Литература
1. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. - СПб. - МГИ, Петрополис. -1992. - С. 47.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
3. Моисеенко С. А. Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинских вузов на основе дополнительных занятий профессионально-прикладной направленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2006. - 21 с.
4. Романченко С.А. Коррекция состояния здоровья студентов в процессе занятий физической куль-
турой: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006.
- 24 с.
5. Старчеков М.М. Рейтинговая оценка как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. -Омск, 2005. - 23 с.
6. Филлипов В.М. Модернизация российского образования // Педагогика. - 2006. - №3. - С. 34.
7. Яковлева И. А. Организационно-
педагогические условия формирования культуры здоровья студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук.
- Красноярск, 2008. - 24 с.
Бартош Оксана Владимировна, доцент MTY им. адм. Невельского, заслуженный тренер России, MСMK по борьбе самбо 6900S0, г. Владивосток, ул. Беляева, д. З, кв. 80. Тел. 29-81-З1, моб. S9147910761 Ok-
sana1973456@mail.ru
Bartosh Oksana Vladimirovna, associate professor, adm.Nevelsky MGU, honoured coach of Russia, MSMC in sambo. 6900S0, Vladivostok, Belyaev str., З apt. 80.
Железовская Елена Олеговна, преподаватель BrMY «Росздрава», мастер спорта по борьбе самбо. 690000, г. Владивосток, тупик Шевченко д.7 кв.8. Тел. 40-08-З2, моб.891479 10751. E-mail: Lena19S3167@mail.ru
Zhelezovskaya Elena Olegovna, lecturer, VSMU "Roszdrav", master of sports in sambo. 690000, Vladivostok, Shevchenko deadlock, 7 apt. S.
Селюжицкая Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой ФВиС MTY им. адм. Невельского; 690080, г. Владивосток. Тел. 89147121056
Selyuzhitskaya Elena Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, head of department FViS, adm. Nevelsky MGU. 690000, Vladivostok, Tolstoy str., З0 apt. 218. Tel. 89147121056.
УДК 378
В.В. Борисов СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУЧНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Вузовская образовательная подсистема формирования этнокультурной компетентности учителей физической культуры обозначена составной частью профессионально-образовательной системы, включающей несколько уровней: освоение теоретических положений во время учебного процесса, оперирование усвоенными положениями в научно-исследовательской, коммуникативной и культурно-массовой деятельности, апробация технологий развития этнокультурной компетентности во время различных видов практики.
Ключевые слова: учитель физической культуры, организационно-педагогические условия, этническая группа, компетентность, этнокультурологическая подготовка, поликультурное образование.
V.V. Borisov CURRENT STATE OF RESEARCH SOLUTION OF THE PROBLEM OF ETHNIC AND CULTURAL COMPETENCE OF TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN EDUCATIONAL SPACE OF TRANS-BAIKAL TERRITORY
The higher school educational subsystem offormation of ethnic and cultural competences of teachers of physical culture is designated as a part of vocational educational system, which includes several levels: acquisition of theoretical concepts during the educational process, handling of acquired concepts in research, communicative and mass cultural activities, approbation the technologies of the development of ethnic and cultural competence in different kinds of practices.
Keywords: teacher of physical culture, organizational and pedagogical conditions, ethnic group, competence, ethnic and culturological training, multicultural education.
В Забайкальском крае исторически переплелись и мирно сосуществуют разные национальности: русские, эвенки, буряты, а также представлены субкультуры: казачество и «семей-ские». Каждая личность, включенная в качестве учителя в процесс школьного образования по физической культуре, участвует в воспитании и обучении молодого поколения не только своей, но и других этнических групп, проживающих на данной территории.
В результате анализа литературы и практической деятельности учителей физической культуры края были выявлены следующие противоречия между:
- необходимостью полноценного использования богатейшего этнопедагогического наследия в образовательной школе и отсутствием готовности учителей физической культуры к его трансляции учащимся;
- многообразием этнопедагогических методов, форм и средств, необходимых учителям физической культуры для этнопедагогической деятельности с использованием их на уровне творческого мышления, и опорой в обучении преимущественно на развитие познавательных функций студентов;
- возросшими требованиями к личности выпускника педагогического университета как активного и инициативного субъекта этнокульту-ры и его реальным отношением к реализации этнопедагогической деятельности.
Экспериментальной базой исследования явился Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (268 студентов факультета физической культуры) и 68 учителей физической культуры школ Забайкальского края.
