Научная статья на тему 'Педагогические традиции отечественной хоровой исполнительской школы и их роль в профессиональной подготовке будущих хормейстеров'

Педагогические традиции отечественной хоровой исполнительской школы и их роль в профессиональной подготовке будущих хормейстеров Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
714
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / CHORAL ART / ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ / CHORAL CONDUCTING / ХОРМЕЙСТЕР / CHOIRMASTER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соловьев А. В.

В статье рассмотрены достижения отечественного хорового искусства, составившие лучшие традиции хорового пения в нашей стране; проанализирован их педагогический потенциал, широко востребованный всей системой музыкального и эстетического воспитания подрастающего поколения; выделены основные направления хоровой практики, ставшие национальным достоянием и средством духовно-нравственного развития современного общества. Автор рассматривает традиции профессиональной подготовки будущих дирижеров хора на основе сложенного веками отечественного опыта искусства хорового пения и управления хором. Обращение автора статьи к проблеме осмысления педагогических традиций обучения будущих дирижеров хора и их применения в практике обучения молодого поколения музыкантов позволит преподавателям колледжей, вузов культуры и искусства, осуществляющих подготовку руководителей хоровых коллективов, оптимизировать содержание учебного процесса, включить основные принципы Мастеров хорового искусства в проектно-исследовательскую деятельность обучающихся, мотивировать их на получение нового знания по дисциплинам специального профессионального цикла учебного плана. Итоги этого анализа позволят профессиональному сообществу с ценностно-смысловых позиций рассмотреть перспективы применения традиций отечественного хорового искусства и их педагогического потенциала в образовательной практике профессиональных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TRADITIONS OF THE NATIONAL CHORAL SINGING SCHOOL AND THEIR ROLE IN VOCATIONAL TRAINING FUTURE CHOIRMASTERS

The article examines the achievements of the national choral art, which is made up of the best traditions of choral singing in our country. Their pedagogical potential, the masses claimed by the entire system of musical and aesthetic education of the younger generation are analyzed. The main directions of choral practice have been singled out, which have become a national treasure and a means for the spiritual and moral development of modern society. The author considers the traditions of the professional training of the future choir based on the centuries-old domestic experience in the art of choral singing and choral management. The author’s appeal to the problem of the understanding of the pedagogical traditions of the future, the choir conductors and their application in the practice of teaching the young generation of musicians will allow teachers of colleges, universities of culture and art, training heads of choirs, optimize the content of the educational process, incorporate the main principles of the Choral Art Masters in the design-research process of the students, motivate them to acquire new knowledge in the disciplines of the special profession of the cycle of the curriculum. The results of this analysis will allow the professional community to consider the perspectives of applying the traditions of choral art and their pedagogical potential in the educational practice of professional educational institutions from the value-semantic positions.

Текст научной работы на тему «Педагогические традиции отечественной хоровой исполнительской школы и их роль в профессиональной подготовке будущих хормейстеров»

обучения (не является врожденным) и совершенствуется в практическом опыте.

С.А. Сазонова определяет профессиональную культуру художника как «интегративное образование профессиональной подготовленности и духовно-нравственного своеобразия личности, повседневно проявляющейся в продуктивной профессионально-творческой деятельности (эстетическом восприятии окружающей действительности, художественном вкусе и умении отличать истинные ценности от суррогата и уродливых явлений массовой культуры)» [6].

Библиографический список

Рассмотрев и проанализировав главные составляющие компоненты определения профессиональной культуры художника, можно сделать вывод, что профессиональная культура художника - это объединение в одной личности духовно-нравственных качеств, высокой профессиональной подготовки, способностей и таланта, профессиональной мотивации, любви и трепетного отношения к общечеловеческой культуре, культурному наследию человечества и отдельной нации, проявляющихся в активной и продуктивной профессионально-творческой деятельности.

1. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. Под редакцией С.Я. Батышева. Москва, 1999.

