6. Агеева З.А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности. Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2012; № 1: 49 - 53.
7. Козлов В.В., Санникова Н.Г. Диагностика коммуникативной толерантности среди студентов творческих и нетворческих специальностей. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2013; № 3: 76 - 78.
8. Денисова A.A. Коммуникативная толерантность и конфликтное поведение студенческой молодёжи. Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015; 3: 78 - 81.
9. Терехин В.А., Евецкая C.B. Исследование коммуникативной компетентности специалиста сферы социально-культурного сервиса. Российский психологический журнал. 2011; 1: 57 - 63.
10. Рудыхина О.В. Взаимосвязь феномена толерантности с типологическими особенностями студентов вуза. Философия образования. 2010; 3: 253 - 258.
11. Лазарева Ж.П., Матяш Н.В. Развитие коммуникативной толерантности студентов на основе арт-технологий. Вестник Брянского государственного университета. 2009; 1: 125 - 129.
12. Донскова Л.А. Развитие коммуникативной толерантности в процессе обучения студентов-менеджеров иностранному языку. Культурная жизнь Юга России. 2012; 46: 99 - 100.
13. Торубарова И.И. Коммуникативная толерантность как профессионально-значимая характеристика личности студента-медика. Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014; Т. 10; № 3-2: 70 - 72.
14. Богданова А.И., Осипова С.И. Инновационная поликультурная образовательная среда в контексте формирования толерантной личности. Сибирский педагогический журнал. 2012; 4: 49 - 56.
15. Николаева Л.А. Формирование коммуникативной толерантности студентов - будущих юристов на основе интерактивного общения. Сибирский педагогический журнал. 2007; 7: 182 - 188.
16. Иванова Г.П., Логвинова О.К., Бердиева А.Ш. Формирование коммуникативной толерантности студентов международно-ориентриро-ванного вуза: проблемы и решения. Человеческий капитал. 2016; 8 (92): 11 - 14.
17. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
18. Аксенова М.А. Центры компетенций как условие непрерывного профессионального образования. Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики. Материалы 11-ой Международной научно-практической конференции. Казань, 2017: 124 - 129.
References
1. Shapovalov V.F. Kommunikaciya kak global'naya problema sovremennogo mira. Filosofiya iobschestvo. 2010; Vyp. 4 (60).
2. Rusakova S.V. Suschnostnye harakteristiki kommunikativnoj tolerantnosti: proishozhdenie ponyatiya. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2013; T. 19, № 1: 10 - 13.
3. Yacevich L.P. K voprosu o strukture kommunikativnoj tolerantnosti. VestnikAmurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2009; 44: 96 - 98.
4. Tolstikova S.N. Rol' kommunikativnoj tolerantnosti v processe stanovleniya lichnostnoj pozicii v strategii vzaimodejstviya. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2012; № 1: 86 - 94.
5. Fadeeva T.Yu. Kommunikativnaya tolerantnost' kak bazovyj komponent tolerantnoj lichnosti v 'etnokul'turnom prostranstve. Sociokul'turnaya integraciya i special'noe obrazovanie. Sbornik nauchnyh statej. Moskva: Pero, 2015: 108 - 116.
6. Ageeva Z.A. Kommunikativnaya tolerantnost' kak 'element kommunikativnoj kompetentnosti lichnosti. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennye, obschestvennye nauki. 2012; № 1: 49 - 53.
7. Kozlov V.V., Sannikova N.G. Diagnostika kommunikativnoj tolerantnosti sredi studentov tvorcheskih i netvorcheskih special'nostej. Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G.Demidova. Seriya Gumanitarnye nauki. 2013; № 3: 76 - 78.
8. Denisova A.A. Kommunikativnaya tolerantnost' i konfliktnoe povedenie studencheskoj molodezhi. Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya. 2015; 3: 78 - 81.
9. Terehin V.A., Eveckaya S.V. Issledovanie kommunikativnoj kompetentnosti specialista sfery social'no-kul'turnogo servisa. Rossijskij psiholog-icheskij zhurnal. 2011; 1: 57 - 63.
10. Rudyhina O.V. Vzaimosvyaz' fenomena tolerantnosti s tipologicheskimi osobennostyami studentov vuza. Filosofiya obrazovaniya. 2010; 3: 253 - 258.
11. Lazareva Zh.P., Matyash N.V. Razvitie kommunikativnoj tolerantnosti studentov na osnove art-tehnologij. VestnikBryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; 1: 125 - 129.
