Научная статья на тему 'Современные инструменты инновационной политики государства в отношении российских ВУЗов (окончание)'

Современные инструменты инновационной политики государства в отношении российских ВУЗов (окончание) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / EDUCATION / INNOVATION POTENTIAL / INNOVATION / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иващенко Н. П., Энговатова А. А.

В статье излагаются решения Правительства России по формированию и развитию инновационного потенциала отечественных учебных заведений. Также приведены результаты реализации принятых постановлений в период с конца 1990-х годов. Отмечаются как успехи, так и трудности реформирования вузовского потенциала, сочетающего обучение, исследования и внедрение инновационных решений в практику.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the paper the decision of the Russian Government on the formation and development of innovative capacity of national institutions. We also present results of the decisions taken since the late 1990s. There have been both successes and difficulties of reforming the university building, which combines education, research and implementation of innovative solutions into practice.

Текст научной работы на тему «Современные инструменты инновационной политики государства в отношении российских ВУЗов (окончание)»

И Н Н О В А

Ц

И И

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

MODERN TOOLS OF INNOVATION POLICY WITH REGARD TO RUSSIAN UNIVERSITIES

Окончание. Начало в номере 12

Н. П. Иващенко, доктор экономических наук, профессор А. А. Энговатова, младший научный сотрудник

В статье излагаются решения Правительства России по формированию и развитию инновационного потенциала отечественных учебных заведений. Также приведены результаты реализации принятых постановлений в период с конца 1990-х годов. Отмечаются как успехи, так и трудности реформирования вузовского потенциала, сочетающего обучение, исследования и внедрение инновационных решений в практику.

In the paper the decision of the Russian Government on the formation and development of innovative capacity of national institutions. We also present results of the decisions taken since the late 1990s. There have been both successes and difficulties of reforming the university building, which combines education, research and implementation of innovative solutions into practice.

Ключевые слова: учебные заведения, инновационный потенциал, инновационные решения, государственная политика.

Key words: education, innovation potential, innovation, public policy.

Ключевой причиной несоответствия хозяйственных обществ (далее - ХО) критериям 217-ФЗ является автономный статус учреждения, при котором ХО создается. Автономные учреждения, на основании Федерального закона об автономных учреждениях №174-ФЗ от 3 ноября 2006 года, могут создавать ХО, не основываясь на положениях 217-ФЗ, который на них не распространяется, поскольку действует только для бюджетных учреждений. Следовательно, формально ХО, созданные ВУЗам после перехода в форму автономного учреждения, не попадают в систему учета и регистрации и на них не распространяются все виды поддержки и возможностей финансирования по программам, которые предназначены только для ХО, созданных на основе 217-ФЗ. Все ФУ перешли в статус автономных учреждений в июне 2010 г., НИУ переходят на этот статус с 2011 г. Таким образом, в отсутствии данного ограничения НИУ и ФУ могло быть создано большее количество ХО.

В таблице 2 представлено разбиение созданных ХО в зависимости от их принадлежности различным министерствам РФ.

Таким образом, подавляющее число ХО (67%) создано в ВУЗах и НИИ, подведомственных Минобрнауки России, высокую активность проявляют также институты и научные центры РАН (12%).

Весьма интересно проследить показатели уставного капитала создаваемых ХО (табл. 3).

Подавляющее большинство ХО (95%) раскрывают данные об объемах и структуре своего уставного капитала. При этом средняя величина уставного капитала составляет около 244 тыс. руб. Особняком среди всех ХО стоит предприятие, созданное в 2010 г. при Томском Государственном Университете, ЗАО «Манэл». Учредителями предприятия стали Томский государственный университет, Госкорпорация «РОСНА-НО», ЗАО «ЭлеСи». Для «РОСНАНО» компания стала первым инновационным предприятием в рамках № 217-ФЗ, для ТГУ - первым (и пока единственным) столь крупным

ж

ИННОВАЦИИ

Таблица 2

Название кол-во учреждений, создавших ХО кол-во, созданных ХО

шт. % шт. %

МОН 194 66,67 1291 86,18

Минздравсоцразвития России 14 4,81 30 2,00

Министерство здравоохранения Московской области 1 0,34 1 0,07

Министерство культуры РФ 1 0,34 1 0,07

Министерство обороны РФ 1 0,34 5 0,33

Министерство образования Московской области 2 0,69 11 0,73

Министерство транспорта РФ 9 3,09 22 1,47

Минсельхоз РФ 18 6,19 49 3,27

Правительство РФ 1 0,34 4 0,27

РАМН 6 2,06 6 0,40

РАН 35 12,03 53 3,54

РАСХН 5 1,72 4 0,27

Росрыболовство 3 1,03 36 2,40

Федеральное агентство связи 1 0,34 3 0,20

Источник: составлено авторами по материалам таблицы учета уведомлений о создании хозяйственных обществ научными учреждениями и высшими учебными заведениями.

