Научная статья на тему 'Современное состояние компьютеризации процесса обучения'

Современное состояние компьютеризации процесса обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / PROFESSIONAL TEACHER'S ACTIVITIES / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / EDUCATION / COMPUTERIZATION OF TEACHING-LEARNING PROCESS / COMPUTER TECHNOLOGIES / INFORMATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсидинов X.

Подготовка будущих учителей к компьютеризации учебного процесса, являясь органической составной частью профессиональной подготовки специалистов в вузе требует научно обоснованного отношения к организации учебно-воспитательного процесса. Автор статьи анализирует современное состояние теоретической разработки проблемы применения её преподавателями, показывает, что несмотря на наметившиеся в последние годы изменения содержания, организации и метоҷики использования компьютерных технологий в обучении, преподаватели, в основном, используют их недостаточно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамсидинов X.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary State of Computerization in Teaching-Learning Process

The preparation of future teachers for computerization of teaching-learning process being an organic staff and staple of the educational period requires a scientifically substantiated attitude towards the organization of studies and upbringing of specialists. The author of the article analyses the contemporary state of theoretical elaboration of the problem, he shows that in spite of certain shifts and alterations concerned with computer technologies applied in tuition, changes introduced for the latest years in contents and methods innovations aren't used adequateey and need further accomplishments.

Текст научной работы на тему «Современное состояние компьютеризации процесса обучения»

X. Шамсидинов

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: образование, компьютеризация процесса обучения, компьютерные технологии, профессиональная деятельность преподавателя, информационная культура

Образование и обучение грамоте является важнейшим средством развития человеческого общества, вносящим неоценимый вклад в повышение духовного уровня человечества.

С вступлением Республики Таджикистан на путь демократического общества перед ней встали не только проблемы изменения политического и экономического строя, но и изменение общественных структур страны, в том числе и образования.

Эта задача во все века и времена признавалась одной из важнейших задач. Она имеет огромное значение, особенно в нынешнее время, когда Таджикистан в мировом масштабе признан как суверенное, демократическое, правовое и светское государство. Поэтому государство и правительство Республики Таджикистан относятся к этой задаче с особой серьёзностью. В частности, Президент Республики на встрече с интеллигенцией сказал: «Система образования является одной из важнейших систем нашего времени, До тех пор, пока мы не приступим к конкретному изменению в структуре образования, мы не сможем достичь должного уровня в развитии культуры и просвещения». И здесь же он отметил, что «основным стержнем в культуре и просвещении является знание. Только знающий человек способен к активному участию в изменениях своего края, созданию нового материального и духовного богатства и только он сможет определить свой жизненный путь и реализовать его в обществе»(5).

— 200 -<_ номаи донишгох )

В целях плодотворности этих изменений был принят ряд нормативно-правовых документов, целью которых является изменение структуры и содержания обучения и воспитания в соответствии с требованиями демократического общества (1,2).

На современном этапе развития образования, протекающем в новых социально-экономических, политических, культурных и информационных условиях, все более высокие требования предъявляются к содержанию образовательного процесса. В числе важнейших приоритетов совершенствования обучения стоит задача внедрения в учебный процесс новых компьютерных технологий (3,8).

Анализ современного состояния теоретической разработки проблемы использования компьютерных технологий в обучении и практике применения их преподавателями показывает, что, несмотря на наметившиеся в последние годы изменения содержания, организации и методики использования компьютерных технологий в обучении, преподаватели, в основном, используют их недостаточно.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Таджикистане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающего его эффективность (4,203).

За последние годы число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось во много раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности, образовательные мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей начальных классов даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке (4, 208-212).

Знание и применение современных компьютерных технологий, которые являются частью педагогических технологий, придают новый оттенок профессиональной деятельности преподавателя, повышают его мастерство, информационную культуру и являются необходимыми качествами специалиста любого профиля.

Стремление к интеграции в области образования диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство. Отсюда такой интерес во многих странах к новым компьютерным технологиям, которые открывают окно в это мировое пространство.

Отечественная педагогика всегда стремилась использовать новые технологии в педагогической деятельности, что является

закономерностью в развитии современного образования.

Современные теоретические положения педагогики школы подтверждают актуальность внедрения компьютерных технологий в педагогическую деятельность, что соответствует велению времени.

Длительное время идет интенсивный разговор о компьютерных технологиях и их применении в обучении. Можно слышать утверждения о том, что компьютерная технология позволяет повысить эффективность учебного процесса, но нужно иметь в виду проблему действительного улучшения качества обучения и проблему технического совершенствования учебного процесса.

Обучение - это, прежде всего, развитие уровней мышления, которое связано с умением моделировать сложные ситуации и на основе всестороннего их анализа принимать решения.