Опираясь на созданный Г.Н. Волковым (2001) методологический базис этнопедагогической подготовки учителя, В.А. Николаев (1998) вводит понятие «этнопедагогическая культура» как социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования в современной практике обучения и воспитания. Автор отмечает, что этнопедагогическая культура проявляется в двух уровнях: объективном и субъективном. Объективный уровень характеризует педагогическую культуру народа, а субъективный отражает эт-нопедагогическую культуру личности и включа-
ет когнитивный, мыслительный, деятельностный элементы. Иными словами, этнопедагоги-ческую культуру учителя физической культуры можно обозначить как единство этнопедагогического сознания, этнопедагогического мышления и этнопедагогической деятельности. Этно-педагогическое сознание, вершиной которого является этнопедагогическое самосознание, включает в себя соответствующие знания, отношения и мотивы. Этнопедагогическое мышление реализуется на теоретическом, технологическом и рефлексивном уровнях. Этнопедагогическая деятельность, на основе соответствующих способностей, воплощается в этнопедагогических умениях (познавательных, ценностноориентировочных, деятельностных). Созданная В.А. Николаевым (1998), с опорой на труды отечественных авторов, система формирования этнопедагогической культуры учителя включает четыре основных уровня:
1. Знание целей народного воспитания, определяемых народной психологией, конкретными региональными условиями жизни (климатическими, социальными, экономическими и др.).
2. Освоение содержания этнопедагогики, включающее ведущие идеи, закономерности, принципы, понятия, осмысление ведущих отношений народного воспитания и путей их формирования. В процессе усвоения содержания народной педагогики формируется этнопедагогическое сознание.
3. Развитие этнопедагогической культуры предполагает изучение средств народного воспитания. Это средства материальной, духовной, соционормативной культуры. Знакомство с ними предполагает осознание с помощью педагогического объяснения их воспитательных возможностей, понимание воспитательной сущности методов, приемов, источников народной педагогики. Это способствует развитию этнопедагогического мышления.
4. Практическое использование этнопедагогических знаний, т.е. освоение этнопедагогических умений. Их развитие в процессе практики обеспечивает формирование этнопедагогической деятельности, дающей возможность продуктивного применения этнопедагогических знаний в реальном учебном и воспитательном процессе.
Этнопедагогическая культура как составная часть более широкого понятия этнопедагогической готовности - предмет исследования
Л.В. Соколовской (2007), рассматривавшей вопросы этнопедагогической подготовки учителя физической культуры. С ее точки зрения, этнопедагогическая готовность учителя есть, по сути своей, решающая составная часть профессиональной готовности, характеризующаяся уровнем развития этнопедагогической компетентности, этнопедагогического мышления и этнопедагогической культуры, достаточным для эффективного творческого решения этнопедагогических задач в условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом этнопедагогическую компетентность автор определяет как свойство личности, выражающееся в наличии глубоких и прочных этнопедагогических знаний и умений в области учебных предметов и положительного опыта решения этнопедагогических задач. Этнопедагогическая компетентность рассматривается в качестве основы мастерства учителя физической культуры, знания им народной педагогики, фольклорной, обыденной, обычной, неформальной, житейской, традиционной естественной педагогики, мудрости физического воспитания, традиционной педагогической культуры, многообразных форм их функционирования в реальной действительности. Опираясь на суждения об особенностях педагогического мышления, отраженных в работах В.А. Сластенина (1993), Г.В. Палаткиной (2000), а также на собственные наблюдения и выводы, авторы определяют этнопедагогическое мышление как особенность мыслительной деятельности, характеризующуюся целенаправленным использованием методологических и психологических основ познания этнопедагогических принципов, логических конструкций, содержания изучаемых дисциплин, этнопедагогических категорий и закономерностей для осмысления и решения этнопедагогических задач в конкретных педагогических ситуациях. В структуру этнопедагогического мышления входит умение видеть этнопедагогическую задачу, грамотно формулировать ее, выдвигать и оценивать гипотезы о путях ее решения, находить оптимальный вариант решения на основе реализации наиболее приемлемой гипотезы, анализировать полученный результат и вносить в случае необходимости коррективы в этнопедагогическую деятельность. И, наконец, этнопедагогическая культура характеризуется как преломление общей и профессиональнопедагогической культуры учителя в условиях этнопедагогической деятельности. Этнопедагогическая культура - это интегральный показатель этнопедагогической деятельности учителя, включающий в себя подход к обучаемым с по-
