A.C. КОВАЛЕВА, O.A. ШВЕЦОВА
Анна Сергеевна КОВАЛЕВА — кандидат социологических наук, доцент кафедры международного менеджмента СПбГЭУ.
В 2002 г. окончила Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. С 2004 г. по настоящее время работает в СПбГЭУ.
Автор более 40 научных работ.
Сфера научных интересов — инновационные технологии в образовании, сетевая экономика.
Ольга Андреевна ШВЕЦОВА — кандидат экономических наук, доцент кафедры международного менеджмента СПбГЭУ.
В 2004 г. окончила СПбГУЭФ. Работала в различных организациях в сфере управления персоналом. С 2009 г. по настоящее время работает в СПбГЭУ и является генеральным директором консалтинговой компании «Форум Консалт».
Автор более 30 научных работ.
Сфера научных интересов — инновационные технологии в образовании, управление персоналом, бизнес-консультирование, международные исследовательские проекты.
^ -Ф- -Ф-
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОНСАЛТИНГОВЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЕ*
В условиях динамично развивающейся мировой экономики компании, осуществляющие свою деятельность на национальных и/или международном рынках, стремятся выработать устойчивые конкурентные преимущества для закрепления или достижения ведущих позиций в своей нише. В связи с этим консалтинговые компании расширяют линейку предлагаемых консультационных услуг.
Существуют различные механизмы разработки конкурентных позиций компаний.
1. Стратегическая разработка конкурентных преимуществ организации в рамках стратегии ее развития в соответствии с задачами компании (например, увеличение спроса на 10 % на определенный продукт в течение одного календарного года или автоматизация систем управления в отдельных подразделениях или всей компании в целом) без привлечения внешних экспертов, консультантов.
2. При разработке и реализации изменений на уровне отдельных бизнес-единиц, бизнес-процессов, организации в целом компания обращается к консалтинговой фирме, которая выполняет заказ по раз-
ГРНТИ 06.81.23
© A.C. Ковалева, O.A. Швецова, 2013 Статья подготовлена при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы» (Соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии от 22.06.2012 № 14.И37.21.0016).
А. С. Ковалева, О.А. Швецова
69
личным схемам: решение задачи компании без внедрения/с внедрением и постпроектным обслуживанием/без постпроектного обслуживания.
3. Компания самостоятельно разрабатывает конкурентные преимущества и обращается к внешним экспертам только на определенных этапах.
Каждая из схем взаимодействия компании и консалтинговых услуг имеет свои возможности и ограничения. Отметим некоторые из них. Во-первых, самостоятельное выполнение задачи компанией сопровождается дополнительными финансовыми и временными издержками (распределение дополнительной нагрузки на сотрудников и дополнительное финансирование; при условии отсутствия в компании подразделений, например отвечающих за НИОКР, или практики формирования проектных групп). Во-вторых, для решения узкоспециализированных задач в компании могут отсутствовать сотрудники с необходимым уровнем квалификации и экспертным знанием. В-третьих, при передаче на аутсорсинг решения задачи по разработке стратегического плана формирования конкурентных преимуществ с привлечением внешних консультантов может возникнуть проблема сохранения конфиденциальности информации, которая решается в рамках договорных обязательств компании-заказчика и консалтинговой организации.
В международной практике выделяется несколько направлений оказания консалтинговых услуг: в социальной сфере, в сфере производства — для решения широкого круга экономических, юридических, финансовых, в том числе внешнеэкономических, вопросов.
Наряду с этим существует международная классификация основных видов консультационных услуг (при необходимости комбинируемых), представленная в табл. 1 [9; 14].
Таблица 1
Международная классификация консультационных услуг [1]
Процессный Экспертный Обучающий
Принцип взаимодействия между консультантом и компанией-заказчиком Консультант работает совместно с персоналом и руководством компании-заказчика Компания-заказчик предоставляет необходимую информацию (или доступ к ней) для проведения диагностики ситуации Консультант предоставляет заказчику необходимую теоретическую и (или) практическую информацию в форме семинаров, лекций, тренингов, методических пособий и т. п.
