Научная статья на тему 'Современные инструменты инновационной политики государства в отношении российских ВУЗов'

Современные инструменты инновационной политики государства в отношении российских ВУЗов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / EDUCATION / INNOVATION POTENTIAL / INNOVATION / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иващенко Н. П., Энговатова А. А.

В статье излагаются решения Правительства России по формированию и развитию инновационного потенциала отечественных учебных заведений. Также приведены результаты реализации принятых постановлений в период с конца 1990-х годов. Отмечаются как успехи, так и трудности реформирования вузовского потенциала, сочетающего обучение, исследования и внедрение инновационных решений в практику.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the paper the decision of the Russian Government on the formation and development of innovative capacity of national institutions. We also present results of the decisions taken since the late 1990s. There have been both successes and difficulties of reforming the university building, which combines education, research and implementation of innovative solutions into practice.

Текст научной работы на тему «Современные инструменты инновационной политики государства в отношении российских ВУЗов»

И Н Н О В А

Ц

И И

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

MODERN TOOLS OF INNOVATION POLICY WITH REGARD TO RUSSIAN UNIVERSITIES

Н. П. Иващенко, доктор экономических наук, профессор А. А. Энговатова, младший научный сотрудник

В статье излагаются решения Правительства России по формированию и развитию инновационного потенциала отечественных учебных заведений. Также приведены результаты реализации принятых постановлений в период с конца 1990-х годов. Отмечаются как успехи, так и трудности реформирования вузовского потенциала, сочетающего обучение, исследования и внедрение инновационных решений в практику.

In the paper the decision of the Russian Government on the formation and development of innovative capacity of national institutions. We also present results of the decisions taken since the late 1990s. There have been both successes and difficulties of reforming the university building, which combines education, research and implementation of innovative solutions into practice.

Ключевые слова: учебные заведения, инновационный потенциал, инновационные решения, государственная политика.

Key words: education, innovation potential, innovation, public policy.

Ключевым моментом создания отечественного рынка наукоемкой продукции является формирование предпринимательского сектора в научно-технической сфере. Основу этого сектора составляют специализированные малые и средние предприятия, занимающиеся доведением рыночно востребованных результатов научных исследований и разработок до готового продукта, выпуском научно-технической продукции малыми сериями с последующей потенциальной возможностью передачи технологий в крупномасштабное производство.

В развитых экономиках существует многоуровневая система поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства, включающая финансовую, инфраструктурную, кадровую, консалтинговую, информационную и другие составляющие.

В России подобная система поддержки начала формироваться в начале 90-х годов XX века в рамках реализации федеральных, ведомственных и региональных программ финансирования инновационных проектов и инновационной инфраструктуры. При этом именно высшая школа выступила флагманом развития инновационной инфраструктуры для малого и среднего высокотехнологичного предпринимательства в регионах. Несмотря на понесенные в переходный период значительные кадровые потери, ВУЗы сохранили свой потенциал и присущий им динамизм. При них быстрыми темпами создавались и развивались новые экономические структуры малого и среднего наукоемкого бизнеса, способные в сжатые сроки, на базе имеющегося у ВУЗа научного задела, создать новые виды научно-технической продукции, организовать ее производство и сбыт.

Как показывает ведущая западная практика, в своей деятельности ВУЗы с развитой инновационной инфраструктурой обеспечивают устойчивую связь между наукой, производством и бизнесом, государственными структурами поддержки инновационной деятельности. Они обеспечивают разработку новых базовых инновационных продуктов и технологий с возможностью их последующей передачи в сектор малого бизнеса для коммерциализации, привлекают ведущие компании к совместным про-

ж

ИННОВАЦИИ

ектам и инвестициям в совместные инновационные предприятия.

1. Анализ особенностей государственной политики в отношении институтов высшего образования в период конца 1990-х - середины 2000-х гг.

Инновационная политика государства, реализуемая Министерством образования Российской Федерации на рубеже 1990-х годов, осуществлялась путем организации межвузовских инновационных научно-технических программ, которые сыграли немаловажную роль в развитии инновационной деятельности. Среди этих программ основополагающее значение имели такие, как «Технопарки и инновации», «Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы», являющаяся ее фактическим продолжением программа «Малое предпринимательство в науке и научном обслуживании высшей школы», «Инновации высшей школы и введение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот» и др.

