Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИО "ДИКТУМ" ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ ЧЕЛГУ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ: КОНТЕНТ, АУДИТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ВЕКТОР РАЗВИТИЯ'

СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИО "ДИКТУМ" ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ ЧЕЛГУ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ: КОНТЕНТ, АУДИТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ВЕКТОР РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ СМИ / СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИО / ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ ВОВЛЕЧЕННОСТИ / РАДИО ДИКТУМ / ВКОНТАКТЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гречко Анна Андреевна

В данной статье рассматривается жанрово-тематический профиль вещания радио Диктум ВКонтакте и проводится аудиторный анализ сообщества, сравнивается эффективность ведения паблика на разных временных отрезках, с помощью показателя ER - коэффициента вовлеченности в социальных сетях - определяются наиболее рейтинговые программы и посты Диктума, а также отслеживается динамика ER, отражающая уровень взаимодействия аудитории с программами и публикациями. Материалом исследования послужил контент группы радио Диктум в социальной сети ВКонтакте за 2018-2021гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гречко Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИО "ДИКТУМ" ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ ЧЕЛГУ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ: КОНТЕНТ, АУДИТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ВЕКТОР РАЗВИТИЯ»

DOI: 10.47475/2070-0717-2021-10201

А. А. Журавлева А. А. Гречко

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИО «ДИКТУМ» ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ ЧЕЛГУ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ: КОНТЕНТ, АУДИТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ,

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

В данной статье рассматривается жанрово-тематический профиль вещания радио Диктум ВКонтакте и проводится аудиторный анализ сообщества, сравнивается эффективность ведения паблика на разных временных отрезках, с помощью показателя ER - коэффициента вовлеченности в социальных сетях - определяются наиболее рейтинговые программы и посты Диктума, а также отслеживается динамика ER, отражающая уровень взаимодействия аудитории с программами и публикациями. Материалом исследования послужил контент группы радио Диктум в социальной сети ВКонтакте за 2018-2021гг.

Ключевые слова: учебные СМИ, студенческое радио, интернет-аудитория, коэффициент вовлеченности, Радио Диктум, ВКонтакте.

В 2018 году проводное радио «Диктум» факультета журналистики ЧелГУ обзавелось собственной страничкой в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/radiodictum. В данной статье мы не будем подробно рассматривать период становления данной группы - первый год ее работы, т. к. в это время шел процесс привлечения аудитории в группу, который продолжается и сегодня, студенты (вместе с преподавателями) искали стиль ведения группы, меняли наполнение, много экспериментировали. Наиболее же подробно будет проанализирован более поздний период в развитии группы Диктума -2019-2021 годы.

Публикаций, посвященных студенческому радиовещанию, достаточно много, и, большая их часть имеет практический уклон и посвящена различным аспектам работы такого радиовещания, а также некоторым теоретическим вопросам: процессам подачи информации и созданию материалов на «Первом студенческом радио» Кубанского госуниверситета [2] и ведению групп этой радиостанции в социальных сетях ВКонтакте и Instagram [7]; специфике, формату, работе с аудиторией и спецпроектам радиостанции «Планета Радио» Алтайского госуниверситета [3]; авторской программе на радио «Диктум» Челябинского госуниверситета [8]; основным типологическим характеристикам студенческого радиовещания на современном этапе [9]; медиаобразовательному аспекту студенческого радиовещания [10]; особенностям формата [11]; специфике контента и методам продвижения отечественных студенческих радиостанций [12] и др. Статьи последних лет обращены к теме радиовещания в новой технологической среде - на платформах социальных сетей [4; 7]. Следует отметить, что многие исследования по проблемам студенческого и учебного радиовещания проводят именно студенты, нередко в соавторстве со своими научными руководителями [3; 4; 5].

Аудитория учебного радио «Диктум» - это, прежде всего, студенты очного и заочного отделений факультета журналистики ЧелГУ в возрасте 18-24 лет (около 67%), которые готовят радиопередачи в разных жанрах и слушают материалы одногруппников, других студентов журфака, а также собственные программы. В настоящее время количество подписчиков - 210 человек.

Важнейшими демографическими параметрами являются возраст и пол аудитории [1]. На рис. 1 приведены данные (пол, возраст) аудитории Диктума ВК за последний месяц (10.10.-10.11.2021), согласно которым женщины составляют 76%, мужчины - 24%. Наибольший процент мужской аудитории находится на следующие две возрастные группы: 18-21 (мужчин более 8%) и 21-24 (мужчин более 6%). Максимальная часть женской аудитории также сосредоточена в возрастной группе 18-21 (студенты бакалавриата).

Рис. 1. Данные о поле и возрасте аудитории группы Диктума ВК за последний месяц

Насколько функционирование группы и активность аудитории связаны с началом учебного года и выполнением творческих заданий в рамках различных курсов («Основы конвергентной журналисткой деятельности», «Аудитория радио» (заочное отделение), «Современное российское радиовещание», «Жанры и форматы радиовещания» и др.) демонстрируют следующие статистические данные (период: 10.10. - 10.11.2021):

Посещаемость: среднее количество уникальных посетителей за сутки - 13 человек в день (6,2%); уникальных посетителей за месяц - 271 (прирост 117 %); новых подписчиков -16 (убыль 6%); общее количество просмотров - 636 (прирост 102%).

Рост охвата аудитории в осенние месяцы коррелирует с наступлением нового учебного семестра и систематическим размещением радиоконтента в группе - выпусков новостей, интервью и других программ, подготовленных студентами. В начале сентября 2021 года полный охват аудитории составлял 575 человек, в конце сентября - 941 человек; в конце октября - 971 человек; в середине ноября он достиг более 1250 человек (см. Рис. 2).

География аудитории группы Диктума, несмотря на предсказуемость, все же не совсем однородна. Если посмотреть данные статистики за весь период существования Диктума ВКонтакте, то географический аудиторный срез выглядит следующим образом: Россия (97,95%), Казахстан (0,84%), Беларусь (0,22%), Украина (0,22%), Италия (0,08%) и другие (0,69%). Интересно, что в секторе «другие» присутствуют также Китай, США, Канада, Германия.

Аудиторное распределение по городам за весь период: 1 место - Челябинск (69,65%), 2 место - Москва (2,57%), 3 место - Шадринск (2,25%); далее расположились Екатеринбург (1,75%), Касли (1,41%) и другие города (22,36%).

Рис. 2. Охват аудитории группы Диктума за сентябрь-ноябрь 2021 года

На Рис. 3 представлены страны, из которых идет обращение к контенту данной группы за последний месяц: Россия (98,40%), Казахстан (0,60%), Чехия (0,14%) Беларусь (0,14%), Великобритания (0,09%) и др. Аудиторная география городов следующая: Челябинск (66,35%), Касли (4,79%), Москва (3,04%), Шадринск (2,74%), Копейск (2,01%) и другие города (21,08%). В секторе «другие» фигурируют такие города, как Санкт-Петербург, Селезян и др.

Эти данные позволяют нам наглядно убедиться в том, что Интернет позволяет расширить географию и границы вещания любой радиостанции, даже если это небольшое учебное радио отдельно взятого факультета журналистики (см. Рис. 3).

«Сегодня расстояние между радиостанцией и ее аудиторией сократилось до одного клика компьютерной мыши, и это новая digital-реальность, в которой сегодня живут и работают все средства массовой информации» [4].

Рис. 3. География аудитории группы Диктума за последний месяц

Жанры, тематика радиопрограмм и предпочтения аудитории

Жанровое разнообразие программ, выходящих в группе Диктума: новости, корреспонденции, репортажи, интервью с различными героями (медсестрами, врачами,

педагогами, людьми из мира творчества - певцами, актерами, режиссерами, танцорами, музыкантами и др., а также представителями других профессий), подкасты на актуальные темы, авторские программы и некоторые другие радиоматериалы, так или иначе связанные с учебным процессом.

Интерес у аудитории вызывают программы по следующим тематическим направлениям:

- разнообразные проблемы человека, общества и современного мира (например, разговор об «особенных людях», о разных сложных психологических состояниях молодого человека; экологические проблемы Челябинска, урбанистика, клиповое мышление, феминизм и др.);

- рассказы о своих друзьях, коллегах, интересных представителях молодежи, встречи с творческими личностями;

- студенческая жизнь, общага (успехи студентов, увлечения, финансовые проблемы студенчества и др.);

- лайфхаки (например, чем можно заняться дома, находясь на самоизоляции, и др.).

На увеличение охвата аудитории, безусловно, влияют репосты, такие записи набирают

больший коэффициент вовлеченности аудитории. Связь с аудиторией помогают активизировать также различные опросы, голосования, вопросы, задаваемые в тексте поста и призывающие слушателей оставить свой комментарий, и др. Например, отличный отклик получила публикация, в которой аудитории предлагалось проголосовать за лучшего диктора. Опросы и голосования более активно применялись в группе Диктума в 2019-2020 годах, гораздо реже - в 2021 году. Кроме того, на увеличение охватов и прирост аудитории влияет и активность конкретных студенческих групп, выпускающих свои передачи. Чем выше количество лайков, репостов, перерепостов, комментариев, тем больший аудиторный отклик получают публикации. Например, чаще всего новостные выпуски Диктума уступали по вышеуказанным показателям жанру интервью. И для этого есть объективная причина: люди, не являющиеся подписчиками группы, довольно неохотно делятся выпусками новостей, которые почти мгновенно устаревают (еще на стадии их записи в студии), за счет этого охваты аудитории растут гораздо медленнее. Однако именно выпуски радионовостей в ноябре 2021 года стали лидерами осенних рейтингов, обойдя один из самых востребованных жанров в группе - интервью. Этому способствовало количество лайков и репостов сначала от самих студентов группы, выпускавших их, а затем уже перерепостов. Однако помимо вышеобозначенных причин, безусловно, есть и другие: текст поста, выбор актуальных для него видов визуализации, аудиоролик (интригующие новостные анонсы, качество фото, видео, музыкальных материалов, качество записи самой радиопрограммы и др.).

Динамика показателя ER (Engagement Rate) в группе Диктума ВК

Коэффициент вовлеченности в социальных сетях - ER - отражает уровень взаимодействия аудитории с программами или публикациями. Чем выше этот показатель, тем интереснее посты для целевой аудитории. Пользователи выражают это в виде лайков, комментариев и репостов (шеров). Коэффициент вовлеченности имеет следующие разновидности: ER одного дня (ER day), ER одного поста (ER post) и ER по охвату (engagement rate by reach) [6].

Базовая формула коэффициента вовлеченности: ER = (лайки+комментарии+репосты / число подписчиков)*100 % [6].

Рассмотрим наиболее рейтинговые публикации 2020 года. Вычисления ER выполнены в соответствии с данными, имеющимися в группе на конец 2020 года.

1. Публикация «Наши перваши в первый раз попробовали себя в роли ведущих радионовостей» от 2.10.2020 (https://vk.com/wall-161443811_507).

ER (одного поста по просмотрам)=(37+0+1):995*100=3,8%

ER (одного поста по подписчикам)=(37+0+1):164*100=23,17%

2. Публикация «Вторая подгруппа первокурсников факультета журналистики записала свои радионовости» от 10.11.2020 (https://vk.com/wall-161443811_512). Данный пост включал в себя 6 новостных выпусков студентов и опрос о лучшем ведущем-новостнике.

ER (одного поста по просмотрам)=(62+2+4):1400*100=4,8%

ER (одного поста по подписчикам)=(62+2+4):164*100=41,4%

3. Публикация «Свежеиспеченные радийщики: новый состав первокурсников изучил азы радиоискусства» от 1.12.2020 (https://vk.com/wall-161443811_518).

ER (одного поста по просмотрам)=(36+0+1):642*100=5,7%

ER (одного поста по подписчикам)=(36+0+1):164*100=22,5%

4. Публикация «Этот студент приехал к нам из Палестины, успел объехать 12 городов России, выучить русский язык и поступить в ЧелГУ» от 19.12.2020 (vk.com/wall-161443811_526).

ER (одного поста по просмотрам)=(30+0+4):510*100=6,6%

ER (одного поста по подписчикам)=(30+0+4):164*100=20,7%

Таким образом, самой успешной публикацией группы по охвату за указанный период стало интервью Сергея Еременко с магистрантом журфака ЧелГУ Ахмедом Алшакарна, приехавшим из Палестины, а наиболее рейтинговой публикацией у подписчиков группы -материал «Вторая подгруппа первокурсников факультета журналистики записала свои радионовости». Самой же популярной публикацией у подписчиков за весь период работы Диктума ВК стал подкаст-проект Дарьи Голубковой «Дороги творчества в Че» (ERpo st=(110+8+1/162)*100=73,4%), размещенный 18 декабря 2018 года. Однако по охвату аудитории он набрал всего 4,76% из-за небольшого количества репостов.

В таблице 1 показаны результаты работы Диктума в социальной сети ВКонтакте на протяжении двух лет.

Таблица 1. Динамика показателей активности группы Диктума

и ее аудитории за 2019 и 2020 гг.

Год Кол-во записей (постов) Лайки Просмотры Репосты

2019 68 452 22550 30

2020 57 598 16483 57

Аудиторные показатели за 2021 год еще нельзя обнародовать, т. к. год не завершен, однако можем отметить (по имеющимся данным за 10 мес.), что по сравнению с предыдущими периодами эти показатели будут значительно выше. Данные об активности аудитории сообщества Диктума ВК говорят нам о том, что группа развивается, количество подписчиков постепенно увеличивается, ее контентом интересуются не только постоянные слушатели, но и люди из разных городов России и других стран. Однако наиболее слабыми звеньями на сегодняшний день остаются небольшое количество подписчиков и такой показатель работы с аудиторией, как «комментарии», их количество за 2019 и 2020 годы остается пока на минимальных значениях (средний показатель за год - 5). Следует отметить, что на все показатели группы и на ее работу в целом отрицательно влияют традиционные для любого учебного СМИ «сезонные» спады - периоды завершения учебных занятий.

Предложения по улучшению работы группы Диктума ВКонтакте, полученные в ходе опроса студентов-радиожурналистов факультета журналистики ЧелГУ:

- Необходимо увеличить количество подписчиков: взаимодействовать с другими группами ЧелГУ во ВКонтакте, готовить больше интересных постов (не только во время сдачи радиоматериалов), делать чаще репосты на страницы гостей интервью и студентов.

- Привести посты и рубрики к единому стилю и обозначить определенными хэштегами.

- Повысить требования к размещению визуального контента: подбирать фотографии правильного размера и хорошего качества.

- Поработать с типографикой постов (над умением оформлять текст так, чтобы он был как можно лучше воспринят аудиторией).

- Возможно, следует вернуть обзоры на музыку и видеоклипы, ведь Диктум - это молодежная радиостанция.

- Для привлечения большего количества студентов необходимо наполнить группу приложениями, развлекательными анкетами, разработать ежедневную рубрику, интересную для студентов, проводить больше конкурсов и творческих проектов.

Список литературы

1. Войтик, Е. А. Гендер и возраст как основные характеристики аудитории электронных СМИ / Е. А. Войтик. - Текст : непосредственный // Говорит и показывает кафедра телерадиожурналистики : сб. ст. / под ред. С. Н. Ильченко. - Вып. 4. -Санкт-Петербург : Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2014. - С. 126-156.

2. Голобородько, М. Е. Студенческое радио как СМИ: развлечение или информация? (на примере радиостанции «Первое студенческое радио на Кубани») / М. Е. Колобородько. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы рекламы и связей с общественностью: концепции, техники, технологии: материалы II Международной научно-практической конференции. Кубанский государственный университет, Факультет журналистики, кафедра рекламы и связи с общественностью. - Краснодар : Кубанский государственный университет, 2018. - С. 207-212.

3. Жиденева, Ю. С. Спецпроекты студенческой радиостанции «Планета Радио» как эффективный способ привлечения молодежной аудитории / Ю. С. Жиденева, К. А. Кирилин. - Текст : непосредственный // Медиаисследования. - 2018. - № 5. - С. 138-145.

