МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
1. Гаврилова Е.А., Костылева С.Ю. Мониторинг развития современной системы образования // Социально-экономические явления и процессы. 2008. № 1 (9). С. 19-26.
2. Костылева С.Ю. Институционально-экономический механизм согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса в России // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 5. С. 36-42.
3. Костылева С.Ю. Влияние глобализационных процессов на экономическое развитие российской системы высшего образования // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2015. № 3 (57). С. 81-88.
4. Костылева С.Ю. Образование в условиях глобализации экономики // Социально-экономические явления и процессы. 2007. № 1 (5). С. 63-70.
5. Костылева С.Ю. Совершенствование управления системой образования на основе методологии бенчмаркинга // Социально-экономические явления и процессы. 2007. № 4 (8). С. 62-67.
6. Костылева С.Ю. Стратегия высшей школы в современной социально-экономической среде // Социально-экономические явления и процессы. 2008. № 1 (9). С. 64-68.
7. Костылева С.Ю. О проекте Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы / С.Ю. Костылева, С.В. Петрова, Н.Е. Поповичева, А.М. Аллагулов, С.Ю. Неклюдов, Н.Н. Калмыков // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 2. С. 5-12.
8. Костылева С.Ю., Толмачева Е.В. Роль человеческого потенциала науки в повышении эффективности институциональных реформ высшей школы: выводы для экономической политики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 5 (145). С. 171-177.
9. Логвина Н.В., Костылева С.Ю. К вопросу об экономической эффективности приоритетов развития региональных систем образования // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 4. С. 8084.
© Гончарова М.Н., 2016
УДК 338
Ю.П. Грабоздин
к.э.н., старший преподаватель кафедры «Экономика» ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»
РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ
Аннотация
В данной статье рассмотрена реализация механизма обучающего управленческого консультирования в процессе оказания образовательных услуг высшими учебными заведениями Самарской области предприятиям, как в коммерческом, так и государственном секторе. Выделены ключевые продуценты услуг, согласно их научному потенциалу.
Ключевые слова
образовательные услуги, продуцент, консалтинг
Современный этап развития экономики и общества в целом, характеризуется процессами интеграции и внедрении России в международные процессы ведения бизнеса, культуры, политики и образования, несмотря на наличие общей напряженности, которая наблюдается по ряду направлений. Российские высшие
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
учебные заведения получают большую свободу в реализации своей деятельности благодаря принятию Болонской конвенции, формированием Федеральных, национальных исследовательских и опорных университетов, внедрением автономных учреждений и других мер, реализуемых государством на пути разрешения ряда проблем сферы образования в процессе модернизации национальной экономики, что повышает актуальность исследования, направленного на поиск путей, направленных на раскрытие потенциала высшей школы в процессе создания и реализации консультационных услуг. Современные тенденции в образовании, требуют от ВУЗа превращения в динамичный, активно развивающийся организм, на что указывают эксперты-консультанты [1-2], ученые и практики бизнеса и что невозможно без ясной и логичной стратегии [3-4] развития с одной стороны, и персонала соответствующей квалификации - с другой. Экономическая нестабильность и демографический спад только усиливают диктуемые извне темпы требуемых изменений.
На основе действующего законодательства ВУЗы имеют право осуществлять коммерческую деятельность и привлекать дополнительные источники в свой бюджет, не нанося ущерб его основной деятельности. На наш взгляд, одним из наиболее перспективных направлений деятельности учебных заведений является оказание ими консультационных услуг, как частным компаниям, так и государственным заказчикам или физическим лицам. ВУЗ является сосредоточением как действующих специалистов и ученых, так и будущих специалистов, которые обучаются в данном учреждении. Данные специалисты высочайшего уровня могут послужить раскрытию потенциала ВУЗа в процессе реализации консалтинговых проектов и укрепить позиции образовательного учреждения в обществе и сохранения его материальной стабильности. Немаловажным является и наличие дополнительного источника доходов для самих сотрудников ВУЗов, которые будут задействованы в консультационных проектах.
