УДК 378.02
АХ. Андриенко СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с применением новых информационных технологий в неязыковом вузе с целью формирования, развития и совершенствования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов. В работе акцентируется необходимость формирования и развития таких важных составляющих данной компетентности в условиях применения современных мультимедийных тех, ,
, « язык» для специальных (профессиональных) целей по направлению профильных технических специальностей студентов не только на занятиях, но и в процессе самостоятельной работы с различными информационными источниками на иностранном языке.
Современные информационные технологии обучения; мультимедийные средства; компетенция; компетентность; компетентностный подход к обучению; иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность студентов неязыкового вуза.
A.S. Andrienko
USING INNOVATIVE INFORMATION TECHNOLOGIES OF TEACHING ENGLISH AS FL FOR TECHNICAL HIGHER SCHOOL STUDENTS UNDER CONDITION OF COMPETENCE APPROACH
In the article actual questions connected with the application of innovative information technologies for teaching English as FL for students of non-humanities specialties are viewed. The process of teaching technical Higher School students aimed at professional competences forming by means of foreign language communication is considered. Problems of formation and development of information and research competences as important parts of the above mentioned professional communicative competence are maintained as an essential problem for successful professional development of students during the self-organized work with different information sources.
Innovative information technologies of teaching English as FL; multimedia means; competence; competent; competence approach to education; forming professional competences of students of non-humanities specialties by means offoreign language communication.
Введение. В статье рассматриваются особе нности применения новых информационных технологий с целью формирования, развития и совершенствования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза для осуществления успешной профессионально ориентированной коммуникации со специалистами других стран.
Информатизация процесса изучения иностранного языка в неязыковом вузе имеет целью достижение основного образовательного результата: развитие иноязычной составляющей общей профессиональной компетентности будущего инженера как значимого показателя уровня сформированное™ академической культуры.
Необходимость достижения высокого уровня качества образования является основной целью модернизации образовательного пространства вуза.
Использование современных информационных технологий в процессе обучения студентов иностранному языку с учетом междисциплинарных связей
и профильной специальности будущих выпускников позволит обеспечить не только потребность государства и общества в высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистах, но и мотивировать личность студента к постоянному саморазвитию, самообразованию, критическому осмыслению проблем в сфере науки и культуры.
На современном этапе развития системы высшего профессионального образования в условиях интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство [1] качество образования не может быть обеспечено посредством «знаниевой парадигмы». Задачи профессионального образования необходимо решать с учетом применения компетентностного подхода к обучению студентов с целью формированию готовности будущих выпускников реализовать знания и умения на практике, в процессе решения конкретных профессиональных задач.
,
компетентности будущего специалиста и ее иноязычной составляющей может быть рассмотрено только в деятельности. В контексте компетентностного подхода информация тогда превращается в компетенции, когда студент находит применение знаниям на практике. Профессиональная компетентность - это совокупность , . ключевых компетенций является необходимым условием развития любой профес-
. -ной профессиональной деятельности. Специальные компетенции определяют особенности конкретной специальности.
Развитие таких базовых компетенций, как профессиональная, социальнополитическая, информационная, коммуникативная, лингвистическая, социокультурная, исследовательская, индивидуальная (личностная, персональная) средствами родного и иностранного языков имеет целью обеспечить готовность будущих специалистов к адаптации и самоопределению в пространстве новых информаци-, .
«Компетентность» определяется как интеллектуально и личностно обусловленная способность человека к практической деятельности, а «компетенция» как содержательный компонент данной способности в виде знаний, умений, навыков, персональных качеств индивида. По мнению И.А. Зимней, компетентность всегда является актуальным проявлением компетенции [2].
Понятие «иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность» рассматривается как способность будущего специалиста технического вуза:
♦ осуществлять межкультурное профессионально ориентированное общение в качестве вторичной языковой личности;
♦ взаимодействовать с носителями другой культуры с учетом националь-
, ;
♦ создавать позитивный для коммуникантов настрой в общении;
♦ выбирать коммуникативно-целесообразные способы вербального и невербального поведения на основе знаний о науке и культуре других народов в рамках полилога культур;
♦ сохранять национальную самоидентификацию в условиях международной интеграции и мобильности.
