Научная статья на тему 'Педагогическая и просветительская деятельность В. Я. Стоюнина (к 190-летию со дня рождения)'

Педагогическая и просветительская деятельность В. Я. Стоюнина (к 190-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
868
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / В. Я. СТОЮНИН / ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ИДЕАЛ ПРОСВЕЩЕННОГО ЧЕЛОВЕКА / RUSSIAN EDUCATION / HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION / V. STOUNIN / PUBLIC-PEDAGOGICAL MOVEMENT / THE IDEAL OF THE ENLIGHTENED MAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткин Анатолий Валерьевич

В. Я. Стоюнин выдающийся отечественный просветитель, общественный деятель и ученый-педагог, один из ярких представителей общественно-педагогического движения 1850-1860-х гг., идеи которого не потеряли своей актуальности и значимости и в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING AND EDUCATION ACTIVITIES OF V. J. STOUNIN (to the 190th birthday anniversary)

V. Y. Stounin outstanding Russian enlightener, public figure and scientist-pedagogue, one of the brightest representatives of social-pedagogical movement of the 1850-1860-ies, whose ideas have not lost their relevance and importance at the present time.

Текст научной работы на тему «Педагогическая и просветительская деятельность В. Я. Стоюнина (к 190-летию со дня рождения)»

п

АМЯТНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

а. в. Уткин

vi

Y!

пед

агогическая и просветительская деятельность в. я. стоюнина (к 190-летию со дня рождения)

УДК 37(092)(091)

ББК 74.03(2)5-8 Стоюнин В .Я.

В. Я. Стоюнин — выдающийся отечественный просветитель, общественный деятель и ученый-педагог, один из ярких представителей общественно-педагогического движения 1850—1860-х гг., идеи которого не потеряли своей актуальности и значимости и в настоящее время.

Ключевые слова: российское образование; история педагогики и образования; В. Я. Стоюнин; общественно-педагогическое движение; идеал просвещенного человека.

A. Utkin

Teaching and education activities

of v. j. stounin (to the 190th birthday anniversary)

V. Y. Stounin — outstanding Russian enlightener, public figure and scientist-pedagogue, one of the brightest representatives of social-pedagogical movement of the 1850—1860- ies, whose ideas have not lost their relevance and importance at the present time.

Key words: Russian education; history of pedagogy and education; V. Stounin; public-pedagogical movement; the ideal of the enlightened man.

Большинство из нас согласно с отпечаток своеобразия общественных

тем, что роль личности в истории (истории человечества, истории государства, истории науки) определяется как минимум двумя факторами. Во-первых, личность всегда несет

условий. Во-вторых, личность тем более значительна, чем больше отражает в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем специфичнее ее черты, чем ярче ее ин-

диви дуальность, определяемая особыми чертами темперамента и характера, своеобразием творческой деятельности, общественной активностью, твердостью взглядов и убеждений.

Такой личностью в истории отечественной науки был Владимир Яковлевич Стоюнин, крупнейший отечественный просветитель XIX века, деятельность которого не укладывается в рамки отдельного научного направления: видный деятель общественно - педагогического движения, яркий представитель Петербургской педагогической школы, крупнейший методист и преподаватель родного языка и словесности, историк педагогики и историк литературы, редактор и публицист.

Владимир Яковлевич Стоюнин родился 16 (28) декабря 1826 года в Петербурге в богатой купеческой семье. Получил среднее образование в училище при церкви Святой Анны, затем закончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1846). Уже на школьной скамье у него обнаружилась склонность к литературным занятиям: он рано начал писать стихи; словесность, история и языки были его любимыми предметами. Володя занимался науками и самостоятельно, посещая часто Публичную библиотеку. Окончив в 1846 г. гимназический курс, мечтая о карьере дипломата, Стоюнин поступил в Петербургский университет «своекоштным студентом на философский факультет, историко-филологическое отделение разряда восточной словесности». «Поступая

на восточный факультет,— пишет он в своих записках — я мечтал о службе в Персии или Турции при нашем посольстве. Служба эта рисовалась мне в привлекательных чертах. Восток манил меня к себе»1.

