Особенности применения информационных технологий в образовательном процессе вуза Фаргиева З. С. , Аушева М. А. , Мурзабекова М. И. , Даурбекова А. М.4, Албаков Ш. C.5
1 Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya Sultangireevna - преподаватель;
2Аушева Мадина Ахмедовна / Ausheva Madina Ahmedovna - преподаватель;
3Мурзабекова Марем Исмаиловна /Murzabekova Marem Ismailovna - преподаватель;
4Даурбекова Асет Мухтаровна /Daurbekova AsetMuhtarovna - преподаватель, кафедра математики и информационно-вычислительной техники, физико-математический факультет;
5Албаков Шамиль Суламбекович /Albakov Shamil Sulambekovich - магистрант, технолого-педагогический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас
Аннотация: в статье показано, что применение информационных технологий в учебном процессе вуза позволяет перевести учебный процесс на иной технический и методический уровень и тем самым существенно повысить эффективность обучения, а также обеспечить более высокое качество и привлекательность преподавания ряда дисциплин. Однако наличие аппаратных и программных средств оказывается недостаточным для того, чтобы процесс внедрения новейших информационных технологий в учебный процесс развивался успешно, был эффективным и затрагивал бы многие профилирующие дисциплины. Abstract: it is shown that application of information technologies in educational process of higher education institution allow to transfer educational process to other technological and methodical level and by that it is essential to increase learning efficiency, and also to provide higher quality and appeal of teaching a number of disciplines. However existence of equipment rooms and software is insufficient in order that process of introduction of the latest information technologies developed in educational process successfully, was effective and would mention many main subjects.
Ключевые слова: информационные технологии, мультимедийные комплексы, обучение, программные продукты, эффективность.
Keywords: information technologies, multimedia complexes, training, software products, efficiency.
Глубокое реформирование образования, связанное с переходом на уровневую систему, непрерывное расширение объема информации при небольшом сроке обучения в вузах поставили перед системой профессиональной подготовки ряд серьезных проблем.
Проникновение в образование новых информационных технологий требует разбирать дидактический процесс как научно -информационный, в котором учащийся не только осваивает навыки приема информации, но и углубляет мышление и формирует творческую активность. Вместе с тем образовательная система становится адаптированной не только к потребностям всего государства (выполнение социального заказа), но и к возрастающим образовательным социокультурным и духовным запросам личности обучающегося. Тем не менее, прослеживается недостаточная ориентация школы на формирование умений научно-информационной деятельности обучающихся. Становится актуальной потребность увеличения качества обучения за счет развития способностей обучающихся к восприятию, эффективной переработке и усвоению информации, освоение технологии самообразования обучающегося.
Для того чтобы обеспечить понимание учащимися излагаемого материала, преподаватель должен выявить не только значение того или иного элемента содержания образования, но и его смысл в контексте с другими элементами социального опыта - знаниями, умениями, навыками, опытом творческой деятельности, и эмоционально-ценностных отношений.
Мнение российских экспертов, о применении новых информационных технологии обучения в образовательном процессе позволяет улучшить эффективность лабораторных и практических занятий по естественнонаучным дисциплинам не менее чем на 30%, объективность контроля знаний обучающихся - на 25%. В контрольных группах успеваемость учащихся с применением информационных технологий, как правило, выше в среднем на 0,5 балла (при 5-балльной системе оценки).
Темп увеличения словарного запаса при компьютерной поддержке изучения иностранного языка повышается в 2-3 раза.
Вместе с тем, учебная деятельность в компьютерной среде, не будучи представленной целостной структурой, характеризует какую-либо одну из сторон деятельности, и формируемые умения, остаются в пассивном состоянии до момента их непосредственного востребования.
В ходе обучения обучающиеся в основном обращаются к информации, накопленной обществом (созданной ранее), находящейся в различных информационных хранилищах, осуществляя при ее усвоении целостный познавательный процесс. Поэтому традиционно предметом пристального внимания отечественных педагогов и психологов являются вопросы формирования умений работы с источниками информации (последние трактуются в рамках проблемы развития навыков учебного труда, в контексте технологии интеллектуальной деятельности). Достаточно традиционно также обучение учащегося к самостоятельному поиску информации с целью подготовки их к эффективному использованию доступных библиотечных ресурсов, справочного аппарата, в том числе развитие умений получения нужной информации с помощью автоматизированных систем и информационных сетей.
Анализ затруднений в учебной компьютерной деятельности свидетельствует о слабом понимании значимости умений научно-информационной деятельности, которые часто становятся беспомощными перед быстро меняющимися и усложняющимися знаниями и условиями профессиональной деятельности как разновидности научного труда.
Следовательно, необходимо в рамках образования решить проблему формирования умений научно-информационной деятельности в учебной компьютерной среде. Решение данной проблемы возможно, если процесс обучения сопровождается:
- становлением устойчивой познавательной мотивации учащегося на овладение умениями научно-информационной деятельности, что усиливает самообразовательную направленность исследуемого процесса;
- включением обучающегося в научный поиск, требующий применения умений авторского редактирования, интерпретации текстовых сообщений, создания и распространения нового знания (вторичного документа) и позволяющий их закрепить;
- рефлексией обучающего процесса формирования умений научно -информационной деятельности, обеспечивающей личностно-деятельностный характер их усвоения.
