REFERENCES
1. Oschepkova E.V., Dmitriev V.A., Gridnev V.I., et al. The Three-year experience of the Russian acute coronary syndrome Registry in the some acute care hospitals // Kardiologicheskiy vestnik. - 2012. - №1. - C.5-9. (in Russian)
2. Erlikh A.D., Shevchenko I.I., Alekseev D. V. Gratsiansky N.A. Acute coronary syndrome in clinical practice: gender specifics of risk levels, treatment and outcomes: RECORD Registry results // Kardiovaskulyarnaya terapiya I profilaktika. - 2011- №8. - C.45-51. (in Russian)
3. Barakat K., Wilkinson P., Suliman A., et al. Acute myocardial infarction in women: contribution of treatment variables to adverse outcome // Am. Heart J. - 2000. - Vol. 140. №5. - P.740-746.
4. Bhan V., Cantor W.J., Yan R.T., et al. Efficacy ofearly invasive management post-fibrinolysis in men versus women with ST-elevation myocardial infarction // Am. Heart J. - 2012. - Vol. 164. №3. - P.343-350.
5. Claassen M., Sybrandy K.C., Appelman Y.E., et al. Gender gap in acute coronary heart disease: Myth or reality? // World J. Cardiol. - 2012. - Vol. 4. №2. - P.36-47.
6. ESC Guidelines for the management of acute myocardial infarction in patients presenting with ST-segment elevation // Eur.
Heart J. - 2012. - Vol. 33. - P.2569-2619.
7. Mandelzweig L., Battler A., Boyko V., et al. The second Euro Heart Survey on acute coronary syndromes: characteristics, treatment and outcome of patients with ACS in Europe and Mediterranean Basin in 2004 // Eur. Heart J. - 2006. - Vol. 27. №19. - P.2285-2293.
8. Oqueli E., Baker L., Carroll A., et al. Percutaneous coronary intervention in women: in-hospital clinical outcome: experience from a single private institution in Melbourne // Heart Lung Circ.
- 2008. - Vol. 17 (Suppl 4). - P.55-62.
9. Tillmanns H., Waas W., Voss R., et al. Gender differences in the outcome of cardiac interventions // Herz. - 2005. - Vol. 30. №5. - P.375-389.
10. Zanchi J., Miric D, Giunio L., et al. Gender differences in in-hospital mortality and angiographic findings of patients with acute ST-segment elevation myocardial infarction (STEMI) undergoing percutaneous coronary intervention (PCI) // Coll. Antropol. - 2009. - Vol. 33. №4. - P.1359-1362.
11. Zimmermann S., Ruthrof S., Nowak K., et al. Short-term prognosis of contemporary interventional therapy of ST-elevation myocardial infarction: does gender matter? // Clin. Res. Cardiol.
- 2009. - Vol. 98. №11. - P.709-715.
Информация об авторах:
Енисеева Елена Сергеевна - доцент кафедры, к.м.н., 664003, Иркутск, Красного Восстания, 1, Иркутский государственный медицинский университет, кафедра госпитальной терапии, тел. (3952) 407926, e-mail: [email protected]; Гуртовая Галина Прохоровна - доцент кафедры, к.м.н., 664003, Иркутск, Красного Восстания, 1, Иркутский государственный медицинский университет, кафедра госпитальной терапии, тел. (3952) 407926; Ладор Татьяна Владимировна - ординатор, 664003, Иркутск, Красного Восстания, 1, Иркутский государственный медицинский университет, кафедра госпитальной терапии, тел. (3952) 407926; Овчаренко Елена Яковлевна - заведующий отделением реанимации №8, к.м.н.; Квашин Александр Иванович - заведующий отделением рентгеноэндоваскулярных методов лечения, к.м.н.