Однако мечты о Востоке пришлось оставить, — семья его в это время почти разорилась, и для поддержки матери и сестер пришлось искать «немедленного заработка». Окончив университет со степенью кандидата, В. Я. Стоюнин в течение двух лет вынужден был зарабатывать частными уроками и лишь в 1852 г. поступил в 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию старшим учителем русского языка и словесности, в которой преподавал на протяжении почти 20 лет (1852— 1871 гг.).

Начало творческой деятельности В. Я. Стоюнина хронологически совпадает с процессами, развивавшимися в общественно-педагогическом движении 50—60-х годов XIX века. В этот период не было ни одного крупного государственного и общественного деятеля, ни одного философа, ученого, писателя, которые бы в той или иной форме не выразили своего отношения к вопросам народного просвещения, строительству новой народной школы, не сформулировали бы свой воспитательный идеал, не определили бы возможные варианты развития российской системы образования.

Повсеместно развернувшийся поиск способов организации системы всеобщего народного просвещения, адекватной потребностям человека,

1 Большая биографическая энциклопедия, Стоюнин Владимир Яковлевич. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf7enc_biography/116734/

общества и государства, появившаяся возможность практического воплощения прогрессивных педагогических идей, консолидация общественного мнения, генерирующего насущные проблемы образовательной практики, привели к широкому развитию общественно - педагогического движения, в котором приняли активное участие представители различных сословий, профессиональных групп, общественных и политических объединений1. Объединившее либерально-монархические, либерально-буржуазные и демократические силы общества, общественно-педагогическое движение, по мнению П. Ф. Каптерева, признало, что оно «не может более оставаться равнодушным и холодным к педагогическим вопросам, предоставляя их всецело ведению правительства. В постановке, методах и приемах воспитания детей общество усмотрело свои насущные, кровные интересы, которые оно само и должно защищать и оберегать, само разрабатывать»2.

Формами общественно-педагоги-ческого движения стали: педагогическая журналистика; земская деятельность в образовании; педагогические, просветительские организации; участие различных общественно-политических течений в развитии образовательных инициатив; общественная пе-

дагогическая мысль, представленная в работах педагогов-классиков данного периода.

В воспоминаниях В. П. Острогорского, выпускника 3-ей Петербургской гимназии и воспитанника В. Я. Стоюнина представлена эмоционально-ценностная характеристика общественно-педагогического движения 60-х гг.: «Неслыханно широко по захвату, глубоко знаменательно по поставленным вопросам, патриотично, страстно и сердечно по характеру, замечательно по количеству добросовестного и просвещенного труда, положенного в жизни и литературе в дело русской педагогии, было это педагогическое движение»3.

Без всякого сомнения, В. Я. Сто-юнину, имевшему фундаментальное университетское образование, опыт преподавательской деятельности и успешные начинания в публицистике (в 1859 г. он редактировал газету «Русский Мир»), при его аналитических способностях и великолепном владении русским языком и искусством письменной речи было предопределено одно из видных мест в этом движении. Современники обращают внимание на то, с каким живым участием относился В. Я. Стоюнин к различным педагогическим собраниям, комитетам и обществам грамотности,

1 Уткин А. В. Миссия учителя как предмет теоретического осмысления в истории отечественного образования XVIII - нач. XX века : дис. .. .д-ра пед. наук : / Уткин Анатолий Валерьевич ; [Моск. психол.-социал. ун-т]. Москва. 2013. 499 с. гл.4. С. 278-296. (Общественно-педагогическое движение как фактор развития российского учительства в 60-80-е годы).

2 Каптерев П. Ф. История русской педагогии: 2-е изд., пересмотр, и доп. Пг.: Тип. В. Безобразова и К\ 1915. С. 317.

3 Острогорский В. Из истории моего учительства, Как я сделался учителем. (1851-1864 гг.). 2-е изд. СПб.: Издание Н. В. Ельманова, 1914. С. 177.

