнения хоровых произведений.
Рекреационная функция проявляется, когда участники хора восстанавливают свои психические силы в процессе исполне-
ния музыкальных произведений. Эта функция сходна с терапевтической.
Коммуникативная функция проявляется в том, что хоровое творчество собирает для общения людей, объединённых одной целью - любовью к хоровой музыке [3].
Таким образом, хоровое творчество - это специфический вид искусства, имеющий огромный потенциал для развития личности каждого, кто принимает участие в его реализации. Одним из важнейших факторов, лежащих в его основе, является творческое сотрудничество, сотворчество композитора, хормей-
стера, участников хора. Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что деятельность каждого участника хора требует коллективных усилий, а поведение человека в коллективе имеет свои закономерности. Для успешного участия в хоре каждый хорист, должен обладать определенной долей конформизма, которая вместе с опытом перерастает в умение согласовывать свои действия с действиями партнера. Любой коллектив в ходе своего развития проходит ряд стадий развития, и сплоченный коллектив музыкантов отличает единство во мнениях, взглядах и установках.
Библиографический список
1. Баранов, Б.В. Курс хороведения. - М., 1991.
2. Брыкалова, О.Г. Развитие базовой культуры студентов педагогического вуза на основе компетентностного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Сочи, 2011.
3. Козырева, И.В. Педагогические условия обеспечения творческого сотрудничества в музыкальной среде: дис. ... канд. пед. наук. -Карачаевск, 2006.
Bibliography
1. Baranov, B.V. Kurs khorovedeniya. - M., 1991.
2. Brihkalova, O.G. Razvitie bazovoyj kuljturih studentov pedagogicheskogo vuza na osnove kompetentnostnogo podkhoda: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Sochi, 2011.
3. Kozihreva, I.V. Pedagogicheskie usloviya obespecheniya tvorcheskogo sotrudnichestva v muzihkaljnoyj srede: dis. ... kand. ped. nauk. -Karachaevsk, 2006.
Статья поступила в редакцию 09.11.14
УДК 378
Uvarova N.N. GIST NETWORK COMMUNITIES OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY. The article points to the need to create a stable environment for professional communication - online communities as an essential element of training of teachers and the formation of a positive image of the educational institutions of different levels. The author comes to the conclusion that the use of different resources and capabilities allows each participant network professional communities to choose their own career path. Network community of teachers helps teachers at a convenient time, having access to the Internet, to communicate with their colleagues and associates, which contributes to raising the level of professional culture, broadens the mind.
Key words: community, education community, and educational activities and professionalism.
Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
РОЛЬ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье указывается на необходимость формирования устойчивой среды профессионального общения -сетевых сообществ, как важнейшего элемента повышения квалификации преподавателя и формирование положительного имиджа образовательного учреждения разного уровня. Автор приходит к выводу, что использование различных ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками, что способствует повышению уровня профессиональной культуры, расширяет кругозор.
Ключевые слова: сообщество, педагогическое сообщество, педагогическая деятельность, профессионализм.
Одним из основных направлений модернизации системы высшего образования в России является качество подготовки педагогических кадров. Наряду с глубокими знаниями преподаваемого предмета, а также в области педагогики, психологии будущие учителя должны обязательно овладевать современной информационной культурой. Перспективным средством формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей, как в ходе повышения квалификации, так и в процессе педагогической деятельности, является организация педагогических сетевых сообществ [1].
Развитие инфокоммуникационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются социальные объединения - сетевые сообщества. Данный ресурс может стать отличным помощником будущего педагога в сфере его профессиональной деятельности. Создание сетевых сообществ позволят преподавателю не только расширить географию своего профессионального общения, но
и обогатить свой профессиональный опыт по актуальным проблемам.
Социальные сетевые сервисы могут широко использоваться в образовании. Их применение возможно в различных предметных областях. Изменилось отношение к интернету в целом, и учителя начинают применять сервисы сети Интернет в образовательных и воспитательных целях, при внеклассной работе и творческой деятельности [2].
Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе компетентность, толерантность, критическое мышление.
Изучив работы авторов Кулагина В.П., Кузнецова Ю.М. [3], можно сделать вывод о том, что использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно