6.3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОГО РЕЦИДИВА
Тохова Е.А. Должность: аспирантка. Место учёбы: кафедра уголовно-процессуальных дисциплин Кисловод-ского гуманитарно-технического университета.
Аннотация: в статье дана подробная характеристика общего предупреждения постпенитенциарной преступности, проанализированы отдельные особенности индивидуальной профилактики этих видов преступлений, исследованы некоторые направления предупредительных мероприятий по предупреждению постпенитенциарного рецидива, как одного из вопросов борьбы с преступностью. Определена роль наиболее распространенных методов индивидуальной профилактики и значение индивидуализации наказания для предотвращения совершения новых преступлений.
Ключевые слова: постпенитенциарный рецидив, постпенитенциарная преступность, индивидуальное предупреждение, индивидуальная профилактика, индивидуализация наказания, специальное предупреждение, личность рецидивиста, ранее судимое лицо, воспитательнопедагогическое воздействие, социальная адаптация.
INDIVIDUAL PREVENTION OF POSTPENITENTIARY RELAPSE
Tokhova E. A., the post-graduate student. Place of studye: chair of criminally-remedial disciplines of Kislovodsk gu-manitarno-technical university.
Annotation: this article contains detailed description of common prevention of the postpenitentiary crime, analysis of separate peculiarites of individual prevention of such kinds of crimes, investigation of some precautionary measures on prevention of postpenitentiary recidivism as on of the main points of struggle against crime. The author determines the vole of the most widespread methods of individual prevention and the meaning of individualization of punishment in prevention of committing new crimes.
Key words: postpenitentiary crime, postpenitentiary recidivism, individual prevention individualization of punishment, special prevention, personality of recidivist, educationally-pedagogical influence, social adaptation.
Исследуя некоторые вопросы предупреждения постпенитенциарной преступности, следует выделить специальное предупреждение, которое дополняет и конкретизирует общее предупреждение и принимает меры в разрезе отдельных его составляющих и имеет определенные границы.
В рамках специального предупреждения выделяются уголовно-правовая, криминологическая и виктимо-логическая виды профилактики. Многие ученые считают, что виктимологическая профилактика является одним из актуальных и перспективных направлений развития системы предупредительного воздействия на преступность. В.И. Каныгиным виктимологическая профилактика определяется как комплекс мер сдерживающего или упреждающего характера по воздействию на виктимогенные факторы, явления, процессы, которые представляют собой составляющие совокуп-
ности причин конкретных преступлений, их категорий и видов.1
В этой связи заслуживает внимания мнение А.И. Алексеева, которое изложено в статье « О новых подходах в борьбе с преступностью». В частности им предлагается создать по всей вертикали специализирующиеся на организации и осуществлении мер предупреждения преступлений государственно-
общественные структуры. На федеральном уровне это мог бы быть Комитет по предупреждению преступности при президенте РФ. Основная задача этого органа - стратегическое управление предупреждением преступлений и т.д.2
Частью специального предупреждения является индивидуальное предупреждение. А.П. Закалюк определяет индивидуальное предупреждение как «... специальную деятельность по устранению причин и условий совершения преступления конкретным лицом, которое ещё не проявило преступного умысла, но его поведение свидетельствует о высокой вероятности перерастания последнего в преступное».3 Е.Б. Кургуз-кина дает научное обоснование понятия индивидуальной профилактики преступлений в отношении лиц и антиобщественными установками, направленных на выявление, устранение, нейтрализацию или ослабление объективных или субъективных факторов, могущих привести к совершению преступления.4
Индивидуальное предупреждение, в отличие от общего, осуществляется применительно к весьма определенному кругу подростков - к тем, чей образ жизни и поведение свидетельствуют о реальной возможности их перехода на антиобщественные позиции. В нашем случае оно должно быть направлено с одной стороны на саму личность, а с другой - на её непосредственное окружение и включать в себя исправительное и корректирующее воздействие с целью устранения неблагоприятного воздействия на личность и изменения его социально неодобряемого поведения.
Способы индивидуальной профилактики могут быть самыми различными - это постановка на учет, профилактические беседы, применение мер дисциплинарного, гражданско-правового, административно-
правового, уголовно-правового характера.
В свою очередь индивидуальную профилактику преступлений разделяют на раннюю и непосредственную. Эффективность ранней профилактики заключается в общевоспитательных мерах, рассчитанных на оздоровление условий жизни и воспитания несовершенно-летних.5
Суть непосредственной профилактики, отмечает Г.А. Аванесов6, составляет организация и осуществление превентивной деятельности, направленной конкретно на выявление и устранение причин, условий и обстоятельств, которые могут способствовать совершению преступлений, и проведение с лицами работы по недопущению преступлений. На наш взгляд, именно непосредственная профилактика играет ключевую роль в предупреждении постпенитенциарной преступности.
