УДК 614.212:617.7
А.И. Новолодский Б.В. Таевский 2, И.С. Кицул 2, А.Г. Щуко Т.Н. Юрьева 1
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ТРЕБОВАНИЯМ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1 Иркутский филиал Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза»
им. акад. С.Н. Федорова (Иркутск) 2 Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования (Иркутск)
Целью работы явилось проведение анализа соответствия деятельности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную офтальмологическую помощь населению, требованиям Федерального закона №323-ФЗ в части соблюдения соответствующего порядка оказания медицинской помощи. В статье представлены результаты разработки и практической реализации организационных подходов к оценке соответствия деятельности офтальмологической службы Иркутской области соответствующему порядку оказания медицинской помощи. Показаны информационные возможности предлагаемых технологий в адекватности разработки мероприятий по улучшению функционирования офтальмологической службы. Ключевые слова: порядок оказания медицинской помощи, технологическая карта, медицинская помощь, офтальмологическая служба, оценка соответствия
MODERN APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE COMPLIANCE OF OPHTHALMOLOGICAL SERVICE OF IRKUTSK REGION TO THE REQUIREMENTS FOR MEDICAL TREATMENT PROCEDURE
A.I. Novolodskiy 4 B.V. Taevskiy 2, I.S. Kitzul 2, A.G. Shchuko 1, T.N. Yurieva 1
11rkutsk Branch of the S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution, Irkutsk 2 Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education, Irkutsk
The purpose of study was to analyze the compliance of medical organizations providing primary ophthalmological care to the population to the requirements of the Federal Law N 323-Fz in maintenance of procedure of medical treatment. The article presents the results of the development and implementation of organizational approaches to the assessment of compliance of ophthalmologic service of Irkutsk region to the requirements for medical treatment procedure. The informational possibilities of offered technologies in adequacy of development of measures for improvement of the functioning of ophthalmic services are showed.
Key words: medical treatment procedure, process sheet, medical care, ophthalmological service, assessment of compliance
ВВЕДЕНИЕ
В современных реалиях уровень и темпы развития системы здравоохранения отнесены к факторам, определяющим не только общественное благосостояние, но и государственную безопасность [1, 6]. Разработка и систематизация базовых законодательных актов по охране здоровья населения, проведённая в последние годы, заложили основу для планомерного развития практической медицины, её специализированных направлений [6, 10, 15]. Определить направление совершенствования системы оказания медицинской помощи, в том числе в амбулаторно-поликлинических условиях, возможно только при комплексной оценке состояния медицинской службы [5, 7]. Появление порядков оказания медицинской помощи и законодательно закрепленное требование обязательного их исполнения предопределило возможность унификации оценочной деятельности в здравоохранении [4, 14, 15], что и послужило основанием для настоящего исследования.
Цель работы: на основе специально разработанной организационной технологии провести анализ соответствия деятельности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную офтальмологическую помощь населению, требова-
ниям Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 в части соблюдения соответствующего порядка оказания медицинской помощи.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать инструментальный метод сбора и статистической автоматизированной обработки основных показателей, характеризующих состояние офтальмологической службы Иркутской области.
2. Провести анализ соответствия состояния амбулаторного звена офтальмологической службы Иркутской области утвержденному порядку оказания офтальмологической помощи взрослому населению в части материально-технического оснащения.
3. На основании полученных результатов предложить способы совершенствования амбулаторного звена офтальмологической службы Иркутской области и приведение его в соответствие требованиям порядка оказания медицинской помощи.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Объектом данного исследования явились медицинские организации Иркутской области, оказыва-
ющие первичную медико-санитарную офтальмологическую помощь взрослому населению. Для оценки условий, уровня и объема предоставляемых офтальмологических услуг были взят ключевой индикатор работы: оснащение необходимым оборудованием.
Для решения поставленных задач, сбора и анализа статистических данных в работе были использованы разработанные доцентом кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ГБОУ ВПО ИГМАПО Б.В. Таевским специальные «Технологические карты», основанные на технологии факт-потенциального метода оценки деятельности объектов здравоохранения, сертифицированные и
рекомендованные к применению в Российской Федерации (приказ Минздравмедпрома РФ № 306, 1996).