Психологи и педагоги, изучающие эти вопросы, указывают, что наряду с традиционными методами обучения целесообразно использовать и новые возможности компьютеризованного обучения. Необходимо анализировать множество ситуаций, вкладывать новое содержание в известные понятия и уметь находить адекватное толкование различным сочетаниям ситуаций.

Надо иметь в виду и мощный фактор личностного примера человека - педагога. Хороший педагог в состоянии дать не только альтернативное объяснение непонятного школьникам, но и увлечь их примером прекрасного знания изучаемого предмета и умением использовать в обучении современные методы, в частности, компьютерные технологии.

Использование компьютерных технологий отстает от уровня требований учебного процесса, и это объясняется неразработанностью педагогических аспектов использования компьютерных технологий в обучении школьников (4,207-208).

Вместе с тем по конкретным проблемам использования компьютерных технологий среди преподавателей и специалистов ведется немало острых научных дискуссий. Процесс поиска и внедрения новых инновационных технологий обучения тесно связан с развитием современных форм, методов и средств обучения, основанных на преимуществах компьютерной техники. За

последние годы высказываются различные взгляды на изучаемую проблему.

Речь идет о необходимости формирования новой информационной культуры общества. Необходимо уже сегодня начать изучение этой проблемы. Представляется, что данную проблему можно решить в двух направлениях: для использования компьютерных технологий в обучении необходимо, с одной стороны, чтобы преподаватели могли профессионально и целенаправленно использовать компьютерные технологии в обучении, которые уже обладают необходимыми компьютерными навыками, с другой стороны, знание персональных компьютеров школьникам дает информатика. Но, к сожалению, сегодня в отечественной системе образования при изучении информатики все еще сохраняется традиционная ориентация на обучение элементарным основам компьютерной грамотности, или программированию. В то же время все более актуальными становятся другие проблемы -социально-экономические, культурологические и цивилизованные аспекты глобальной информационной революции. Поэтому промедление в соответствующей информационной ориентации отечественного образования просто недопустимо.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:

1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инстру-

ментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40-е 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

6-й этап - «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя - глобальной компьютерной сети Internet.

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

И.В. Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, а также устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных) (3,70).

К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или

нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды).

По мнению специалистов управления экономикой и образованием для реализации современных информационных технологий требуется:

-создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие нормальное функционирование сферы производства;

-обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов;

-обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;

-подготовить квалифицированные кадры; -реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики и др.

Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на современные информационные технологии. По их мнению, наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую образовательную систему - создание учебным заведениям Таджикистана условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества. Учёные и работники образования республики видят следующие пути вхождения отечественной системы образования в мировую информационно-образовательную среду:

-совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и современным информационным технологиям;

-переподготовка преподавателей в области современных информационных технологий;

-информатизация процесса обучения и воспитания; -оснащение системы образования техническими средствами информатизации;

-создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;

-создание на базе современных информационных технологий единой системы дистанционного образования в Таджикистане;

-участие Таджикистана в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование.

Идея использования компьютеров в школах, где необходима частичная подмена учителя при совместном обучении в начальных классах, либо в качестве компенсации профессиональной неподготовленности учителя-совместителя является новой и нуждается в проверке эффективности и соответствия полученного результата с уровнем экономических затрат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан.

- Душанбе, 2006

2. Национальная концепция образования Республики Таджикистан.

- Душанбе, 2002

3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. -М.: Школа - Пресс, 1994

4.Шарифзода Ф. Педагогика: формирующая личность и культурное общество. -Душанбе: Ирфон, 2010

5.Эмомали Рахмон. Выступление на встрече с представителями интеллигенции страны. // Народная газета. - 2007. - 28 марта.

Современное состояние компьютеризации процесса обучения

X. Шамсиддинов

Ключевые слова: образование, компьютеризация процесса обучения, компьютерные технологии, профессиональная деятельность преподавателя, информационная культура Подготовка будущих учителей к компьютеризации учебного процесса, являясь органической составной частью профессиональной подготовки специалистов в вузе требует научно обоснованного отношения к организации учебно-воспитательного процесса.

— 208- номаи донишгох )

Автор статьи анализирует современное состояние теоретической разработки проблемы применения её преподавателями, показывает, что несмотря на наметившиеся в последние годы изменения содержания, организации и методики использования компьютерных технологий в обучении, преподаватели, в основном, используют их недостаточно.

Contemporary State of Computerization in Teaching-Learning

Process

H. Shamsiddinov

Key vocabulary: education, computerization of teaching-learning process, computer technologies, professional teacher's activities, informational culture

The preparation offuture teachers for computerization of teaching-learning process being an organic staff and staple of the educational period requires a scientifically substantiated attitude towards the organization of studies and upbringing of specialists.

The author of the article analyses the contemporary state of theoretical elaboration of the problem, he shows that in spite of certain shifts and alterations concerned with computer technologies applied in tuition, changes introduced for the latest years in contents and methods innovations aren't used adequateey and needfurther accomplishments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.