Information About of the Authors:
Elena Eniseeva -assistant professor, PhD, MD, 664003, Irkutsk, Krasnogo Vosstaniya, 1, Irkutsk State Medical University, tel. (3952) 407926, e-mail: [email protected]; Galina Gurtovaya - assistant professor, PhD, MD, 664003, Irkutsk, Krasnogo
Vosstaniya, 1, Irkutsk State Medical University; Tatyana Lador- ordinator, Irkutsk State Medical University, 664003, Irkutsk, Krasnogo Vosstaniya, 1, Irkutsk State Medical University; Elena Ovcharenko— chief of department of anestesiologia №8, PhD, MD, 664049, Irkutsk, Yubileynyi 100, Irkutsk Regional Clinical Hospital; Aleksandr Kvashin- chief of department endovascular
interventions, PhD, MD.
ЗДОРОВЬЕ, ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
© НОВОЛОДСКИЙ А.И., ЩУКО А.Г., ТАЕВСКИЙ Б.В., КИЦУЛ И.С., ЮРЬЕВА Т.Н. - 2014. УДК 614.212:617.7
ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РЕГИОНА ПОРЯДКУ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОСНОВАННАЯ НА СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
Александр Иванович Новолодский1, Андрей Геннадьевич Щуко1-2-3, Борис Владимирович Таевский2, Игорь Сергеевич Кицул2, Татьяна Николаевна Юрьева1-2 ('Иркутский филиал Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Фёдорова, директор - д.м.н., проф. А.Г. Щуко; 2Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах; 3Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов)
Резюме. Проведён анализ соответствия деятельности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную офтальмологическую помощь населению требованиям Федерального закона №323-Ф3 в части соблюдения соответствующего порядка оказания медицинской помощи с использованием специально разработанных технологических карт «Кадры» и «Оборудование», основанных на технологии факт-потенциального метода оценки деятельности объектов здравоохранения. В результате исследования выявлен значительный дефицит врачебных кадров, процент укомплектованности составил 39,4% от требуемых нормативов. Выявлена недостаточная оснащенность кабинетов поликлиник диагностическим и лечебным оборудованием на 54,0%. В связи с чем, целесообразно для решения выявленных проблем разработка, принятие и реализация региональной целевой программы развития офтальмологической службы.
Ключевые слова: порядок оказания медицинской помощи, технологическая карта, медицинская помощь, офтальмологическая служба, оценка соответствия.
MODERN APPROACH TO ASSESSMENT OF CONFORMITY OF IRKUTSK REGION OPHTHALMOLOGIC SERVICE TO ORDER OF MEDICAL CARE BASED ON MODERN ORGANIZATIONAL TECHNOLOGIES
A.I. Novolodsky1, A.G. ShchukoB.V. Taevsky2, I.S. Kitzul2, T.N. Iureva12 (Irkutsk Branch of Sv. Fyodorov State Budget Complex of Eye Microsurgery; 2Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education; 3Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary. The analysis of the compliance of health care organizations that provide primary ophthalmologic health care requirements of the population of the Federal Law № 323-FZ, in terms of compliance with the appropriate policy to provide care using specially designed process charts «Personnel» and «Equipment», based on the technology of fact-potential method of evaluation of the potential health facilities. The study revealed a significant shortage of medical staff, the percentage of completeness was 39,35% of the required standards. The insufficient equipment of polyclinics with diagnostic and medical equipment by 54% was revealed. In this connection, to resolve these problems it is necessary to develop, adopt and realize a regional special program of ophthalmic service development.
Key words: order of rendering medical care, process chart, medical care, ophthalmic service, assessment of conformity.
Одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации является сохранение и укрепление здоровья нации, приоритетной основой которой является формирование здорового образа жизни и повышение доступности и качества медицинской помощи [18]. При этом уровень и темпы развития системы здравоохранения по праву отнесены к факторам не только общественного благосостояния, но и государственной безопасности [1,14].
Уход от централизованного управления, экономический кризис, уменьшение, а то и прекращение финансирования медицинских учреждений в 90-е годы ХХ века привели не только к стагнации в здравоохранении, но и деморализации Российской медицины с оттоком квалифицированных кадров. Частично сохраненный каркас «советской системы» здравоохранения амбулаторно-поликлинической сети пока позволяет поддерживать определённый уровень доступности и качества медицинской помощи для населения большинства территорий [5]. Несмотря на значительные структурные и организационные преобразования, проводимые в последние годы в здравоохранении, сохраняется значительное число проблем в системе оказания первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе и в специализированной ее части [4,5,7].
