УДК 332.1: (470+571)
08.00.00 Экономические науки
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Захаров Сергей Викторович к.э.н., доцент БРШ-код: 5535-9483
Шахтинский институт (филиал) ЮжноРоссийского государственного политехнического университета (НПИ) им. М.И. Платова, Россия, Ростовская обл., г. Шахты Е-шаЛ: [email protected]
В статье рассмотрены проблемы реализации комплексных проектов на территории Российской Федерации. Проведен детализированный анализ результативности комплексных проектов по основным параметрам: территориальному и правовому признаку, количеству реализованных проектов, объему привлеченных инвестиций в регион, объему доходов участников проекта. В результате анализа положительных и отрицательных практик реализации комплексных проектов в регионах с высоким валовым региональным продуктом рекомендовано правительству РФ обращать внимание на те комплексные проекты, которые работают «на результат», поощряя их, предоставляя больше преференций и льгот для привлечения инвестиций и развития территории в целом. На некоторые проекты, которые не только не являются неэффективными, а еще и несут убытки, необходимо сокращать финансирование, а в отдельных случаях ориентироваться на их закрытие. В результате сделан вывод в части того, что те регионы, которые изначально имеют благоприятную социально-экономическую среду и всю необходимую инфраструктуру являются более привлекательными для инвесторов, и, естественно, более эффективно развиваются. В такие регионы приходит больше резидентов, за счет которых появляются новые рабочие места, развивается экономика, тем самым повышая валовой региональный продукт
Ключевые слова: РЕГИОН, КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ, ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ, ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ
Рок 10.21515/1990-4665-128-035
UDC 332.1 (470 + 571) Economic Sciences
ANALYSIS OF THE COMPLEX AREA DEVELOPMENT PROJECTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Zakharov Sergey Viktorovich Cand.Econ.Sci., Associate Professor SPIN-code: 5535-9483
Shakhty institute (branch) of South-Russian state polytechnic university (NPI) by M.I. Platov, Russia, Rostov region, Shakhty E-mail: [email protected]
The article deals with the problem of realization of complex projects in the Russian Federation. A detailed analysis of the impact of integrated projects was carried out for the main parameters: the territorial and legal basis, the number of completed projects, the volume of attracted investments in the region, the volume of revenues of the project participants. According to the analysis of positive and negative practices of the implementation of complex projects in the regions with the highest gross regional product the Russian government recommended to pay attention to those complex projects that work "in the result", encouraging them, giving more preferences and privileges for investment and development of the territory as a whole. Some projects that are not only ineffective, but also bear the losses, should be reduced funding and in some cases to focus on their closure. As a result, it was concluded in part that the regions, which initially have a favorable socio-economic environment and the necessary infrastructure are more attractive to investors, and, naturally, more effectively develop. In such regions more residents come, due to which new jobs, growing the economy, increasing the gross regional product
Keywords: REGION, COMPLEX PROJECT, SPECIAL ECONOMIC ZONE, PRODUCTIVITY, GROSS REGIONAL PRODUCT
Введение
Процесс рыночной трансформации экономической системы
современной России характеризуется возникновением ряда проблем в сфере социально-экономического развития государства и развития его регионов. И лишь грамотное и умелое урегулирование процессов территориального развития может привести к росту социально-экономического благосостояния государства. Одним из инструментов, который способствует развитию социально-экономической системы региона, является комплексный проект.
Современный этап развития комплексных проектов в Российской Федерации характеризуется созданием особых режимов ведения хозяйственной деятельности на определенной территории и выделением приоритетных направлений развития инфраструктуры и производства. Почти в каждом регионе страны с каждым годом увеличивается количество особых экономических, приоритетных зон развития, моногородов, инвестиционных территориальных кластеров, индустриальных парков и технопарков. Однако, при условии развития таких комплексных проектов, с позиции органов государственной власти и местного самоуправления не осуществляется их детальный анализ в направлении результативности их работы [7].
Анализируя разработанность темы исследования, следует отметить, что рассмотрение проблем реализации комплексных проектов всегда занимало одно из ведущих мест в работах отечественных и зарубежных ученых. Теоретическую основу данного исследования составили работы и публикации ряда ученых, в первую очередь отечественных, среди которых И. В. Арженовский, К. Л. Жихарев, Н. В. Зубаревич, Л. Ф. Курченко, В. Н. Лаженцев [1, 5, 6, 10, 12, 13], а также зарубежных - К. Ф. Грей, Ф. Котлер, К. Л. Келлер, Э.У. Ларсон [2, 11] и др. Для проведения анализа результативности комплексных проектов использовались их официальные информационные ресурсы.
Объектом исследования в данной статье являются процессы
формирования валового регионального продукта. Предметом исследования выбрана подсистема формирования и реализации комплексных проектов социально-экономического развития регионов.
Цель статьи - провести анализ действующих комплексных проектов на территории Российской Федерации и оценить их результативность.
Аналитический обзор
Для проведения исследования действующих комплексных проектов структурируем их по ряду критериев, которые выделяются в работах И.В. Арженовского [1] и К.Л. Жихарева [6], а именно по территориальному и правовому признаку, количеству реализованных проектов, объему привлеченных инвестиций в регион, объему доходов участников проекта.
Обратимся к такому показателю как уровень валового регионального продукта (ВРП). В г. Москва ВРП составляет 13532,6 млрд. руб. в 2015 году, а по Московской области данный показатель составил 3213,9 млрд. руб., что является максимальным результатом среди всех регионов Российской Федерации [4]. Поэтому детализируем работу комплексных проектов в г. Москва с целью определения доли вклада данных проектов в такой показатель как ВРП. Так, в столице развивается и успешно работает особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Зеленоград», которая создана в соответствии с Постановлением № 779 Правительства РФ [14] в районе Зеленоградского административного округа Москвы. Общая площадь территории особой экономической зоны - 127 га. Общий объем заявленных инвестиций составляет 93955 млн. руб., объем инвестиций, осуществленных резидентами ОЭЗ к настоящему моменту, составляет 6734 млн. руб. Причем создано резидентами рабочих мест 2969 ед. На сегодня на ОЭЗ «Зеленоград» присутствуют 37 резидентов. Среди приоритетных направлений развития можно выделить микроэлектронику, энергосберегающие технологии, биотехнологии, информационные и
коммуникационные технологии, а также лазерные и плазменные технологии.
Инновационный территориальный кластер «Зеленоград» -обособленный научно-индустриальный район Москвы со специализацией в области микроэлектроники и высокотехнологичного бизнеса [9]. Приоритетами развития кластера определены следующие направления: организационное развитие кластера и усиление кооперационных связей между участниками; развитие инновационного потенциала и сектора исследований и разработок; развитие производственного потенциала и расширение рыночной доли продукции и услуг участников кластера; развитие кадрового потенциала; формирование общего бренда и повышение узнаваемости кластера; развитие международного сотрудничества; развитие связей с органами власти. Кластер насчитывает 53 участника. Численность работников организаций-участников кластера составляет 7772 человека.
Троицкий инновационный территориальный кластер новых материалов, лазерных и радиационных технологий - это мощный научно-технический комплекс, базирующийся на приоритетных в национальном масштабе областях науки и техники — лазерной и ядерной физике, физике элементарных частиц, управляемом термоядерном синтезе, физике высоких энергий, физике высоких давлений, физике плазмы, квантовой физике, радиозондировании.
Основные научно-технические специализации кластера - новые материалы, лазерные и радиационные технологии, а также микроэлектроника.
Предпринимательская составляющая Троицкого кластера представлена преимущественно компаниями малого и среднего бизнеса, основная задача которых коммерциализация разработок научных организаций кластера, создание коммерчески востребованных продуктов и
выведение их на рынок. Всего в малом бизнесе занято около 6,5 тыс. чел.
Индустриальный парк Технополис «Москва» предоставляет в долгосрочную аренду производственные площади для высокотехнологичных и инновационных компаний. Приоритетные высокотехнологические кластеры данного технополиса включают: оборудование и биофарму, микроэлектронику, оптику, робототехнику и промышленную автоматизацию, информационно-коммуникационные технологии, прочее высокотехнологичное производство. На сегодня насчитывается 11 резидентов [4].
