Научная статья на тему 'Новые императивы пространственно-географических моделей развития Дальнего Востока: оценка тенденций и особенностей'

Новые императивы пространственно-географических моделей развития Дальнего Востока: оценка тенденций и особенностей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / SPATIAL ECONOMICS / TERRITORY OF PRIORITY DEVELOPMENT / SPECIAL ECONOMIC ZONES / INDUSTRIAL PARKS / INDUSTRIAL POLICY / TERRITORIAL AND SECTORAL PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева М. Ю., Чэнь Л., Созаева Д. А.

Предмет. Статья посвящена проблемам оценки развития Дальнего Востока. Цели. Оценка и научное обоснование эффективности инструментов экономического роста и минимизации рисков в развитии традиционных форм организации региональной экономики и новых моделей пространственной экономики на примере Дальневосточного федерального округа. Методология. Использованы статистические и экспертные методы анализа. Результаты. Дана оценка эффективности инструментов экономического роста и минимизации рисков в развитии традиционных форм организации региональной экономики и новых моделей пространственной экономики. Выводы. Сделан вывод о том, что развитие такой формы, как территории опережающего развития, в Дальневосточном федеральном округе сопряжено с рядом рисков, снижающих сбалансированность и устойчивость регионального и местных бюджетов. Даны предложения по устранению рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New imperatives for spatial and geographical patterns of development of the Far East: assessment of trends and features

Importance The article discusses the issues of assessing the development of the Far East. Objectives The paper aims to assess and substantiate the efficiency of tools for economic growth and minimize risks in the development of traditional forms of organization of regional economy and new models of spatial economics, using the Far Eastern Federal District as a case study. Methods For the study, we used statistical and expert analysis methods. Results We estimated the efficiency of tools for economic growth and minimizing risks in the development of traditional forms of organization of regional economy and new models of spatial economics. Conclusions and Relevance We conclude that the development of such a form as a territory of priority development in the Far Eastern Federal District poses a number of risks that reduce the balance and sustainability of the regional and local budgets. We offer certain proposals to address the risks.

Текст научной работы на тему «Новые императивы пространственно-географических моделей развития Дальнего Востока: оценка тенденций и особенностей»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Устойчивое развитие регионов

новые императивы пространственно-географических моделей развития дальнего востока: оценка тенденций и особенностей*

марина Юрьевна АнДРЕЕВА1,*, лэй чЭнЬь, Джамиля Алимовна соЗАЕВАс

а кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов предприятия, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Российская Федерация [email protected]

ь аспирант кафедры финансов и кредита, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация [email protected]

с кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов предприятия, Государственный университет управления, Москва, Российская Федерация [email protected]

* Ответственный автор

история статьи:

Принята 10.08.2015 Принята в доработанном виде 01.09.2015 Одобрена 28.09.2015

уДК 332.14, 332.02, 336.02, 338.2 JEL: Е62, Е65, Р21, R11

Ключевые слова:

пространственная экономика, территории опережающего развития, особые экономические зоны, индустриальные парки, территориально-отраслевое планирование

Аннотация

предмет. Статья посвящена проблемам оценки развития Дальнего Востока. Цели. Оценка и научное обоснование эффективности инструментов экономического роста и минимизации рисков в развитии традиционных форм организации региональной экономики и новых моделей пространственной экономики на примере Дальневосточного федерального округа.

методология. Использованы статистические и экспертные методы анализа. Результаты. Дана оценка эффективности инструментов экономического роста и минимизации рисков в развитии традиционных форм организации региональной экономики и новых моделей пространственной экономики.

Выводы. Сделан вывод о том, что развитие такой формы, как территории опережающего развития, в Дальневосточном федеральном округе сопряжено с рядом рисков, снижающих сбалансированность и устойчивость регионального и местных бюджетов. Даны предложения по устранению рисков.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Негативные тенденции в развитии национальной экономики на современном этапе приобретают стагнационный характер, изменить который в границах старых стереотипов «точечной» макроэкономики весьма затруднительно. Наряду с этим обострены проблемы пространственной организации экономики (экономического равновесия и оптимизации, экономического роста и ценообразования, локализации видов деятельности).

В традиционной региональной экономике данные проблемы в определенной степени получили разрешение путем локализации хозяйствования в форме территориально-производственных комплексов (ТПК) [1-4]. Территориально-

* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России» от 26.01.2014 №2 26.1478.2014/К «Структурные преобразования экономики России посредством интеграционного встраивания в отраслевые рынки АТР».

производственные комплексы воплощали идею концентрации на ограниченной территории совокупности взаимосвязанных производств различных отраслей народного хозяйства, сконцентрированных для решения одной или нескольких экономических задач. Благодаря формированию ТПК обеспечивалось рациональное использование природных и трудовых ресурсов на основе единой производственной и социальной инфраструктур. За период с 1950 по 1980 г. было организовано 15 комплексов. Территориально-производственные комплексы внесли значительный вклад в развитие региональной экономики, заложили основы освоения природных ископаемых Сибири и Дальнего Востока.