2. Коган Л.Н. Культура и условия НТР. Саратов, 1987.

3. Кузьмин П.В. Профессиональная культура офицера-политработника и пути ее формирования. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 1989.

4. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, 1996.

5. Давыдова, С.Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: вопросы теории и практики: учебное пособие. Екатеринбург, 2003.

6. Сазонова С.А. Формирование в вузе профессиональной культуры художника декоративно-прикладного искусства. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2011.

References

1. Enciklopediya professional'nogo obrazovaniya. V 3-h t. Pod redakciej S.Ya. Batysheva. Moskva, 1999.

2. Kogan L.N. Kul'tura iusloviya NTR. Saratov, 1987.

3. Kuz'min P.V. Professional'naya kul'tura oficera-politrabotnika i puti ee formirovaniya. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1989.

4. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury. Sankt-Peterburg, 1996.

5. Davydova, S.D. Hudozhestvenno-'esteticheskoe obrazovanie mladshih Shkolnikov: voprosy teoriiipraktiki: uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 2003.

6. Sazonova S.A. Formirovanie v vuze professional'noj kul'tury hudozhnika dekorativno-prikladnogo iskusstva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.

Статья поступила в редакцию 23.04.18

УДК 37

Soloviev A.V., Professor, Department of Conducting, Moscow Conservatory n.a. P.I. Chazkovskz (Moscow, Russia), E-mail: n.yushenko@list.ru

PEDAGOGICAL TRADITIONS OF THE NATIONAL CHORAL SINGING SCHOOL AND THEIR ROLE IN VOCATIONAL TRAINING FUTURE CHOIRMASTERS. The article examines the achievements of the national choral art, which is made up of the best traditions of choral singing in our country. Their pedagogical potential, the masses claimed by the entire system of musical and aesthetic education of the younger generation are analyzed. The main directions of choral practice have been singled out, which have become a national treasure and a means for the spiritual and moral development of modern society. The author considers the traditions of the professional training of the future choir based on the centuries-old domestic experience in the art of choral singing and choral management. The author's appeal to the problem of the understanding of the pedagogical traditions of the future, the choir conductors and their application in the practice of teaching the young generation of musicians will allow teachers of colleges, universities of culture and art, training heads of choirs, optimize the content of the educational process, incorporate the main principles of the Choral Art Masters in the design-research process of the students, motivate them to acquire new knowledge in the disciplines of the special profession of the cycle of the curriculum. The results of this analysis will allow the professional community to consider the perspectives of applying the traditions of choral art and their pedagogical potential in the educational practice of professional educational institutions from the value-semantic positions.

Key words: tradition, pedagogy, upbringing, vocational education, choral art, choral conducting, choirmaster.

А.В. Соловьев, проф. каф. дирижирования Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, г. Москва, E-mail: n.yushenko@list.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХОРОВОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ХОРМЕЙСТЕРОВ

В статье рассмотрены достижения отечественного хорового искусства, составившие лучшие традиции хорового пения в нашей стране; проанализирован их педагогический потенциал, широко востребованный всей системой музыкального и эстетического воспитания подрастающего поколения; выделены основные направления хоровой практики, ставшие национальным достоянием и средством духовно-нравственного развития современного общества. Автор рассматривает традиции профессиональной подготовки будущих дирижеров хора на основе сложенного веками отечественного опыта искусства хорового пения и управления хором. Обращение автора статьи к проблеме осмысления педагогических традиций обучения будущих дирижеров хора и их применения в практике обучения молодого поколения музыкантов позволит преподавателям колледжей, вузов культуры и искусства, осуществляющих подготовку руководителей хоровых коллективов, оптимизировать содержание учебного процесса, включить основные принципы Мастеров хорового искусства в проектно-исследовательскую деятельность обучающихся, мотивировать их на получение нового знания по дисциплинам специального профессионального цикла учебного плана. Итоги этого анализа позволят профессиональному сообществу с ценностно-смысловых позиций рассмотреть перспективы применения традиций отечественного хорового искусства и их педагогического потенциала в образовательной практике профессиональных учебных заведений.

