М. Салимова
СУШНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Ключевые слова: педагогические технологии, профессиональная подготовка, современные преобразования, инновационный тип мышления, теория и практика Современные тенденции профессионального образования характеризуются его переходом на новый качественный уровень, основанный на политике информатизации.Одним из важных факторов осуществления Государственной програмы по компьютеризации системы общего среднего образования принятой в Республике Таджикистан в 2004 году является использование современных педагогических технологий. Применение современных педагогических технологий в учебном процессе школы создает возможность для эффективной организации уроков, внеурочных занятий, самостоятельных работ, что требует кардинальных изменений в процессе профессиональной подготовки учителя.
Реформирование профессионального образования сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в практике.
Соотношение теории и практики является одним из основных философских положений. Различаясь по сути, теория и практика всегда тесно взаимосвязаны между собой. Говоря о характере этого взаимодействия, К.Поппер указывал на недопустимость разрушения единства теории и практики, подчеркивая, что практика - не враг теоретического знания, «а наиболее значимый стимул к нему» [12]. Теория ориентирована на удовлетворение
— 122 - НОМАИ донишгох )
потребностей людей, служит практике, из которой она порождается, направляя ход практики, выступая в качестве регулятора практических действий. Как известно, теория сама по себе ничего изменить не может. Она становится материальной лишь тогда, когда воспринимается сознанием людей, которые должны употребить практическую силу, и энергия которых воплощает теорию в реальную действительность.
Как доказывают философы, теория воздействует на ход практических процессов не непосредственно, а через опосредование технологическими разработками. Именно на этапе технологизации совершается переход от научного описания к нормативной системе, имеющей целевое, практическое назначение. Отсутствие конкретно-прикладных теорий и технологий -одна из главных причин отрыва теории от практики.
В связи с этим в настоящее время интерес к технологическим подходам возрос и в педагогической науке.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на демократизацию и гуманизацию учебно-воспитательного процесса, на развитие и становление нравственного облика Человека.
Отмечая новое содержание, новые подходы, новые отношения, новый педагогический менталитет, следует подчеркнуть, что сегодня понимание образования наполняется новым смыслом. В связи с новыми парадигмами образования в педагогической науке и школьной практике важное место занимает «личностно-ориенти-рованный подход, суть которого заключается в построении такого педагогического процесса, который способствует развитию, саморазвитию, самореализации личностных свойств ученика» [4,77],
В педагогической науке и практике много внимания уделяется особенностям современных подходов к обучению и воспитанию, к постепенному преодолению единообразия в практике работы общеобразовательных школ, к появлению различного рода воспитательных систем, альтернативных школ, созданию авторских проектов, и особенно, новым педагогическим технологиям, адекватным уровню общественного развития.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования педагогических технологий характеризуются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции [13,3].
Одной из причин появления таких технологий, пожалуй, можно назвать укоренившиеся недостатки традиционной системы обучения, которая направлена, в основном, на подготовку послушных исполнителей без собственной активности ни в учебной, ни в трудовой деятельности, не готовых принимать собственных решений в любых жизненных ситуациях. Такая система, естественно, не соответствует требованиям времени, рыночной экономики.
Разнообразие подходов к определению понятия «педагогическая технология», многочисленность их разновидностей, концептуальных основ и характеристик вызывает необходимость, как в теоретическом, так и в практическом плане сосредоточить внимание на анализе сущности этого феномена.
Активное использование современных педагогических технологий вызвано стремлением большинства педагогов организовать обучение и воспитание подрастающего поколения более процессуально, более системно, более эффективно. Разработка научных основ современных педагогических технологий в системе профессиональной подготовки будущих учителей требует основательного рассмотрения теоретических аспектов этого понятия.
Для ясности изложения остановимся вкратце на этимологии понятия «технология», которое вошло и прочно утвердилось не только в производственной сфере, но и в педагогической теории и практике. Слово технология в переводе с греческого языка (techne - искусство, мастерство + logos -учение) означает:
— 124
НОМАИ донишгох
а) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ;
б) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства [15,30].