Далее более детально проанализируем результативность комплексных проектов в форме особых экономических зон (ОЭЗ) Московской области. Московская область насчитывает 3 ОЭЗ (ТВ «Дубна», ПП «Ступино квадрат» и ТВ «Исток»), 2 приоритетных инвестиционных проекта, 3 кластера (кластер ядерно-физических и нанотехнологий, биотехнологический инновационный территориальный кластер «Пущино», кластер «Физтех XXI»), а также 16 действующих индустриальных парков и технопарков.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781 создана особая зона технико-внедренческого типа «Дубна» [15].
ПП «Ступино квадрат» это первый и пока единственный проект, реализуемый по инициативе частных инвесторов и не имеющий в своей основе государственного участия. Это ключевое отличие, благодаря которому территория особой экономической зоны привлекательна для инвестирования как российским, так и иностранным компаниям.
В «Ступино Квадрат» появятся предприятия приборо- и машиностроения, фармацевтического и биотехнологического производства, производства продуктов питания, строительных материалов.
Общий объем внебюджетных инвестиций в создание инфраструктуры (строительство сетей электроснабжения, канализации,
водоснабжения, строительства таможенных складов, автодорожной сети) составит более 6,1 млрд. рублей. На сегодня зарегистрировано 5 резидентов.
ТВТ «Исток», один из признанных лидеров в сфере сверхвысокочастотной электроники, утверждено якорным предприятием ОЭЗ технико-внедренческого типа во Фрязине. Это очень высокоинтеллектуальный, научный город, в нем расположены пять крупнейших инновационных предприятий, которые производят современную продукцию в области электроники, связи, оборонной промышленности, высоконаучные приборы и устройства. И создание там особой зоны позволит предприятиям активнее работать, привлекать больше средств. Сейчас готовность реализовать свои проекты во Фрязине подтвердили 10 компаний-резидентов. Объем инвестиций на начальном этапе составляет около 50 миллиардов рублей.
Территориальный инновационный кластер ядерно-физических и нанотехнологий существует в городе Дубне с 2012 года. Он включен в перечень 15 пилотных инновационных территориальных кластеров, которые получают государственную поддержку в виде финансовых субсидий. Кластер был включен в перечень по итогам открытого конкурса, проведенного в 2012 году Минэкономразвития России.
В биотехнологическом инновационном территориальном кластере «Пущино» основными направлениями реализуемых технологий и выпускаемой продукции являются биотехнология для медицины, фармакология, биотехнологии в сельском хозяйстве, защита окружающей среды, промышленная биотехнология [19].
На четвертом месте по уровню ВРП находится Санкт-Петербург (3024 млрд. руб. в 2015 г.) [17,19]. Здесь сосредоточены крупные морские порты (Морской порт Санкт-Петербург, Морской порт Приморск, «Петербургский нефтяной терминал»), а также 4 действующих
индустриальных парка.
ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» - крупнейший оператор, оказывающий услуги по перевалке всех видов сухих грузов в Большом порту Санкт-Петербург. Созданная на базе Ленинградского морского торгового порта компания успешно развивается в условиях рыночной экономики. Здесь работает около полутора тысяч человек, при этом каждое рабочее место в порту обеспечивает 7-8 в других отраслях промышленности региона.
Морской порт Приморск обеспечивает работу двух нефтеналивных терминалов, ориентированных на экспорт сырой нефти и дизельного топлива и одного перегрузочного комплекса со специализацией на рыбопромысловую продукцию.
Закрытое акционерное общество «Петербургский нефтяной терминал» - один из крупнейших российских терминалов по перевалке нефтепродуктов в Балтийском регионе, современный специализированный перегрузочный комплекс и крупнейшая на сегодняшний день стивидорная компания Большого порта Санкт-Петербург. Предоставляет услуги по перевалке и хранению нефтепродуктов.
Далее Краснодарский край (ВРП 1946,8 млрд. руб. в 2015 г.) [17], на территории которого реализуются комплексные проекты: ТР «Лагонаки», Туапсинский морской торговый порт, Морской торговый порт «Кавказ», 2 приоритетных инвестиционных проекта, а также проектируется создание индустриального парка «Восточная промышленная группа».
