УДК 008
КУЛЬТУРНАЯ ЭКОЛОГИЯ В ТРАДИЦИИ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
С.А. Морозов1^ Цю Гопэн2)
1 2)
' ) Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар 1) e-mail: [email protected] 2) e-mail: [email protected]
В данной статье рассматривается традиция как механизм развития и адаптации сельского населения к изменяющимся современным реалиям общества с точки зрения культурной экологии, являющейся междисциплинарной областью знаний о культуре и природе. Определена сущность традиции и обусловленность ее локальной специфики природно-ландшафтными и социально культурными факторами.
Ключевые слова: традиция, культурная экология, сельская культура, адаптация, технологии адаптации, социально-культурные трансформации.
Трансформационные процессы начала третьего десятилетия XXI века обостряют проблемы, связанные с предыдущим этапом развития общества, что актуализирует обращение к культуре одного из наиболее уязвимых слоев населения - сельских жителей, большая часть которых подвержена воздействию экономического кризиса, политической непредсказуемости, социальной нестабильности и вакууму духовной жизни. К культурной дезориентации различных групп людей приводят расширяющиеся возможности в области технологий, интернета, виртуальной реальности и информатизации. В совокупности эти тенденции изменяют не только тип и способ коммуникации, но и формируют новую реальность и усложняют ее восприятие. Вместе с этим, усиливаются процессы культурной и ценностной унификации, при которых разрушается устойчивость локальных, этнических и национальных культурных традиций и духовных оснований.
Таким образом, современные преобразования усугубляют кризис традиционной культуры, долгое время являющейся основополагающей для сельской культуры, представители которой составляют более трети от всего населения Российской Федерации. Этот тип культуры изначально традиционен, так как является первой формой
территориальной организации общества, начиная с доисторического периода до появления античных полисов и сохраняя доминирующую позицию вплоть до XIX-XX веков над городской культурой. В настоящее время, несмотря на масштабную урбанизацию, большая часть современного городского населения воспитана в нравственно-психологической парадигме сельских традиций. Некоторые из них сохранили свою функциональность в сельской культурной среде, перемешавшись с современными элементами информационной культуры. Однако синтез традиционного и современного осложняется упадком духовной жизни деревень несмотря на то, что полвека назад советское государство ведущей идеей ставило развитие сельской жизни за счет постоянного развития, создания колхозов, совхозов, социально-культурных объектов. В современный период, как отмечает исследователь В.С. Матонин, XXI веке деревенский образ жизни занимает скромное, если не маргинальное положение [2, с. 3].
Начавшаяся деглобализация во многих сферах общества изменяет вектор всех процессов к внутренним проблемам и состоянию оснований систем. Возникает необходимость преодоления кризиса, поэтому распространяется способ поиска решений проблем в социальной и духовной сфере путем обращения к традиции. Это отражается в государственных задачах, в рамках которых разрабатываются и реализуются программы по сохранению и популяризации культурного своеобразия и традиционности различных этносов и народов. В высших учебных заведениях страны ведется подготовка специалистов, деятельность которых нацелена на поднятие культурного уровня сельских жителей. Невзирая на это, как отмечает Р.С. Туров, не теряет значимость разработка различных аспектов культурной жизни села с точки зрения культурологического знания [6].
В научном сообществе остается дискуссионной тема традиционности и модернизации. Стоит заметить, что сам концепт «традиция» имеет множество трактовок в связи с разнообразием подходов в его рассмотрении. Так, социолог Инь Шаша делает вывод о необходимости преодоления традиций сельской культуры в целях развития качества жизни ее представителей [75]. Однако с культурологической точки зрения традиция выступает как важный ресурс
развития общества и неотъемлемый элемент механизма возобновления культуры.
Д.М. Рахинский, Г.А. Илларионов, С.Ю. Пискорская, А.Г. Русаков, Щебляков Е.В. в работе «Отчуждение традиции как способ отношения человека с прошлым» рассматривали преобразовательную деятельность, превращающую человека в активный субъект и создающую новую реальность, как результат отхода от традиции. Их уничтожение невозможно из-за наличия языка и пребывания человека в культурном континууме, но отрицание опоры на нее, как отмечают исследователи, приводит к страданию, «пустоте и немоте» [3, с. 45]. В дополнении к этому, из-за стремления к непрекращающемуся ускорению темпа развития и преодоления прошлого, все больше систем жизнедеятельности человека нуждается в адаптации к новым реалиям.
Важный вывод делает Г.А. Илларионов о двойственной сущности традиции. Она возможна и на субъективном уровне, при котором происходит ее принятие, оценивание и передача, и на объективном - как ядро, находящееся вне восприятия субъектом [1, с. 204]. Следовательно, традиционность определяется оценкой субъекта собственного бытия по отношению к прошлому.
Таким образом, традиция является многогранным феноменом, рассматриваемым с различных точек зрения, что формирует сложность в едином понимании данного концепта. Однако, при большом многообразии трактовок, существует общее: она представляет собой форму отношения настоящего к прошлому, существующего в виде опыта.