Технология - одно из фундаментальных общенаучных понятий нашего столетия. В Российской педагогической энциклопедии педагогическая технология представлена как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов [16,126].
В «Словаре русского языка» это понятие характеризуется следующим образом: «Технология - 1) Совокупность знаний о способах ... осуществления каких-либо производствебных процессов. 2) Совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс» [11, 263-264].
Понятие же «педагогическая технология» в последнее время получает все более широкое распространение в теории 'обучения. В педагогической литературе также стали использоваться различные инварианты этого термина как «технология обучения», «технология воспитания», «образовательные технологии» и т.д.
В отличие от производственных условий технологии обучения и воспитания не могут быть застывшими. Они учитывают уникальность каждой ситуации, особенности обучающихся и динамику их самовыражения, изменений, складывающихся отношений и т.д. В «Большом энциклопедическом словаре» дается такое определение: «Технология обучения и воспитания, как и любая технология, своей основой имеет последовательность процедур использования тех или иных средств для преобразования
(перевода из одного состояния в другое) обучаемых или воспитуемых в рамках определенной цели» [1, 1200].
В 40-е - 50-е годы, когда началось внедрение в учебный процесс технических средств обучения, появился термин «технология образования», который в последующие годы модифицировался в «педагогические технологии».
В середине 50-х - 60-х гг. это понятие широко обсуждалось на страницах педагогических журналов в стране и за рубежом, в материалах международных конференций, где было определено два направления его толкования. Первое направление было связано с техническими средствами обучения, а второе направление обозначено как «технология обучения».
С развитием научно-технического прогресса в 70-е - 80-е гг. понятие «технология обучения» все чаще рассматривалось как система средств и методов организации учебно-воспитательного процесса.
В истории развития педагогической науки в течение многих десятилетий продолжается дискуссия вокруг вопросов, связанных с технологией обучения. Многие исследователи задавались" вопросом о том, можно ли овладеть технологией обучения как определенным инструментом в педагогической деятельности или нет. В разные периоды развития педагогической науки выдающиеся педагоги давали разные ответы на эти вопросы. «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием»,- писал классик педагогики Я.А.Коменский, - только при этом условии его работа будет высокорезультативной. Школа - мастерская, она «живая типография», которая печатает людей. Учитель в учебном процессе пользуется такими же средствами для воспитания, образования людей, какими пользуются типографские работники, создавая книгу».
Анализ огромного арсенала литературных источников позволяет сделать вывод о том, что в последние годы возрос интерес к технологическому подходу в обучении и воспитании. Но в истории педагогики также известны противоположные мнения по поводу технологизации образования, утверждавшие
неправомерность использования в такой гуманной науке как педагогика технократического термина «технология». Представители такого направления, как «педагогика творчества», считали преступной саму попытку с помощью технологии воздействовать на живую и неповторимую личность ребенка. А.С. Макаренко утверждал, что «педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Однако А.С.Макаренко в своих трудах смело использует понятие «педагогическая техника», а также оперирует понятием «педагогическая технология».
В век наукоемких технологий, по нашему мнению, невозможно не согласиться с необходимостью перехода на технологизацию образования, так как именно через нее осуществляется индивидуальный подход к развитию каждого ребенка, дифференциация образования, гуманизация и демократизация всей образовательной системы.
Технологизацию педагогического процесса в современной педагогической науке мы связываем с поиском таких подходов, которые могли бы перевести обучение на субъектную основу с установкой на саморазвитие и самореализацию личности обучающих и обучаемых.
Понятие «образовательная технология» с начала 60-х гг. появляется в печати некоторых зарубежных стран. С 1961 года в США начал издаваться журнал «Education Technology», (Технология образования), в Англии в 1964 году вышел в свет журнал «Educational Technology and Programmed Learning», (Образовательная технология и программированное обучение), с 1965 года в Японии издается журнал «Педагогические технологии».