На Ш-1У курсах образовательного уровня «бакадавриат» в неязыковом вузе особое внимание уделяется применению новых информационных технологий в целях формирования и развития информационной и исследовательской компетенций студентов средствами иностранного языка. Развитие данных компетенций позволяет студентам решать научно-исследовательские задачи в своей профессио-
нальной деятельности не только на занятиях, но и самостоятельно в процессе работы с различными источниками информации на иностранном языке, в ситуациях профессионально ориентированного общения. Поэтому в процессе организации учебной и научно-исследовательской деятельности студентов старших курсов образовательного уровня «бакадавриат» необходимо учитывать особенности инфор-. -визации учебной деятельности студентов. Работая с компьютерами, ресурсами се, , развивают особый тип мышления: на первый план «выдвигаются умения анализировать исходные условия, строить иерархические структуры целей, проектировать ... алгоритмы этапов решения задач, выполнять учебные действия, используя компьютер как инструмент познавательного процесса, анализировать и критически оценивать результаты» [3]. Учебная деятельность студентов организуется в учебной информационно-обр^овательной среде конкретной дисциплины в вузе. Данная информационная среда может быть выделена как составляющая образовательной среды вуза, в этой связи информационная деятельность студента может быть рассмотрена как автономный вид деятельности. Информационная деятельность студента в процессе применения современных информационных технологий не только является условием продуктивной учебной и научной деятельности, но и может быть рассмотрена в качестве самостоятельного фактора развития личностных качеств студента, таких как толерантность, эмпатия, трансперсональность, способность работать с различными информационными источниками: осуществ-, , , , .
Применение новых информационных технологий в неязыковом вузе -это системный метод проектирования, реализации, оценивания, коррекции, диагностики и последующего воспроизведения учебного процесса с использованием мультимедийных интерактивных и автоматизированных программ в целях успешного управления процессом обучения.
Изучение иностранного языка для специальных (профессиональных) целей (ESP - English for Special Purposes) в неязыковом вузе имеет большое значение в аспекте междисциплинарного подхода к проектированию образовательного процесса, что позволяет повысить уровень его эффективности. Активное использование на занятии мультимедийных, электронных средств повышает доступность и , .
,
технического блока в процессе работы с различными источниками информации на .
В ходе разработки методики обучения студентов на занятии с применением новых информационных технологий учитываются такие факторы, как программные требования и требования кафедры к занятию; ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные цели и задачи изучения темы, раздела; содержание , , и развивающие возможности; специфика учебной группы, уровень сформированное™ базовых, специальных и языковых компетенций студентов [4], их интеллек-,
, , ; и предпочтение преподавателя в планировании хода занятия; имеющиеся средства обучения: наличие оборудования и дидактических средств, распределение времени
,
мониторинга успеваемости и уровня сформированное™ компетенций студентов.
К инновационным технологиям могут быть отнесены интерактивные техно, , -
.
Компьютерные технологии обучения - это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации студентам посредством компьютера. Компьютер :
♦ предоставления учебного материала студентам с целью формирования компетенций по дисциплине и междисциплинарных компетенций;
♦ информационной поддержки учебн ых процессов как дополнительный ис-
;
♦ определения уровня сформирован ности компетенций и контроля усвоения учебного материла;
♦ проведения учеб ных экспериментов, презентаций, деловых игр, реализации различных проектов с целью развития видов деятельности по пред;
♦
осуществления будущей профессиональной деятельности.
Применение мультимедиа технологий (англ. multimedia - «многокомпонентная среда» - программы, позволяющие использовать текст, графику, видео и т.д. в интерактивном режиме общения, диалога с пользователем) предоставляет дополнительные возможности повышения эффективности образовательного процесса.
Разработка автоматизированных обучающих систем позволяет осуществить организацию учебного процесса по принципу целостности. Автоматизированная обучающая система включает в себя комплекс учебно-методических материалов ( , , , ), компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. Так, например, использование графики (рисунков, схем, диаграмм) при изучении лексикограмматического материала позволяет на новом уровне передавать информацию студентам и улучшить ее понимание.
