Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ЭКОЛОГИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ЭКОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ЭКОЛОГИЯ / СЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гопэн Цю

В статье рассматриваются возможности применения концепции культурной экологии в исследовании актуализировавшихся проблем сохранения и регуляции культуры сельского населения в условиях современных масштабных кризисных процессов. Уточнены основные исследовательские концепты научной дисциплины, предметная среда и объект изучения. Определены механизмы адаптации сельской культуры к социально-культурным и экологическим трансформациям. Выяснено, что культурная экология обладает широким методологическим и теоретическим аппаратом, позволяющим учитывать природную и психологическую специфику пространства, сформировать проектную деятельность с применением средств дизайна в целях улучшения качества жизненной среды и сохранения самобытности сельской культуры. На основе полученных выводов обозначены направления изучения сельской культуры и её адаптационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF RURAL CULTURE RESEARCH IN THE CONTEXT OF CULTURAL ECOLOGY

The article discusses the possibilities of applying the concept of cultural ecology in the study of the actualized problems of preserving and regulating the culture of the rural population in the conditions of modern large-scale crisis processes. The main research concepts of the scientific discipline, the subject environment and the object of study are clarified. The mechanisms of adaptation of rural culture to socio-cultural and ecological transformations are determined. It was found out that cultural ecology has a broad methodological and theoretical apparatus that allows taking into account the natural and psychological specifics of space, forming project activities using design tools in order to improve the quality of the living environment and preserve the identity of rural culture. Based on the findings, the directions of studying rural culture and its adaptation technologies are outlined.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ЭКОЛОГИИ»

УДК 008

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ЭКОЛОГИИ

Цю Гопэн

Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются возможности применения концепции культурной экологии в исследовании актуализировавшихся проблем сохранения и регуляции культуры сельского населения в условиях современных масштабных кризисных процессов. Уточнены основные исследовательские концепты научной дисциплины, предметная среда и объект изучения. Определены механизмы адаптации сельской культуры к социально-культурным и экологическим трансформациям. Выяснено, что культурная экология обладает широким методологическим и теоретическим аппаратом, позволяющим учитывать природную и психологическую специфику пространства, сформировать проектную деятельность с применением средств дизайна в целях улучшения качества жизненной среды и сохранения самобытности сельской культуры. На основе полученных выводов обозначены направления изучения сельской культуры и её адаптационных технологий.

Ключевые слова: культурная экология, сельская культура, культурная адаптация.

Обращение к проблемам сельской культуры становится всё более актуальным в условиях усложняющихся социально-культурных, политических и экономических дестабилизационных процессов, обостряющих кризис, связанный с предыдущими этапами развития общества. Расширение возможностей средств коммуникации и мобильности индивидов, информатизация и масштабная урбанизация, в совокупности приводят к унификации традиционных ценностей и элементов культуры, свойственных для определенной местности, что усиливает средовое напряжение, вызванное потерей специфики «места».

Специалисты из различных сфер гуманитарного знания признают важность сохранения самобытности локальных культур и их регуляции в современных условиях. Культурная экология как вид прикладной экологии и направления культурологии, в которой проблемы изучаются с точки зрения культуры, экологии, психологии, социологии и многих других дисциплин, позволяет получить сведения о процессах адаптации

общности к постоянным изменениям. В рассмотрении данной темы это становится особенно значимым, так как сельский тип культуры остается наиболее близким к природной среде, а также он длительное время являлся важным источником создания и сохранения традиций.

В дополнении к этому, необходимо исследование и проектирование адаптационных технологий сельского населения в контексте современных трансформаций. Эту проблему активно развивают социологи - Яковлев А.И. и Яковлева К.М. в работе «Адаптация сельской молодежи к городской среде: конфликт монокультурной и мультикультурной среды» [10]. Особенную важность имеют многочисленные труды на эту тематику В.С. Шмакова [9]. Авторы затрагивают культурные факторы, однако культурная экология имеет более широкий методологический и теоретический аппарат. Она позволяет не только учитывать природную и психологическую специфику пространства, но и сформировать проектную деятельность с применением средств дизайна в целях улучшения не только качества жизненной среды, а также сохранить уникальность определенной сельской культуры. Важно отметить, что анализ научной литературы, основанный на трудах Е.Ю. Липец, А.А. Сотникова и Л.И. Сотниковой, показал, что современные исследования в рамках концепции культурной экологии во многом сосредоточены на проблемах этнической культуры [4; 7; 8]. Следовательно, целью исследования является анализ возможностей рассмотрения сельской культуры с точки зрения концепции культурной экологии.