В 60-е годы оформляется технологический подход к обучению. Его становление тесно связано с программированным обучением, основоположником которого является американский психолог Б. Скиннер, предложивший повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Сущность идеи программированного обучения состоит в повышении знаний
о специфике процесса учения, о ее закономерностях. Особенностями программированного обучения являются уточнение учебных целей и последовательная (поэлементная) процедура их достижения [1,2]. Этот период, как указывает Г.К. Селевко, в сфере обучения можно назвать периодом единообразия, так как любая цель обучения предписывалась учителю свыше (методистами или авторами книг для учителя). Причем методисты не владели способами постановки целей и ставили их не диагностично. Существовали и разные варианты в подходах к постановке цели обучения. Например, в одних случаях цель формулировалась как «знать определение», в других - «выработать представление», в-третьих - предполагалась основная цель, и при этом не говорилось о других (не основных) целях. Все эти изначально недостаточные, или расплывчатые и аморфные целевые установки предлагались в качестве образцов к отдельным учебным темам и урокам. В эти годы работа учителя не была конкретно направлена на достижение определенного результата, так как ему предписывалось концентрировать свое внимание на точном исполнении «шаблонного» сценария, изложенного в предметных методиках и поурочных разработках.
В 70-е гг. возникла «информационная технология обучения», под которой понимается структура взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерных программных средств. Немного позже в сфере высшего образования одной из перспективных систем подготовки специалистов явились технологии дистанционного обучения, представляющие собой сложный комплекс аппаратных, программных, методических средств. В 80-е годы, вследствие развития техники и компьютерных систем, понятия «педагогическая технология» и «технология обучения» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.
В настоящее время многие профессионалы-педагоги глубоко заинтересованы новыми педагогическими технологиями и считают, что технологический подход к образованию значительно эффективнее традиционного. В связи с тем, что термины
«образовательная технология», «педагогическая технология» являются сравнительно новыми, лишь начинающими входить в научный оборот понятиями, различные исследователи трактуют их по-разному. Приведем несколько примеров определений этого понятия.
Б.Т. Лихачев отмечает: «Педагогическая технология -совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [16,31].
Истоки методологии педагогической технологии сформулированы В.П. Беспалько. Он представил педагогическую систему в виде двух основных частей: дидактической задачи и технологии решения данной задачи. «Каждая дидактическая задача, - пишет В.П. Беспалько, разрешима с помощью адекватной технологии обучения, целостность которой обеспечивается взаимосвязанной разработкой и использованием трех ее компонентов: организационной формы, дидактического процесса и квалификации учителя. Главная мысль: необходимо превратить учебно-воспитательную работу школы из малоупорядоченной совокупности действий разных учителей в целенаправленный процесс работы педагогического коллектива» [3,10]. Автором реализован системный подход к анализу сущности педагогической технологии: предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса и последующего воспроизведения проекта в классе; проектирование структуры и содержания учебно-воспитательной деятельности самого учащегося; процесс целеобразования (диагностического целеобразования и объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала и развитие личности в целом) принцип структурной и содержательной целостности учебно-воспитательного процесса. Автор, рассматривая педагогическую технологию как педагогическую систему, считает, что поэлементное описание сущности педагогической системы и представляет собой общую концепцию образования, которая преобразуется в педагогическую технологию. Он также определяет педагогическую технологию
как «описание (проект) процесса формирования личности учащегося», которая позволит, с одной стороны, обеспечивать безусловную реализацию целей обучения, с другой - быть посильной для «осуществления в любом учебном заведении и любым учителем». В.П.Беспалько справедливо замечает: «Обновление школы возможно только нерез научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя»[3,3].
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология - область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П.Митчел) [9,78].
Технология обучения, как указывает С.Сполдинг, «включает целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных систем в целом и установление цели заново, как только становится известной новая информация об эффективности системы». В.В. Сериков считает, что эволюция этого понятия идет от технологии как элемента до качественно нового понимания педагогической деятельности как системно организованной, технологизируемой социальной сферы [14,113].