Технологические карты реализованы в программной оболочке стандартных электронных таблиц Microsoft Excel, обеспечивающих настройку экспертной карты на требуемый стандарт с автоматизированным расчетом показателей. Принцип работы карты строится на определении коэффициента соотношения фактического показателя к потенциальному (требуемому по стандарту). Технологическая база данных структурирована по модульному принципу на базе нормативов Приказа МЗ РФ № 902н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи
Соответствие оснащения офтальмологического кабинета приказу Минздрава РФ № 902н от 12.11.2013 г. «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты»
№ 3.1. Медицинские аппараты, приборы, инструментарий офтальмологического кабинета Число единиц оборудования, согласно «Порядку» Число единиц оборудования в ЛПУ Наличие
1 Рабочее место офтальмолога 1 0 -
2 Набор пробных линз с пробными оправами и принадлежностями 1 0 -
3 Автоматический проектор знаков с принадлежностями 1 0 -
4 Таблицы для определения цветоощущения (комплект) 1 1 1
5 Автоматический рефрактометр 1 0 -
6 Набор скиаскопических линеек (комплект) 1 1 1
7 Щелевая лампа стационарная с принадлежностями 1 1 1
8 Электрический офтальмоскоп 1 0 -
9 Диафаноскоп 1 0 -
10 Автоматический пневмотонометр 1 1 1
11 Тонометр аппланационный Маклакова 1 1 1
12 Экзофтальмометр 1 0 -
13 Бинокулярный офтальмоскоп для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией 1 0 -
14 Набор диагностических офтальмологических линз для непрямой офтальмоскопии (комплект) 1 0 -
15 Диагностическая офтальмологическая универсальная трехзеркальная линза для офтальмоскопии 1 1 1
16 Периметр 1 1 1
17 Гониоскоп 1 0 -
18 Офтальмологический фонарик 1 0 -
19 Шкафы металлические для размещения, хранения лекарственных средств, перевязочных материалов и других изделий медицинского назначения (по потребности) 1 0 -
20 Стол инструментальный 1 0 -
21 Стол манипуляционный (по потребности) 1 0 -
22 Пинцеты офтальмологические (по потребности) 1 0 -
23 Тест-полоски для пробы Ширмера 1 0 -
24 Копье (по потребности) 1 0 -
25 Набор магнитов (комплект) 1 0 -
26 Набор для промывания слезных путей (комплект) 1 1
27 Скальпель микрохирургический (по потребности) 1 8 1
28 Ножницы микрохирургические (по потребности) 1 0 -
29 Векорасширитель 2 0 0
30 Векоподъемник 2 0 0
Рис. 1. Фрагмент технологической карты «Оборудование».
населению Российской Федерации при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты».
По ключевому индикатору были разработаны технологические карты «Оснащение». Технологические карты «Оснащение» применялись для сбора и анализа информации по наличию необходимого оборудования и медицинского инструментария в офтальмологических кабинетах. Технологические карты были разделены на две группы: 1) оснащение кабинетов поликлиник г. Иркутска; 2) оснащение кабинетов поликлиник городов и районов Иркутской области (рис. 1). Согласно Порядку (приказ Минздрава России № 902), в технологические карты были включены 30 позиций, соответствующих нормативу оснащения кабинета приема врача-офтальмолога амбулаторно-поликлинического звена с перечнем аппаратов, приборов и инструментов, указанием стоимости единицы оборудования, отдельно отмечалось наличие или отсутствие соответствующих позиций. В итоговом листе технологической карты суммированы данные по всем кабинетам, с расчётом количества фактического оборудования, процент соответствия стандартам, дефицит оборудования. Автоматически по заданной формуле производился расчёт необходимых финансовых ресурсов (рис. 1).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для реализации поставленной цели был проведен сбор необходимой информации по специально разработанным анкетам, которые были предварительно направлены в ЛПУ области и города. Результаты анкетирования сопоставлялись с данными «Отчёта офтальмологической службы Иркутской области за 2012 год», и при выявлении расхождений уточнялись дополнительно [14].