4. Журавлева, А. А. Визуализация радиовещания, паблики радиостанции и личные аккаунты радиоведущего в социальных сетях как факторы успешного продвижения радиостанции (на примере радиостанции «Комсомольская правда - Челябинск») /

A. А. Журавлева, А. А. Присяжнюк. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2020. - № 3 (37). - С. 18-27.

Ильичева, В. В. Студенческое радио как платформа для самореализации /

B. В. Ильичева, К. Е. Кузьменкова. - Текст : непосредственный // Проблемы современного радиовещания: материалы V Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. - М., 2019. - С. 40-46.

5. Как правильно считать коэффициент вовлеченности (Engagement rate) в социальных сетях. - 21.07.2021. - URL: https://popsters.ru/blog/post/55 (дата обращения: 11.10.2021). - Текст : электронный.

6. Май, В. А. Использование социальных сетей «ВКонтакте» и Instagram как инструмента повышения интерактивности (на примере проекта «Первое студенческое радио») / В. А. Май. - Текст : непосредственный // Реклама, маркетинг, PR: теоретические и прикладные аспекты интегрированных коммуникаций: материалы II Международной научно-практической конференции. - Краснодар : Кубанский государственный университет, 2019. - С. 131-136. - Текст : непосредственный.

7. Марсавина, Е. А. Авторская программа в зеркале студенческой журналистики (на примере авторской программы «Маленькая страна» учебного радио «Диктум», ЧелГУ) / Е. А. Марсавина. - Текст : непосредственный // Медиасреда. - 2015. - № 10. -С. 33-37.

8. Марсавина, Е. А. Основные типологические характеристики студенческого радиовещания на современном этапе / Е. А. Марсавина. - Текст : непосредственный // Медиасреда. - 2018. - № 14. - С. 62-67.

9. Марсавина, Е. А. Студенческое радио в медиаобразовательном аспекте (на примере радиостанции «Кактус» Новосибирского государственного университета и радио «Диктум» Челябинского государственного университета) / Е. А. Марсавина. -Текст : непосредственный // Медиасреда. - 2019. - № 15. - С. 145-152.

10. Строкач, К. Е. Особенности формата вещания учебной радиостанции (на примере студенческого радио «Диктум») / К. Е. Строкач. - Текст : непосредственный // Медиасреда. - 2017. - № 12. - С. 248-254.

11. Шишкова, А. С. Современное студенческое радио в России: специфика контента и методы продвижения (на примере радио «Диктум» ЧелГУ, радио «ПГУ» и радио <^А01-0№> ТВГТУ) / А. С. Шишкова. - Текст : непосредственный // Медиасреда. -2018. - № 14. - С. 99-104.

Журавлева Анна Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета, научный руководитель, [email protected].

Гречко Анна Андреевна - студентка 4 курса заочного отделения направления «Журналистика» факультетажурналистики Челябинского государственного университета, [email protected].

DOI: 10.47475/2070-0717-2021-10202

А. Я. Сарна

Белорусский государственный университет Минск (Республика Беларусь)

ВЗЛОМ МАТРИЦЫ. КИБЕРРЕВОЛЮЦИЯ В БЕЛАРУСИ 2020-2021 ГГ.

В статье рассматриваются особенности различных направлений современной «цифровой идеологии» применительно к практикам гражданского активизма в Беларуси, реализуемым в виртуальном пространстве интернет-сетей.

Ключевые слова: цифровые медиа, киберреволюция, криптоанархизм, шифропанк, кликтивизм.

В современной ситуации тотального «оцифровывания» информационной среды каждый из нас может считать себя не только рядовым пользователем телекоммуникационных технологий, но и создателем собственного индивидуального профиля, имеющего свою «цифровую проекцию» в аккаунтах социальных сетей, видеохостингах, онлайн-сервисах и пр. Наличие в данных виртуальных мирах наших персональных данных заставляет задуматься о проблеме безопасности, которая становится все более актуальной, стимулируя появление множества проектов и инициатив, направленных на повышение роли «цифрового участия» юзеров в разработке и совершенствовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.