В.М. Монахов дает несколько другую формулировку этому понятию. Педагогическая технология, - пишет он - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Педагогическая технология - это радикальное обновление инструментарных методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и школьной практики (В.М.Монахов). Объясняя задачи технологий, он пишет: «Ведущим принципом в проектировании педагогической технологии должна быть активность самого учащегося. Главное здесь - наличие сформулированной внутренней мотивировки желания и умения приобретать знание» [10,37]. Кроме этого, В.М. Монахов вводит определение методической технологии. «Методическая технология - это совокупность определенных подходов, приемов, способов в работе учителя на уроке, направленная на достижение программных требований по обучению и воспитанию учащихся. Учет таких требований как системность, преемственность, эффективность, во взаимодействии с такими фундаментальными целями, как повышение качества обучения, реализация методики полного усвоения, при определенных условиях может привести нас к методической технологии».
Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок: социального заказа, образовательных ориентиров, целей и содержания образования. Конкретизируя содержание" понятия «педагогическая технология», М.В.Кларин трактует ее как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [7].
И.Я. Лернер предлагает трактовать формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых. По его мнению, это способ организации, образ мыслей о материалах, людях, учреждениях, моделях и системах типа «человек-машина», это проверка экологических возможностей проблемы.
П.И. Пидкасистый считает, что существенными чертами технологии обучения являются «воспроизводимость обучающего цикла, то есть, возможность его повторения любым учителем» и
«обратная связь, объективный контроль знаний». Технология обучения (педагогическая технология) понимается как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработки оптимальных систем по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками (П.И. Пидкасистый).
В педагогической литературе (Симонов В.П.) также выделяются четыре уровня педагогических технологий: уровень теоретического представления о педагогическом процессе, принципах его организации и факторах успешности; уровень нормативного представления через правила, рекомендации, алгоритмы действия учителя и учащихся; уровень конкретного проекта; уровень описания последовательности и характера действий учителя и учащихся.
Технология - это правила организации деятельности и выбора средств ее осуществления (В.В. Гузеев).
Педагогическая технология - это проект (алгоритм) организации и осуществления педагогического процесса (Ф.Шарифзода).
Подчеркивая важность педагогически правильно сконструированной технологии, таджикский учёный Ф.Шарифзода отмечает,что педагогическая технология должна быть связана с соответствующей концепцией педагогического процесса, представлять один из его уровней (технологический); технология предназначена для реализации учебно-воспитательного процесса, его сущностных характеристик, т.е. является его инструментарием; структура технологии обучения может быть адекватной проекту (оригиналу) учебного процесса, т.е. связанной с организацией и реализацией совместной деятельности ее участников; педагогическая технология предполагает овладение инструментарием и учителем, и учащимися; педагогически правильно сконструированная технология повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, творческую активность педагогов и учащихся [ 18 ].
Таким образом, несмотря на то, что педагогические технологии прочно входят в педагогический лексикон, в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Глубоко осмысливая технологический подход к обучению,
таджикский исследователь И.Х.Каримова правомерно считает, что технологический подход происходит из педагогической культуры: философия образования - образовательная политика -образовательная технология. По её утверждению, первая дисциплина выясняет, «зачем учить», вторая - «чему учить», третья
- «как учить» [ 6 ].
В настоящее время термин «педагогическая технология» становится очень актуальным и требует основательного изучения, осмысления, так как на практике учителя, преподаватели и управленцы часто путают методику с технологией обучения, технологические карты с планом урока и т.д.. В его употреблении встречаются некоторые терминологические нюансы, на которые, мы думаем, надо обратить больше внимания во избежание неясностей в изложении. В педагогической литературе и практике работы школ термин «образовательная технология» часто применяется как синоним понятия «педагогическая система». Но понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности. Иногда понятие технологии почти полностью перекрывается понятием «методики обучения». Исследуя область применения технологий в педагогике, С .Смирнов отмечает три встречающихся толкования:
1)как синоним понятий «методика» или «форма» организации обучения (технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т.д.).
