УДК 378
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
CURRENT STATE OF THE PROBLEM OF DEVELOPING ECONOMIC AND LEGAL CULTURE OF THE STUDENTS MAJORING IN LAW
© 2015
НИ. Росенко
Челябинский государственный педагогический университет (Россия, Челябинск)
N.I. Rossenko Chelyabinsk State Pedagogical University (Russia, Chelyabinsk)
В статье дается описание современному состоянию проблемы формирования экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей. Рассматривается понятийный аппарат исследования, включающий следующие определения: «культура», «профессиональная культура», «экономическая культура», «правовая культура», «экономико-правовая культура», «формирование», «формирование экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей». Делается акцент на внутренние компоненты экономико-правовой культуры (познавательный, ценностно-нормативный, морально-нравственный, чувственно-волевой, практический). Обосновывается значение каждого из компонентов в процессе формирования экономико-правовой культуры. В заключение статьи представлено авторское определение понятия «формирование экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей».
In the article today's state of economic and legal culture of the students majoring in law is described. The author analyses the definitions as follows: «culture», «professional culture», «economic culture», «legal culture», «economic and legal culture», «development», «development of economic and legal culture of students majoring in law». He also dwells upon such components of economic and legal culture as cognitive, axiological and normative, moral, sensual and volitional, practical. The necessity of each of the components is justified. In the conclusion the author gives his own opinion on the concept «Development of economic-legal culture of students majoring in law».
Ключевые слова: культура; профессиональная культура; экономическая культура; правовая культура; экономико-правовая культура; студенты юридических специальностей; формирование.
Keywords: culture; professional culture; economic culture; legal culture; economic and legal culture; students majoring in law; development.
Проблема формирования экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей имеет ряд предпосылок, свидетельствующих об ее актуальности с одной стороны, с другой стороны способствует активизации исследовательских возможностей, накопленных педагогическим сообществом.
Опишем эти возможности в рамках анализа существующего в педагогике опыта формирования у студентов юридических специальностей экономико-правовой культуры. Объективность, всесторонность и полнота исследования, на наш взгляд, могут быть обеспечены чет-
ким понятийным аппаратом. Терминологическое поле исследуемой проблемы содержит в себе следующие понятия: «культура», «профессиональная культура», «экономическая культура», «правовая культура», «экономико-правовая культура», «формирование», «формирование экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей».
Представим структуру понятийного аппарата проблемы формирования экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей и связь между ключевыми понятиями на рисунке 1.
Экономическая
культура ^ Л /
Экономико-
правовая культура .
/ш
С,
Формирование
Студенты юридических специальностей
Формирование экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей
Рис. 1. Структура понятийного аппарата проблемы формирования экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей
Далее обратимся к содержательной характеристике понятийного аппарата исследуемой проблемы.
В наиболее широком смысле определение понятия «культура» дано в энциклопедическом словаре, где под культурой понимается «определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [7].
В педагогической же науке, культура трактуется как исторический уровень творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [9].
Многие авторы понимают культуру с точки зрения ее генетической связи с человеческой деятельностью. Соответственно культура представляет деятель-
ностную и личностную характеристики человека, отражает меру осознания и отношения человека к самому себе [2].
Таким образом, под культурой мы будем понимать систему норм деятельности, созданных на основании нравственных, ценностных и интеллектуальных критериев, определяющих уровень развития человека.
Несмотря на различие трактовок в определении «культура», все исследователи имеют схожую позицию в том, что общая культура человека служит основой профессиональной культуры и отражает уровень образования, характер мировоззрения, отношение к труду, общую воспитанность, круг интересов и запросов, нормы повседневного поведения[16].
«Профессиональная культура» многими исследователями рассматривается как результат личностного развития, демонстрирующий степень освоения духовных сил и способностей личности, уровень интенсивности их проявления в профессиональной деятельности, характер ценностных профессиональных ориента-ций [14].