Таблица 3

Показали уставной капитал организаций 1416 94,53%

Не показали уставной капитал организаций 82 5,47%

Сумма представленных уставных капиталов, руб. 485 060 355,06

(из них 1 ЗАО «Манэл» (ТГУ) № в БД № 277, руб. 140 005 000,00

Средний уставной капитал ХО, руб. 342 556,75

Средний уставной капитал ХО без ЗАО «Манэл» (ТГУ) № 277, руб. 243 855,37

Источник: составлено авторами по материалам таблицы учета уведомлений о создании хозяйственных обществ научными учреждениями и высшими учебными заведениями.

обществом, уставный капитал которого составляет более 140 млн. руб. Продукцией ЗАО «Манэл» являются технологические линии для нанесения неметаллических неорганических керамических покрытий на поверхности металлов.

Обратимся к географическому разрезу создания ХО. Лидером по количеству созданных ХО является Центральный Федеральный округ (433 ХО), далее следуют Сибирский (306 ХО) и Приволжский округа (276 ХО).

Кроме того, следует отметить, что большинство ХО создается в технических (111 ХО) и классических университетах (57 ХО).

Следует отметить, что значительная доля ограничений деятельности ХО в соответствии с ФЗ-217 была снята за время действия закона в течение последних двух лет.

Во-первых, следует отметить принятие в апреле 2011 г. Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный Закон от 21 июля 2005 г. № ФЗ-94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"», в соответствии с которым ВУЗы приобрели возможность привлекать соисполнителей НИОКР без проведения конкурсных процедур.

Во-вторых, в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 310-Ф3 ХО, созданные в соответствии с 217-ФЗ, могут перейти на УСН. Переход на упрощенную систему налогообложения, включение в базу данных (далее -БД) учета уведомлений о создании хозяйственных обществ являются необходимыми условиями для включения в Реестр для получения 20% льготы по уплате страховых взносов в размере 14% вместо

433

эпе

124 120

31

_1Ш

/ / / / /" /' / / / / / / / / у /

/ > / у у у с/ У /

Источник: составлено авторами по материалам таблицы учета уведомлений о создании хозяйственных обществ научными учреждениями и высшими учебными заведениями.

Рис. 3. Количество созданных ХО в федеральных округах

34% (Федеральный закон от 16.10.2010 г. № 272-ФЗ). К концу 2011 г. на УСН перешли 223 ХО, при этом обладают правом перехода на УСН 766 ХО.

В-третьих, в соответствии с Федеральным Законом от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 в уставный капитал ХО стало возможно вносить денежные средства и не особо ценное имущество (200-500 тыс. руб.), что значительно облегчило проблему наполнения уставного капитала вновь созданного ХО.

В-четвертых, в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2011 г. № 22-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»", упрощается порядок аренды помещений, оборудования и техники для ХО, созданных на базе ВУЗов по ФЗ-217. Закон отменяет необходимость проведения конкурса или аукциона для получения ХО помещений в аренду, выиграть который вновь создаваемым ХО было практически невозможно.

Тем не менее, на пути создания ХО в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ все еще возникает целый ряд проблем. Ключевыми трудностями на пути развития ХО при ВУЗах и бюджетных научных учреждениях являются следующие:

1. Проблемы с финансированием ХО на стадиях старт-апа и раннего роста, причиной чего является невозможность предоставления компаниями исключительных лицензий на интеллектуальную собственность, которая является вкладом ВУЗа или научной организации в компанию. В частности, как отметил на пресс-конференции в РИА Новости 23 марта 2012 г. генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания» Игорь Агамирзян, малые инновацион-

ные компании, получившие финансирование частных венчурных фондов (ключевых в теории источников финансирования на данном этапе развития компании), являются скорее «единичными случаями» [23];

2. Значительное количество проблем возникает при проведении денежной оценки исключительных прав на РИД, созданных в стенах ВУЗов или научных учреждений и переданных на основании лицензионного договора ХО. В частности, неразработанными являются единые методические рекомендации по определению денежной оценки указанных прав при внесении их в уставный капитал;

3. В ряде случаев, при постановке бюджетными научными и образовательными учреждениями на бухгалтерский учет патентов на изобретения, полезные модели и другие результаты интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных средств, возникает объект обложения налогом на прибыль организаций. Данное обстоятельство является одним из существенных факторов, сдерживающих постановку данными учреждениями на бухгалтерский учет результатов интеллектуальной деятельности;

4. Наконец, возникают и трудности не экономического, но психологического характера. В частности, серьезная проблема связана с непониманием и непринятием многими ВУЗами на себя третьей функции университетов - коммерциализации научных изысканий. Подчас сама культура ВУЗа не дает возможности возникнуть коммерческому духу, в корне забивается идея извлечь экономическую выгоду из имеющей практическое применение теоретической разработки.

2.4. Постановления Правительства России от 9 апреля № 218, № 219 и № 220

Постановление Правительства России от 9 апреля 2010 г. № 218 уставило правила предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских высших учебных заведений, в том числе порядок отбора получателей субсидий.

Субсидии предоставляются на конкурсной основе. Участником конкурса на право получения субсидии является организация, которая представляет проект, предусматривающий выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ российскими высшими учебными заведениями, а также дополнительно направляет на реализацию проекта собственные

средства в размере не менее 100% объема субсидии. При этом не менее 20% указанных средств используется на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Субсидия выделяется организации, отобранной в результате конкурса, на срок от 1 до 3 лет в объеме до 100 млн. рублей в год.

Организация, отобранная в результате конкурса, являющаяся исполнителем проекта, обязана предоставлять в течение не менее 5 лет после окончания действия договора информацию о высокотехнологичной продукции, разработанной в рамках проекта, а также о ходе реализации проекта и об объемах выпускаемой продукции.

Постановлением предусмотрено обеспечение в 2010-2012 годах государственного финансирования на поддержку развития кооперации российских ВУЗов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в объеме 19 млрд. рублей, в том числе в 2010 году - 6 млрд. рублей, в 2011 году - 6 млрд. рублей и в 2012 году - 7 млрд. рублей. Кроме того, предусмотрено выделение в 2013-2017 годах бюджетных ассигнований на сопровождение комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства и мониторинг результатов реализации этих проектов.

Было проведено две очереди публичного конкурса на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств, победителями которых стали 77 ВУЗов и 108 компаний. Общее количество проектов-победителей - 112 единиц, при этом 8 ВУЗов участвуют одновременно в трех проектах, 19 ВУЗов - в двух проектах; из 108 компаний-победителей 4 также участвуют в двух проектах одновременно.

Среди НИУ 7 принимают участие в 1 проекте, 8 НИУ участвуют в 8 проектах, 4 НИУ в трех проектах. Средний размер финансирования одного проекта составляет 153 млн. руб. Безусловным лидером среди НИУ является МГТУ им. Баумана, заключившего 3 контракта на рекордную сумму в 1600 млн. руб.

Постановлением Правительства от 9 апреля 2010 г. № 219 утверждено Положение о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений осуществляется на основании проведения публичного конкурсного отбора программ развития инновационной инфраструктуры, включая

поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. На реализацию программы развития инновационной инфраструктуры образовательного учреждения выделяются бюджетные ассигнования на срок до 3 лет с объемом финансирования до 50 млн. рублей в год.

Участниками конкурса могут быть образовательные учреждения, выполняющие фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в Российской Федерации, эффективно реализующие образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и комплекс мер по развитию инновационной инфраструктуры.

Бюджетные ассигнования на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений выделяются для финансирования расходов:

1. На развитие объектов инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях (бизнес-инкубаторов, технопарков, технопарковых зон, инновационно-технологических центров, инжиниринговых центров, центров сертификации, центров трансфера технологий, центров коллективного пользования, центров научно-технической информации, центров инновационного консалтинга и других объектов инновационной инфраструктуры) и их оснащение современным оборудованием, включая его техническую эксплуатацию, и программным обеспечением, необходимыми для внедрения результатов научно-технической и интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным учреждениям;

2. На правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности образовательного учреждения и оценку результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным учреждениям;

3. На реализацию и разработку целевых программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, в том числе для студентов, аспирантов и молодых ученых, а также разработку учебно-методологического и научно-методического обеспечения для субъектов малого и среднего предпринимательства;

4. На стажировку и повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий в иностранных уни-

верситетах, имеющих эффективную инновационную инфраструктуру;

5. На консалтинговые услуги иностранных и российских экспертов в сфере трансфера технологий, создание и развитие малых инновационных компаний, включая привлечение профессорско-преподавательского состава к нормативно-методическому и практическому обеспечению создания таких компаний.

Постановлением было предусмотрено выделение финансирования их федерального бюджета на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений в размере 8 млрд. руб., в том числе в 2010 г. 3 млрд. руб., в 2011 г. - 2 млрд. руб., в 2012 г. - 3 млрд. руб.

В рамках реализации Постановления предполагалось проведение финансирования 70-150 программ развития инновационной инфраструктуры ВУЗов.

Следует отметить, что из 77 ВУЗов-победителей в конкурсе по Постановлению Правительства № 219, 20 являются НИУ, еще 7 - ФУ. В Программах развития НИУ и ФУ созданию и развитию инновационной инфраструктуры ВУЗов уделяется особое значение. В частности, отдельное внимание ВУЗов направлено на:

1. Создание и развитие разнообразных объектов инновационной инфраструктуры, разделить которые представляется возможным на три ключевые группы: исследовательские объекты (всевозможные центры, лаборатории, УНИК, НОЦ, научно-промышленных полигонов и проч., на базе которых непосредственно проводятся исследования, генерируются знания явного и неявного типов), инфраструктурные объекты (бизнес-инкубаторы, в том числе студенческие, технопарки, центры коллективного пользования, центры маркетинга, отделы инновационного консалтинга и проч., т.е. те объекты, на базе которых явное и неявное знание переходит в готовый продукт, принятый рынком) и прочие сервисные (отделы трансфера технологий, интеллектуальной собственности, патентные бюро и проч., где инноваторам из университетской среды оказывают помощь в качественном оформлении их технологии, подбирают и вместе с ними реализуют наилучшую стратегию защиты РИДов, созданных на базе университетских исследовательских объектов);

2. Создание отделов инновационного развития университета, управлений инновационной деятельности, инновационных порталов ВУЗа и проч., эффективная деятельность которых позволит организовать устойчивый, эффективный инновационный процесс в рамках университе-

та, а также будет способствовать интеграции университета в национальную и международную инновационные системы;

3. Укрепление материально-технической базы учебного процесса и научных исследований;

4. Создание малых предприятий инновационного профиля занимающихся трансфертом достигнутых научных достижений в реальный сектор экономики (связь с ФЗ-217);

5. Развитие, переподготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава ВУЗа, аспирантов, магистров, а также организация стажировок в сфере инновационного предпринимательства в иностранных университетах, в том числе с целью обучения работе на современном исследовательском оборудовании.

При НИУ и ФУ за два года реализации программы развития были созданы следующие ключевые объекты инновационной инфраструктуры:

Технопарки ■ Б УНИК в 24 Отделы (рэнсфера технологий м 23 Бишсс-инкублоры. в тон числе... ш» 29

ЦКП 52

НОЦ Лдрордтории Центры

0 50 100 150 200 250 300 350 400

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источники: составлено авторами по материалам Центра Исследований и статистики Науки (ЦИСН) и информации с сайтов ВУЗов.

Рис. 4. Объекты инновационной инфраструктуры НИУ и ФУ

Наибольший вес среди ключевых объектов инновационной инфраструктуры занимают исследовательские объекты (почти 85%), центры коллективного пользования составляют около 5,9%, далее следуют бизнес-инкубаторы, в том числе студенческие (3,3% ключевых объектов инновационной инфраструктуры ВУЗов), отделы трансфера технологий (3,2%), технопарки (2,6%). Анализ говорит в пользу значительного преобладания среди ключевых объектов инновационной инфраструктуры исследовательских объектов. Тем не менее, очевидным является и тот факт, что для ведущих 38 ВУЗов России (29 НИУ и 9 ФУ) присущей является весьма развитая и весьма полная инновационная инфраструктура. Очевидно, что в рамках одного ВУЗа «базовый набор» инфраструктурных и сервисных объектов включает в себя единственный бизнес-инкубатор (наличие студенческого является лишь дополнительной инициативой), один технопарк (наличие, в частности, двух технопарков

в расширенной инновационной инфраструктуре СПбГУ ИТМО: «Ингрия-ИТМО» и «Смоленка» - является скорее явным исключением, нежели правилом), один отдел трансфера технологий. В рамках текущей ситуации, в случае НИУ и ФУ, в среднем, бизнес-инкубатор существует в 74% ВУЗов, отдел трансфера технологий в 71%, технопарк в 59%. Представляется, что за два года реализации программы развития инновационной инфраструктуры, активизированной в рамках работы по развитию НИУ и ФУ и финансируемой в том числе за счет участия в конкурсе по Постановлению Правительства № 219, подобный результат является вполне удовлетворительным.

Положительно результаты выполнения ВУЗами, в том числе НИУ и ФУ, программ развития инновационной инфраструктуры в соответствии с Постановлением Правительства № 219 были отмечены и в рамках совещания в Минобрнауки России, состоявшегося 8 июня 2012 г. [22]. В работе совещания приняли участие более 130 человек, ректоры и проректоры, руководители Программы развития инновационной инфраструктуры из 77 ведущих российских вузов и др. Результативность работы ВУЗов проявилась в числе вновь созданных хозяйственных обществ, в развитии ВУЗами работ по созданию и использованию высоких технологий, что обеспечило им заказы со стороны промышленных предприятий. ВУЗами-победителями конкурса по Постановлению Правительства № 219 были выполнены планы-графики мероприятий, зафиксированных в контрактах с Минобрнауки, было усилено их взаимодействие с реальным сектором экономики (результаты выполнения ВУЗами индикаторов по Постановлению Правительства № 219 приведены в Приложении 1).

Постановлением Правительства от 9 апреля 2010 г. № 220 утверждено положение о мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования. В частности, были учреждены гранты Правительства Российской Федерации, выделяемые на конкурсной основе для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Гранты выделяются в размере до 150 млн. рублей каждый на проведение научных исследований в 2010-2012 годах с возможным продлением проведения научных исследований на срок двух лет.

Постановлением было предусмотрено направление в 2010-2012 годах ассигнований федерального бюджета на выплату грантов в размере 12 млрд. рублей, в том числе: в 2010 году - 3 млрд. рублей; в 2011 году - 5 млрд. рублей; в 2012 году - 4 млрд. рублей.

Кроме того, начиная с 2013 по 2016 гг. возможным является выделение грантов в размере до 90 млн. рублей на проведение научных исследований на срок до трех лет, с возможностью продления сроков проведения исследований до двух лет. Необходимым условием при этом является привлечение внебюджетного финансирования в размере не менее 25% размеров гранта.

Для проведения исследований ведущий ученый формирует научный коллектив, включающий не менее 2 кандидатов наук, не менее 3 аспирантов и 3 студентов, обучающихся в высшем учебном заведении, на научной и исследовательской базе которого проводится исследование.

В период 2010-2012 гг. предполагалось выделение 100-200 грантов на поддержку научных исследований, проводимых ведущими учебными в российских ВУЗах, на период 2013-2016 гг., вероятно, также планируется выделение 150-250 грантов.

Победителями в открытом конкурсе по Постановлению Правительства № 220 были признаны 55 ВУЗов, в том числе 19 НИУ. Среди НИУ лидерами являются МИФИ и Новосибирский Госуниверситет, привлекшие к сотрудничеству каждый сразу трех ведущих ученых.

2.5. Развитие института технологический платформ

Еще одним новым механизмом стратегического планирования, введенным Министерством экономического развития России, является институт технологических платформ (ТП) как коммуникационной площадки для долгосрочного научно-технологического прогнозирования и разработки технологических дорожных карт. Технологическая платформа - коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок, совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития [19]. Перечень технологических платформ утвержден решением Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям и включает 29 технологических платформ по 12 направлениям. В состав участников ТП входят более 150 ВУЗов, при этом в 8 ТП (28%) ВУЗы являются координаторами. Среди ВУЗов-участников Постановления Правительства № 219, 44 (79%) также участвуют в деятельности по созданию и развитию технологических платформ. При этом наибольшую активность проявляют МГТУ им. Баумана (13 ТП), МИФИ (10 ТП) и Томский Политехнический Университет (9 ТП) [20].

