Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНЧЕСКОГО РАДИОВЕЩАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНЧЕСКОГО РАДИОВЕЩАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИО / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ АУДИТОРИЯ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЖАНРОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марсавина Елизавета Андреевна

Студенческое радио представляет собой уникальный формат практической и образовательной деятельности. Современное студенческое радиовещание в России находится на этапе активного развития. Быстрый рост вузовских СМИ вызвал потребность научного изучения данного феномена, а также определения типологических характеристик студенческого радиовещания. В данной статье мы подвергли анализу деятельность российских студенческих радиостанций в современных условиях и выявили их основные типологические черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Марсавина Елизавета Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНЧЕСКОГО РАДИОВЕЩАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Е. А. Марсавина

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНЧЕСКОГО РАДИОВЕЩАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Студенческое радио представляет собой уникальный формат практической и образовательной деятельности. Современное студенческое радиовещание в России находится на этапе активного развития. Быстрый рост вузовских СМИ вызвал потребность научного изучения данного феномена, а также определения типологических характеристик студенческого радиовещания. В данной статье мы подвергли анализу деятельность российских студенческих радиостанций в современных условиях и выявили их основные типологические черты.

Ключевые слова: российское радиовещание, студенческое радио, типологические характеристики, студенческая аудитория, тематическая направленность, жанровая политика.

Университетское радио занимается реализацией важных для молодого поколения задач, например, таких как информирование студентов и сотрудников вуза об актуальных событиях, происходящих в жизни учебного заведения, формирование общекультурной компетентности посредством повышения требований к культуре речи, расширения культурного кругозора и становления гуманистического мировоззрения [3. С. 12].

По мнению исследователя М. В. Быковой, основное достоинство студенческого радио - его независимость от рейтинга: аудитория всегда поддерживает его. «Это почти единственный вид радио, который до сих пор действует не в коммерческих интересах, а в интересах целевой аудитории» [2. С. 175]. Типологический анализ системы студенческого радиовещания, сложившейся на данный момент, мы провели, опираясь на работы А. В. Колесниковой [4. С. 71] и А. В. Куприяновой [6. С. 367-368].

Оба исследователя выявили следующие типологические признаки [6. С. 368]:

• «типоформирующие признаки»: целевая ориентация радиостанции, потенциальная аудитория, учредитель;

• «вторичные типологические признаки»: формат радиостанции, содержательная направленность вещания и жанровая политика;

• «формальные (подчиненные) признаки»: объем аудитории, объем вещания, территория вещания.

Во вторичных типологических признаках есть такой критерий, как формат радиостанции. При рассмотрении данного критерия мы опирались на мнение Е. Р. Раскатовой, представленное в её статье «"Формат" в радиовещании как термин и как понятие» [9. С. 22-28].

Исследователь анализирует такие важные элементы радиоформата, как:

• «Информационный», включающий в себя способы и методы создания новостных выпусков (у каждой радиостанции индивидуальный подбор новостей, способ вёрстки и подачи информации, использования дополнений в виде комментариев, интервью, репортажей), информационных (набор подобных программ существенно расширяет информационное поле радиостанции, делает его более разнообразным, способным удовлетворить различные потребности слушателя в информации) и аналитических передач (делать подобные передачи должны профессионалы. Только в этом случае они будут интересными и легко воспринимаемыми аудиторией);

• «Музыкальный», включающий в себя выбор музыкальных композиций, которые звучат в эфире той ли иной радиостанции, музыкальных блоках (у большинства музыкальных радиостанций есть собственный формат-схема. Большинство этих схем пришли в российское радиовещание с Запада. Например, «формат АС» - современная музыка для взрослых (одна из самых популярных схем на российских музыкальных радиостанциях); «формат СН&» - только самые популярные хиты и т. д.), «музыкальное оформление радиостанции» или её «музыкальная обложка» (характер музыки, использующийся для заставок, позывные радиостанции, фоновая музыка для передач и сочетание всего этого с избранной схемой составления музыкального эфира);