Однако с изменением геополитического пространства государства (декабрь 1990 г.) дифференциация в социально-экономическом развитии региональных систем Российской Федерации усугубилась. Традиционные ТПК в

большинстве случаев утратили свою эффективность в результате разрушения технологических связей и управленческих систем. Некоторые трансформировались в специализированные кластеры либо производственные холдинги. Эти пространственные формы хозяйствования в свое время продемонстрировали адекватные решаемым задачам и научным представлениям императивы государственно-территориального устройства и территориального планирования. В этой связи на современном этапе транзитивной экономики закономерным становится поиск наиболее интегрированных формирований региональной экономики. Для настоящего исследования представляет интерес опыт КНР по развитию выделенных территорий с особыми режимами хозяйствования [5-7].

Для стимулирования экономического роста в 20142015 гг. был принят пакет федеральных законов, способствующих регулированию нормативно-правовой практики, совершенствованию организационно-методического инструментария и механизмов управления экономикой, в том числе в региональных системах.

Внедрение этих документов априори нацеливало на последовательную реализацию концепции реформирования форм хозяйствования и расселения в границах макрорегионов, начало которому было положено объединением субъектов Федерации в федеральные округа.

Федеральным законом Российской Федерации от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определены целевые задачи, приоритеты, инструменты и субъекты процесса стратегического планирования и программирования, разграничены полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, регламентирован документооборот, разработан механизм мониторинга и контроля.

В октябре 2014 г. Президент РФ отменил ежегодные бюджетные послания главы государства Федеральному Собранию, соответствующая поправка внесена в Бюджетный кодекс. Согласно ст. 170 БК РФ1 долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования бюджетного прогноза Российской Федерации, прогноза субъекта Российской Федерации и бюджетного прогноза муниципального образования. Прогнозы должны содержать основные

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.09.2015).

характеристики бюджетов, показатели финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ на период их действия и иные показатели на долгосрочный период.

В Федеральном законе РФ от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (п. 5 ст. 4) закреплены предметные области применения инструментария для реализации политики: «промышленная политика», «промышленное производство», «промышленный комплекс», «промышленный кластер», «меры государственной поддержки субъектов промышленной деятельности». Современная промышленная политика нацелена на решение четырех важнейших задач:

- ускорение развития промышленности как основы национальной безопасности;

- обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест;

- государственная поддержка субъектов промышленной деятельности;

- обеспечение равного доступа участников к получению государственной поддержки независимо от формы собственности.

Тем самым были законодательно закреплены основы «горизонтальной» промышленной политики.

В последние годы в отечественной и зарубежной литературе развернулась дискуссия об участии государства в экономике посредством разработки и проведения промышленной политики в контексте общеэкономической политики [8, 9]. Большинство исследователей выделяют две крайние формы ее проведения: жесткую («вертикальную») и мягкую («горизонтальную»). По своей экономической сущности и внутреннему содержанию «вертикальная» политика является центристской, государственно ориентированной, «горизонтальная» - рыночно ориентированной. Инструментарий «вертикальной» политики включает адресное планирование, бюджетное финансирование, льготное налогообложение и т. д. , настроен на поддержку отдельных отраслей и видов деятельности. Проведение «горизонтальной» политики требует формирования и совершенствования институтов, обеспечивающих функционирование рыночных механизмов, включая регулирование денежного обращения, общего уровня налогообложения, стандартизацию, антимонопольное регулирование [10-12].

Для интенсивного экономического развития и полноценного индикативного планирования целесообразно выделять одну из приоритетных задач промышленной политики - «увеличение выпуска

продукции с высокой долей добавленной стоимости

" 2 и поддержка экспорта такой продукции»2.

С точки зрения логики приведенных документов промышленное развитие региона базируется на стратегических концепциях общефедерального уровня, обозначенных в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, в стратегии социально-экономического развития и стратегия национальной безопасности России. На региональном уровне базовой для Дальневосточного федерального округа является Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. Поскольку в настоящее время разработан и принят федеральный Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., руководствоваться следует разделом Прогноза развития регионов3. Во исполнение среднесрочного планирования в 2014 г. принята программа РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (до 2018 г.)4.

В качестве организационных форм государственного стимулирования реального сектора экономики законодательно закреплены:

- особые экономические зоны (далее - ОЭЗ);

- индустриальные парки (ИнП);

- территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР);

- региональный инвестиционный проект;

- специальный инвестиционный контракт.

Разрабатывается проект свободного порта Владивосток. Поскольку предметом исследования настоящей работы является новая форма стимулирования посредством выделения особых территорий, предлагается ограничиться оценкой эффективности функционирования территориальных образований в виде ОЭЗ и ИнП, на которых

2 Федеральный закон РФ от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (п. 5 ст. 4).

3 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. URL: http:// government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (п. 13.3).

4 Государственная программа РФ «Социально-экономическое

развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»: утв. постановлением Правительства РФ 15.04.2014 № 308.

действует особый режим использования имущества и налогообложения.

Особые экономические зоны. Согласно Федеральному закону от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» выделяют четыре типа ОЭЗ:

1) промышленно-производственный тип (ППТ);

2) технико-внедренческий тип (ТВТ);

3) туристско-рекреационный тип (ТРТ);

4) логистический (портовый) тип (ПТ).

Оценка мест дислокации типов ОЭЗ по территории РФ свидетельствует о том, что основная доля технико-внедренческих и промышленно-производственных зон находится в границах федеральных округов (Центрального, Северо-Западного, Приволжского). Туристско-рекреационные зоны размещены в Сибирском федеральном округе, заявленные портово-логистические зоны - в Приволжском и Дальневосточном округах (рис. 1).

