К. С. Курамшина
ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Ключевые слова: малые инновационные предприятия, национальные исследовательские университеты.
При проведении государственной инновационной политики национальные исследовательские университеты рассматриваются как новая форма активизации научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях, так как являются более приспособленными к этому: обеспечены соответствующим финансированием, имеют собственные каналы для передачи технологий и предлагают образовательные программы по созданию малого инновационного предприятии, инкубированию программ и т.д.
Keywords: small innovative enterprises, national research universities.
During the state innovation policy national research universities are considered as a new form to enhance research activities in higher-education institutions, as they are better suited to this: provided with all the relevant financing, have their own channels for technology transfer and offer education educational programs on a small innovative businesses,
incubation programs, etc.
Курс руководства российского государства на модернизацию экономики и ее построение «на знаниях» (англ. knowledge based economy) автоматически предполагает вовлечение учреждений высшей школы и научноисследовательских организаций в развитие коммерциализации и трансферта технологий.
В течение последних пяти лет были инициированы, выполнены и реализуются следующие крупные программы поддержки сферы высшего образования:
1) В период с 2006 по 2008 гг., 57 вузов страны при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации приняло участие в разработке инновационных образовательных программ и повышении качества подготовки кадров по актуальным направлениям развития экономики.
2) В период с 2009 по 2018 гг., 29 университетов страны при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации реализуют программы развития, нацеленные на формирование университетов новой категории «национальных исследовательских университетов» (НИУ), одинаково эффективно осуществляющих образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. По замыслу российского правительства, важнейшим отличительным признаком НИУ должна стать способность генерировать знания и обеспечивать эффективный трансферт высоких технологий в экономику.
3) С 2006 г. в России формируется и осуществляется развитие еще одного класса вузов - «федеральных университетов», призванных осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий в целях комплексного социальноэкономического развития своего федерального округа, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру дисциплин, интеграцию науки; образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности (РИД) до их практического применения. С осени 2010г. реализуется серия программ, инициированных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г.:
- № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства», нацеленного на поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологического производства;
- № 219 «О государственной поддержке
развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», нацеленного на совершенствование и поддержку развития инновационной инфраструктуры,
включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
- № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские учреждения высшего профессионального образования», нацеленного на поддержку научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Все упомянутые выше рамочные программы в той или иной степени вовлечены в поддержку развития российскими вузами различных видов инновационной деятельности в базовых сферах деятельности - образовательной, научной или предпринимательской [1].
Выборочный анализ поданных вузами заявок на участие в данных программах, показывает высокую вариативность предполагаемых к созданию и развитию административноорганизационных образований и форм, призванных обеспечить как необходимую координацию и управление процессами развития инноваций в вузе, так и предоставление услуг информационного, консультативного или технического характера по решению конкретных задач в обсуждаемой сфере деятельности.
В частности, в своих программах и проектах вузы предполагают формирование и совершенствование инновационных среды, системы, экосистемы, хаба. Причем, зачастую происходит явное перемешивание их друг с другом и подмена одних понятий другими. Одной из системных проблем развития инноваций в России является несовершенство законодательной базы в целом и отсутствие необходимого числа юридически закрепленных понятий в частности.
При проведении государственной инновационной политики национальные исследовательские университеты (НИУ) рассматриваются как новая форма активизации научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях, так как являются более приспособленными к этому: обеспечены соответствующим финансированием, имеют собственные каналы для передачи технологий и предлагают образовательные программы по созданию малого инновационного предприятии, инкубированию программ и т.д. Научная инфраструктура НИУ дает наиболее эффективные возможности для активизации инновационных разработок.
Успешность ведения инновационно-
предпринимательской деятельности, в рамках созданного малого инновационного предприятия, приводит к возникновению дополнительных задач научного характера, решаемых в НИУ по заказам малых инновационных предприятий в рамках НИОКР. [2]
Принятый федеральный закон № 217 от 2 августа 2009 г, об учреждении малых инновационных предприятий при ВУЗах и НИУ, должен был позволить коммерцилизировать научные разработки, развивать малый и средний высокотехнологичный бизнес, создавать совместные предприятия, но в действительности он оказался нерабочим. Причиной этого является непроработанность данного закона, нет гармонизированной государственной политики, проработанной схемы применения этого закона. Основными причинами не позволяющие реализации данного закона послужили: не имение возможности легального получения дивидендов от предпринимательской деятельности (такой поправки нет в Налоговом кодексе), незащищенность НИУ от необоснованных обвинений в нецелевом использовании
бюджетных средств, нет действующих программ по поддержанию малого инновационного предпринимательства при НИУ, так же не решен вопрос с арендой для малых предприятий: были введены льготы на оплату, так в первый год необходимо было оплатить 40% от рыночной стоимости арендуемого помещения, во второй - 60%, в третий - 80%. Но коррупционная составляющая этих льгот приводит к обратному результату. Еще одной преградой для НИУ является передача инновационным предприятиям имущества, для решения спорного вопроса требуется внести корректировки не только в закон о малом предпринимательстве, но и о высшем и послевузовском образовании и научнотехнической деятельности. Так же есть ограничение в 25% в уставном капитале малого инновационного предприятия на бюджетные средства не позволяющей воспользоваться поддержкой государственного фонда в необходимом объеме. Необходимо запустить программу, в рамках которой будет представлены бюджетные деньги на НИОКР не научным организациям, а самим предприятиям с целью получения не отчета, а создания инновационного продукта и его реализации. Производственное предприятие должно будет представить информацию о ходе выполнения комплексного проекта и объемах выпускаемой продукции. Выше изложенное говорит о том, что взаимодействие производственных предприятий невозможно без грамотной поддержки государства.
Литература
1. Морозов А.В. Особенности развития инновационных процессов в РФ // А.В. Морозов / Казань: Вестник КНИТУ №5, 2010.
2. Авилова В.В. Основные направления совершенствования управления коммерциализацией интеллектуальной собственности / В.В. Авилова, С.Ш. Останина, А.А. Рыболовлева, Е.Л. Водолажская -Казань: Вестник КНИТУ №4, 2011.
© К. С. Курамшина - асс. каф. экономики КНИТУ, [email protected].