Решение этих вопросов должно строиться на современной систематизации основополагающих законодательных актов по охране здоровья населения, являющихся основой для планомерного развития практической медицины, её специализированных направлений и законодательно закрепленном исполнении порядков оказания медицинской помощи унифицировавших оценочную деятельность в здравоохранении [3,6,7,13,16,17].
Для определения вектора мероприятий, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях, в частности офтальмологии, необходима всесторонняя оценка состояния медицинской службы [10].
Цель работы: провести анализ соответствия деятельности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную офтальмологической помощь населению, требованиям Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части соблюдения порядка оказания медицинской помощи, на основе специально разработанной организационной технологии.
Материалы и методы
Объектом данного исследования явились медицинские организации Иркутской области, оказывающие первичную медико-санитарную офтальмологическую помощь взрослому населению. Данный вид помощи оказывают 15 офтальмологических кабинетов поликлиник г. Иркутска, 54 офтальмологических кабинетов районов и городов Иркутской области. Для оценки условий,
уровня и объема предоставляемых офтальмологических услуг были взяты ключевые индикаторы работы: кадровый состав офтальмологических кабинетов и оснащение необходимым оборудованием.
Для решения поставленных задач, сбора и анализа статистических данных по ключевым индикаторам были разработаны специальные технологические карты «Кадры» и «Оснащение», основанные на технологии факт-потенциального метода оценки деятельности объектов здравоохранения, сертифицированного и рекомендованного к применению в Российской Федерации (приказ Минздравмедпрома России от 30.07.1996 г. №306 «О внедрении единой автоматизированной программы по сертификации и лицензированию медицинской деятельности»).
Технологические карты реализованы в программной оболочке стандартных электронных таблиц Microsoft Excel, обеспечивающих настройку экспертной карты на требуемый «стандарт» с автоматизированным расчетом показателей. Принцип работы карты строится на определении коэффициента соотношения фактического показателя к потенциальному (требуемому по стандарту). Технологическая база данных структурирована по модульному принципу на базе нормативов приказа Минздрава России от 12.11.2012 г. №902н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты».
Технологические карты «Кадры» позволили провести расчет требуемого числа врачей-офтальмологов в конкретном муниципальном образовании соответствии с нормативом численности населения [16]. Вынесенные в отдельную учетную позицию данные по фактическому наличию врачей офтальмологов и фельдшеров, ведущих самостоятельный офтальмологический прием, обеспечили расчёт кадрового дефицита на момент исследования. В работе использованы
г. Ангарск + район Население муницип.образования 1181471
Амбулаторно-поликлиническая помощь
Норматив числа офтальмологов на приеме 18,1 физических лиц | 6 18,1
Число кабинетов неотл. помощи | 0,0
Норматив врачей наб.неотложной помощи 0,0 физических лиц | 0
Норматив физических лиц 18,1
В наличии 6
Врачи на приеме без сертификата офтальмолога (занят Фельдшера на офтальмологии, прием« (занято шт.дого о шт.должн) О
*н. врачей) О
Число офтальм.коек 40
Стационарная помощь Число отд< Норматив числа врачей-офтальмологов в стац. »лений 1 в т.ч.для круглосут.помощи
7,0
В т.ч.для круглосуточной неотложн. помощи 4 Норматив физических лиц 12,0
В том числе должности зав.отделениями 1 В наличии б
Обеспеченность амбулат.звена 0,33
Обеспеченность стационара 0,50
По нормативам офтальмологов в МО должно быть 30,1
В наличии физических лиц 12
Общая обеспеченность МО офтальмологами 0,40
Рис. 1. Фрагмент заполненной технологической карты «Кадры» на примере Ангарского муниципального образования.