Применение новых информационных технологий в неязыковом вузе по дисциплине «Иностранный язык» способствует реализации таких педагогических це, :
♦ формирование, развитие и совершенствование иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов;
♦ развитие личности студента, подготовка к самостоятельной продуктив-
, , в том числе и на международном уровне;
♦ выполнение социального заказа, обусловленного потребностями современного информационного общества в высококвалифицированных, кон;
♦ интенсификация образовательного процесса в условиях развития фунда-ментализации технического образования, предполагающей интеграцию
,
процессе подготовки студентов неязыкового вуза;
♦ формирование у студентов современных научных представлений об ок-
, , -ляющих творческого мышления, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности будущего специалиста.
III-IV
становится мотив профессионально ориентированной направленности: студенты
выражают желание изучать иностранную литературу по специальности, защищать дипломные проекты и принимать участие в студенческих научно-технических конференциях на иностранном языке, использовать в процессе подготовки различные источники информации, применять новые информационные технологии.
Для эффективного развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов большое значение имеет разработка и внедрение в учебный процесс учебно-методических электронных пособий по направлению технических и экономических специальностей факультетов неязыкового вуза. Электронные пособия и разработки дают преподавателю возможность эффективно применить различные формы аудиторной и внеаудиторной работы со сту-
« »,
, ,
процессе подготовки рефератов и презентаций докладов по направлению профильной специальности студентов. Работа с ресурсами сети Интернет и другими мультимедийными информационными источниками способствует повышению мотивации студентов к дальнейшему изучению проблемы.
- , процессе работы с электронными средствами обучения повышенный интерес у студентов вызывают задания, активизирующие обсуждение профессионально ори.
позволяют студентам выразить собственное мнение с опорой на фоновые знания и характеризуют общую компетенцию студента (эмпирические и академические знания), экзистенциальную компетенцию (личностные характеристики и взгляды), профессиональную (специальную) компетенцию и уровень сформированное™ лингвистической и коммуникативной компетенций в структуре профессиональной компетентности будущего выпускника технического вуза.
Результаты выполнения профессионально ориентированных учебных заданий коммуникативного характера с применением интерактивных досок в режимах мо, , профессиональной коммуникативной компетентности студентов, оцениваются по критериям и параметрам, определяющим уровень владения языком в соответствии с международными стандартами и требованиями [4].
В целях успешного изучения студентами III и IV курсов языка для специальных целей преподавателями кафедры иностранных языков были разработаны, апробированы и внедрены в учебный процесс системно-интегративные модели заданий и упражнений на основе аутентичных текстовых материалов, составлены методические рекомендации по изучению студентами таких подсистем иностранного языка, как научный стиль речи, лексико-грамматические единицы и клише языка для специальных целей, зачетные и экзаменационные нормативы. Был сделан вы, -разовательного уровня бакалавриата в условиях применения новых информационных технологий необходимо осуществлять на основе проблемного метода обучения с использованием коммуникативных ситуаций общетехнической и специальной проблематики по направлению профильной специальности группы.
Применение новых информационных технологий в процессе формирования, развития и совершенствования определенного программными документами уровня иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе на образовательном уровне бакалавриата является важным условием конкурентоспособности специалиста на международном рынке труда.
В заключении следует отметить, что в процессе изучения дисциплины «Ино» -:
♦ эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения;
♦ выбор технологии обучения диктуется целым рядом обстоятельств и пе-
, ;
♦ выбор технологии обучения определяется рядом факторов: содержанием
, ,
, -педагогической культуры преподавателя.
,
общей профессиональной компетентности будущего инженера в условиях применения новых информационных технологий позволяет будущим выпускникам развивать уровень академической культуры, действовать в режиме вторичной языковой личности в профессионально направленной ситуации общения со специалистами других стран, быть готовыми к осуществлению межкультурного профессионального взаимодействия в поликультурном пространстве.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. . ., . ., . ., . . -
ция в ABET как основа академической мобильности. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Материалы к 1-му заседанию мето-
20 2004 . - .: -ва подготовки специалистов, 2004.
3. . .
// , 2004.
4. : , -
ние, оценка. - Cambridge University Press, Департамент современных языков, Страсбург, 2001.
Андриенко Анжела Сергеевна
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 8(8634)371-496.
Кафедры иностранных языков; доцент.
Andrienko Anjela Sergeevna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: 8(8634)371-496.
Foreign Languages Department; associated professor.