УДК 159.923
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ»
Костенко Елена Петровна — доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 82, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
Лебединцева Ольга Ивановна — аспирант 1-го курса кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 82, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
Введение
Проблема профессиональной готовности является одной из значимых в современной науке, так как её решение способствует модернизации и росту конкурентоспособности Российской Федерации [6, с. 22].
Понятие «готовность», введённое Б.Г. Ананьевым в научный оборот, уже более 60 лет является актуальным для изучения [8]. В настоящее время исследованием феномена профессиональной готовности занимается широкий спектр социальных наук — психология, педагогика, социология, экономика и др. Накоплен значительный теоретический и практический материал о проблеме готовности; определены содержание,
структура, основные параметры готовности и условия, влияющие на динамику, длительность и устойчивость её проявлений. Тем не менее, несмотря на достаточно длительный срок изучения, единой трактовки понятия «готовность» в науке не сложилось.
Целями данной статьи являются анализ и обобщение существующих научных подходов к исследованию профессиональной готовности, а также выявление инновационных подходов и направлений в изучении данного явления.
Многоаспектность понятия «профессиональная готовность»
В зависимости от области науки, в рамках которой осуществляется ис-
следование, и в соответствии с выбранным научно-методологическим подходом учёные выделяли различные виды профессиональной готовности.
Ю.К. Некрасов, Ф.Н. Гоноболин, Ю.К. Васильев, А.И. Щербаков изучали психологическую и практическую готовность; функциональную и личностную готовность рассматривали Б.Ф. Пуни и В.А. Сластёнин; общий и специальный аспекты готовности — Б.Г. Ананьев. Анализ временной (ситуативной) и долговременной (устойчивой) готовности провели Л.С. Нерсесян и В.Н. Пушкин. Р.А. Низманова изучала моральный и профессиональный аспекты готовности, Ю.К. Бабанский — готовность к умственной и физической деятельности.
В научных трудах М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович описаны три вида готовности: заблаговременная, временная (в данный момент времени) и ситуативная (настроенность действовать в данной ситуации) [7]. Временная грань понятия «профессиональная готовность» отражена также в работах Н.Д. Леви-това (готовность длительная — долговременная, доминирующая, устойчивая, и временная — динамическая, ситуативная) [15]. Согласно А.В. Мас-санову, длительная готовность — устойчивая характеристика личности, фундамент для возникновения временной готовности к выполнению текущих задач и процессов деятельности [17]. В.А. Сластёнин описывал пять видов готовности — психологическую, научно-теоретическую, практическую, психофизическую и физическую [24]. Три важных аспекта профессиональной
РЕЗЮМЕ
В статье анализируются традиционные и инновационные научно-методические подходы к исследованию феномена профессиональной готовности. Установлено, что профессиональная готовность изучалась в рамках различных социальных наук, в результате чего был накоплен обширный теоретический и практический материал; в то же время отсутствует единый комплексный подход, позволяющий подойти к предмету исследования всесторонне. Показано, что наряду с классическими подходами — функциональным, личностным, субъектно-де-ятельностным — стали применяться инновационные подходы: системный, аксиологический, синергетический. Особо выделен акмеологический подход как наиболее перспективный, наиболее открытый к внешним вызовам современного общества, так как он предусматривает полноту и слияние в рамках целостной системы как исследовательских, так и деятельностных моделей, алгоритмов и технологий.
Ключевые слова: профессиональная готовность, научно-методические подходы, функциональный подход, личностный подход, деятельностно-личностный подход, акмеологический подход.
готовности — операциональный, моти-вационный и функциональный — исследовал Ю.М. Забродин [8, с. 109].
Как синергия множества категорий феномен «профессиональная готовность» представлен Т.Б. Крюковой: готовность как психическая функция, важная для достижения высоких результатов в будущей деятельности (В.А. Ала-торцев); готовность как функциональное и психическое состояние, обеспечивающее быстроту реализации трудового действия (Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин); готовность как активно-деятельност-ное состояние личности, отражающее содержание решаемой профессиональной задачи и условия её выполнения (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко); готовность как функциональное состояние, выражающееся в длительном сохранении работоспособности (Е.П. Ильин); готовность как психическое состояние, образующее общий функциональный уровень, на фоне которого развиваются процессы, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности (В.И. Ковалёв, Н.Д. Левитов) [15].
