А. С. Шишкова
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
СОВРЕМЕННОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИО В РОССИИ: СПЕЦИФИКА КОНТЕНТА И МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАДИО «ДИКТУМ» ЧЕЛГУ, РАДИО «ПГУ» И РАДИО «RADI-ON» ТВГТУ)
Студенческое радио организуется на вузовских площадках и действует не в коммерческих интересах. В связи со специфичностью аудитории и типа вещания, данный вид радио как нельзя лучше должен соответствовать молодёжным трендам и тенденциям. В даннойработе определены основные тематические направления контента наиболее успешных российских университетских радиостанций и предложены методы их продвижения, а также разработана авторская концепция развития студенческого радио.
Ключевые слова: отечественное радиовещание, студенческое радио, учебное радио, типология, содержательно-тематические направления, контент, продвижение, концепция развития.
В данной статье мы провели сравнительный анализ типологии, контента и продвижения трех студенческих радиостанций («Диктум» ЧелГУ, «ПГУ» Пермского университета, «RADI-ON» Тверского технического университета).
Для начала рассмотрим общие исторические и типологические характеристики. Наиболее приближенным по формату вещания к современному виду студенческих радиостанций было радио «Юность», (сейчас - <^FM»), вещавшее во времена СССР на частоте 68,84. МГц (дата начала вещания: 16 октября 1962 года). Вещательный центр находился в Москве, что позволяло «Юности» входить в состав Всероссийской государственной телерадиокомпании. В 2014 году радио прекратило свое эфирное вещание, но продолжило транслирование эфира на официальном сайте до 1 апреля 2015 года [10].
Однако первопроходцами студенческого радиовещания стали зарубежные страны. В США основным представителем студенческого радио служило колледж-радио (англ. сатрш radio) [1. С. 4]. Это разновидность комьюнити-радио (англ. community radio): работает на удовлетворение интересов и запросов определенной аудитории. Феномен возник в США в 1960-е годы. Управление колледж-радио целиком и полностью лежит на плечах студентов [5. С. 105].
С наступлением XXI века у студенческого вещания появилось больше перспектив за счет укрепления финансовых возможностей, возникновения грантовых фондов и появления новой, усовершенствованной техники. К тому же, именно сейчас можно перевести вещание на интернет-платформу, что уменьшает финансовые затраты и позволяет вещать на большую аудиторию [3. С. 285].
В наши дни университетские СМИ являются своеобразными проводниками в студенческой жизни. Сегодня они стали синонимами креатива, поиска, творчества, экспериментальности. Однако не стоит забывать, что и в среде студенческих СМИ существует конкуренция, поэтому, как и на реальном медиарынке, популярность той или иной радиостанции, количество слушателей определяются в значительной степени контентом, его качеством, жанрово-тематическим разнообразием, стилистикой звукового оформления и соответствием либо несоответствием этих параметров потребностям целевой аудитории [6].
Можно выделить четыре вида радио по типу вещания:
1. Информационное (разговорное)
2. Музыкально-информационное (60-70% музыки)
3. Информационно-музыкальное (60-70% информации)
4. Музыкальное
Исходя из платформы вещания, можно разделить студенческие радиостанции на три типа [9. С. 4]:
1. Проводное радио (вещание в стенах вуза / факультета)
2. Интернет-радио
3. Смешанный тип [8].
Часть студенческих радиостанций также являются учебными - они организованы с целью подготовки журналистов по специализации «радиовещание».
Если говорить о контенте, то студенческие станции преимущественно посвящают программы новостям о жизни учебного заведения, молодежным проблемам, музыке. Администрация вузов в свою очередь заинтересована, чтобы молодые журналисты больше рассказывали о достижениях вуза, создавали его положительный имидж [2].
Обратимся к исследованиям А. А. Шереля. Он выделяет три относительно устойчивые группы жанров радиожурналистики.
• Информационные: радиосообщение (заметка), интервью, репортаж, радиоотчет, обзор печати.
• Аналитические: корреспонденция, комментарий, беседа, обозрение.
• Документально-художественные (иногда их называют художественно-публицистическими): радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, доку-драма и радиокомпозиция [7. С. 68].