Анализ укомплектованности оборудованием офтальмологических кабинетов поликлиник районов Иркутской области показал их неравномерное оснащение. Укомплектованность одних поликлиник практически соответствует основным требованиям приказа № 902, другие не имеют минимальной материально-технической базы или оснащены морально устаревшим оборудованием, находящимся в нерабочем состоянии. Наиболее полно в 91 % случаев кабинеты приема врача офтальмолога укомплектованы наборами пробных линз с пробными оправами и принадлежностями, в 87 % - таблицами для определения цветоощущения, наборы скиаскопических линеек имеются в 89 % кабинетов, щелевые лампы
- в 87 %, тонометры Маклакова - в 100 %, периметры имеются в 96 % кабинетов. По 10 позициям кабинеты поликлиник укомплектованы на 10-50 %. 11 позиций из требуемого списка необходимого оборудования в кабинетах поликлиник отсутствуют (рис. 2).
В целом можно сказать, что кабинеты поликлиник районов Иркутской области имеют в наличии менее трети (29 %) от всего оборудования (дефицит
- 988 единиц), необходимого для проведения качественного диагностического обследования пациента с заболеваниями органа зрения.
В отличие от офтальмологических кабинетов районов Иркутской области, 15 офтальмологических
кабинетов поликлиник г. Иркутска имеют комплектацию, наиболее приближенную к требуемому стандарту оснащения. На сегодняшний день все поликлиники обеспечены щелевыми лампами, наборами пробных линз с пробными оправами и принадлежностями, таблицами для определения цветоощущения, набором скиаскопических линеек, тонометрами Маклакова, находящимися в рабочем состоянии.
В то же время сохраняется дефицит современных высокоинформативных приборов, позволяющих совершенствовать и интенсифицировать работу врача первичного звена. Отмечена неполная комплектация электрическими офтальмоскопами (93 %), наборами диагностических офтальмологических линз для непрямой офтальмоскопии (комплект) (93 %), наборами для промывания слёзных путей (87 %), экзофтальмо-метрами (67 %). Автоматический пневмотонометр, набор микрохирургических инструментов имеются лишь в половине кабинетов, автоматические рефрактометры - лишь в каждом пятом, а линзы для прицельной диагностики формы глаукомы и заболеваний глазного дна - лишь в каждом десятом кабинете.
На момент исследования ни одна поликлиника не была оборудована «рабочим местом офтальмолога» и автоматическим проектором знаков. Эти две позиции заменяет таблица для проверки остроты зрения Сивцева - Головина в аппарате Ротта и набор пробных линз с пробными оправами. Нет также диафаноскопов, бинокулярных офтальмоскопов для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией, офтальмологических фонариков.
Дефицит оборудования в кабинетах поликлиник г. Иркутска составляет 225 единиц, а их оснащенность специальным оборудованием и инструментарием составляет 43 % от необходимого. Сравнивая показатели оснащенности офтальмологических кабинетов поликлиник г. Иркутска и районов Иркутской области, видно, что кабинеты областного центра укомплектованы в 1,5 раза лучше рабочих мест специалиста-офтальмолога в районах.
Заложенная в технологические карты «Оснащение» информация по средней стоимости единицы оборудования позволила произвести автоматический расчёт финансовых затрат на дооснащение офтальмологических кабинетов. Так, для приобретения недостающего оборудования в офтальмологические кабинеты г. Иркутска необходимо 12 252 500 рублей, а для оснащения кабинетов поликлиник городов и районов области потребуется 37 201 000 рублей. Потребность в финансовых ресурсах для доосна-щения оборудованием всех офтальмологических кабинетов по предварительным расчётам составляет 49 453 500 рублей.
Анализ полученных в ходе исследования результатов показал низкий уровень оснащенности офтальмологических кабинетов поликлиник, что в сочетании с завышенной функцией врачебной должности (время на прием одного пациента составляет 8 минут) ухудшает качество предоставляемой медицинской помощи, ограничивая ее примитивными и малоинформативными методами диагностики и лечения.
Рис. 2. Фрагмент технологической карты «Оснащение» кабинетов поликлиник городов и районов Иркутской области.