Традиция является культурной универсалией и неотъемлемым элементом любой культуры, аккумулирующим в себе наиболее ценную информацию, выработанную группой людей в определенных условиях, отобранную и транслируемую новому поколению. Ее уникальное содержание определяется внешними факторами и внутренними потребностями населения. Стоит отметить, что восприятие традиции новым поколением определяется контекстом, воздействующим на мировосприятие и ценностные ориентации, в которых переданный опыт или сохраняется в случае актуальности, или утрачивает свою значимость.
Можно сделать вывод, что изучение традиции в контексте сельской культуры предполагает учет не только социальных и культурных факторов, но и касающихся пространственных особенностей.
Следовательно, наиболее полное представление о сущностном и функциональном содержании традиций культуры сельского населения можно получить с использованием культурной экологии. Это относительно молодое направление исследования, основанное на междисциплинарном синтезе различных областей знаний о культуре и экологии. Оно основано на концепции Дж. Стюарда, который, отталкиваясь от идей основоположника культурологии Л. Уайта, сформулировал методологию анализа адаптации человека к разнообразным окружающим пространствам [6, с. 200].
С этой точки зрения процесс приспособления осуществляется в ходе мутационного механизма традиции, которая теряет свою актуальность и эффективность в решении проблем в условиях изменившейся среды. В случае соответствия новой мутации к трансформациям происходит ее закрепление. Иными словами, приобретают форму стереотипа и укрепляются в культуре те инновации, основанные на преобразовании предыдущего опыта, которые прошли социально-культурный отбор.
Динамизм культуры является следствием адаптации к постоянным изменениям. Особую важность представляют стратегии приспособления к социальным и ценностным факторам. В рамках направления исследования различают материальные, заключающиеся в адаптации и преобразовании внешних ландшафтных и культурных условий, а также социальные технологии, приспосабливающие к общественным институтам, нормам, ценностям. Итак, можно сделать вывод, что традиция является универсальным инструментом механизма адаптации.
В дальнейшем это направление было развито и дополнено другими исследователями - М. Харрисом, Ж. Ленски, П. Финке, Р. Раппопортом, М. Салинсом, Д. Беннетом, Э.С. Маркаряном, А. Арутюновым и другими. На современном этапе в рамках культурной экологии разрабатываются проблемы: определения негативного воздействия культуры на природу; сохранения традиционных культур и общностей; утраты этнокультурных пространств.
Наиболее значимым направлением в данном рассмотрении выступает тема сокращения «культурной дистанции» между модернизированными и традиционными общностями. Однако, анализ научной литературы, основанный на трудах Е.Ю. Липец, А.А. Сотникова
и Л.И. Сотниковой, показал, что большое внимание уделяется исследованию этнических и более глобальных проблем [4]. Между тем, перспективным представляется изучение сельского населения. Представители этой культуры относительно чаще остальных взаимодействует с природной средой и наиболее нуждается в адаптации к новой реальности, которая создается новыми технологическими и информационными средствами.
Следует определить, что сельская культура рассматривается в пространственном контексте как отдельное явление, часть региональной и общенациональной культуры. Она представляет собой исторически сложившуюся культуру населения, проживающего в социально-территориальной подсистеме - деревне, селе, пригороде. Характеризуется единым материальным пространством, в природном и культурном ландшафте которого доминирующее место занимают природные факторы. В ней могут сосуществовать представители различных религий, этносов и профессий.
Длительное время традиционная культура являлась способом приобщения нового поколения к существующей внешней природной и социальной среде. Сельская культура содержит большой пласт материальных и духовных традиций, сформированных как результат приспособления к природным, климатическим и сезонным условиям. Так, например, они нашли свое отражение в ментальности, фольклоре, календарных праздниках и обрядах, являясь эффективным средством социализации, временной организации жизнедеятельности. Эти традиции были образованы как результат взаимодействия с природным окружением и сельскохозяйственного возделывания земли. Это определяло уникальный облик местной культуры - особенности построения и устройства пространства и жилищ, одежды. Население на определенной местности вырабатывает специфику своего устного народного искусства, ремесла, творчества.
Итак, внешние условия формируют особую ментальность, мировосприятие, ценности и нормы, наиболее эффективные для осуществления жизнедеятельности. Следует отметить, что особенности сельской культуры и ее традиций определяются: отношением с другими территориальными субъектами, а также в зависимости от удаленности от социального, экономического, культурного, центра; уровнем
территориального самосознания, выражающегося в особенностях диалекта, фольклоре, стереотипах, нормах; этнонациональным составом и структурой населения. Все эти факторы отражаются в ментальных, патриотических, фольклорных, праздничных, семейных, коллективных и других видах традиций. В совокупности это создает культурный ландшафт, который отражается в элементах жизненного пространства. Приспосабливаясь к нему, человек адаптируется к культуре и преобразует окружающую среду.
В настоящее время осуществляется урбанизация не только физическая путем смены места проживания, но и на ментальном уровне. Увеличиваются возможности использования средств коммуникации за счет технологического и информационного развития, повышается мобильность индивида, местные идеалы и ценности замещаются моделями культуры массового потребления. Неудовлетворенность местом проживания стимулирует отказ от традиционности, миграцию в более крупные города, низкий уровень социально-культурной активности.