При таком подходе в учебной компьютерной среде интегрируются активная, исполнительная и контрольно-аналитическая деятельности, связанные с этапами проблематизации, целеполагания, рефлексии, оценки, реализуются сущностные потребности обучающегося в развитии научно-информационных умений и трансформации их в практику. Умения научно-информационной деятельности
учащегося выходят на первый план как умения самостоятельного получения нового знания, работы с ним и распространения, как личностное достижение.
Возвращаясь к применению новых информационных технологий в обучении, отметим несколько направлений их применения в образовательном процессе: компьютер, как средство контроля знаний; лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования; мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство самообразования.
В практике работы преподавателей для осуществления контроля знаний используются тематические тесты (тестирующие программы); как правило, источником тестов могут служить мультимедиа компакт-диски с обучающими программами или глобальная сеть Интернет. Сегодня многие образовательные учреждения имеют доступ к ресурсам Всемирной сети, а некоторые из них создают собственные Интернет-страницы и располагают на них методические разработки, учебные программы и т. п.
Помимо этого существуют специализированные компьютерные программы (приложения), так называемые генераторы текстов, которые позволяют создавать тестирующие программы. В этом случае преподаватель самостоятельно программирует ход тестирования и вопросы теста.
За последние годы возросло внимание и исследователей и преподавателей к персональному компьютеру как средству моделирования различных процессов. С помощью компьютера моделируются физические явления, химические реакции, управление производственными или экономическими процессами и др. Однако, мы считаем, что не следует злоупотреблять компьютерным моделированием, если есть возможность провести реальный опыт [3. с. 193].
Современные информационные технологии используются при иллюстрировании учебного материала (например, так называемые, анимированные слайд-фильмы). Это позволяет, при необходимости, демонстрировать изучаемые процессы в динамике. Звуковые и видеофрагменты также можно демонстрировать посредством компьютера.
Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования. Это, в первую очередь, связано с тем, что при работе с информацией, записанной в цифровом (электронном) виде, легко организовать автоматический поиск необходимых данных. В электронный вид переведены многие, всемирно известные, энциклопедии и словари, существует большое количество электронных книг и учебников. Растет популярность дистанционного образования, когда задания и методические рекомендации обучающийся получает через Интернет или по электронной почте.
Нами исследуется применение информационных технологий в обучении с позиции принципа наглядности. Мы считаем, что следующие положения в достаточной мере отражают новые качества принципа наглядности:
- средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее;
- при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание «наглядной абстракции». Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании информационных технологий становится возможной интерпретация существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий, причем в динамике, если это необходимо.
Если первое преимущество, касающееся реализации принципа наглядности обучения, а именно - высокое качество компьютерной визуализации, как бы лежит на поверхности и всеми призвано, то второе преимущество, заключающееся в возможности наглядно-образного преставления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств,
47
пока еще не в должной мере осознано. Но именно в нем скрывается большой резерв повышения эффективности процесса обучения. Благодаря этому преимуществу облегчается переход к дедуктивной логике учебного процесса [1].
Таким образом, применение традиционных форм, средств, методов обучения с использованием информационных технологий могут существенно повысить эффективность и интенсификацию образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи обучения и воспитания активно и творчески мыслящего обучающегося.
Литература
1. Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловов А. В. Технологии создания электронных обучающих средств. М., 2010.
2. Тыщенко О. Б., Уткес М. В. Границы возможностей компьютера в обучении. М., 2011.
3. Фаргиева З. С. Перспективы профилизации всей средней школы в республике Ингушетия как фактор успешной сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике / Проблемы современной науки и образования, 2016. № 3 (45). С. 190-192.
Компьютерные обучающие программы. Проблемы организации учебного процесса Фаргиева З. С.1, Даурбекова А. М.2, Аушева М. А.3, Белхароева Э. Г.4
1Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya Sultangireevna - преподаватель; 2Даурбекова Асет Мухтаровна /Daurbekova Aset Muhtarovna - преподаватель; 3Аушева Мадина Ахмедовна /Ausheva Madina Ahmedovna - преподаватель, кафедра математики и информационно-вычислительной техники, физико-математический факультет; 4Белхароева Элина /Belharoeva Elina - магистрант,
технолого-педагогический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас
Аннотация: автоматизированные обучающие системы (АОС) - это системы, помогающие осваивать новый материал, производящие контроль знаний, помогающие преподавателям готовить учебный материал. В своей профессиональной деятельности многие интенсивно используют компьютерные информационные технологии: обучающие и контролирующие программы, интернет-технологии и мультимедиа. Данная статья посвящена этому вопросу. Abstract: automated training systems (ATS) are the systems which help to learn new material, manufacturing control knowledge, help teachers to prepare teaching material. In their professional activities many teachers make extensive use of computer information technologies: training and monitoring programs, internet technologies and multimedia. This article focuses on this issue.
Ключевые слова: обучающие программы, информационные технологии, автоматизированные обучающие системы.
Keywords: tutorials, information technology, automated training systems.
В настоящее время в процесс обучения активно внедряются новые программные технологии. Среди этих новых программных технологий одно из важных мест занимают компьютерные обучающие программы.