ББК 74.4 УДК 371.01 У-73
Урусова Зурият Магометовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий педагогического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, т. 8(928)3901814;
Джанибекова Эльвира Хамитовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий педагогического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева.
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА
(рецензирована)
Приобщение учащихся к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания культуры межнациональных отношений обеспечивается этнокультурным образованием учащихся и во многом зависит от уровня этнокультурной подготовленности педагога. Готовность учителя к профессиональной деятельности в поликультурном пространстве образовательного учреждения выступает своеобразным условием педагогической поддержки развития этнокультурной личности учащегося.
Ключевые слова: этнокультурная компетентность педагога, этнопедаго-гическая, этнопсихологическая подготовка.
Urusova Zuriyat Maghometovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Techniques of the Pedagogical Faculty of Karachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliyev, tel.: 8 (928) 3901814;
Dzhanibekova Elvira Khamitovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Techniques of the Pedagogical Faculty of Karachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliyev
ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF A TEACHER
(reviewed)
Addicting students to national and universal values, promoting a culture of international relations provides an ethno-cultural education of students and largely depends on the level of preparedness of the ethno-cultural educator. The willingness of the teacher to the professional activity in a multicultural space of an educational institution acts as original condition for pedagogical support for the development of ethno-cultural identity of a student.
Keywords: ethno-cultural competence of teachers, ethno - pedagogical, ethno-psychological training.
В настоящее время глобальные проблемы межэтнических взаимоотношений в мире предопределили смену образовательной парадигмы в XXI веке. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях образования в XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость больших и малых этносов в сознательную солидарность. Современная цивилизация должна строить взаимоотношения больших и малых этносов в пределах одного сообщества на принципах интеграции, терпимости и уважения друг другу.
Россия - государство с множеством разнообразных видов и типов культур, поэтому учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении должен учитывать этнокультурное многообразие и осуществляться в форме диалога культур. Принцип сочетания и последовательного изучения культур от освоения культуры родного народа к приобщению культур народов ближайшего окружения, а затем - к ознакомлению с мировой культурой должен стать определяющим в организации учебно-воспитательной работы в школе.
На систему образования ложится большая ответственность в деле этнокультурной социализации нового поколения.
Задачи формирования ключевых компетенций обучающихся в этнокультурной среде нельзя понимать узко, только как приобщение к национальной культуре, возрождение ее элементов, формирование национального самосознания. Школа должна подготовить учащихся к жизни в условиях поликультурной среды. Современные школы должны быть ориентированы на необходимость изменения содержания образования и повышения статуса учебных заведений, способных не только давать определенный уровень знаний, но и формировать межкультурную компетентность, готовить молодежь, независимо от национальной принадлежности, к социализации в условиях поликультурного общества.
Взаимодействие разных культур в пространстве школы во многом зависит от этнокультурной компетентности педагога, ибо каждый ученик представляет собой «поликультурное Я», внося в стены школы культуру своих родителей, друзей, этнической группы к которой он принадлежит.
Анализ реальной практики и результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что современный педагог не оправдывает ожиданий общества в плане реализации им этнокультурологических функций. Формирование этнокультурных представлений педагогов, осуществляемое в традиционном просветительском русле, ведет к незавершенности этнокультурологической подготовки, ее остановке на уровне интериоризации культуры (получение некоторых знаний и отдельных умений и навыков). Значительная часть педагогов не владеют полным объемом информации о традиционной культуре, не умеет использовать богатейший ее педагогический потенциал, не имеет навыков интеграции народных традиций с воспитательно-образовательным процессом.
Отсутствие этнокультурологической составляющей в мировоззренческой позиции педагога в условиях морально-нравственного кризиса представляется довольно пагубным для будущего страны. Программой модернизации образования предусматривается проведение комплекса мер для усиления подготовки педагогических кадров, в том числе и повышение качества подготовки выпускников к педагогической деятельности в поликультурной среде.