При ВУЗах-участниках этих программ создавались соответствующие новые экономические структуры, их научные коллективы приобретали навыки организации и выполнения инновационных проектов на всех их стадиях, руководители и менеджеры проектов проходили необходимую им в практической деятельности подготовку и переподготовку в специально созданных учебно-научных центрах инновационного предпринимательства, пользовались созданной инновационной инфраструктурой ВУЗов.

В значительной степени, именно благодаря участию в этих программах в наиболее активных в части научно-технического предпринимательства ВУЗах сложились предпосылки для формирования комплексной системы инновационной деятельности.

Особый вклад в развитие инновационной ВУЗовской среды внесла Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России, реализованная в 1990-х годах. Программа была направлена на решение проблемы перехода к рыночным отношениям в области создания и использования научно-технических знаний. В качестве участников Программы были Министерство науки России, Министерство образования России, Российский фонд технологического развития и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

В рамках данной Межведомственной программы при университетах в регионах, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, были созданы наиболее развитые инновационно-технологические центры (ИТЦ), технопарки и инновационно-промыш-

ленные комплексы (ИПК), в которых разместились сотни малых наукоемких предприятий.

Только на базе сети вузовских ИТЦ на конец 2009 г. функционировало 962 инновационных предприятия, насчитывающих 17 820 высококвалифицированных специалистов и инженерно-технических работников. Указанными предприятиями ежегодно запускается более 370 инновационных проектов, создается свыше 140 стартовых высокотехнологичных компаний. За 2008 год, оценочно, предприятиями вузовских ИТЦ произведено инновационной продукции на 20 млрд. руб., инвестиции в новые исследования и разработки составили 6,3 млрд. руб. Для инфраструктурной поддержки в составе сети ИТЦ ВУЗов создано около 400 тыс.кв.м. современных офисно-лабораторных и научно-производственных площадей [1].

На основе наиболее продвинутых инновационных ВУЗов к концу 2000-х гг. уже были сформированы высокотехнологичные отраслевые кластеры, объединяющие в рамках единой инфраструктуры целые группы малых компаний со значительным научно-техническим заделом и потенциалом развития. В Зеленограде и Томске именно ВУЗовские площадки стали центрами разработки и реализации концепций развития, создаваемых там особых технико-внедренческих зон и их содержательного наполнения конкретной технико-внедренческой деятельностью по приоритетным направлениям науки, техники и технологий.

Следует отметить, что ВУЗы являлись основными базовыми участниками ключевых государственных программ, направленных на содействие развитию инновационного предпринимательства, например, таких как, программы «У.М.Н.И.К.», «СТАРТ» и «ПУСК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФС РМП HTC). Учитывая всероссийскую направленность указанных программ, доказавших свою значимость, участие бизнес-планов и научно-технических проектов, разработанных студентами, аспирантами и молодыми учеными в программах «У.М.Н.И.К.» и «СТАРТ» являлось одним из показателей эффективности функционирования инновационной сферы ВУЗа.

Кроме того, серьезным стимулом развития инновационной деятельности в системе высшего образования стала реализация инновационных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование», запущенного Правительством России в конце 2005 г. Несмотря на то, что основной акцент был сделан именно на образовательный компонент, большинство ВУЗов-победителей благодаря значительным бюджетным средствам смогло существенно усилить инновационный компонент, связанный с разработкой и коммерциализацией научно-технологических новшеств.

В 2007 году было признано 57 вузов-победителей проекта, в том числе 17 университетов получили поддержку на 2006-2007 годы, и 40 университетов - на 2007-2008 годы. Финансирование из средств федерального бюджета в расчете на ВУЗ составило от 200 млн. до почти 1 млрд. рублей на два года (от почти 6 млн. евро до 27 млн. евро). При этом ВУЗы должны были гарантировать наличие внебюджетных средств для выполнения проекта в размере не менее 20% бюджетных ассигнований [1].