Каныгин В.И. Проблемы комплексного анализа и предупреждения преступности в регионе ( по материалам Приволжского федерального округа): Автореф. дисс...канд.юрид. на^к.- Нижний Новгород. -2002.-С.17.
Алексеев А.И. О новых подходах в борьбе с преступностью // «Черные дыры» в российском законодательстве .-2005.-№4.-С.294-308.
3 Закалюк.А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения.-М.-1986.-С.16.
4 Кургузкина Е.Б. Теория личности преступника и проблемы индивидуальной профилактики преступлений: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук.-М.-2003.-С.12.
5 Аванесов Г.А. Криминология. Прогностика. Управление.-Горький.1975; Костицкий М.В., Настюк М.И. Особенности профилактики правонарушений учащейся молодежи. - Львов.-1983; Литвинов А.Н., Гавриш Т.С. Профилактика преступлений. От теории к практике: научно-практическое пособие.- М., 2003 г.
6 Аванесов Г.А. Криминоология. Прогностика. Управление. -С.108.
Именно в этом случае антисоциальная направленность лица носит устойчивый характер. Считаем, что предупреждение преступности охватывает все сферы профилактики преступлений и является составной частью борьбы с преступностью наряду с: а) общей организацией борьбы с преступностью; б) правоохранительной деятельностью.7
Если профилактика, как справедливо отмечалось в литературе, это, по существу, разновидность социальной работы, то задачи предотвращения замышляемых преступлений решаются преимущественно оперативно-розыскными методами и средствами. То есть можно сказать, что здесь налицо, по сути, совершенно различные технологии противодействия преступности, объединяет их лишь одна- цель- не допустить совершения преступлений.8Все сказанное относится к подготавливаемым преступлениям. Разница в том, что если в первом случае речь идет о допреступном поведении, не подлежащем уголовно-правовой квалификации, то во втором - о начальной стадии преступной деятельности. Это дает основания объединить рассматриваемые проявления криминальной активности и говорить о предотвращении замышляемых и подготавливаемых преступлений. Нами следует особо проанализировать и обозначить предотвращение совершения новых преступлений лицом, ранее судимым. Конкретно недопущение преступлений путем их предотвращения достигается самыми разнообразными воздействиями как на личность, так и на внешние обстоятельства (социальную микросреду, ситуации). Здесь речь идет об особой криминальной активности, которая может способствовать совершению преступлений. В этом случае важно создать условия для отказа такого лица от преступления или искоренить возникновение такого намерения.
В случае пресечения преступлений, предупредительный эффект достигается тем, что удается избежать причинения реального вреда общественным отношениям, благам и ценностям, охраняемым уголовным законом, либо избежать продолжения преступной деятельности. В этих целях применяются разнообразные приемы опреативно-розыскной, административной, охранной и иной деятельности. Трактуемые таким образом профилактика, предотвращение и пресечение преступлений, в совокупности составляющие их предупреждение, представляют собой диалектическое единство противоположностей. Едина в данном случае цель-недопущение преступлений. Взятых в их зародышевом состоянии, так и в виде почти завершенном, и обеспечение таким путем защиты объектов уголовно-правовой охраны.9 На наш взгляд, аналогичной составляющей предупреждения преступлений следует отнести контроль за лицами освободившимися из исправительных учреждений, так как речь идет об особой категории преступников - постпенитенциарных рецидивистах. Соответственно предупредительные меры должны быть специфического, несколько отличающегося от общих превентивных мер, характера. Важно четко уяснить предназначение разнообразных видов контроля и его цели. Здесь речь идет о конкретных задачах противодействия постпенитенциарного рецидива, а именно: обеспечение исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия и их ресоциализация. Следует иметь в виду специфику переходного периода таких лиц от одного в новое для них состояние.
Индивидуальное предупреждение подразумевает под собой, прежде всего, индивидуальнопрофилактическую работу с лицами ранее судимыми, имеющее свою тактику под которой понимается наи-
Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я.
Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография.-М.-2001 .-С.126.
8 Смирнов Г.Г. Криминологическое учение о предупреждении преступности: содержание, развитие, реализация./Под ред. А.И. Алексеева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2004.-С.-38.
9 Смирнов Г.Г. Указ соч. С.-41.