Офтальмологическая служба (без г. Иркутска) Медицинские аппараты, приборы, инструментарий офтальмологических кабинетов муниципальных образований Иркутской области. Свод (учтено объектов - 54) Соответствуют «Порядку» % оснащенности Дефицит единиц оборудования
1 Рабочее место офтальмолога 0 0 54
2 Набор пробных линз с пробными оправами и принадлежностями 51 94 3
3 Автоматический проектор знаков с принадлежностями 11 20 43
4 Таблицы для определения цветоощущения (комплект) 46 85 8
5 Автоматический рефрактометр 17 31 37
6 Набор скиаскопических линеек (комплект) 50 93 4
7 Щелевая лампа стационарная с принадлежностями 50 93 4
8 Электрический офтальмоскоп 41 76 13
9 Диафаноскоп 0 0 54
10 Автоматический пневмотонометр 12 22 42
11 Тонометр аппланационный Маклакова 55 102 -1
12 Экзофтальмометр 30 56 24
13 Бинокулярный офтальмоскоп для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией 0 0 54
14 Набор диагностических офтальмологических линз для непрямой офтальмоскопии (комплект) 5 9 49
15 Диагностическая офтальмологическая универсальная трехзеркальная линза для офтальмоскопии 22 41 32
16 Периметр 53 98 1
17 Гониоскоп 8 15 46
18 Офтальмологический фонарик 0 0 54
19 Шкафы металлические для размещения, хранения лекарственных средств, перевязочных материалов 0 0 54
20 Стол инструментальный 0 0 54
21 Стол манипуляционный (по потребности) 0 0 54
22 Пинцеты офтальмологические (по потребности) 17 31 37
23 Тест-полоски для пробы Ширмера 0 0 54
24 Копье (по потребности) 1 2 53
25 Набор магнитов (комплект) 0 0 54
26 Набор для промывания слезных путей (комплект) 14 26 40
27 Скальпель микрохирургический (по потребности) 6 11 48
28 Ножницы микрохирургические (по потребности) 6 11 48
29 Векорасширитель 0 0 54
30 Векоподъемник 0 0 54
Все это может явиться основой для формирования таких негативных тенденций, как ухудшение качества диагностики, лечения и увеличение роста уровня офтальмологических заболеваний и инвалидности вследствие слепоты и слабовидения [11].
Решение вышеуказанной проблемы офтальмологической службы за счет смет медицинских учреждений Иркутской области, как показал опыт предыдущих лет, неэффективно и требует применения программно-целевого метода с выделением средств из федерального, областного и муниципальных бюджетов. Федеральные законы и нормативы создают правовую основу для развития офтальмологии в регионе [6, 8, 18, 19], поэтому для совершенствования
офтальмологической службы Иркутской области необходим комплекс мероприятий, направленный на решение одной из ключевых проблем - оснащённости оборудованием офтальмологических кабинетов. Целесообразными могут стать разработка и реализация перспективной «Программы развития офтальмологической помощи Иркутской области» на долгосрочный период, которая должна быть закреплена законодательными актами на уровне Законодательного собрания области.
ВЫВОДЫ
Разработанные «Технологические карты», основанные на методе факт-потенциального анализа
оценки объектов здравоохранения, позволили провести оценку состояния амбулаторно-поликлиниче-ского звена офтальмологической службы Иркутской области по ключевому индикатору - материальной обеспеченности. В результате исследования выявлена недостаточная оснащенность кабинетовполиклиник диагностическим и лечебным оборудованием (на 54 %). Для решения выявленных проблем необходимы разработка, принятие и реализация региональной целевой «Программы развития офтальмологической службы».
ЛИТЕРАТУРА REFERENCES
1. Баранов А.А. Здоровье детей России: сигнал SOS еще не услышан // Аналитический вестник Федерального собрания Парламента РФ. - М., 1997. -Вып. 12. - С. 24-29.
Baranov A.A. Health of Russian children: SOS signal hasn't been heard yet // Analiticheskij vestnik Federal'nogo sobranija Parlamenta RF. - Moscow, 1997. -Vol. 17. - P. 24-29. (in Russian)
2. Баранова В.П., Козьмиди Е.К., Колесникова Н.С., Филина В.А. Состояние и динамика первичной инвалидности вследствие патологии органа зрения в Московской области // 7-й съезд офтальмологов России: Тез. докл. - М., 2000. - Ч. 2. - С. 216.