Традиционно в науке (преимущественно, в психологии) выделяются три основных подхода к профессиональной готовности: функциональный, личностный и деятельностно-личностный.
Современный функциональный подход, развивая постулаты классического деятельностного подхода, рассматривает профессиональную готовность как психическое состояние индивида, обеспечивающее его работоспособность [21, с. 312]. В рамках субъектно-деятель-ностного подхода специалист трансформируется из объекта, находящегося под влиянием обстоятельств, в субъекта — активно действующую личность [10, с. 72].
К инновационным подходам в изучении профессиональной готовности можно отнести системный, аксиологический (ценностный), синергетический и акмеологический подходы.
Основой изучения профессиональной готовности личности с позиции системного подхода является процесс осознания специалистом своих возможностей и реализация их в профессиональной деятельности. При этом для профессионального становления личности важны не просто межличностные отношения, а такой их тип, который образует систему деловых и ценностных отношений [2, с. 176, 22, 23].
И.В. Арендачук с позиций данного подхода изучает формирование адаптационной готовности личности к профессиональной деятельности, доказывая, что адаптационная готовность несёт в своей структуре активацион-ный, мотивационно-ценностный, когнитивно-оценочный, эмоционально-волевой, операционально-исполнительский и биографический компоненты [3].
Ценностный подход рассматривает ценностные ориентации как зафиксированную в психике индивида и социально обусловленную общую направленность на деятельность [23, с. 234]. В рамках изучения профессиональной готовности И.Ф. Исаев описывает пять групп профессиональных ценностей (цели, средства, отношения, знания, качества) [11, с. 77-78]. К аналогичным выводам приходят и зарубежные исследователи. Дж. Равен утверждает, что выявление ценностных ориента-ций, разрешение ценностных конфликтов личности представляет собой основу развития профессиональной готовности [22, с. 187].
А.В. Лыткин, С.Х. Миронова и М.Л. Романова предложили синергетический подход к исследованию компетенций и личностно-профессиональных качеств, в совокупности представляющих готовность к эффективному управлению своими профессиональными знаниями и умениями. Они выделяют следующие компоненты готовности: операционный — арсенал знаний и умений, соответствующих личностно профессиональному качеству или компетенции; мотивационно-ценностный — мотивы и ценностное отношение к профессиональной деятельности; рефлексивный — самоанализ собственной деятельности; поведенческий — личный опыт в профессиональной деятельности. Согласно современным научным воззрениям, компетенции и личностно-профессио-нальные качества — это открытые неравновесные системы, подчиняющиеся законам синергетики [16, с. 145-146].
Многообразие существующих научно-методологических подходов не позволяло обеспечить целостное видение феномена профессиональной готовности. «Универсальная» методология была реализована на базе акмеологи-ческого подхода (А.А. Деркач, В.Г. Зазы-кин, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.) [1]. А.М. Молокостова отмечает возрастание интереса к изучению акмеологичес-кого развития личности и применению акмеологического подхода не только
в отечественной, но и в зарубежной науке [18].
Б.Г. Ананьев создал целостную акмеологическую модель познания и практического действия, позволяющую изучать индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики в единстве [13, с. 15-17]. Последователи и ученики акмеологической школы успешно применяют акмеологи-ческий подход в исследовании проблем профессиональной готовности [12-14; 19; 24].
Зарубежные исследователи фиксируют внимание прежде всего на развитии карьеры и профессионального цикла (Дж. Холланд, 1987). В рамках концепции вариантной карьеры Д. Холла и Ф. Мирвиса профессиональная готовность выражается в способности адаптироваться к изменяющимся социально-профессиональным условиям и эффективном самообучении [28].
А. Бандура и Дж. Роттер рассматривают профессиональную готовность с позиции теории социального научения, в центре внимания которой — взаимодействие «личность — рабочая обстановка» [26; 31]. Специалисты, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения процессов профессиональной деятельности [26]. Термин «экономическая адаптация», в рамках теории адаптации к работе, введённый в научный обиход Р. Дэвисом и Л. Лофквистом, — это приспособление к рабочему окружению, умение преодолевать проблемы, связанные с профессиональной деятельностью [27]. Д. Сьюпер сформулировал понятие «уровень профессиональной зрелости» так: профессиональным развитием можно управлять через влияние на «Я-концепцию», сознание и самосознание личности [30].