более целесообразная система осуществления правомерных и научно-обоснованных воспитательных и иных мер воздействия, обеспечивающих исправление профилактируемых, недопущение рецидива преступлений с их стороны. Основная цель индивидуальной профилактики, по мнению Алексеева А.И - переориентация профилактируемых в социально полезном направлении (рассмотреть понятие социальной полезности, актуальность на сегодняшний день, пригодно ли оно сегодня для употребления и не исчерпало ли своей жизненной обусловленности). Им же был систематизирован один из важнейших элементов борьбы с преступностью, как тактика индивидуальнопрофилактической работы с лицами ранее судимыми, в которую входят выявление и изучение ранее судимых лиц, подлежащих индивидуально-
профилактическому воздействию; приемы и формы индивидуального воспитательного воздействия на лиц, ранее судимых, устранение объективных условий, способствующих рецидиву преступлений, административный надзор, который нынче отсутствует, но при этом возникает необходимость его восстановления. Отправляясь из вышеизложенного, стоит отметить, что, во-первых, с учетом особенностей личности рецидивистов для успешного достижения целей индивидуальной профилактики рецидива преступлений должно быть обеспечено наиболее интенсивное воспитательное воздействие в отношении данной категории профилактируемых на основе квалифицированного, научно обоснованного и, прежде всего педагогически грамотного применения тех средств, приемов и методов, которые не являются специфичными для этой работы; во-вторых, специфика некоторых условий, способствующих рецидиву преступлений, предопределяет необходимость реализации ряда мер, которые не применяются в индивидуально-профилактической работе с лицами, ранее не судимыми.
К методам индивидуальной профилактики прежде всего относится убеждение. Оно играет существенную роль во всей работе по предотвращению преступлений. Однако полно применяется в индивидуальной профилактике. 10 Под ним понимался метод воздействия на сознание и поведение людей, представляющего комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях повышения сознательности, организованности и дисциплинированности граждан, добросовестного соблюдения ими норм социалистического общежития.11 Так что остановимся лишь на педагогическом смысле этого слова, под которым понимается целенаправленное воздействие на сознание, чувства и волю воспитуемо-го в целях формирования и закрепления у него положительных взглядов и качеств. Следует признать, что на сегодняшний день оно не имеет под собой никакого юридического обоснования, так как выступало в качестве одного из направлений предупредительной работы милиции до ликвидации института административного контроля за лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы. Необходимым условием убеждения является положение, при котором воспитатель, убеждая других, глубоко верит в то, что он сообщает, к чему призывает. Соблюдение рассматриваемого требования представляется особенно важным в индивидуально-профилактической работе с теми ранее судимыми, для которых характерно предвзятое отношение к работникам милиции, а также скептицизм и неуверенность в собственных силах. Но на сегодняшний день нельзя отрицать существование, таких (подпитывающих этот скептицизм, неуверенность в себе, предвзятое отношение к работникам милиции) явлений.
Упражнение, как метод воспитательного воздействия состоит в приучении профилактируемых к выполнению
10 Овчинский С.С. Актуальные проблемы борьбы с тяжкими преступлениями против личности. М., 1971. (ВНИИ МВД СССР)
11 Попов Л.Л. Убеждение и принуждение. М., «Московский рабочий», 1968.
социальных норм, соблюдению правил поведения. Оно предполагает выработку у них и закрепление в процессе разнообразных видов практической деятельности необходимых навыков и привычек требуемого социального поведения, накопление опыта жизни в конкретной социальной микросреде. Выработка и развитие положительных потребностей, немыслимы без упражнения в социально полезных поступках, привыкания к социально одобряемому поведению. В свою очередь, формирование положительных потребностей способствует развитию позитивных познавательных, профессионально-трудовых, общественно-
политических и других интересов, а через них - росту духовной культуры, формированию и закреплению социально одобряемых мотивов, переориентации личности в социально полезном направлении.12
Но нельзя не отметить бездейственность и бессилие названных нами процессов в современных условиях, так как сегодня не принимаются меры к выявлению и устранению внешних условий, способствующих рецидиву преступлений. В условиях всеобщего правового нигилизма, всеобщей терпимости к деятельности криминальных авторитетов, превозношения криминальной субкультуры, отсутствия мер по социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, всеобщего падения духовности, практически не остается мотивов, побуждающих проявлять положительные качества и совершать социально одобряемые поступки. Отсутствует какой-либо институт поощрения лиц, имеющих тенденцию к отхождению от своей преступной деятельности, не контролируется и не ограничивается доступ таких лиц в зону их конфликта с окружающим миром.
Нельзя предъявлять моральные требования к людям, не заботясь об объективных условиях их жизни.13
Тем самым, восстановив институт социальной адаптации, лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, мы восстановим педагогическо-
воспитательный подход к ним. Поэтому наряду с воспитательным воздействием на профилактируемых в процессе индивидуальной профилактики принимаются меры к выявлению и устранению объективных причин.
