М.А. Ермошина
кандидат экономических наук, доцент
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
MODERN ASPECTS OF PROFESSIONAL ETHICS OF LAW ENFORCEMENT OFFICIALS
Рассматриваются наиболее актуальные вопросы профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел. Анализируется современный аспект данной проблемы применительно к деятельности милиции в целом, а также подразделений органов внутренних дел.
The paper is devoted to most vital questions of professional conduct of law enforcement officials. Some modern aspect of the problem concerned in relation to the militia activities on the whole and to law enforcement bodies as well is analyzed.
Бороться с преступностью в современных ус -ловиях невозможно без укрепления правоохранительных органов, их очищения от коррупционеров, повышения престижа милицейской службы и доверия граждан к органам внутренних дел. Т рудная и кропотливая работа по очищению милицейской среды от безнравственных людей является одной из ключевых, наиболее сложных задач современного Российского государства. Учитывать это особенно необходимо сегодня, когда проблемы соотношения права и этики, права и нравственности являются одним из важнейших факторов жизни современного общества.
Формирование высоких нравственно-этичес -ких качеств у сотрудников — верность служеб -ному долгу и присяге, честность, неподкупность, внимательное отношение к людям, общая и пра -вовая культура — обеспечивает профессионально-этическую состоятельность кадров внутрен-них дел, их устойчивость к воздействию нега -тивных факторов и профессиональной деформа -ции, а значит, повышает их надёжность в борьбе с преступностью [3. — С. 91].
Как указывается в главе 2 (ст. ст. 4—7) Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ, «профессиональные долг, честь и достоинство выступают важнейшими критериями моральной зрелости сотрудника...»; «неуклонное следование нравственным принци-пам — дело чести и долга сотрудника органов внутренних дел»; « безупречное выполнение нравственных обязательств обеспечивает моральное право сотрудника на общественное доверие, уважение, признание и поддержку граждан»; «нравственные ценности составляют основу морального духа сотрудника, воплощающего осознание причастности к благородному делу защиты правопорядка, героической истории органов внут -ренних дел, победам, достижениям, успехам пре -дыдущих поколений» [1. — С. 10—12].
Профессиональная этика сотрудников мили -ции имеет характер деонтологии (от греч. deontos
— должное). Её нормы более строги и обеспе-чиваются административными санкциями: несо -блюдение Кодекса профессиональной этики со -трудника органов внутренних дел РФ может по -влечь увольнение из органов. Профессиональная
этика милиционера включает в себя как основ -ные категории и составляющие общечеловеческой нравственности — справедливость, долг, ответственность, гуманизм и др., так и особенные — беспристрастность, пунктуальность и пр.
Милиционеры не должны: прибегать к не -нужной силе; брать взятки; проявлять злобу; ис -пользовать незаконные методы работы; выбирать неподходящие средства для выполнения своего профессионального долга; позволять личным симпатиям, дружеским чувствам, предрассудкам, предубеждениям влиять на принимаемые ими решения; желать каких-либо привилегий.
Таким образом, по мере гуманизации и де-мократизации общества роль этических элемен-тов в поведении и деятельности работников пра -воохранительных органов неуклонно возрастает.
Соблюдение принципов нравственно-эти -ческого поведения является залогом эффектив -ности деятельности различных подразделений органов внутренних дел.
Многочисл енные о бязанно сти сотруд ников подразделений милиции общественной безопас-ности: от контроля состояния автодорог и пра -вильности оформления ценников в магазинах до посещения неблагополучных семей и содействия в трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, — заставляют милиционеров ежедневно общаться с десятками различных людей в самых неожиданных ситуациях.
Соответствующая специфика обязывает представителей указанных подразделений иметь не только необходимую профессиональную под -готовку, быть дисциплинированными и бдительными, при выполнении служебных обязанностей действовать решительно, смело и настойчиво, но и обладать высокими морально-этическими ка -чествами, стойко переносить все трудности, связанные со службой, не щадить своих сил, а если потребуется — самой жизни для выполнения служебного долга. Сотрудник должен проявлять самоотверженность и постоянную готовность к выполнению своего служебного долга, ответст-венность за обеспечение правопорядка, непримиримость к правонарушителям, совершенство -вать профессионализм и т. д. Все указанные тре -
бования носят не только профессионально необ -ходимый характер, но и этический [4. — С. 116].
Особое значение данный аспект имеет для участковых уполномоченных милиции. Достаточная эффективность работы участкового уполномоченного возможна лишь в случае, если ему удастся расположить к себе граждан. Задача участкового уполномоченного во время короткого знакомства
— оставить самое благоприятное впечатление о себе, что невозможно достичь при нарушении этических норм. Опираясь только на свои властные полномочия, участковый не справится с поставленными перед ним задачами, а основным инструментом участкового уполномоченного является убеждение. Опираясь же на свой авторитет, он, возможно, рашит многие проблемы в ходе короткой беседы, иногда даже по телефону. Примером служат ежедневные семейные конфликты и конфликты между соседями [2. — С. 91—92].
Отличительной особенностью работы строе -вых подразделений милиции, несущих службу по охране общественного порядка, являются контакты с гражданами по инициативе сотрудника милиции. Грубости и провокационны м действи-ям правонарушителя, если они имеют место, следует противопоставить решительность дейст -вий в сочетании с корректностью, выдержкой, самообладанием, спокойствием и обдуманно -стью принимаемых решений. При этом сотруд-ник должен быть предельно собран, бдителен и внимателен. При разрешении конфликтных си -туаций желательно заручиться поддержкой и содействием окружающих граждан. Предъявляемые к нарушителю требования должны осно -вываться только на действующих нормативно -правовых актах, быть понятными, излагаться в вежливой, тактичной и убедительной форме. Принимая меры к предотвращению или пресече -нию нарушений общественного порядка, сотруд -ник должен действовать решительно, но спо -койно и корректно, ибо грубое обращение с на -рушителем может вызвать отрицательную реак -цию у окружающих. Не следует без особой на -добности высказывать угрозы применения спе-циальных мер воздействия (физической силы, спецсредств, огнестрельного оружия), отвлекаться на разговоры с окружающими [2. — С. 93].
В любых условиях сотрудник милиции дол -жен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорб -ляющих их честь и достоинство [4. — С. 117].
Сотрудник будет выглядеть достойно и вызовет уважени е, симпатию и поддержку граждан, если его действия в совокупности с требовательностью, твердостью и решительностью будут правомерны и понятны окружающим.
Нормы профессиональной этики предписывают сотруднику органов внутренних дел: вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и преду-предительно, вызывая уважение граждан к органам внутренних дел и готовность сотрудничать с ними; постоянно контролировать своё поведе -ние, чувства и эмоции, не позволяя личным сим -патиям или антипатиям, неприязни, недоброму
настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения, уметь предвидеть послед -ствия своих поступков и действий; обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебно го или со циального положения, не проявляя подобострастия к социально успешным и пренебрежения к людям с низким соци-альным статусом; оказывать уважение и внима -ние старшим по званию или возрасту, всегда первым приветствовать: младший — старшего, подчинённый — начальника, мужчина — жен -щину; придерживаться делового стиля поведе -ния, основанного на самодисциплине и выра-жающегося в профессиональной компетентно -сти, обязательности, аккуратности, точности, внимательности, умении ценить своё и чужое время; в поведении с коллегами проявлять простоту и скромность, умение искренне радоваться успех ам сослуживцев, содействовать успешно му выполнению ими трудных поручений, быть не -терпимым к бахвальству и хвастовству, зависти и недоброжелательности [1. — С. 13—14].
Сотрудник милиции должен помнить, что аморальное поведение, неразборчивость и нечистоплотность в личных связях, отсутствие навыков самодисциплины и распущенность, болтливость и несобранность наносят непоправимый ущерб репутации и авторитету органов внутренних дел.
Для сотрудника милиции недопустимы: по -спешность в принятии решений, пренебрежение процессуальными и моральными нормами, использование средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам; провокационные действия, связанные с подстрекательством, склонением, побуждением в прямой или косвенной форме к совершению пра -вонарушений; разглашение фактов и обстоятельств частной жизни, ставших известными в ходе следственных действий; избирательный подход в принятии мер к нарушителям закона, правил дорожного движения; равнодушие, без -деятельность и пассивность в предупреждении и пресечении правонарушений [1. — С. 18].
Культура речи является важным показателем профессионализма сотрудника милиции и проявляется в его умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли. Культура речи обязывает сотрудника придерживаться следующих речевых норм: ясности, грамотности, содержательности, логичности, доказательности, лаконичности, уместности. Сотруднику необходимо соблюдать и отстаивать чистоту русского языка. В речи сотрудника органов внутренних дел исключается использование нецензурной брани, сквернословия и выражений, подчеркивающих негативное, презрительное отношение к людям, жаргонизмы и другие элементы криминальной субкультуры в общении с коллегами и гражданами.
Достойный внешний вид сотрудника мили -ции обеспечивает моральное право на самоува -жение, способствует укреплению доверия граж -дан к органам внутренних дел, оказывает влияние на поведение и поступки людей.
Утрата служебного удостоверения является грубым нарушением не только служебной дис-циплины, но и норм профессиональной этики. Сотрудник органов внутренних дел должен счи -
тать неприемлемым для себя: передавать слу-жебное удостоверение другим лицам, оставлять его в качестве залога или на хранение; использовать (предъявлять) служебное удостоверение в интересах, не связанных с выполнением служеб -ных задач; носить служебное удостоверение в кошельках, барсетках и других местах, не обес -печивающих его сохранности [1. — С. 35].
Сотруднику независимо от занимаемого им служебного положения следует предпринимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении и решительном преодолении коррупционно опасных ситуаций и их последст -вий. Нравственная чистоплотность, неподкуп -ность сотрудника, его преданность интересам службы, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения [1. — С. 39].
Т аким образом, соблюдение принципов и норм профессиональной этики является залогом эффективности деятельности органов внутренних дел.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ. — М., 2009. — 47 с.
2. Профессиональная этика сотрудников ОВД: учеб. пособие. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2007. — 151 с.
3. Профессиональная этика: учебник / под ред. Г.В. Дубова, А.В. Опалева — М.: ЮНИТИ, 2002. — 612 с.
4. Сокова З.К. Профессиональная этика: курс лекций. — М.: ЦИ и НМО КП МВД России, 2000. — 204 с.