А. В. Терещенко,
д.м.н., директор, Калужский филиал ФГАУ «МНТК «Микрохирургия глаза»
им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России, г. Калуга, Россия, [email protected]
М. А. Трошкина,
завстационаром, Калужский филиал ФГАУ «МНТК «Микрохирургия глаза»
им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России, г. Калуга, Россия, [email protected]
И. Г. Трифаненкова,
к.м.н., замдиректора по науке, Калужский филиал ФГАУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России, г. Калуга, Россия, [email protected]
ОПЫТ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В КАЛУЖСКОМ РЕГИОНЕ С УЧАСТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
УДК 614.2
Терещенко А. В, Трошкина М. А., Трифаненкова И. Г. Опыт реорганизации поликлинической офтальмологической службы в Калужском регионе с участием федерального медицинского учреждения (Калужский филиал ФГАУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России, г. Калуга, Россия) Аннотация. В статье представлен опыт реорганизации поликлинической офтальмологической службы в Калужской области с целью улучшения качества амбулаторно-поликлинического обслуживания, повышения доступности и приближения высокотехнологичной офтальмологической помощи в условиях федерального профильного учреждения для населения региона. Для реализации поставленной цели был предложен алгоритм оказания офтальмологической помощи, который позволил ускорить оказание специализированной высокотехнологичной диагностической и хирургической офтальмологической помощи нуждающимся в ней жителям города Калуги. На сегодняшний день в поликлиниках областного центра функционируют 5 кабинетов МНТК «Микрохирургия глаза». За период 2009-2015 гг. в амбулаторно-поликлинических кабинетах были приняты 103 587 пациентов, из них направлены в Калужский филиал МНТК «Микрохирургии глаза» 23 230 пациентов (22,4%) с различной офталь-мопатологией. Данным пациентам в условиях филиала были оказаны 31 192 медицинские услуги, из них 7 565 пациентам проведено хирургическое лечение. Полученные результаты свидетельствуют о востребованности и перспективности проделанной работы, что говорит о целесообразности ее продолжения в других учреждениях здравоохранения г. Калуги и области.
Ключевые слова: амбулаторно-поликлиническая помощь, высокотехнологичная офтальмологическая помощь, федеральное медицинское учреждение, хирургическое лечение, диагностика.
Введение
Амбулаторно-поликлиническая помощь - это самый массовый вид медицинской помощи, которую получают около 80% всех больных, обращающихся в организации здравоохранения [1-3].
Деятельность поликлиники должна быть направлена на увеличение качества медицинского обслуживания населения, полное комплексное обследование пациентов, их полноценную реабилитацию [4-6].
© А. В. Терещенко, М. А. Трошкина, И. Г. Трифаненкова, 2016 г.
Работа поликлиник оказывает непосредственное влияние на деятельность других учреждений здравоохранения - многопрофильных больниц и специализированных медицинских центров [7, 8]. От эффективной работы поликлинического звена зависит своевременность госпитализации и оказания медицинской помощи в условиях стационара, длительность пребывания больных в стационарах, частота развития осложнений заболеваний, продолжительность временной утраты трудоспособности пациентов, а в целом -оценка населением деятельности системы здравоохранения [9, 10].
В 2008 году население Калуги составляло 357260 человек. Плановую офтальмологическую помощь в городе оказывали 13 муниципальных учреждений здравоохранения, в которых располагался 21 кабинет врача-офтальмолога, включая детские. Запланированный объем офтальмологической помощи составлял 168700 посещений в год, в том числе 48000 - детские.
В тот период особо актуальным был кадровый вопрос: из 31 ставки врача-офтальмолога было занято только 14, 15 ставок замещали совместители, работающие на 0,5 ставки, 2 кабинета были не укомплектованы. Средний возраст врачей-офтальмологов составлял 56 лет, 11 врачей были пенсионного возраста. По прогнозам на ближайшие 10 лет дефицит врачей-офтальмологов мог составить 10 врачей, что составляет 32% от общего количества ставок врачей-офтальмологов.
Оснащение поликлинических кабинетов оборудованием не соответствовало стандартам и требованиям к порядку оказания офтальмологической помощи. Пациенты нередко не имели возможности получить качественную плановую помощь врачей-офтальмологов в городских поликлиниках.
В 2008 году по инициативе и при поддержке губернатора Калужской области А. Д. Артамонова Калужским филиалом ФГАУ МНТК «Микрохирургия глаза» был начат процесс реорганизации системы оказания
поликлинической офтальмологической помощи жителям города Калуги и области.
Основная цель реорганизации - улучшение качества амбулаторно-поликлинического обслуживания, повышение доступности и приближение высокотехнологичной офтальмологической помощи в условиях федерального профильного учреждения для населения региона.