Проблема взаимоотношений личности правонарушителя с внешней средой является одной из центральных в криминологии. В этих сложных взаимоотношениях принято выделять три основных звена: воздействие на субъекта конкретной жизненной ситуации, в которой он находится непосредственно перед совершением преступления; влияние внешней социальной среды на процесс формирования личности; наконец, взаимодействие условий жизни человека и наследственной (генетической) информации.
Сдержанность и направленность конкретных предупредительных мероприятий в решающей степени зависят от того, какой из перечисленных вариантов взаимоотношений личности со средой подвергается в том или ином случае корректировке, воздействию в целях недопущения преступления. Отрицательные влияния встречаются в жизни каждого человека, но их соотношение с положительными воздействиями среды в жизни разных лиц в силу особенностей их социальных связей, а также в силу индивидуальных качеств личности различно. Для рецидивистов в целом характерны как существенные отклонения от нормы в нравственном облике личности, так и неблагоприятные показатели в сфере социальных связей. При таких условиях даже незначительное отрицательное влияние внешней среды может способствовать совершению преступления. Данное обстоятельство предопределяет значение работы по устранению отрицательных воздействий внешних для достижения целей индивидуальной профилактики в отношении ранее судимыми Специфика этих условий определяется в конечном
12 А.И. Алексеев. Индивидуальная профилактика рецидива преступлений. Москва.1975. с.38
13 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., изд. АН СССР, 1959.
счете ни чем иным, как самим фактом состоявшейся судимости и применения уголовного наказания, особенно лишения свободы. А.С. Шляпочников классифицирует разнообразные отрицательные факторы, способствующие совершению преступлений, применительно к следующим основным сферам их проявления: семья, школа, трудовой коллектив, ближайшее бытовое окружение.14 Мы в этот перечень, со всеми имеющимися основаниями, добавим сферу досуга и сферу отбывания наказания.
Уголовный закон формулирует три цели наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений. Эти цели являются тем правовым ориентиром, который по определению должен обладать качеством прогнозирования конечного результата общественно полезной деятельности государства в области борьбы с преступностью, как антиобщественным явлением. Социальное предназначение наказания не приносит эффективных результатов сокращения преступности, а цели наказания не обеспечены достаточным набором его видов.15
Научная мысль и судебная практика оказались в достаточно непростом положении, о чем свидетельствует избыточное назначение условного осуждения, которое за последние годы составляет более 50% всех назначаемых судами наказаний.16 С.В. Познышев утверждал, что наказание имеет только одну цель -предупреждение преступлений, которое возможно в форме физического удержания или в форме психологического противодействия преступлению.17 М.Д. Шар-городский считал целыми наказания только общее и специальное предупреждение преступлений.18И.С. Ной относил к целям наказания также исправление и перевоспитание осужденных.19
Цели восстановления социальной справедливости либо оспаривались (М.Д. Шаргородский считал, что цель наказания не в восстановлении справедливости, а в профилактике преступности) либо отождествлялись с целью кары (С.В. Милюков)20. В этой связи П.П. Осипов обоснованно утверждал, что «кара не воспитывает, она подавляет, устрашает и в лучшем случае вырабатывает конформность поведения», а потому наказания, не связанные с исправительно-трудовым воздействием на осужденного, лишены цели исправления и перевоспитания.21
Следует согласиться с тем, что восстановление правопорядка и прав человека на благоприятные условия существования является одной из составляющих целей восстановления социальной справедливости.
Цели исправления уголовный закон придает особое значение, что не соответствует функциональным возможностям большей части наказаний. Исправление в теории права толкуется как положительно поведение осужденного, достигаемое применением наказания. Показателем исправления является отказ осужденного от совершения нового преступления в период отбывания наказания и в пределах срока погашения судимости, а также отсутствие рецидива, что на наш взгляд
14 Шляпочников А.С. О классификации обстоятельств, способствующих совершению преступлений.-«Советское государство и право» 1964.-№10.-с.91.
15 Цепляева Г. О целях, функциях и система наказания // Угловное право .-2007.-№3.- С.73
16 Преступность и правонарушения ( 2000-2005) Статистический сборник. М., 2005
17 Познышев С.В. основные вопросы учения о наказании. М., 1904. С. 262-263.
18 Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л., 1973. С.22.
19 Ной И.С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве. Саратов.-1962.- С.37.
2 Милюков С.Ф. Российская система наказаний. Спб.- 1998. - С.7.
