3. Синякова М.Г. Инновации в образовании: направления, сопротивление, управление инновационными процессами. Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования: сборник научных статей: в 2 ч. Под редакцией А.А. Симоновой, Э.Э. Сыманюк. Екатеринбург: Издательство УрГПУ, 200б; Ч. 2.
4. Синякова М.Г., Сыманюк Э.Э. Управление конфликтами в педагогическом коллективе. Успехи современного естествознания. 2010; 9.
5. Омарова В.К., Рачинская Н.П., Баринова О.Н., Шевченко Л.В. Педагогический менеджмент и управление современной школой: учебно-методическое пособие. Павлодар: ПГПИ, 2011.
References
1. Potashnik M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya v voprosah i otvetah. Narodnoe obrazovanie. 2001; 8: 39 - 48.
2. Lazarev V.S. Upravlenie innovaciyami vshkole: uchebnoe posobie. Moskva: Centr pedagogicheskogo obrazovaniya, 2008.
3. Sinyakova M.G. Innovacii v obrazovanii: napravleniya, soprotivlenie, upravlenie innovacionnymi processami. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: problemy nepreryvnogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh statej: v 2 ch. Pod redakciej A.A. Simonovoj, 'E.'E. Symanyuk. Ekaterinburg: Izdatel'stvo UrGPU, 2006; Ch. 2.
4. Sinyakova M.G., Symanyuk 'E.'E. Upravlenie konfliktami v pedagogicheskom kollektive. Uspehisovremennogo estestvoznaniya. 2010; 9.
5. Omarova V.K., Rachinskaya N.P., Barinova O.N., Shevchenko L.V. Pedagogicheskij menedzhment i upravlenie sovremennoj shkoloj: uchebno-metodicheskoe posobie. Pavlodar: PGPI, 2011.
Статья отправлена в редакцию 14.10.15
УДК 378
Rossenko N.I., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Chelyabinsk State Pedagogical
University; teacher, Kostanai branch of Chelyabinsk State University (Kostanai, Kazakhstan), Е-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ECONOMIC AND LEGAL CULTURE AMONG STUDENTS OF LAW-RELATED SPECIALIZATION. An official position of modern specialists in legal services requires a new way to promote the basic requirements of laws in economic and legal spheres, to teach how to use them correctly, to show how to prevent violation in the field of economy, to avoid abuse by official workers. There is no doubt that the level of required efficiency in the professional activity of a specialist is related to the level of his or her economic and legal culture. This article presents a complex of pedagogical conditions that are meant to provide efficiency of the process of formation of economic and legal culture among students of legal specialties. The author suggests to carry out the following work: formation of students' reflective-valuable relation to their professional activity; the interaction of subjects of educational process in conditions of open information and network space; organization and teaching an elective course on "Economic and legal culture of a lawyer". A set of conditions for solving the raised problem is characterized by integrity, complementarity and functionality.
Key words: pedagogical conditions, economic and legal culture, reflective-valuable relation, information and network space, elective course .
Н.И. Росенко, аспирант каф. педагогики и психологии профессионального образования Челябинского
государственного педагогического университета, преподаватель Костанайского филиала «ЧелГУ», г. Костанай,
Республика Казахстан, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Служебное положение современных специалистов юридических служб обязывает по-новому пропагандировать основные требования экономико-правовых законов, правильно применять их в практической деятельности, предотвращать правонарушения в сфере экономики, не допускать злоупотреблений служебными лицами. Несомненно, что необходимая эффективность профессиональной деятельности специалиста юридической профессии закономерно связана с уровнем его экономико-правовой культуры. Данная статья, в качестве предмета исследования, представляет комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность процесса формирования экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей. К ним мы относим: формирование у студентов рефлексивно-ценностного отношения к профессиональной деятельности; взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях открытого информационно-сетевого пространства; организация и проведение элективного курса «Экономико-правовая культура юриста». Комплекс условий отличается целостностью, взаимодополняемостью, функциональностью.
Ключевые слова: педагогические условия, экономико-правовая культура, рефлексивно-ценностное отношение, информационно-сетевое пространство, элективный курс.
Смысловая направленность данной статьи, на наш взгляд, наиболее точно выражена размышлениями в области социальной философии немецкого учёного Э. Фрома: «У человека есть возможность достигнуть полного роста и совершенного развития, если внешние условия будут благоприятствовать достижению этой цели. Каждый крестьянин или садовод знает, что, для правильного роста растений, семя нуждается в определённой температуре, влажности и качестве грунта. Без этих условий ... растение будет обречено на смерть. При оптимальных условиях фруктовое дерево достигает максимальных размеров и даёт замечательные плоды. При менее благоприятных условиях плоды будут менее удачными и могут засохнуть» [1].
Успешная реализация системы формирования экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей, обеспечивается следующими педагогическими условиями: формирование у студентов рефлексивно-ценностного отношения к профессиональной деятельности; взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях открытого информационно-сетевого пространства; органи-
зация и проведение элективного курса «Экономико-правовая культура юриста».
Рассмотрим более детально сущность выявленных условий.
Формирование у студентов рефлексивно-ценностного отношения к профессиональной деятельности.
Рефлексивное отношение к учебной деятельности может быть представлено вербально, в виде высказываний, которые, по мнению М.М. Бахтина, представляют «единство сообщения субъекта при помощи языковых средств и активного отношения субъекта к этому содержанию». Через высказывание студента мы можем определить его рефлексивное отношение: к процессу обучения в целом; к собственной учебно-познавательной деятельности; к общей деятельности субъектов образовательного пространства. В процессе формирования экономико-правовой культуры, рефлексивный компонент отношения направлен на развитие умений: интерпретировать, оценивать полученные экономико-правовые знания; выявлять профессиональные проблемы, связанные с недостатком экономико-правовых знаний, умений, навыков, личностных качеств; фиксировать «знание о
незнании и неумении»; вербализировать свои мысли, обмениваться ими; запрашивать недостающую информацию с помощью вопросов [2].
Ценностный аспект рефлексивно-ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности, по способам своего бытия, имеет сложный, многоуровневый характер. Он существует и функционирует объективно в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаётся и переживается как ценность, нормы, цели, идеалы, которые, в свою очередь, через духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни.
Ценностное отношение рассматривается как позиция, которая возникает в ситуации свободного выбора. Наличие ценностного отношения и ценностного сознания позволяет человеку определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное [3].
К наиболее значимым ценностям профессиональной деятельности относят ценности высшего порядка, характеризующие отношение специалиста к различным аспектам профессиональной деятельности, ценности, связанные с сущностью профессиональной деятельности, с признанием профессии обществом, а также ценности профессионального роста, самоутверждения, материального вознаграждения за труд [4].
Для профессиональной деятельности юриста характерны такие общечеловеческие ценности, как ценности этической ответственности перед профессией, ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения и самосовершенствования, достижения высокого профессионализма деятельности.
Профессия юриста в своей основе имеет базовую совокупность моральных норм и ценностей, которая обуславливает необходимость действовать в ситуации возникновения конфликта интересов, имеет публичный характер деятельности, объективно заключающийся в следовании общественным интересам.
На наш взгляд, весь процесс профессиональной подготовки будущего юриста можно представить как процесс формирования у него ценностного отношения к предстоящей профессиональной деятельности и к себе как носителю профессиональных ценностей. Ценностное отношение в процессе формирования экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей направлено на процесс освоения профессиональных знаний через призму экономических событий, явлений и законов.
Для становления ценностного отношения к профессиональной деятельности, необходимы наиболее значимые ценности: коммуникации делового общения, которые проявляются в навыках работы с людьми и предполагают его способность к личностному взаимодействию и общению; формулирование и делегирование задач и полномочий; участие в конфликтах и конструктивное их разрешение; взаимодействие с лицами из различных культурных и социальных слоёв; нравственно-духовное профессиональное поведение. Сформированная рефлексивно-ценностная позиция обеспечивает саморегуляцию деятельности студента, способствует актуализации внутреннего потенциала личности, является значимым средством активизации деятельности, обеспечивает выработку самостоятельных суждений, ориентирует на новое знание, формирует установки, убеждения и отношения, детерминирует профессиональное самосовершенствование [5; 6].
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что рефлексивно-ценностная позиция как личностное новообразование не возникает само по себе, а формируется благодаря усилиям самого субъекта в процессе целенаправленной деятельности.
Не менее значимыми для формирования ценностно-рефлексивного отношения у студентов юридических специальностей к предстоящей профессиональной деятельности являются технологические ценности, обуславливающие информационно-сетевое взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Рассмотрим следующее педагогическое условие.
Информационно-сетевое взаимодействие субъектов образовательного процесса. Словосочетание «информационно-сетевое взаимодействие» пришло в понятийный ряд педагогики сравнительно недавно, в современных исследованиях оно трактуется как многогранное и многоаспектное понятие, определяющее причинно-следственные связи, имеющее системный характер, обуславливающее развитие.