Baranova V.P., Kozmidi E.K., Kolesnikova N.S., Filina V.A. State and dynamics of primary disablement in consequence of pathology ofvisual organ in Moscow Region // Proceedings of the 7th Convention of ophthalmologists of Russia. - Moscow, 2000. - Part 2. - P. 216. (in Russian)
3. Величковский Б.Т. Стратегия медицины в охране здоровья населения на пороге XXI века // Вестник РАМН. - 2000. - № 9. - С. 51-56.
Velichkovskiy B.T. Strategy of medicine in medicare at the threshold of XXI century // Vestnik RAMN. - 2000. -N 9. - P. 51-56. (in Russian)
4. Величковский Б.Т. Реформы и здоровье населения // Экономика здравоохранения. - 2001. -№ 45. - С. 28-31.
Velichkovskiy B.T. Reforms and population health // Jekonomika zdravoohranenija. - 2001. - N 45. - P 28-31. (in Russian)
5. Вялков А.И., Щепин В.О. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения: Материалы социологического исследования / Под ред. О.П. Щепи-на. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - 223 с.
Vyalkov A.I., Shchepin V.O. Problems and prospects of reforming of public health service: Data of Social Research / Ed. by O.P. Shchepin. - Moscow: GEOTAR-MED, 2001. -223 p. (in Russian)
6. Кицул И.С., Пивень Д.В. Порядки оказания медицинской помощи в контексте соблюдения новых требований к качеству и безопасности медицинской деятельности // Заместитель главного врача. - 2013. -№ 5. - С. 58-64.
Kitsul I.A., Piven D.V. Procedure of delivery of health care in the context of compliance with the new requirements to the quality and safety of medical care // Zamestitel' glavnogo vracha. - 2013. - N 5. - P. 58-64. (in Russian)
7. Коновалова Н.А. Социально-гигиенические и клинико-организационные аспекты реформирования офтальмологической службы регионального уровня: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. - М., 2000. - 43 с.
Konovalova N.A. Social-hygienic and clinical-organizational aspects of reforming of regional ophthalmological service: abstract of dissertation of Doctor of Medical Science. - Moscow, 2000. - 43 p. (in Russian)
8. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. - М.: Медицина, 2009. - 87 с.
Concept of the development of national health service of the Russian Federation till 2020. - Moscow: Medicine, 2009. - 87 p. (in Russian)
9. Кузнецова Л.Л., Жмыхова Н.П., Казнин В.М. Системный подход к управлению амбулаторно-по-ликлиническим учреждением // Здравоохранение Российской Федерации. -1991. - № 5. - С. 8-11.
Kuznetsova L.L., Zhmykhova N.P., Kaznin V.M. System approach to the management of outpatient care institution // Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. - 1991. - N 5. -P. 8-11. (in Russian)
10. Лазук В.А., Мустаев И.А., Малахова Л.А. и др. Метод оценки качества и эффективности поликлинической офтальмологической помощи // VI съезд офтальмологов России: Сб. докл. - 1994. - С. 372.
Lazuk V.A., Mustaev I.A., Malakhova L.A. et al. Method of assessment of quality and effectiveness of outpatient ophthalmologic aid // Proceedings of VI Convention of Ophthalmologists of Russia. - 1994. - P. 372. (in Russian)
11. Либман Е.С., Шахова Е.В. Состояние и динамика слепоты и инвалидности вследствие патологии органа зрения в России // 7-й съезд офтальмологов России: Тез. докл. - М., 2000. - Ч. 2. - С. 209.
Libman E.S., Shakhova E.V. State and dynamics of blindness and disability in consequence of visual organ pathology in Russia // Proceedings of the 7th Convention of ophthalmologists of Russia. - Moscow, 2000. - Part 2. -P. 209. (in Russian)
12. Лисицын Ю.П. Концепция «человеческого капитала»: медико-экономический аспект // Экономика здравоохранения. - 1998. - № 2 (26). - С. 5-9.