21 Осипов П.П. Теоретические основы построения и применения уголовно-правовых санкций. Л., 1976. С.279.
признается единственным объективным критерием измерения эффективности общего исправления.
Целью специального предупреждения является предупреждение совершения новых преступлений лицом, совершившим преступление. Назначая наказание, суд преследует цель предупредить возможность совершения осужденным другого преступления. И.И. Карпец к способам обеспечения цели специального предупреждения относил лишение преступника физической возможности совершить преступление, психическое воздействие на него, устрашение.22 Бышевский Ю.В. и А.И. Марцев называют только психологовоспитательное воздействие на личность осужденного.23 По сложившемуся мнению, с которым мы не можем не согласиться, целями специального предупреждения является физическое удержание осужденного от совершения им новым преступлений путем изоляции его от общества, что , несомненно оказывает определенное психическое воздействие на осужденного, но ощутимого воспитательного воздействия на личность, как нам представляется, не имеет.
Специально-предупредительные функции характеризуются созданием условий, объективно (за счет изоляции от общества, запрещения заниматься определенной деятельностью) препятствующих совершению осужденным нового преступления. Разные виды наказания составляют систему наказаний предупредительного свойства. Цели наказания являются равновеликими. Каждая из них придает видам наказания специфические восстановительные, исправительные и предупредительные функции.
Адресатом целей общего предупреждения является любое лицо. В.Н.Кудрявцев обоснованно отмечает, что «общепревентивное действие права заключается в предупреждении всех лиц, имеющим отношение к его предписаниям об обязательности их исполнения и обеспечении силы государственного принуждения в случае правового стимулирования».24 В вопросе об индивидуализации наказания важное значение имеет психологическая установка на исправление. У судебных органов по конкретным делам отсутствует квалифицированное мнение специалистов в области психологии на предмет возможности исправления наказанием в зависимости от особенностей личности исправляемого и его способностей к исправлению. Судейское усмотрение (правовой институт, рассматриваемый нами далее) в вопросах индивидуализации наказания в вопросах индивидуализации наказания в настоящее время не опирается на мнение специалистов. Примером этому в вопросах условно-досрочного освобождения является не экспертное мнение специалистов психологов, а суждение администрации учреждения мест лишения свободы об этом.
На наш взгляд, на сегодняшний день прежде всего колоссальное внимания нужно уделить внешним условиям, способствующим совершению постпенитенци-арных преступлений, так как любая тактика бессильна перед такими условиями, существующими в обществе в целом и влияющими на их совершение из вне. В их числе - несовершенство отдельных норма законодательства, недостатки уголовной, исправительнотрудовой политики, у пещения в работе государственных органов и общественных организаций по приобщению лиц, отбывших наказание, к честной трудовой жизни и др. Далее, без законодательной регламентации вопросов индивидуального предупреждения, а именно педагогического, психологического и иного воздействия на лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, деятельность компетентных органов сводиться на нет. В настоящее время практически пришел в упадок институт индивидуального предупреждения преступлений и органы, компетентные в этих вопросах, занимаются далеко не некогда поставлен-
Карпец И.И. Индивидуализация наказания. М., 1961.С.156-158.
23 Бышевсикй Ю.В., Марцев А.И. наказание и его назначение. Омск.-1985.- С.15.
24 Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М.-1978.-С.139.
ными перед ними задачами. Также немаловажное значение имеет восстановление системы воспитательных, культурно-просвятительских мероприятий в местах лишения свободы, нормализация моральнонравственной атмосферы, которые в комплексе устраняли бы антиобщественные установки осужденного и способствовали его личностному излечению, уменьшали бы вероятность дальнейшего заражения им правопослушных граждан и лиц, склонных к криминальному образу жизни.
Рецензия
В данном исследовании дается характеристика основным элементам предупреждения постпенитенциарного рецидива, как одному из направлений борьбы с преступностью. Повышенная общественная опасность постпенитенциарной преступности определяет потребность в разработке предложений по законодательному и организационному совершенствованию мер её предупреждения и задает исследуемой теме весьма актуальный тон.
Автором проанализированы основные направления индивидуального предупреждения постпенитенциар-ного рецидива, особенности мер и методов индивидуальной профилактики рецидива преступлений, к которым относятся индивидуализация наказания, постановка на учет, профилактические беседы, применение мер дисциплинарного, гражданско-
правового, административно-правового, уголовноправового характера и т.д.
На равное с этим обосновывается необходимость возрождения системы воспитательных, психологопедагогических, культурно-просвятительских мероприятий по устранению антиобщественных установок осужденного, института административного контроля и мер по социальной адаптации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.
Кандидат юридических наук, доцент Ю.Н. Шаповалов.