Вместе с тем выделение территории в ОЭЗ не означает ее фактической и продуктивной работы. В соответствии со ст. 6 Правил оценки эффективности ОЭЗ для оценки применяются 5 групп показателей 5:

1) абсолютные количественные показатели функционирования ОЭЗ;

2) относительные количественные показатели, отражающие эффективность деятельности резидентов ОЭЗ;

3) относительные количественные показатели, отражающие эффективность вложения бюджетных средств различных уровней;

4) относительные количественные показатели, отражающие влияние функционирования ОЭЗ на социально-экономическое развитие региона, на территории которого она создана;

5) относительные количественные показатели, отражающие деятельность управляющей компании.

Итоговая оценка суммарного показателя определяется как средневзвешенное значение по каждой группе показателей и находится в интервале от 0 до 5 баллов.

По состоянию на 01.07.2013 на территории Российской Федерации было создано 27 ОЭЗ

5 Об утверждении Правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон: постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 491.

© еь

а -

a

и

о

a

и ч и

м

m

О

а о

X =

J =

ч

тп Я

а

П щ

а а

о я еь

Таблица 1

основные показатели эффективности деятельности оЭз (суммарно по всем типам)

с 2005 г. В том числе в 2013 г.

показатель натуральные показатели % к плану натуральные показатели % к плану

Количество резидентов, субъектов 344 78 53 78

предпринимательской деятельности

Количество созданных рабочих мест 10 978 73 3 159 74

Объем частных инвестиций, млн руб. 100 829 93 31 430 81

Объем государственных инвестиций, млн руб. - - 15 729 37

Сумма выручки от реализации произведенных 133 508 101 48 069 90

товаров и услуг без НДС и акцизов, млн руб.

Источник: данные Минэкономразвития России.

четырех типов, по состоянию на 01.08.2015 реально функционируют 17 ОЭЗ6. В целом, по оценке Минэкономразвития России, функционирование ОЭЗ является эффективным7. Средневзвешенное значение итогового суммарного показателя функционирования ОЭЗ всех типов составило 4,2. Это свидетельствует о том, что плановые показатели выполнены более чем на 70%. Наиболее эффективными за период с начала функционирования ОЭЗ являются ОЭЗ ППТ - 5 баллов, ОЭЗ ТВТ - 4,2 балла, ОЭЗ ТРТ - 1,6 балла, ОЭЗ ПТ - 1,5 балла (табл. 1).

Вместе с тем средние значения определяют тенденцию. Внутри выборки значения могут существенно колебаться (табл. 2, 3). Представленные данные позволяют заключить, что эффективность функционирования ОЭЗ снижается по всем зонам. Наибольшее отставание от плановых показателей имеют осуществленные государственные инвестиции. Однако, несмотря на это, в пяти зонах из шести, получивших выручку за анализируемый период, эта выручка существенно превышает плановые показатели (от 102 до 334%). Указанное обстоятельство ставит под сомнение обоснованность планов развития в части расчета потребностей в бюджетном финансировании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все функционирующие ОЭЗ имеют свободные площади, т.е. обладают потенциалом для привлечения новых участников, инвесторов, создания рабочих мест (рис. 2). Следует отметить, что функционирующие зоны имеют сформированную инфраструктуру, отработанные механизмы администрирования, способствующие сокращению времени от подачи заявки до начала производства, что является решающим фактором при открытии производства прежде всего для зарубежных

6 URL: http://www.russez.ru/.

7 URL: http://economy.gov.ru.

инвесторов. Из этого следует, что ОЭЗ далеко не исчерпали свой потенциал, однако интерес к ним снижается. Необходимы изучение причин такого спада и корректировки инструмента в соответствии с текущей ситуацией.

индустриальные парки. Развитие индустриальных парков происходит более динамично. Наличие частных ИнП свидетельствует о коммерческой составляющей проектов и наличии спроса. Наиболее активно ИнП развиваются в Центральном, СевероЗападном федеральных округах (ФО) и Республике Татарстан (табл. 4). В Дальневосточном ФО первые ИнП начали свою деятельность в Хабаровском крае. Динамика развития ИнП имеет тенденцию к росту («гринфилд») на неосвоенных территориях, что положительно сказывается на взаимоотношениях с проживающим населением и ускоряет процесс их открытия, поскольку не возникает необходимости изъятия земель и переселения. На протяжении 2012-2015 гг. структура собственности на ИнП останется неизменной (около 60% от общего количества парков является государственной собственностью, оставшиеся 40% принадлежат частным инвесторам).

География проектируемых ИнП свидетельствует о пространственно-территориальном расширении зоны парков (табл. 5). Наличие свободных территорий не превышает 50%, что является хорошим показателем с учетом динамики увеличения количества создаваемых парков. Совокупные инвестиции в инфраструктуру ИнП в 2014 г. составили 17,8 млрд руб., соотношение фактических вложений в инфраструктуру и привлеченных инвестиций в производство составляет 8,2 руб. на вложенный рубль8.

8 Индустриальные парки России // Отраслевой обзор. М.: Ассоциация индустриальных парков, 2014. 233 с.

Таблица 2

показатели эффективности деятельности оЭз промышленно-производственного типа

Алабуга титановая

показатель липецк тольятти могилино людиново

долина

Год создания 2005 2005 2010 2010 2012 2012

Средневзвешенное значение - - - - План развития План развития ОЭЗ

оценки эффективности ОЭЗ ППТ в ППТ в Калужской

функционирования Псковской области не утвержден, оценка не произведена области не утвержден, оценка не произведена

В том числе:

- с момента создания по 5 5 3,2 2,3 - -

31.12.2013

- за 2013 г. 3,6 4,4 2,8 1,3 - -

Основные абсолютные

количественные показатели

функционирования

ОЭЗ суммарно с начала

функционирования

В том числе:

- количество резидентов, ед. 36 (129) 29 (100) 13 (87) 4 (80) 1 -

(%)

- созданные рабочие места, 4 169 418 209 (190) 8 (47) - -

ед. (%) (91) (131)

- объем инвестиций, 58 699 23 300 350,5 3,1 (0,25) - -

осуществленных резидентами (164) (101) (970)

ОЭЗ, млн руб. (%)

- осуществленные 3 401 472,8 1 309 (33) 500 (41) 6 47 (объем

государственные инвестиции за (40) (14) неосвоенных

2013 г, млн руб. (%) инвестиций на конец 2013 г -366,07 руб.)

- выручка от реализации без 95 500 21 000 Выручки Выручки - -

НДС и акцизов, млн руб. (%) (102) (113) не получено не получено

Источники: URL: http://www.russez.ru/; URL: http://titanium-valley.com.

Примечание. Здесь и далее проценты указаны по отношению к показателям плана развития.

Таблица 3

показатели эффективности деятельности оЭз технико-внедренческого типа

показатель Дубна зеленоград Санкт-петербург Инномолис Томск

Год создания 2005 2005 2005 2012 2005

Средневзвешенное значение оценки План развития ОЭЗ ТВТ

эффективности функционирования в Республике Татарстан утвержден решением Наблюдательного совета от 11.04.2014, оценка не произведена

В том числе:

- с момента создания по 31.12.2013 3,8 3,2 4,6 - 4,6

- за 2013 г. 3,4 1,7 4,3 - 3,6

Основные абсолютные количественные

показатели функционирования ОЭЗ

суммарно с начала функционирования

В том числе:

- количество резидентов, ед. (%) 96 (74) 32 (53) 32 (72) - 60 (83)

Окончание табл. 3

Показатель Дубна Зеленоград Санкт-Петербург Иннополис Томск

- количество созданных рабочих мест, 1 320 849 (57) 633 (110) - 1 182 (70)

ед. (%) (102)

- объем инвестиций, осуществленных 4 000 (69) 3 388 (42) 5 775 (77) - 4 595

резидентами ОЭЗ, млн руб. (%) (102)

- объем государственных инвестиций за 884 (22) 1 982 (27) 1 699 (45) 14 996 (неосвоенные 680 (39)

2013 г., млн руб. (%) инвестиции прошлых лет)

- выручка от реализации без НДС и 4 912 6 926 (87) 802 (334) - 4 291

акцизов, млн руб. (%) (137) (238)

Источники: URL: http://www.russez.ru/; URL: http://titanium-vaUey.com.

Примечание. Здесь и далее проценты указаны по отношению к показателям плана развития.

Рисунок 2

Соотношение используемых и свободных площадей в ОЭЗ в 2014 г.

□ Общий размер площади, га ■ Занятые площади, % □ Занятые площади, га Источники: URL: http://www.russez.ru/; URL: http://titanium-valley.com.

Таблица 4

Территориальное размещение и типы функционирующих и проектируемых индустриальных парков РФ

Действующие индустриальные Проектируемые Общее количество

Федеральный округ парки индустриальные парки индустриальных

Greenfield* Brownfield** Brownfield Greenfield парков

Центральный 16 8 2 17 43

Приволжский 3 4 3 10 20

Северо-Западный 5 1 8 4 18

Уральский - 1 1 1 3

Сибирский 1 2 - 1 4

Дальневосточный 1 1 - - -

Крымский - - - - -

Южный - 2 - 2 4

Северо-Кавказский 1 - - 2 3

Всего... 27 19 14 37 97

Источники: Индустриальные парки России // Отраслевой обзор. М.: Ассоциация индустриальных парков, 2014. 233 с.

*Greenfield — индустриальный (промышленный) парк, создаваемый на вновь отведенном незастроенном земельном участке, как правило, изначально не обеспеченном инфраструктурой.

**Вго%<пйеМ — индустриальный (промышленный) парк, создаваемый на основе ранее существующих производственных площадок, обеспеченных строениями, сооружениями и инфраструктурой.

Таблица 5

Основные технико-экономические показатели действующих и проектируемых индустриальных парков

Показатель 2013 г. 2014 г. Темп роста, %

Количество индустриальных парков 80 101 26

В том числе:

- государственных 30 40 33

- частных 50 61 22

Количество регионов размещения 33 40 21

Площадь действующих парков, га 16 315 17 484 7

Площадь проектируемых парков, га 10 183 13 682 34

Площадь производственных помещений, м2 3 410 644 3 956 095 16

Количество созданных рабочих мест 56 773 70 943 25

Количество резидентов 958 1 153 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Индустриальные парки России // Отраслевой обзор. М.: Ассоциация индустриальных парков, 2014. 233 с.

