POLITICAL SCIENCES
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Мартышин Д. С.
кандидат наук по богословию, доцент, заведующий кафедрой украиноведения, православия и теологии, Межрегиональная Академия управления персоналом
MODERN CONCEPTS OF SOCIAL POLICY OF THE ORTHODOX CHURCH
Martyshyn D.S.
Сandidate Sciences in Theology, Associate Professor, head of the Department of Ukrainian Studies, Orthodoxy and Theology, Interregional Academy of Personnel Management
Аннотация
Статья посвящена социальной политике православной церкви Украины и России, христианскому богословию, динамике духовного развития человечества в контексте государственного управления. В статье подробно проанализированы вопросы социальной доктрины христианства, социальной работы религиозных организаций. Автор убежден в том, что тема социального учения церкви занимает особое место как в богословской науке, так и светской философской и политологической мысли. В переходный период развития современного общества, в условиях поиска духовных векторов становления социума, еще большую актуальность обретает обращение к социальной мысли христианства, которая направляет внимание исследователей к религиозной и социальной проблематике бытия человечества. Социальная политика церкви способствует преодолению духовного кризиса общества, обретения богословского понимания духовной сущности социума, гармонизации духовной и социальной сторон жизни человека.
Abstract
The article is devoted to the social policy of the Orthodox Church of Ukraine and Russia, Christian theology, dynamics of the spiritual development of mankind in the context of public administration. The issues of the social doctrine of Christianity and social work of religious organizations are analyzed in detail in the article. The author is convinced that the theme of the social teachings of the Church occupies a special place in theological science as well as in secular, philosophical and political science thought. In the transition period of development of modern society, in the conditions of searching for spiritual vectors of the formation of society, an appeal to the social thought of Christianity, which directs the attention of researchers to the religious and social issues of the existence of humanity becomes even more relevant. The social policy of the Church contributes to overcoming the spiritual crisis of society, gaining theological understanding of the spiritual essence of society and harmonizing the spiritual and social aspects of human life.
Ключевые слова: социальная политика церкви, социальная доктрина христианства, социальная работа, социальное служение, политика, экономика, вера, религия, этика, государство, миссия.
Keywords: social policy of the Church, social doctrine of Christianity, social work, social service, politics, economics, faith, religion, ethics, state, mission.
Кризис развития современного общества на тельных целостных концепций социального разви-
рубеже нового тысячелетия ознаменовал собой тия общества и новых адекватных вызовам времени
окончание эры «атеизма», «скептицизма», «чистого парадигм социальной политики христианства. научного рационализма» и вызвал первые глубокие В связи с этим актуализируется проблема вы-
сомнения как мировоззренческого, так и теоретико- работки новых моделей социальной политики
методологического порядка в адекватности порож- церкви с учетом сложных и неоднозначных процес-
дённых ею схем общественно-исторического про- сов глобализации, модернизации, что в свою оче-
цесса. Сегодня на фоне политических потрясений, редь, стимулирует богословскую науку в поиске
экономической нестабильности и финансовых кри- выражения религиозных смыслов и ценностей для
зисных явлений нарастает уровень критики основ современного мира. Из сказанного, думается,
устройства общества (при этом — всё более востре- должно быть ясно, что особую актуальность и зна-
бованными становятся новые модели социальной чимость приобретает задача формирования новых
работы и социальной политики государства). Вме- теоретико-методологических подходов к определе-
сте с тем, приходится констатировать, что эта кри- нию путей устойчивого развития человека, обще-
тика пока не привела к формированию содержа- ства и церковных институтов в условиях масштаб-
ных, динамичных социальных изменений и модернизации. Формирование и разработка таких подходов невозможны без опоры на прочный фундамент религии, веры в Бога, а также без учёта тех современных реалий, которые определяют собой пути и перспективы развития человечества в XXI веке.
Целью настоящего исследования является определение содержания и особенностей социальной политики православной церкви Украины и России в условиях модернизации современного общества, а также осмысление социального служения христианства в контексте вызовов современного мира. Отметим, что социальная политика церкви объединяет в себе теоретико-практический, аналитический, психотерапевтический, морально-нравственный, духовный и социальный аспекты социальной помощи человеку.
Весомый вклад в осмысление актуальных вопросов социальной политики православной церкви, проблем взаимоотношения церкви и современного общества внесли патриарх Варфоломей I (Архондо-нис), патриарх Кирилл (Гундяев), митрополит Владимир (Сабодан), митрополит Онуфрий (Березовский), митрополит Иларион (Алфеев), митрополит Александр (Драбинко), епископ Пантелеимон (Ша-тов), протоиерей Николай Балашов, протоиерей Всеволод Чаплин, протоиерей Андрей Ткачев, протоиерей Георгий Коваленко, протоиерей Михаил Пеций, священник Иоанн Раметов, протодиакон Андрей Кураев, В. Р. Легойда, А. В. Щипков, Н. А. Супрун, С. В. Чапнин [1, 2, 9, 18, 19, 21, 22, 23].
Проблемы пастырского служения, взаимоотношения церкви и общества, применительно к процессам современной общественной жизни рассматривал митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Например, приснопамятным митрополитом Владимиром были исследованы вопросы отношения украинского государства и церкви, трагедии разделения современного общества и необходимость диалога православных богословов со светской наукой, в том числе и для осмысления социальных явлений, понимания соотношения материального и духовного в жизни общества [1, 4].
Особенно востребованы богословские работы известнейшего немецкого богослова католического священника Ганса Кюнга [10, 11, 12, 13]. Его книги соответствуют исследовательским задачам не только светской науки, но и православного богословия в области христианской социальной мысли. Это дает возможность применения его исследований и в области социальной работы православной церкви, и в государственном управлении.
Весомый вклад в разработку методологии социальной политики церкви внес епископ Гавриил (Кризина) [2]. Для священнослужителей, занимающихся проблемами социальной политики церкви, характерно стремление включить в нее вопросы социального учения церкви, философии, пастырской психологии, а также государственного управления, политологии, философского прогнозирования и социологии.
Важно сказать о научных трудах, касающихся сущности социальной работы церкви, таких авторов, как: Г. В. Щекина, Н. Ф. Головатого, И. П. Бид-зюры, А. В. Радченко, Е. А. Романенко, А. П. Ман-ченко, Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой, М. В. Вдовиной, И. Г. Кузиной, Г. П. Медведевой, М. М. Федяниной, Ю. П. Сурмина, Г. М. Сагач [22].
Анализ научно-богословских работ по вопросам близким к проблеме социальной политики церкви в условиях модернизации современного общества позволяет сделать вывод о постоянном росте научного и практического интереса к проблемам социальной доктрины христианства. Нами использованы научные и публицистические исследования, посвященные проблеме социальной политики Украинской православной церкви в контексте государственного управления. Первоочередное внимание уделено официальным документам православной церкви, излагающим официальную позицию священноначалия по вопросам взаимоотношения церкви и современного общества [3, 17].
Социальная политика церкви позволяет максимально использовать неоценимый потенциал христианства для сохранения духовной и социальной стабильности в обществе и создания необходимых предпосылок для социально-экономического развития страны в условиях глобализации и модернизации. В то же время в богословской и управленческой литературе этим важным вопросам уделялось недостаточно внимания, с богословских позиций исследовались преимущественно вопросы экклеси-ологии (учение о церкви). В политологических работах, посвященных церковным организациям, исследовались лишь исторические аспекты социального служения и виды благотворительной деятельности церкви.
Как следствие недостаточного внимания со стороны государственного управления, в частности, политологии, методика, принципы и модели социальной политики церкви в условиях модернизации, остаются недостаточно определенными и мало изученными. Необходимо признать, что в большинстве случаев деятельность социальных служб и благотворительных церковных организаций регулируется самостоятельными решениями отдельно взятых церковных иерархов, священников или меценатов, не связанными между собой одним богословским представлением о социальном служении церкви.
Все вышеперечисленное нами, приводит к хаотичным действиям духовенства, непрофессионализму в оказании социальной помощи человеку, неоправданному дублированию служения церкви разными организациями, множественности мнений в принятии решений, в отдельных случаях противоречивости самих принятых решений, направляющих, благословляющих и регулирующих социальную деятельность Церкви. Важно сказать о том, что неконсолидированные и несогласованные социальные инициативы церковных приходов препятствует дальнейшему развитию социальной работы Церкви, а следовательно и получению социальных результатов в жизни современного общества [14].
На сегодняшний день становление, развитие и научная идентификация социальной политики церкви, как самостоятельной науки, проходит в условиях постоянных дискуссий светских специалистов и богословов. И одновременно с развитием светской научной теории социальной политики церкви идет её богословское осмысление. Патриарх Кирилл (Гундяев) уточняет: «И если в каких-то приходах или епархиях кто-то все еще считает, что совершение добрых дел, социальное служение Церкви есть нечто второстепенное, прямо не связанное с посещением воскресных богослужений и с исповеданием нашей веры, то эти люди глубоко ошибаются» [7].
Ознакомление с соответствующими наработками богословов, священнослужителей и светских теоретиков социальной работы свидетельствует о том, что социальная проблематика остается открытой и находится в кругу внимания научных кругов. Но «несмотря на множество теоретических исследований социальной работы как теории и практики, проведенных за годы ее развития и в России и за рубежом, остается много неразрешенных вопросов» [22, с. 7].
Богословский анализ истории становления социальной политики церкви как науки говорит о том, что активная социальная миссия церкви, благотворительная деятельность христианства и богословское видение человека создают предпосылки формирования науки «социальная политика церкви» в фарватере междисциплинарных отношений. Светские специалисты в сфере государственного управления, социальной политики, социальной философии, социологии, социальной работы должны использовать данные не только социальной психологии, философии, социологии, но и христианского богословия [18, 19, 21, 23]. Церковные исследователи социальной сферы изучают не только человека, но его поведение в обществе, церкви, пытаются понять духовные основы личности, важные аспекты христианского миросозерцания, влияющие на внутренний мир личности и ценностные ориентиры всего социума.
Социальная политика церкви является составной частью общей священной миссии церкви в мире, относящейся к социальной сфере бытия человека: целенаправленная деятельность церковных организаций (синодальных отделов, епархий, монастырей, церковных приходов, священнослужителей, социальных работников, братств, сестринств, волонтеров, социальных центров помощи, богоде-лен), по выработке и реализации социальных программ, непосредственно касающихся человека, его положения обществе. Социальная политика церкви предназначена аккумулировать богословский опыт церкви и общества в служении человеку, фокусировать внимание современной науки на духовных и социальных потребностях человека.
Изучая основы социальной политики церкви, необходимо рассмотреть несколько основных важных принципов: принцип социальной ответственности перед Богом, церковью, обществом и человеком; принцип социальной справедливости в жизни
общества и государства; принцип социального партнерства между церковью, государством и гражданским обществом; принцип социальных гарантий в жизни социума.
Задачи социальной политики церкви охватывают стимулирование активной социальной деятельности христианского общества (проповедь, работа со СМИ, миссионерство, социальная работа); усиление трудовой мотивации христианина (все-стороння профессиональная деятельность, просвещение, наука, образование, бизнес, меценатство); в диалоге с государством обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения; сохранение культурного и природного наследия; укрепление национального самосознания, духовной самоидентичности и религиозной самобытности.
Социальная политика не только государства, но и церкви включает оказание материальной и другой поддержки социально уязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, многодетным семьям и др.). Важное место в сфере социальной политики церкви отводится вопросам развития социальной работы и социального служения церкви.
Подчеркнем, что это касается усиления значимости в социальной работе богословского объяснения происхождения человека, основанного на христианской антропологии, сотериологии и социальном учении церкви [15, 21, 23]. Таким образом, в теории социальной политики церкви складываются богословские знания о Боге, человеке, церкви и системные научные представления о помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. При этом усиливается ориентация современной науки на богословие православной церкви.
Следует выделить позицию покойного митрополита Владимира (Сабодана), который считал, что «православный универсализм именно в том, что мир (природа) и история одинаково несут на себе творческие силы Божественного Логоса и участвуют в домостроительстве нашего спасения. Поэтому в православном богословии нет разрыва с космологией, антропологией, сотериологией и эсхатологией» [1, с. 38].
Предстоятель Украинской православной церкви митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) указывает на то, что во все времена первоочередная задача церкви заключалась в помощи человеку в очищении от греха, примирении с Богом и социальном служении. «В этом направлении Церковь находит совместную сферу сотрудничества со всеми слоями общества — с государственными структурами, с коммерческими и социальными организациями и др. И это служение нас сближает. Милосердие к страждущим и обездоленным, независимо от их национальности и социального положения — одно из главных направлений служения Церкви. Наше милосердие должно проявляться в виде молитвы, сострадания, утеше-
ния, если необходимо — предоставлении материальной помощи, а также в защите тех, кого обижают» [16].
Таким образом, социальную политику церкви необходимо рассматривать как интегральную парадигму, богословскую систему христианской социологии, социальной доктрины христианства, социального учения церкви, разветвленную сеть профессиональной помощи человеку, реабилитационную политику, мобилизацию всех человеческих ресурсов, достижение поставленных целей и базовое удовлетворение потребностей человека [19, с. 15-16].
Важно сказать несколько слов и о социальной работе церкви, как об универсальном виде христианской социальной деятельности, цель которой заключается в удовлетворении социально гарантированных групповых и личностных интересов и потребностей различных слоев населения в контексте Евангелия и христианской нравственности [20, с. 12].
В жизни современного социума сравнительно недавно начали работать церковные специалисты, волонтеры, а также активные православные христиане — миряне, исполняющие священную миссию православной церкви. Духовенство и миряне, занимающиеся социальной работой церкви, четко осознают, что «в бескрайнем соборе, каким является Божий мир, человек, священник своей жизни, будь он рабочий или ученый, делает из всего человеческого приношение, хвалу, славословие» [5, с. 207].
С обострением финансового и экономического кризиса, возникновением социальных проблем в странах постсоветского пространства появились практические запросы на решение ряда социальных проблем не только государством, но и церковью, так как «для преодоления бедности требуется большая восстановительная программа — восстановление всех главных систем жизнеустройства» [6, с. 248].
Для преодоления негативных последствий кризисных явлений в жизни общества необходима не только выверенная социальная политика государства, но и духовно-моральная мобилизация общества. В критических ситуациях, как правило, не все решают деньги, финансовые потоки, экономические программы, а решимость социума преодолевать трудности, вызовы и препятствия.
Важно отметить, что подходы церкви к социальной политике опираются на фундаментальные богословские знания о человеке, его природе и социуме. Вполне очевидно, что современная социальная политика церкви не только оценивает свой собственный потенциал, свои ресурсы, возможности и перспективы, но и обращается к современной науке. Православие вместе с современным человеком ищет ответы на вопросы, «как преодолеть бедность», «как уменьшить разрыв между богатыми и бедными», что «может сделать Церковь», чтобы успешно уврачевать социальные болезни общества. Известный апологет и миссионер, профессор, протодиакон Андрей Кураев говорит о том, что свя-
щеннослужителям, социальным работникам и прихожанам православных храмов необходимо смотреть на проблемы современного мира «глазами человека» [9, с. 393], не согласного с нами, чтобы понять его. Ганс Кюнг размышляет: «Верующие правильно поступают, когда задают критические вопросы, чтобы прийти к просвещенной, понимающей вере; только такая вера и может выдержать испытания временем в современном секулярном мире, частью которого является и российское общество» [11, с. VIII].
Это требует новых научных подходов, разрабатываемых в церковной науке и социальной практике церковных учреждений. В наше время понятия «социальное служение», «социальная политика», «социальная работа», являются многозначными и широко употребляемыми как в социальной науке, так и в практике, повседневной церковной жизни. Доцент философского факультета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Б. Л. Кнорре указывает на то, что социальное служение церковных институтов это не только духовно-психологическая и материальная помощь тем, кто оказался за «социальной чертой». Это также и «деятельность, направленная на поддержание или повышение уровня жизни самого социума, ориентированная на вполне встроенных в него членов, в большей степени на тех, кто обладает не реализованным социальным потенциалом, т. е. на молодежь» [8, с. 70].
Отметим, чтобы познать предмет социальной политики церкви, нельзя ограничиться только кругом церковных явлений, которые знакомы каждому православному христианину из собственных духовных, молитвенных переживаний и практических наблюдений. Чтобы составить всесторонне представление о том, что такое «социальная политика церкви» и изучить предметное поле социального служения церкви, необходимо сконцентрировать исследовательское внимание на достижениях современной науки. Таким образом, исходя из определений специалистов, ученых, миссия социальной политики церкви заключается в предоставлении всем людям возможности полностью реализовать свой потенциал и улучшить свою жизнь в свете библейского откровения, христианского учения о человеке и обществе [20, с. 11].
Важно осознать, что социальная политика церкви сосредоточена не только на решении проблем, кризисных явлений, но и на формировании благоприятных условий для всестороннего развития личности и утверждении позитивных изменений в социуме. На сегодняшний день социальная политика не только в светской науке, но и в церковной среде является интегративной, динамичной и развивающейся дисциплиной.
Многозначность понятия социальная политика церкви сводится к таким смысловым оттенкам:
— область богословского, философского и социального знания;
— духовный и социальный опыт церкви в помощи человеку;
— методология и искусство решения сложных жизненных задач в свете христианской теологии;
— нахождение выхода из сложной жизненной ситуации и поиск путей преодоления кризиса;
— процесс социальной деятельности и помощи человеку;
— люди и организации, предоставляющие социальную помощь [19, с. 14].
Исходя из вышеприведенной информации, можно сказать о том, что церковь помогает человеку преодолевать социальные и психологические конфликты, выходить из кризисных и стрессовых ситуаций, решать сложные эмоциональные и психологические проблемы. В сфере учения церкви находятся не только теоретические вопросы социальной несправедливости, нужды и бедности, проблемы алкоголизма и наркомании, насилия и дискриминации, но и практические аспекты разрешения этнических и национальных конфликтов. Безработица, инвалидность, одинокая старость, жилищные проблемы — все эти проблемы находятся в поле зрения христианской общественности. Еще раз вынуждены сказать о том, что сегодня разветвленной социальной работой занимаются не только государство, общественные, благотворительные и другие организации, но и церковные учреждения. «Принципиально важно, что церковь не только опекает государственные учреждения, больницы, центры социальной опеки, но также смогла создать многие социальные учреждения на собственные ресурсы, часто без привлечения государственных средств» [8, с. 72].
Нельзя не согласиться с размышлениями светских ученых: «Многообразны средства социальной работы: это деловые связи, личные контакты, слова, приемы психотерапии, личное обаяние и такие средства, как телефон, специальные учетные бланки и т. д. В общем плане целью практической социальной работы выступает удовлетворение потребностей и интересов личностей и групп, оказание соответствующей помощи и поддержки» [20, с. 13]. Протопресвитер Александр Шмеман напоминает: «Человек — не только первый, но и поистине главный объект миссии.... Через человека Церковь спасает и искупает мир» [24, с. 252].
«В качестве промежуточного результата можно констатировать: христианство и гуманизм не являются противоречиями; христиане могут быть гуманистами, а гуманисты - христианами. В дальнейшем мы покажем, что христианство можно правильно понять лишь как радикальный гуманизм» [12, с. 13].
Рассмотрев вышеизложенные мысли, подведем итог. С нашей точки зрения, проведенный анализ сути социальной политики православной церкви создает прочную основу для богословской рефлексии и междисциплинарного взаимодействия со светской наукой. Анализируя и обобщая взгляды церковных и светских ученых по теории социальной политики (государственное управление, социальная работа, социология, педагогика), характеризуя социальный статус социального служения
церкви как многоаспектную категорию, подчеркнем. Во-первых, социальная политика церкви имеет общий, универсальный характер, включая социальную политику государства, жизнь общества и разносторонние интересы личности. Во-вторых, социальная политика церкви изучает общие и частные устремления человека, закономерности и особенности разнообразных общественных отношений. И в-третьих, социальная политика церкви не может быть реализована без гуманизма и жертвенного служения ближнему.
Список литературы
1. Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины. Мысли разных лет. (Из архива Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви) / Состав. и науч. ред.: Александр (Драбинко), митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский. — К.: Фонд памяти Митрополита Владимира, 2015. — 416 с.
2. Гаври!л (Я. В. Кризина), архiмандрит; Дюшсш Мартишин, прото1ерей. Сощальне служшня Православно! Церкви в умовах виклишв сучасного свиу: монограф1я / Я. В. Кризина, Д. С. Мартишин. — К.: ДП «Вид. д1м «Персонал», 2018. — 254 с.
3. Документи Святого 1 Великого Собору Православно! Церкви. — К.: В1дкритий Православний Ушверситет Свято! Софи-Премудрост1, ДУХ I Л1ТЕРА, 2016. — 112 с.
4. Духовний заповгг Предстоятеля Укра!нсько! Православно! Церкви Блаженшшого Митрополита Ки!вського 1 вс1е! Укра!ни Володимира. — К.: Фонд пам'яп Блаженшшого Митрополита Володимира, 2016. — 40 с.
5. Евдокимов Павел. Этапы духовной жизни: От отцов-пустынников до наших дней. — М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2003. — 232 с.
6. Кара-Мурза С. Г. Первое предупреждение. Неполадки в русском доме. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2005. — 448 с.
7. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании V Общецерковного съезда по социальному служению // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата [веб-портал] — 2019. — иКЬ: http://www.patriarchia.ru/db/text/4210990.html (дата обращения: 11. 02. 2019).
8. Кнорре Борис. Социальное служение современной Русской Православной Церкви как отражение поведенческих стереотипов церковного социума // Православная Церковь при новом патриархе / под ред. А. Малашенко и С. Филатова: Моск. Центр Карнеги. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — С. 69 - 120.
9. Кураев Андрей, диакон. Перестройка в Церковь. Эскиз семинарского учебника по миссиоло-гии. — М.: Центр библейско-патрологических исследований; А1ара, 2009. — 512с.
10. Кюнг Ганс. Во что я верю / Пер. с нем. — М.: ББИ, 2013. — 274 с.
11. Кюнг Ганс. Фрейд и будущее религии / Пер. с нем. — М.: ББИ, 2013. — 139 с.
12. Кюнг Ганс. Христианский вызов / Пер. с нем. — М.: ББИ, 2012. — 465 с.
13. Кюнг Ганс. Церковь / Пер. с нем. — М.: ББИ, 2012. — 677 с.
14. Мартышин Дионисий, протоиерей, Бочков Павел, священник. Духовные идеалы Православной Церкви и преодоление социальной изоляции на церковном приходе // Христианос. — № XXV. — 2016. — С. 211-233.
15. Мартышин Дионисий, протоиерей. Социальная работа Церкви как наука на современном этапе развития общества // Богословско-историче-ский сборник. Юбилейный выпуск. — Калуга, 2016. — С. 51-62.
16. Онуфрий, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины. «С помощью молитвы Церковь решает почти все свои вопросы» // Pravmir.ru. Православие и мир. Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня [веб-портал] — 2019. — URL: http://www.pravmir.ru/blazhenneyshiy-mitropolit-oшfriy-s-pomoshhyu-mohtvyi-tserkov-reshaet-pochti-vse-svoi-voprosyi/#ixzz3TtjAYZGa (дата обращения: 11. 02. 2019).
17. Основи сощально! концепци Украшсько! Православно! Церкви. — К.: 1нформ. - вид. центр УПЦ, 2002. — 80 с.
18. Пеций Михаил, протоиерей, Мартышин Дионисий, протоиерей. Современные проблемы христианской философии истории: учебное пособие. — К.: ДП «Изд. дом «Персонал», 2016. — 124 с.
19. Пеций Михаил, протоиерей, Мартышин Дионисий, протоиерей. Введение в социальную работу Церкви: учеб. пособие / прот. Михаил Пеций, прот. Дионисий Мартышин. — К.: Духовно-просветительский Центр имени Святых Апостолов, 2015.
20. Психология социальной работы для бакалавров: учебник / А. М. Руденко, [и др.]. — Ростов н / Д.: Феникс, 2016. — 446 с.
21. Раметов И. А., Мартышин Д. С. Вклад русской религиозной философии в развитие социального учения Православной Церкви. — К.: ДП «Вид. дiм «Персонал», 2016. — 124 с.
22. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / Под. ред. Е. И. Холостовой; Л. И. Кононовой, В. М. Вдовиной. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 345 с.
23. Чопей Богдан, Мартышин Дионисий, протоиерей. Основы социального учения Русской Православной Церкви: учеб. пособие. - К.: Духовно-просветительский Центр имени Святых Апостолов, ДП «Издательский дом «Персонал», 2013. - 306 с.
24. Шмеман Александр, протопресвитер. Церковь, мир, миссия. Мысли о Православии на Западе. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996. — 272 с.