• «Имиджевый», включающий в себя подбор благозвучных голосов ведущих радиопрограмм, создание непосредственно самими ведущими своего «эфирного образа» (с каких позиций ведётся общение со слушателем, какой посыл используется в обращении к аудитории, какое настроение эта радиостанция несёт своей аудитории) и «саморекламы радиостанции» (правильный подбор слоганов для рекламы, ориентировка на целевую аудиторию и особенности её психологии);

• «Технологический», включающий в себя соотношение информационного и музыкального контента (основой данного деления служит тип радиостанции и её целевая ориентация). Например, если радиостанция информационная, в приоритете будут информационные передачи, если музыкальная - музыка, если общественная -разговорные и информационные программы), «распределение по времени и наполнения суточных блоков вещания» или «колесо вещания» (время начала и окончания каждого блока, передачи, периодичность выпусков новостей, соотношение музыки, информации и речи внутри каждого блока. Основой этого деления будет ориентированность на целевую аудиторию), «ритм вещания» (ритм вещания возникает стихийно).

Безусловно перечисленные выше составляющие формата, разработаны для профессиональной радиостанции. Мы же обращаемся к студенческим радиостанциям, их объём вещания значительно меньше эфирных. Вследствие чего мы более подробно остановились на критериях «Информационный» и «Имиджевый», но менее подробно -на «Музыкальном» и «Технологическом».

Теперь рассмотрим каждый типологический признак студенческого радио. По признаку «целевой ориентации» цели студенческого радио можно разделить на две группы [4. С. 19]:

1. Направленные на разностороннее информирование студенческой молодежи, развитие личности студента (интеллекта, творческих способностей) и формирование активной жизненной позиции;

2. направленные на приобщение к корпоративной культуре университета, создание ощущения единения внутри студенческого сообщества.

Другой не менее важный признак - «целевая аудитория» студенческого радио. По данному типологическому признаку можно классифицировать студенческие радиостанции следующим образом:

• студенческие радиостанции, направленные на широкую целевую аудиторию, -студенческую молодежь России. В данную группу можно отнести студенческие Интернет-радиостанции с 24-часовым вещательным днем («Останкино-^», «Открытое студенческое», радио «Факультет», «Радио УрГУ»), а также студенческие радиостанции, имеющие подкасты на том или ином интернет-ресурсе. Например, «Радио СГУ», радио «СтудРМ» и др.

• студенческие радиостанции, направленные на узкую целевую аудиторию -учащихся конкретного вуза. Это, как правило, радиостанции, которые вещают только на территории вуза. Например, радио «Экипаж», «Радио УПИ», «Радио ВАГС», радио «Вертикаль», радио «Диктум» и др.

• студенческие радиостанции «смешанного типа», направленные как на узкую, то есть вещающие в корпусах вуза, так и на широкую целевые аудитории. Например, радио «Пульс», радио «Большая Перемена», радио «Навигатор», радио «ЛесТех» и др.

Благодаря такой возможности Интернета, как интерактивность [5. C. 3], студенческие радиостанции могут регулярно общаться со своими слушателями. У большинства вузовских радиостанций есть собственные страницы в социальных сетях («Радио Навигатор», «Радио «Курс FM», «Радио Белый Гусь», «Радио 801»).

Что касается такого признака как «учредитель», то практически все университетские радиостанции принадлежат руководству университета или определённому структурному подразделению высшего учебного учреждения. На наш взгляд, наиболее полное определение корпоративным СМИ даёт Ю. В. Чемякин: «официально зарегистрированное, отражающее интересы конкретной корпорации-учредителя, издающееся по ее инициативе, способствующее ее развитию, решению стоящих перед ней задач путем установления и поддержания контакта со значимыми для этой корпорации группами общественности» [10]. Мы видим, что учебные радиостанции университетов подходят под данное определение.