Материалы и методы. На подготовительном этапе были определены основные задачи реорганизации офтальмологической помощи в поликлиниках:
1) привести материально-техническое оснащение офтальмологических кабинетов в соответствие с требованиями порядка оказания офтальмологической помощи;
2) ликвидировать дефицит кадров врачей-офтальмологов и медицинских сестер первичного звена;
3) обеспечить возможность постоянного профессионального роста и повышения квалификации медицинского персонала.
Кроме того, был предложен алгоритм оказания офтальмологической помощи, состоявший их трех этапов:
- 1-й этап - амбулаторно-поликлиническая помощь, которая включала бы в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, проведение профос-мотров и диспансерное наблюдение. Для этого планировалось открыть 9 офтальмологических кабинетов на базе муниципальных учреждений здравоохранения.
- 2-й этап - специализированная консультативная помощь в 3-х диагностических центрах, в которых осуществлялся бы прием пациентов по обращаемости и по направлениям из амбулаторно-поликлиниче-ских кабинетов, проведение углубленного диагностического обследования, амбулаторного лечения и лечения по принципу дневного стационара;
- 3-й этап - специализированная высокотехнологичная хирургическая и офтальмологическая помощь в Калужском филиале ФГАУ МНТК «Микрохирургия глаза» по
№ 10 Менеджер
201Б здравоохранения
направлениям из диагностических центров.
Далее в Калужском министерстве здравоохранения были определены муниципальные учреждения здравоохранения, на базе которых будут функционировать амбулаторно-по-ликлинические кабинеты МНТК «Микрохирургия глаза».
На основе договоров безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом, заключенных на неопределенный срок, Калужскому филиалу МНТК «Микрохирургия глаза» были переданы кабинеты в городских поликлиниках.
Все кабинеты нуждались в ремонте и техническом оснащении. Лицензирование кабинетов проводилось поэтапно, по мере передачи их в пользование Калужского филиала МНТК «Микрохирургия глаза». Одновременно осуществлялся подбор и обучение медицинских кадров.
результаты и обсуждение. Действующий алгоритм оказания поликлинической офтальмологической помощи сложился из первого и третьего из вышеописанных этапов. Это позволило ускорить оказание специализированной высокотехнологичной диагностической и хирургической офтальмологической помощи нуждающимся в ней жителям города Калуги.
На сегодняшний день в поликлиниках областного центра функционируют 5 кабинетов МНТК «Микрохирургия глаза». Реализация каждого проекта от идеи создания до получения лицензии и начала работы составила в среднем 9 месяцев. На ремонт каждого офтальмологического кабинета было затрачено в среднем 70 тысяч рублей, на оснащение его оборудованием - в среднем 625 тысяч рублей.
Кабинеты оснащены необходимым набором диагностического оборудования (автоке-раторефрактометр, фороптер, компьютерный периметр, бесконтактный тонометр, непрямой бинокулярный офтальмоскоп), а также компьютерами и оргтехникой. Отдел информационных технологий Калужского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» обеспечивает возможность работы амбулаторно-поликлинических
кабинетов в единой информационной системе филиала. Это позволяет вести полный учет всех данных, проводить их многоплановый анализ, автоматически формировать необходимые отчеты, от ежедневного, еженедельного до годового, осуществлять контроль проделанной работы на любом этапе. Постоянный мониторинг результатов дает возможность объективно оценивать работу амбулатор-но-поликлинических кабинетов, планировать объемы оказываемой ими помощи на ближайшую и отдаленную перспективу.
Работа амбулаторно-поликлинических кабинетов построена следующим образом. Прием пациентов финансируется по системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Обращаться в кабинеты МНТК могут как пациенты, прикрепленные к данной поликлинике, так и пациенты, проживающие на неприкрепленной территории, при наличии полиса ОМС, выданного Калужским ФОМС. Запись на прием ведется самостоятельно в амбула-торно-поликлинических кабинетах дистанционно по телефону или через Интернет.
При непосредственном обращении пациента в поликлинический кабинет МНТК медицинской сестрой оформляется электронная амбулаторная карта пациента в компьютерной базе. Затем проводятся диагностические исследования: визометрия, кераторефрактометрия, тонометрия, в том числе и бесконтактная, компьютерная периметрия по показаниям. После этого данные диагностических исследований вносятся в электронную карту. Далее пациент переходит на прием к врачу-офтальмологу.
На основании данных диагностических исследований и проведенного осмотра врач ставит диагноз и принимает решение о дальнейшей тактике ведения и лечения пациента.