ВУЗы-победители использовали дополнительное финансирование и привлеченные средства в зависимости от уже имеющегося потенциала, а также профиля деятельности. Технические и классические университеты вложили существенные средства в обновление приборной базы науки и образования, ВУЗы гуманитарно-социального профиля - в разработку новых методик обучения и подготовку кадров, в том числе для инновационного предпринимательства.

Благодаря реализации инновационных образовательных программ были усилены такие элементы инновационной инфраструктуры вузов, как студенческие бизнес-инкубаторы, центры передачи технологий, учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), партнерства между ВУЗами и институтами РАН были усилены, и в УНИК стали выполняться проекты, охватывающие все стадии инновационного цикла - от фундаментальных исследований до создания технологии и трансферта ее в производство.

Тем не менее, как показал анализ, проведенный в 2008 г. экспертами в рамках подготовки доклада о состоянии Национальной инновационной системы России, только 15-20% государственных ВУЗов занимались инновационной деятельностью [1]. Низкая инновационная активность российских ВУЗов объяснялась разными причинами, в том числе нехваткой финансовых средств, трудностями развития партнерства с региональным бизнесом, противоречивостью правовых аспектов этого процесса.

2. Особенности современного этапа инновационной политики государства в отношении высшей школы

Государственная политика в отношении институтов высшего образования последних четырех лет, т.е. с середины 2008 года, направлена на создание условий, способствующих активному вовлечению ВУЗов в инновационную деятельность, создание на их исследовательских и уже предпринимательских базах точек экономического и социального роста регионов, отдельных отраслей промышленности. Ключевая задача заключается в развитии взаимодействия ВУЗов с промышленностью и организациями науки, в частности с РАН,

развитием исследовательской, научной, инфраструктурной базы ВУЗов.

Таким образом, к 2008 г. на государственном уровне была воспринята идея о том, что прежде перехода к устойчивому развитию инновационной и внедренческой деятельности в российских ВУЗах, необходимой является качественная модернизация всей системы высшего образования страны, касающаяся как существенной «чистки и обновления рядов», так и необходимости перевооружения исследовательской базы ВУЗов, инвестирования значительных средств в развитие исследовательской и инновационной инфраструктуры ВУЗов. Было сформулировано понимание необходимости перехода от действовавшей ранее модели «научного толчка» во взаимодействии секторов науки, высшей школы и отраслей промышленности, (характеризующейся отсутствием контроля применения инновационных результатов, финансированием НИОКР, вызванным не наличием спроса на результаты, но существующим значительным технологическим заделом исполнителя), к «тянущей модели рынка» (в ответ на сформулированные проблемы и наличие определенных потребностей со стороны секторов промышленности и общества в целом, организации науки, в том числе ВУЗы, получив финансирование со стороны промышленности и государства, предлагают свои решения). Кроме того, инициативы государства оказались направлены и на развитие привлекательности ВУЗов для корпораций, что предполагает стратегическое взаимодействие ВУЗов и промышленных предприятий, совместное проведение НИОКР, фундаментальных исследований, создание корпоративных университетов, подготовку кадров ВУЗами для компаний.

Одним из первых шагов на пути реализации данных инициатив стало деление ВУЗов по степени важности и располагаемого образовательного и исследовательского потенциала (рис. 1). К началу 2008 г. в России действовало 3700 ВУЗов и их филиалов, среди них лишь 383 имели статус университетов. В Правительстве было принято решение, во-первых, сократить общее количество высших учебных заведений (в частности и университетов, доведя их общее количество до 70-80 единиц), во-вторых, выделить среди всей совокупности ВУЗов т.н. университеты государственной важности.

Ключевыми направлениями реализации инновационной политики государства в отношении российских институтов высшего образования в период с 2006 г. по настоящее время, на наш взгляд, можно считать следующие (см. рис. 2).

В данной статье предполагается подробно рассмотреть первые семь направлений.

