Раздел II. Проблемы педагогики и методики обучения иностранным языкам
УДК 681.3.066:378.1
АХ. Андриенко
РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с формированием, развитием и совершенствованием иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза как значимой составляющей профессионального образования в , , подчеркивается необходимость интегрированного изучения дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей» по направлению профильных технических специальностей студентов.
Компетенция; компетентность; компетентностиый подход к обучению; академическая культура студентов.
A.S. Andrienko
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TECHNICAL HIGHER SHOOL STUDENTS BY MEANS OF FOREIGN LANGUAGE AS THE INDICATOR OF DEGREE OF FORMATION OF THE LEVEL OF ACADEMIC
CULTURE
In the article actual questions connected with teaching EFL for students of non-technical specialties are viewed. The process of professional communicative competences formation and development by means of the foreign language is considered to be an essential part of the level of academic cultural maintenance. Problems of teaching English for Specific Purposes (ESP) alongside with the interdisciplinary professional competence approach are touched upon as an essential way for further successful professional development of students.
Competence; competent; competency approach to education; academic culture.
Инновационные изменения в развитии современного общества оказывают существенное влияние на систему образования, актуализируя необходимость модернизации и конструирования новой образовательной среды неязыкового вуза, лингвистическое образование студентов в которой было бы ориентировано на развитие и совершенствование уровня сформированное™ иноязычной компетентности студентов с учетом международных образовательных стандартов и в соответствии с ценностными приоритетами академической культуры личности. В этой связи иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность студентов выступает как гуманитарный феномен в личностном и профессиональном самоопределении будущих специалистов.
4G
В эпоху интеграции отечественного образования в международное образова-, , -
[1].
В связи с этим качество высшего образования характеризуется не только объемом знаний по специальности, но и способностью будущих выпускников к иноязычному общению со специалистами других стран, уровнем развития академической .
Значимой составляющей профессионального образования является становление, развитие и совершенствование вторичной языковой личности студентов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности. В неязыковом вузе актуальность компетентностного подхода в проектировании деятельностных [2] результатов языкового образования определяется как необходимость преодоления дегуманизации технического образования путем конвергенции социальногуманитарной и технической подготовки студентов.
На этапе интенсивного развития международного обмена и академической мобильности в сфере высшего образования ситуация, когда выпускники технического вуза испытывают затруднения в процессе профессионального общения со специалистами других стран по причине недостаточной сформированное™ компетенции в иностранном языке для специальных целей, поликультурного мировоззрения, личностных поведенческих качеств, уровня академической культуры, то есть не готовы осуществлять иноязычную профессионально ориентированную деятельность на международном уровне, является недопустимой.
, -ной коммуникативной компетентности включает в себя развитие совокупности следующих ключевых компетенций [3]: лингвистической, дискурсивной, стратегической; социокультурной, прагматической (социальной), лингвопрофессиональной, социально-информационной, социально-политической, персональной (лично, ).
, « -нальных (специальных) целей - English for Specific Purposes (ESP) целесообразно планировать по направлению профильной специальности студентов старших курсов образовательного уровня бакалавриата (III и IV курсы) на основе базового социокультурного уровня лингвистических компетенций студентов, сформирован-I II .
Компетентностная модель обучения, в отличие от знаниевой, предполагает не только получение определенного объема академических знаний, но и практико ориентированное применение полученных знаний в профессионально ориентированной деятельности [4]. В данной связи целью компетентностно ориентированного образования является преодоление разрыва между образованием и требования. -мости достижения студентами определенного уровня сформированное™ компетентности в профессиональной деятельности к готовности будущих специалистов реализовать приобретенный набор ключевых компетенций [3] в профессиональной ,
команде, способности конкурировать на рынке труда, проявить уровень сформированное™ академической культуры в практической деятельности.
Понятие «компетентность» шире, чем понятие «знания, умения, навыки», поэтому включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, эстетическую, поведенческую.
4l
Понятие «профессиональная компетентность» студента технического вуза включает в себя следующие важные составляющие:
1. Профессиональную квалифицированность: набор компетенций, необходимый для осуществления деятельности в профессиональной сфере, способность к продуктивному владению современными информационными технологиями для успешного выполнения поставленных целей и решения запланированных задач в профессионально ориентированной деятельности.
2. Профессиональную готовность: развитие новых компетенций на деятель-
, , -, , -зованию необходимой научной информации, умение учиться и учить других.
3. Коммуникативную подготовленность: владение родным и иностранными языками, в том числе способность применять понятийный аппарат и лексику базовых и смежных наук и отраслей, владение коммуникативными и информационны.
4. Владение методами технико-экономического, экологически ориентированного анализа производства с целью его рационализации и гуманизации.
5. Креативную подготовленность: способность к критическому мышлению, поиску инновационных подходов к решению задач и проблем, как в профильной
, , -
.