Каковы основные причины большей успешности ИнП по сравнению с ОЭЗ? По мнению авторов, основная причина кроется в самом механизме создания ИнП, так как инициаторами создания выступают заинтересованные лица, будь то администрация, территории или бизнес. Инициатива идет «снизу», решение о создании принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и оформляется соответствующим нормативным документом. В случае с ОЭЗ инициатива может исходить как от региональных властей и бизнеса, так и от органов центральной власти. Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации (территориях субъектов Российской Федерации и муниципального образования, территориях муниципальных образований) принимается Правительством Российской Федерации и

оформляется постановлением Правительства РФ. В этой связи процедура организации ОЭЗ является более длительной, требует большего количества согласований. Особые зоны призваны решать социально-экономические задачи более масштабного уровня, вписываться в общегосударственную стратегию.

Обобщение опыта деятельности ОЭЗ и индустриальных парков с учетом текущих ошибок и стратегических задач позволило разработать новую форму для стимулирования промышленного развития Дальневосточного ФО - «территория опережающего развития». Сравнительный анализ условий хозяйствования на особых территориях позволяет сделать вывод о том, что ТОСЭР по сравнению с ОЭЗ и ИнП предоставляют существенные преимущества резидентам как в части разрешенных видов деятельности (на

ТОСЭР возможна добыча и переработка полезных ископаемых), так и в части налоговых льгот (табл. 6).

Министерство РФ по развитию Дальнего Востока выделяет три группы источников финансирования ТОР:

- средства государственных программ;

- средства на осуществление приоритетных инвестиционных проектов;

- прямые иностранные и частные инвестиции.

В экспертных оценках место и значение последних ставятся в зависимость от проведения глубоких структурных изменений, переориентации на инновационные проекты [13-15]. По оценке полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном ФО Ю. Трутнева, для создания инфраструктуры первых ТОСЭР потребуется бюджетное финансирование в размере 6,2 млрд руб. Частные инвестиции (на начальном этапе) составят 50,48 млрд руб. Это позволит создать около 7 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест, получить до 2025 г. дополнительно 16 млрд руб. налогов и взносов9. Авторы согласны с мнениями исследователей, подчеркивающих необходимость достижения мультипликативного эффекта как при использовании средств государственного финансирования, так и при выделении отдельных территорий с льготными режимами хозяйствования [16].

Сами по себе размеры предоставляемых льгот вне общего экономического контекста не являются стимулом для инвестора. Как справедливо отмечает Е.М. Бухвальд, льготы, в частности по налогу на прибыль, в Дальневосточном регионе играют минимальную стимулирующую роль по причине низкой рентабельности производства [17]. Освоение и развитие Дальнего Востока на протяжении всего советского периода были основаны не столько на экономических, сколько на геостратегических принципах. Достигнутые успехи были обусловлены общесоюзным разделением труда, целенаправленной политикой формирования оседлого населения, регулируемым ценообразованием. Текущая ситуация характеризуется иными объективными показателями: основной платежеспособный внутренний спрос сосредоточен в центральной и западной частях страны, внешнее окружение представлено динамично развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона, осуществляющими активную экспансию на малоемкие потребительские

9 URL: http://www.rg.ru/2015/02/13/pervie.html

рынки. На продовольственном рынке и рынке товаров повседневного спроса Приморского края и других приграничных территорий местная продукция по цене превышает аналоги производства КНР. Следовательно, одна из задач ТОСЭР заключается в том, чтобы выровнять исходные условия местных товаропроизводителей при продвижении продукции к местам внутреннего потребления и обеспечить их конкурентоспособность на внешних рынках. Вместе с тем даже в том случае, если предоставленные льготы перекроют транспортную составляющую, произведенная в Дальневосточном регионе товарная продукция (за исключением добычи природных ископаемых) подвержена повышенным рискам в связи с удаленностью территории и длительностью транспортно-логистического цикла. Надежда на исключительно рыночные механизмы не принесет желаемого результата. По крайней мере на первоначальном этапе функционирования ТОСЭР целесообразна их государственная поддержка в вопросах не только инвестиций, но и реализации созданной продукции. Подобное мнение высказывают многие ведущие экономисты и представители региональных научных школ [18-20].

Открытым остается вопрос об источниках формирования региональных бюджетов в связи с предоставленными льготами по налогу на прибыль, транспортному налогу и налогу на имущество предприятий. Консолидированные бюджеты практически всех субъектов Дальневосточного ФО являются дефицитными (табл. 7). При этом за счет налоговых и неналоговых доходов формируется около 60% консолидированных бюджетов территорий, по Приморскому краю эта доля доходит до 77,6%, на Сахалине - до 89,4%.

Наиболее остро вопрос формирования доходной части бюджета может встать на территории Приморского края, где основные промышленно развитые площади переходят в структуры ТОСЭР и Свободного порта Владивосток.