3. Ключевые выводы проведенного анализа

Подводя итог анализу современной государственной политики в отношении институтов высшего образования, следует отметить ее направленность на создание на базах ведущих отечественных институтов высшего образования точек регионального и отраслевого роста. Огромное значение имеет вовлечение ВУЗов в инновационную и внедренческую деятельность, развитие кооперации ВУЗов с бизнес-средой, как в рамках создания вузовских малых инновационных предприятий, имеющих цель коммерческого применения вузовских разработок (ФЗ-217), так и в развитии стратегического взаимодействия ВУЗов с промышленными предприятиями (ФЗ-218, создание и развитие ТП). Важно отметить инициативы Правительства России по формированию на базах ведущих ВУЗов современных центров компетенций, для чего с 2008 г. предпринимаются активные шаги в направлении развития исследовательской функции в институтах высшего образования. Сегодня становится очевидным тот факт, что развитие исследовательской компоненты ВУЗов - один из важнейших приоритетов государственной политики. Развитие исследовательской базы ВУЗов сегодня воспринимается как необходимый элемент инновационной инфраструктуры экономики, на развитие этой базы были направлены инициативы Правительства, в частности Постановления Правительства № 219 и № 220. Сегодня уже можно говорить о весьма неплохих результатах исполнении этих Постановлений, по крайней мере, в ведущих ВУЗах страны. На сегодняшний день на их базах созданы все инфраструктурные условия для развития исследовательских функций, а также формирования предпринимательских компетенций в стенах институтов высшего образования.

Развитие кооперации ВУЗов с бизнес-средой, инициативы государства по развитию исследовательских и предпринимательских функций в ВУЗах - все это соответствует тенденциям последних десяти лет, имеющих место в инновационной среде ведущих европейских стран, США, Японии, Китая, Сингапура. Университет, сочетающий в себе, наравне с обучающей, исследовательскую и предпринимательскую функции, становится в ведущих странах ключевым участником национальной инновационной системы, драйвером экономического развития, подчас являясь координатором инновационного развития своего региона, а подчас и всей страны (примером служит Национальный Университет Сингапура). Развитие современных университетов, умело сочетающих в себе три компоненты, является ответом на потребности окружающей среды, становится результатов возрастания роли знаний в экономическом и техноло-

гическом развитии и признанием и практическим применением того факта, что университеты являются эффективными с точки зрения затрат институтами общества, ключевыми драйверами инновационного процесса и трансфера знаний и технологий в общество. Включение России в этот процесс, во многом инициированный и поддержанный государством, безусловно, является одной из наиболее позитивных тенденций в развитии экономики страны последних лет.

Библиографический список

1. Базовый доклад к обзору ОЭСР Национальной Инновационной Системы Российской Федерации «Национальная инновационная системы и государственная инновационная политика Российской Федерации», Министерство образования и науки Российской Федерации, Москва, 2009.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. № 550 «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория Национальный и исследовательский университет».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 1218-р «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»».

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. № 1613-р «О перечне университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»».

8. Таблица учета уведомлений о создании хозяйственных обществ научными учреждениями и

высшими учебными заведениями, по состоянию на 30.03.2012 г.

9. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 716 «О Федеральных университетах».

10. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1448 «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов».

11. Федеральный Закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

12. Федеральный Закон от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов».

13. Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

14. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

15. Федеральный закон от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в

Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ.»

16. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 346 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

17. Федеральный закон от 2 марта 2011 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 17.1 Федерального закона «о защите конкуренции»».

18. Федеральный Закон от 5 апреля 2011 г. № 56-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон от 21 июля 2005 г. № ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»».

19. http://www.innoedu.ru/index.php

20. http://blogs.strf.ru/blog/104.html

21. http://pressa.rsu.ru/ztn/ufu/koncep_fedu.pdf

22. http://rii-vuz.extech.ru/events/itog_8_6_12.php

23. http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId= 223&d_no=45860

24. http://elementy.ru/Library9/niu.htm

25. http://www.hse.ru/news/12689177.html

26. http://government.ru/docs/15191/

Иващенко Н. П. - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Энговатова А. А. - младший научный сотрудник, экономический факультет, МГУ им. М.В. Ломоносова e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.