6. Понимание тенденций и основных направлений развития профильной профессиональной области и научно-технической сферы в целом в соответствии с
, , .
7. Осознанное позитивное отношение к инженерной деятельности как роду занятий в целом и конкретной инженерно-технической специальности в частности,
, , корпоративная самоидентификация и позиционирование.
8. Устойчивые и развивающиеся профессионально значимые личностные качества, такие, как ответственность, целеустремленность, решительность, толе, , , .
Также необходимо выделить следующие компоненты в качестве составляющих профессиональной компетентности студента технического вуза, в том числе и иноязычной, как неотъемлемой части развития академической культуры: мотива- , , .
Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.
Функциональный (от лат. ^ипсПо - исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде компетенций, необходимых специалисту в профессионально направленной деятельности для проектирования и реализации проектов и внедрения новых технологий.
Коммуникативный (от лат. соттитсо - связываю, общаюсь) компонент компетентности включает способность ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межлично-, , -мальный стиль общения в деловых и неофициальных ситуациях, организовывать и поддерживать диалогическое и полилогическое общение.
Рефлексивный (от позднелат. геАехю - обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и
Раздел II. Проблемы педагогики и методики обучения иностранным языкам
уровень развития личностных достижений, сформированное^ таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, со, .
В отличие от технических, предметных компетенций, формируемых у студентов неязыкового вуза, иноязычная компетенция в целом и иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция в частности являются сложным системно-ценностным образованием, и, следовательно, могут формироваться на междисциплинарном интегрированном уровне.
В этой связи иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность как результат высшего профессионального образования включает в себя не только компоненты функциональной грамотности, связанные с информационнокогнитивными процессами, но также личностные характеристики студента, готовность к иноязычной деятельности в профессионально значимой сфере в соответствии с ценностными приоритетами личности, уровнем сформированное™ академи-.
В процессе академической деятельности у студентов формируются не только , - , -альный стиль деятельности, система ценностей, уровень академической культуры. Понятие «академическая культура» не только связано с учебно-познавательной и научно-исследовательской профессиональной деятельностью студентов в вузе, но также рассматривается, исходя из возрастных, социально-психологических особенностей студентов и специфики конкретного образовательного уровня.
Уровень развития академической культуры студентов вуза характеризуется степенью готовности к переходу от теоретического к практическому обучению, к организации процесса рациональной подготовки к занятиям, аттестациям, к достижению успеха в видах деятельности, связанных с профессиональной сферой во время обучения в вузе, в том числе и в процессе изучения дисциплины «Ино». « » « » « ». включает в себя: совокупность компетенций, обеспечивающих успешность учеб; -, ; свойств и качеств; способность к непрерывному образованию, заинтересованность в постоянном инновационном поиске в сфере учебной, научно-исследовательской и практической профессионально ориентированной деятельности; мотивацию к достижению высоких результатов.
Показателем наличия основ академической культуры, ее начального уровня сформированное™ служит успешность обучения в вузе. Процесс развития академической культуры на занятиях по иностранному языку является сложным личностно-направленным образованием, уровень развития академической культуры находится в прямой зависимости от уровня сформированное™ компетенций, личностных свойств и качеств общения, таких как эмпатия, толерантность, трансперсо, , достижению значимых результатов.
, -петентности студентов технического вуза как показателя уровня сформированно-сти академической культуры является особо значимым в процессе становления и развития вторичной языковой личности студентов, важной составляющей профессионального образования в высшей школе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. . ., . ., , . ., . .
в ABET как основа академической мобильности. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 28 с.
2. Фокин ЮТ. - Теория и технология обучения: деятельностный подход: учебное пособие
. - .: « », 2006. - 240 .
3. . . - -
. . 1- -20 2004 . - .:
, 2004.
4. : , , . - .: , 2003.
- 256 с.
Андриенко Анжела Сергеевна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 88634371496.
Andrienko Angela Sergeevna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634371496.
УДК 81:372.8
..
: TOEFL
Рассматривается краткая история создания и развития самого широко известного языкового теста — TOEFL, анализируются детерминирующие факторы, повлиявшие на его , .
Языковое тестирование; история тестологии; США; тест по английскому языку как ; TOEFL.
S.R. Baluian THE HISTORY OF THE TOEFL EXAM
This paper aims to review the capsule history of the most well-known language test — TOEFL, analyze the determinants of its genesis and describe its current state.
Language testing; history of testing; USA; test of English as a foreign language; TOEFL.
Современная организация научно-исследовательской деятельности, в том числе и в области тестологии, невозможна без обращения к опыту наиболее продуктивных научных коллективов и школ. Тестология в США прошла большой и , , , обрела самостоятельный статус. Со многими проблемами тестового контроля в области обучения иностранным языкам, существующими сегодня в России, в определенный период своего развития сталкивались и в академических кругах США. Многие из них удалось успешно решить. Исторический анализ развития языковой тестологии в США дает возможность переосмыслить некоторые положения мето-