Ссылаясь на перечисленные признаки, нами был сформулирован вывод: студенческое радио включает в себя как черты молодёжного СМИ, так и корпоративного.

При анализе «вторичных типологических признаков», например, такого критерия, как формат радиостанции, мы пришли к выводу, что большинство студенческих радиостанций соответствуют информационно-музыкальному формату. В эфире всех подобных СМИ присутствуют выпуски новостей, предварительно подготовленные радиопередачи, относящиеся к специальным рубрикам, а также музыкальные композиции, которые «разбавляют» информационный контент.

Информационное наполнение на студенческом радио представлено новостями из жизни университета, города, страны. Важно, что, несмотря на разницу в территориальном плане, все новости соотносятся с интересами студенческой аудитории. Например, на радиостанции «Elevate» ЮУрГУ новости выходят регулярно: есть как ежедневные, так и воскресные выпуски, последние транслируют итоги недели. В основном «Новости ЮУрГУ» включают в себя информацию об университетских мероприятиях и событиях, однако практически в каждом выпуске присутствуют городские новости, которые заинтересуют студентов и преподавателей вуза.

Ведущими на всех рассмотренных нами радиостанциях были студенты университета. Российский радиожурналист Наталья Барабаш в своей книге «Как завоевать доверие аудитории. И стать классным радиоведущим» делит радиоведущих на три типа [1. C. 112]:

• «Ведущий-информатор»;

• «ведущий-собеседник»;

• «ведущий-наставник».

Основанием для деления радиоведущих на типы, по мнению автора, служит уровень личностного вмешательства радиожурналиста в толкование сообщаемой им информации. Вследствие чего мы сделали вывод, что образ ведущего на студенческом радио соответствует двум типам - «ведущий-информатор» и «ведущий-собеседник». Оба типа обладают высокой степенью самовыражения и личностного вмешательства в сообщаемую ими информацию. Ведущие студенческого радио пробуют себя в роли ведущего новостей; ведущего эфира, объединяя репликами различные рубрики; ведущего авторской программы; интервьюера; ди-джея [6. С. 369].

Что касается жанровой политики, то на студенческих радиостанциях она разнообразна: присутствуют и информационные, и аналитические, и документально-художественные радиопередачи. Радиостанция Алтайского государственного университета «Планета радио» организована по инициативе студентов гуманитарных факультетов в качестве

внеучебной деятельности. Жанровая палитра радиостанции универсальна: присутствуют как заметки, так и портретные очерки. Например, информационные выпуски «Планеты радио» состоят из радиосообщений, которые дополняются прямыми включениями с места события (репортажами), комментариями, опросами, статистикой.

Тематическая направленность студенческих радиостанций ориентирована на интересы своей аудитории. Из основных тематических направлений, преобладающих на студенческом радио, мы выделили следующие:

• Информационно-новостные выпуски о внутренней жизни университета;

• учебная и научная деятельность: на многих студенческих радиостанциях есть специальные программы, посвящённые подразделениям университета, например, на радио «Elevate»» ЮУрГУ» рубрика «От А до Я» рассказывает об особенностях учебного процесса, мероприятиях внеучебной и научной деятельности;

• самореализация студентов: практически на каждой радиостанции существуют радиопередачи, которые раскрывают потенциал молодого поколения. Например, есть рубрики о талантливых студентах: на радио «Перемена» ТГУ программа «Студентам о студентах», на радио ДВГУ «Большая перемена» рубрика «Папарацци» - истории об известных студентах университета и Владивостока, которые ведут активный образ жизни и увлекаются всем самым интересным;

• проблемы, с которыми сталкиваются студенты. Подобные передачи играют роль помощников в решении таких проблем, как совмещение работы и учебы, жизнь в общежитии, здоровое питание, создание семьи, взаимоотношения с родителями, друзьями и т. д. На радио ПГУ программа «Образ жизни» направлена на помощь в решении актуальных для студента проблем, например: как бросить курить; любовь и учеба; совмещение работы и учебы и т. д.;

• Познавательная и образовательная тематика. Выпуски программы «Сетевое пространство» радиостанции АГУ представляет большой интерес как для начинающих блогеров, так и для любого пользователя сети Интернет. Ведущий знакомит своих слушателей с данной профессией, с основными навыками и знаниями, которые требуются блогеру, с известными русскими и зарубежными представителями данной профессии [7. С. 168].

• Культура, искусство. Тематическим программам о культурной жизни университета и города уделяется большое внимание на студенческих радиостанциях. Ведь функция таких передач заключается не только в развлечении, но и в просвещении, образовании молодёжи. Например, радио «P.fm» СФУ регулярно выпускает передачу «Must go», которая представляет собой обзор культурных событий и мест, которые стоит посетить.

• Городские события, касающиеся молодёжи. Подобные передачи чаще всего встречаются в виде информационных выпусков, а точнее новостных программ. Есть исключения, например «Радио ПГУ» выпускает специальную программу «Афиша», которая представлена в жанре обзора: студенты узнают о том, где и как можно провести выходные.

• Развлекательная тематика. Ни один эфир студенческих радиостанций не обходится без радиопередач рекреативной тематики. Так, радио «Планета радио» АГУ выпускает цикл передач «Киногалактика»: обозрение кинокартин разных жанров. Радио «Риф» ТГПУ радует своих слушателей такими передачами как «Свободная касса»: музыкальная программа с песнями по заказу аудитории и «Веер музыки»: топ-хит радиостанции, «Кино»: истории фильмов и презентация новинок.

• Музыкальная тематика. В отдельную группу хотелось бы выделить радиопрограммы, посвящённые миру музыки. Довольно популярны циклы передач, которые повествуют о музыкальных альбомах, истории создания того или иного музыкального коллектива: «Планета радио» АГУ создаёт такие передачи о музыке как «Роковые строки»:

программа-обзор исполнителей русского рока и их альбомов, «Нулевая дорожка»: обзор творчества музыкальных личностей и групп.

Если говорить о формальных типологических признаках, то состав аудитории - это студенты и преподаватели конкретного вуза, находящиеся во время перемен в корпусе; объем вещания: от 30 минут в неделю, до 2 часов в день, территория вещания может быть шире, чем место вещания (вуз), благодаря возможностям сети Интернет [6. C. 146].

Музыкально-звуковое оформление эфиров студенческих радиостанций простое, но энергичное, бодрое и свежее: джинглы, «отбивки» для программ в эфирной сетке, перебивки, музыкальные подложки создаются студентами самостоятельно, без помощи профессионалов (радиоведущих, звукорежиссёров).

Музыкальную составляющую формата студенческих радиостанций определить трудно, например, музыкальный формат «Планеты радио» АГУ характеризуется универсальностью: в эфире может звучать как русская и западная рок-музыка, так и популярные мелодии с мягким вокалом. В большинстве своём в эфире радиостанций звучат современные песни, а также музыкальные композиции альтернативных направлений. На радио ПГУ, ДВГУ, УРГУПС и других большое место в сетке вещание отводится современной популярной музыке.

Технологическая составляющая формата у каждой радиостанции индивидуальна: всё зависит от способа и времени вещания студенческой радиостанции. Например, технологической составляющей радиостанций «Навигатор» ВГУ, «Планета радио» АГУ, «Кактус» НГУ является их активный ритм вещания: хронометраж многих радиопрограмм составляет не больше 3-4 минут, исключение могут составить новостные выпуски. Благодаря динамизму вещания данных радиостанций аудитория не успевает отвлечься и устать от получаемой информации.