Взаимодействие педагогов и обучаемых является одновременно и социальным, и психологическим, и педагогическим. Со-
циальное взаимодействие «характеризуется множеством процессов, посредством которых реализуются связи взаимодействующих с окружающим миром, друг с другом»; психологическое взаимодействие объединяет процессы «взаимопонимания, сопереживания, соучастия»; педагогическое взаимодействие объединяет «специально организуемые общественные, целенаправленные процессы, в ходе которых позитивно преобразуются участники взаимодействия и условия его «развертывания» [7].
На основании сказанного выше можно предположить, что, будучи категорией и социальной, и психологической, и педагогической при одновременном наличии внутреннего потенциала развития, взаимодействие должно эволюционировать под воздействием внешних социальных макрофакторов, одним из которых является информатизация.
Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Таким образом, информационное взаимодействие можно рассматривать как результат эволюционирования педагогического взаимодействия, как прогнозируемый результат развития педагогического взаимодействия в период информатизации системы образования (Л.К. Гейхман).
В последние годы, на первый взгляд, тождественные понятия «информационное взаимодействие» и «сетевое взаимодействие» приобретают некоторые отличия. Понятие «информационное взаимодействие» включает в себя любого рода субъектное взаимодействие с использованием информации, полученной посредством различных источников информации. Понятие «сетевое взаимодействие», на наш взгляд, несколько уже и включает взаимодействие субъектов с использованием исключительно компьютерных технологий (модели учебного сетевого сообщества, сетевые коллекции, специализированные сетевые сервисы, сетевые учебные проекты и др.).
Таким образом, соглашаясь с мнением А.И. Готской, «под информационно-сетевым взаимодействием будем понимать процесс совместно-распределенной деятельности, реализуемой средствами сети Интернет, направленной на удовлетворение разнообразных информационно-образовательных потребностей участников взаимодействия и способствующей появлению изменений в ментальном опыте, как отдельных субъектов, так и групп взаимодействующих субъектов» [7].
При формировании экономико-правовой культуры нами были использованы следующие формы информационно-сетевого взаимодействия: участие обучающихся и педагогов в тематических форумах сетевого сообщества, целью которого является обмен мнениями, знаниями в области экономико-правовой культуры; использование в процессе обучения сетевых образовательных программ для самообразования, учебно-методического комплекса элективного курса «Экономико-правовая культура юриста»; организация и участие в сетевых тематических семинарах («Экономико-правовой анализ: соотношение права и экономики в различных социальных системах», «Правовая культура экономического взаимодействия субъектов рынка - миф или реальность?» и др.), конференциях («Правовые аспекты налогообложения физических и юридических лиц», «Правовое регулирование занятости и трудоустройства» и др.), образовательных проектах («Прибыль превыше всего, но честь -превыше прибыли», «Эталон экономико-правового поведения гражданина» и др.); сетевые консультации начинающего юриста, видеолектории и др.
Информационно-сетевое взаимодействие может осуществляться как в индивидуальном, так и в групповом режиме; продуктивная реализация информационно-сетевого взаимодействия не потребует территориального закрепления для непосредственных контактов; пространственно-временные ограничения полностью устранены, а значит, в полной мере удовлетворяется потребность образовательного процесса, направленного на формирование экономико-правовой культуры у студентов экономических специальностей в оперативной беспрепятственной связи с внешней средой.
Следующим педагогическим условием успешного формирования экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей является «Организация и проведение элективного курса «Экономико-правовая культура юриста»».
В переводе с латинского языка «элективный» обозначает избирательный. Отсюда следует вывод, что элективный курс
представляет собой дисциплину, имеющую прикладной характер, целью которой является дополнение, углубление, закрепление знаний, умений, навыков по профилирующим курсам.
Разработанная нами программа элективного курса «Экономико-правовая культура юриста» выступает в роли «надстройки», дополнения программы профильных курсов, его методика и содержание нацелены на формирование экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей как составной части профессиональной культуры, положенной в основу успешной профессиональной деятельности в условиях конкурентоспособной среды.
К функциям элективного курса «Экономико-правовая культура юриста» относятся: познавательная - заключается в обеспечении усвоения студентами юридических специальностей теоретических оснований курса (знаний об экономико-правовой культуре, ее структуре, содержании, роли в профессиональной деятельности и т.д.); ценностно-нормативная - проявляется в способствовании формирования ценностно-нормативных экономико-правовых ориентаций; практико-ориентированная - заключается в применении полученных знаний, умений и способов деятельности на практике, путем включения студентов в активную деятельность экономико-правового характера.