Ключевые слова: традиция, педагогика, воспитание, профессиональное образование, хоровое искусство, хоровое дирижирование, хормейстер.

В системе формирования и сохранения духовно-нравственной культуры русского народа важное место принадлежит хоровым традициям и их ценностно-смысловым составляющим, в основе которых заложен опыт предыдущих поколений музыкантов. Хоровое искусство в России отражало особенности жизненного уклада и образа жизни различных социальных групп, общественных слоев, их менталитета, психологии. Соответственно в каждом случае формировались свои педагогические традиции освоения хорового искусства и соответствующей исполнительской практики. При этом различные хоровые традиции могли воздействовать друг на друга, что приводило к обогащению хорового искусства и различных исполнительских школ и стилей. Например, церковное пение развивалось, осваивая многие достижения светского хорового искусства, а народное хоровое пение влияло на академическое хоровое исполнительство. Рассмотрим эти традиции подробнее.

Традиции фольклорного хорового искусства, имеющие педагогическую значимость, включали ряд этапов. Первый из них состоял в складывании традиции древнекультовой хоровой музыки. Он формировался как воплощение мифопоэтических представлений народа. Вначале хоровое исполнительство здесь было включено в процессы языческих, ритуалов, игрищ, представления народного театра. Тем самым хоровое искусство выполняло важную воспитательную функцию и решало различные художественно-эстетические задачи. Среди различных функций и задач особо следует выделить формирование средствами хорового искусства коллективистского самосознания и поэтического отношения к природе, свойственных менталитету древних славян.

Следующий этап состоял в становлении и развитии древнерусского хорового пения с I в. н. э. до IX в. Хоровое искусство становится частью повседневной жизнедеятельности, быта и досуга народа; способствует обогащению обрядовой и праздничной культуры. Окончательно складывается отечественный хоровой стиль фольклорного пения, и он все более полно выражает особенности русского национального характера.

С IX по XVII вв. выступает вторым этапом в развитии фольклорной хоровой музыки. В этот период намечается тенденция сближения фольклорного хорового пения с традицией церковного пения. Формируются различные школы хорового искусства в Новгороде, Москве, Владимире, Суздале. Дальнейшее развитие фольклорное хоровое искусство получило в эпоху Просвещения (XVIII в.). Среди русских композиторов, создающих национальный репертуар хорового искусства, выделяются такие композиторы как Д.С. Бортнянский и М.С. Березовский и др.

XIX век отличается расцветом отечественного музыкального искусства и его достижений мирового уровня. Особо следует отметить роль великого русского композитора М.И. Глинки, который внес решающий вклад в обогащение профессионального композиторского творчества лучшими образцами народной музыкальной традиции. Его знаменитые слова о том, что композиторы аранжируют то, что создает народ в своем музыкальном творчестве, стали программными для отечественной композиторской школы, которое представлено именами П. Чайковского, С. Рахманинова, П. Чеснокова, А. Кастальского, С. Танеева и многих других. В то же время сохраняется и аутентичность многих хоровых произведений в русском песенном фольклоре в качестве одного из средств народной педагогики и нравственно-эстетического воспитания средствами музыкального творчества.

Особый этап представляет собой фольклорное хоровое искусство в XX - XXI вв. Складывается традиция изучения фольклорного наследия профессиональными исследователями, повлиявшая на развитие массового народного хорового пения, благодаря которому в профессиональное и самодеятельное творчество были вовлечены миллионы поющих граждан. Педагогическое значение таких хоров было особенно значимым, если учесть, что многие образцы хорового фольклорного искусства были представлены в репертуаре многих хоров в виде профессиональных обработок фольклорных достижений, что существенно расширило аудиторию любителей народного пения. Внедряемый в практику эстетического воспитания фольклоризм в исполнении хоровых произведений во многих случаях выполнял важную воспитательную и развивающую функцию в приобщении в первую очередь подрастающего поколения к достижениям народной музыкальной педагогики.