Профессиональная готовность, с точки зрения теории развития целостной и гармоничной личности Р. Ассаджи-оли [4], во многом определяется наличием у специалиста целостного образа личности (своего «Я») и профессии. По данным М. Вудкока и Д. Френсиса, при определении профессиональной готовности специалиста, планировании и развитии карьерного продвижения личностные особенности доминируют над профессиональной подготовкой [5].
На основании рассмотрения подходов зарубежных учёных к проблеме профессиональной готовности можно констатировать сходство их научно-
методологических позиций в поисках детерминант профессиональной готовности с положениями отечественных исследований.
Заключение
Методология познания профессиональной готовности субъекта, сложившаяся в рамках традиционной парадигмы, не обеспечивает качественно новых возможностей в перспективе научных исследований. В новой ситуации стереотипы познания не отвечают в полной мере современным социальным требованиям. Новый взгляд и ракурс в изучении явления «профессиональная готовность» наблюдаются в системном, аксиологическом и синергетичес-ком подходах.
ССЫЛКИ
[1]. Абульханова К.А. Акмеология вчера, сегодня, завтра // Прикладная психология и психоанализ. — 1997. — № 1. — С. 12-27.
[2]. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
[3]. Арендачук И.В. Адаптационная готовность личности к учебно-профессиональной деятельности: системно-диахронический подход // Современные исследования социальных проблем: Электронный журнал URL: http://cyberleninka. ru/article/n/adaptatsionnaya-gotovnost-lichnosti-k-uchebno-professionalnoy-deyatelnosti-sistemno-diahronicheskiy-podhod (дата обращения: 22.02.2017).
[4]. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика: От душевного кризиса к высшему «Я». — М.: РЕФЛ-бук, 1994. — 311 с.
[5]. Вудкок М. Раскрепощённый менеджер: Для руководителя-практика. — 2-е изд., перераб. — М.: Дело, 1994. — 317 с.
[6]. Деркач А.А., Гагарин А.В., Степнова Л.А. Акмеология: наука, практика, образование // Акмеология. — 2014. — № 3-4. — С. 22-27.
[7]. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
[8]. Забродин Ю.М. Очерки теории психологической регуляции поведения. — М.: Магистр, 1997. — 215 с.
[9]. Завоёванная Н.С. Профессиональная готовность: краткая история, основные понятия и подходы к изучению // Наука. Мысль. — 2014. — № 11. — С. 6-13.
[10]. ЗвягинцеваН.Ю. Формирование готовности к инновационной деятельности будущего педагога в условиях модульного обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2011. — № 2. — С. 72-79.
[11]. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд., стёр. — М.: Академия, 2004. — 206 с.
[12]. Караваев А.Ф. Условия профессионального становления сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2012. — № 4 (51). — С. 44-48.
[13]. Кашапов М.М. Акмеология: Учебное пособие. — Ярославль: Изд-во ЯГУ им. П.Г. Демидова, 2011. — 111 с.
[14]. Козлова Н.В. Личностно-профес-сиональное развитие педагогов в условиях модернизации образования // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 341. — С. 178-180.
[15]. Левитов Н.Л. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
[16]. Лыткин А.В. Синергетический подход к диагностике формирования компетенций // Учёные записки университета Лесгафта. — 2016. — № 3 (133). — С. 145-150.
[17]. Массанов А.В. Формирование психологической готовности старших подростков к профессиональному самоопределению: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Киев, 1988. — 17 с.
[18]. Молокостова А.М. Социальные риски в профессиональном развитии: теоретический обзор и подходы к изучению // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 11. — С. 1720-1727.
[19]. Нужнова С.В. Закономерности и принципы формирования готовности к профессиональной мобильности у студентов в условиях провинции // Вестник ЧГПУ. — 2009. — № 5. — С. 122—133.
[20]. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. — 255 с.
[21]. Психические состояния. — СПб.: Питер, 2000. — 506 с.
[22]. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация. — М.: Когнито-Центр, 2002. — 396 с.