зиций гуманизации образования, мировоззренческую насыщенность преподавания, широкий психолого-педагогический кругозор, глубокие этнопедагогические знания и умения творчески применять их на практике, эмоциональноценностное отношение к объекту изучения, этнопедагогическую интуицию, свободу общения в процессе этнопедагогической деятельности и как итог этого - рациональность, эстетичность и непринужденность решения этнопедагогических задач. Возвращаясь к понятию «этнопедагогическая культура учителя», можно выделить в его содержании две части: систему этнопедагогических знаний (в которую входят этнопедагогическая образованность и этнопедагогический кругозор) и этнопедагогическую деятельность (этнопедагогическое мышление и этнопедагогический опыт). При этом первая часть определяет такое профессиональное качество, как этнопедагогическая компетентность учителя, а вторая часть - этнопедагогический профессионализм. Вообще формирование этих двух качеств рассматривается как конкретизация общей установки на развитие этнопедагогической культуры в системе этнопедагогической подготовки учителя физической культуры. Этнопедагогическая компетентность учителя предполагает знание им целей обучения на основе традиционной культуры, их конкретного наполнения и приоритетности; психологических механизмов овладения этнопедагогическим знанием и способов их использования в процессе обучения. Этнопедагогический профессионализм предполагает владение учителем способами реализации различных моделей обучения, ориентированных на особенности разных типологических групп учащихся, наиболее типичными способами решения этнопедагогических задач и использованием их для целей развития, приемами пробуждения и развития познавательного интереса учащихся к эт-нопедагогическому содержанию и др. В структуру этнокультурной компетентности педагога кроме содержательного (этнопедагогические знания) и деятельностного компонентов (этнопедагогическая деятельность) мы включаем и личностный компонент, отражающий наличие у педагога необходимых личностных качеств активного субъекта этнонаправленного воспитательно-образовательного процесса.
Нами этнопедагогическая подготовка рассматривается как процесс становления этнокультурно-компетентного специалиста, обладающего системой этнопедагогических знаний, умений, навыков и личностных качеств: знанием основ народной педагогики, функций, факторов,
средств и методов этнонационального воспитания детей; умениями грамотного использования воспитательного опыта народа в работе с детьми разного возраста, навыками интеграции народных традиций в современный учебно-
воспитательный процесс; качествами активного субъекта этнонаправленного процесса, отличающегося этнопатриотизмом и убежденностью в необходимости воспитания детей в духе уважения к народам. То есть понятие «этнопедагогическая подготовка» нами расширяется до «эт-нокультурологической подготовки», включающей кроме этнопедагогической и этнопсихологическую, и поликультурную подготовку.
Так, А.Н. Некрасова (1992) под этнокультурной компетентностью понимает определенное социально-психологическое свойство личности, обладающей определенным уровнем подготовленности к вступлению в межэтническое общение, т.е. такую этносемиотическую осведомленность, которая позволяет личности легко и раскованно включаться в национально окрашенные ситуации общения, обеспечивает различную степень оптимизации взаимоотношений с представителями иных этнокультурных традиций. Автор, как видим, акцентирует свое внимание в основном на поликультурной составляющей этнокультурной компетентности, хотя и оговаривается, что владение способами общения еще не предполагает достаточного уровня этнокультурной компетентности личности и выступает лишь ее предпосылкой, возможным условием. В качестве составляющих категории «этнокультурная компетентность» ею выделяются три компонента: эмоционально-оценочный, познавательный (когнитивный) и поведенческий (ситуативный), причем содержание и направленность всех трех компонентов зависит от типа ориентации сознания личности способа этнической самореализации) и вытекающих отсюда предшествующего опыта и интенсивности межэтнического общения.
Мы считаем, что психолого-педагогический подход проявляется и в выделенных критериальных характеристиках оценки этнокультурной компетентности педагога: знание этнопсихологических особенностей учащихся; уровень развития нравственно-личностных качеств учителя; профессионализм в своей отрасли знаний; уровень этнопедагогической подготовки; рейтинг педагога среди учащихся, родителей, коллег, администрации; результаты творческих выступлений учеников; уровень воспитанности учеников; методическая работа в системе методических объединений; выступление на семинарах,
конференциях, фестивалях; знание традиционной русской культуры и учет этнокультурных традиций своего региона в образовании и воспитании; готовность к межкультурному диалогу; культура общения.