Соответствие оснащения офтальмологического кабинета
приказу Минзрава РФ № 902 н от 12.11.2013 г.
"Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому
населенно при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты"
3.1 Медицинские аппараты, приборы, Число ед. оборудов. Число ед.
инстру ментрий офтальмологического каблшта согласна "Порядку" оборудо в. вЛПУ Нал и чие
1 Рабочее место офтальмолога 1 0 -
2 Набор пробных линз с пробными оправами и 1 0 -
3 Автоматический проектор знаков с 1 0 -
4 Таблицы для определения цветоощущения 1 1 1
5 Автоматический рефрактометр 1 0 -
6 Набор скиаскопических линеек (комплект) 1 1 1
7 Щелевая лампа стационарная с принадлежностями 1 1 1
8 Электрический офтальмоскоп 1 0 -
9 Диафаноскоп 1 0 -
10 Автоматический пневмотонометр 1 1 1
11 Тонометр аппланационный Маклакова 1 1 1
12 Экзофтальмометр 1 0 -
13 Бинокулярный офтальмоскоп для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией 1 0
Набор диагностических офтальмологических линз
14 для непрямой офтальмоскопии (комплект) 1 0 -
Диагностическая офтальмологическая
15 универсальная трехзеркальная линза для 1 1 1
16 Периметр 1 1 1
17 Гониоскоп 1 0 -
18 Офтальмологический фонарик 1 0 -
Шкафы металлические для размещения, хранения
лекарственных средств, перевязочных материалов и
19 других изделий медицинского назначения (по 1 0 -
20 Стол инструментальный 1 0 -
21 Стол манипуляционный (по потребности) 1 0 -
22 Пинцеты офтальмологические (по потребности) 1 0 -
23 Тест-полоски для пробы Ширмера м 1 0 -
24 Копье (по потребности) 1 0 -
25 Набор магнитов (комплект) 1 0 -
26 Набор для промывания слезных путей (комплект) 1 1
27 Скальпель микрохирургический (по потребности) 1 8 1
28 Ножницы микрохирургические (по потребности) 1 0 -
29 Веко расширитель 2 0 0
30 Веко подъемник 2 0 0
всем кабинетам с расчётом количества фактического оборудования, % соответствия стандартам, дефицит оборудования. Автоматически по заданной формуле производился расчёт необходимых финансовых ресурсов (рис. 2).
Результаты и обсуждение
Рис. 2. Фрагмент технологической карты «Оборудование». Результаты исследования.
данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области за 2012 год по общей численности взрослого населения в муниципальных образованиях.
Для дифференцированной оценки состояния офтальмологической службы в муниципальных образованиях с различной численностью населения, в технологической карте «Кадры» были выделены 3 подгруппы: 1 - муниципальные образования с населением свыше 40000 человек; 2 - муниципальные образования с населением от 40000 до 15000 человек; 3 - муниципальные образования с населением менее 15000 человек. В качестве примера приводим фрагмент заполнения технологической карты г. Ангарска и Ангарского района с населением 181471 человек (рис. 1).
Технологическая карта «Оснащение» применялась для сбора и анализа информации по необходимому оборудованию и медицинского инструментария в офтальмологических кабинетах. Технологические карты были разделены на две группы: «Оснащение офтальмологических кабинетов поликлиник г. Иркутска» и «Оснащение офтальмологических кабинетов поликлиник области».
Согласно приказа Минздрава России от 12.11.2012 г. №902н в технологические карты были включены 30 позиций, соответствующих нормативу оснащения кабинета приема врача офтальмолога амбулаторно-поликлинического звена с перечнем аппаратов, приборов и инструментов, средней стоимости единицы оборудования. Отдельно вносились данные наличия или отсутствия соответствующих позиций. В итоговом листе технологической карты суммировались данные по
Сбор необходимой информации проводился по специально разработанным анкетам, которые были предварительно направлены в медицинские организации Иркутской области и г. Иркутска. Результаты анкетирования сопоставлялись с данными «Отчёта офтальмологической службы Иркутской области за 2012 год» и при выявлении расхождений уточнялись дополнительно.