Это определение мы принимаем в качестве основного для нашего исследования. Поскольку профессиональная культура будущего юриста формируется в процессе изучения как специальных, так и социально-гуманитарных дисциплин, она слагается в результат целостной подготовки студентов, развития их заинтересованности и ответственности за результаты этой деятельности.
По мнению В.А. Семиченко, сущность процесса формирования профессиональной культуры состоит в том, чтобы помочь будущему специалисту осознать сущность выбранной профессии, ее требования к исполнителю, цели, содержание и функции профессиональной деятельности, возможные индивидуальные стратегии выполнения профессиональных обязанностей, специфику профессионального мастерства и пути овладения ею, приемы творческой адаптации к содержанию и структуре профессиональной деятельности [6].
В условиях экономико-правовой нестабильности современного общества, на наш взгляд, на высокую ступень иерархии могут быть поставлены экономическая и правовая субкультуры общей профессиональной культуры будущего специалиста юридических специальностей.
Обозначенная позиция представляет интерес для нас в части выявления содержания предмета исследования. Следовательно, для определения понятия «экономико-правовая культура» необходимо охарактеризовать внутреннее содержание ее составляющих - «экономическая культура» и «правовая культура».
«Экономическая культура» представляет систему ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение [18].
Экономическая культура предполагает уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху, неприятие настроений «уравниловки», создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.
Экономическая культура личности -это органическое единство сознания и практической деятельности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления [3].
В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней. Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые являются определенным результатом его участия в экономической деятельности. По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры человека [18].
«Правовая культура» зиждется на ценностях, созданных человеком в правовой сфере, а также содержит в себе знание и понимание этих ценностей, и действие в соответствии с ними.
В правовой культуре личности выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое.
1. Идейно-теоретические правовые представления (система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом).
2. Позитивные правовые чувства, представляющие собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права формирует социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры.
3. Творческую деятельность человека в области права [5].
Правовая культура выполняет общественно значимые функции:
- познавательно-преобразовательную, связывающую с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества;
- праворегулятивную, направленную на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества;
- ценностно-нормативную, проявляющуюся в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, отображенных в поступках и сознании людей;
- правосоциализаторскую, формирующую правовые качества личности, а также организацию самовоспитания, правового обучения и юридической помощи населению;
- коммуникативную, реализуемую через общение граждан в юридической сфере.
Отмечая особенности экономической и правовой культур, нами предпринята попытка выявления общего понятия «экономико-правовая культура».
В современной отечественной науке проблема экономико-правовой культуры изучена недостаточно и в литературе нет четкого определения этого понятия. Некоторые авторы выделяют эмпирический уровень экономико-правовой культуры, имея в виду проявление массового обыденного экономико-правового сознания людей, другие - теоретический уровень, говоря о культуре как «теоретическом сознании ученых, где концентрируются научные знания об экономике и праве, ее различных моделях и механизмах развития» [8].
Интересен подход к определению экономико-правовой культуры М. Альберта, который считает, что если «определить одним словом совокупность индивидуальных поведений, свойственных большому числу индивидуумов, которые опираются на общественные институты, признанные правила и общую родину, то вы должны говорить о культуре <...> экономики...» [19]. Выделяя черты этой культуры, он останавливается на следующих: склонность к сбережениям как отражение гражданской позиции населения; интерес общественности к национальной экономике; строгость и порядок в учете, отчетности, законопослушность; открытость и т.п. Как видим, подход к определению и выделению характеристик довольно расплывчатый, не строго логический [1].
Экономико-правовая культура оказывает влияние на все стороны жизни общества и человека. На уровне личности это проявляется в степени духовной удовлетворенности своей экономической деятельностью, росте мастерства, творческих способностей, социальной адаптирован-ности, в рамках заданного правового поля. Экономико-правовая культура способствует укреплению человеческой общности, коллективизма, стабильности существования, поскольку наличие высокого уровня экономико-правовой культуры предполагает понимание взаимозависимости всех членов общества, убежденности в необходимости нравственного, этического отношения друг к другу. Экономико-правовая культура воплощается в социальных и правовых нормах поведения индивида [1].