Наибольшего расцвета патриотическая хоровая музыка достигает в конце XVIII - начале X IX вв. Получают развитие такие жанры этой музыки как кантата и оратория. Наиболее мас-

штабным достижением использования тематики патриотизма и героизма средствами хорового искусства представляет собой оперное творчество М.И. Глинки, в первую очередь опера «Иван Сусанин». В этом произведении композитор воспел торжество патриотизма русского народа, готовность к служению своему отечеству. Хоровая и симфоническая музыка в его опере достигли органического единства. Значение этого произведения М.И. Глинки в воспитании патриотизма трудно переоценить.

Глубокий патриотизм отличает творчество М. Мусоргского, который считается одним из величайших русских композиторов, отразившим мощь народного духа и патриотических настроений, где особо значимой является хоровая музыка. В оперную и хоровую музыку композитор внес многие элементы народной речи, юмора, духовности, связываемых с идеями служения и героизма, присутствующими в народном самосознании.

Героическая и патриотическая тематика получила дальнейшее развитие в советском хоровом искусстве, сыгравшем важную мобилизующую роль в объединении всех граждан советского общества перед лицом различных испытаний и угроз. Многие произведения, созданные для хоров в советский период, не потеряли своего значения и в настоящее время, поскольку остаются актуальными, прежде всего, трудовая и военно-патриотическая тематика в воспитании подрастающего поколения. Среди хоровых жанров, имеющих особое значение для патриотического воспитания можно выделить ораторию, кантату и реквием, которые сочинялись такими выдающимися композиторами как А.А. Давиденко, В.А. Белый, М.В. Коваль, Г. Свиридов, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, Д. Кабалевский.

Педагогическое значение русских хоровых традиций в музыкальной культуре России проявилось в таком феномене как массовое патриотическое пение, которое вошло в труд и быт советских людей. Многие хоровые произведения патриотического характера стали неотъемлемой чертой многих популярных кинолент. В хоровом творчестве этого периода отражался социальный оптимизм и трудовой энтузиазм подавляющей части советского общества, способствующие формированию морального облика советского человека, связывающего смысл своей жизни со служением своей Родине [1].

При исследовании проблеме педагогических традиций хоровой исполнительской школы следует особо отметить педагогическое значение те традиции, которые оказали наибольшее влияние на профессиональную подготовку современного поколения хормейстеров. Прежде всего, составляющие этих традиций строятся на специальных профессиональных качествах хормейстеров и усложнении требований к процессу формирования дирижерской техники, владения дирижером хора разнообразным по стилям и жанрам репертуара, в том числе современной классики, что, несомненно, усилило педагогическое значение последнего в обществе.

Концертные программы хоровой музыки всегда включали в себя не только патриотический репертуар, но и различные переложения хоровой фольклорной музыкальной традиции. Благодаря активной деятельности известных мастеров вокально-хорового искусства, традиция коллективного хорового музицирования становится неотъемлемой частью системы музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения во многих образовательных учреждениях, а хоровое исполнительское искусство получило новые импульсы своего дальнейшего динамичного развития [2].

Активизации хоровой педагогики способствовала в значительной мере организация кафедры хорового дирижирования в Московской консерватории. Во главе кафедры стал известный деятель хорового искусства П.Г. Чесноков. Среди выдающихся педагогов в области хорового дирижирования можно выделить А.В. Никольского. Его профессиональная подготовка в Синодальном училище, дополненная консерваторским образованием под руководством С.И. Танеева, позволила ему стать видным теоретиком хорового искусства.