Кроме того, в многонациональном государстве содержание образования не может ограничиваться только региональным компонентом. Обязательным компонентом профессиональной подготовки педагогов должно стать изучение будущими учителями не только культурных ценностей своего этноса, но и этнопсихологических, этнопедагогических, исторических и культурных особенностей других этносов. Эти же аспекты относятся и к деятельности повышения квалификации работников образования.
Каждый субъект РФ разрабатывает свою концепцию и программу развития образования. Регионализация, связанная с разграничением полномочий федерального и регионального уровней системы образования с сохранением единого образовательного пространства, способствовала появлению различных концепций подготовки и переподготовки педагогических кадров, разработанных С.Г. Вершловским, В.Г. Воронцовой, И.А. Колесниковой и др.
В фундаментальных работах академика Г.Н. Волкова дается всестороннее обоснование необходимости полноценной этнопедагогической подготовки и ее составляющих. Еще в конце 80-х гг. Г.Н. Волковым была разработана этнопедагогическая концепция национальной школы, которая послужила фундаментальной базой для развития национальной системы образования,
В качестве основных принципов концепции были определены: обучение и воспитание детей на родном языке с дошкольного возраста до окончания средних учебных заведений; формирование интеллектуальных способностей социально-этнических качеств личности ребенка с учетом этнопсихологических особенностей и традиций народной педагогики; систематическое приобщение подрастающего поколения в процессе обучения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и социально-этническим ценностям; учет регионального компонента в
содержании и структуре преподаваемых в национальной школе предметов. Реализация концепции требовала особой подготовки учителя, который должен иметь знания о жизни того народа, с детьми которого ему предстоит работать [1].
Следует отметить сформулированный проф. В.К. Шаповаловым общеметодологический принцип этнокультурной направленности образования, определяющий, в какой мере его цели, задачи, содержание, технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации. Автор отмечает, что образование в нашей стране перестало в полной мере выполнять культуросозидательную функцию, а образовательная система не создает необходимых условий для формирования общей культуры и собственно личности, ее готовности взаимодействовать с другими людьми и миром в целом. Следствием отрыва национальной школы от этнокультурной традиции стало противоречие между конкретным национальным идеалом воспитания и односторонним социальным стереотипом, реализуемым в школе. Поэтому стратегия демократизации и гуманизации образования, возвращения ему культурообразующего статуса не может быть осуществлена без разрешения противоречия между актуализировавшимися этнокультурными потребностями и образовательными интересами народов как субъектов образовательного процесса и возможностями их удовлетворения федеральной системой образования. Снять обозначившиеся противоречия можно путем построения содержания образования, этнокультурная направленность которого будет учитывать интересы не только многонационального государства, но и этносов [2].
Исходя из вышеизложенного, необходима этнопедагогическая и этнопсихологическая подготовка педагога как носителя этнокультуры и посредника между разными культурами. Центральное место в этнопедагогической и этнопсихологической подготовке педагога в вузе занимает учебные дисциплины «Этнопедагогика» и «Этнопсихология».
Этнопедагогическая и этнопсихологическая подготовка педагога включает теоретическую и прикладную подготовку в вузе и практическую работу в школе, а также развитие рефлексии на собственные действия и профессионально значимые качества. Готовность как результат этого процесса предполагает сформированность этнопедагогической компетенции, обеспечивающей устойчивый целенаправленный характер протекания педагогической деятельности в условиях полиэтнического состава учащихся.
Содержание этнопедагогической компетенции входит в структуру готовности будущего педагога к работе поликультурной образовательной среде. Структура готовности педагога к работе в такой среде может быть представлена единством трех компонентов:
- ценностным - убеждение в значимости этнопедагогических и этнопсихологических знаний;
- деятельностным - оперативность в выборе приоритета ценностей, форм толерантного взаимодействия в условиях полиэтнического состава учащихся;
- рефлексивным - адекватное отношение к себе и другим людям с позиции уважения человека.
Этнопепедагогическая и этнопсихологическая подготовка ориентирует:
- на помошь учащемуся в утверждении его личностной идентичности в мире, где взаимодействуют разные культуры;
- поддержку в адаптации к новым социокультурным условиям;
- предупреждение образовательной депривиции в процессе обучения в условиях полиэтнического состава учащихся;
- организацию и создание условий в образовательном процессе, в которых учащийся может развить этническое самосознание и российскую идентичность [3].