12. Donskova L.A. Razvitie kommunikativnoj tolerantnosti v processe obucheniya studentov-menedzherov inostrannomu yazyku. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. 2012; 46: 99 - 100.
13. Torubarova I.I. Kommunikativnaya tolerantnost' kak professional'no-znachimaya harakteristika lichnosti studenta-medika. Vestnik Vorone-zhskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; T. 10; № 3-2: 70 - 72.
14. Bogdanova A.I., Osipova S.I. Innovacionnaya polikul'turnaya obrazovatel'naya sreda v kontekste formirovaniya tolerantnoj lichnosti. Sibirskij pedagogicheskijzhurnal. 2012; 4: 49 - 56.
15. Nikolaeva L.A. Formirovanie kommunikativnoj tolerantnosti studentov - buduschih yuristov na osnove interaktivnogo obscheniya. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2007; 7: 182 - 188.
16. Ivanova G.P., Logvinova O.K., Berdieva A.Sh. Formirovanie kommunikativnoj tolerantnosti studentov mezhdunarodno-orientrirovannogo vuza: problemy i resheniya. Chelovecheskijkapital. 2016; 8 (92): 11 - 14.
17. Rozhkov M.I., Bajborodova L.V., Koval'chuk M.A. Vospitanie tolerantnosti u shkol'nikov. Yaroslavl', 2003.
18. Aksenova M.A. Centry kompetencij kak uslovie nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie kak faktor ustojchivogo razvitiya innovacionnoj 'ekonomiki. Materialy 11-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 2017: 124 - 129.
Статья поступила в редакцию 02.02.18
УДК 371
Kumykov S.H., teacher, Department of Fire Training, SKI (branch), KRU of the Ministry of Interior Affairs of Russia, North-Caucasian Advanced Training Institute, SKI (branch), KRU of the Ministry of Interior Affairs of Russia (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
VOLUNTEER WORK AT THE UNIVERSITY AS A CONDITION OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS. The article studies a topical problem of involving students in volunteer activities. The social, political and cultural changes taking place in modern society make high demands on its every member. The article analyzes various types of work on the formation of the legal culture of students in the educational process. Pedagogical conditions of formation of legal culture of students depending on a type of activity are considered. The legal culture of the student, the future specialist is a component of the general professional culture that determines the legal orientation of the student in the context of future professional activity. The work presents results of an analysis of features of formation of legal culture of graduates of the higher pedagogical educational institution. The author also characterizes opportunities of the use of legal disciplines in formation of legal consciousness and legal culture of students. Key words: legal culture, volunteer activities, social and cultural environment, communication skills.
С.Х. Кумыков, преп. каф. огневой подготовки, СКИ (ф) КРУ МВД России, Северо-Кавказский институт повышения квалификации КРУ (ф) МВД России, г. Краснодар, E-mail: с[email protected]
ВОЛОНТЁРСКАЯ РАБОТА В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Статья посвящена актуальной проблеме вовлечения студентов в волонтёрскую деятельность. Социальные, политические и культурные изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют каждому члену общества высокие требования. В статье проведён анализ различных видов работ по формированию правовой культуры студентов в учебно-воспитательном процессе. Рассмотрены педагогические условия формирования правовой культуры студентов в зависимости от вида деятельности. Правовая культура студента, будущего специалиста - это составляющая общей профессиональной культуры, определяющая правовую ориентацию студента в контексте будущей профессиональной деятельности. Анализ особенностей формирования правовой культуры выпускников высшего педагогического образовательного учреждения. Также охарактеризованы возможности правовых дисциплин в формировании правового сознания и правовой культуры студентов. Ключевые слова: правовая культура, волонтёрская деятельность, социокультурная среда, коммуникативность.
В современном обществе молодёжь является наиболее мобильной социальной группой. Именно она должна стать активным участником решения задач стоящих перед государством и обществом. От позиции молодёжи в общественно-политической жизни, её уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, социально-экономическое и культурное развитие страны, её конкурентоспособность. Однако среди молодёжи, в число которой входят студенты, можно видеть размывание моральных, нравственных, социальных общественных критериев, что приводит к дезориентации молодого человека в системе жизненных ценностей и приоритетов, порождает неадекватное восприятие значимости собственной личности. Исследование проблемы формирования правовой культуры будущих учителей права должно опираться не только на анализ состояния вопроса в педагогической теории, но и на знание о том, каковы состояние и особенности правовой культуры студентов в реальной практике. Для выявления представлений студентов о значимости правовой культуры в их повседневной жизни и профессиональной деятельности, о направленности интересов в области правовых знаний, об источниках формирования правовой культуры личности мы провели анкетирование студентов - будущих учителей права. Опросом были охвачены студенты первого (60 чел) и четвертого (62 чел.) курсов отделения правового образования юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета. Испытуемым предлагалась анкета из 23 вопросов, представлявшая собой модифицированный вариант методик, составленных В.В. Мищенко, Г.А. Фирсовым. В её основе лежит представление о структуре правовой культуры как взаимосвязанном единстве пяти компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного, предметно-практического, творческого и волевого [1].
Как показали результаты опроса и теоретического исследования в этой области, в качестве одного из современных и адекватных потребностям студенческой молодёжи ресурса социального воспитания и формирования правовой культуры, позволяющего стимулировать инициативность, активность личностной позиции, может выступать волонтёрская деятельность.
Волонтёрская деятельность студентов есть особая форма их отношения к миру, отражающая готовность и способность тратить личные ресурсы ради общественных целей и способствующая формированию их ценностных ориентаций и социального опыта. Такое понимание волонтёрской деятельности студентов позволяет при её организации удерживать баланс между личностным, субъект-субъектным началом проявления волонтёрской активности и массовым, субъект-объектным подходом в культивировании этой активности в молодёжной среде [2].
Волонтёры, или добровольцы, в ФЗ РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» характеризуются как «граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах бла-гополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации» [3].
Потенциал волонтёрской деятельности в социальном воспитании студенческой молодёжи связан с реализацией функций волонтёрства (мотивационной, коммуникативной, эмоциональной, поведенческой, когнитивной), которые оказывают влияние на развитие личностных качеств её участников. Участие студентов в волонтёрской деятельности запускает работу
новой позитивной доминанты, направленной на преобразование их внутреннего мира, ценностных ориентаций, желания и готовности осуществлять социально-значимую деятельность [4]. Для того чтобы потенциал волонтёрской деятельности стал ресурсом социального воспитания студентов, его необходимо активизировать, то есть перевести в более высокое качественное состояние, что вызывает необходимость выявления педагогических условий организации волонтёрской деятельности в вузе как ресурса социального воспитания молодёжи [5 - 7].
Организация волонтёрской деятельности студенческой молодёжи в вузе возможна при условии длительной работы преподавателей и студентов по формированию ценностных ориен-таций гуманистической направленности, гуманизации процесса обучения в целом, совместного поиска оптимального приложения сил с учётом выбранной специальности.
Второе педагогическое условие связано с тем, что содержание волонтёрской деятельности активизирует задействованные в ней личностные ресурсы студентов. Поэтому студентам необходимо предлагать выступить волонтёрами социальных акций различной направленности: благотворительных, творческих, информационно-просветительских, организационных, обучающих, экологических. Вариативность содержания акций позволит студентам сделать выбор направления волонтёрской деятельности, а также меры своего личного участия в ней, принятия на себя определенных обязательств. При организации волонтёрской деятельности студентов необходимо учитывать мотивы вовлечения студентов в волонтёрство. Мотивы могут являться ответом на потребности человека (обучиться новым навыкам, найти поддержку, почувствовать себя способным строить социальные отношения и др.).
Третье педагогическое условие связано с актуализацией потенциала волонтёрства в учебной и внеучебной деятельности, позволяющее расширять пространство осознания студентами себя как субъекта социальной и профессиональной деятельности, развивать устойчивое ценностное отношение к такой деятельности, обеспечивать самостоятельность в принятии решений. Интеграция образовательного процесса и волонтёрской деятельности позволит сформировать у студентов систему теоретических, методических и технологических знаний, позволяющих им выступать организаторами волонтёрской деятельности детей, подростков и собственно студентов.
Четвертое педагогическое условие заключается в организации волонтёрской деятельности на основе технологий социального проектирования, направленных на стимулирование самостоятельности студентов в разработке стратегии волонтёрства, выборе оптимальных способов решения социальных и профессиональных задач, анализе и систематизации имеющейся и получаемой информации.
В высшем учебном заведении необходимо создавать благоприятные условия для развития волонтёрского движения посредством популяризации волонтёрства как выражения общечеловеческого гуманизма, как средства укрепления взаимного уважения, понимания, доверия, солидарности и сотрудничества, как универсального и инклюзивного понятия. Социокультурная среда, как совокупность условий, в которых осуществляется жизнедеятельность субъектов образовательного пространства, способствует самореализации, удовлетворению потребностей, интересов личности, адаптации к социальным изменениям, выступает инструментом формирования ценностей и моделей поведения молодёжи.