Если пациент ранее уже обращался в МНТК, то в единой информационной системе врачу доступны данные о проведенных обследованиях и лечении. Это позволяет оценивать состояние пациента в динамике и, в случае необходимости, проводить своевременное и адекватное лечение.
Если пациент направляется на хирургическое или консервативное лечение или углубленную диагностику в Калужский филиал МНТК «Микрохирургия глаза», то данные обследований, проведенных в амбулатор-но-поликлинических кабинетах, позволяют сократить время прохождения пациентом диагностической линии и первичного приема, а также освобождают персонал клиники от рутинных методов диагностики.
Врачи амбулаторно-поликлинических кабинетов находятся в постоянном взаимодействии не только с диагностическим и лечебными отделениями Калужского филиала МНТК «Микрохирургии глаза», но и непосредственно с участковыми терапевтами, невропатологами и эндокринологами городских учреждений здравоохранения, на базе которых располагается кабинет.
Совместно со специалистами Калужского филиала МНТК офтальмологи амбулаторно-поликлинических кабинетов участвуют в регулярно проводимых акциях по выявлению глаукомы и диабетических изменений на глазном дне, дающих возможность своевременно выявлять данную патологию у жителей Калуги и направлять к смежным специалистам городских
2015
2014 2013 2012 2011 2010 2009
5934 4844 - ■■ 21719 20340 20340
495 0
18
■ 15551
85 44 1757
I Направленные I Принятые
0
5000
10000
15000
20000
25000
Рис. 1. количество пациентов, принятых в амбулаторно-поликлинических кабинетах, и пациентов, направленных в калужский филиал мнтк «микрохирургии глаза» из амбулаторно-поликлинических кабинетов,
с 2009 по 2015 гг.
учреждений здравоохранения для лечебных мероприятий и диспансерного наблюдения.
Помимо консультативно-диагностического приема в условия амбулаторно-поликли-нических кабинетов, были пролечены 80375 пациентов. Проведено лечение при воспалительных заболеваниях глаз: различных видах конъюнктивитов, воспалительных заболеваний век, склеритах, иридоциклитах. Оказана первая медицинская помощь пациентам с травмами и ожогами глаз и пара-орбитальной области, с инородными телами конъюнктивы и роговицы. Осуществляется динамическое наблюдение за пациентами, страдающими глаукомой, диабетической ан-гиоретинопатией, возрастными изменениями макулярной зоны сетчатки, гипертонической ангиопатией. Таким пациентам назначалось консервативное лечение, доступное в условиях поликлиники. При необходимости пациенты своевременно направляются к смежным специалистам поликлиники для корректировки общего состояния пациентов с сахарным диабетом и гипертонической болезнью с целью профилактики осложнений, в том числе офтальмологических. Пациенты, которым проведено хирургическое лечение в Калужском
№ 10 Менеджер
201Б здравоохранения
Таблица
распределение пациентов, направляемых в калужский филиал мнтк «микрохирургии глаза» из амбулаторно-поликлинических кабинетов, по нозологическим группам
Нозология Количество направленных пациентов /о
Катаракта 4646 20%
Глаукома 7434 32%
Возрастная макулодистрофия 2555 11%
Диабетическая ретинопатия 2091 9%
Осложненная миопия 1394 6%
Прочие 5110 22%
Итого 23230 100%
филиале МНТК, в послеоперационном периоде также наблюдаются в поликлинических кабинетах, что позволяет снизить нагрузку на хирургов по повторному приему прооперированных пациентов.
За период 2009-2015 гг. в амбулатор-но-поликлинических кабинетах были приняты 103 587 пациентов, из них направлены в Калужский филиал МНТК «Микрохирургии глаза» 23 230 пациентов (22,4%) с различной офтальмопатологией (рис. 1).
Очевидное ежегодное увеличение количества обращений в поликлинические кабинеты МНТК, а также пациентов, направляемых в филиал, говорит о постоянно растущей востребованности населением квалифицированной офтальмологической помощи, а также о качестве работы, проводимой персоналом кабинетов, профессиональном росте их сотрудников, грамотном выявлении патологических состояний, требующих специализированной офтальмологической помощи.
По нозологиям направленные пациенты распределились следующим образом (таблица).
Указанным пациентам в условиях Калужского филиал МНТК «Микрохирургия глаза» были оказаны 31 192 медицинские услуги. Из них:
- хирургическое лечение проведено 7 565 пациентам,
- консервативное лечение - 3 404 пациентам;
- углубленная диагностика - 19 813 пациентам.
Все вышеуказанное говорит том, что повышение доступности специализированной офтальмологической помощи населению г. Калуги носит многоплановый и системный характер.