Этнокультурную компетентность педагога мы рассматриваем как сложное многомерное психолого-педагогическое явление, включающее в себя следующие интегративные образования: этнопедагогическую, этнопсихологическую и поликультурную субкомпетентности, а также содержательный, деятельностный и личностный компоненты. При этом этнопедагогическая субкомпетентность как структурный элемент этнокультурной компетентности находит выражение в системе этнопедагогических знаний, умений, навыков и личностных качеств учителя как эт-нопедагога: знание основ народной педагогики, функций, факторов, средств и методов национального физического воспитания; стремление к развитию личностных качеств в соответствии с идеей совершенного человека программы народного воспитания; наличие умений грамотного использования воспитательного опыта народа с детьми разного возраста, навыков интеграции народных традиций в современный учебновоспитательный процесс и т.д. Этнопсихологическая субкомпетентность тесно связана с этнопедагогической и включает: совместный поиск путей эффективного воспитательного воздействия педагога на детей посредством анализа психологической сущности и ценностных ориентации представителей этнических коллективов, учет своеобразия национальной психологии в воспитательно-образовательном процессе, использование наиболее эффективных при работе с детьми той или иной национальности форм и методов педагогического воздействия, этносен-зитивная чувствительность и понимание мира ребенка и т.д. И, наконец, поликультурная субкомпетентность, одна из наиболее актуальных на современном кризисном этапе развития межнациональных отношений, выражается в наличии у педагога способности объективно оценивать, принимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения, создавать в многонациональном детском коллективе доброжелательную атмосферу межкультурного взаимодействия, использовать разнообразные техники для развития собственных качеств этнотолерантности, эмпа-тийности, дипломатичности и т.д. Раскрытие сущности обозначенных субкомпетентностей позволяет выделить в каждой из них такие структурные компоненты, как содержательный,
деятельностный, личностный. В данном контексте содержательный компонент предполагает наличие глубоких знаний по основным базовым научным дисциплинам, обязательным для педагога как транслятора национальной культуры, в качестве которых мы выделяем этнопедагогику, этнопсихологию, педагогику межнационального общения. Мы считаем, что базовыми для учителя физической культуры, действующего в условиях поликультурной среды с многонациональным составом учащихся, отличающихся своеобразным восприятием и отражением окружающего их пространства, являются все же знания, прежде всего, этно-психолого-педагогического и межкультурного характера. Деятельностный компонент предусматривает наличие профессиональных навыков и умений, апробированных в практике полиэтничного окружения и освоенных педагогом в качестве наиболее эффективных в работе с многонациональным коллективом детей. Продуктивность профессиональной деятельности определяется не только знаниями и освоением разнообразных техник и технологий, но и личностным потенциалом специалиста. Личностный компонент отражает профессионально-личностные качества, определяющие позицию и направленность педагога как активного субъекта этнонаправленного образовательного процесса. Таким образом, под этнокультурной компетентностью учителя мы понимаем высокую степень его теоретической, практической и личностной подготовленности к полноценной трансляции национальной физической культуры как синтеза национально-особенного и общечеловеческого с целью формирования совершенной личности в соответствии с программой национального воспитания и учетом этнопсихологических особенностей ее развития, личности, способной к эффективному меж-культурному диалогу и толерантной к национально-психологическому своеобразию представителей иных этнических коллективов и их культурных ценностей. Другими словами, этнокультурная компетентность педагога представляет собой необходимый уровень его этнокультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, развития личностных качеств и способностей, позволяющих ему успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными потребностями представителей разных этнических коллективов. В качестве функциональных составляющих этнокультурной компетентности педагога нами выделены гностический, конструктивный, организаторский,
коммуникативный компоненты. Гностическая функция предполагает выявление специфики этнокультурной среды, особенностей ценностно-нормативного содержания культуры, этнических норм межкультурного взаимодействия; анализ и оценку опыта профессиональной деятельности в этнокультурной среде; изучение проблем взаимосвязи подопечных с этноокру-жением; применение исследовательских находок профессиональной деятельности в конкретном регионе. Конструктивная функция включает отбор и определение структуры учебного материала с учетом национально-психологических особенностей детей; осмысление действий этно-педагогизации дидактического процесса, прогнозирование развития личности ребенка в этнокультурной среде. Организаторская функция предусматривает организацию жизнедеятельности воспитуемых во взаимосвязи с этнокультурным окружением; привлечение общественности для решения возникающих этносоциальных проблем. Коммуникативная функция отражает владение этническими нормами межкультурного общения: умение выбирать оптимальные способы поведения по отношению к представителям различных культур, устанавливать с ними контакты; владение навыками развития культуры межнационального общения подопечных, ориентируясь на этические нормы взаимоотношений.
