К 190-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. Я. СТОЮНИНА
УДК 37.013
С. В. Иванова
Член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор, директор Института стратегии развития образования РАО
Svetlana S. Ivanova Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Philosophy, professor, Direc tor of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education.
E-mail: isv2005@list.ru
Современность и своевременность идей В. Я. Стоюнина
Предоставляется информация по поводу 190-летия со дня рождения известного ученого-педагога, просветителя, филолога, публициста, учителя В. Я. Стоюнина. Даты жизни Владимира Яковлевича Стоюнина:
16 (28) декабря 1826г. - 4 (16) ноября 1888 г. Родился и умер в г. Санкт-Петербурге, похоронен на Волковом кладбище.
Ключевые слова: В. Я. Стоюнин, выдающийся педагог, просвещение, наследие, современность.
«Просвещенный дядя не тот, у кого невпроворот несвязных понятий или таких, которые составляют одну какую-нибудь профессию, а тот, кто сквозь научные познания развил в себе высшие понятия, которые определяют человеческое существование в отношениях ко всему окружающему, т. е. к природе и к обществу. Просвещением вызываются присущие человеку стремления к истине, правде, добру и изящному и сами им поддерживаются. Следственно, с просвещением соединяются все сферы деятельности: и ученого, и администратора, и судьи, и медика, и филантропа, независимо от тех специальных познаний, которые им нужны для деятельности».
В. Я. Стоюнин
Сказано более полутора веков назад, а как будто - сегодня. И так практически во всех своих идеях Стоюнин удивительно современен. В связи с этим важно отметить некую странность: многие годы творчество Стоюнина не привлекало к себе должного внимания. Как полагает М. В. Богуславский, спланированное замалчивание имени
Как цитировать статью: Иванова С. В. Современность и своевременность идей В. Я. Стоюнина // Ценности и смыслы. 2017. № 1 (47). С.166-169.
и идей этого выдающегося педагога-просветителя в советское, пронизанное пролетарской идеологией время связано с переменой его взглядов с либерально-демократических на консервативные в 80-е годы XIX века. «Новая принципиальная позиция В. Я. Стоюнина рельефно проявилась в программной статье с многозначительным названием «Педагогические вопросы. Где же гнездилось наше зло» (1875 г.).
Симптоматично, что данная статья предусмотрительно никогда не переиздавалась в советское время, поскольку в ней В. Я. Стоюнин характеризовал революционные выступления молодежи как «достаточно серьезные правонарушения, имеющие причины в общественных процессах», а используемые средства - «отрицательными и разрушительными». В противовес В. Я. Стоюнин предлагал действовать «улучшением законов и посильным мирным участием граждан в преобразовании общества». Впрочем, и здесь он оставался верным своим идеалам, предлагая судить молодежь не уголовным, а «педагогическим судом» [1]. Это изменение во взглядах было связано с разрастанием радикальных революционных идей и террористическими актами со стороны народно-освободительных движений. В. Я. Стоюнин категорически не принимал насилия и террора.
Жизнь Стоюнина была непростой, но его книги и статьи активно издавались, зато после смерти его наследие мало публиковалось и оказалось недостаточно изученным.
Наследие В. Я. Стоюнина не должно оставаться невостребованным. Почему? Ответ на этот простой вопрос дается одним словом, сказанным выше - «современен». Внимание следует обратить на разнообразие наследия по проблематике и содержанию.
Прежде всего, надо сказать о педагогических работах В. Я. Стоюнина, созданных, в основном, в жанре «мыслей», «заметок»: «Мысли о наших гимназиях», «Мысли о наших экзаменах», «Заметки о русской школе», «О воскресных школах» и др. Почти все они были объединены в труд «Педагогические сочинения» (СПб. : тип. Уч-ща глухонемых, 1892 г. - 650 с.) [3], изданный, как видим, уже после смерти педагога. Удивительно, что последнее переиздание было осуществлено через 99 лет, к 165-летию со дня рождения В. Я. Стоюнина в 1991 году в г. Москве [4].