Восточная промышленная зона расположена в 10 км от центра Краснодара и обладает развитой инженерной инфраструктурой. В непосредственной близости находятся международный аэропорт и речной порт. Земельные участки имеют удобные подъездные пути. В радиусе 150 км расположены крупнейшие морские порты Краснодарского края (Новороссийск, Ейск, Туапсе и Темрюк). Участки общей площадью 26,8 га
находятся в федеральной собственности и предназначены для размещения промышленных объектов. Инвесторы планируют разместить здесь заводы по производству домокомплектов для малоэтажного строительства и строительных материалов.
На территории 330 га планируется размещение предприятий различных отраслей. Близость промышленного парка от речного порта и аэропорта, а также развитая инфраструктура должны привлекать инвесторов. Власти города планируют, что предприятия, расположенные в Восточной промышленной зоне, будут впоследствии изготавливать продукцию на сумму до 900 млн. евро в год.
Шестой по уровню ВРП является Республика Татарстан (1833,2 млрд. руб. в 2015 г.) [17]. Здесь сосредоточены 2 ОЭЗ (ОЭЗ «Алабуга», ТВТ «Иннополис»), 7 моногородов, Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан, а также 15 индустриальных парков и технопарков, из которых только 7 действующих.
Основным направлением деятельности ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» является обеспечение реализации соглашения «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» от 18.01.2006.
«Алабуга» - это стремительно развивающаяся компания, которая имеет опыт эффективного решения комплексных строительных проектов. Основными принципами осуществления деятельности «Алабуга» являются оказание содействия развитию и обеспечение благоприятного инвестиционного климата Российской Федерации, благодаря созданию благоприятных условий для реализации российскими и международными организациями инвестиционных проектов в отраслях промышленного производства.
Ключевым приоритетом развития ОЭЗ «Алабуга» является создание http://ej .kubagro.ru/2017/04/pdf/3 5 .pdf
на ее территории крупных кластеров: нефтехимический/химический кластер, машиностроительный кластер, кластер строительных материалов, кластер пищевой переработки [20].
Для дальнейшего развития кластеров, необходимо, в первую очередь, привлечение международных инвестиций в каждую отрасль.
На сегодняшний день в ОЭЗ «Алабуга» в качестве резидентов зарегистрированы 42 компании, представляющие различные отрасли промышленности.
Экономика ТВТ «Иннополис», расположенного в Республике Татарстан основана на высокотехнологичных индустриях. В ОЭЗ «Иннополис» создана уникальная городская среда с современной жилой инфраструктурой, экологией, безопасной средой, широкими возможностями для образования и профессионального развития.
Размещение в ОЭЗ «Иннополис» дает целый набор преимуществ компаниям-резидентам. Ключевым инфраструктурным объектом ОЭЗ является технопарк. Это комплекс современных зданий, в которых созданы все условия для комфортной работы резидентов.
На данный момент резиденты размещаются в административно-деловом центре им. А.С.Попова, рассчитанном на 2200 специалистов, общей площадью 43000 кв. м. [18].
Камский инновационный территориально-производственный кластер расположен в северо-восточной части Республики Татарстан по обоим берегам реки Камы, включает городской округ г. Набережные Челны и пять муниципальных районов (Елабужский, Заинский, Менделеевский, Нижнекамский и Тукаевский). Отраслевая специализация кластера -нефтегазопереработка и нефтехимия, автомобилестроение. Объем промышленного производства в кластере составляет 667 млрд. рублей [17].
В данном кластере сосредоточен мощный инновационный потенциал, определяющий данную территорию в качестве точки роста не
только Республики Татарстан, но и Российской Федерации в целом. Ключевые инвестиционные проекты кластера характеризуются своей уникальностью и высоким уровнем создания добавленной стоимости.
Здесь осуществляют деятельность крупнейшие университеты России, среди них Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технологический университет и Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ, которые через инновационную инфраструктуру эффективно осуществляют трансфер технологий в промышленное производство (в настоящее время реализуются более 100 совместных проектов предприятий и вузов - участников кластера).
В Свердловской области уровень ВРП составляет 1779,4 млрд. руб. в 2015 г. [17]. На территории области расположены ПП «Титановая долина», 17 моногородов, 5 приоритетных инвестиционных проектов, 1 кластер, а также 2 действующих индустриальных парка .
