Научная статья на тему 'Современные информационные технологии в организации познавательной деятельности обучающихся'

Современные информационные технологии в организации познавательной деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / образование / мотивация учебной деятельности / information technologies / education / motivation of educational activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пошехонова Ю. В.

Осуществлен анализ понятия «информационные технологии». Описаны функции информационных технологий в учебном процессе, рассмотрены средства информационных технологий, достоинства и недостатки их использования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пошехонова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF STUDENTS ' COGNITIVE ACTIVITY

The concept of «information technologies» is analyzed. The functions of information technologies in the educational process are described, the tools of information technologies, advantages and disadvantages of their use are considered.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии в организации познавательной деятельности обучающихся»

гогов о рисках Интернета в зависимости от их возраста, культурных стереотипов, религиозных предпочтений, а также, трансформацию самой образовательной среды в условиях циф-ровизации образования.

Список литературы

1. Нестик Т.А., Солдатова Г.У. Представления о будущем цифровых технологий у российских студентов // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 1. С. 90-118.

2. Osiceanu M.E. (2015) Psychological implications of modern technologies: "technofobia" versus "technophilia". Procedia-Social and Behavioral Sciences, 180, 1137-1144.

3. Корнилова Т.В. Психология неопределенности: Единство интеллектуально-личностной регуляции решений и выборов //Психологический журнал. 2013. Т 34. № 3. С. 89-100.

4. Asmolov G.A., Asmolov A.G. (2009) From we-media to I-media: Identity transformations in the virtual world. Psychology in Russia, 2, 101.

5. Мдивани М. О. Метод исследования экопсихологических взаимодействий человека с информационной средой //Акмеология. 2017. №. 1 (61). С. 59-65.

6. Панов В.И. Информационная среда в контексте экопсихологического подхода к развитию психики: концептуальные предпосылки// XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски» / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Издательство «Перо», 2016. - С.23-27. [Электронное издание]. ISBN 978-5-906871-45-9.

7. Патраков Э.В. Подростки и интернет: реакции родителей // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 129-144. DOI: 10.17223/17267080/72/7

8. Abric J.-C. L'analyse structurale des représentations sociales // Les méthodes des sciences humaines / Sous la dir. S. Moscovici, F. Buschini. Paris: Presses Universitaires de France, 2003. P. 375-392.

УДК 159.99

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ61

Пошехонова Ю.В.

Ярославский государственный университет им.П.Г. Демидова, Ярославль, Россия

E-mail: [email protected]

Аннотация. Осуществлен анализ понятия «информационные технологии». Описаны функции информационных технологий в учебном процессе, рассмотрены средства информационных технологий, достоинства и недостатки их использования.

Ключевые слова: информационные технологии, образование, мотивация учебной деятельности

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF STUDENTS

' COGNITIVE ACTIVITY Poshekhonova Yu.V.

Yaroslavl state University im. P.G. Demidova, Yaroslavl, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. The concept of «information technologies» is analyzed. The functions of information technologies in the educational process are described, the tools of information technologies, advantages and disadvantages of their use are considered.

61 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-01300102.

Keywords: information technologies, education, motivation of educational activity.

Концепция устойчивого развития, принятая в 1992 г. Организацией Объединенных Наций, обозначила дальнейшие пути развития человеческой цивилизации. При этом образование должно стать одним из ведущих инструментов устойчивого развития. В частности, в рамках разрабатываемой нами темы представляет интерес Приложение I к Схеме проекта плана работы для рамок осуществления Стратегии ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития на период после 2019 года. Обозначенное в нем 3-е направление звучит как «Цифровое образование, информационно-коммуникационные технологии и образование в интересах устойчивого развития» [8], где идет речь о разработке цифровых ресурсов, о комбинированном обучении (сочетании очного и электронного обучения), применении аналитических методов обучения к образованию в целях интересов устойчивого развития (ОУР), а также о развитии социальных сетей в качестве ключевого инструмента ОУР.

В то же самое время, повсеместное распространение компьютеров, средств сотовой связи, свободный доступ в сеть Интернет обусловили повышение требований к профессионализму работников, сформировав, таким образом, естественный социальный заказ на подготовку специалистов, умеющих эффективно (оперативно и качественно) работать с большим количеством информации, используя новейшие средства ее обработки и представления.

В соответствии с этими двумя параллельно развивающимися процессами изменяются и требования к организации учебных занятий на всех уровнях системы образования. Прежде всего, образовательный процесс начал оснащаться учебными и учебно-методическими электронными каталогами, стали стремительно развиваться электронные библиотеки, появились компьютерные обучающие программы, онлайн- и офлайн-тренажеры и т.д. Сформировались новые требования к разработке дидактического обеспечения учебного процесса, учитывающие постоянное увеличение объема знаний по всем дисциплинам, усложнение содержания материала. Применение компьютерных и телекоммуникационных средств и технологий позволяет учесть предъявляемые требования (адаптивность учебного материала к личностным особенностям обучающихся, учет комплексности процесса обучения) и разрабатывать адаптированный учебно-методический материал. Компьютерные средства служат инструментом и одновременно базой для создания и размещения интерактивных, мультимедийных учебно-методических комплексов, включающих электронные учебники, презентации, практические тренажеры, справочную систему, проверочные тестовые задания и многое другое. Современный учебно-методический комплекс может включать как печатные учебные и учебно-методические издания, так и образовательные ресурсы удаленного доступа, а также аудио- и видеоприложения [7].

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений глобального процесса информатизации современного общества. Психолого-педагогические цели реализуются теперь посредством самых разнообразных информационных технологий. В настоящее время в научной литературе одновременно сосуществует ряд синонимичных понятий, таких как «современные информационные технологии обучения», «новые информационные технологии в обучении», «средства электронного обучения» и т.д., что говорит о том, что терминология, касающаяся информатизации современного образования, пока находится на стадии становления. Рассмотрим несколько определений понятия «информационные технологии». С точки зрения ЮНЕСКО, «информационные технологии -это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, методы взаимодействия людей с вычислительной техникой и производственным оборудованием, их практические приложения, а также социальные, экономические и культурные аспекты данной проблемы» [0, с.80]. «Информационная технология -система процедур преобразования информации с целью ее формирования, организации, обработки, распространения и использования» [5, с.13]. Информационные технологии обучения - совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления инфор-

мации, расширяющей знания людей и развивающей их возможности по управлению техническими и социальными процессами. Основными отличительными особенностями современных информационных технологий обучения являются следующие: 1) компьютерная обработка информации, 2) большие объемы информации, которые хранятся в специализированных устройствах, выполняющих сервисные (обслуживающие) функции по запросу клиента, 3) мгновенная передача информации независимо от дальности расстояния.

Информационные технологии применяются в учебном процессе с целью производства информации для ее последующего анализа и принятия на ее основе решения по выполнению какого-либо действия.

Использование в учебном процессе средств информационных технологий выполняет ряд следующих функций:

1) развивающая (развитие учебного и творческого потенциала личности, познавательных психических процессов индивида, отработка учебных навыков, развитие навыков принятия решений и их реализации, формирование навыков поиска релевантной информации и ее обработки);

2) подготовка обучающихся к социальной и профессиональной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества

3) использование в учебном процессе современных технических и информационных возможностей организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности (которые должны быть адекватны целям, задачам, принципам педагогической деятельности, а также особенностям возрастного и индивидуального развития обучающихся, степени сложности изучаемого учебного материала). Реализация данной функции, при соблюдении вышеназванных условий, приведет к росту эффективности процесса обучения, к активизации познавательной деятельности, к углублению межпредметных связей [2, 6].

В учебном процессе может применяться широкий спектр компьютерных средств учебного назначения (средств информационных технологий) [3]:

- сервисные программные средства общего назначения (позволяют автоматизировать рутинные вычисления, оформить учебную документацию и т.д.),

- программные средства контроля знаний, умений, навыков обучающихся (позволяют автоматизировать процедуру тестирования, выполнения обучающимися контрольных заданий, при этом проверка результатов может осуществляться как автоматизированно, так и вручную),

- электронные тренажеры (служат для отработки практических умений и навыков, а также навыков решения задач),

- программные средства для математического и имитационного моделирования (предназначены для моделирования объектов исследования (например, физические эксперименты), а также для оперирования моделями-объектами),

- информационно-поисковые справочные системы (гипертекстовые и гипермедиа программы для хранения и предъявления информации, позволяющие осуществить быстрый поиск информации по тем или иным признакам),

- автоматизированные обучающие системы (обучающие программы, содержащие теоретический материал, отработку (тренировку) и контроль уровня знаний/умений/навыков),

- электронные учебники (основные электронные средства обучения, должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи),

- экспертные обучающие системы (базируются на технологии искусственного интеллекта, моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач, обеспечивают пояснение стратегий и тактик решения задач, однако не способны не организуют применение обучающимися полученных знаний, а также отсутствует механизм обратной связи в виде контроля действий обучающихся),

- интеллектуальные обучающие системы (базируются на технологии искусственного интеллекта, осуществляют рефлексивное управление процессом обучения с учетом особенностей деятельности обучаемых),

- средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги) (могут являться не только предметом изучения, но и средством обучения при решении профессионально-ориентированных задач).

Внедрение в образовательный процесс средств информационных технологий начинает принимать всё более масштабный характер: появляется всё больше новых электронных учебных программ, курсов дистанционного образования, автоматизируются процессы контроля знаний и т.д. Поэтому учителя и преподаватели должны ясно осознавать сильные и слабые стороны использования информационных технологий на занятиях, чтобы понимать причинно-следственный характер собственных действий по организации учебной деятельности с помощью информационных технологий и уметь прогнозировать их последствия.

Итак, применение информационных технологий в образовательной деятельности, прежде всего, позволяет в индивидуализированной форме научить обучающегося работе с информационными ресурсами: освоить принципы поиска информации, критерии ее отбора, особенности структурирования, представления, уяснения, практического применения (в частности, в профессиональной деятельности), в ряде случаев - большой эмоциональной и личностной вовлеченности и т.д. Эти результаты тесно связаны еще с одним важным комплексным результатом - формированием активной позиции обучающегося, развитием навыков профессионального и критического мышления [2], и, в конечном счете, подготовкой специалиста, соответствующего требованиям современного информационного общества. Все эти результаты характеризуют достоинства использования информационных технологий.

Вместе с тем, из достоинств этих технологий логически вытекают и недостатки их использования. Например, индивидуализация, в случае недостаточно внимательного к ней отношения со стороны преподавателя, может принимать тотальный характер, что проявится в замене устного диалога (с преподавателем, другими обучающимися) «диалогом» с компьютером. Особенно остро эта проблема возникает в условиях дистанционного обучения, где отсутствует «живой» преподаватель как организатор и регулятор учебной деятельности. Последствием «выключения» из учебного времени непосредственного диалога между преподавателем и обучающимся станет слаборазвитая (или неразвитая совсем) способность к формулированию мыслей на профессиональном языке и несформированность профессионального типа мышления. Следующим звеном в этой последовательности событий будет неспособность применения знаний на практике (из-за проблемы перехода от мысли к действию, которая решается непосредственным взаимодействием преподавателя и обучающегося в условиях практической деятельности).

Следующим недостатком можно назвать большую свободу выбора в поиске и использовании информации. Такая свобода связана с риском того, что, переходя по ссылкам, обучающийся просто отвлечется от основного материала курса, его структуры.

Есть и еще один риск, связанный с необдуманным применением информационных технологий в образовательной деятельности - опасность вызвать эмоциональную и интеллектуальную перегрузку. Если преподаватель чрезмерно активно применяет на занятиях информационные технологии (слишком часто, слишком надолго, либо слишком сложно структурировано содержание дисциплины и т.д.), то может возникнуть эффект, обратный ожидаемому. Так, у обучающегося может выработаться «иммунитет» к восприятию информации, поданной в такой форме, возникнет психологическое сопротивление и подобные технологии будут вызывать отторжение. Либо возможен иной вариант, еще более опасный: обучающийся утратит способность обучаться вне контекста информационных технологий. Иными словами, он не сможет (не захочет) учиться, если будет отсутствовать привлекающий, развлекательный компонент учебного материала. В данном случае можно будет говорить о риске формирования потребительского отношения к образовательному процессу и его участникам

[4].

Описанные достоинства и недостатки обосновывают важность взвешенного отношения к любым образовательным технологиям. Информационные технологии не должны подменять преподавателя либо замещать его основные функции.

Таким образом, современная система образования обладает одной характерной чертой: выступая в качестве пользователя, она, в то же время, стимулирует разработку информационных технологий. Эта особенность особенно ярко проявляется в системе высшего образования. В то же время, несмотря на объективную и субъективную привлекательность современных информационных технологий, необходимо осознавать, что их применение является, хоть и эффективным, но всё-таки вспомогательным средством в организации и осуществлении учебного процесса. Внедрение в учебный процесс информационных технологий способно значительно обогатить процесс передачи знаний от преподавателя к обучающемуся, облегчить понимание сложных тем, нивелировать периодически возникающую моното-нию на занятиях, повысить мотивацию учебной деятельности, активизировать деятельность обучающихся на занятиях, сформировать осознанное отношение к учебному процессу и т.д. Вместе с тем, использование информационных технологий должно быть оправданным, логически целесообразным, экологичным, призванным дополнять (а не заменять) деятельность преподавателя на занятиях. Лишь в этом случае средства информационных технологий смогут обеспечить новые возможности и преподавателям, и обучающимся.

Список литературы

1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под ред. Бадарча Дендева. М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с. (с..80).

2. Кашапов М.М. Профессионализация мышления как ресурс жизненного пути личности // Методология, теория, история психологии личности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Никитина, Н.Е. Харламенкова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. С. 392-399. (734 с.)

3. Краснова Г.А., Беляев М.И. Технологии создания электронных обучающих средств (электронный документ). - Режим доступа: http://uu.vlsu.ru/files/ Тек^по1о§уа_ sozdanija_EHSO.pdf (дата обращения 25.01.2020).

4. Панов В.И. Стратегия устойчивого развития и экологическая психология (вместо предисловия) // Экопсихологические исследования - 5: сборник научных статей. / Редакторы-составители: С.Ю. Жданова, М.О. Мдивани, В.И. Панов. Пермь: ОТ и ДО, 2018. - 408 с.

5. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гос. ун-та, 2013. -227 с.

6. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты [монография]. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 .-400 с.

7. Руденко Т.В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т. В. Руденко. Томск, 2006. - Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/ (дата обращения 25.01.2020).

8. Схема проекта плана работы для рамок осуществления Стратегии ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития на период после 2019 года / https://undocs.org/pdf?symbo1=ru/ECE/CEP/AC.13/2019/3 (дата обращения 25.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.