Значительную часть наследия В.Я. Стоюнина составляют труды по словесности. В числе основных: «Высший курс русской грамматики»
(СПб., 1852); «Высший вектор движения грамматики» (1-е издание в 1855 г., 3-е издание в 1876 г.); «О преподавании русской литературы» (в СПб, тип. Г. Ф. Мюллера, с 1864 г. по 1898 г. выпущено 5 изданий 435-страничной книги); «Руководство для исторического изучения русской литературы», («Руководство для исторического изучения замечательнейших произведений русской литературы. До новейшего периода») (СПб., с 1869 г. по 1879 г. - за 10 лет выпущено пять изданий); «Руководство для теоретического изучения литературы» (в течение 1870-1879 гг. выдержало шесть изданий; в 1879 г. «Руководство» было дополнено «Хрестоматией»); «Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам русским и иностранным» (выпущено впервые в СПб., тип. Э. Праца, в 1869 г., а 8-е издание - в 1910 г.); «Русский синтаксис» (1871 г.); «Русская классная хрестоматия для низших классов» выходила с «Руководством для преподавателей» (в 1876-1893 годах вышло три издания хрестоматии и два издания «Руководства»); «Исторические сочинения». Ч. 1-2. (СПб., 1880-1881 гг.) [6].
Особняком в творчестве Стоюнина стоят статьи о Пушкине, Шишкове, Княжнине, Кольцове, Сумарокове и мн. др. Литературные статьи и театральные рецензии В.Я.Стоюнина публиковались в десятке известных журналов («Вестник Европы», «Библиотека для чтения», «Исторический вестник», «Сын Отечества», «Музыкальный и театральный вестник», «Порядок» и др.) на протяжении почти тридцати пяти лет, а в журнале «Русский мир» В. Я. Стоюнин в 1859-1860 годах был редактором. Литературно-критическую и публицистическую деятельность Стоюнин начал еще в студенческие годы и мечтал о писательстве как основном деле своей жизни. Однако известно, что под влиянием любимого педагога по русской словесности А. С. Власова и сложных жизненных обстоятельств (отец разорился, и Стоюнин стал кормильцем семьи) Владимир Яковлевич остановился на педагогической работе. На это решение повлияло и развитие педагогической мысли в России. Стоюнину были хорошо известны педагогические статьи К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова [6].
Сложно ответить на вопрос, почему и сегодня к творческому наследию Владимира Яковлевича и к его практическому опыту мало обращаются ученые и практики в области образования. Определенное внимание к его жизни и творчеству проявлялось только в первые годы
после его смерти. Не буду перечислять всех авторов, однако хотелось бы не оставить без упоминания великолепную статью Б. Б. Глинского в «Историческом вестнике», основанную на фактографических материалах, которые были предоставлены Марией Николаевной, супругой В. Я. Стоюнина [2]. Эта статья доступна на многих ресурсах интернета.
Как известно, удостоил В. Я. Стоюнина своим вниманием «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона: статья, посвященная ему, расположена в 82 томе этого 86-томного издания[5].
Начав яркими словами Стоюнина о просвещенности, хочется завершить его же заветом, звучащим как гуманистический призыв: «Только одна любовь наша къ человеку можетъ произвести спасительный пе-реворотъ въ томъ кругу, который такъ позагрязнился отъ невежества и гнетущей нужды - ни строгость, ни преследовашя, ни нака-затя, ничто не подействуетъ... любви, побольше любви къ человеку, а она уже сама скажетъ намъ, что нужно сделать, чтобы спасти его отъ заразы, и сила ея такова, что придуманныя ею средства не останутся лишь одними словами въвиде высказаннаго мнешя, но быстро перейдутъ въдело, въ исполнете, очистятъ зараженный воздухъ и про-изведутъ благодетельную перемену» [6].
Литература
1. Богуславский М.В. Генезис педагогической системы В. Я. Стоюнина // В. Я. Стоюнин - видный отечественный просветитель, ученый-педагог и методист-словесник: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 19 декабря 2016 г. М. : Институт стратегии развития образования РАО, 2016. С. 11-20.
2. Глинский Б.Б. Владимир Яковлевич Стоюнин //«Исторический вестник», 1889, Т.35. №2. С. 413-444. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.rU/g/glinskij_b_b/text_1889_ 8кшшп_оИог1Ъ.8Ь1т1 (дата обращения: 27.01.2017).
3. Стоюнин В.Я. «Педагогические сочинения» СПб.: тип. Уч-ща глухонемых, 1892 г. 650 с.
4. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1991.
5. Тупиков Н. М.Стоюнин, Владимир Яковлевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907.
Список сайтов, с которых получена информация о В.Я. Стоюнине:
6. http://e1ib.gnpbu.ru/sections/0100/stoyunin/
7. http://persones.ru/biography-14484.htm1
8. http://enc.bib1ioc1ub.ru/Termin/1634421
9. http://www.ru1ex.ru/01180534.htm
10. http://sbib1io.com/BIBLIO/content.aspx?dictid=24&wordid=298666
11. https://s1ovar.cc/ist/biografiya/2265059.htm1