Что касается ОЭЗ «Титановая долина», то в 2015 году Счетная палата Свердловской области опубликовала отчет о неэффективных тратах в рамках данного проекта. Главная претензия - отсутствие хотя бы одного инфраструктурного объекта. При этом физические объемы работ в сметах были завышены на 4,264 млн. рублей, повторный учет стоимости материалов и работ обошелся государству еще в 3,22 млн. рублей. После этого отчета генерального директора «Титановой долины» привлекли к дисциплинарной ответственности в связи с ненадлежащим использованием бюджетных средств и нарушением сроков реализации проекта.
Также следует остановиться и на приоритетных инвестиционных проектах.
Первый проект - «Прокатный комплекс» ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод», нацеленный на создание алюминиевого проката
для стратегических отраслей промышленности (самолетостроения, ракетостроения, судостроения). Общая стоимость проекта - 25,2 млрд. рублей, срок окончания строительства 2016 год.
Второй проект - разработка Южно-Михайловского месторождения известняков и строительство известкового завода в Нижнесергинском районе (ООО «ПроЛайм»), сумма инвестиций 4,9 млрд. рублей, срок реализации проекта 2014-2019 гг.
Третий проект - шахта «Черемуховская Глубокая» ОАО «СУБР». Объем инвестиций 5 млрд. рублей. Запуск первого этапа намечен на 2015 год, окончание строительства 2018 год.
Четвертым приоритетным проектом в правительстве называют строительство нового ангарного комплекса ОАО «Уральские авиалинии». Объем инвестиций составляет 877,8 млн. рублей, срок реализации два года. У этого проекта самый высокий уровень готовности более 90%.
И, наконец, пятый проект - новый цементный завод ООО «Михайловский карьер», объем инвестиций 6,6 млрд. рублей, срок реализации 2019 год.
В Красноярском крае уровень ВРП составляет 1618,2 млрд. руб. в 2015 г., что обеспечено реализацией таких комплексных проектов, как Новороссийский морской торговый порт (НМТП), 5 моногородов, 2 индустриальных парка (1 действующий), а также «Кластер Инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск» [17].
В Республике Башкортостан достаточно развиты моногорода, а также индустриальные парки и технопарки. Уровень ВРП составляет 1317,4 млрд. руб. в 2015 г. [17].
В Самарской области ВРП в 2015 г. составляет 1240,3 млрд. руб. На территории области представлены ПП «Тольятти», 2 моногорода, инновационный территориальный Аэрокосмический кластер Самарской' области и 2 действующих индустриальных парка [17].
В Нижегородской области ВРП составляет 1069,3 млрд. руб. в 2015 г. На территории области располагаются 12 моногородов, 2 кластера и 1 действующий индустриальный парк [17].
Исследование проблем и разработка решений
В ходе проведенного детализированного анализа результативности комплексных проектов было выявлено, что практически во всех регионах существуют определенные проблемы с развитием ОЭЗ:
- отсутствует механизм привлечения в ОЭЗ в качестве резидентов высокотехнологичные и инновационные компании;
- неэффективное функционирование либо полное отсутствие какой-либо деятельности в ОЭЗ;
- нецелевое использование выделяемых бюджетных средств в ОЭЗ;
- отсутствует механизм привлечения инвесторов в ОЭЗ.
Остановимся более подробно на возможных вариантах решения
указанных проблем.
По проблеме привлечения в ОЭЗ высокотехнологичных и инновационных компаний следует, в первую очередь, обратить внимание на средний и малый бизнес. В развитых странах средний и малый бизнес становятся драйверами инноваций. Небольшие компании и стартапы ежегодно регистрируют в 13 раз больше патентов, чем средние и крупные компании. Подавляющее большинство 1Т-компаний работают в малом бизнесе. К примеру, в США на 1000 жителей зарегистрировано 74 предприятия малого и среднего бизнеса, а в России данный показатель составляет около 6 предприятий. Поэтому государство должно поощрять и стимулировать малый и средний бизнес к инновационным видам деятельности путем определения приоритетных направлений и введения по ним налоговых льгот и преференций. Более подробно данный вопрос будет освящен и проработан в отдельной статье.
Проблемы неэффективного функционирования ОЭЗ и привлечения
инвесторов можно решить путем привлечения к руководству особых специалистов, так называемых инновационных маркетологов, главная цель которых заблаговременно чувствовать прорывное направление и прилагать усилия для его продвижения и выведения на рынок [8].