Анализ кадрового потенциала амбулаторно-поликлинического звена офтальмологической службы Иркутской области с помощью технологических карт «Кадры» показал, что медицинскую помощь жителям районов и областного центра Иркутской области с глазными заболеваниями оказывают 72 специалиста: 15 офтальмологов г. Иркутска и 57 врачей - офтальмологов и фельдшеров вне областного центра.
При этом в двенадцати районах и населённых пунктах (Нижнеилимском, Мамско-
Чуйском, Ольхонском, Балаганс-ком, Чунском, Катангском, Черем-ховском, Жигаловском, Усть-Удинском, Заларинском районах, в г. Свирске, пос. Алзамай) офтальмологическую помощь оказывают фельдшеры, ведущие самостоятельный прием, из которых только 6 из 12 имеют специализацию по глазным болезням.
В трёх районах (Заларинском (20545 человек взрослого населения), Чунском (27485 человек взрослого населения), Усть-Удинском районах (12527 человек взрослого населения)), где численность населения превышает 10000 человек взрослого населения, вообще нет ставки врача-офтальмолога.
По результатам исследования прослеживается явное несоответствие нормативного числа специалистов фактической численности населения: на одного офтальмолога приходится в среднем 24000 взрослого населения вместо норматива - 1 специалист на 10000 населения. По рекомендуемым нормативам для полноценной работы амбулаторно-поликлинического звена офтальмологической службы Иркутской области необходимо 183 специалиста, то есть кадровый дефицит на сегодняшний день составляет 111 физических лиц или 60,65% от требуемого числа офтальмологов.
Анализ укомплектованности оборудованием офтальмологических кабинетов поликлиник районов Иркутской области показал их неравномерное оснащение. Укомплектованность одних поликлиник практически соответствует основным требованиям приказа №902н, другие не имеют минимальной материально-технической базы или оснащены морально устаревшим оборудованием, находящимся в нерабочем состоянии.
Наиболее полно, в 91% случаев кабинеты приема врача офтальмолога укомплектованы наборами пробных линз с пробными оправами и принадлежностями, в 87% - таблицами для определения цветоощущения, в 89% - наборами скиаскопических линеек, в 87% - щелевыми лампами, в 100% - тонометрами Маклакова, в 96% - периметрами. По 10 по-
зициям кабинеты поликлиник укомплектованы на 10-50%. 11 позиций из требуемого списка необходимого оборудования в кабинетах поликлиник отсутствуют.
В целом, можно сказать, что кабинеты поликлиник районов Иркутской области имеют в наличии менее трети (29%) от всего оборудования (дефицит 988 единиц), необходимого для проведения качественного диагностического обследования пациента с заболеваниями органа зрения.
В отличие от офтальмологических кабинетов районов Иркутской области, 15 офтальмологических кабинетов поликлиник г. Иркутска имеют комплектацию, наиболее приближенную к требуемому стандарту оснащения. На сегодняшний день все поликлиники обеспечены щелевыми лампами, наборами пробных линз с пробными оправами и принадлежностями, таблицами для определения цветоощущения, набором скиаскопических линеек, тонометрами Маклакова, находящимися в рабочем состоянии.
В то же время сохраняется дефицит современных высокоинформативных приборов, позволяющий совершенствовать и интенсифицировать работу врача первичного звена. Отмечена неполная комплектация электрическими офтальмоскопами - 93%, наборами диагностических офтальмологических линз для непрямой офтальмоскопии (комплект) -93%, наборами для промывания слёзных путей - 87%, экзоф-тальмометрами - 67%. Автоматический пневмотонометр, набор микрохирургических инструментов имеются лишь в половине кабинетов, автоматические рефрактометры - лишь в каждом пятом, а линзы для прицельной диагностики формы глаукомы и заболеваний глазного дна - лишь в каждом десятом кабинете.