Предоставленные льготы затрагивают интересы как субъектов РФ в части формирования бюджетов, так и работников ТОСЭР в части пенсионного и социального обеспечения. Значительно сокращенные отчисления работодателей во внебюджетные фонды уменьшают доходную часть этих фондов и могут усугубить и без того сложное положение Пенсионного фонда РФ. Не отрегулирован вопрос о пенсионном обеспечении работников ТОСЭР, что не способствует формированию оседлого образа жизни

Таблица 6

Сравнительная характеристика условий осуществления экономического стимулирования ОЭЗ, ИнП и ТОСЭР

2 Я

Показатели Особые экономические зоны Индустриальные парки Территории опережающего социально-экономического развития

Орган управления Государственная управляющая компания ОАО «Особые экономические зоны» Управляющая компания, форма собственности зависит от формы собственности ИнП Государственная управляющая компания АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (ст. 6, 7)

Соподчиненность Министерство экономического развития Российской Федерации, администрации субъектов Российской Федерации Зависит от формы собственности ИнП Министерство экономического развития Российской Федерации

Разрешенные виды деятельности (Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых ^ экономических зонах») 1 < Все, кроме разработки месторождений полезных ископаемых; их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей; производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов Все, кроме разработки месторождений полезных ископаемых; их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей; производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов Перечень видов экономической деятельности согласно Федеральному закону от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» регулируется решением Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития, которое принимается в форме постановления Правительства РФ

й Налоговые льготы, в том числе:

? Налог на прибыль | (ст. 284 НК РФ) о" с 3 С1> 42 о" 3. В бюджет РФ - 0%. В бюджеты субъектов РФ - по решению местных советов, но не более 13,5%. Пример налогообложения приоритетных направлений деятельности ОЭЗ - Людиново Калужской области: 0%-до 31.12.2017 (на 3 года); 3% - с 01.01.2018 по 31.12.2020 (3 года); 5%-с 01.01.2021 по 31.12.2022 (2 года); 8%-с 01.01.2023 по 31.12.2024 (2 года); 10%-с 01.01.2025 по 31.12.2026 (2 года); 13,5% - с 01.01.2027 (до конца существования ОЭЗ) В бюджет РФ - 0%. В бюджеты субъектов РФ - по решению местных советов В бюджет РФ - 0%. В бюджеты субъектов РФ - не более 5% первые 5 лет. Не более 10% - в течение следующих 5 лет (Федеральный закон от 29.11.2014 № 380-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ»)

Налог на добычу полезных ископаемых Не предусмотрен Не предусмотрен Коэффициент принимается равным 0 до начала применения льготы по налогу на прибыль, далее льготы определяются согласно п. 5 ст. 342.3 НК РФ

Налог на имущество В течение первых 10 лет - 0% (ст. 381 НК РФ) В течение первых 10 лет - 0% В течение первых 10 лет - 0%*

Транспортный налог 10 лет с момента регистрации транспортного средства - 0% (льгота устанавливается субъектом РФ, по практике применения нормы - 0%) Освобождение от 5 до 10 лет 10 лет с момента регистрации транспортного средства - 0%**

о тз

в

П 0"

ТЗ I

ш ш

3 50

* £

§ о

ю

ю о

сл ю I

СП СП

_, л ®я-

я §

^ ш

§ т

Т1 13

ш §

о 3

О Я

а> у*.

Окончание табл. 6

Показатели Особые экономические зоны Индустриальные парки Территории опережающего социально-экономического развития

Земельный налог 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок - 0% По решению местных советов 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок - 0%

Внебюджетные фонды Общий порядок Общий порядок Льготный режим

- Пенсионный фонд, % 22 22 6

- Фонд медицинского страхования, % 5,1 5,1 1,5

- Фонд социального страхования, % 2,9 2,9 0,1

Упрощенная система налогообложения Доходы меньше или больше расходов (5%) По решению местных советов По решению местных советов

НДС (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ; ст. 37 Таможенного кодекса РФ) Товары, ввозимые на территорию особых экономических зон, помещаются под таможенный режим свободной таможенной зоны и освобождаются от уплаты НДС (0%) при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной экономической зоны, применяется ставка НДС, равная 0% Товары, ввозимые на территорию особых экономических зон, помещаются под таможенный режим свободной таможенной зоны и освобождаются от уплаты НДС (0%) при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной экономической зоны, применяется ставка НДС, равная 0% Товары, ввозимые на территорию особых экономических зон, помещаются под таможенный режим свободной таможенной зоны и освобождаются от уплаты НДС (0%) при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной экономической зоны, применяется ставка НДС, равная 0%. Для товаров и услуг, облагаемых НДС, существует заявительный порядок возмещения налога

Таможенный режим Свободная таможенная зона Свободная таможенная зона Свободная таможенная зона

Источники: данные нормативно-правовых документов РФ и органов власти территориальных образований РФ. * Льготы указаны по данным Департамента территорий опережающего развития и инфраструктуры Минвостокразвития.

** Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»): утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 №738.

Таблица 7

Основные показатели бюджетной сферы субъектов Дальневосточного ФО за 2013 г.

Субъект Доходы консолидированных бюджетов на одного жителя, тыс. руб. Доля налоговых и неналоговых доходов в структуре консолидированных бюджетов, % Отношение государственного и муниципального долгов к налоговым и неналоговым доходам консолидированных бюджетов, % Отношение дефицита и профицита консолидированных бюджетов к налоговым и неналоговым доходам, %

Республика Саха (Якутия) 161,06 52,7 31,7 -12,6

Хабаровский край 79,58 67,6 24,5 -5,1

Приморский край 49,75 77,6 18,2 -14,2

Магаданская область 182,32 54,3 30,4 -17,4

Камчатский край 182,83 35,3 27 0,5

Амурская область 93,01 47,1 69,3 -7,9

Чукотский АО 361,71 70,5 107 -74,2

Сахалинская область 193,4 89,4 11,4 -2,4

Еврейская АО 81,54 39,7 46,5 -7,8

Источник: URL: http://www.riarating.ru/; Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сборник. М.: Статистика, 2014. 72 с.

населения и в условиях ограниченных трудовых ресурсов создает опасность для концентрации иностранной рабочей силы.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что необходимость поиска эффективных форм экономического стимулирования является перманентной задачей развития социальных систем. Накопленный постсоветский, преимущественно негативный опыт стимулирования экономики Дальневосточного ФО позволяет сделать вывод о недостаточности институциональных преобразований в виде особых режимов хозяйствования. Наряду с институциональными изменениями необходима активная всесторонняя государственная поддержка территории. Эта поддержка должна проявляться

не только в создании благоприятных для бизнеса условий, но и в государственных инвестиционных проектах, реализующих концепции территориального размещения производительных сил страны. Для развития Дальневосточного региона требуется формирование государственного спроса на товарную продукцию с учетом не только рыночных факторов, но и геополитических интересов. Особенно важно способствовать закреплению коренного населения и противостоять усилению присутствия и концентрации иностранной рабочей силы. Реализация проекта ТОСЭР должна обеспечивать конкурентоспособность региональной экономики и носить не компенсационный, а стимулирующий характер.

Список литературы

1. Некрасов Н.Н. Региональная экономика: теория, проблемы, методы: монография. М.: Экономика, 1978. 344 с.

2. Гладышев А.Н., Можин В.П. Территориально-производственные комплексы СССР: проблемы формирования и развития. М.: Политиздат, 1982. 80 с.

3. Бандман М.К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований. Новосибирск: Наука, 1980. 254 с.

4. Бакланов П.Я. Пространственные системы производства. М.: Наука, 1986. 150 с.

5. Kitson M., Martin R., Tyler P. Regional competitiveness: an elusive yet key concept? // Regional studies. 2004. Vol. 38. № 9. С. 991-999. doi: 10.1080/0034340042000320816

6. Regional economic development in China. Institute of Southeast Asian Studies, 2009. 354 p.

7. Shenggen Fan, Ravi Kanbur, Xiaobo Zhang (Eds). Regional inequality in China: Trends, explanations and policy responses. Taylor & Francis Group, 2009. 258 р.

8. Глазьев С.Ю. Политические и экономические аспекты региональной интеграции // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2014. № 1. С. 9-20.

9. Лившиц В.Н. О необходимости изменения действующей парадигмы государственного управления экономикой России // Экономическая наука современной России. 2015. № 1. С. 18-28.

10. Patrizio Bianchi, Sandrine Labory. Industrial policy after the crisis: Seizing the future. Edward Elgar Publishing Ltd., 2011. 168 p.

11. CimoliM., Dosi G., Stiglitz J. (Eds). Industrial policy and development: The political economy of capabilities accumulation. Oxford University Press, 2009. 596 p.

12. КузнецовБ.В., СимачевЮ.В. Эволюция государственной промышленной политики в России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2014. № 2. С. 152-178.

13. Потиенко Л.И. Проблемы формирования территорий опережающего развития // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. № 3. C. 99-106.

14. Баранов В.В., Зайцев А.В., Мурадов А.А. Влияние фактора технологичности отрасли на модель взаимоотношений государства и бизнеса // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. № 1. С. 19-30.

15. ИоноваЮ.Г. Государственные инвестиции - спасение национальной экономики? // Финансы, деньги, инвестиции. 2012. № 1. С. 37-42.

16. Broadbent T.A. Planning and Profit in the Urban Economy. Taylor and Francis, 2013. 292 p.

17. Бухвальд Е.М. Институты развития и новые приоритеты региональной политики в России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 6. С. 108-114.

18. Цыкунов Г.А. ТПК и кластеры: новые подходы и проблемы // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 4. С. 225-230.

19. Вотинцева Л.И., Туманов Е.С. Инвестиционный прорыв в контексте стратегий развития дальневосточного региона России // Современные тенденции политического, экономического развития и проблемы управления в странах АТР: материалы I научно-практической конференции с международным участием. Владивосток, 18-19 ноября 2014. Владивосток: Приморский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2014. С. 304-308.

20. ЗаусаевВ.К., БурдаковаГ.И., КручакН.А. Территории опережающего развития: работа над ошибками //

ЭКО. 2015. № 2. С. 76-86.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sustainable Development of Regions

NEW IMPERATIVES FOR SPATIAL AND GEOGRAPHICAL PATTERNS OF DEVELOPMENT OF THE FAR EAST: ASSESSMENT OF TRENDS AND FEATURES

Marina Yu. ANDREEVAa*, Lei CHENb, Dzhamilya A. SOZAEVAc

a Moscow University for Industry and Finance 'Synergy', Moscow, Russian Federation [email protected]

b Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation [email protected]

c State University of Management, Moscow, Russian Federation [email protected]

* Corresponding author

Abstract

Importance The article discusses the issues of assessing the development of the Far East. Objectives The paper aims to assess and substantiate the efficiency of tools for economic growth and minimize risks in the development of traditional forms of organization of regional economy and new models of spatial economics, using the Far Eastern Federal District as a case study. Methods For the study, we used statistical and expert analysis methods.

Results We estimated the efficiency of tools for economic growth and minimizing risks in the development of traditional forms of organization of regional economy and new models of spatial economics.

