И. А. Гальцева
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
В данной статье рассматривается значение педагогического воздействия на социально-культурное развитие молодежи в сельской местности, говорится о необходимости сохранения культурного наследия, модернизации сельских учреждений культуры, школ, улучшения условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, сельская местность, сельские жители, социально-культурное развитие молодежи, культурное наследие, досуг, Дом культуры, сельские школы, взаимодействие.
In given clause, are considered value of pedagogical influence on socially-cultural development of youth in a countryside. Preservation of a cultural heritage, modernization of rural establishments of culture, schools, improvement of conditions of access, various groups of agricultural population to cultural values. Keywords: socio-cultural activity, countryside, countrymen, socially cultural, traditions, Culture, heritage, scientists, historically, youth, leisure, House of culture, rural schools, interaction.
Историко-культурное наследие как совокупность ценностей, оставленных нам предками, воплощается в людях, их образе жизни, обычаях, навыках, обрядах, духовно-культурных феноменах. С принятием христианства на Руси «большое влияние на жизнь и быт народа оказывали церковники, которые отрицательно относились к народным праздникам из-за свободного поведения людей. Но народные традиции сохранялись и развивались в праздничной культуре» (5, с. 12).
Известно, что именно сельская местность часто выступает в роли главного хранителя исторических связей, традиций и обычаев, народной мудрости, а также объектов духовного, культурного и природного наследия. Население чтит и соблюдает вековые традиции, обычаи.
Еще в древние века известные философы уделяли огромное внимание воспитанию молодого поколения. Например, Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь» (цит. по: 7).
В настоящее время от сельских педагогов требуется не только дать качественное образование своим ученикам, но и способствовать их социально-культурному развитию, в связи с чем актуальным становится применение не только традиционных педагогических технологий, но и внедрение новых форм педагогического воздействия на молодежь, а также знание и поддержание народных традиций, теоретических и практических основ социально-культурной деятельности.
Многие современные ученые исследуют сущность и природу социально-культурной деятельности. Так, М. А. Ариарский разработал научную концепцию, которая позволила осмыслить сущность, природу и механизмы вовлечения человека в мир культуры и социально-культурного творчества (2, с. 41-42), Н. Н. Ярошенко в своей диссертации исследует педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности (11).
Самым распространенным типом учреждений культуры в сельской местности остался клуб. Л. С. Жаркова отмечает, что «клубы прочно вошли в быт людей, особенно на селе...» (6, с. 28). Ю. А. Стрельцов в своем исследовании придает большое значение «развитию теоретических основ просветительной деятельности советского клуба» (9, с. 5). В. М. Чижиков рассматривает диалектику взаимодействия социокультурных систем города и села (10).
/ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (35) 2010 г.
Клубы, особенно на селе, стали необходимой частью общественной жизни, выступают как важнейшие центры общения людей. Несмотря на экономический кризис, запланированные мероприятия проводятся в обычном режиме. «Молодежь принимает активное участие в запланированных мероприятиях, таких как: проведение праздников, фестивалей, митингов, шествий, спортивных мероприятий» (4). Так, в рамках проведения Года молодежи на форуме «Селигер-2009» от Липецкой области принимало участие около 700 человек. Привлечением молодежи к социально-культурной деятельности в Липецкой области активно занимаются молодежные организации: «Молодая гвардия Единой России», «Молодая Россия» и множество других молодежных организаций патриотического характера.
Несмотря на проводимые мероприятия, в сфере социально-культурного развития молодежи остается много нерешенных проблем.
Во-первых, привлечение молодежи в саму клубную деятельность становится очень трудным занятием. Изучение ситуации по социально-культурному развитию молодежи в сельской местности показывает, что в настоящее время сельские клубы не находят оптимального решения для привлечения молодежи к организации и участию в клубных мероприятиях. В результате просматривается низкий уровень интереса сельской молодежи к проблемам социально-культурного развития. Такое отношение отчасти является следствием нынешней экономической ситуации сел (нестабильность, безработица, низкая заработная плата и т.д.).
По словам депутата Липецкого областного Совета Депутатов Анатолия Анатолиевича Архипова, главными проблемами для молодежи в сельской местности являются: проблема трудоустройства молодых специалистов по специальности, отсутствие разветвленной социальной инфраструктуры (4).
Во-вторых, в регионах наблюдается старение сельского населения из-за массовой миграции молодежи в города, которые не хотят мириться с тяжелыми условиями труда, необустроенностью быта, невозможностью социально-культурного развития. Демографические изменения последних лет свидетельствуют о повсеместном распространении сельской депопуляции, которая охватила уже многие сельские районы страны. В условиях кризиса молодежь лишается рабочих мест. Жизнь сельского молодого человека, таким образом, сводится к мыслям о том, как заработать деньги, хотя бы на продукты питания. Ни о повышении рождаемости, ни об активном участии в социально-культурной жизни своего села или области, ни о какой-то гражданской позиции не может быть и речи.
Региональные и федеральные власти пытаются решать накопившиеся проблемы, в частности, «Национальная программа демографического развития России», разработанная правительством РФ, направлена на повышение рождаемости не только в регионах, но и стране в целом (1).
Еще раз повторим, что сохранение деревень и сел невозможно без изменения условий жизни сельского жителя, в частности изменения условий для трудоустройства, образования, социально-культурного развития. Необходимо выводить на новый уровень жизнь сельской молодежи.
В-третьих, на сегодняшний день социально-культурная среда далеко не всегда и не везде подготовлена к глубоким изменениям, которые происходят в мире и которые требуют новых форм организации культурно-досуговой деятельности, в частности в сельской местности. На сегодняшний день в большинстве сел Липецкой области почти все центры культуры и досуга, так называемые сельские клубы, требуют капитального ремонта, замены старой аппаратуры на более современную, которая позволит максимально привлечь молодежь к самодеятельности и культурному отдыху на селе. А. А. Архипов отмечает, что основными приоритетами для
возвращения выпускников в родное село, остаются условия комфортного проживания, уверенность за будущее своих детей, возможность получения качественного образования (4).
В-четвертых, многообразие социальных проблем в настоящее время значительно повлияло и продолжает оказывать своё негативное воздействие на семью как основной и первичный институт духовного развития молодежи. Снижение адаптационных возможностей семьи, расслоение семей по уровню материальных доходов
— эти и многие другие негативные факторы дестабилизируют её основные функции. Между тем сельские учителя и родители связаны общими целями воспитания и культурного развития молодежи. «Вся история деятельности учреждений культуры показывает, что качество и эффективность их деятельности во многом зависит от состояния кадров, их профессиональной подготовки, интеллектуального потенциала населения» (6, с. 7-9).
Ситуация усугубляется тем, что обозначенные процессы протекают на фоне относительного благополучия крупных городов, что в существенной мере маскирует проблемы и смягчает общее восприятие картины. Между тем деструктивные процессы продолжают усиливаться, что отражается на облике и функционировании сельских территорий и обуславливает острую потребность в поиске путей вывода сельской местности из культурного кризиса.
Экстенсивный путь социально-культурного развития в сельской местности ориентирован не только на поддержание сложившихся исторических традиций, но и на внедрение новейших технологий, новых форм обучения, дидактического обеспечения, на обеспечение взаимодействия социальных структур села. Если прежде упор делался на расширение знаний и информированности молодежи, то сегодня главным становится формирование умений и способностей учиться и изменять жизнь в лучшую сторону. А это значит, что инновационный процесс не может не включать обновления методов, создания и использования креативных технологий. Инновационная настроенность педагогов, руководителей Домов культуры и клубов лишь на изменение содержания и объема проводимых мероприятий не дает желаемого результата.
Необходимо совершить поворот всего процесса социально-культурного развития молодежи в сельской местности к творческой активности, коммуникативности, нравственной ответственности.
Примечания
1. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
2. Ариарский М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. - 2-е изд., испр. и доп. - СПБ.: ЭТО, 2001.
3. Бакланова Т. И. Народная художественная культура: [программа курса для аспирантов и соискателей] / Т. И. Бакланова. - М.: МГУКИ, 2003. - 26 с.
4. Беседа с депутатом Липецкого областного Совета А. А. Архиповым. Липецкая обл. Грязинский р-н, пос. Карамышево. 7 июля 2009 г.
5. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: [учебник для студентов вузов культуры и искусств] / А. Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2007.
6. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры: [учебное пособие] / Л. С. Жаркова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003.
7. Мареев С. Н. История философии (общий курс) / С. Н. Мареев, Е. В. Мареев.
- М.: Академический проект, 2004. - 880 с.
8. Общие основы педагогики: [учебник] / под ред. Л. П. Крившенко. - М., 2008.
9. Стрельцов Ю. А. Развитие теоретических основ просветительной деятельности советского клуба / Ю. А. Стрельцов. - М., 1990.
ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (35) 2010 г.
10. Чижиков В. М. Диалектика взаимодействия социокультурных систем города и села / В. М. Чижиков. - М., 1999. - 240 с.
11. Ярошенко Н. Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности: дис. ... доктора педагогических наук / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2000. - 414 с.
И. В. Хомякова
«СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ» РЕГИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА: ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматривается дизайн в проблемном поле экологии культуры. По мнению автора, экокультурный потенциал дизайна выражен в ориентации на этнокультурную идентичность. Одной из форм данного процесса является использование «символического капитала» региональных этнокультурных традиций. К ним автор относит обращение к символике народного орнамента, которая аккумулирует ценностные установки, знания о мире человека традиционной этнической культуры и транслирует их в современную практику регионального дизайна. Данный процесс помогает не только сберегать этнокультурные традиции соответствующих регионов, но и обогащать априорными смыслами проектирование среды, ориентированной на человека. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, экология культуры, дизайн, «символический капитал», этнокультурная идентичность, этнокультурные традиции, региональный дизайн, символика народного орнамента.
The paper describes about design in the troubled field of ecology of culture. According to the author, eco-cultural potential of the design expressed in the orientation to ethno-cultural identity. One of the forms of this process is the use of the "symbolic capital" of regional ethnic and cultural traditions. To these the author considers an appeal to the symbols of the national symbolism of the ornament, which accumulates the values, knowledge about the human world of the traditional ethnic culture and translates them into the modern practice of the regional design. This process helps not only to save their ethnic and cultural traditions of the regions, but also to enrich the senses of a priori design of the environment, human-oriented. Keywords: socio-cultural activity, ecology of culture, design, «symbolic capital», ethno-cultural identity, ethno-cultural traditions, a regional design, symbols of national ornament.
Процессы унификации культурных ценностей, утраты традиций своим следствием могут иметь нарушение экологической гармонии в природе. В связи с этим защита общечеловеческих ценностей приобретает первостепенное значение. Одной из сфер взаимоадаптации природы и культуры является дизайн, в котором материализуется культурное измерение истории.
Экология культуры как наука призвана исследовать культурную среду обитания человека, условия ее формирования, а также воздействие на человека. Постепенно приходит понимание необходимости учета проблем экологии культуры при проектировании пространства, в котором живет человек. Дизайн, представляя собой конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты, реализует потребность в гармонизации отношений человека с окружающей его средой. Экологическое движение привело к осознанию первичности хранительно-спасающего и причастного отношения к ресурсам природы.
Этнос также является явлением природы. Культура и среда обладают особой функцией сохранения и развития этнокультурной идентичности. Сохранение этой функции становится проблемой и современного дизайна, при этом этнос понимается как обитатель среды и носитель культурных традиций, а культура - как один из антропогенных ландшафтов его обитания.