просветительским кружкам и культурно-просветительным обществам, воскресным школам.

Литературное наследство В. Я. Стоюнина огромно, им написано около 200 книг и статей различной проблематики. Однако их большая часть посвящена педагогическим вопросам и истории народного образования, методике преподавания русской литературы и русской грамматике и литературно-критическим обозрениям.

В аннотированной статье Н. М. Тупиков разделяет литературные труды В. Я. Стоюнина на три группы1:

К первой принадлежат статьи по истории образования в России и по разным общепедагогическим вопросам (вошедшие в сборник «Педагогические сочинения», 1892 г.). Главную особенность их составляет то, что вопросы образования и воспитания рассматриваются в тесной связи с условиями общественной жизни, «на которые автор отзывается чрезвычайно чутко, выступая в качестве педагога-публициста»2.

М. В. Богуславский отмечает, что В. Я. Стоюнин «первым в отечественной педагогике осуществил плодотворный синтез двух стратегических

парадигм общественно-педагогичес-кой мысли 1860-х годов: общечеловеческой Н. И. Пирогова и национально-патриотической К. Д. Ушинского, причем в фарватере общественной деятельности » 3.

Исходным пунктом воззрений Стоюнина является требование, чтобы «школа наша могла назваться национальною». Ярый сторонник «национального образования» указывал на недопустимость однозначного отрицания западной педагогической культуры и на ошибочность «латинобоязни». Именно ему принадлежала блестящая фраза: «Изучать чужие школы полезно, но точно подражать вредно»4.

Назначение школы, в понимании Стоюнина, воспитание прежде всего человека, а не подготовка лиц, которые могли бы занять одну из ступеней табели о рангах.

По мнению В. Я. Стоюнина, образованных, добросовестных, понимающих важность своего назначения учителей объединяет осознание «идеала человека и гражданина, которым они живут сами и к которому стремятся вести своих питомцев»5. Такие учителя развивают в юношах сознание человеческого достоинства, уважение личности как в самом

1 Тупиков. Стоюнин. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами). СПб. 1890-1907. Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/

2 Там же.

3 Богуславский М. В. В. Я. Стоюнин - видный отечественный просветитель, ученый-педа-гог и общественный деятель (к 190-летию со дня рождения) // Психолого-педагогический поиск. 2016. №3 (39). С. 58-70. С. 69.

4 Цит. по: Новиков С. Г. Дискуссии начала XX века в России о патриотическом воспитании молодежи: ретроспективный взгляд // Историко-педагогический журнал. 2013 № 4. С. 207-217. С. 209.

5 Стоюнин В. Я. Мысли о наших гимназиях / Педагогические сочинения. Второе изд. СПб.: Тип М. М. Стасюлевича, 1903. С. 216.

себе, так и в других, чувство гражданина. Общее образование, убежден В. Я. Стоюнин, «может определиться только по идеалу просвещенного человека»1.

Особое внимание В. Я. Стоюнин уделяет развитию в учебных заведениях «воспитательного дела», считая, что одной из причин слабого нравственного влияния на молодежь является потеря идеала педагога. «В русской педагогической сфере, — констатирует В. Я. Стоюнин, — уже давно этот идеал слишком суживался, мельчал, унижался, ограничиваясь одним учительством в самом узком значении этого слова — учить по данной программе с тем, чтобы ученик мог удовлетворительно выдержать обычный экзамен. Идеал педагога был заменен идеалом дидакта»2.

Широкий общественный резонанс вызвали работы В. Я. Стоюнина, в которых, рисуя идеальную школу, Владимир Яковлевич касался вопросов о взаимоотношении семьи и школы; об общем образовании и его отличии от специального; о женском образовании и т. д.

Вторую группу работ В. Я. Стоюнина составляют пособия и руководства для преподавания родного

языка и словесности3. Большинство из них до сих пор не потеряли своей значимости и актуальности. Эти труды в свое время оказали громадное влияние на качественное изменение методики изучения литературы, наполнив ее содержание живым, непосредственным знакомством с ее произведениями, в основе которого лежит историческое изучение литературных произведений, анализ значения творчества писателя для общества своего времени.

Методические идеи Стоюнина базировались на принципе воспитывающего обучения, согласно которому он рассматривал труд ребенка в процессе изучения словесности как важнейшее средство духовно-нравс-твенного формирования личности. Выдвигая в качестве главных целей преподавания словесности развитие мышления и трудовых навыков учащихся, эстетического вкуса, овладение приемами научного анализа, В. Я. Стоюнин впервые представил методику преподавания литературы как целостную систему («О преподавании русской литературы», 1864). В ее основе лежал историко-практичес-кий метод, направленный на усвоение историко-литературных и теоретических знаний в процессе конкретного и

1 Стоюнин В. Я. Заметки о русской школе / Педагогические сочинения. Второе изд. СПб.: Тип М. М. Стасюлевича, 1903. С. 336.

2 Стоюнин В. Я. Где же гнездилось наше зло? / Педагогические сочинения. Третье изд. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1911. С. 377.

2 Прим. автора: «Высший курс грамматики» (1855, изд., 1876), «О преподавании русской

литературы» (1864, 5 изд., 1898), «Руководство для исторического изучения русской лите-

ратуры» (1869,5 изд., 1879); «Руководство для теоретического изучения литературы» (1870,

6 изд., 1879; к нему в 1879 г. издана «Хрестоматия»), «Русский синтаксис» (1871); «Русская классная хрестоматия для низших классов», с «Руководством для преподавателей» (1876; 3-е изд. хрестоматии 1893 г.; 2-е изд. «Руководства», 1889); школьные издания сочинений Фонвизина, Грибоедова, Пушкина.

всестороннего анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. Проблематика произведения связывалась с актуальными вопросами современной жизни1.

В. Я. Стоюнин предложил строить учебные программы по принципу постепенного усложнения содержания и задач литературного анализа, исходя из возрастных возможностей и интересов учащихся. В целях глубокого постижения изучаемых произведений требовал значительного сокращения литературного материала в существовавших программах и пособиях (главным образом за счет древней литературы), преимущественного внимания к произведениям новейшей литературы. Для младших классов методика Стоюнина предусматривала чтение и разбор произведений (по тематическим подборкам), упражнения по выразительному чтению и заучивание наизусть. Изучение истории литературы, основанное на предшествующей исторической и литературной подготовке, относил к старшим классам, где в качестве основного метода преподавания рассматривал аналитическую беседу. Предложив систему письменных работ по литературе для начальной и средней школы, создал новый тип пособий для учителей, которые включали методику, теорию литературы и конкретный критический анализ2.

Третья группа работ посвящена истории литературы. К ним отно-

сятся исследования, представленные в статьях о Пушкине, Шишкове, Кантемире, Княжнине, Сумарокове, Кольцове и др. Кроме того, В. Я. Стоюнин — автор литературных и театральных рецензий и статей самого разнообразного содержания, особенно в журналах и газетах: «Музыкальный и театральный вестник» (1856— 1857), «Русский мир» (1859-1860), «Порядок» (1881—82), «Вестник Европы» (1880—1884) и др.

Литературную деятельность Стоюнин успешно совмещал с активной общественной работой, принимая участие в собраниях, заседаниях, комиссиях, деятельности комитетов грамотности и педагогических собраниях. Однако последний период его жизни, прежде всего, был связан с Санкт-Петербургской частной женской гимназией, которая была открыта в 1881 г. его женой (и бывшей его ученицей) Марией Николаевной Стоюниной. В этой гимназии Стоюнин трудился последние годы своей жизни, был инспектором и преподавателем русского языка и истории, пытаясь на практике осуществить свой заветный идеал широкого, всестороннего образования. Умер Владимир Яковлевич Стоюнин в ночь на 4-е ноября 1888 г., не дожив до первого выпуска учениц из своей гимназии, не увидав, таким образом, конечных результатов своей работы над этим заведением.3