Conclusions and Relevance We conclude that the development of such a form as a territory of priority development in the Far Eastern Federal District poses a number of risks that reduce the balance and sustainability of the regional and local budgets. We offer certain proposals to address the risks.

and sectoral planning © Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

Acknowledgments

The results were obtained within the framework ofthe implementation of State job ofthe RF Ministry of Education

and Science, project No. 26.1478.2014/K of January 26, 2014, Structural Transformation ofthe Russian Economy

through Integration Embedded in Sectoral Markets of the Asia-Pacific Region.

References

1. Nekrasov N.N. Regional'naya ekonomika: teoriya, problemy, metody: monografiya [Regional economy: theory, problems, methods: a monograph]. Moscow, Ekonomika Publ., 1978, 344 p.

2. Gladyshev A.N., Mozhin V.P. Territorial'no-proizvodstvennye kompleksy SSSR: problemy formirovaniya i razvitiya [Territorial and production complexes of the USSR: problems of formation and development]. Moscow, Politizdat Publ., 1982, 80 p.

3. Bandman M.K. Territorial'no-proizvodstvennye kompleksy: teoriya i praktika predplanovykh issledovanii [Territorial and production complexes: the theory and practice of preplanned researches]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1980, 254 p.

4. Baklanov P.Ya. Prostranstvennye sistemy proizvodstva [Spatial systems of production]. Moscow, Nauka Publ., 1986, 150 p.

5. Kitson M., Martin R., Tyler P. Regional Competitiveness: An Elusive yet Key Concept? Regional Studies, 2004, vol. 38, no. 9, pp. 991-999. doi: 10.1080/0034340042000320816

6. Regional Economic Development in China. Institute of Southeast Asian Studies, 2009, 354 p.

Article history:

Received 10 August 2015 Received in revised form 1 September 2015 Accepted 28 September 2015

JEL classification:

E62, E65, P21, R11

Keywords: spatial economics, territory of priority development, special economic zones, industrial parks, industrial policy, territorial

7. Regional Inequality in China: Trends, Explanations and Policy Responses. Shenggen Fan, Ravi Kanbur, Xiaobo Zhang (Eds). Taylor & Francis Group, 2009, 258 p.

8. Glaz'ev S.Yu. Politicheskie i ekonomicheskie aspekty regional'noi integratsii [Political and Economic Aspects of Regional Integration]. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 12: Politicheskie nauki = Bulletin of Moscow University. Ser. 12: Political Sciences, 2014, no. 1, pp. 9-20.

9. Livshits V.N. O neobkhodimosti izmeneniya deistvuyushchei paradigmy gosudarstvennogo upravleniya ekonomikoi Rossii [On Necessity of Changing the Paradigm of Russian Economy State Management].

Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii = Economic Science of Modern Russia, 2015, no. 1, pp.18-28.

10. Bianchi P., Labory S. Industrial Policy after the Crisis: Seizing the Future. Edward Elgar Publishing Ltd., 2011, 168 p.

11. Industrial Policy and Development: The Political Economy of Capabilities Accumulation. Cimoli M., Dosi G., Stiglitz J. (Eds). Oxford University Press, 2009, 596 p.

12. Kuznetsov B.V., Simachev Yu.V. Evolyutsiya gosudarstvennoi promyshlennoi politiki v Rossii [Evolution of the State industrial policy in Russia]. Zhurnal Novoi ekonomicheskoi assotsiatsii = Journal of the New Economic Association, 2014, no. 2, pp. 152-178.

13. Potienko L.I. Problemy formirovaniya territorii operezhayushchego razvitiya [Problems of formation of territories of rapid development]. Territoriya novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa = Territory of New Opportunities. Bulletin of Vladivostok State University of Economy and Service, 2014, no. 3, pp. 99-106.

14. Baranov V.V., Zaitsev A.V., Muradov A.A. Vliyanie faktora tekhnologichnosti otrasli na model' vzaimootnoshenii gosudarstva i biznesa [The influence of technological factors on the industry model of relations between the State and business]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Tomsk State University Journal of Economics, 2015, no. 1, pp. 19-30.

15. Ionova Yu.G. Gosudarstvennye investitsii - spasenie natsional'noi ekonomiki? [Public Investments: The Salvation of the National Economy?]. Finansy, den'gi, investitsii = Finance, Money, Investment, 2012, no. 1, pp. 37-42.

16. Broadbent T.A. Planning and Profit in the Urban Economy. Taylor and Francis, 2013, 292 p.

17. Bukhval'd E.M. Instituty razvitiya i novye prioritety regional'noi politiki v Rossii [Development institutions and new priorities of the regional policy in Russia]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2014, no. 6, pp. 108-114.

18. Tsykunov G.A. TPK i klastery: novye podkhody i problemy [Territorial production complex and clusters: new approaches and problems]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Academy of Economics, 2011, no. 4, pp. 225-230.

19. Votintseva L.I., Tumanov E.S. [Investment break in the context of strategy of development of the Far East region of Russia]. Materialy I nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem "Sovremennye tendentsiipoliticheskogo, ekonomicheskogo razvitiya iproblemy upravleniya v stranakh ATR " [Proc. 1st Int. Sci. Conf. Current Trends of Political, Economic Development and Problems of Management in Asia-Pacific Countries]. Vladivostok, 2014, November 18-19, pp. 304-308.

20. Zausaev V.K., Burdakova G.I., Kruchak N.A. Territorii operezhayushchego razvitiya: rabota nad oshibkami [Territories of Priority Development: Work on the Bugs]. EKO = ECO, 2015, no. 2, pp. 76-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.