Культура подвержена постоянным трансформациям под воздействием постоянно сменяющихся условий в других сферах. Современные масштабные преобразования на всех уровнях общества во многих государствах стали причиной формирования новых реалий. Исследователи О.В. Нечипоренко и В.В. Самсонов отмечают реализацию всего спектра изменений социально-экономических и культурных практик сельского социума [5]. Естественной реакцией на это является ценностно-нормативная адаптация мировоззрения населения. Однако наблюдается существование ряда факторов, снижающих его адаптационные возможности, что актуализирует обращение к культурной экологии. Эта относительно молодая культурологическая дисциплина является синтезом социальных и антропологических методов

исследования поведения людей и естественнонаучных подходов, позволяющих анализировать влияние особенностей окружающей среды на формирование поведенческих моделей.

Однако ещё в эпоху Античности философы и историки стали говорить о взаимосвязи окружающего пространства и культурной специфики общности, проживающей на определенной территории. Эти представления постепенно развивались и были взяты за основу концепций Л. Гумилевым, П. Сорокиным, Ш. Монтескье, Ж. Баденом и другими. В своих теориях они выдвигали предположения о предопределении культурного развития мировоззренческих установок, психического склада и формы политического устройства особенностями ландшафтных условий [2].

Итак, концепция культурной экологии основывается на положении об адаптации к окружающей среде - природной и социальной, как главного инструмента развития культуры.

Это научное направление сформировано на основе учения основателя культурологии Л. Уайта в концепции Дж. Стюарда. Он определял культурную экологию как науку, занимающуюся изучением механизмов адаптационных процессов к окружающей среде, главная цель исследования которой - определение влияния и начал внутренних социальных изменений эволюционного характера. Развитие происходит в результате необходимой реакции на природные условия в процессе адаптации человека к ним.

Методология Дж. Стюарда предполагала следующие этапы:

1. Документация технологий и методов, которые используются для приспособления к внешним факторам.

2. Рассмотрение моделей поведения и культуры взаимодействия с окружающей средой.

3. Анализ влияние моделей поведения на особенности культуры.

Концепция автора стала основой для формирования новых научных

направлений, а у теории появились последователи, развивающие её и критикующие некоторые положения. Эта научная дисциплина множество определений заимствовала из экологии и других наук, однако они приобрели социально-культурный вектор.

В рамках культурной экологии современные исследователи занимаются вопросами, связанными с проблемами: сокращения

культурной дистанции между общностями традиционного и модернизованного типа; негативного влияния культуры на природную среду; сохранения этнокультурных сред, традиционных обществ и культур.

Большая часть работ посвящена исследованию этнической культуры и малочисленных народов, находящихся в уязвимом положении в современных условиях. Однако можно заметить, что существует ряд похожих проблем, характерных и для сельской культуры. Как и этнической общности, сельскому населению в настоящий период свойственно изменение картины мира под воздействием расширения возможностей средств коммуникации и информатизации общества.

Современные общечеловеческие, урбанизированные и унифицированные культурные ценности проникают в систему представлений сельского жителя. Это ведет, во-первых, к утрате или коренному изменению общественных идеалов, что приводит к процессам обновления личных и общественных моделей, а также размывает этот образец в силу ослабления внутренних культурных и морально-нравственных ориентиров. Во-вторых, пересмотр нормативов жизнедеятельности отражается на новых условиях и механизмах социокультурной адаптации. В-третьих, изменившиеся реалии формируют новое поведение людей. Современный сельский житель, с одной стороны, приспосабливается к новым ценностям, однако его среда - окружающее жизненное пространство и реальное социальное окружение, зачастую образуют проблему, заключающуюся в большом отличии от образа, к которому стремится индивид. В дополнении к этому, существует тенденция отказа от традиционности. Однако во многом в основе культуры сельского населения лежат традиции, сформированные особенностями местного мировосприятия.

Наряду с этим, в обществе происходит намеренная консервация традиций, а также популяризация консервативных элементов. Культурная экология, вышедшая за пределы исследования только адаптационных механизмов, обладает возможностью анализа путей, которые могут способствовать адаптации сельского населения и сохранению уникального своеобразия локальной культуры. Это особенно важно в современных условиях, так как традиции, язык, духовная культура, искусство и многое другое формируют многообразие и сложность

культуры страны. Более того, многие этнические меньшинства, сохраняют локацию проживания именно в сельской местности, поэтому вопросы, связанные с этнической направленностью, имеют большое значение.

Традиционная культура и культурное наследие, утрачивающиеся сегодня, несут в себе ценную информацию об опыте прошлых поколений, которые передали его в форме традиций, архетипов и обычаев. Традиции являются динамичными объектами, подверженными постоянному изменению - они способны адаптироваться в новых условиях, модифицироваться, ослабевать или отмирать. Но полная их утрата ведет к обезличиванию уникальности, в дополнении к этому, человек может испытывать трудности в процессе самоидентификации. Традиции, выработанные народом на определенной местности, являются инструментом, способствующим адаптации к природным и социальным факторам. Однако существуют и другие механизмы приспособления, которые являются сферой интересов наук о культуре и экологии. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости разработки и рассмотрения проблем сельской культуры с точки зрения культурной экологии.