1 Научное наследие. ФГНУ «Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/sections/OlOO/sto5Tmin/

2 Научное наследие. ФГНУ «Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/sections/OlOO/sto5a1nin/

3 Стоюнин Владимир Яковлевич. Режим доступа: http://funeral-spb.narod.ru/necropols/ уоИссткоерЛотЬз/зШуип ¡п/зЬуишп .Ь1т 1

Много позже, 25 октября 1906 года, в день торжественного празднования 25-летнего юбилея со дня основания гимназии М. Н. Стоюниной, заслужившей репутацию одной из лучших женских гимназий, В. Л. Гиппиус дал короткую характеристику В. Я. Стоюнину — педагог-общественник. «Идея общественной школы, школы

Список

1. Богуславский, М. В. В. Я. Сто-юнин — видный отечественный просветитель, ученый-педагог и общественный деятель (к 190-летию со дня рождения) / М. В. Богуславский / / Психолого-педагогический поиск. — 2016. — №3 (39).

- С. 58-70.

2. Большая биографическая энциклопедия. Стоюнин Владимир Яковлевич. Режим доступа: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc_biography/116734/.

3. Гиппиус, В. Л. Педагогические идеи Стоюнина в истории нашего общества / В. А. Гиппиус // Русская школа.

- 1906. - № 11. - С. 87-97.

4. Каптерев, П. Ф. История русской педагогии: 2-е изд., пересмотр, и доп / П. Ф. Каптерев. — Пг.: Тип. В. Безобразова

и К0,1915. - 716 с.

5. Научное наследие. Стоюнин. ФГНУ «Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/ sections/0100/stoyunin /

6. Новиков, С. Г. Дискуссии начала XX века в России о патриотическом воспитании молодежи: ретроспективный взгляд / С. Г. Новиков // Историко-педагогический журнал. — 2013 — № 4.

- С. 207-217.

7. Острогорский, В. Из истории моего учительства, Как я сделался учителем. (1851—1864 гг.). 2-е изд. / В. Острогорский — СПб. : Издание Н. В. Ельманова, 1914. — 178 с.

как продукта общественного организма, не неподвижной, а развивающейся вместе со своим целым и по мере его развития, пока живет организм, идея воспитания человека-гражданина, члена своего общества — вот исходная точка рассуждений Стоюнина», — отметил оратор1.

литературы

8. Стоюнин Владимир Яковлевич. Режим доступа: http://funeral-spb. narod.ru / necropols / volkovskoep / tombs / stoyunin/stoyunin.html

9. Стоюнин, В. Я. Где же гнездилось наше зло? / В. Я. Стоюнин // Педагогические сочинения. Третье изд.

- СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1911.

- 488 с.

10. Стоюнин, В. Я. Заметки о русской школе / В. Я. Стоюнин // Педагогические сочинения. Второе изд.— СПб.: Тип М. М. Стасюлевича, 1903.

- 528 с.

11. Стоюнин, В. Я. Мысли о наших гимназиях / В. Я. Стоюнин // Педагогические сочинения. Второе изд.

- СПб.: Тип М. М. Стасюлевича, 1903.

- 528 с.

12. Тупиков, Н.. Стоюнин. / Н. Тупиков. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами). -СПб. 1890-1907. Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/.

13. Уткин, А. В. Миссия учителя как предмет теоретического осмысления в истории отечественного образования XVIII

- нач. XX века : дис. ...д-ра пед. наук : / Уткин Анатолий Валерьевич ; [Моск. психол.-социал. ун-т]. — Москва. 2013.

- 499 с. - гл. 4. - С. 278-296. (Об-

щественно-педагогическое движение как фактор развития российского учительства в 60-80-е годы).

2 Гиппиус В. Л. Педагогические идеи Стоюнина в истории нашего общества // Русская школа. 1906. № 11. С. 87-97. С. 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.