2)как синоним конкретной педагогической системы (технология развивающего обучения, «традиционная» технология обучения, система В.В.Давыдова - Д.Б.Эльконина для школы и т.п.)
3)как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.
Только в последнем толковании сохраняется первоначальный смысл «технологии». Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль точности его достижения. В технологиях более представлены процессуальный, количественный и расчетный компоненты. В методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-
ориентировочная стороны. Педагогическая технология отличается от методик обучения своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов (А.М.Кушнир). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входит в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии - в состав методик обучения.
Методика обучения включает разнообразные методы обучения и воспитания, но не выстраивает их в определенную логическую цепочку. А технология всегда предполагает определенный алгоритм, логику, последовательность приемов.
Другими словами, можно сказать, что педагогические технологии являются средством развития личности обучаемых и отражают сущностные характеристики педагогического процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой энциклопедический словарь. -М., 1997
2. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. -М, 1971
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, М., 1989
4. Иванова Н.Д. Проблемы внедрения целостного педагогического процесса. Информационно-методический сборник «Дарын», №2,
2003
5. Иванова Н.Д., Сатывалдиева A.C. Инновационные педагогические технологии в совершенствовании одаренных детей. Информационно-методический сборник «Дарын», №6, 2002
6. Каримова И.Х., Шарифзода Ф. Учитель - творец добра и прогресса.-Душанбе, 2010
7. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М.,1989
8. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. -М., 2-е изд., 1998
9. Лутфуллоев М. Независимый Таджикистана и вопросы воспитания. -Душанбе, 2005
10. Монахов В.М. Технология проектирования профессионального становления будущего учителя. Волгоград—Москва - Михайловка, 1998
— ,34~С НОМАИ донишгох }
11. Митчелл П. Энциклопедия педагогических средств, коммуникаций и технологий. -Лондон. 1978
12. Ожегов СИ. Словарь русского языка. Под. ред. Н.Ю.Шведовой, -М.: Русский язык, 1986
13. Поппер К. Логика и рост научного знания. -М., 1983
14. Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах. -М., 1999
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. -М, 1998
16. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999
17. Словарь иностранных слов. -М.: Рус.яз.,
18. Шарифзода Ф.Актуальные проблемы современной педагогики. В двух томах. -Душанбе, 2010
Сущность современных педагогических технологий и их роль в профессиональной подготовке будущих учителей
М. Салимова
Ключевые слова: педагогические технологии, профессиональная подготовка, современные преобразования, инновационный тип мышления, теория и практика
Современные преобразования, происходящие в общественной жизни, остро ставят проблему формирования личности, которая способна включиться в трансформационные процессы. Обучаемый должен развиваться через систематическое самообразование и самосовершенствование.
Настоящая статья посвящена актуальной теме педагогической науш. В статье глубоко и всесторонне анализируются теоретические основы и сущность современных педагогических технологий, проводится аналнз трудов зарубежных и отечественных авторов по исследуемой проблеме. На научной основе излагается этимология понятия «технология», которое применяется не только в производственной сфере, но входит также и в педагогическую теорию и практику.
The Essence of Modern Pedagogical Technologies and their Role in Professional Training of Future Teachers
M.K.Salimova
Key words: pedagogical technologies, professional training, modern transformations, innovative type of thinking, theory and practice
Modern transformations taking place in social practice set an acute problem of pestering an individual who would be able to work actively in the field of changing processes. The individual taught should develop through the system of self-education and self-improvement.
The given article is devoted to the actual theme of the pedagogical science. The article dwells on a profound and versatile analysis of theoretical foundations and the essence of modern pedagogical technologies; the works of home and foreign authors on the problem explored being considered thoroughly. The etymology of the notion "technology" is used not only in the sphere of industrial production, it has been gaining the space ofpedagogical theory and practice as well.