По проблеме нецелевого использования выделяемых бюджетных средств необходимо правительству РФ следует обращать внимание на те комплексные проекты, которые работают «на результат», поощряя их, предоставляя больше преференций и льгот для привлечения инвестиций и развития территории в целом. На некоторые проекты, которые не только являются неэффективными, а еще и несут убытки также следует обращать внимание в части сокращения финансирования и закрытия. Как это было сделано с 10 действующими ОЭЗ, а также было приостановлено создание новых [16].
Заключение
Исходя из приведенного анализа наиболее привлекательных регионов по уровню ВРП, можно сделать вывод, что более развитые социально-экономически регионы способны более успешно развивать комплексные проекты, тем самым повышая ВРП и привлекая новых инвесторов. Данное утверждение подтверждается и отечественными авторами Н. В. Зубаревичем [10] и А.Ю. Давыдовым [3]. Однако, следует отметить и тот факт, что те регионы, которые изначально имеют благоприятную социально-экономическую среду и всю необходимую инфраструктуру являются более привлекательными для инвесторов, и, естественно, более эффективно развиваются. В такие регионы приходит больше резидентов, за счет которых появляются новые рабочие места, развивается экономика, тем самым повышая ВРП.
Повышение привлекательности каждого региона, создание условий для его социально-экономического развития, привлечение инвестиций -это ключевые задачи для региональных органов власти. Кроме того,
растущий уровень занятости населения в инфраструктурных и промышленных объектах этих регионов играет ключевую роль в процессе экономического развития территорий.
Литература
1. Арженовский И.В. Маркетинг регионов: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. - 135 с.
2. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство / Пер. с англ. - М.: Дело и Сервис, 2003. - 528 с.
3. Давыдов А.Ю. Нужны ли России свободные экономические зоны? // США и Канада. Экономика. Политика. Культура. — 2006. — 12.
4. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы [Электронный ресурс]. URL: http://dnpp.mos.ru/.
5. Жихарев К. Л. Проектное управление развитием региональной инновационной системы. - М.: Социум, 2011 г. - 207 с.
6. Жихарев К. Л. Региональные инновационные системы и институциональные условия инновационного развития. - М.: Социум, 2010 - 208 с.
7. Захаров С.В. Методические подходы к оценке функционирования комплексных проектов на региональном уровне // Организатор производства. - 2016. -№ 4 (71). С. 67-75.
8. Захаров С.В., Захарова О.С. Организационная роль маркетинга в экономике знаний // Организатор производства. - 2012. - № 4 (55). С. 95-97.
9. Зеленоградский инновационный кластер. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.technounity.ru/.
10. Зубаревич Н. В. Территориальное развитие России: перспективы, проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] / Н. В. Зубаревич // Практика муниципального управления. - 2012. - № 10. -Режим доступа : http://www.gkh.ru/journals/9131/80123.
11. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент — СПб.: Питер, 2014. - 800с.
12. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2012 г. - 252 с.
13. Лаженцев В. Н. Теория территориального развития и практика территориального планирования [Электронный ресурс] / В. Н. Лаженцев // Вопросы территориального развития. - 2014. - № 8 (18). -Режим доступа : http://vtr.isert-ran.ru/file.php?module=Articles&action=view&file=artide&aid=4198.
14. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 779 "О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57587/.
15. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 781 "О создании на территории г. Дубны (Московская область) особой экономической зоны технико-внедренческого типа" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57589/ .
16. Путин В.В. остановил работу особых экономических зон - «Коммерсантъ». [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news /2016/06/09/644745-putin-osobih-ekonomicheskih.
17. Список субъектов Российской Федерации по ВРП. [Электронный ресурс]. -URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0% BA %D 1%81 %D 1 %83%D0%B 1 %D 1 %8A%D0%B5%D0%BA%D 1 %82%D0%BE%D0%B
2_%D0%A0%D0%BE%D 1%81 %D 1%81 %D0%B8%D0%B9%D 1%81 %D0%BA%D0%BE %D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8% D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%92%D0%A0%D0%9F.
18. Форум социальных инноваций регионов. [Электронный ресурс]. URL:http://socio-forum.ru/2015/prezentacii-luchshih-socialnyh-proektov.
19. Эффективность экономики России/ Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency/.
20. Special economic zone "Alabuga" [Электронный ресурс]. URL: http://alabuga.ru/.
References
1. Arzhenovskij I.V. Marketing regionov: uchebnoe posobie. - M.: JuNITI-DANA, 2012 g. - 135 s.
2. Grej K.F., Larson Je.U. Upravlenie proektami: Prakticheskoe rukovodstvo / Per. s angl. - M.: Delo i Servis, 2003. - 528 s.
3. Davydov A.Ju. Nuzhny li Rossii svobodnye jekonomicheskie zony? // SShA i Kanada. Jekonomika. Politika. Kul'tura. — 2006. — 12.
4. Departament nauki, promyshlennoj politiki i predprinimatel'stva goroda Moskvy [Jelektronnyj resurs]. URL: http://dnpp.mos.ru/.
5. Zhiharev K.L. Proektnoe upravlenie razvitiem regional'noj innovacionnoj sistemy. -M.: Socium, 2011 g. - 207 s.
6. Zhiharev K.L. Regional'nye innovacionnye sistemy i institucional'nye uslovija innovacionnogo razvitija. - M.: Socium, 2010 - 208 s.
7. Zaharov S.V. Metodicheskie podhody k ocenke funkcionirovanija kompleksnyh proektov na regional'nom urovne // Organizator proizvodstva. - 2016. - № 4 (71). S. 67-75.
8. Zaharov S.V., Zaharova O.S. Organizacionnaja rol' marketinga v jekonomike znanij // Organizator proizvodstva. - 2012. - № 4 (55). S. 95-97.
9. Zelenogradskij innovacionnyj klaster. Oficial'nyj sajt. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.technounity.ru/.
10. Zubarevich N. V. Territorial'noe razvitie Rossii: perspektivy, problemy i puti ih reshenija [Jelektronnyj resurs] / N. V. Zubarevich // Praktika municipal'nogo upravlenija. -2012. - № 10. -Rezhim dostupa : http://www.gkh.ru/journals/9131/80123.
11. Kotler F., Keller K.L. Marketing menedzhment — SPb.: Piter, 2014. - 800s.
12. Kurchenko L.F. Bjudzhetnaja sistema Rossijskoj Federacii: subfederal'nyj i mestnyj urovni: Uchebnoe posobie. - M.: Dashkov i K, 2012 g. - 252 s.
13. Lazhencev V. N. Teorija territorial'nogo razvitija i praktika territorial'nogo planirovanija [Jelektronnyj resurs] / V. N. Lazhencev // Voprosy territorial'nogo razvitija. -2014. - № 8 (18). -Rezhim dostupa : http://vtr.isertran.ru/file.php?module=Articles&action=view&file =artide&aid=4198.
14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.12.2005 N 779 "O sozdanii na territorii g. Moskvy osoboj jekonomicheskoj zony tehniko-vnedrencheskogo tipa" [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57587/.
15. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.12.2005 N 781 "O sozdanii na territorii g. Dubny (Moskovskaja oblast') osoboj jekonomicheskoj zony tehniko-vnedrencheskogo tipa" [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57589/ .
16. Putin V.V. ostanovil rabotu osobyh jekonomicheskih zon - «Kommersant#». [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news /2016/06/09/644745-putin-osobih-ekonomicheskih.
17. Spisok sub#ektov Rossijskoj Federacii po VRP. [Jelektronnyj resurs]. -URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0% BA_%D 1%81 %D 1 %83%D0%B 1 %D 1 %8A%D0%B5%D0%BA%D 1 %82%D0%BE%D0%B 2_%D0%A0%D0%BE%D 1%81 %D 1%81 %D0%B8%D0%B9%D 1%81 %D0%BA%D0%BE %D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8% D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%92%D0%A0%D0%9F.
18. Forum social'nyh innovacij regionov. [Jelektronnyj resurs]. URL:http://socio-forum.ru/2015/prezentacii-luchshih-socialnyh-proektov.
19. Jeffektivnost' jekonomiki Rossii/ Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency/.
20. Special economic zone "Alabuga" [Jelektronnyj resurs]. URL: http://alabuga.ru/.