Университеты государственной важности

Уникальные научно-образовательные комплексы МГУ СпбГУ Федеральные университеты (ФУ) Южный Сибирский Северный Уральский Казанский Дальн й вое ючи ы й Сем рО'Воеточны й Балтийский Се кр<Н<авкахний Национальные Исследовательские Университеты (НИУ) 29 ВУЗов

Источник: составлено авторами

Рис. 1. Классификация университетов России

1. Установление категории Национальный И ссп едовател ьс к ий Университет

4. Государспеилая поддержи.) развития кооперации российских ВУЗов и организаций, реал и зую еци х комплексные проекты по

созданию высок о техн. производства (ПП №218)

7, Формирование технологических платформ

2. Создание Федеральных Университетов

5.1 осударственнзн поддержка развития инновационной инфраструктуры в ВУЗах (ПЛМ«219)

8. Создание крупнейших государственных фондов по финансирован ню инновационной деятельности (в частности, РВК), крупнейших инновационных центров (в частости, "Сколково11)

3. Появление возможности со здания ВУЗами хозяйственных обществ в

целях практического применения РИД (ФЗ-217]

о, выделение гран гов Правительства Российской Федерации для поддержки

научных исследований, проводимых п од руков о д ств ом вед у щи х ученых в российских ВУЗах (ПП

9. Формирование программ инновационного развития компаний с государственным участием

Источник: составлено авторами

Рис. 2. Ключевые направления государственной политики в отношении ВУЗов

образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться категория «национальный исследовательский университет».

Исследовательский университет -высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ послевузовской переподготовки и повышения квалификации.

Стратегической миссией НИУ является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными по численности, направлениям подготовки, квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и экономике.

2.1. Выделение категории Национальных Исследовательских Университетов (НИУ)

Создание Национальных Исследовательских Университетов (НИУ) было санкционировано 7 мая 2008 года одним из первых указов Дмитрия Медведева, вступившего на президентский пост. В соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции Федерального Закона от 10 февраля 2009 г. №18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов»), в отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального

Основной задачей государственной поддержки института НИУ является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий [24].

В рамках реализации пилотного проекта в 2008 г. были созданы два таких ВУЗа - Национальный исследовательский ядерный университет на базе Московского инженерно-физического института (МИФИ) и Национальный исследовательский технологический университет на базе Московского института стали и сплавов (МИСиС) (Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1448).

Правила присвоения ВУЗам звания НИУ прозвучали в марте 2009 года на коллегии Минобрнау-

ки. 13 июля 2009 г. было подписано распоряжение Правительства Российской Федерации «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 1218-р).

В соответствии с установленным порядком отбор программ развития университетов-участников конкурса осуществлялся на основе анализа современного состояния и динамики развития университета за последние 3 года, в том числе по таким критериям, как кадровый потенциал, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность образовательной и научно-инновационной деятельности, свидетельства международного и национального признания, качество, обоснованность и ожидаемая результативность представленной программы развития в соответствии с перечнем показателей и критериями оценки эффективности реализации программ развития университетов.

Конкурсный отбор программ развития университетов стартовал 1 августа 2009 года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. № 550 было утверждено Положение о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория НИУ. В этом, первом конкурсе приняли участие 110 вузов, из них 28 вышли в финал. МГУ и СПбГУ не вошли в состав национальных исследовательских университетов ввиду их особого статуса. «Сегодня существует три категории учебных заведений государственной важности. Это учреждения высшего ранга - МГУ и СПбГУ, получившие статус уникальных научно-образовательных комплексов, университеты федерального значения и национальные исследовательские университеты, - объясняет Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова. - Первоначально предполагалось присвоить МГУ третью категорию. Но в итоге мы наряду с СПбГУ получили статус особого университета, закрепленный в соответствующем федеральном законе. Это было общеуниверситетское решение, поддержанное президентом Дмитрием Медведевым. МГУ логичнее находиться в этом статусе, чем в списке национальных исследовательских университетов. Ведь к последним относятся более узконаправленные учреждения -как правило, технического уклона. Мы же имеем более широкий научный диапазон, так что и категория эта нам ни к чему» [25].

Победителями первого конкурса стали 12 ВУЗов (статус присвоен в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября

2009 г. № 1613-р). В феврале 2010 г. Минобрнау-ки РФ объявило о проведении второго конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет». К участию в конкурсе были допущены 128 университетов. 19 апреля 2010 г. конкурсная комиссия определила 32 финалистов, среди которых были отобраны 15 ВУЗов-победителей. Таким образом, общее количество ВУЗов, имеющих статус НИУ, получили 29 институтов высшего образования.