В Самарском регионе представлено множество Высших учебных заведений, которые лишь рассматривают вопросы организации консалтинговых подразделений, но наряду с ними есть вузы, которые активно внедряются в новую для себя сферу деятельности - управленческого консультирования. На наш взгляд, центрами развития консалтинга в Самарской области могут стать следующие учебные заведения: СГАУ имени академика СП. Королева, СамГТУ, СГСПУ, МИР, ТГУ.
Выбор был обусловлен известностью данных высших учебных заведений в Самарской области, реализация ими перспективных образовательных программ и степенью их вовлеченности в работу не только в области образования, но и работы с бизнесом. На наш взгляд, велика вероятность совместной деятельности отдельных консалтинговых подразделений этих вузов, где каждый отдел выполняет свою часть проекта в технической и экономической части. В условиях процесса объединения образовательных учреждений, а также конкурентной борьбы за попадание в международный рейтинги, особую актуальность приобретают связи высшей школы и бизнеса, однако на наш взгляд, данные интеграционные процессы протекают слишком медленно, что может отрицательно сказаться на динамике развития высшей школы и бизнеса Самарской области.
Необходимо отметить, что усиливается тенденция создания профильных кафедр бизнес субъектов на базе учебных заведений, однако назвать по-настоящему эффективной их работу нельзя. В результате, в рамках данного исследования предлагается реализация механизма обучающего управленческого консультирования для реализации потенциала субъектов высшей школы региона на рынке консалтинговых услуг. Процесс реализации услуг обучающего консультирования отличается от иных видов деятельности тем, что при реализации проектов на базе заказчика консультационных услуг, продуцент услуги - ВУЗ, создает под этот проект определенную теоретическую и практическую базу. ВУЗ, подготавливая как высший менеджмент, так и рядовой персонал компании-заказчика к изменениям в той или иной сфере, проводя лекционные и семинарские занятия, реализуя тренинги и деловые игры, тем самым способствует созданию благоприятной среды для внедрения изменений в рамках консультационного проекта. Токмакова Н.О.[5] в своей работе отмечает, что в рамках обучающего консультирования могут создаваться различные программы с индивидуальным набором программ от стандартного набора (семинары, деловые игры), до полного
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
погружения участников в проблематику реализуемого консультационного проекта включая собеседования, анализ личных дел и другие мероприятия.
«Обучающее консультирование можно рассматривать как форму внедрения знаний в экономическую деятельность, альтернативную такой традиционной форме, как обучение. Преимуществом консультирования является его конкретно-индивидуальный, «штучный» подход. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы того или иного предприятия. При обучении же знания в области менеджмента, экономики, права и т.д. передаются менеджерам в общей форме и затем уже применяются ими на практике»[5].
В заключении необходимо отметить, что индивидуальная разработка учебных программ в рамках обучающего консультирования, позволит в большей степени реализовать научный потенциал субъектов образовательных услуг - ВУЗов Самарской области под потребности конкретной фирмы, тем самым повышая финансовую устойчивость образовательных учреждений и реализуя в полной мере потенциал научных школ Самарских ВУЗов, а предприятия региона получат доступ к новейшим теоретическим и практическим знаниям, повысят уровень компетенций персонала, что позволит выйти компаниям на качественно новый уровень развития.
Список использованной литературы
1. Грабоздин Ю.П. Сущность и специфика консультационных услуг [Текст] / Ю.П. Грабоздин // Вестник Самарского муниципального института управления, 2014. - № 2 (29). - С. 74-80.
2. Грабоздин Ю.П. Методика мониторинга ценностного восприятия клиентами консультационных услуг [Текст] / Ю.П. Грабоздин // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2014. - № 9(120).- С. 98-101.
3. Карсунцева О.В. Оценка и формирование конкурентоспособности промышленного предприятия как условие его конкурентоспособности: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Самара, 2007. 24 с.
4. Карсунцева О.В. Стратегические проблемы и задачи управления производственным потенциалом предприятий машиностроения // Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. № 1(24).С.104-114.
5. Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования: Учебно-практическое пособие. / М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 68 с.
© Грабоздин Ю.П., 2016
УДК 330.1
М.Н Григорьев
к.т.н., профессор,
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ»
им. Д.Ф. Устинова г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
С.А. Уваров
д.э.н., профессор,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
СИСТЕМА "ПЛАТОН" КАК ПЕРВЫЙ ШАГ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