[23]. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личнос-
ти / Л.В. Бозрикова, В.В. Водзинская, Л.Д. Докторова и др.; под ред. В.А. Ядо-ва. — Л.: Наука, 1979. — 264 с.
[24]. Сластёнин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический подход // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 4. — С. 13-23.
[25]. Чурсина А.С. Методологические подходы к формированию готовности к профессиональному саморазвитию // Современные проблемы науки и образования. — 2011. — № 5. — С. 7479.
[26]. Bandura A. Human agency in social cognitive theory // American Psychologist. — 1989. — Vol. 44. — P. 11751184.
[27]. Dawis R.V. A psychological theory of work adjustment: an individual-differences model and its applications / René V. Dawis, Lloyd H. Lofquist. — Minneapolis: Univ. of Minnesota Pr., 1984. — 245 p.
[28]. Holland J.L. Current status of Holland's theory of careers: Another perspective / H.L. Holland // Career Development Quarterly, 1987. — Vol. 36. — P. 24-30.
[29]. Rotter Julian B. The development and applications of social learning theory: selected papers / Julian B. Rotter. — New York: Praeger, 1982. — 367 p.
[30]. Super D. Vocational maturity in adulthood // Vocational Behavior, 1979. — Vol. 14. — Р. 255-270.
REFERENCES
[1]. Abulkhanova K.A. Akmeologiya vchera. segodnya. zavtra // Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz. —1997. — № 1. — P. 12-27.
[2]. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Strate-giya zhizni. — M.: Mysl, 1991. — 299 р.
[3]. Arendachuk I.V. Adaptatsion-naya gotovnost lichnosti k ucheb-no-professionalnoy deyatelnos-ti: sistemno-diakhronicheskiy podkhod // Sovremennyye issledovaniya sotsial-nykh problem: Elektron. zhurn. [Modern research of social problems: electronic journalistic]. — 2013. — № 10 (30). — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ adaptatsionnaya-gotovnost-lichnosti-k-uchebno-professionalnoy-deyatelnos-ti-sistemno-diahronicheskiy-podhod (accessed 22 Febrrary 2017).
[4]. Assadzhioli R. Psikhosintez: teori-ya i praktika: Ot dushev. krizisa k vyssh. "Ya". — M.: REFL-buk, 1994. — 311 р.
[5]. Vudkok. Mayk. Raskreposhchennyy menedzher: Dlya rukovoditelya-praktika The liberated manager: For the head — the practician. — M.: Delo, 1994. — 317 p.
[6]. Derkach A.A., Gagarin, A.V., Stepnova L.A. Akmeologija: nauka, praktika, obrazovanie // Akmeologija. — 2014. — № 3-4. — P. 22-27.
[7]. Dyachenko M.I. Psihologicheskie problem gotovnosti k deyatelnosti. — Minsk: Publishing house of BSU, 1976. — 176 p.
[8]. Zabrodin Yu.M. Ocherki teorii psik-hologicheskoy regulyatsii povedeniya. — M.: Magistr, 1997. — 215 p.
[9]. Zavoyevannaya N.S. Professional-naya gotovnost — kratkaya istoriya os-novnye ponyatiya I podhody k izucheniyu // Science. Thought. — 2014. — № 11. — P. 6-13.
[10]. ZvyagintsevaN.Yu. Formirovaniye gotovnosti k innovatsionnoy deyatelnosti budushchego pedagoga v usloviyakh mod-ulnogo obucheniya // Vestnik Adygeysko-go gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya. — 2011. — № 2. — P. 72-79.
[11]. Isayev I.F. Professionalno-pedagog-icheskaya kultura prepodavatelya: ucheb. posobiye dlya studentov vuzov. — 2-e izd.. ster. — M.: Akademiya [Academy], 2004. — 206 p.
[12]. Karavayev A.F. Usloviya profes-sionalnogo stanovleniya sotrudnikov OVD // Psikhopedagogika v pravookhranitel-nykh organakh. — 2012. — № 4 (51). — P. 44-48.
[13]. Kashapov M.M. Akmeologiya: ucheb. posobiye. — Yaroslav, 2011. — 111 p.
[14]. Kozlova N.V. Lichnostno-pro-fessionalnoye razvitiye pedagogov v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya // Vestn. Tom. gos. un-ta, 2010. — № 341. — P. 178-180.