Однако традиции являются динамичным объектом, подверженным постоянным изменениям - они способны адаптироваться в новых условиях, модифицироваться, ослабевать или отмирать. Их дальнейшая судьба зависит от восприятия новым поколением, но полная их утрата ведет к обезличиванию уникальности локальных культур, а также к трудностям в процессе самоидентификации и пространственной, культурной и социальной адаптации. Именно поэтому важно проектировать и реализовывать комплексные мероприятия, направленные на улучшение окружающего пространства и экологии, создание профессионального разнообразия и предоставление рабочих мест, что повысит жизненный уровень населения.
Особую важность представляет развитие системы социально-культурных учреждений, которые предоставляют различные виды культурной и творческой активности, вовлекаяющих все слои населения села. Большая значимость состоит в формировании культуры молодого поколения, так как именно оно является основным воспринимающим субъектом в процессе трансляции традиции. Учитывая результаты настоящего исследования, можно предположить, что задача современных специалистов должна состоять в создании и информационном
предоставлении традиций в такой форме, в котором они смогут стать альтернативой по ценности массовой унифицированной культуры. Поэтому культурные программы по работе с молодежью должны учитывать современный контекст восприятия, а также факторы местного пространства в виде природного и культурного ландшафта.
Резюмируя результаты рассмотрения возможностей культурной экологии как междисциплинарного направления, можно отметить, что традиции, выработанные народом на определенной местности, являются инструментом, способствующим адаптации к природным и социальным условиям. Концепт традиции многогранен, сложилось множество подходов в его исследовании, однако единого понятия было сформировано. Более того, существует тенденция отказа от традиционности как от преграждающего фактора для модернизации. Однако с точки зрения культурной экологии традиция выступает важным компонентом развития культуры. Отчуждение от нее приводит как к прогрессу, так и к глубоким негативным переживаниям, потому как она является основанием существования в культуре, определяемым прошлым. Традиции представляют собой передачу информационного ядра между субъектами, следовательно, в настоящее время необходимо учитывать контекст и особенности восприятия новым поколением передаваемого опыта. Важно отметить, эта тема нуждается в дальнейшей разработке, так как на сегодняшний день культура сельского населения с точки зрения культурной экологии исследована недостаточно.
Список литературы
1. Илларионов, Г. А. Философская критика дескриптивных концептов «традиционность» и «нетрадиционность» / Г. А. Илларионов // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения : сборник статей 10-й Международной научно-практической конференции, Курск, 06 октября 2020 года. - Курск : Курский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при правительстве российской федерации», 2020. - С. 204-207. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44127040 (дата обращения: 01.03.2023).
2. Матонин, В. Н. Социокультурное пространство северной деревни: структура, семантика, генезис : 24.00.01 : диссертация ... доктора культурологии / Матонин Василий Николаевич ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет». - Санкт-Петербург, 2016. - 319 с.
3. Рахинский, Д. В. Отчуждение традиции как способ отношения человека с прошлым / Д. В. Рахинский, Г. А. Илларионов, С.Ю. Пискорская, А. Г. Русаков, Е. С. Щебляков // Социодинамика. - 2021. - № 4. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otchuzhdenie-traditsii-kak-sposob-otnosheniya-cheloveka-s-proshlym (дата обращения: 01.03.2023).
4. Сотникова, Л. И. Методологические факторы культурной экологии / Л. И. Сотникова // Вестник ОГУ. - 2006. - № 7. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metodologicheskie-faktory-kulturnoy-ekologii (дата обращения: 22.02.2023).
5. Стюард, Дж. Теория смены культур: методология полилинейной эволюции / Дж. Стюарж. - Урбана, 1955. - 295 с.
6. Туров, Р. С. Повседневная сельская жизнь и сельская культура в контексте развития сельского туризма: специфика современных подходов к исследованию / Р. С. Туров // Манускрипт. - 2019. - № 10. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povsednevnaya-selskaya-zhizn-i-selskaya-kultura-v-kontekste-razvitiya-selskogo-turizma-spetsifika-sovremennyh-podhodov-k-issledovaniyu (дата обращения: 01.03.2023).
7. Шаша, И. Дети деревенских мигрантов в Китае: исследование проблем социализации / И. Шаша // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. -№ 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-derevenskih-migrantov-v-kitae-issledovanie-problem-sotsializatsii (дата обращения: 01.03.2023).
CULTURAL ECOLOGY IN THE TRADITION AS A MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT OF RURAL CULTURE
S.A. Morozov1), Qiu Gopeng2)
1,2) Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar 1) e-mail: [email protected] 2) e-mail: [email protected]
This article examines tradition as a mechanism for the development and adaptation of rural population to the changing modern realities of society from the point of view of cultural ecology, which is an interdisciplinary field of knowledge about culture and nature. The essence of the tradition and the conditionality of its local specificity by natural landscape and socio-cultural factors are determined.
Keywords: tradition, cultural ecology, rural culture, adaptation, adaptation technologies, socio-cultural transformations.