Проведенное нами исследование позволило решить поставленные задачи, получить необходимые теоретические, экспериментальные данные и сделать следующие выводы:
1. На основе всестороннего анализа работ современных авторов, учебно-методической литературы, результатов собственного исследования выявлено несоответствие между современными требованиями к этнокультурной образованности индивидов и уровнем их обучения в вузе и школе, а также отмечена недостаточность отражения этнокультурологической составляющей в существующих программах подготовки и переподготовки педагогов. Значительная часть забайкальского учительства до сих пор не владеет полным объемом информации по традиционной культуре народов, не умеет использовать богатейший ее педагогический потенциал в современном воспитательно-образовательном процесссе. Указанные обстоятельства предопределили необходимость глубокого изучения данной проблемы с культуролого-педагогических позиций и разработку теоретической модели и концепции формирования этнокультурной ком-
петентности будущих учителей физической культуры.
2. Изучение процесса формирования этнокультурной компетентности будущих учителей как сложноорганизованного, многоуровневого психо-лого-педагогического процесса стало возможным благодаря применению комплекса методологических подходов. В качестве составляющих этого комплекса выступили системно-целостный, ком-петентностный, культурологический, личностнодеятельностный, акмеологический, футурологический и цивилизационный подходы.
3. Структурными компонентами этнокультурной компетентности педагога обозначены этнопедагогическая, этнопсихологическая, по-ликультурная субкомпетентности. Этнопедагогическая субкомпетентность выражена через систему этнопедагогических знаний, умений и личностных качеств педагога, позволяющих ему на профессиональном уровне осуществлять эт-нопедагогизацию учебно-воспитательного процесса. Этнопсихологическая субкомпетентность отражена через реализацию путей эффективного воспитательного воздействия на детей посредством анализа их психологической сущности как представителей определенных этнических коллективов; учет своеобразия национальной психологии в воспитательно-образовательном процессе; этносензитивную чувствительность и понимание мира ребенка. Поликультурная субкомпетентность выражена через комплекс знаний о правилах и нормах межнационального взаимодействия, способность объективного оценивания, принятия этнического разнообразия и культурной самобытности различных групп населения, создания в многонациональном детском коллективе доброжелательной атмосферы межкультурного взаимодействия, использования разнообразных технологий для развития этното-лерантных характеристик детей.
4. В рамках исследования построена теоретическая модель этнокультурной компетентности учителя физической культуры, в концептуальной форме включающая теоретическое обоснование значимости рассматриваемой категории на современном этапе развития общества, совокупность целей и задач (дидактических, воспи-
тывающих, развивающих, социализирующих, диагностических), принципов (научности, систематичности, интеграции, деятельностного
подхода, этнопедагогической направленности и др.), организационно-педагогических условий (демократизации, гуманитаризации, методоло-гизации образовательного процесса и т.д.), технологий (проблемного, группового обучения, диалогового, педагогического общения, социального проектирования, мониторинга и др.), последовательных этапов и критериев оценивания достижений развития.
5. В качестве критериев развития этнокультурной компетентности будущих учителей физической культуры предложены: уровень овладения теоретическими и практико-ориентиро-ванными знаниями этнокультурологического содержания; сформированность необходимых умений и навыков для продуктивного взаимодействия с многонациональным коллективом детей и успешной профессиональной самореализации в полиэтничном окружении; наличие профессионально-личностных качеств, определяющих позицию активного субъекта этнокуль-туры.
Литература
1. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. - 160с.
2. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: состояние и формирование: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1992. - 30 с.
3. Николаев В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998. - 28 с.
4. Палаткина Г.В. Реализация воспитательных возможностей этно-педагогической среды: метод. реком. - Астрахань: Изд-во Астрах. ГПУ, 2000. -22 с.
5. Сластении В. А. Формирование профессиональной культуры учителя: учеб. пособие для пед. спец. вузов. - М.: Прометей, 1993. - 178 с.
6. Соколовская Л.В. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к этнопедагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Сургут, 2007. - 24 с.
Борисов Вячеслав Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания ЗабГГПУ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, отличник физической культуры и спорта России. 972027 г. Чита, ул. Нагорная, дом 2, кв.43. 8-914-430-75-24 -сотовый телефон. 8-3022-36-38-49 - домашний телефон. E-mail: sinavl@yandex.ru
Borisov Vyacheslav Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department of physical education, ZabSHPU, corresponding fellow, International Academy of Science of Pedagogical Education, merited worker of Russia physical culture and sport. 972027 Chita, Nagornaya Str., 2 apt. 43. mob. tel. 8-914-430-75-24. h.tel. 8-3022-36-38-49. E-mail: sinavl@yandex.ru