Итак, предметной средой и объектом исследования выступает сельская культура и её адаптационные механизмы к внешним условиям. Процесс адаптации общности к факторам своего существования происходит путём приспособления к природной и социальной среде. Как универсальная человеческая деятельность, культура включает в себя следующие подсистемы:

Во-первых, материальные технологии - являются комплексом инструментов адаптации к природной среде. Этот механизм определяет специфику культуры жизнеобеспечения. Так, для поселений, расположенных в определенных климатических, ландшафтных и природных условиях, будут характерны различные особенности жилища, строения поселения, пищи и одежды. Это образует культурный ландшафт, влияющий на восприятие - как вторая природа, созданная человеком.

Во-вторых, социальные технологии - представляют собой комплекс культуры, позволяющий приспособиться к общественной среде

и содержащий средства внутренней организации социальной жизни. Этот аспект предполагает наличие:

1) институциональной технологии, выступающей в качестве набора социальных институтов, определяющих содержание социальных отношений, принципы разделения труда, родства и брака, социальной регуляции. Каждый из них также может иметь свои особенности, так как природные и географические условия могут формировать принципы, которые эффективны в них. Так, они могут определяться доминирующими религиозными представлениями, политико-экономическими изменениями, происходящими на определенной территории;

2) гуманитарной технологии - это мировоззренческие и нормативно-ценностные идеи и представления, которые воздействуют на сферу человеческого сознания. Они отражены в особенностях обучения, воспитания, социализации и социальном контроле.

Процесс адаптации осуществляется в ходе мутационного механизма традиции, которая теряет свою актуальность и эффективность в решении проблем в условиях изменившийся среды. В случае соответствия новой мутации к трансформациям происходит её закрепление. Иными словами, приобретают форму стереотипа и укрепляются в культуре те инновации, которые прошли социально-культурный отбор.

Другой важный аспект в рассмотрении сельской культуры - это среда обитания сельского жителя. Понятие «окружающая среда» с точки зрения культурной экологии было сформулировано М. Салинзом. Под этим концептом автор понимал население, с которым контактирует культура [6, с. 254]. Основная характеристика заключается в том, что она испытывает влияние не только городской культуры и «центра», но и глобальных тенденций, доходящих до нее посредством интернета, СМИ, расширения коммуникационных и технических способностей.

Важно выделить понятие о культурном ландшафте, представляющее часть жизненного пространства, содержащее в себе ценные знания о прошлом и основу для построения гармоничного будущего человека и природы. На самых первых этапах культурогенеза природный ландшафт становится культурным как неотъемлемый элемент любой культуры. Ценностная составляющая феномена культурного

ландшафта при изучении представляет информации о глубинных основах общества. Он взаимодействует с природным, проявляясь на различных исторических этапах. В архаическом периоде обожествлялись и одухотворялись природные явления, в космологическом - природа была тождественна человеку, а в антропологическом и техническом возник и функционировал гиперприсвающий тип хозяйствования. На социобиологическом этапе существует тенденция экоцентризма.

Понятие «жизнеобеспечение» из области естественнонаучных дисциплин, введенное Р. Локи, А. Арутюнов стал применять с культурологической точки зрения [1, с. 352]. Другой исследователь И.И. Крупник сформулировал определение «культура

жизнеобеспечения», под которым понимал особый элемент культуры общности [3, с. 14]. Он представляет собой взаимообусловленный комплекс специфики производственной деятельности, демографической структуры и расселения, трудовой кооперации, традиций потребления и распределения, который обеспечивается за счет существования ресурсов конкретных среды обитания.

Обращение к социологическим дисциплинам позволяет проанализировать адаптацию на нескольких уровнях - общественном, групповом и личностном. Однако другим не менее важным аспектом, как определяет Е.Ю. Липец, в исследовании сельской культуры является психологическая адаптация к окружающей среде, так как, по мнению исследователя, человеку свойственно привязываться к окружающему ландшафту [4]. Процесс адаптации происходит менее болезненно, если группа на протяжении долгого времени живет в одних и тех же условиях. Так как сельский тип культуры предполагает наличие различных групп населения и этносов, а также испытывает воздействие городской и медиакультуры, психологический аспект в системе жизнеобеспечения выступает особенно значимым. Учет этой составляющей предполагает исследование не только рациональных, но и иррациональных элементов: легенд, ритуалов и других.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод: перспективными направлениями исследования сельской культуры является определение и исследование культурных механизмов адаптации, отражающих мировосприятие общности. Важен учет традиций и архетипов, сложившихся на определенной местности. Этот аспект