На момент исследования ни одна поликлиника не была оборудована «рабочим местом офтальмолога» и автоматическим проектором знаков. Эти две позиции заменяет таблица для проверки остроты зрения Сивцева-Головина в аппарате Ротта и набор пробных линз с пробными оправами. Нет также диафаноскопов, бинокулярных офтальмоскопов для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией, офтальмологических фонариков.
Дефицит оборудования в кабинетах поликлиник г. Иркутска составляет 225 единиц, а их оснащенность специальным оборудованием и инструментарием - 43% от необходимого.
Сравнивая показатели оснащенности офтальмологических кабинетов поликлиник г. Иркутска и районов Иркутской области, видно, что кабинеты областного центра укомплектованы в 1,5 раза лучше рабочих мест специалиста офтальмолога в районах.
Заложенная в технологические карты «Оснащение» информация по средней стоимости единицы оборудования позволила произвести автоматический расчёт финансовых затрат на дооснащение офтальмологических кабинетов. Так, для приобретения недостающего оборудования в офтальмологические кабинеты г. Иркутска необходимо 12 252 500 рублей, а для оснащения кабинетов поликлиник городов и районов области потребуется 37 201 000 рублей. Потребность в финансовых ресурсах для дооснащения оборудованием всех офтальмологических кабинетов по предварительным расчётам составляет 49 453 500 рублей.
Таким образом, анализ полученных в ходе исследова-
ния результатов позволил конкретизировать основные проблемы Офтальмологической службы. Самой острой и требующей проведения незамедлительных организационных мероприятий является кадровая проблема, при отсутствии решения которой в неотдалённой перспективе может наступить коллапс муниципальной офтальмологической службы. В новых условиях и требованиях к работе поликлиник прослеживается и недостаточная квалификация специалистов-офтальмологов. Не менее актуальным является низкий уровень оснащенности офтальмологических кабинетов поликлиник, что в сочетании с завышенной функцией врачебной должности (время на прием одного пациента составляет 8 минут) ухудшает качество предоставляемой медицинской помощи, ограничивая ее примитивными и малоинформативными методами диагностики и лечения.
Все это может привести к уменьшению доступности офтальмологической помощи, ухудшению качества диагностики и лечения, увеличения роста уровня офтальмологических заболеваний и инвалидности вследствие слепоты и слабовидения [11].
Решение вышеуказанных проблем офтальмологической службы за счет смет медицинских учреждений Иркутской области, как показал опыт предыдущих лет, неэффективен и требует применения программно-целевого метода с выделением дополнительных средств из федерального, областного и муниципальных бюджетов.
Целесообразным может стать разработка и реализация перспективной «Программы развития офтальмологической помощи Иркутской области» на долгосрочный период, которая должна быть закреплена законодательными актами на уровне Законодательного собрания области, тем более, что разработанные и принятые стандарты оказания офтальмологической помощи при различных заболеваниях, федеральные законы и нормативы создают правовую основу для развития офтальмологии в регионе [6,8,16,17].
В ходе реализации программы необходимо выделить вопросы по переоснащению, ремонту и перепланировке или строительству помещений, подготовке и усовершенствованию врачебных кадров, по привлечению и закреплению врачей-офтальмологов на отдалённых территориях.
Ключевым моментом этой программы должно быть создание команды специалистов, координирующих, контролирующих и реализующих программу в жизнь, обеспечивающих привлечение образовательных учреждений и учреждений федерального подчинения, являющихся центрами инновационных и высоких технологий.
Таким образом, с помощью разработанных «Технологических карт», основанных на методе факт-потенциального анализа оценки объектов здравоохранения проведена комплексная оценка состояния амбулаторно-поликлинического звена офтальмологической службы Иркутской области по ключевым индикаторам: кадровой политике и материальной обеспеченности. В результате исследования выявлен значительный дефицит врачебных кадров. Процент укомплектованности составил 39,4% от требуемых нормативов. Выявлена недостаточная оснащенность кабинетов поликлиник диагностическим и лечебным оборудованием на 54,0%. Для решения выявленных проблем необходима разработка, принятие и реализация региональной целевой программы развития офтальмологической службы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А. Здоровье детей России: сигнал SOS еще не услышан. Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России // Аналитический вестник Федерального собрания Парламента РФ. - 1997. - Вып. 12.