Внутренняя направленность содержания курса представлена:
1. Теоретическим наполнением элективного курса (сущностная характеристика экономико-правовой культуры, роль экономико-правового поведения, значение экономико-правовой
Библиографический список
культуры в профессиональной деятельности юриста, а также средствах и способах овладения экономико-правовой культурой).
2. Закреплением теоретических знаний и отработкой практических навыков (происходит через активную творческо-ком-муникативную деятельность: выступление с докладами перед аудиторией, презентации проектов, участие в семинарах, организация и проведение круглых столов, работа в дебатных группах и др.).
3. Практической частью (активные методы и тренинговые упражнения по формированию, развитию и закреплению компонентов экономико-правовой культуры: познавательного, ценностно-нормативного, морально-нравственного, чувственно-волевого, практического).
Введение элективного курса «Экономико-правовая культура юриста» в образовательный процесс вуза в значительной степени способствует успешному формированию экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей, его функциональная характеристика обеспечивает эффективность формирования основных компонентов экономико-правовой культуры, что в дальнейшем оказывает содействие в становлении профессиональной деятельности будущих юристов.
В заключение отметим, что представленные педагогические условия комплексно связаны между собой, образуют единство, целостность и функциональность педагогической системы формирования экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей.
1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Перевод с немецкого. Москва: АСТ, 2006.
2. Савельева Н.Н. Рефлексивное отношение как ценность в информационном обществе. . Available at: http://www.promgups.com/ kafedra/?page_id=446
3. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. Москва, 2003.
4. Чижакова Г.И., Позднякова А.Л. Организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения будущего специалиста экономической сферы к профессиональной деятельности. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009; 7: 132 - 136.
5. Калашникова Н.А. Рефлексия как принцип философского мышления. Диссертация кандидата философских наук. Волгоград, 2006.
6. Хутыз З.М. Формирование аналитико-рефлексивных умений у будущих учителей в процессе педагогической практики. Диссертация кандидата ... педагогических наук. Майкоп, 2005.
7. Готская А.И. Информационное взаимодействие в сети интернет как объект научно-педагогических исследований. Available at: http://www.ido.rudn.ru/vestnik/2009/2009_ 2/5.pdf
References
1. Fromm 'E. Anatomiya chelovecheskoj destruktivnosti. Perevod s nemeckogo. Moskva: AST, 2006.
2. Savel'eva N.N. Refleksivnoe otnoshenie kak cennost' vinformacionnom obschestve. Available at: http://www.promgups.com/kafedra/?page_ id=446
3. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu. Moskva, 2003.
4. Chizhakova G.I., Pozdnyakova A.L. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya cennostnogo otnosheniya buduschego specialista 'ekonomicheskoj sfery k professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009; 7: 132 - 136.
5. Kalashnikova N.A. Refleksiya kakprincip filosofskogo myshleniya. Dissertaciya kandidata filosofskih nauk. Volgograd, 2006.
6. Hutyz Z.M. Formirovanie analitiko-refleksivnyh umenij u buduschih uchitelej v processe pedagogicheskoj praktiki. Dissertaciya kandidata ... pedagogicheskih nauk. Majkop, 2005.
7. Gotskaya A.I. Informacionnoe vzaimodejstvie v seti internet kak ob'ekt nauchno-pedagogicheskih issledovanij. Available at: http://www.ido. rudn.ru/vestnik/2009/2009_ 2/5.pdf
Статья поступила в редакцию 06.10.15
УДК 372.881.111.1
Serebrennikova O.L., postgraduate, teaching assistant, English Language Department, Transbaikal State University (Chita,
Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL AND PERSONAL STUDENTS' DEVELOPMENT BY MEANS OF ENGLISH SONG MUSIC. In the article one of the pedagogical problems, such as professional and personal development of students in the course of study of foreign languages, is considered. The author's research is conducted with reference to English song music. The relevance of the study is explained by particular needs of the modern society that requires initiative professionals, on the one hand, and by a considerable increase of the role of a foreign language in the future professional activity of a specialist in any industry, on the other hand. The author justifies the process of professional and personal development of students by means of English song music. The work presents the researcher's definition of professional and personal development of students, when for this purpose English song music in higher school is used. The structural components and the specific contents of professional and personal development of students by means of English song music in higher school are examined.
Key words: professional and personal development, foreign language, English song music, specific content, higher education school.
О.Л. Серебренникова, аспирант, ассистент каф. английского языка Забайкальского государственного
университета, г. Чита, E-mail: [email protected]