Для удобства мы, опираясь на исследования А. В. Колесниковой, определили несколько содержательно-тематических направлений, являющихся базовыми для функционирования университетского радио [4]:
1. Новости и события университета и города;
2. Учебная и научная деятельность;
3. Творческая реализация студентов;
4. Культурно-просветительский контент;
5. Развлекательно-познавательный контент.
Радио «ПГУ» Пермского государственного университета
История радиостанции началась 30 апреля 1950-го года - именно в этот день вышла в эфир первая радиопередача. У радио ПГУ есть сайт и группа в социальной сети «ВКонтакте», на сегодняшний день она насчитывает 1426 подписчиков. На сайте содержится история радио, информация о команде редакции и перечень достижений. Логотип достаточно старый, но в ближайшее время ожидается его ребрендинг, а также модернизация сайта.
По формату вещания - это музыкально-информационная радиостанция смешанного типа (за счёт того, что информация, в основном, выходит в эфир на переменах, а в остальное время студенты могут послушать музыку в Интернете). Итак, рассмотрим самые популярные передачи:
• Прямой эфир
• «Food Versus». Программа, сделанная по типу популярного шоу «Versus Battle». В каждом выпуске ведущие устраивают «кулинарную битву».
• Вадемекум (с латинского «vade mecum» - карманный справочник). Интересные факты о городах Пермского края.
• Лексикон студента. Объяснение сложных понятий. Например, слово «аутентичность».
Интересно, что помимо записей эфиров, интервью и программ, в группе публикуются видеозаписи: репортажи с экскурсий (например, ролик о походе в офис «Яндекса»), клипы о ведущих, обучающие ролики в сфере журналистики, рекламы и пиара (например, «Как сделать идеальный пост»).
Нередко ведущие снимают «вайны» (wine) - видеоролики от двух до двадцати секунд. Так они показывают себя, что работает на их персональный имидж, и в легкой, непринужденной манере сообщают какую-либо информацию, что работает на имидж радиостанции. Это могут быть поздравления, «приветы» в прямом эфире или информация о предстоящем мероприятии. Такой контент быстро и активно воспринимается пользователями сетей, нежели многоуровневые тексты и длинные интервью.
Одной из удачных форм обратной связи в группе радио «ПГУ» являются обсуждения. Например, постоянно обновляется тема музыкальных заявок. На данный момент беседа насчитывает свыше четырехсот сообщений.
Радио «RADI-ON» Тверского политехнического университета
Радиостанция ТвГТУ - это часть медиахолдинга вуза. На территории работает молодежная кросс-медийная редакция «MЕDIА-ON», в состав которой входят: журнал «CTADH-ON», веб-телевидение «TV-ON», онлайн-радио «RADI-ON», фотопроект «FOTON».
Радиостанция появилась в конце 2012 года. Поначалу передачи выходили в эфир в записи, сейчас же большинство программ транслируются в прямом эфире.
Логотип «RADI-ON» современный и качественный. Детали и цветовые решения постоянно обновляются. У радиостанции есть сайт, с помощью которого и осуществляется Интернет-вещание, и группа в социальной сети «Вконтакте». Количество участников составляет 3836 человек.
«RADI-ON» - музыкально-информационная радиостанция, вещающая через Интернет. Программы и музыку можно послушать на официальном сайте, а также через приложение App Store для Iphone.
По большей части в эфир выходят разговорные и информационные выпуски. Остальное время на радио звучит музыка. Рассмотрим основные программы (длительность каждого выпуска - 60 минут):
• Твоё посвящение. Информация о предстоящих концертах, пост-релизы и интервью с участниками, организаторами и зрителями.
• У аппарата. Беседа ведущих в прямом эфире: новости, музыка, общение.
• Игровые новости / «Pro games». Свежие новости из мира компьютерных игр.
• «Geekтроник». Об играх, мультипликациях и комиксах.
Поиск новых журналистов основатели радио производили, распространяя информацию о проекте в приёмной комиссии и на сентябрьской ярмарке Политеха. Сейчас слушатели связываются с редакцией через социальные сети, пишут комментарии на сайте Ask.fm (сайт, на котором пользователи могут задавать анонимные вопросы), предлагают идеи, как улучшить эфир.
Интересны также авторские обложки, индивидуально разработанные специально для каждой программы. Они привлекают внимание и коротко рассказывают о передачах, выходящих в эфир. Заставкой сопровождается каждый информационный пост, что позволяет визуально разграничить рубрики.
Радио «Диктум» Челябинского государственного университета
История радио «Диктум» факультета журналистики ЧелГУ началась в 2003 году. Первый эфир прошел в феврале 2004 года. После этого раз в неделю - по пятницам -выходила получасовая программа, собранная из нескольких фрагментов.
В 2008 и 2009 годах корреспонденты радио «Диктум» становились лауреатами Международного фестиваля студенческих и школьных СМИ «ЖираСМИк», в 2011
финалистами Всероссийского конкурса «Вместе радио», а в 2016 вошли в тройку победителей Всероссийского конкурса молодых журналистов «МедиаВЫЗОВ». У радиостанции есть сайт, который на сегодняшний день не используется.
В 2017 году учебное радио студенты преобразовали в площадку для обмена мнениями и формирования корпоративного имиджа. В январе 2018 года у радио появилась группа в социальной сети «Вконтакте». На сегодняшний день в ней 101 участник. Так же совсем недавно был разработан новый, усовершенствованный логотип.
«Диктум» - музыкально-информационное радио. Его можно отнести к проводному и подкастинговому, так как онлайн-вещание отсутствует, и практикуется только публикация в соцсетях выпущенных в эфир программ.
Радио «Диктум», как принято считать, всегда являлось учебной радиостанцией - оно работало в рамках учебной деятельности факультета журналистики. Так, например, в 2016 году под руководством педагогов студенты осуществляли еженедельное вещание по определенному плану. Сейчас радио «Диктум» является не только учебным ресурсом, но и официальным СМИ факультета. Рассмотрим программы, входящие в план-сетку радио:
• На волне. Прямой эфир: беседа, музыка, гороскоп, интервью и т.д.
• Новости
• Батл (студенты VS преподаватели). Ведущий задает спорный вопрос, и далее представляется подборка комментариев от студентов и преподавателей.
• Знакомьтесь, первокурсник. Программа о первокурсниках в формате интервью.
• Хит-парад. Подборки лучших музыкальных композиций на основе онлайн-голосований в группе.
Так же, в декабре, в связи с тридцатилетием журналистского образования на Южном Урале, на радио «Диктум» была введена новая, специальная рубрика «Журфак - 30 лет вместе». Ведущими были подготовлены факты о журналистике и эксклюзивные интервью с преподавателями факультета.
Наиболее популярны в последнее время стали развлекательные подкасты. Таким образом, на волнах радио «Диктум» появились:
• РецензентГМ. Информационно-развлекательная программа с использованием игровых моментов.
• Тайный занавес. В каждом выпуске зашифрован фильм, отгадать который должны зрители.
Также на радио появились и тут же обрели популярность развлекательные авторские программы:
• Кто хочет стать журнальером? Ведущий задает гостю программы несколько вопросов, связанных с журналистикой. Есть подсказки. Например, помощь деканата.
• Музыкальная эволюция. Программа про историю музыки.
• Герой дня. Цель - отгадать имя таинственного героя программы. Как правило, это вымышленный персонаж литературы и кино.
Основным инструментом продвижения является появившаяся недавно группа в социальной сети «ВКонтакте». В ней публикуются информационные и развлекательные посты: Музыкальные подборки, Советы радиоведущему, Программы, подготовленные студентами журфака, Голосования за лучшую музыкальную композицию и Радио-мемы.
Мемы как нельзя лучше отражают тренды. Поэтому использование мемов на темы, связанные с радио, позволяет набирать под записями больше «лайков» и укрепляет статус радио как современное молодёжное медиа
Основные положения концепции развития радио «Диктум» ЧелГУ:
Тип радиовещания станции оставляем музыкально-информационный (60 % эфира -музыка, 40 % - информация). Это обусловлено тем, что радио «Диктум» направлено не только на практическую реализацию полученных на занятиях навыков, но и на
информирование и развлечение студентов. Формат вещания - CHR (Contemporary Hit Radio). Субформат - «Rhythmic» (наиболее популярный формат в студенческой среде -преобладание ритмичных танцевальных композиций).