[15]. Levitov N.L. O psikhicheskikh sos-toyaniyakh cheloveka. — M.: Prosvesh-cheniye, 1964. — 344 p.
[16]. Lytkin A.V. Sinergeticheskiy podk-hod k diagnostike formirovaniya kompeten-tsiy // Uchenyye zapiski universiteta Lesgaf-ta. — 2016. — № 3 (133). — P. 145-150.
[17]. Massanov A.V. Formirovaniye psikhologicheskoy gotovnosti starshikh podrostkov k professionalnomu samoo-predeleniyu: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. — Kiev, 1988. — 17 p.
[18]. Molokostova A.M. Sotsialnyye riski v professionalnom razvitii: teoret-
icheskiy obzor i podkhody k izucheniyu // Fundamentalnyye issledovaniya. — 2013. — № 11. — P. 1720-1727.
[19]. Nuzhnova S.V. Zakonomernosti i printsipy formirovaniya gotovnosti k pro-fessionalnoy mobilnosti u studentov v us-loviyakh provintsii // Vestnik CGPU. — 2009. — № 5. — P. 122-133.
[20]. Platonov K.K. Struktura i razvitiye lichnosti. — M.: Nauka, 1986. — 255 p.
[21]. Psikhicheskiye sostoyaniya. — St. Petersburg: Piter, 2000. — 506 p.
[22]. Raven Dzh. Kompetentnost v sovre-mennom obshchestve: vyyavleniye. razvitiye, realizatsiya. — M.: Kognito-Tsentr, 2002. — 396 p.
[23]. Samoregulyatsiya i prognoziro-vaniye sotsialnogo povedeniya lichnosti / L.V. Bozrikova. V.V. Vodzinskaya. L.D. Dok-torova i dr.; pod red. V.A. Yadova. — L.: Nauka, 1979. — 264 p.
[24]. Slastenin V.A. Professionalizm pedagoga: akmeologicheskiy podkhod // Sibir-skiy pedagogicheskiy zhurnal. — 2006. — № 4. — P. 13-23.
[25]. Chursina A.S. Metodologicheski-ye podkhody k formirovaniyu gotovnosti k professionalnomu samorazvitiyu // Sovre-mennyye problemy nauki i obrazovaniya. — 2011. — № 5. — P. 74-79.
[26]. Bandura A. Human agency in social cognitive theory / A. Bandura // American psychologist. — 1989. — Vol. 44. — P. 1175-1184.
[27]. DawisR.V. A psychological theory of work adjustment: an individual-differences model and its applications / Rene V. Dawis. Lloyd H. Lofquist. — Minneapolis: Univ. of Minnesota Pr.. 1984. — 245 p.
[28]. Holland J.L. Current status of Holland's theory of careers: Another perspective / H.L. Holland // Career Development Quarterly. — 1987. — Vol. 36. — P. 24-30.
[29]. Rotter Julian B. The development and applications of social learning theory: selected papers / Julian B. Rotter. — New York. N.Y.: Praeger 1982. — 367 p.
[30]. Super D. Vocational maturity in adulthood / D. Super. J.M. Kidd // Vocational Behavior. — 1979. — Vol. 14. — P. 255-270.
MODERN APPROACHES TO THE ANALYSIS OF "PROFESSIONAL READINESS" CONCEPT
Elena P. Kostenko — Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Pr., 82, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
Olga I. Lebedintseva — 1st-year Post-Graduate Student, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Pr., 82, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article analyzes traditional and innovative scientific-methodical approaches to the research of a phenomenon of professional readiness. It is determined that the professional readiness has been studied within the frames of different social sciences. As a result, extensive theoretical and practical material has been cumulated. At the same time, there is no single complex approach, providing comprehensive study of the matter. It is shown that along with classical approaches (functional, personal, subjective-activity), there has been started application of such innovative approaches as system, axiological, synergetic. Acmeological approach is especially emphasized as the most perspective, open to new challenges of the modern society, as far as it envisages completeness and fusion of not only the research, but also activity models, algorithms and technologies within the entire integral system.
Keywords: professional readiness, scientific and methodical approaches, functional approach, personal approach, activity-personal approach, acmeological approach.