Еще один видный педагог, внесший весомый вклад в хоровую педагогику, А.В. Александров получил свое хормейстерское образование в Придворной певческой капелле. Композицию он осваивал у Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Глазунова, которые преподавали в Московской консерватории. Учениками этого педагога стали Г.А. Дмитревский и В.П. Мухин, пополнившие профессорско-преподавательский состав Московской консерватории. А.В. Александров обеспечил углубленную профессиональную подготовку в области сольфеджио, развития вокальных навыков в качестве общеобязательных в подготовке хормейсте-

ров. Именно этот педагог создал систему обучения в аспирантуре хормейстеров в Московской консерватории.

Нельзя не отметить роль в развитии отечественной хоровой педагогики такого деятеля хорового искусства как А.В. Свешников. Руководя Московской консерватории в течение долгих лет, он создал уникальное учебное заведение - Московское хоровое училище мальчиков [3].

Среди современных дирижеров хора особой строкой следует выделить деятельность Б.Г. Тевлина, педагогические принципы которого сегодня выступают не только образцом преемственности опыта предыдущих поколений отечественных хормейстеров, но и как абсолютно инновационные перспективы в профессиональной подготовке молодого поколения дириже-ров-хоровиков.

В течение XX-XXI веков складывалась уникальная хоровая школа в Петербурге (Ленинграде). В её становлении и развитии решающая роль принадлежит педагогу А.А. Егорову. Свое про-

Библиографический список

фессиональное образование он получил в Придворной певческой капелле. Окончив Петербургскую консерваторию, он стал преподавать теоретические и хоровые дисциплины. В числе педагогов в области хорового дирижирования Петербурга можно выделить М.Г. Климова, И.В. Немцова, Е.П. Кудрявцеву-Мурину, К.А. Ольхова, В.П. Степанова и др.[5 - 10].

Таким образом, подводя итоги рассмотрения педагогического значения русских хоровых традиций в музыкальной культуре России, можно сделать вывод о том, что среди их отличительных особенностей, имеющих педагогическое значение, выделяются драматургические основы искусства хорового пения, основанных на богатстве русского языка и его художественно-выразительных возможностей. Педагогическое значение традиций хорового искусства в России определяется уникальным сочетанием народного, светского и церковного хорового пения, взаимно обогащающих друг друга и играющих важную роль в духовно-нравственном развитии всех членов общества.

1. Никольская-Береговская К.Ф. История становления и развития вокально-хорового искусства в России. учебное пособие. Москва, 2005.

2. Концепция сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации. Н.Н. Aзаров и др. Всерос. хоровое об-во. Available at. http.//npvho.ru/dokumenty/kontseptsiya-razvitiya/9-kontseptsiya-sokhraneniya-i-razvitiya-khorovoj-kultury-v-rf

3. Национальные традиции русского хорового искусства: (творчество, исполнительство, образование. Ленингр. гос. консерватория им. KA. Римского-Корсакова; Отв. ред. П.П. Левандо. Ленинград, 1988.

4. Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры: вторая пол. XVII - нач. XX в. В.П. Ильин. Санкт-Петербург, 2007.

5. Булгаков В.Д. Русская хоровая педагогика конца XIX - первой половины XX столетия: учебное пособие для вузов культуры и искусств. М-во культуры Рос. Федерации. Казан. гос. акад. культуры и искусств. Казань, 2001. Гоголин М.Р. История хорового искусства: учебное пособие. М-во образования и науки Российской Федерации, Вологодский гос. ун-т. Вологда, 2016.

6. Гринченко И.В. Хоровая музыка в русской культуре. монография. Ростов-на-Дону, 2015.

7. Калинин С.С. Памяти Александра Васильевича Свешникова. статьи, воспоминания. Москва, 1998.

8. Лозинская В.П. Русская музыка с древнейших времен до середины XX века. монография. М-во образования и науки РФ, Сибирский федеральный ун-т, Гуманитарный ин-т. Красноярск, 2013.

9. Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы. Посвящается П.П. Левандо. Науч. ред. Т.Г. Томашевская. Санкт-Петербург, 1995.

References

1. Nikol'skaya-Beregovskaya K.F. Istoriya stanovleniya irazvitiya vokal'no-horovogo iskusstva vRossii. uchebnoe posobie. Moskva, 2005.

2. Koncepciya sohraneniya i razvitiya horovoJ kul'tury v RossiJskoJ Federacii. N.N. Azarov i dr. Vseros. horovoe ob-vo. Available at. http.//npvho. ru/dokumenty/kontseptsiya-razvitiya/9-kontseptsiya-sokhraneniya-i-razvitiya-khorovoj-kultury-v-rf

3. Nacional'nye tradiciirusskogo horovogo iskusstva: (tvorchestvo, ispolnitel'stvo, obrazovanie. Leningr. gos. konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova; Otv. red. P.P. Levando. Leningrad, 1988.

4. Il'in V.P. Ocherki istorii russkoJ horovoJ kul'tury: vtoraya pol. XVII - nach. XX v. V.P. Il'in. Sankt-Peterburg, 2007.

5. Bulgakov V.D. Russkaya horovaya pedagogika konca XIX- pervoJpoloviny XXstoletiya: uchebnoe posobie dlya vuzov kul'tury i iskusstv. M-vo kul'tury Ros. Federacii. Kazan. gos. akad. kul'tury i iskusstv. Kazan', 2001. Gogolin M.R. Istoriya horovogo iskusstva: uchebnoe posobie. M-vo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, Vologodskij gos. un-t. Vologda, 2016.

6. Grinchenko I.V. Horovaya muzyka vrusskoJkul'ture. monografiya. Rostov-na-Donu, 2015.

7. Kalinin S.S. PamyatiAleksandra Vasil'evicha Sveshnikova. stat'i, vospominaniya. Moskva, 1998.

8. Lozinskaya V.P. Russkaya muzyka s drevneJshih vremen do serediny XX veka. monografiya. M-vo obrazovaniya i nauki RF, Sibirskij federal'nyj un-t, Gumanitarnyj in-t. Krasnoyarsk, 2013.

9. Russkaya horovaya kul'tura. Istoriya. Tradicii. Sovremennye problemy. Posvyaschaetsya P.P. Levando. Nauch. red. T.G. Tomashevskaya. Sankt-Peterburg, 1995.

Статья поступила в редакцию 08.05.18

УДК 379.8:377

Chernyak E.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), E-mail: lenablack57@mail.ru

Belov V.F., postgraduate, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), Head of Department, Branch of Kuzbass State Technical University (Belovo, Russia), E-mail: belovvf@bk.ru

INNOVATIVE FORMS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMING VALUABLE ATTITUDE TO THE FUTURE PROFESSION IN STUDENTS AT SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS. The article reveals a problem of improving professional training of specialists and their organic connection with the formation of value attitude to the future profession among students. On the basis of a number of experiments by the author the following directions are allocated: involvement in creative cultural and leisure activity and social and cultural interaction with graduates of educational institution. Creative activities with the use of traditional and innovative forms of social and cultural activities show the professional achievements of graduates and act as landmarks of personal and professional growth of students. The authors give examples of the introduction of innovative forms of social and cultural activities (photo hunting, quest, quest tour, flashmob, coaching) in the educational and educational activities of institutions of secondary special education of mining orientation.

Key words: value attitude, innovative and traditional forms of leisure, social and cultural activities intellectual leisure.

Е.Ф. Черняк, канд. пед. наук. доц. Кемеровского государственного института культуры, г. Кемерово, E-mail: lenablack57@mail.ru

В.Ф. Белов, аспирант Кемеровского государственного института культуры г. Кемерово, зав. каф. технических наук филиала Кузбасского государственного технического университета, г. Белово, E-mail: belovvf@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.