1. Установленное время вещания (4 дня в неделю по 3 эфира)
2. Переход на прямые эфиры. Данный опыт мы планируем перенять у радиостанции «RADI-ON». Однако если эфиры радио «RADI-ON» длятся около часа, то эфиры радио «Диктум» - не более 10-ти минут (обычная перемена).
3. Усовершенствование визуального сопровождения радиопрограмм (создание единого стиля, плашек, обложек для программ).
4. Формирование списка передач, выходящих в эфир.
а) «На волне» (беседа ведущих и новости)
б) «Кто хочет стать журнальером?»
в) «Герой дня»
г) «Рецензентам»
д) «Батл: студенты VS преподаватели»
е) «Хит-парад»
5. Систематическая публикация прямых эфиров, рекламы, джинглов, программ и музыкальных подборок в группе «Вконтакте».
6. Взаимодействие с университетскими организациями и проектами. На данный момент радио «Диктум» является официальным СМИ факультета журналистики ЧелГУ и информационным партнером университетского проекта «Гость в мешке». Важно налаживать сотрудничество и с другими объединениями для освещения всех сфер жизни активной молодежи.
Таким образом, в результате проведенного исследования, были выявлены общие черты, присущие студенческим радиостанциям: во многом совпадают форматы и формы вещания, тематическая направленность контента. Несмотря на то, что история студенческого вещания невелика, оно уже успело добиться определенных высот. Сравнительный анализ трех станций позволил выявить наиболее успешные формы визуализации аудиоконтента и методы продвижения в социальных сетях, на основе которых нами была разработана собственная стратегия развития университетского радио.
Список литературы
1. Алапанова, Э. Н. Концепция развития студенческой студии «Радио ЮУрГУ» [Текст] / Э. Н. Алапанова. - Челябинск, 2009. - 19 с.
2. Быкова, М. В. Образовательные возможности современного университетского радио и проблемы их реализации [Электронный ресурс] /
М. В. Быкова. - URL: https://cyberleninka.rU/article/v/obrazovatelnyevozmozhnosti sovremennogo-universitetskogo-radio-i-problemy-ih-realizatsii (дата обращения: 25.03.2018).
3. Колесникова, А. В. Особенности студенческого радио как типа СМИ [Текст] / А. В. Колесникова // Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения: тезисы межвузовской научно-практической конференции. - СПб. : Роза мира, 2010. - С. 285-286.
4. Колесникова, А. В. Типологическая характеристика современного студенческого радиовещания [Электронный ресурс] / А. В. Колесникова. - URL: http://jf.spbu.ru/upload/ filesfile_1357739240_0514.pdf (дата обращения: 26.02.2018).
5. Колодкин, В. А. Радио в Интернете [Текст] / В. А. Колодкин // Вестн. ВГУ - Сер. Филология. Журналистика. - 2004. - № 1. - С. 103-110.
6. Морозова, А. А. Региональные медиобразовательные проекты в сфере радиовещания: особенности контента (на примере Челябинской области
[Электронный ресурс]. - URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/3879/2/urgu0923s.pdf (дата обращения: 04.03.2018).
7. Раскатова, Е. Р. Типологический анализ современного российского Радиовещания [Текст] / Е. Р. Раскатова. - URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstr eam/123456789/264/1/1%20 135%2010%20Раскатова%20%20Тип%20анализ%20современного%20радиовещания %20yn.pdf (дата обращения: 04.03.2018).
8. Чуваткина, Д. М. Особенности размещения студенческих радиостанций в сети Интернет [Текст] / Д. М. Чуваткина. - Медиасреда. - 2010. - С. 90-95.
9. Шерель, А. А. Радиожурналистика: учебное пособие [Текст] / А. А. Шерель. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 480 с.
10. ЮFM. Радиопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.radiopedia.wikia.com/ wiki/%D0%AEFM (дата обращения: 29.03.2018).
Шишкова Анастасия Сергеевна - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета, редактор радио «Диктум» факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Электронная почта: [email protected]
Научный руководитель: Анна Аркадьевна Журавлева - кандид. филол. наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
Электронная почта: [email protected]