- С.24-29.
2. Баранова В.П., Козьмиди Е.К., Колесникова Н.С. и др. Состояние и динамика первичной инвалидности вследствие патологии органа зрения в Московской области // 7-й съезд офтальмологов России: Тезисы докладов. - М., 2000. - Ч. 2.
- С.216.
3. Величковский Б. Т. Стратегия медицины в охране здоровья населения на пороге XXI Века // Вестник РАМН. - 2000.
- №9. - С.51-56.
4. Величковский Б.Т. Реформы и здоровье населения // Экономика здравоохранения. - 2001. - №45. - С.28-31.
5. Вялков А.И., Щепин В.О. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения: Материалы социологического исследования / Под ред. О.П. Щепина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - 223 с.
6. Кицул И.С., Пивень Д.В. Порядки оказания медицинской помощи в контексте соблюдения новых требований к качеству и безопасности медицинской деятельности // Заместитель главного врача. - 2013. - №5. - С.58-64.
7. Коновалова Н.А. Социально-гигиенические и клинико-организационные аспекты реформирования офтальмологической службы регионального уровня: Автореф. дисс. ...д-ра мед. наук. - М., 2000. - 43 с.
8. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. - М.: Медицина, 2009. - 87 с.
9. Кузнецова Л.Л., Жмыхова Н.П., Казнин В.М. Системный подход к управлению амбулаторно-поликлиническим учреждением // Здравоохранение Российской Федерации. - 1991. -№5. - С.8-11.
10. Лазук В.А., Мустаев И.А., Малахова Л.А. и др. Метод оценки качества и эффективности поликлинической офтальмологической помощи // VI съезд офтальмологов России: Сборник докладов. - М., 1994. - С.372.
11. Либман Е.С., Шахова Е.В. Состояние и динамика слепоты и инвалидности вследствие патологии органа зрения в России // 7-й съезд офтальмологов России: Тезисы докладов. - М., 2000. - Ч. 2. - С.209.
12. Лисицын Ю.П. Концепция «человеческого капитала»: медико-экономический аспект // Экономика здравоохранения. - 1998. - №2 (26). - С.5-9.
13. Пивень Д.В., Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. - 2013. - №2. - С.16-26.
14. Покровский В.И. Выживет ли медицинская нау-
ка? Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России // Аналитический вестник Федерального Собрания Парламента РФ. - 1997. - Вып. 12.
- С.1923.
15. Приказ Минздравмедпрома России от 30.07.1996 г. №306 «О внедрении единой автоматизированной программы по сертификации и лицензированию медицинской деятельности».
16. Приказ Минздрава России от 12.11.2012 г. №902н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты».
17. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
18. Чухраёв А.М., Фраймович В.Б., Овсянников А.М. Управление развитием медицинских комплексов ключевой компетенции в российском здравоохранении: методология и опыт проектирования систем эффективного управления.
- СПб.: Человек, 2014. - 263 с.