Lisitsyn Yu.P. Concept of "human capital": medical and economical aspect // Jekonomika zdravoohranenija. -1998. - N 2 (26). - P. 5-9. (in Russian)
13. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан [Электронный ресурс]. - М., 2009. - Режим доступа: http://studmedic. narod.ru/Entsiklopedii/Zakon/index.htm.
The Basic Law on the Health Protection of the Citizens of the Russian Federation [Digital Source]. - Moscow, 2009. - Access on-line: http://studmedic.narod.ru/ Entsiklopedii/Zakon/index.htm. (in Russian)
14. Отчёт офтальмологической службы Иркутской области за 2012 год. - Иркутск, 2012.
Report of ophthalmological service of Irkutsk Region for 2012. - Irkutsk, 2012. (in Russian)
15. Пивень Д.В., Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. -2013. - № 2. - С. 16-26.
Piven D.V., Kitsul I.S. To the formation of a new system of inspection of medical service quality and safety in public health service of the Russian Federation // Menedzher zdravoohranenija. - 2013. - N 2. - P. 16-26. (in Russian)
16. Покровский В.И. Выживет ли медицинская наука? Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России // Аналитический вестник Федерального Собрания Парламента РФ. - М., 1997. - Вып. 12. - С. 1923.
Pokrovskiy V.I. Will medical science survive? Population health as a factor of national security protection of Russia / / Analiticheskij vestnik Federal'nogo Sobranija Parlamenta RF. - Moscow, 1997. - Vol. 12. -P. 1923.
17. Приказ Минздравмедпрома РФ от 30.07.1996 г. № 306 «О внедрении единой автоматизированной программы по сертификации и лицензированию медицинской деятельности» [Электронный ресурс]. -1996. - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/ content/base/19321.
Order of the Ministry of Health and Medicine of the Russian Federation d.d. 30.07.1996 N 306 "Concerning implementation of unified computer-aided program for medical certification and licensing" [Digital Source]. -
1996. - Access on-line: http://www.zakonprost.ru/ content/base/19321. (in Russian)
18. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 902н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ros-med.info/ orders/index.php?id=82&action=order.
Order of the Ministry of Health of the Russian Federation d.d. 12.11.2012 N 902n "Concerning approval of procedure of delivery of health care for adult population at ophthalmopathy, appendages of the eye and eye-pit diseases" [Digital Source]. - Access on-line: http://www.ros-med.info/orders/index. php?id=82&action=order. (in Russian)
19. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html.
Federal law d.d. 21.11.2011 N 323-FZ "Concerning basics of medicare in Russian Federation" [Digital Source] - Access on-line: http://www.rg.ru/2011/11/23/ zdorovie-dok.html. (in Russian)
Сведения об авторах
Новолодский Александр Иванович - кандидат медицинских наук, заведующий отделом развития региональной офтальмологической помощи Иркутского филиала Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова (664017, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 337; e-mail: [email protected]) Таевский Борис Владимирович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования (e-mail: [email protected]) Кицул Игорь Сергеевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования (тел.: 8 (3952) 4670-99; e-mail: [email protected])
Щуко Андрей Геннадьевич - доктор медицинских наук, профессор, директор Иркутского филиала Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза», заведующий кафедрой глазных болезней Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования
Юрьева Татьяна Николаевна - доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе Иркутского филиала Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова
Information about the authors
NovolodskiyAlexander Ivanovich - Candidate of Medical Sciences. Head of the Department of Development of Regional Oph-thalmological Aid of Irkutsk Branch of the S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution (Lermontova str., 337, Irkutsk, 664017; e-mail: [email protected])
TaevskiyBoris Vladimirovich - Candidate of Medical Sciences, Assistant Professor of the Department of Public Health and Public Health Service of Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education (e-mail: [email protected])
Kitsul Igor Sergeevich - Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Public Health and Public Health Service of Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education (tel.: +7 (3952) 46-70-99; e-mail: [email protected]) Shchuko Andrey Gennadievich - Doctor of Medical Sciences, Professor, Director of Irkutsk Branch of the S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution, Head of the Department of Eye Diseases of Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education
Yurieva Tatyana Nikolaevna - Doctor of Medical Sciences, Deputy Director of Research of Irkutsk Branch of the S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution