Колпакиди Д.В.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
Аннотация. В рамках настоящего исследования рассматриваются перспективные направления совершенствования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), в основу которых заложены современные механизмы нефинансовой поддержки процесса развития МСП. Основное внимание уделено особенностям и перспективам развития особых экономических зон различных типов.
Ключевые слова. Малое и среднее предпринимательство, система государственного регулирования и поддержки предпринимательства, точка роста, механизм, инструмент поддержки, особая экономическая зона, технопарк, территория опережающего развития.
Kolpakidi D.V.
MODERN TOOLS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA: THE SPECIAL ECONOMIC ZONES
Abstract. The present study examines the perspective directions of improving the system of State support of small and medium-sized enterprises (SMEs) based on modern non-financial support mechanisms the process of the development of SMEs. Focuses on the peculiarities and prospects of development of the special economic zones of different types.
Keywords. Small and medium-sized enterprises, system of State regulation and support of entrepreneur-ship, growth point, mechanism, tool support, special economic zone, industrial park, territory of advanced development.
Развитие сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) в настоящее время осуществляется в русле стратегических документов, принятых на перспективу до 2030 года [1]. Итогом реализации Стратегии развития МСП к 2030 году должно стать обеспечение эффективного вклада МСП в повышение конкурентоспособности отечественной экономики.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области развития МСП определено формирование качественно нового уровня мер и инструментов их поддержки по всему спектру механизмов: финансовые, имущественные, юридические, инфраструктурные, методологические и пр. Все составляющие системы государственной поддержки МСП призвана интегрировать АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП). Таким образом, очевидно стремление на государственном уровне к структурированию и систематизации механизмов, мер, инструментов государственной поддержки. Огромное внимание должно быть уделено разработке стандартов оказания различных форм и видов государственной поддержки МСП на
ГРНТИ 06.56.21 © Колпакиди Д.В., 2019
Дмитрий Викторович Колпакиди - кандидат экономических наук, доцент, доцент Иркутского государственного университета.
Контактные данные для связи с автором: 664033, Иркутск, Лермонтова ул., д. 275 (Russia, Irkutsk, Lermontova str., 275). Тел.: +7 902 516-27-68. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 10.04.2019.
всех уровнях управления, реализации проектов, связанных с пропагандой и популяризацией предпринимательской деятельности.
24 сентября 2018 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Горизонт реализации проекта составляет 6 лет, с 2019 по 2024 гг. Документ состоит из пяти разделов -федеральных проектов [2]. Эффективность проектов оценивается всего по трем целевым показателям: численность занятых в сфере МСП, включая ИП - к 2024 году должна достигнуть 25 млн человек (с базового значения 19,2 млн человек); доля МСП в ВВП - должна достигнуть 32,5% (с 22,3%); доля экспортеров, являющихся субъектами МСП, включая ИП, в общем объеме несырьевого экспорта -10% (с 8,6%).
Достижение целевых показателей Национального проекта [2] предусматривает развитие современных механизмов поддержки предпринимательской деятельности на государственном уровне, активизацию процессов развития точек роста в регионах. В качестве инструментов развития можно выделить создание особых экономических зон (ОЭЗ), индустриальных промышленных парков, территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), технопарков, территориальных кластеров, зон территориального развития (ЗТР) и пр. (см. рис.) [3-8]. Перечисленные инструменты способствуют привлечению прямых инвестиций в развитие приоритетных видов экономической деятельности на фоне законодательно установленного льготного режима ведения предпринимательской деятельности.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) [3] - 26
Индустриальные промышленные парки [6] - 232 (46 в реестре Минпромторга)
/■ \ Технопарки [5, 6] - 157, оценка Ассоциации кластеров и технопарков России (65 - в ГИС Минпромторга)
Д I Д
ОЭЗ промыш-ленно-произ-водственного типа - 10 ОЭЗ технико-внедренческого типа - 6
ОЭЗ портового типа - 1 ОЭЗ туристско-рекреационного типа - 9
ТОСЭР, созданные на территориях моногородов - 61
ТОСЭР, созданные на территориях ЗАТО - 5
ТОСЭР, созданные на территории Дальнего Востока - 18
Зоны территориального _развития - 0_
Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) [4] - 84
"1 I Г"
Прочее
Д д Д
Государственный индустриальный парк - 83 | Greenfield - 75
Brownfield - 8
Комплексный - 0
Частный индустриальный парк - 144 Greenfield - 67
Brownfield - 66
Комплексный - 11
Индустриальный парк смешанной формы собственности - 5 Greenfield - 3
Brownfield - 1
Комплексный - 1
Д JI II
Государственный технопарк -22
Частный технопарк 35
Технопарк смешанной формы собственности - 8
Greenfield - 4
Brownfield - 16
Комплексный -2
Greenfield - 5
Brownfield - 23
Комплексный - 7
Greenfield - 0
Brownfield - 5
Комплексный -3
е8
ы 8
з
еЗ ^О S "
ры ор
тер
ит
рс р
е Те
Инновационные территориальные кластеры - 42 (29 - в перечне инновационных пилотных проектов МЭР) Агропромышленные кластеры - 11
65 кластеров поддерживается ЦКР в рамках программы МЭР по поддержке МСП
Промышленные кластеры - 86 (29 в реестре Минпромторга)
Туристско-рекреационные и автотуристские кластеры - 45 Другие кластеры
Рис. Современные инструменты развития малого и среднего предпринимательства
В рамках настоящего исследования особое внимание уделено механизмам функционирования ОЭЗ. Первая особая экономическая зона была создана в Магаданской области в 1999 году. В данной работе рассматриваются ОЭЗ, созданные в рамках Федерального закона № 116-ФЗ [9], всего таких зон в настоящее время насчитывается 26. Помимо этого, на основании отдельных нормативно-правовых актов функционирует еще 3 таких зоны: упомянутая выше, ОЭЗ в Магаданской области, ОЭЗ в Калининградской области и на территории Республики Крым и города Севастополя.
ОЭЗ созданы в целях развития обрабатывающей промышленности, бизнеса в сфере высоких технологий, транспортной и портовой инфраструктур, туристской сферы. Всего, соответственно, существует 4 типа ОЭЗ: промышленно-производственные (ОЭЗ ППТ), технико-внедренческие (ОЭЗ ТВТ), туристско-рекреационные (ОЭЗ ТРТ) и портовые (ПОЭЗ). Основные преимущества ОЭЗ для резидентов - это создание инфраструктуры за счет бюджетных средств; режим свободной таможенной зоны (0%); стоимость земельных участков (4-50% от кадастровой стоимости); льготы по налогам на прибыль (0-15,5% на период действия ОЭЗ), на имущество (0% на 10 лет), транспортному (0% на 10 лет) и земельному (0% на 5 или 10 лет). В таблицах 1-4 проведена систематизация и структурирование накопленной информации о функционировании ОЭЗ в России.
Таблица 1
Общая характеристика особых экономических зон
Регион (область, республика), название ОЭЗ Постановление Правительства РФ, тип зоны и инвестиционной площадки* Приоритетные направления развития Место в рейтинге
1. Воронежская, Центр № 1774 от 30.12.2018, ППТ, Г Радиоэлектроника, Атомная промышленность -
2. Татарстан, Алабуга № 784 от 21.12.2005, ППТ, Г Автомобильная промышленность, Стройматериалы, Производство композитов 1
3. Липецкая, Липецк № 782 от 21.12.2005, ППТ, Г Оборудование для сферы энергетики, бытовой техники, автомобильных компонентов, для медицины 4
4. Самарская, Тольятти № 622 от 12.08.2010, ППТ, Г Автомобильная промышленность, Стройматериалы, Машиностроение 10
5. Свердловская, Титановая Долина № 1032 от 16.12.2010, ППТ, К (Г до 2018) Производство оборудования для металлургической промышленности, стройматериалов, Медицина 6
6. Псковская, Моглино № 729 от 19.07.2012, ППТ, Б Оборудование для ж/д перевозок, Автомобильная промышленность, Электротехника, Стройматериалы 7
7. Московская, Ступино Квадрат № 826 от 08.08.2015, ППТ, Г Пищевая промышленность, Электротехника, Фармацевтическая, легкая промышленность 8
8. Тульская, Узловая № 302 от 14.04.2016, ППТ, Г Производство машин, специализированной техники, автомобильных компонентов, Стройматериалы 13
9. Астраханская, Лотос № 1214 от 18.11.2014, ППТ, Г Машиностроение, Судостроение, Приборостроение, Оборудование для нефтегазовой промышленности 15
10. Калужская, Калуга № 1450 от 28.12.2012, ППТ, Г Автокомпоненты, Машиностроение, Деревообработка 9
11. Санкт-Петербург, Санкт-Петербург № 780 от 21.12.2005, ТВТ, Г 1Т, Точное приборостроение, Телекоммуникации, Фармацевтика, Энергоэффективность 5
12. Москва, Технополис Москва (бывшая Зеленоград) № 779 от 21.12.2005, ТВТ, К Электроника, Технологии в сфере медицины, Фармацевтическая промышленность, 1Т, Высокотехнологичные производства 3
13. Московская, Исток № 1538 от 31.12.2015, ТВТ, Б Технологии в сфере медицины, 1Т, Электроника, Фармацевтическая промышленность 12
14. Московская, Дубна № 781 от 21.12.2005, ТВТ, Г Производство наноматериалов, 1Т, Технологии в сфере медицины, Ядерно-физические технологии 2
15. Томская, Томск № 783 от 21.12.2005, ТВТ, Г 1Т, Производство био- и наноматериалов, Медицина, Ресурсосбережение, Электроника 14
Окончание табл. 1
Регион (область, республика), название ОЭЗ Постановление Правительства РФ, тип зоны и инвестиционной площадки* Приоритетные направления развития Место в рейтинге
16. Татарстан, Инно-полис № 1131 от 01.11.2012, ТВТ, Г Био- и нанотехнологии, 1Т, Телекоммуникации, Медицина, Электроника 11
17. Алтайский край, Бирюзовая Катунь № 69 от 03.02.2007, ТРТ, Г Общепит, Экскурсионная деятельность, Лечебно-оздоровительный туризм, Гостиничный бизнес
18. Бурятия, Байкальская гавань № 68 от 03.02.2007, ТРТ, Г Круизы, Экскурсионная, лечебно-оздоровительная деятельность, Религиозный, горнолыжный туризм
19. Иркутская, Ворота Байкала № 72 от 03.02.2007, ТРТ, Г Деловой, спортивный, экскурсионный, лечебно-оздоровительный, водный, круизный туризм
20. Тверская, Завидово № 372 от 20.04.2015, ТРТ, Г Прибрежный всесезонный курорт, Семейный, въездной деловой туризм -
Северокавказский туркластер, Курорты Северного Кавказа № 833 от 14.10.2010, ТРТ, Г Экотуризм, Горнолыжный туризм, Экскурсионная, лечебно-оздоровительная деятельность
21. Карачаево-Черкесская, Архыз № 833 от 14.10.2010, ТРТ, Г Экотуризм, Горнолыжный туризм, Экскурсионная, лечебно-оздоровительная деятельность
22. Чеченская, Ведучи № 865 от 03.10.2013, ТРТ, Г Экскурсионный туризм, Горнолыжный туризм -
23. Кабардино-Балкарская, Эльбрус № 833 от 14.10.2010, ТРТ, Г Горнолыжный туризм -
24. Дагестан, Матлас № 833 от 14.10.2010, ТРТ, Г Горнолыжный туризм -
25. Ингушетия, «Армхи» и «Цори» № 1195 от 29.12.2011, ТРТ, Г Горнолыжный туризм -
26. Ульяновская, Ульяновск № 1163 от 30.12.2009, ПОЭЗ, К Авиастроительная промышленность, Электроника, Техническое обслуживание воздушных судов 16
* Г - Гринфилд, Б - Браунфилд, К - Комплексная.
Таблица 2
Динамика инвестиций резидентов ОЭЗ, млрд руб.
№ п/п Объем инвестиций в ОЭЗ на 2017 год, с учетом бюджетных Объем заявленных инвестиций Объем инвестиций резидентов ОЭЗ с момента начала функционирования
Общий Плановый Выполнение, % 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 План на 2018 Выполнение, % 2018
1 0,90
2 138,40 137,20 100,88 161,40 24,34 33,34 53,70 81,66 93,21 103,39 112,70 111,49 101,08 111,00
3 63,98 53,47 119,66 181,60 12,99 16,93 19,85 22,99 26,00 31,25 50,67 35,10 144,36 52,60
4 17,40 26,41 65,91 23,50 0,09 0,13 0,38 3,34 6,59 7,94 10,38 19,18 54,14 10,40
5 8,62 8,04 107,16 22,10 0,00 0,00 0,00 0,29 0,52 1,57 5,19 4,78 108,65 5,50
6 4,17 4,56 91,35 4,60 0,00 0,00 0,00 0,01 0,31 0,93 1,21 76,53 0,60
7 2,52 2,79 90,37 5,70 0,00 0,26 2,52 2,79 90,39 0,70
8 3,92 4,07 96,40 14,80 0,23 3,14 1,41 223,63 3,40
9 1,43 1,37 104,98 24,20 0,00 0,00 0,04 0,69 0,62 110,97 0,70
10 21,28 15,46 137,69 56,80 0,00 0,00 3,24 4,23 6,09 13,94 8,12 171,77 13,90
11 47,78 44,82 106,62 69,00 0,39 1,52 3,82 7,23 11,04 16,99 31,32 27,11 115,53 36,00
12 45,53 39,49 115,29 96,40 0,48 0,95 1,76 3,43 4,32 6,99 15,93 11,57 137,71 16,90
13 7,99 23,79 33,59 47,00 0,00 0,27 7,99 23,79 33,59 9,30
14 30,69 27,70 110,81 32,10 0,64 1,25 2,57 5,60 6,44 7,87 16,50 11,42 144,46 17,10
15 27,73 26,44 104,85 17,00 0,46 0,77 1,16 2,11 2,51 2,95 13,34 10,00 133,35 13,34
Окончание табл. 2
№ п/п Объем инвестиций в ОЭЗ на 2017 год, с учетом бюджетных Объем заявленных инвестиций Объем инвестиций резидентов ОЭЗ с момента начала функционирования
Общий Плановый Выполнение, % 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 План на 2018 Выполнение, % 2018
16 30,02 29,13 103,06 11,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,08 3,21 2,49 129,10 3,90
17 6,74 6,57 102,63 8,40 0,16 0,47 0,30 0,70 0,70 0,71 0,85 0,52 164,67 0,60
18 4,94 5,02 98,29 12,70 0,08 0,07 0,11 0,15 0,16 0,15 0,08 0,16 47,77 0,20
19 0,62 0,47 132,01 2,40 0,00 0,05 0,13 0,17 0,19 0,19 0,19 0,19 102,16 0,20
20 0,00 0,93 0,00 0,00 0,00 0,00 0,94 0,00
13,14 21,91 60,00 20,31 0,00 0,00 0,00 0,20 0,58 1,11 1,49 4,77 45,67 1,30
21 12,04 19,55 61,58 7,90 0,00 0,00 0,00 0,17 0,52 1,05 1,42 3,57 39,83 1,20
22 1,10 2,36 46,88 12,40 0,00 0,03 0,06 0,06 0,07 1,20 5,85 0,10
23 0,00 0,00 - 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 -
24 0,00 0,00 - 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 -
25 0,00 0,00 - 0,01 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 -
26 4,97 7,60 65,37 85,20 0,00 0,00 0,01 0,13 0,52 0,66 1,02 3,08 0,80
Примечание: нумерация зон соответствует приведенной в таблице 1.
В таблице 1 для каждой из 26 ОЭЗ выделены типы зоны и инвестиционной площадки, представлены приоритетные направления развития. Уровень развития зоны может быть оценен по месту, которое ОЭЗ занимает в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности [3, 10, 11, 12].
21 ОЭЗ созданы на абсолютно новых, ранее не застроенных участках, которые не имели готовой инфраструктуры ^геепйеЫ), в основе 2 ОЭЗ лежит уже существовавшая ранее инфраструктура (brownfield) и только 3 зоны - комплексные. Анализ таблицы 1 демонстрирует, что ведущие места в национальном рейтинге принадлежат ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типа (ППТ «Алабуга», Татарстан; ТВТ «Дубна», Московская область; ТВТ «Технополис Москва», Москва; ППТ «Липецк», Липецкая область; ТВТ «Санкт-Петербург», Санкт-Петербург»). Минэкономразвития РФ констатирует, что особые экономические зоны развиваются неравномерно. Более динамично все процессы протекают в зонах ППТ и ТВТ, замедленное развитие зон ТРТ эксперты связывают с необходимостью актуализации проектов создания зон, поскольку в их основу заложены слишком оптимистичные прогнозы.
Показатели, сведенные в таблицах 1, 2, 3, 4, отражают процесс развития особых экономических зон в период с 2011 по 2017 год с привлечением опубликованных данных за 2018 год. По данным Минэко-нономразвития России [13], нарастающим итогом с начала функционирования до 2017 года (включительно), развитие совокупности особых экономических зон в России характеризуется следующими показателями в сравнении с запланированными: количество зарегистрированных резидентов составило 656 единиц (113% от запланированных); объем вложений участников ОЭЗ составил 292057,57 млн руб., в том числе капитальных - 244622,43 млн руб.; было создано 28,4 тыс. рабочих мест (110% от планового показателя); объем выручки составил 524299,75 млн руб. (132% от плана); объем федерального финансирования на создание инфраструктуры - 119979,69 млн руб. (91% от запланированного); объем средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на создание объектов инфраструктуры - 69848,39 млн руб. (93% к плановому показателю). На территориях ОЭЗ количество объектов инженерной инфраструктуры за анализируемый период равняется 761 (118% от запланированного).
Информацию по каждому показателю для отдельных ОЭЗ можно оценить из таблиц 2, 3, 4. Оценка эффективности ОЭЗ производится в соответствии с Правилами оценки эффективности ОЭЗ на основании расчета сводного показателя эффективности ЕОЭЗ с применением следующих критериев: если ЕОЭЗ > 90% - эффективное функционирование; если 50% < ЕОЭЗ < 90% - достаточно эффективное функционирование; если ЕОЭЗ < 50% - неэффективное функционирование. За период функционирования особых экономических зон с начала создания до 2017 года получены следующие результаты по оценке эффективности: наиболее эффективными признаны ОЭЗ ППТ (ЕОЭЗ = 100%, эффективное функционирование) и ОЭЗ ТВТ (ЕОЭЗ = 100%), неэффективно функционирующими признаны ОЭЗ ТРТ (Еоэз = 44%) и ПОЭЗ (Еоэз = 40%).
Таблица 3
Динамика показателей развития ОЭЗ (количество привлеченных резидентов, количество рабочих мест)
№ п/п Количество резидентов на 2017 Фактическое количество привлеченных резидентов ОЭЗ Привлеченные резиденты к плану,% Количество рабочих мест на 2017 год
Запланированное Среднегодовое 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2016 2017 2018 Создано План Выполнение плана, %
1
2 56 4,92 20 29 32 40 48 58 64 64 104 114 114 6389 5984 107
3 50 4 22 22 29 36 42 47 52 57 94 104 114 3624 3510 103
4 17 2,5 1 5 11 15 16 18 20 21 106 118 124 1077 1098 98
5 13 1,75 1 3 4 7 8 10 14 12 77 108 92 133 124 107
6 7 1,5 1 1 2 3 6 9 9 86 129 129 77 45 171
7 8 2,67 0 4 8 8 50 100 100 69 373 19
8 8 4 4 8 9 50 100 113 594 180 330
9 8 2 0 1 4 8 8 50 100 100 216 185 117
10 14 2,33 0 0 1 4 9 14 16 64 100 114 1136 685 166
11 46 3,83 21 23 27 32 36 43 46 49 93 100 107 2712 2778 98
12 43 3,38 22 22 25 33 37 38 44 50 88 102 116 5191 3958 131
13 13 4,67 0 1 14 14 8 108 108 174 336 52
14 110 10,54 53 61 78 86 100 108 137 144 98 125 131 3383 2778 122
15 72 6 38 43 52 58 67 69 72 66 96 100 92 2045 1800 114
16 40 10,17 0 0 0 15 34 61 72 85 153 180 959 484 198
17 21 1,82 17 17 17 13 16 18 20 22 86 95 105 82 80 103
18 14 1,09 12 12 10 14 12 12 12 12 86 86 86 3 17 18
19 5 0,55 2 2 2 4 5 6 6 7 120 120 140 37 31 119
20 5 0,00 0 0 0 3 0 0 60 0 91 0
20 0 0 1 8 18 25 28 30 125 140 150 465 841 55
21 19 3,38 0 0 1 7 17 24 27 26 126 142 137 457 741 62
22 1 0,20 0 1 1 1 1 3 100 100 300 8 100 8
23 0 0,00 0 0 0 0 0 0 0 0 0 -
24 0 0,00 0 0 0 0 0 0 0 0 0 -
25 0 0,00 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 -
26 13 2,11 3 5 6 6 5 11 19 19 85 146 146 55 439 13
Примечание: нумерация зон соответствует приведенной в таблице 1.
В 2016 году в ходе проверки функционирования особых экономических зон Счетной палатой РФ был сделан вывод, что особые экономические зоны не оправдали себя как действенный механизм стимулирования развития экономики. Выручка резидентов составила всего 0,2% от валового регионального продукта (ВРП) тех регионов, в которых были зарегистрированы ОЭЗ. Реальный экономический эффект от функционирования особых экономических зон не был достигнут. Подобная неэффективность, наряду с кризисными явлениями в экономике, стала причиной досрочного закрытия 11 ОЭЗ. Таким образом было потрачено более 4,5 млрд руб. из средств федерального бюджета без достижения ожидаемого эффекта. В 2018 году очередной аудит показал, что из 25 функционирующих ОЭЗ только 15 оказались успешно развивающимися.
Аналитики в числе причин неуспешности развития ОЭЗ называют: неэффективность управления; медленную окупаемость бюджетных инвестиций, поскольку вложения в ОЭЗ - это венчурные инвестиции; низкую степень участия региональных властей; недостаточность дополнительных косвенных мер поддержки резидентам ОЭЗ (инвестиционное консультирование, централизованная маркетинговая поддержка, помощь в сертификации продукции и патентной поддержке и пр.). Важнейшей проблемой представляется оценка перспективности инструмента функционирования особых экономических зон для развития малого и среднего предпринимательства в регионах.
Таблица 4
Показатели развития особых экономических зон
№ п/п Площадь ОЭЗ, га Площадь участков, предоставленных резидентам, га Доля занятой площади в полезной, % Количество объектов инфраструктуры, ед. Отношение построенных объектов к плану,% Эффективность функционирования ОЭЗ, %
введенных планируемых
Общая Полезная
2016 2017 План (2017) 2016 2017 План (2017) 2016 2017 2016 2017 2016 2017 2017 С начала работы
1 220
2 3904 2144 675 723 622 31 34 29 110 117 16 128 87 48 100 100
3 2298 1189 239 382 333 20 32 28 61 79 69 148 47 35 100 100
4 660 468 85 92 89 18 20 19 7 15 26 30 21 33 90 66
5 295 113 22 37 48 19 33 43 15 24 37 69 29 26 100 99
6 216 148 19 21 28 13 14 19 12 26 15 29 44 47 90 42
7 391 274 28 29 33 10 11 12 7 13 23 56 23 19 89 82
8 472 411 0 116 70 0 28 17 1 4 10 11 9 27 100 100
9 983 628 75 128 113 12 20 18 1 9 33 27 3 25 100 95
10 1043 786 258 437 350 33 56 45 3 8 36 17 8 32 97 92
11 182 124 77 71 76 95 57 61 19 20 16 35 54 36 100 100
12 207 110 35 87 67 31 79 61 33 78 4 82 89 49 100 100
13 60 60 50 50 52 83 83 87 6 0 0 0 100 0 100 100
14 217 84 50 54 47 44 64 56 125 159 138 306 48 34 100 86
15 269 52 21 22 16 39 41 31 33 33 19 52 63 39 95 100
16 311 225 1 1 1 1 1 0 8 15 7 27 54 36 100 68
17 3329 404 200 208 175 50 52 43 3 43 0 0 100 253 100 70
18 3623 1159 371 349 373 32 30 32 47 37 - 6 100 86 37 63
19 757 164 117 125 115 72 77 70 0 0 0 0 - - 100 100
20 380 - - - - - 0 16 0 0 0 4 - 0 0 0
46782 47 0 19 200 100
21 19527 200 33 - 0 17 18 0 40 40 0 0 100 100 32 33
22 1513 87 14 - 19 16 12 22 0 0 11 11 0 0 16 14
23 2682 - 0 3 - 100
24 2309 - 0 0 0 -
25 20751 8 - 0 0 0 -
26 426 200 20 37 59 10 18 29 6 13 4 33 60 28 85 40
Примечание: нумерация зон соответствует приведенной в таблице 1.
Следует рассмотреть два механизма работы МСП в особых экономических зонах:
1. Малые и средние предприятия могут стать резидентами ОЭЗ, в том случае, если это устойчиво функционирующие структуры, которые готовы выполнить все требования, предъявляемые к резидентам ОЭЗ. При этом МСП необходимо выполнить требования к минимальным капитальным вложениям, которые разнятся для разных типов ОЭЗ. Для резидентов зон промышленно-производственного типа минимальные капитальные вложения составляют 120 млн руб., которые должны быть осуществлены в течение 3-х лет (по 40 млн руб. ежегодно), стоимость аренды земельного участка несколько десятков тыс. руб./га в год, а выкупа земельного участка порядка 120-250 тыс. руб./га. Несколько более приемлемыми для МСП являются требования для вхождения в качестве резидента в зону технико-внедренческого типа. В данном случае требований по минимальному объему инвестиций нет. МСП, представившие проект с объемом инвестиций менее 30 млн рублей, для получения статуса резидента проходят упрощенную процедуру регистрации. Для резидентов ОЭЗ туристско-рекреационного типа требования к минимальному объему инвестиций отсутствуют.
Таким образом, льготный режим особых экономических зон при выполнении условий вхождения призван способствовать улучшению показателей хозяйственной деятельности МСП - резидентов особых экономических зон. Кроме того, запуск проектов МСП может быть поддержан институциональными структурами поддержки МСП. Например, одному из резидентов ОЭЗ «Алабуга» (ООО «Ай-
ДжиЭс Агро») в конце 2016 года Сбербанком было предоставлено финансирование в размере 981,2 млн руб. на реализацию проекта строительства завода по выращиванию шампиньонов и производству компоста общей стоимостью 1,4 млрд руб. Гарантами выступили Корпорация МСП (сумма 460,6 млн руб.) и НО «Гарантийный фонд Республики Татарстан (30 млн руб.).
В общем случае, малое или среднее предприятие, являясь субъектом хозяйственной деятельности и резидентом ОЭЗ, получает дополнительные преференции, предоставляемые резидентам ОЭЗ. Как субъект хозяйственной деятельности, данное предприятие может воспользоваться ресурсами программ социально-экономического развития, ведомственных и отраслевых программ, привлечь ресурсы национальных, федеральных и ведомственных проектов, кредитных институтов, общественных объединений пр. С другой стороны, в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства, данная предпринимательская структура может воспользоваться механизмами поддержки МСП (финансовыми, имущественными, консультационными, информационными, инновационными и пр.), реализация которых предусмотрена подпрограммой поддержки МСП через сеть организаций инфраструктуры поддержки МСП: льготное кредитование; предоставление гарантий; сервисы информационно-маркетинговой поддержки - Портал Бизнес-навигатора МСП и др.; обучение по адаптированным программам, стимулирование экспорта и пр.
2. Субъекты малого и среднего предпринимательства могут воспользоваться преимуществами режима особой экономической зоны, даже не являясь ее резидентами. МСП не смогут пользоваться льготами ОЭЗ, но смогут на общих основаниях воспользоваться инженерной, транспортной, социальной и прочими видами инфраструктуры зоны.
Таким образом, на основе проведенных исследований можно констатировать, что процесс создания особых экономических зон демонстрирует повышение показателей развития территории: рост инвестиций, увеличение количества резидентов, повышение эффективности функционирования и пр. Субъекты малого и среднего предпринимательства, на основе включения в арсенал своего развития механизмов стимулирования региональных точек роста, могут существенным образом увеличить, как показатели собственного развития, так и вклад МСП в валовый региональный продукт.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года».
2. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
3. Особые экономические зоны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_98622 (дата обращения 21.01.2019).
4. Территории опережающего социально-экономического развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293862./ (дата обращения 21.01.2019).
5. Данилов Л.В., Валеева А.Р., Голубкин И.В. Четвертый ежегодный обзор «Технопарки России - 2018» / Ассоциация кластеров и технопарков России. М.: АКИТ РФ, 2018. 52 с.
6. Геоинформационная система индустриальных парков, технопарков и кластеров Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gisip.ru (дата обращения 09.02.2019).
7. Карта кластеров России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://map.cluster.hse.ru (дата обращения 09.02.2019).
8. Распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 872-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 гг.)».
9. Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
10. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2018 / И.В. Голубкин, М.М. Бухарова, Л.В. Данилов и др.; Ассоциация кластеров и технопарков России. М.: АКИТ, 2018. 160 с.
11. Отчеты о результатах функционирования особых экономических зон за 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 и 2017 годы и за период с начала функционирования особых экономических зон. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone (дата обращения 05.02.2019).
12. Паспорта ОЭЗ, ОЭЗ ТВТ, ПОЭЗ, ОЭЗ ТРТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russez.ru/oez (дата обращения 05.02.2019).
13. Доклад о результатах функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) в 2017 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/dep0sobEcZone/2018290632 (дата обращения 18.02.2019).