Таким образом, исходя из вышесказанного, за рабочее обобщающее определение экономико-правовой культуры примем следующее: «составная часть культуры, регулирующая отношения человека и социоприродной среды в экономико-правовой сфере».
Исследование проблемы формирования экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей ставит перед нами необходимость рассмотрения понятия «формирование».
Данная дефиниция в словарях русского языка определяется как возможность придавать чему-либо определенную форму, законченность. Опираясь на позицию А.С. Белкина [10], мы трактуем понятие «формирование» как процесс развития личностных качеств, данный процесс обеспечивается научно обоснованными педагогическими средствами, методами, технологиями.
В педагогической практике формирование означает применение приемов и способов (методов, средств) воздействия на личность обучаемого с целью создания у него системы определенных ценностей и отношений, знаний и умений, склада мышления и памяти.
Процесс «формирования экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей», его динамика и условия становления - предмет исследования педагогической науки, но
научных работ по данной теме, как уже было сказано, пока мало, вследствие чего при изучении данного феномена приходилось обращаться к работам в смежных областях [1].
Например, при построении нашей системы использовался подход В.А. Игнатовой к анализу процесса формирования экологической культуры, который предполагает формирование эмпирического, теоретического и методологического мировоззрения у студентов юридических специальностей [1].
Культура, мировоззрение и деятельность образуют единую систему экономико-правовой культуры, в центре которой находится мировоззрение, являясь определяющим для культуры и деятельности, но, которые, в то же самое время, имеют обратное активное влияние на формирование мировоззрения.
На уровне личности студента юридических специальностей, между культурой, мировоззрением и деятельностью должна быть пропорциональность в развитии, что соответствует представлениям о гармонично развитой личности.
Опираясь на мнение ученых (И.Л. Бакланов, Л.В. Денисова, Е.В. Зака-люкина, И.В. Носырев, Д.Ю. Трушников), предпримем попытку авторского наполнения предложеных ими внутренних компонент экономико-правовой культуры: познавательный, ценностно-нормативный, морально-нравственный, чувственно-волевой, практический [11].
Познавательный компонент экономико-правовой культуры проявляется в познавательной функции и представляет собой совокупность знаний об экономике и праве, их роли и взаимодействии со всеми сторонами человеческой жизни.
Если говорить о качествах личности, реализующих познавательный компонент, то можно отметить следующие: осознанность, глубина и широта познания, эрудированность, компетентность, любознательность, наблюдательность и др. [15]
Ценностно-нормативный компонент, проявляясь в нормативной функции экономико-правовой культуры, отражает ценности, идеалы, нормы и правила поведения человека в экономической сфере. Он основан на понимании важности воспитания таких качеств личности, как ответственность за свое дело, необходимость самоограничения, например, по-
требностей, умение подчиниться определенным требованиям и др. Даже если они некоторым образом противоречат личным интересам, человек действует осознанно, подчиняясь общепринятым нормам и интересам. Яркий тому пример - законопослушное поведение налогоплательщика [17].
Морально-нравственный компонент проявляется в цивилизационной, гуманистической функции экономико-правовой культуры и основывается на предыдущих компонентах. В основе морально-нравственного компонента лежит нравственный императив, общечеловеческие ценности, социальные нормы, выработанные человечеством, которые регулируют поведение индивида в обществе. В экономической сфере морально-нравственный компонент реализуется в таких качествах личности, как гуманность, заботливость, милосердие, уважительное отношение к работникам и партнерам, честность в бизнесе и др.
Чувственно-волевой компонент является эмоционально-волевым отражением экономико-правовых знаний, общечеловеческих ценностей, норм поведения, превращая их в личные убеждения, психологическую готовность к определенному типу экономической деятельности.
Практический компонент экономико-правовой культуры характеризует тип экономической деятельности личности, сообразный ее убеждениям, в конкретных условиях. Человек действует сознательно; учитывая экономические законы, морально-этические нормы, он может прогнозировать результаты развития экономико-правовой ситуации.