Этнокультурный подход в педагогике предполагает выявление общих закономерностей и национальных особенностей в развитии образования и культуры отдельных стран, региона в глобальном масштабе. Этнокультурный подход связан с реализацией таких педагогических принципов, как принцип природосообразности, культуросообразности.
Понятие «этнокультурная компетентность» рассматривалось рядом отечественных авторов. Так, А.Н. Некрасова под этнокультурной компетентностью понимает определенное социально-психологическое свойство личности, обладающей определенным уровнем подготовленности к вступлению в межэтническое общение, т.е. осведомленность, которая позволяет личности легко и раскованно включаться в национально окрашенные ситуации общения, обеспечивает различную степень оптимизации взаимоотношений с представителями иных этнокультурных традиций. [4]. Автор акцептирует свое внимание на поликультурной составляющей этнокультурной компетентности, хотя и оговаривается, что владение способами общения еще не предполагает достаточного уровня этнокультурной компетентности личности, и выступает лишь ее предпосылкой, возможным условием.
В качестве составляющих понятия «этнокультурная компетентность» автором выделяются три компонента: эмоционально-оценочный, познавательный (когнитивный) и поведенческий (ситуативный), причем содержание и направленность всех трех компонентов зависит от типа ориентации сознания личности, способа этнической самореализации и вытекающих отсюда - предшествующего опыта и интенсивности межэтнического общения.
Этнокультурную компетентность в виде системы знаний, понятий, представлений о человеке как члене этнической группы, рассматривает Л.И. Боровиков. По мнению Л.И. Боровикова [5], этнокультурная компетентность позволяет практическому работнику сделать свою профессиональную деятельность этносензитивной, т.е. более чутко ориентированной на этнокультурные ценности, запросы, особенности национального характера клиентов, сложившиеся в конкретном социуме, стандарты этнокультурных отношений. В качестве естественных способов приобретения специалистом этнокультурной компетентности отмечаются: специальная теоретико-аналитическая подготовка, изучение научно-информационной литературы по этнокультурным традициям, целенаправленные наблюдения в процессе деятельности.
Наиболее близок нашему пониманию этнокультурной компетентности подход В.Н. Галяпиной и Т.В. Поштаревой. Ими этнокультурная компетентность рассматривается как свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
Цель этнокультурной компетентности, по их трактовке, имеет внешнюю и внутреннюю направленность.
Внешняя цель этнокультурной компетентности как общественного явления состоит в стабилизации межнациональных отношений и учете этнических особенностей, интересов каждого народа, в стремлении к межкультурному диалогу. Она дает возможность этническим общностям понять друг друга.
Внутренняя целевая направленность этнокультурной компетентности заключается в том, что личность является не только «держателем» знаний в области этнокультуры, но и их активным пользователем, не подстраивающим свое поведение под обстоятельства и других людей, а творчески взаимодействующим с ними. Для этого необходимо овладение личностью как нормами и ценностями своего этноса, так и знаниями и представлениями об образе жизни других народов, составляющих ее этнокультурное окружение.
Этнокультурную компетентность педагога мы рассматриваем как системное, интегральное личностное образование, отражающее деятельность педагога как субъекта этнокультурно направленного образовательного процесса.
В качестве содержательных компонентов этнокультурной компетентности педагога нами рассматриваются этнопедагогический, этнопсихологический и поликультурный аспекты, которые также являются компетентностными характеристиками.
Литература:
1. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. М:. Академия, 2007.
233 с.
2. Боровиков Л.И. Этнокультурная компетентность социального педагога и социального работника: научно-методические материалы для занятий в школе социальной педагогики и социальной работы. М., 1993. 19 с.
3. Волков Г.Н. Традиционная культура воспитания в подготовке учителя // Пути совершенствования подготовки педагогических кадров: матер. республ. науч.-практ. конф. Чебоксары, 1990. С. 20-23.
4. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: состояние и формирование: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1992. 30 с.
5. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ставрополь, 1997. 36 с.