Таким образом, можно резюмировать данные, представленные выше. Во-первых, на студенческих радиостанциях создаются радиопрограммы разнообразной тематической направленности. Во-вторых, жанровая политика студенческого радио зависит от целевой ориентации радиостанции, содержательной направленности вещания, интересов аудитории, а также способа прослушивания радиопрограмм у данной аудитории.В-третьих, главной типологической особенностью студенческого радио как самостоятельного типа СМИ является чёткая ориентация на студенческую аудиторию. Вследствие чего основная цель данного СМИ заключается в информировании, просвещении, постановке и решении проблем и развлечении учащейся молодежи. И, в-четвёртых, студенческие радиостанции существуют благодаря самостоятельной работе студентов: они пишут радиотексты, записывают их при помощи специальной аппаратуры, занимаются музыкальным оформлением эфиров, монтируют свои передачи.

Студенческое радио представляет собой уникальное СМИ, так как при создании медиапродуктов оно использует практико-образовательную деятельность: студенты могут совершенствовать свои профессиональные навыки, если радиостанция прикреплена к кафедре или факультету журналистики, коммуникативные и творческие способности, которые необходимы в любом возрасте, для любой профессии. Важно понимать, что студенческое радио, с одной стороны, соответствует запросам своей аудитории, но, с другой стороны, учитывает интересы и руководства университета.

Список литературы

1. Барабаш, Н. Как завоевать доверие аудитории и стать классным радиоведущим (телеведущим, шоуменом или тем, кем вы сами захотите): монография [Электронный ресурс] / Н. Барабаш. - М., 2003. -URL: http://www.rakurs.ru/press/NB.pdf (дата обращения 11.02.2018).

2. Быкова, М. В. Образовательные возможности современного университетского радио и проблемы их реализации [Текст] / М. В. Быкова // Научные ведомости. БелГУ. -Сер. Гуманитарные науки. - 2013. - № 13 (156). - Вып.18. - С. 175.

3. Гикис, С. Н. Формирование общекультурной компетентности старшеклассников средствами технологии воспитательных ситуаций во внеклассной деятельности: автореферат дис. ... канд. пед. наук [Текст] / С. Н. Гикис. - Пятигорск: ПГЛУ, 2014. -С. 12.

4. Колесникова, А. В. Ценностные ориентиры современной студенческой молодёжи и их формирование посредством вузовского радио [Текст] / А. В. Колесникова // Вектор науки. ТГУ - № 2 (12). - 2010. - С. 71.

5. Колодкин, В. А. Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов: дис. . канд. филол. наук [Текст] / В. А. Колодкин. -Воронеж: изд-во факультета журналистики ВГУ, 2005. - 24 с.

6. Куприянова, А. В. Студенческое радио в современном медиапространстве: типология и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции (2627 апреля 2013 г.). - М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. - С. 367-369.

7. Марсавина, Е. А. Медиаобразовательный потенциал современного отечественного студенческого радио (на примере работы студенческой радиостанции Алтайского государственного университета «Планета радио») [Текст] / Е. А. Марсавина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 3(25). - С. 166-170.

8. Морозова, А. А. Особенности тематики и жанровой специфики учебных радиопрограмм [Текст] / А. А. Морозова // Вестник Челябинского государственного университета. - Сер. Филология, искусствоведение. - Челябинск, 2011. -№ 8(223). -С. 94-100.

9. Раскатова, Е. Р. «Формат» в радиовещании как термин и как понятие [Текст] / Е. Р. Раскатова // Акценты. Новое в массовой коммуникации. - Воронеж, 2003. - № 5-6 (40-41). - С. 22-28.

10. Чемякин, Ю. В. Проблемы типологического анализа современной корпоративной прессы [Текст] / Ю. В. Чемякин // журнал «Relga». - 2013. - № 6. - URL: http://www.relga. ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main? textid=3524&level1=main (дата обращения 10.02.2018).

Марсавина Елизавета Андреевна - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: [email protected]

Научный руководитель: Анна Аркадьевна Журавлева - кандид. филол. наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

Электронная почта: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.