В ходе практической деятельности формируется личность, ее экономико-правовое мировоззрение. Поэтому в процессе формирования экономико-правовой культуры важно не ограничиваться преподаванием экономики, а организовывать учебно-практическую деятельность, дающую возможность применять и закреплять знания [13]. В учебно-практической деятельности проявляется, трансформируется и «оттачивается» имеющийся у студентов-юристов уровень экономико-правовой культуры. Задача преподавателя - создать условия, обеспечивающие формирование у студентов юридических специальностей максимально возможного уровня экономико-правовой культуры,
сообразного действующему современному законодательству, хозяйственному механизму социума и общепринятым нормам экономико-правового поведения [4].
Реализация, в ходе учебного процесса компонентов экономико-правовой культуры позволяет студентам юридических специальностей достигнуть высокого уровня ценностных ориентаций, мотивирующих экономически и юридически обоснованную деятельность в сферах, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением благ.
Исходя из вышеизложенного, под «формированием экономико-правовой
культуры у студентов юридических специальностей» мы понимаем систему учебно-воспитательной деятельности, направленную на формирование комплекса знаний, позволяющего свободно ориентироваться в экономико-правовом поле социума, а также воспитание профессионально-содержательной компетенции, делающей возможным определение ценностно-нормативных ориентаций, морально-нравственных установок, чувственно-волевых процессов в профессиональной деятельности юриста.
k к к
1. Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
2. Радченко В.В. Экономическое мышление трудящихся и хозяйственная практика: Политико-экономический аспект. - Саратов: Саратовский гос. ун.-т, 1989. - 130 с.
3. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций. - Н. Тагил, 1998. - 12 с.
4. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2000.
5. Соловьев А.И. Политология // Политическая теория, политические технологии. - М.,
2006.
6. Кузнецов В.А. Экономическая культура: проблема онтологического статуса: Дис. ... канд. филос. наук. - Самара, 2005. - 162 с.
7. Экономическая культура юриста [Электронный ресурс] : Юридическая деонтология. -Режим доступа: http://banauka.ru/3156.html/ (дата обращения 27.12.2015).
8. Джагаева Т.Е. Формирование экономической культуры личности в условиях региональной образовательной системы: Дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01; Пятигорский государственный лингвистический университет. - СПб., 2007. - 212 с.
9. Игнатов В.Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. - Ростов-н/Д.: МарТ, 2000. - 252 с.
10.Пономарев Л.Н., Попов В.Д., Чичканов В.П. Экономическая культура (сущность, направления развития). - М.: Мысль, 1987. - 268 с.
11. Albert Michel. Capitalisme contre capitalisme. Editions du Seuil, 1991.
12.Бакланов И.Л., Денисова Л.В., Закалюкина Е.В., Носырев И.В. Экономико-правовая культура как феномен современного образования // Матер. Междунар. науч. конф. «Актуальные вопросы современного образования», ТюмГНГУ. - Тюмень, 2010. - С. 339-342
13.Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопр. философии. 1995. №8. - С. 63-72.
14. Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России: Учеб. пос. для вузов. - М.: Наука. 1994. - 240 с.
15. Тарасова И.А. Формирование экономической культуры в условиях профессиональной подготовки студентов в вузе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08; Волгоградская гос. с\х академия. - Волгоград; СПб., 2011. - 194 с.
16.Чижакова Г.И., Позднякова А.Л. Организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения будущего специалиста экономической сферы к профессиональной деятельности // Вестник Томск. гос. пед. ун.-та. 2009. №7. - С. 132-136.
17. Семиченко В.А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Модульный курс психологи. Модуль «Направленность». - Киев: Миллениум, 2004. - 521 с.
18.Завьялов Ю.С. Правовая культура и пути ее изучения // Государство и право. 2013. №10. - С. 103-105.
19. Рыжиков В.С. Методика формирования экономической культуры в процессе подготовки будущих юристов: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04; Луганский национальный пед. ун.-т им. Т. Шевченко. - Луганск; СПб., 2006 - 233 с.