REFERENCES
1. Baranov A.A. Russian children's health: SOS has not yet heard. Public health as a factor of Russia's national security // Analiticheskij vestnik Federal'nogo sobraniya Parlamenta Rossijskoj Federatsii. - 1997. - №12. - P.24-29. (in Russian)
2. Baranova V.P., Koz'midi E.K., Kolesnikova N.S., et al. State and dynamics of primary disability due to eye pathology in the Moscow region // VII Congress of ophthalmologists: Abstracts. -Moscow, 2000. - P.216. (in Russian)
3. Velichkovskij B. T. Strategy of medicine in public health in the XXI Century // Vestnik Rossijskoj Akademii Meditsinskih Nauk. - 2000. - №9. - P.51-56. (in Russian)
4. Velichkovskij B.T. Reform and health of population // Ekonomika zdravookhraneniya. - 2001. - №45. - P.28-31. (in Russian)
5. Vyalkov A.I., Schepin V.O. Problems and prospects of health care reform: Proceedings of the sociological survey / Ed. O.P. Schepin. - Moscow: GEHOTAR-MED, 2001. - 223 p. (in Russian)
6. Kitsul I.S., Piven' D.V. Medical assistance in the context of the new requirements for quality and safety of medical practice // Zamestitel' glavnogo vracha. - 2013. - №5. - P.58-64. (in Russian)
7. Konovalova N.A. Sociohygienic clinical and organizational aspects of ophthalmologic service reform at the regional level: Avtoref. dis. ... doctor of medical science. - Moscow, 2000. - 43 p. (in Russian)
8. The concept of development of the health system in the Russian Federation until 2020. - Moscow: Meditsina, 2009. -87 p. (in Russian)
9. Kuznetsova L.L., ZHmykhova N.P., Kaznin V.M. System approach to management of outpatient clinics // Zdravo okhranenie Rossijskoj Federatsii. - 1991. - №5. - P.8-11. (in Russian)
10. Lazuk V.A., Mustaev I.A., Malakhova L.A., et al. Method of
assessing the quality and effectiveness of outpatient eye care // VI Congress of Russian ophthalmologists: Abstract book. - Moscow, 1994. - P.372. (in Russian)
11. Libman E.S., SHakhova E.V. State and dynamics of blindness and visual disability due to ocular pathology in Russia. // VII Congress of Russian ophthalmologists: Abstract book. -Moscow, 2000. - P.209. (in Russian)
12. Lisitsyn Yu.P. The concept of "human capital": medico-economic aspect // Ekonomika zdravookhraneniya. - 1998. - №2 (26). - P.5-9. (in Russian)
13. Piven'D. V., KitsulI.S. About the formation of a new system of quality and safety control of medical practice in the health of the Russian Federation // Menedzher zdravookhraneniya. - 2013.
- №2. - P. 16-26. (in Russian)
14. Pokrovskij V.I. Survive a medical science? Public health as a factor in Russia's national security // Analiticheskij vestnik Federal'nogo Sobraniya Parlamenta Rossijskoj Federatsii. - 1997.
- Is. 12. - P. 19-23. (in Russian)
15. Order of the Ministry of Health of Russia from 30.07.1996 N 306 «The implementation of unified automated programs for certification and licensing of medical practice». (in Russian)
16. Order of the Ministry of Health of Russian Federation from 12 November 2012. N 902n «Approval of medical care to the adult population in diseases of the eye, adnexa and orbit». (in Russian)
17. Federal Low «Foundations of health protection in the Russian Federation» № 323 - FZ of November 21, 2011. (in Russian)
18. Chukhrayov A.M., Frajmovich V.B., Ovsyannikov A.M. Managing the development of dominant competencies medical complexes in the Russian health care: methodology and experience in designing systems for the effective management. -St. Petersburg: Chelovek, 2014. - 263 p. (in Russian)
Информация об авторах:
Новолодский Александр Иванович - к.м.н., заведующий отделом развития региональной офтальмологической помощи, e-mail: [email protected]; Щуко Андрей Геннадьевич - д.м.н., профессор, директор, заведующий кафедрой глазных болезней e-mail: [email protected]; Таевский Борис Владимирович - к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья
и здравоохранения, e-mail: [email protected]; Кицул Игорь Сергеевич - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, тел. (3952) 46-70-99, e-mail: [email protected]; Юрьева Татьяна Николаевна -заместитель директора по научной работе, доцент кафедры глазных болезней, e-mail: [email protected]
Information About the Author:
Novolodsky A.I. - MD, PhD, chief of department of development of regional ophthalmological care, e-mail: [email protected]; Shchuko A.G. - MD, PhD, professor, director, chief of Department of ocular diseases; Taevsky B.V. - MD, PhD, reader of Department of public health; Kitzul I.S. - MD, PhD, professor, chief of Department of public health; Iureva T.N. - MD, PhD, deputy-director on
scientific work.