Выводы
1. Проект реорганизации поликлинической офтальмологической службы успешно реализован в пяти учреждениях здравоохранения Калуги, что позволило приблизить высокотехнологичную помощь федеральной офтальмологической клиники и обеспечить ее прямую доступность для жителей города.
2. Сократился дефицит квалифицированных офтальмологических кадров в амбула-торно-поликлиническом звене, работающих на базе городских учреждений здравоохранения. Обеспечена возможность постоянного профессионального совершенствования врачей-офтальмологов и среднего медицинского персонала в поликлиниках за счет непрерывного взаимодействия со специализированным офтальмологическим центром.
3. Стандартизированы и унифицированы техническое оснащение, информационное
обеспечение и технология амбулаторно-по-ликлинической офтальмологической помощи, осуществляется постоянный учет, анализ и контроль качества оказываемых медицинских услуг.
4. Результаты реорганизации системы оказания поликлинической офтальмологической помощи в г. Калуге и работы амбула-торно-поликлинических кабинетов Калужского филиала МНТК «Микрохирургия глаза»
свидетельствуют о востребованности и перспективности данного направления деятельности, что говорит о целесообразности его продолжения и развития в других учреждениях здравоохранения г. Калуги и области.
5. Разработанная система позволяет максимально эффективно использовать государственные средства, выделяемые на оказание медицинской помощи населению.
оказания меди-проф. Краюшки-
Колесникова И. Ю, Ивахненко И. В., Сущук Е. А. Организация оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях. Под ред. проф. Краюшкина С. И. Волгоград; ВолгГМУ; 2015; 123 с.
2. Куличенко Л.Л. Ивахненко И. В., Колесникова И. Ю. Принципы цинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе. Под ред. на С. И. Волгоград; ВолгГМУ; 2012; 152 с.
3. Стародубов В. И., Калининская А. А., Шляфер С. И. Первичная медицинская помощь: состояние и перспективы развития. М.: Медицина; 2007; 264 с.
4. Мельников Г. Я., Федоренко И. В. Оказание медицинской помощи населению. Здравоохранение РФ 2008; 5: 13-14.
5. Kotecha A., Turner S, Vasilakis C. Improving care and increasing efficiency-challenges in the care of chronic eye diseases. Eye (Lond) 2014; 28(7): 779-783.
6. Singman E., Haberman C, Appelbaum J. Electronic Tracking of Patients in an Outpatient Ophthalmology Clinic to Improve Efficient Flow. Qual Manag Health Care 2015; 24(4): 190-199.
7. Нелаева А. А., Таскаева Н. М, Касатина Н. М. Опыт оказания специализированной медицинской помощи на амбулаторном этапе (г. Тюмень). Здравоохранение 2003; 4: 23-28.
8. Lam J, Lee B, Chen P. The effect of electronic health records adoption on patient visit volume at an academic ophthalmology department. BMC Health Serv Res 2016; 13(16): 17.
9. Щепин В. О., Плясунова Э. Я., Трегубов Ю. Г., Роговина А. Г. Современные проблемы организации медицинской помощи населению. Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины 2008; 2: 31-35.
10. Singh J., Imbrogno V., Howard M. Relocation consequences on an ophthalmology consultation service from an inpatient to outpatient facility. Clin Ophthalmol 2015; 3(9): 1859-1863.
UDC 614.2
Tereshchenko A. V, Troshkina M. A, Trifanenkova I. G. Experience the reorganization of outpatient ophthalmologic services in the Kaluga region with the participation of the Federal medical institutions (Kaluga branch of «IRTC «Eye Microsurgery» named after academician S. N. Fedorov» of the Ministry of Health of Russia) Abstract. The article presents the experience of the reorganization of the outpatient ophthalmic services in the Kaluga region with the aim of improving the quality of outpatient services; improve the availability and proximity of high-tech eye care in conditions of the respective Federal agencies for the population of the region. To achieve this goal was proposed the algorithm for providing ophthalmological care, which allowed accelerating the provision of specialized high-tech diagnostic and surgical eye care to the needy residents of the city of Kaluga. For today in hospitals of the regional center there are 5 rooms of the IRTC «Eye Microsurgery». For the period 2009-2015 in the outpatient clinics were adopted 587 103 patients of them sent to the Kaluga branch of IRTC «Eye Microsurgery» 23 230 patients (22,4%) with different ophthalmopathology. The cases in the branch was extended to 31 192 medical services, including 7 565 patients underwent surgical treatment. The obtained results testify to the relevance and prospects of the work done, which would merit its continuation in other medical institutions in Kaluga region. Keywords: outpatient care, high-tech eye care, the federal medical institutions, surgery, diagnostics.
№ 10 Менедже;
201B