Каждый из университетов, обладающих статусом НИУ, получит до 1,8 млрд. руб. из федерального бюджета на реализацию своих программ развития в 2009-2018 годах. Ежегодное внебюджетное софинансирование программ должно составлять не менее 20% размера бюджетных ассигнований. При этом первые пять лет ВУЗы будут получать средства из федерального бюджета, а следующие пять лет их программы будут финансироваться из внебюджетных источников.

Университет может использовать бюджетные деньги на приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования, повышение квалификации и профпереподготовку своих научно-педагогических работников, а также для разработки учебных программ, развития информационных ресурсов, совершенствования системы управления и научных исследований.

НИУ предоставлено право самостоятельно (в соответствии с имеющейся нормативной и методической базой) устанавливать образовательные стандарты и требования в отношении реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации НИУ программ развития устанавливаются Минобрнауки России. Университет по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишен Правительством Российской Федерации статуса НИУ.

2.2. Создание Федеральных Университетов (ФУ)

Целью создания федеральных университетов (ФУ) является развитие системы высшего профессионального образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономической и федеральной сферой федеральных округов. В соответствии с концепцией развитии федеральных университетов, федеральный университет - автономное

учреждение, осуществляющее образовательную, научную и инновационную деятельность по широкому спектру направлений с целью интегрированного кадрового и научного обеспечения масштабных проектов и программ федерального и/или регионального уровня. Приоритетом деятельности федерального университета является подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров и разработка научно-технических решений для инновационного развития регионов и страны, реализации ее геополитических интересов. Проведение на высоком уровне научных исследований в соответствующих областях науки и высоких технологий является залогом качества и актуальности предлагаемых образовательных услуг.

Важными отличительными признаками федерального университета являются:

1. Широкий спектр инновационных образовательных программ основного высшего и дополнительного профессионального образования, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий, дифференцирован-ность программ по целевым группам и уровням;

2. Широкий спектр фундаментальных и прикладных междисциплинарных и трансдисциплинарных научных исследований, проводимых университетом, включая приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

3. Активное участие в региональных, общенациональных и международных программах и проектах, обеспечивающее устойчивую диверсифицированную структуру доходов в консолидированном бюджете университета.

Практически федеральный университет должен быть интегрированным инновационным научно-образовательным комплексом, профиль которого определяется совокупностью структурных подразделений, осуществляющих подготовку кадров и проведение исследований для важнейших кластеров в рамках программ социально-экономического развития территорий, регионов в федеральных округах.

Стратегическая миссия федерального университета - формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. Федеральный университет реализует эту миссию, организуя и координируя в федеральном округе работы по сбалансированному обеспечению крупных программ социально-экономического развития терри-

торий и регионов в его составе квалифицированными кадрами, а также научными, техническими и технологическими решениями, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения

Предполагается многоканальное финансирование федерального университета. Средства федерального бюджета будут выделяться на финансирование исполнения государственного задания федеральным университетом как автономным учреждением в соответствии с действующим законодательством.

Государственная поддержка программы развития федерального университета, утвержденной Правительством Российской Федерации, может осуществляться в различных формах, устанавливаемых как для данного вида образовательных учреждений в целом, так и индивидуально.

Вторым каналом являются средства бюджетов других уровней, поступающие в федеральный университет в порядке оплаты услуг, работ и продукции, производимых в рамках программ социально-экономического развития территорий и регионов в составе федерального округа.

Третий канал - это привлеченные средства от всей совокупности собственной, разрешенной законом деятельности, включая сотрудничество с бизнесом, участие в различных программах, доходы от целевого капитала и создаваемых в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности хозяйственных обществ.

Предполагается, что доля доходов федерального университета по второму и третьему каналам должна составлять до 30-40% в его консолидированном бюджете [21].