представляет большую значимость, так как жизненный цикл традиции зависит от их восприятия новым поколением. Мероприятия, направленные на сохранение и развитие традиционной культуры, на этапе разработки должны учитывать современный контекст, а также механизмы адаптации. Следовательно, особенную важность приобретает анализ молодого поколения сельской местности, который наиболее подвержен изменениям окружающей среды. Возникает необходимость использования новых методов проектирования, которые бы учитывали не только социально-культурные особенности, но и специфику ландшафта и окружающего пространство. Такими свойствами обладает направление гуманитарного дизайна, использование которого представляет большую перспективность в решении современных проблем.

Сельская культура находится в непростом положении, происходит утрата локальных традиционных элементов культуры, выработанных на протяжении длительного времени в условиях этой местности. Однако традиции способны адаптироваться под новые реалии, их наличие способствует диалогу культур и формированию многообразия и сложности государственной и мировой культуры. В целях адаптации сельской общности к современным трансформациям необходимо учитывать множество аспектов, которые позволили бы сохранить своеобразие духовной культуры, языка, традиций и местного искусства. Культурная экология, синтезируя различные области знаний, позволяет учитывать не только социальные и психологические факторы, но и условия окружающего природного и культурного пространства.

В ходе исследования были определены основные аспекты изучения культуры сельской местности с точки зрения культурной экологии, а также обозначены некоторые перспективные направления, требующие дальнейшей разработки.

Список литературы

1. Арутюнов, С. А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - 386 с.

2. Гирц, К. Интерпретация культур / К. Гирц. - Москва : РОССПЭН, 2006. - 560 с.

3. Крупник, И. И. Арктическая этноэкология: Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии / И. И. Крупник. - Москва, 1989. - 14 с.

4. Липец, Е. Ю. Культурная экология: современные аспекты исследования этнической культуры / Е. Ю. Липец // Научная мысль Кавказа. - 2017. - № 4 (92). -

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-ekologiya-sovremennye-aspekty-issledovaniya-etnicheskoy-kultury-1 (дата обращения: 20.02.2023).

5. Нечипоренко, О. В. Перспективы устойчивого развития сельских территорий в контексте становления многоукладной экономики / О. В. Нечипоренко, В. В. Самсонов // Никоновские чтения. - 2014. - № 19. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ustoychivogo-razvitiya-selskih-territoriy-v-kontekste-stanovleniya-mnogoukladnoy-ekonomiki (дата обращения: 21.02.2023).

6. Салинз, М. Экономика каменного века / М. Салинз. - Москва : ОГИ, 1999. - 296 с.

7. Сотников, А. А. Проблемные вопросы культурной экологии / А. А. Сотников // Вестник ОГУ. - 2006. - № 7. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-voprosy-kulturnoy-ekologii (дата обращения: 20.02.2023).

8. Сотникова, Л. И. Методологические факторы культурной экологии / Л. И. Сотникова // Вестник ОГУ. - 2006. - № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-faktory-kulturnoy-ekologii (дата обращения: 20.02.2023).

9. Шмаков, В. С. Факторы трансформации сельских локальных сообществ в условиях глобализации / В. С. Шмаков // РППЭ. - 2020. - № 4 (114). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shmakov-v-s-faktory-transformatsii-selskih-lokalnyh-soobschestv-v-usloviyah-globalizatsii (дата обращения: 21.02.2023).

10. Яковлев, А. И. Адаптация сельской молодежи к городской среде: конфликт монокультурной и мультикультурной среды / А. И. Яковлев, К. М. Яковлева // МНИЖ. - 2021. - № 4-3 (106). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-selskoy-molodezhi-k-gorodskoy-srede-konflikt-monokulturnoy-i-multikulturnoy-

sredy (дата обращения: 21.02.2023).

MODERN ASPECTS OF RURAL CULTURE RESEARCH IN THE CONTEXT OF CULTURAL ECOLOGY

Qiu Gopeng

Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar e-mail: [email protected]

The article discusses the possibilities of applying the concept of cultural ecology in the study of the actualized problems of preserving and regulating the culture of the rural population in the conditions of modern large-scale crisis processes. The main research concepts of the scientific discipline, the subject environment and the object of study are clarified. The mechanisms of adaptation of rural culture to socio-cultural and ecological transformations are determined. It was found out that cultural ecology has a broad methodological and theoretical apparatus that allows taking into account the natural and psychological specifics of space, forming project activities using design tools in order to improve the quality of the living environment and preserve the identity of rural culture. Based on the findings, the directions of studying rural culture and its adaptation technologies are outlined.

Keywords: cultural ecology, rural culture, adaptation technologies, cultural adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.