Цель оказания консалтинговых услуг Разработка и внедрение решений по оптимизации процессов в компании, необходимых для достижения конкретных целей Проведение диагностики в компании-заказчике, разработка решений и рекомендации по их внедрению Обучение персонала компании-заказчика
При этом на российском рынке в большей степени востребовано обучающее и экспертно-обучающее консультирование, тогда как в европейских странах и США — процессное и процессно-экспертное [там же].
Таким образом, консалтинговые услуги могут быть оказаны в различных формах: консультации; рекомендации; совместные (консультант с компанией-заказчиком) решения; выполнение конкретных технических (организационных) функций (например, рекрутмент, аудит, инжиниринг и т. п.).
В результате потребление компанией качественных консалтинговых услуг позволяет ей выйти на новый уровень развития.
При сравнительном анализе российского и международного рынков консультационных услуг можно отметить отсутствие детализированной специализации российских консалтинговых компаний [3]. В целом российский рынок консалтинговых услуг, учитывая уже разработанные в советское время виды консалтинга (например, выполнение НИИ заказов со стороны предприятий), опирается на международный опыт консалтинговых агентств.
Следует подчеркнуть сходство тенденций развития консультационных услуг в странах ЕС и России. Так, в условиях кризиса наблюдалась стагнация среди консалтинговых компаний (см. табл. 2, 3).
Таблица 2
Распределение доходов консалтинговых компаний в ЕС [14]
2008 2009 2010 2011
Размер рынка, млрд евро 86,7 83,7 86,2 89
Рост, % 8,2 -5 2,9 4
Численность персонала, в тыс. 557 574 659 -
Виды консультационных услуг, %:
Бизнес-консультирование 42 43 50 -
ИТ-консалтинг 14 14 15 -
Развитие и интеграция 21 18 19 -
Аутсорсинг 17 19 12 -
Другие виды услуг 6 6 4 -
Прим.: «-» — нет данных.
Распределение по видам консультационных услуг в ЕС и России также сходно (см. табл. 2 и рис.).
■ Общий аудит
■Налоговыйи юридический консалтинг
■ Оценка
■ Финансовый консалтинг
■ ИТ -коне алтинг
■ Стр атегический коне а ли шг ■Аудит финансовых институтов
Пр очие консалтинговые у слу га
Рис. Структура выручки участников рэнкинга по итогам 2011 г. (без учета компаний «большой четверки» и компании В 00) [11]
Отмечая синхронизацию процессов развития рынка консалтинговых услуг, следует обратиться и к связанным с данным рынком мировым тенденциям. Так, в Российской Федерации, интегрированной в процессы глобализации, наблюдается инновационная перестройка экономики в наукоемкую [4; 7; 1; 6], основанну ю на создании и практическом применении новых знаний человека, его умений и навыков.
Так, на государственном уровне данная тенденция получила свое отражение в стандартах ВПО третьего поколения, в которых первым по значимости стоит развитие умения обучающихся применять знания на практике [8].
Рассматривая высшее учебное заведение как ключевого игрока по подготовке специалиста для рынка труда и интегратора консультационных услуг, проанализируем существующие формы взаимодействия рынков образовательных и консалтинговых услуг и предложим новые.
Выявляя трудоустройство выпускников по полученной специальности (как один из показателей эффективности образовательных услуг), опишем виды их компетенций, оцениваемые работодателями:
— когнитивные компетенции — знание и понимание;
— функциональные — навыки, профессиональный опыт;
— социально-поведенческие и компетенции отношений [2]
Работодатели оценивают, в первую очередь, социальные компетенции соискателей, а затем — когнитивные и функциональные. Также необходимо отметить, что анализ компетенций зависит от должности, на которую претендует кандидат: чем выше по уровню должность, тем более строгие
A.C. Ковалева, O.A. Швецова
71
предъявляются критерии к оценке социальных компетенций; чем более специализирована профессия, тем большую роль играют профессиональный опыт и готовность дальнейшего обучения в рамках компании.
Однако в связи с этим возникает вопрос о способах приобретения практического опыта студентами во время обучения, обеспечивающего устойчивые конкурентные преимущества выпускнику вуза. Одним из таких вариантов может стать разработка новых форм взаимодействия компаний с вузом, предоставляющим консультационные услуги.
Вначале охарактеризуем основные формы оказания вузом консалтинговых услуг компаниям:
— прохождение практики студентами, обучающимися по экономическим специальностям: на втором, четвертом и пятом курсах обучения, или в магистратуре — в зависимости от выбранного студентом образовательной траектории, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования [10];
— научно-исследовательская работа, отдельные исследования (проекты), реализованные профессорско-преподавательским составом и сотрудниками вуза;
— корпоративные программы обучения для конкретной компании;
— создание исследовательских и консалтинговых центров в вузе;
— участие студентов в международных и российских интеллектуальных играх, проводимых ком-
,, **
паниями, а также в конкурсах по решению кейсов;
— функционирование бизнес-инкубатора на базе вуза.
Наряду с этим можно предложить новые способы взаимодействия вуза и бизнес-среды с учетом современных тенденций развития международного рынка консалтинговых услуг.
Во-первых, в рамках прохождения практики (на четвертом, пятом курсах или в магистратуре) усилить консультационную составляющую индивидуального задания студента, а именно: научный руководитель студента до выхода на практику последнего согласует индивидуальное задание по практике обучающегося с руководителем практики от компаний таким образом, чтобы студент решал задание организации в рамках тематического направления своего дипломного проекта/магистерской диссертации.
Во-вторых, в рамках сотрудничества компании с вузом организация совместно с преподавателем (соответствующей квалификации) разрабатывает кейс, основанный на материалах компании и требующий решения. Данный кейс предлагается для анализа студентам, обучающимся по различным специальностям, в рамках проектных групп, исходя из комплексности задачи (например, для решения стратегических задач компания привлекает руководителей из соответствующих подразделений). Организация решения кейса может быть выполнена на конкурсной основе среди нескольких проектных команд студентов; победители — группа, получившая наибольшее количество баллов от экспертной комиссии (представители компании-заказчика и преподаватели вуза), поощряются грамотами, возможностью трудоустройства в организацию и т. п.
В-третьих, студент под руководством научного руководителя может выполнять дипломное задание для решения задачи компании в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
Таким образом, новые формы взаимодействия вуза (по направлению оказания консалтинговых услуг) и бизнес-среды позволяют расширить и углубить профессиональные компетенции студентов, расширить возможности трудоустройства выпускников, повысить эффективность деятельности как компании-заказчика, так и вуза.
Наиболее актуальная форма современного консалтинга в образовательной среде — интернет-образование — позволяет использовать инновационные технологии решения нетривиальных задач, в том числе в условиях неопределенности.
Информационные технологии (далее — ИТ) на современном этапе развития образовательной системы в России играют одну из главных ролей в планировании развития высшего образования, так же как это происходит и в других ведущих в сфере образования странах мира.
Данные результаты получены в рамках исследования, проведенного автором — A.C. Ковалевой в консалтинговой группе «Альфа персонал» (г. Санкт-Петербург), в 2011 г.
Все вышеперечисленные формы оказания консалтинговых услуг успешно реализуются в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете.
По мнению многих американских аналитиков, включенность ИТ в учебный процесс оказывается для абитуриентов тем привлекательным моментом, на основании которого они выбирают, в какой институт пойти (несмотря на существенное влияние мнения родителей). Кроме того, ИТ важны не только для успешной конкуренции различных вузов на рынке высшего образования, но и для успешного функционирования самих этих вузов, что проявляется в тенденции развития и эффективного управления именно инновационными технологиями.
Согласно американскому исследователю С. Хокриджу [12], существуют 4 принципиальных основания для внедрения информационных технологий в образование.
1. Социальное основание — заключается в признании роли, которую технологии играют сегодня в обществе, необходимости для образования отражать интересы общества и потребности адаптировать современные бизнес-технологии к познавательным возможностям студентов.
2. Профессиональное основание — состоит в необходимости подготовки студентов к таким типам профессиональной деятельности, которые требуют навыков использования технологий. Одна из основных проблем современного образования на территории всей России заключается в отсутствии методик и технологий развития у студентов тех профессиональных и личностных компетенций, которых требует работодатель.
3. Педагогическое основание также заключается в том, что информационные технологии сопровождают процесс обучения, предоставляя более широкие возможности коммуникации и более качественные материалы, что усиливает качество и интерактивность преподавания традиционных дисциплин.
4. Каталитический эффект выражается в совершенствовании исполнения, преподавания, администрирования, управления, повышая эффективность, оказывая позитивное влияние на образование и изменяя коммуникационные отношения между преподавателями и студентами, предоставляя возможность для нового витка развития.
Несмотря на многочисленные дискуссии в отечественных учреждениях высшего профессионального образования о достоинствах и недостатках проектов по внедрению информационных систем в учебно-образовательный процесс, хотелось бы отметить преимущества внедрения ИТ в систему высшего образования:
• усиление общей студенческой мотивации;
• повышение качества учебного опыта и активизация активного обучения;
• изменение институциональной культуры, особенно в отношении способности пользоваться технологиями;
• усиление способности переносить навыки (например, независимого обучения или пользования ИТ);
• повышение качества преподавания, в том числе с помощью интерактивных технологий;
• более гибкий доступ студентов к учебным материалам, как через вузовские сайты (или системы телекоммуникаций), так и вневузовские сайты.
В целом многие аналитики выделяют следующие основные направления, в рамках которых применение ИТ в высшем образовании играет центральную роль [5].
1. Учебный процесс. Это главная область использования ИТ. В ее рамках ключевыми проблемами являются: обеспечение сетевого неограниченного доступа к учебным материалам, электронное копирование и рассылка документов, доступ к базам данных, электронные публикации, цифровые библиотеки, распространение информации на CD-ROM, интерактивное взаимодействие через скоростные локальные сети, передача голосовой и визуальной информации и др.
2. Научные исследования. Коммуникация с коллегами и исследователями по всему миру: электронная почта, интернет-конференции, форумы, свободный доступ к научной информации — технологические решения, которые позволяют значительно повысить уровень исследовательской работы в университете. Распространение коммуникационных технологий способствует формированию научных сообществ, включающих ученых из многих стран, объединенные усилия которых дают качественно новые результаты.
3. Административный процесс. Сегодня управление высшим учебным заведением сложно представить без ИТ. Начиная с простой компьютеризации процесса поступления (обработка анкет абиту-
А. С. Ковалева, О.А. Швецова
73
риентов, онлайновая регистрация) и заканчивая обеспечением оперативного обмена информацией между административными работниками.
4. Электронная коммерция. К этому направлению можно отнести электронную оплату за обучение, рекламу и продажу производимых в вузах товаров и услуг через Интернет.
Интернет-технологии в высшем образовании могут использоваться на трех уровнях (см. табл. 3).
Таблица 3
Уровни интернет-технологий в образовательном консалтинге
Уровень Содержание
Уровень I Поддержка процесса обучения лицом к лицу Многие преподаватели считают, что Интернет является посредником, предоставляющим дополнительные учебные ресурсы и позволяющим продолжать дискуссии вне стен аудитории
Уровень II Поддержка дистанционного обучения Во многих университетах Интернет используется для усиления преподавания курсов на дистанции. Это требует более сложных, чем на первом уровне, навыков и технологий. Оптимизация отношений между инструктором и студентом и между студентами требует преобразования роли инструктора, которому часто может требоваться помощник
Уровень III Целиком онлайновое обучение Все тексты и другие материалы, необходимые для учебного процесса, в отличие от дистанционного обучения, здесь предоставляются в электронном виде, либо через Интернет, либо на CD-ROM дисках. Потоковое аудио и видео заменяет аудио- и видеозаписи. Взаимодействие между студентами и между преподавателями и студентами осуществляется через электронную почту, форумы и компьютерные конференции. Это требует привлечения большой команды (преподаватели, дизайнеры, редакторы, программисты)
Для оценки инновационных проектов в области ИТ можно использовать следующие методы [5]:
— сравнение учебной деятельности студентов, участвующих в проекте и не участвующих в нем;
— сравнительное исследование контрольной и экспериментальной групп, а также до и после — тесты;
— сравнение способов решения экзаменационных задач студентами со способами решения таких же задач студентами других университетов;
— до и после — тесты в сочетании с интервью со студентами;
— анализ студенческих дневников обучения;
— анализ студенческих ответов на экзаменах и учебной деятельности в целом;
— оценка содержания и эффективности обучения;
— опросник по поводу отношения студентов к проекту, а также их реакции на него;
— опросники по поводу восприятия студентами результатов обучения;
— опросники, предлагаемые студентам до и после реализации проекта;
— интервью со студентами об изменениях в их концепциях;
— фокус-группы;
— экспертный анализ;
— наблюдение за участием студентов в проекте.
Рекомендации по совершенствованию интернет-образования в России:
1) формулировать в каждом институте политику открытого и дистанционного обучения, включая определение целей, стратегий, бюджета и временных затрат;
2) утверждать план подготовки и интеграции персонала, нацеленный на достижение эффективности осуществления новых моделей обучения, основанных на передовых коммуникационных технологиях;
3) использовать ресурсные центры для поддержки производства, распространения и исследования новой методологии и нового базирующегося на технологиях учебного материала;
4) стимулировать участие нетехнологических факультетов в новом, базирующемся на передовых коммуникационных технологиях, учебном процессе;
5) оказывать усиленную поддержку внедрению курсов дистанционного обучения либо автономно, либо как часть базовых курсов;
6) оказывать усиленную поддержку электронной публикации в Интернете лекционных материалов, обсуждений проблем, лабораторных руководств и других документов, связанных с каждым предметом;
7) предоставлять всем студентам полный индивидуальный доступ к электронной почте;
8) стимулировать электронную публикацию студенческих работ и проектов в Интернете.
Таким образом, можно отметить, что мировые тенденции развития консалтинговых услуг в системе образования, использование 1Т-технологий оказывают прямое влияние на изменение структуры спроса на них, в том числе и в экономике России, что не может не повлиять на формирование потребности современных вузов России теснее сотрудничать в этом направлении с бизнес-единицами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горелов Н.А., Литун О.Н. Переход к наукоемкой экономике. Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 8 / под ред. Н.А. Горелова и С.В. Кузнецова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
2. Делемар Ф., Винтентон Дж. Что такое компетенции? URL: http://www.hr-portal.ru/article/chto-takoe-kompetentsii
3. Консалтинг в России. Интервью Светланы и Евгения Емельяновых / Ассоциация консалтинговых компаний. URL: http://asconco.ru (дата обращения: 12.02.2013).
4. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Никончук Е.Г., Райчук Д.Ю. Об опыте управленческого консалтинга в высшей школе // Университетское управление. 2004. № 2 (30). С. 27-29.
6. Основы наукоемкой экономики (Знания. Креативность. Инновации) / под ред. И.А. Максимцева. М.: Креативная экономика, 2010.
7. Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Решение коллегии Минобрнауки России по вопросу «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования». URL: http://www.edu.ni/db/portal/spe/3v/310107s.htm
9. РосБизнесКонсалтинг. URL: http://www.rbc.ru/reviews/consulting/chapter01.shtml (дата обращения: 12.02.2013).
10. Российское образование. Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 15.02.2013).
11. Ханферян В. Обзор «Рынок аудиторско-консалтинговых групп по итогам 2011 года: аудит без права подписи». URL: http://www.raexpert.ru/editions/bulletin/audit_cons_26_03_12.pdf (дата обращения: 12.02.2013).
12. Хокридж С. Инновационные технологии в Высшей школе. М.: Альпина Бизнес Бук, 2005.
13. Survey of the European Management Consultancy 2010/2011, December 2011. URL: http://mr.di.dk/SiteCollec tionDocuments/Feaco%20Survey%202010-201 l.pdf (дата обращения: 12.02. 2013).
14. European Federation of Management Consultancies Associations. URL: http://www.feaco.org/ (дата обращения: 15.02.2013).
15. URL: http://www.boper.ru/publications/40