Первоначально, еще в 2006 г., были созданы два ФУ - Южный и Сибирский, объединивших региональные вузы Красноярского края и Ростовской области; затем были сформированы еще семь ФУ: Северный (Арктический), Уральский, Казанский (Приволжский), Дальневосточный, Северо-Восточный, Балтийский им. Канта, Северо-Кавказский.

24 февраля 2009 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов», принятый Государственной Думой 14 января 2009 года и одобренный Советом Федерации 28 января 2009 года (Федеральный закон Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ).

2.3. Федеральный Закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ

Одной из ключевых инициатив Правительства Российской Федерации, способствующих снятию факторов, препятствующих развитию инновационной инфраструктуры ВУЗов, следует считать принятие федерального закона о возможности создания хозяйственных обществ при ВУЗах и научных учреждениях, а именно Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Закон восполняет пробелы правового регулирования в области отношений, связанных с созданием хозяйственных обществ бюджетными учреждениями науки и образования, научными и образовательными учреждениями государственных академий наук, а также отношений, связанных с распоряжением учреждениями науки и образования исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, а также доходами от их реализации. Основной целью указанного закона является обеспечение реально-

го внедрения в производство создаваемых за счет бюджетных средств результатов научно-технической деятельности, права на которые принадлежат бюджетным учреждениям науки и образования.

Закон предоставляет бюджетным научным учреждениям (в том числе созданным государственными академиями наук), а также высшим учебным заведениям, являющимся бюджетными учреждениями, право без согласия собственника их имущества быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным учреждениям [26].

Активность по созданию хозяйственных обществ (ХО) проявили как ВУЗы, так и НИИ. На конец марта 2012 г. в базу данных было занесено сведения о 1498 ХО, из которых 1427 ХО было создано в 238 ВУЗах, 71 ХО в 53 НИИ. НИУ было создано 323 ХО (21,5%). Не соответствующими критериям Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ были признаны 240 ХО (16%). Ключевые причины несоответствия критериям ФЗ-217 представлены в табл. 1.

Таблица 1

Ключевые причины несоответствия критериям ФЗ-217

№ Причина несоответствия критериям ФЗ-217 Количество ХО

1 ХО не могут соответствовать ФЗ-217 (перерегистрация) 24

2 более 10 мес. нет ОГРН 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 бюджетный учредитель - Автономное Учреждение 131

4 Бюджетная организации вошла в состав учредителей не в момент регистрации ХО 2

5 на момент регистрации ХО бюджетный учредитель внес только денежные средства 5

6 доля бюджетного учредителя в составе капитала ХО не соответствует ФЗ-217 25

7 бюджетный учредитель вышел из состава учредитель 3

Библиографический список

1. Базовый доклад к обзору ОЭСР Национальной Инновационной Системы Российской Федерации «Национальная инновационная системы и государственная инновационная политика Российской Федерации», Министерство образования и науки Российской Федерации, Москва, 2009.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. № 550 «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория Национальный и исследовательский университет».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах го-

сударственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 1218-р «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»».

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. № 1613-р «О перечне университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»».

8. Таблица учета уведомлений о создании хозяйственных обществ научными учреждениями и высшими учебными заведениями, по состоянию на 30.03.2012 г.

9. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 716 «О Федеральных университетах».

10. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1448 «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов».

11. Федеральный Закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

12. Федеральный Закон от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов».

13. Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

14. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

15. Федеральный закон от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ.»

16. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 346 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

17. Федеральный закон от 2 марта 2011 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 17.1 Федерального закона «о защите конкуренции»».

18. Федеральный Закон от 5 апреля 2011 г. № 56-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон от 21 июля 2005 г. № ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»».

19. http://www.innoedu.ru/index.php

20. http://blogs.strf.ru/blog/104.html

21. http://pressa.rsu.ru/ztn/ufu/koncep_fedu.pdf

22. http://rii-vuz.extech.ru/events/itog_8_6_12.php

23. http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId= 223&d_no=45860

24. http://elementy.ru/Library9/niu.htm

25. http://www.hse.ru/news/12689177.html

26. http://government.ru/docs/15191/

Продолжение в следующем номере

Иващенко Н. П. - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Энговатова А. А. - младший научный сотрудник, экономический факультет, МГУ им. М.В. Ломоносова e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.